Когда раньше ходили в баню

Когда нужно ходить в баню на Руси

Баня на Руси испокон веков считалась непростым местом. Бытовали поверья об обитающих там духах — банниках и банницах. Считалось, что в бане необходимо соблюдать определенные правила, чтобы не навлечь на себя гнев этих потусторонних сущностей.

Когда ходить в баню

Посещать баню разрешалось только в определенные дни. Например, нельзя было ходить туда в понедельник – этот день отводился в распоряжение банника. Лучшими днями для похода в баню слыли четверг и суббота. Не возбранялось ходить туда и во вторник. А вот в воскресенье делать это не рекомендовалось – будешь болеть.

Главным условием было не хо­дить мыться в одиночку и после полуночи, так как в это время к баннику в гости жалует нечистая сила. Нельзя было ходить в баню с третьего захода — «третий пар» оставался для банника.

Женщине не следовало заходить в баню первой, так как считалось, что тогда все ее грехи и болезни перейдут на того, кто пойдет следующим. Поэтому сначала парились мужчины, а потом уже женщины.

Как следовало вести себя в бане?

Перед тем как зайти в баню, нужно было снимать с себя нательный крест. В бане никогда не размещали икон и другой религиозной атрибутики, так как здесь проходила граница между реальным и потусторонним миром, здесь была территория темных сущностей, которых символы веры раздражали.

Читайте также:  Веники дубовые заготовка когда заготавливать

Войдя в баню, следовало обязательно спросить у «хозяина» позволения. Например, такими словами: «Банник-банник, в дом к тебе прошусь, от зла защищусь. Твои правила знаю, их заклинаю! Гостя прими по чину да по совести. Нашли не беды, а благости!» А уходя, непременно следовало попрощаться и поблагодарить банного духа за «гостеприимство».

Нельзя было отправляться париться в нетрезвом состоянии, плевать на камни – банник плюнет в ответ! Запрещалось пользоваться чужим веником – в этом случае вы рисковали навлечь на себя хвори и другие неприятности владельца веника.

В процессе мытья нельзя бы­ло чересчур поддавать жару и торопить друг друга. Чтобы умилостивить «банного хозяина», было принято после мытья оставлять в бане пар, ставить в угол све­жий веник и лохань с чистой водой.

Тому, кто не соблюдал «банные правила», могло не поздоровиться. Говорили, что банник может плеснуть кипятком, а то и задушить, содрать с ослушников заживо кожу или «зажарить» до смерти в печи.

Словесные «табу» в бане

Издавна баня служила местом для различных магических обрядов. Здесь гадали, делали привороты, снимали сглаз или порчу. Существовала масса магических заговоров, которые следовало произносить именно в бане. Но были и слова, которые ни в коем случае нельзя было говорить в бане.

Например, в бане нельзя было повышать голос и ссориться. Считалось, что банник любит покой и может за это наказать.

Нельзя было произносить бранные слова, в том числе непечатные. Этим человек как бы призывал к себе нечистую силу.

Нельзя было поминать черта или другую нечистую силу. Она тут всегда была рядом и могла появиться.

В наши дни многие считают все это пустыми суевериями. Но такими были многовековые традиции наших предков.

Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/history/50588-kogda-nuzhno-khodit-v-banyu-na-rusi.html

История русской бани

В России бани были известны с самой глубокой древности. Летописец нестор упоминает про бани в 1 столетии нашей эры, когда Св. Апостол Андрей, проповедуя в Киеве евангельское слово, отправился потом в Новгород, где он увидел чудо — парившихся в бане. В ней, по описанию Нестора, все превращались по цвету в сваренных раков. Накалив печь в деревянных банях, «туда входили нагими и там обливались водой. Потом брали розги (веник) и начинали себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми. Но потом, окатившись холодной водой, оживали. Так делали ежедневно». Нестор заключает: «Ни кем, не будучи мучимы, сами себя мучили и совершали не омовение, а мучение».

После того, как Россию стали посещать многочисленные путешественники из Западной Европы, русские бани стали появляться и за границей. Бани появились в Вене, Париже, Берлине, но они были только похожи на наши бани. Ни немцы, ни французы не могли выдержать наш жар. Они считали, что бани, как средство потогонное, весьма полезны, но так париться, как в России, вредно. Европейские врачи того времени считали, что: «Тело расслабляется и мозговые органы тупеют. Кожа теряет эластичность, блекнет и скоро покрывается морщинами. Женщины вянут раньше времени, преждевременно бледнеют».

Русские очень любили крепкий жар, что не раз отмечали иностранцы. Один из них писал: «Многие в России парятся в самом крепком духу, а другие даже не в бане, а в раскаленных печах… Но это уже истинные любители, которые, кувыркаясь на разостланной соломе в печи, приказывали еще закрыть за собою заслонку печи, и так парятся, что душа вылетает вон!» Один иностранец отмечал: «Если русский не попарится в субботу, ему становится как то стыдно и совестно, и чегото не хватает ему». Трудно представить себе картину, как можно париться в печи, а делали, да и сегодня еще можно встретить такой способ, это так. Из разогретой печи удаляют угли, хорошо подметают и устилают соломой. Ставят чугун с довольно горячей водой, забираются в печь и ложатся на солому так, чтобы голова выглядывала из устья. Сбрызгивают водой свод печи, отчего в ней резко увеличивается температура и повышается влажность. А далее берешь веник и паришься.

Русские были очень чистоплотными и набожными, поэтому был обычай ходить в баню после совместно проведенной ночи. Делали это с утра и только после бани подходили к образам. А набожные люди почитали себя недостойными даже и омывшись после совместно проведенной ночи на второй день вступать в церковь и стояли перед дверью храма.

В старину строго соблюдалось правило: жених перед брачным днем должен был вымыться в бане, а после первой брачной ночи молодые шли в баню вместе. Этому обычаю следовали и простой люд и цари и князья до начала XVIII столетия.

В народе существовало поверье, что «баня все грехи смоет».Истории и поверья про баню

Баня издавна играла важную роль в домашнем быту русского человека. Своя баня имелась не только в каждом зажиточном доме, но и (особенно в деревне) почти у всех бедняков. Для небогатых в городах были общие бани («царские мыльни»). Баня с каменкой для поддавания пара составляла для русского человека жизненную потребность и являлась не только средством для соблюдения чистоты тела, гигиены, но служила также универсальным лекарством от всех болезней. И не только. Баня для русского человека была источником истинного удовольствия, отдохновения для души и тела, телесного и даже морального очищения и совершенствования.

Перед заходом в баню, не посредственно когда человек собирался париться, существовала традиция подавать несколько ломтиков редьки. Съев их человек направлялся в парилку. Для утоления жажды в бане и в предбаннике ставился прохладный квас приправленный мятой или другими душистыми травами.

Какой была атмосфера в бане

Для распаривания веников и поддавания пару кипятили квас с мятой. В самой бане лавки покрывались мятой, ароматным голубым донником и другими душистыми травами. На лавках, рядом со свежими вениками (в основном березовыми), «стояли шайки для умывания и туеса из бересты налитые квасом с запахом мяты и служившие для окачивания тела перед тем, как подниматься на полок, который делался из липового дерева и, обданный кипятком, окутанный паром, издавал медовый запах липы». Каждый, кто хотя бы раз был в бане и парился в такой атмосфере, не сможет устоять от соблазна повторить для себя это истинное удовольствие.

Наши предки считали чтобы быть здоровым нужно ходить регулярно в баню. По этому поводу существует народная поговорка: «Баня парит, баня правит, баня все поправит».

Появление бани на Руси точно неизвестно. Есть мнения что ее завезли иностранцы, но все больше склоняются к тому что баня это чисто русское изобретение. Потому как ходят в баню в России не похоже на традиции ни какого народа.

«Здесь почти при каждом доме есть баня, потому что большая часть русских прибегает к ней по крайней мере, раз, если не два, в неделю… Русские и чухонские женщины, прислуживаю щие там (в бане), превосходно знают свое дело… Они, вопервых, умеют дать воде, которую льют на раскаленные печные кирпичи, ту степень теплоты или холода, какую вы сами желаете и, во вторых, мастерски ухаживают завами. Сначала, когда полежишь немного на соломе, которая кладется на полки и покрывается чистою простынею, они являются и парят вас на этом ложе березовыми вениками сколько сами захотите, что необыкновенно прият но, потому что открываются поры и усиливают испарину», потом пальцами отделяют «от тела нечистоту, а затем берут мыло и натирают и, наконец, в заключение всего, окатывают водой и обтирают полотенцем. По окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным». Так писали иностранцы про русские бани.

У каждой семьи существовали свои традиции и рецепты мытья в бане.

По старинным обычаям русский человек с дороги всегда шел в баню, а по обычаям русского гостеприимства приехавших гостей сначала потчевали баней.

Любовь к бане была отличительной чертой русской натуры. Считалось, что кто не любил баню тот русский. Так как в баню ходили все – от мала до велика.

Источник статьи: http://helpinginer.ru/istoriya-bani/

Банный день: по каким соображениям на Руси все мылись только по субботам

Банные процедуры любят многие русские и заграничные гости. Несмотря на появление новомодных спа-салонов и финских саун, баню ничем не заменить. Только в русской бане можно получить тот оздоровительный эффект, который так необходим в конце рабочей недели.

Суббота — банный день

Как правило, походы в баню осуществляются в субботу. По крайней мере именно так было ранее на Руси. Причин тому было несколько.

Во-первых, суббота — это первый выходной после трудовой недели. То есть, если в течение недели рабочие люди мылись по-быстрому, то в субботу этой процедуре уделялся чуть ли не весь день с самого утра.

Сначала носили воду, подготавливали дрова, веники. А затем начинали париться. Пока пар не вступал в полную силу, запускали малышей. За ними шли женщины. И когда уже баня растапливалась на всю мощь заходили мужики. Они распаривали свои натруженные от работы тела и обсуждали планы на следующую неделю.

После бани всех непременно ждал накрытый стол. Попить чаю с самовара с баранками и пирогами считалось чуть ли не обязательным действием. И только потом можно было уже отходить ко сну.

Ну а во-вторых, суббота шла перед воскресеньем. А седьмой день недели люди отдавали церкви. Они ходили на причастие и на службу. К тому же на второй день после принятия банных процедур и тело, и душа находятся в спокойствии и чистоте. И именно такими и должны быть те, кто приходит в церковь.

Запретные дни

Но были для бани и дни запретные, когда мыться и париться было строго запрещено. Такими днями считались воскресенье и понедельник.

Воскресенье по религиозным правилом считалось выходным и мыться в этот день было строжайше запрещено. Тех, кто осмеливался работать в бане в такой день, ждало суровое наказание.

А понедельник принадлежал по суеверным понятиям хозяину бани. Звали его Банник. И ни в коем случае нельзя было нарушать это правило. Иначе рисковали быть обваренными или задушенными Банником.

Источник статьи: http://fb.ru/post/history/2019/6/28/113986

История и традиции русской бани: краткий очерк

Любимая традиция каждого русского

Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят:

Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу.

Понятие русской бани, история появления

Русская баня — это специально оборудованное помещение, которое предназначено для принятия водных гигиенических и тепловых процедур с целью профилактики и оздоровления всего организма.

Сегодня тяжело судить о том, что натолкнуло древнего человека на мысль о создании бани. Возможно, это были случайные капли, попавшие на раскаленный домашний очаг и создавшие небольшие клубы пара. Возможно, открытие это было сделано намеренно, и человек тут же по достоинству оценил силу пара. Но то, что культура парных бань известна человечеству очень давно, подтверждают многочисленные археологические раскопки и письменные источники.

Так, согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. А посетив еще в V в. до н.э. территорию племен, населявших Северное Причерноморье, он подробно описал баню, которая напоминала хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни.

Немытая Европа и чистая Россия

Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое. На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев. Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.

Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!

Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук».

Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами, тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.

Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты — чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.

Блохоловка — устройства для ловли и обезвреживания блох; в старые времена неотъемлемый элемент гардероба

Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела.

Блохоловка

И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого, — Анне, которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:

За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу?!

А что же на Руси?

А на Руси баня существовала всегда, по крайней мере, если верить византийскому историку Прокопию Кесарийскому, которые еще в 500-х гг. писал, что древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.

Согласно древним описаниям, баня представляла собой бревенчатое строение с очагом, на раскаленные угли которого время от времени лили воду, которая превращалась в пар. Согласно народным повериям, хранителем бани и ее душой является банник — абсолютно голый старичок, тело которого покрыто листьями от веника. Банника полагалось время от времени задабривать, угощая его хлебом с солью, что лишний раз подчеркивает уважительное отношение славян к самой бане и ее «сущности», которую буквально боготворили.

Появившись на территории Руси еще во времена язычества, когда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами, что отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А. Афанасьев. Баня была не просто местом, где можно было очистить свое тело от грязи и принять гигиенические процедуры, но и неким лечебно-профилактическим учреждением, где люди древней врачебной специальности любого хворого могли поставить на ноги.

В свою очередь летописи X–XIII вв. указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян, начиная с V–VI вв., когда ее ласково называли мовница, мовь, мыльня и влазня. И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов — крещения, венчания, причащения и прочего.

«Протопи ты мне баньку по-белому!»

Баня по-белому, о чем поет в своей песне В. Высоцкий, появилась на Руси гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю. Первое время славяне строили бани без дымохода, по-черному, а в качестве естественной вентиляции использовалась периодически открывающаяся дверь. В бане по-черному дым идет не в дымоход, а в само помещение бани, откуда он выходит через открытую дверь, а также через особое отверстие в потолке или стене (т.н. «трубу»). После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар. Потом остатки углей выгребают, а первый пар выпускают, чтобы он унес с собой сажу с камней. После этого можно париться. Баню по-черному сложнее топить и нельзя подтапливать во время мытья (как баню по-белому), но за счет того, что дым съедает все прежние запахи, баня по-черному имеет свою прелесть, недостижимую в бане по-белому.

Позже стали возводить бани по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, имеющая дымоход.

Василий Шевчук. «Русские бани по-черному»

Кроме того, в ту пору существовал еще один интересный и необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой. Затем внутрь печи забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой. В таком необычном удовольствии себе не отказывали даже немощные и старики, которых попросту вдвигали в печь на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помыть и попарить слабого, как положено.

Баня для русского — это больше, чем любовь!

Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.

Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.

Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.

Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека. Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления. А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой — это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.

Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И. Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия. Согласно ему же, для русского человека посещение бани — это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.

В свою очередь иностранцы, посещавшие Русь, с удивлением отмечали привычку русского народа очень часто и подолгу мыться, чего они не встречали ни у себя на родине, ни в других странах. На самом деле, как правило, мылись раз в неделю, по субботам. Но для иностранцев, которые почти никогда не мылись, это казалось «очень часто». Так, например, немецкий путешественник Адам Олеарий в свое время писал о том, что в России невозможно найти ни одного города или даже бедной деревни, где отсутствовала бы баня. Они здесь просто на каждом шагу, и их посещают при любой возможности, особенно в периоды нездоровья. И как бы резюмируя, в своих трудах он отмечал, что, возможно, такая любовь к бане не лишена практического смысла, а сам русский люд от того так крепок духом и здоров.

Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.

Вместо заключения

Согласно мнению многих исследователей культуры и быта русского народа, секрет русской бани прост: она очищает и оздоровляет одновременно. Да и само архитектурное решение сооружения незамысловато и представляет собой обычное помещение с печкой-каменкой, что позволяет иметь его человеку любого достатка и положения.

Что же до особой любви к бане и популярности банного ритуала на протяжении всей истории, то это лишний раз подчеркивает стремление каждого русского человека к чистоте, опрятности, здоровью, ясномыслию и порядочности. Банная традиция, несмотря на то, что внешне остается бытовым явлением, является важным элементом культуры, который благоговейно хранится, передаваясь из поколения в поколение, и остается важным признаком принадлежности к русскому народу. Таким образом, пока существует русский народ, до тех пор будет существовать и баня.

Источник статьи: http://ruvera.ru/istoriya_russkoiy_bani

Оцените статью
Про баню