Кто водится в бани

Кто водится в бани

Существенную роль в жизни наших предков испокон веков играла баня. Она считалась местом не только для мытья, но и для любовных свиданий, и даже родов. Из тех далеких времен дошли до нас предания об обитающих в бане духах — банниках и банницах.

Банные «правила»

При строительстве баньки необходимо было соблюдать определенные правила. Строили ее обычно на заднем дворе, а то и за пределами двора. Очень важно было верно выбрать место для строительства, иначе разгневанный банник мог наслать на хозяев смертельный недуг. Чтобы наступило излечение, следовало разобрать строение и сложить его вновь в «правильном» месте.

Банник мог иногда показываться людям на глаза. Выглядел он как крошечный голый старичок с длинной, покрытой плесенью бородой. Зловредный дед мог ошпарить кипятком, жаром довести до обморока, расколоть валуны в печи и кидать в людей осколками. А порой затаскивал сомлевших людей в горячее печное устье и там заживо сдирал с несчастных кожу!

Чтобы умилостивить «банного хозяина», было принято после мытья оставлять в бане пар, ставить в угол свежий веник и лохань с чистой водой. В процессе мытья нельзя было чересчур поддавать жару и торопить друг друга. Если все-таки банник начал куролесить, следовало выбежать на улицу и обратиться за помощью к другим местным духам – например, овиннику или домовому. Те, как правило, относились к людям более лояльно и часто помогали.

Главным же условием было не ходить мыться в одиночку и, войдя в баню, обязательно спросить у «хозяина» позволения.

Месть банных духов

Тем, кто нарушал эти неписаные правила, могло серьезно не поздоровиться… Один парень пошел в баню в одиночку, да еще в первый жар. Начал хлестаться веником, и вдруг слышит — собачонка где-то визжит. Визг раздавался то под полком, то в углу. Решил парень, что это внизу, под баней, начал даже земляной пол ковырять — никого. А тут грабли, стоявшие у потолочины, сами собой на него падать стали. Только тогда он понял, что дело нечисто.

Некий старик собрался мыться на ночь глядя, что, по древним поверьям, не допускается. Старуха ждала его ждала, да так и не дождалась. Послала внука глянуть, как там дед. Мальчонка вбежал в баню и увидел старика лежащим головой в устье каменки. На лице его была содрана вся кожа…
Две девушки отправились мыться. Одна из них, Катерина, истопила баньку очень жарко — прямо невмоготу. И тут слышат девицы сверху чей-то голос: «Топи печку жарчей, чтобы кожу обдирать ловчей». Катеринину подругу взял страх, она стала просить Катерину больше не топить, а то как бы не приключилось беды… Но та ее не послушалась, продолжала поленья подкладывать. Тогда подруга и вовсе отказалась идти мыться… Прошло немного времени – и услышала подруга из баньки крики, звон, а потом вдруг паром вышибло двери. Увидела она, что Катерину вынесло наружу. Девушка билась в судорогах, а с тела у нее сама собой слезала кожа…

Долго Катерина пролежала в беспамятстве, а придя наконец в себя, поведала о своих приключениях. Мол, стоило ей окатить лавку и полок кипятком и плеснуть, как водится, отваром мяты, как явилась перед ней ватага бесенят. Не успела она оглянуться, как бесенята схватили ее и стали об стены кидать и со смехом приговаривать: «Растопила печь жарчей, кожу будет драть ловчей!» Веник же, ею загодя приготовленный, принялся сам собой ее хлестать… Попыталась девушка спрятаться под полок – не удалось: нечистые за ноги тащат и подталкивают к печи, а оттуда жаром так и пышет…

Один бесенок стал ей соски выкручивать, да так, что кожа чуть не лопнула… Тут Катерина сознание потеряла, очнулась уже снаружи бани — видать, нечистая сила все же сжалилась над ней, не стала в печь совать, а выбросила в двери…

После этого деревенские стали обходить «нехорошую» баню стороной. Никто с тех пор не отваживался туда зайти. На дверь наложили крестное знамение и заперли. Прошло довольно много времени, прежде чем кто-то решился туда все же наведаться. Внутри было тихо, только на полу виднелись глубокие борозды, похожие на следы от когтей…

Сказка – ложь, да в ней намек…
Разумеется, фольклор есть фольклор. Но, скорее всего, нет дыма без огня. Возможно, банный жар способствует измененным состояниям сознания, а содранная кожа – всего лишь результат злоупотребления этим самым жаром…
А возможно, пространство бани обладает особой, замкнутой атмосферой, способной воздействовать на психическое и физическое состояние людей. Поэтому, отправляясь попариться в баньку, стоит на всякий случай вспомнить о народных поверьях!

Читайте также:  Срубы для бань и сауны

Источник статьи: http://app.russian7.ru/post/98194

Кто водится в бани

Существенную роль в жизни наших предков испокон веков играла баня. Она считалась местом не только для мытья, но и для любовных свиданий, и даже родов. Из тех далеких времен дошли до нас предания об обитающих в бане духах — банниках и банницах.

Банные «правила»

При строительстве баньки необходимо было соблюдать определенные правила. Строили ее обычно на заднем дворе, а то и за пределами двора. Очень важно было верно выбрать место для строительства, иначе разгневанный банник мог наслать на хозяев смертельный недуг. Чтобы наступило излечение, следовало разобрать строение и сложить его вновь в «правильном» месте.

Банник мог иногда показываться людям на глаза. Выглядел он как крошечный голый старичок с длинной, покрытой плесенью бородой. Зловредный дед мог ошпарить кипятком, жаром довести до обморока, расколоть валуны в печи и кидать в людей осколками. А порой затаскивал сомлевших людей в горячее печное устье и там заживо сдирал с несчастных кожу!

Чтобы умилостивить «банного хозяина», было принято после мытья оставлять в бане пар, ставить в угол свежий веник и лохань с чистой водой. В процессе мытья нельзя было чересчур поддавать жару и торопить друг друга. Если все-таки банник начал куролесить, следовало выбежать на улицу и обратиться за помощью к другим местным духам – например, овиннику или домовому. Те, как правило, относились к людям более лояльно и часто помогали.

Главным же условием было не ходить мыться в одиночку и, войдя в баню, обязательно спросить у «хозяина» позволения.

Месть банных духов

Тем, кто нарушал эти неписаные правила, могло серьезно не поздоровиться… Один парень пошел в баню в одиночку, да еще в первый жар. Начал хлестаться веником, и вдруг слышит — собачонка где-то визжит. Визг раздавался то под полком, то в углу. Решил парень, что это внизу, под баней, начал даже земляной пол ковырять — никого. А тут грабли, стоявшие у потолочины, сами собой на него падать стали. Только тогда он понял, что дело нечисто.

Некий старик собрался мыться на ночь глядя, что, по древним поверьям, не допускается. Старуха ждала его ждала, да так и не дождалась. Послала внука глянуть, как там дед. Мальчонка вбежал в баню и увидел старика лежащим головой в устье каменки. На лице его была содрана вся кожа…
Две девушки отправились мыться. Одна из них, Катерина, истопила баньку очень жарко — прямо невмоготу. И тут слышат девицы сверху чей-то голос: «Топи печку жарчей, чтобы кожу обдирать ловчей». Катеринину подругу взял страх, она стала просить Катерину больше не топить, а то как бы не приключилось беды… Но та ее не послушалась, продолжала поленья подкладывать. Тогда подруга и вовсе отказалась идти мыться… Прошло немного времени – и услышала подруга из баньки крики, звон, а потом вдруг паром вышибло двери. Увидела она, что Катерину вынесло наружу. Девушка билась в судорогах, а с тела у нее сама собой слезала кожа…

Долго Катерина пролежала в беспамятстве, а придя наконец в себя, поведала о своих приключениях. Мол, стоило ей окатить лавку и полок кипятком и плеснуть, как водится, отваром мяты, как явилась перед ней ватага бесенят. Не успела она оглянуться, как бесенята схватили ее и стали об стены кидать и со смехом приговаривать: «Растопила печь жарчей, кожу будет драть ловчей!» Веник же, ею загодя приготовленный, принялся сам собой ее хлестать… Попыталась девушка спрятаться под полок – не удалось: нечистые за ноги тащат и подталкивают к печи, а оттуда жаром так и пышет…

Один бесенок стал ей соски выкручивать, да так, что кожа чуть не лопнула… Тут Катерина сознание потеряла, очнулась уже снаружи бани — видать, нечистая сила все же сжалилась над ней, не стала в печь совать, а выбросила в двери…

После этого деревенские стали обходить «нехорошую» баню стороной. Никто с тех пор не отваживался туда зайти. На дверь наложили крестное знамение и заперли. Прошло довольно много времени, прежде чем кто-то решился туда все же наведаться. Внутри было тихо, только на полу виднелись глубокие борозды, похожие на следы от когтей…

Сказка – ложь, да в ней намек…
Разумеется, фольклор есть фольклор. Но, скорее всего, нет дыма без огня. Возможно, банный жар способствует измененным состояниям сознания, а содранная кожа – всего лишь результат злоупотребления этим самым жаром…
А возможно, пространство бани обладает особой, замкнутой атмосферой, способной воздействовать на психическое и физическое состояние людей. Поэтому, отправляясь попариться в баньку, стоит на всякий случай вспомнить о народных поверьях!

Источник статьи: http://russian7.ru/post/kto-voditsya-v-russkoy-bane-2/

Кто водится в бани

Кто водится в бани

Банные «правила»

Чтобы умилостивить «банного хозяина», было принято после мытья оставлять в бане пар, ставить в угол свежий веник и лохань с чистой водой. В процессе мытья нельзя было чересчур поддавать жару и торопить друг друга. Если все-таки банник начал куролесить, следовало выбежать на улицу и обратиться за помощью к другим местным духам – например, овиннику или домовому. Те, как правило, относились к людям более лояльно и часто помогали.

Читайте также:  Камни для бани свойства нефрита

Главным же условием было не ходить мыться в одиночку и, войдя в баню, обязательно спросить у «хозяина» позволения.

Месть банных духов

Долго Катерина пролежала в беспамятстве, а придя наконец в себя, поведала о своих приключениях. Мол, стоило ей окатить лавку и полок кипятком и плеснуть, как водится, отваром мяты, как явилась перед ней ватага бесенят. Не успела она оглянуться, как бесенята схватили ее и стали об стены кидать и со смехом приговаривать: «Растопила печь жарчей, кожу будет драть ловчей!» Веник же, ею загодя приготовленный, принялся сам собой ее хлестать… Попыталась девушка спрятаться под полок – не удалось: нечистые за ноги тащат и подталкивают к печи, а оттуда жаром так и пышет…

После этого деревенские стали обходить «нехорошую» баню стороной. Никто с тех пор не отваживался туда зайти. На дверь наложили крестное знамение и заперли. Прошло довольно много времени, прежде чем кто-то решился туда все же наведаться. Внутри было тихо, только на полу виднелись глубокие борозды, похожие на следы от когтей…

Сказка – ложь, да в ней намек…
Разумеется, фольклор есть фольклор. Но, скорее всего, нет дыма без огня. Возможно, банный жар способствует измененным состояниям сознания, а содранная кожа – всего лишь результат злоупотребления этим самым жаром…
А возможно, пространство бани обладает особой, замкнутой атмосферой, способной воздействовать на психическое и физическое состояние людей. Поэтому, отправляясь попариться в баньку, стоит на всякий случай вспомнить о народных поверьях!

Банник: как выглядит, чем занимается и почему представляет опасность

Доброго времени суток, уважаемые читатели! В славянской мифологии есть много интересных персонажей. К числу малоизвестных относится банник – существо со скверным характером, которого в прошлом боялись и уважали.

Как он выглядит, чем занимается и почему представляет опасность – об этом мы сегодня вам расскажем.

Банник – кто это такой в мифологии

Банник – волшебный персонаж из разряда низшей нечисти, появляющийся в старинных быличках и легендах. Особую популярность получил у восточных славян.

Существо фигурирует также в польском фольклоре и в белорусской мифологии. Представляет собой духа, который обитает в бане. Обычно он сидит под лежанкой (полоком) или прячется за каменкой (печью).

У банника немало других имен. В Польше его кличут Łaźnik, в Беларуси – лазеннік. На Руси его называли:

Этот персонаж похож на домового или дворового, но отличается ненавистью и презрением к людям. Банник нечасто бывает в приподнятом настроении и редко готов помогать в чем-либо.

Его легко разгневать и обидеть. Рассерженное существо представляет большую опасность. Такая характеристика позволяет относить банщика к анчуткам – маленьким, злым и очень вредным духам.

Герой сказок и легенд не любит покидать баню, оставлять ее без присмотра, потому редко появляется в жилом доме. Однако, обладая магическими силами, способен влиять на людей даже на расстоянии.

Днем банник предпочитает спать или отсиживаться в укромных местах. Но с приходом сумерек, как и другая нечисть, он становится активным. Наши предки верили: если ночами из бани доносится шум, плеск воды – это байнушко веселится и парится.

в славянской мифологии есть женский аналог банника – баенная матушка (обдериха, шишига). В одних источниках говорится, что она – жена банщика.[/info-box]

В других же сказано, что в родстве персонажи не состоят, они плохо уживаются друг с другом. Появлялась обдериха после того, как в бане происходили роды, мылась невеста.

Как выглядит Банник

Банный дух старается лишний раз не показываться на глаза, оставаясь невидимым. Те, кто все-таки сумел увидеть его, описывают существо как низенького, суховатого старикашку. У него длинная, нечесаная борода, густые брови и лысая макушка.

Его обнаженное тело облеплено листьями, некогда оторвавшимися от веников. Единственный предмет одежды банщика – красная волшебная шапка, если натянуть ее на голову, становишься невидимым.

Одно из своих имен – нечистик – существо получило не просто так. Кожа банника заляпана грязью и слизью, покрыта черной сажей. Кроме того, он брезгует купаться в ключевой воде.

Банник – искусный маг, умеющий обращаться в животных. Иногда он предстает в облике дикого кабана, прикидывается черной кошкой или белым зайцем, перевоплощается в лягушку либо грязного дворового пса. Славяне верили: если в бане сильно пахнет мокрой шерстью, псиной, значит дух недавно здесь был и парился.

Дополнительные варианты внешности:

Поведение и привычки

Дух требует, чтобы в его жилище царили чистота и порядок. Потому было принято прибираться в бане после водных процедур. Если этого не сделать, банник насылал горе и болезни на всю семью.

Читайте также:  Ремонт оборудования для бань и саун

Людям, которые проявляют уважение и ведут себя спокойно, банник редко вредит. Порой он, веселья ради, пугает, стуча в стены и двери бани. Если получится существо задобрить, поднять ему настроение, то можно рассчитывать на помощь и поддержку.

Банщик любит попариться и помыться, он никогда не берет в руки уже использованные веники. Воду предпочитает грязную, стекшую с людских тел. Чистой водицей он пользуется только в конце мытья.

Парится и намывается банник после полуночи. При этом он зазывает к себе и другую нечисть, с которой веселится до самого рассвета.

Как задобрить Банника

Чтобы нечистик не вредил и не буянил ночами, ему приносили подарки. В бане оставляли кусок свежего ржаного хлеба, крупную соль, горсть сахарного песка, молоко, кашу и мед. Все съестное выносилось из помещения через сутки и закапывалось под деревом за забором.

После водных процедур нужно было положить на полок новый веник и кусочек мыла, а также поставить тазик с небольшим количеством холодной чистой воды. Если ритуал не соблюдался, банник сердился и обижался на людей.

Когда существо очень шалило и доставляло много хлопот, под порогом бани закапывали мертвую курицу. Выбирали птицу только черного цвета, ее не ощипывали перед захоронением.

Курицу для банника душили, колоть и резать запрещалось. Древние славяне верили, что такое подношение надолго успокаивает хозяина бани.

Прежде чем зайти в предбанник, нужно поклониться и спросить разрешения у банщика. Покидая территорию, которой заведует злой и хитрый дух, следовало искренне поблагодарить его. При этом выходить за порог бани надо вперед спиной.

Приметы и суеверия, связанные с банником

Банный дух, как и положено волшебному персонажу, многое знает о грядущих событиях. Он всегда принимает участие в святочных – и не только – гаданиях на суженого.

Чтобы узнать, каким жених будет, надо ночью подойти к бане, распахнуть двери и, встав спиной к темноте, поднять полы платья или юбку. А после ждать прикосновения банника.

Как вызвать банника

Банную нечисть не принято попусту тревожить и призывать. Невозможно предсказать, какими будут последствия. Однако, если очень хочется пообщаться с банником, есть три способа вызова.

Важно: в современных квартирах или частных домах дух обитает редко. Потому не всегда ритуалы срабатывают.

Способ первый

Для выполнения обряда не придется искать баню или запираться в ванной комнате. С помощью ритуала есть возможность получить подсказку или совет от банника.

Призыв совершается вечером в спальне. На стол ставится новая свеча, поджигается она только спичками. Рядом с подсвечником кладутся подношения для банного черта: молоко, хлеб, печенье, конфеты.

На столе также нужно установить изображение нечисти. Банника можно нарисовать самостоятельно или же распечатать фото из интернета.

Когда все готово, выключите свет и лягте на постель на спину. Руки сложите на животе. Закройте глаза, представьте банника и мысленно пригласите его заглянуть на огонек.

Если за окном начнет лаять, выть собака или появится ощущение, что в комнате есть кто-то незримый, значит дух – откликнулся и готов пообщаться, помочь или поддержать.

Закончить ритуал необходимо до того, как свеча полностью прогорит. Перед завершением обязательно попрощайтесь с банником и поблагодарите его искренне.

Рисунок (фото), угощения и свечка должны оставаться на столе в течение трех суток. Затем изображение и свеча прячутся в надежном месте, а гостинцы выносятся из дома и закапываются в землю.

Способ второй

Дождавшись наступления ночи, собрав гостинцы и прихватив свечу, отправляйтесь в ванную. Ритуал проводится в одиночестве, дверь в помещение должна быть плотно закрыта.

Разложите по ванной угощения, встаньте перед зеркалом и возьмите в руки горящую свечу. Смотря в отражение, произнесите трижды призыв.

Пример призыва: «Банник-батюшка, услышь мой голос. Приходи гостинцы поесть-попить, разговоры со мной поговорить. Банник-батюшка, явись на мой зов, покажи себя!».

Затем, не отводя взгляда от зеркала, нужно вести себя очень тихо, прислушиваться ко всем случайным звукам. Нечисть или проявится в отражающей поверхности, или же выдаст себя шорохами, прикосновениями.

Как и в первом варианте вызова, обряд нужно завершить до того, как догорит свеча. Перед тем как покинуть ванную комнату, с банником следует распрощаться, желая ему добра и крепкого здоровья.

Способ третий

Отправившись в баню с приходом сумерек, на полоке и печке разложите угощения-дары. Затем зажгите свечу, встаньте в центре помещения и три раза произнесите: «Банник, дедушка, приди!». Теперь остается только ждать: явится ли нечисть на призыв и как встреча пройдет.

После обряда из бани выходить только вперед спиной, не забывая кланяться, благодарить и прощаться с банным духом.

Верите ли вы, друзья, в банного дедушку? Доводилось ли сталкиваться с ним? Оставляйте свои мнения, рассказы и вопросы в комментариях. Благодарим вас на проявленный интерес к публикации! Поделитесь статьей в социальных сетях. И подпишитесь на новости ресурса. До свидания!

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/kto-voditsya-v-bani/

Оцените статью
Про баню