Красуйся град петров царское село холодные бани и камеронова галерея

3. Архитектурный ансамбль Агатовых комнат, Холодных бань и Камеронова галерея

Царское cело – парадная резиденция великой императрицы, «русский Версаль». Екатерина II задумала тогда поразить пышностью своего царского двора западноевропейских властителей. Расходы на строительство в 1779 году достигли рекордной суммы – около 100 000 рублей в год, и в этих работах было задействовано более 4 000 человек. Начав со сравнительно скромных монументов в парке и небольших перестроек во дворце, императрица все более расширяла сферу своего «архитектурного влияния». Она была нетерпеливой заказчицей и ожидала немедленного воплощения своих многочисленных затей в жизнь. Так Камерон наконец получил уникальную возможность развернуть свои дарования и продемонстрировать понимание классического подхода на практике.

2.
Отсюда: http://www.nice-places.com/articles/russia/peterburg/471.htm

3.
Отсюда: http://www.archi.ru/photo/buzlanov/spb/pages/spb024.htm

Это неожиданное сочетание яркого капризного барокко Елизаветинского дворца и величественной строгости античного павильона удалось Камерону в Царскосельском саду благодаря творческой решительности и тонкому вкусу. Перед зодчим стояла очень непростая задача: включиться в невероятный по силе ансамбль, созданный гением стиля – Растрелли. Только неординарная творческая индивидуальность позволила Камерону создать независимое и законченное архитектурное творение. Он ставит основной корпус терм отдельно от корпуса Растрелли и флигеля Фельтена, на массивный нижний этаж из грубого «необработанного» камня, словно предлагая основу легким дворцовым постройкам. Этот прием, который будит нашу фантазию, предлагая представить, что фундаментом сооружения служит более раннее, «древнее» здание, оставляет Камерону возможность быть совершенно свободным в композиции своих строений.

3.
Отсюда: http://spbtourismdata.gov.spb.ru/ru/objects/110/

Камеронова галерея, или Термы Камерона, – так еще принято называть обширный архитектурный комплекс, окруженный садами, – Холодные бани, Агатовые комнаты, Висячий сад, пандус и галерею (Пушкин называл их «чертогами, несущимися к облакам»), – эти удивительные и непривычные глазу постройки охватывали обширную территорию парка, а галерея являлась не только местом для прогулок, но и своего рода трибуной во время парадных фейерверков и празднеств.

Читайте также:  Как выходит дым в бани по черному

4.
Остюда: http://stilarhitekturi.livejournal.com/11286.html?page=1

Исключительно стройные и спокойные фасады, выходящие в сторону дворца, разбиты по высоте на две почти равные части и на втором уровне фасада выходящего в противоположную сторону — в парк, устроен висячий садик. В нем входом в Агатовые комнаты служит ионическая овальная ротонда, которая кажется почти не связанной с павильоном. Ее изящество прекрасно гармонирует с колоннадой галереи и портиком у выхода из дворца.

5.
Отсюда: http://shelomova.spb.ru/win/ekaterin_park2014_01.html

6.
Отсюда: http://geglov2.narod.ru/Foto/Ekat_p/Ekat_p_f_009_n_02.htm

Для того чтобы вписать этот своеобразный павильон в общий ансамбль, Камерон сокращает масштабы. Он создает римские термы в миниатюре. «Грандиозные формы римского зодчества прошли через призму гостиных и будуаров эпохи Людовика XVI» – так характеризует манеру Камерона искусствовед С.С. Бронштейн в книге «Архитектура города Пушкина». И пусть колоннада галереи отличается стройностью декора и обилием скульптуры. Как бы ни была прекрасна наружная архитектура стен, более всего поражали современников внутренние интерьеры. Державин назвал этот комплекс «термом, Олимпу равным», где самоцветы горели, как «тучи звезд».

7.
Отсюда: http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/ekaterininskii-dvorec-agatovye-komnaty.html#.VmLA62C7-Ng

Помещения Агатовых комнат были названы так из-за примененного в их украшении агата. Декор стен ограничивался мягкой игрой мрамора и соотношением тонов агата, порфира и других самоцветов Урала. Сюжеты барельефов, вазы, орнамент, материалы (золоченая бронза, натуральная яшма) исполнены изяществом античности. Мерный ритм ниш, высоких дверей-окон и широкий шаг коринфских колонн… В произведениях Камерона нет фальшивых окон, неиспользованных пространств, стен и перекрытий, упирающихся в оконные проемы. Камерон решает интерьеры с точки зрения функционального назначения помещений, и выбор материалов продиктован древним знанием, как сохранить в покоях приятную свежесть. Здесь хорошо в летний жаркий день после длинной прогулки по парку и всегда солнечно днем. Часть помещений была изумительно расписана. Однако судить об этом теперь мы можем больше по рисункам – росписи утеряны, впрочем, как и двери, камины, которые составляли значительную художественную часть убранства и являлись акцентами декоративных моментов. И все же интерьерные работы мастера в Агатовых комнатах сохранились гораздо лучше, чем в Павловском и Царскосельском дворцах.

На верхнем этаже располагалась мраморная гостиная. По сторонам этого главного зала были устроены небольшие кабинеты для бесед и отдыха и, согласно древнеримской традиции, – библиотека. Сохранившиеся в Эрмитаже рисунки вариантов интерьера этого зала показывают, что первоначальное убранство его было гораздо более сложным, а несколько небольших гостиных – Розовая и Зеленая, а также библиотека не только не сохранили до наших дней убранство, но даже поменяли цвет.

8.
Отсюда: http://spbtourismdata.gov.spb.ru/ru/objects/110/

На этом же этаже располагались и два кабинета – Яшмовый, небольшой, насыщенный архитектурными деталями, и Агатовый, облицованный темно-красным агатом. Эта комната была уникальна своим богато декорированным сводом, хотя пространства всех залов были перекрыты высокими сводами и все богатство художественной отделки было сосредоточено в них. Сложный свод представлял собой полет резных многогранников, бесконечное переплетение золоченых фигур, иногда украшенный плафоном. Ощущение парадности и торжественности насыщало все пространство. К Агатовому кабинету примыкала лестница, которая вела на первый этаж ванн – в Холодные бани.

9.
Отсюда: http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/ekaterininskii-dvorec-agatovye-komnaty-lestnica.html#.VmLBWWC7-Ng

10.
Отсюда: http://spbtourismdata.gov.spb.ru/ru/objects/110/

В этих помещениях Камерон воссоздал залы частных терм, наподобие тех, какими владел Сенека или Петроний. Согласно характерной особенности классической планировки комплекс ванн Холодные бани был расположен под углом в 45 градусов к сетке меридианов. То есть не фасады зданий, а их углы были сориентированы на север, юг, запад и восток – таким образом, не оставалось ни одного зала, который в течение дня не освещало бы солнце. В Холодных банях, которые правильнее было бы называть термами, на первом этаже, согласно традиции, располагался «аподитерий» – помещение для раздевания, за ним шел просторный зал для плаванья в прохладной воде – «фригидарий», далее следовали «тепидприй», где были расположены камин, диваны, и «лабрум» – теплая ванна. Горячая баня – «кальдарий» – была разделена на комнату отдыха и непосредственно на парильни, тут находилась и комната для массажа. Все обслуживающие помещения по канону самого Витрувия были отделены от комнат для купаний глухой стеной. За ней располагались резервуары для горячей и холодной воды, помещения для истопников и прислуги. Обратный путь подчинялся римскому закону постепенного перехода в помещение с более низкой температурой. Из горячей бани (отнюдь не римского образца: в «кальдарии» на решетчатом своде печи было сложено 250 раскаленных пушечных ядер, которые поливали водой и таким образом получали горячий пар) через комнату с теплой ванной можно было снова пройти к бассейну или прохладной ванне.

И снова – ничего не осталось, только наброски, чертежи, эскизы… Известно, что воды «фригидария» были украшены росписью и скульптурными композициями, а все сюжеты декора были посвящены мифологии: Кентавр Несс перевозил на себе через реку Деяниру, жену Геракла; пастух Акид, любивший Галатею, умирал – и кровь его превращалась в ручей… Бассейн стоял под ротондой на тонких фаянсовых колонках. Богатые барельефы и драпировка. Отсюда шла дверь в сводчатое помещение, которое занимало роскошное античное ложе. Медальоны этой комнаты посвящены любовным мифам: об Амуре и Психее, Афродите и Адонисе, богине луны Селене и ее Эндимионе. Невозможно описать словами эти восхитительные картинки, но можно попробовать выразить былую красоту этих интерьеров языком официальной описи. Краткий каталог музея Екатерининского дворца от 1918 года, составленный председателем комиссии царскосельских дворцов-музеев Г.К. Лукомским, гласит: «Холодные ванны – лепные плафоны, прекрасный камин, бронза, мрамор, отличные колонки. Вся обработка – 250 000 рублей».

Фасад здания со стороны Верхнего сада богато украшен колоннами, расставленными в необычном ритме. И все заявленные здесь архитектурные элементы: карниз, медальоны, ниши – будут еще раз использованы Камероном по отдельности для декорирования прочих, более сдержанных фасадов. Камеронова галерея замыкает перспективу со стороны озера и со стороны пруда. Она стоит, словно отделяя часть дворца и парка от елизаветинского ансамбля и до неузнаваемости меняя пейзаж. «Греко-римская рапсодия» действительно зазвучала в Царскосельском парке.

Камерон создает галерею, удивительную по спокойствию форм, аллею для философов. Екатерина II пишет барону Гримму: «Эта колоннада тем особенно приятна, что у нее в холод есть всегда одна сторона, где он менее чувствителен. Середина моей колоннады стеклянная, внизу и возле цветочный сад, низ колоннады занят приближенными мне дамами, которые там как нимфы между цветов, на колоннаде стоят бюсты великих людей древности – Гомера, Демосфена, Платона и других…» С этой колоннады открывается и широкий вид на городок Софию и Большое озеро, а за ним – парк и бесконечное небо. В письме Вольтеру Екатерина пишет, что отсюда она может видеть «на 100 верст вокруг». Отсюда было удобно не только любоваться водными боями и забавами, полетом шутих, но и наблюдать в телескопы звезды и планеты.

Желанием предоставить редчайшую по жизнерадостности панораму объясняется такая необычная расстановка колонн. Стоило поставить их по общепринятому архитектурному ордеру – и был бы потерян весь эффект замысла, здание приобрело бы чопорный облик, а чудесный вид спрятался за колонны. Эта вольность в обращении с канонами архаики еще раз подчеркивает, что творчество Камерона отличало живое отношение к классике, он не занимался сухим комбинированием основных архитектурных форм.

14.
Отсюда: https://www.nkj.ru/archive/articles/18115/

И логическим следствием, своеобразным выводом можно считать двухпролетную лестницу павильона. «Дерзостным откровением», «вызовом рутине» называет В.Н. Талепоровский эту архитектурную композицию Камерона со стороны торцевого фасада со спуском к озеру. Наперекор всем правилам трафаретной композиции Камерон ставит к прямоугольному зданию два полукруглых верхних марша лестницы и заканчивает ее широким величественным спуском, украшенным бронзовыми статуями Геркулеса и Геры.

15.
Отсюда: http://photocentra.ru/work/182452

Позднейшая, на первый взгляд сугубо утилитарная пристройка – пандус, созданная по просьбе стареющей Екатерины II для удобства прогулок по саду, несет свой глубокий художественный смысл. Архитектор пользуется этой новой для него возможностью подчеркнуть основную композиционную мысль – обращение к Вечности. От терм, подобных римским, с площадки Висячего сада дорога спускается по мостовым аркам параллельно опорным колоннам все ниже и ниже, и с каждым шагом колонны все глубже и глубже врастают в землю. Замковые маски на арках пандуса сработаны в нарочито архаичной манере, они изображают античных богов и героев – Гектора, Фавна, Меркурия, Нептуна, Наяду… Пандус представлял собой дорогу богов, которые словно спускались с Олимпа на землю и вновь возвращались в небо. И в качестве единственного элемента «современного мира» архитектор вводит в проект изящную кованую решетку поручня лестницы.

Источник статьи: http://inga-ilm.livejournal.com/1248330.html

Оцените статью
Про баню