Кто делает кадки да ушаты делает

Деревянные кадки и кадушки и их применение

Впервые такие емкости появились практически сразу, как только человек научился обрабатывать древесину, но несмотря на это, они с успехом используются и в городских, и в сельских условиях по сей день.

Внешне кадка представляет собой емкость, сделанную из деревянных дощечек, перетянутых обручами. По описанию можно подумать, что это самая обыкновенная бочка, однако это не так.В отличие от бочки, деревянные кадки могут находиться только в вертикальном положении.

С давних времен на Руси такие емкости имелись в каждом дворе. В них собирали дождевую воду, которую затем использовали для полива огорода. А в начале XIX века в Москве был издан специальный указ, согласно которому в каждом дворе должны были стоять 2-3 кадки с водой на случай пожара. Также деревянные емкости установленных размеров использовались для взвешивания продуктов. И все-таки главное назначение кадки в прежние времена заключалось в хранении сыпучих продуктов (зерна, муки) и засолке овощей.

Виды кадок и их размеры

Существует несколько видов деревянных кадок. В зависимости от породы дерева, из которого изготовлены деревянные кадки, различают: сосновые; дубовые; осиновые; липовые; березовые изделия и т.д. В зависимости от функционального назначения бывают кадки для: хранения сыпучих продуктов; засолки овощей; бани; приготовления теста; высаживания рассады и комнатных растений. Деревянные кадки могут быть изготовлены самых разных размеров. Все зависит от назначения емкости. Размеры изделий самые разные: начиная от небольшого цветочного горшка и заканчивая дубовыми купелями для бани объемом 2 тысячи литров. В домашнем хозяйстве, например, для засолки овощей и фруктов чаще всего используются кадки объемом 12, 36, 48 литров. Кадка для засолки: как выбрать В ряде российских сел засолка овощей и фруктов по-прежнему производится в деревянных кадках. Такая продукция, заготовленная в емкостях из дуба, осины и другой древесины, отличается специфическим вкусом, и обычно она намного лучше, чем та, которая хранится в стеклянных банках.

Читайте также:  Строительство бани баня на даче своими руками

На городских рынках все чаще можно встретить в продаже деревянные кадки для солений. Но перед тем как приобрести себе такую емкость, следует учесть следующие моменты: Для засолки капусты, огурцов, помидоров, арбузов и яблок идеально подходит дубовая кадка. В ней продукты насыщаются специями и приобретают ни с чем не сравнимый вкус и аромат. Вкусная капуста получается в осиновой кадке. По своим качествам она не очень уступает дубовой. Главное преимущество в том, что капуста остается хрустящей до весны. Не стоит выбирать для засолки сосновую кадку, поскольку такая древесина часто насыщается смолой, которая, в свою очередь, может пропитывать продукты, находящиеся в емкости. Добротность кадки проверяется путем наливания внутрь нее воды. Сначала жидкость может просачиваться, но вскоре дерево разбухает, и течь исчезает. Перед покупкой кадки следует обратить внимание на наличие крышки или деревянного щита с ручкой, с помощью которого емкость закрывается во время засолки.

Деревянные кадки для бани: виды, размеры

Баня – это то самое место, где деревянных кадок должно быть много. Емкости делают, как правило, из дуба, поскольку он обладает, помимо прочего, еще и целебными свойствами. деревянные кадки для баниДля бани обычно требуются следующие кадки: Купели – емкости, предназначенные для купания двух и более человек и имеющие объем примерно 1-2 тысячи литров и более. Снаружи такие кадки покрываются лаком, а внутри дерево остается необработанным, чтобы передавать все полезные свойства воде. Деревянные кадки в форме ведра или ушата – используются для хранения воды и запаривания трав для ингаляций. Запарник – кадка объемом примерно 20 литров, предназначенная для замачивания веника. Как правило, изготавливается из колотого дуба, что исключает вероятность рассыхания изделия. Это основные виды изделий, необходимых для бани.

Читайте также:  Обшиваем стены бани из блоков

Кадки для теста

Квашня, она же дежа – деревянная кадушка для замешивания теста. В силу причастности к сотворению хлеба она признавалась нашими предками не просто предметом, а живым существом. Да-да, именно живым, с собственным характером и важной ролью в домашнем укладе каждой семьи. Она воспринималась как олицетворение женского лона, а процесс приготовления теста соотносился с зачатием ребенка. Так что к квашне отношение было сакральное – священное.

При этом допускалось, что изначально, то есть с момента изготовления, она могла быть «хорошей» или «плохой», в зависимости от этого и хлеб получался удачным или наоборот. При обнаружении «дурных наклонностей» дежи ее подправляли. Например, добавляя одну из клепок – боковых планок, из которых составлены стенки, и меняя, таким образом, их количество с четного на нечетное или напротив – с нечетного на четное.

С квашней было связано немало поверий. Даже хорошую дежу считали подверженной сглазу, а потому не дозволялось отдавать ее кому бы то ни было в долг, допускать, чтоб через нее перелетала курица или к ней подходила корова. – Это могло «испортить» и без того капризное, как считалось, создание, и тогда хлеб будет неважнецким. К таковым же последствиям могло привести заглядывание в квашню мужчины, которому и прикасаться-то к ней не всегда дозволялось.

Кроме того, хлебную кадушку нужно было непременно-обязательно держать в тепле и в тишине, не допускать ударов, не ставить на землю. Под нее клали подстилку из одежды и накрывали ею же, причем если внизу была женская, то сверху – мужская, и наоборот. Согласно другому обычаю, кадушку ставили на лавку под образами или на стол в горнице, покрывая хлебной скатертью.

Ее часто использовали в качестве оберега. При пожаре брали в руки и поворачивали в открытом виде против огня. Это считалось средством защиты от разнесения пламени ветром. Чтобы отвести грозовую тучу, что появилась не ко времени, дежу носили по скотному двору.

Для прекращения града закрытую дежу с иконой Николая-угодника, положенной на ее крышку, выносили из дома на улицу. В квашню полагалось заглядывать по возвращении с кладбища, чтобы не принести в дом нежить, что обретается в скорбном месте. При переселении в новый дом хозяева приносили туда кадушку с замешанным в старой избе тестом.

По глубокому убеждению наших предков, она была одушевленной вещью, а поскольку связана непосредственно с понятием рождения, то на квашню-дежу возлагалась ответственная и почетная роль в свадебных обрядах.

Чтобы кадка прослужила долго, ее не следует мыть водой, можно только протирать растительным маслом.

Вы можете присмотреть и купть деревянную кадку в подарок у нас на сайте. Пусть она прослужит вам долгие годы!

Источник статьи: http://fitowood.ru/stati/5/

Деревянные кадки и кадушки и их применение

Впервые такие емкости появились практически сразу, как только человек научился обрабатывать древесину, но несмотря на это, они с успехом используются и в городских, и в сельских условиях по сей день.

Внешне кадка представляет собой емкость, сделанную из деревянных дощечек, перетянутых обручами. По описанию можно подумать, что это самая обыкновенная бочка, однако это не так.В отличие от бочки, деревянные кадки могут находиться только в вертикальном положении.

С давних времен на Руси такие емкости имелись в каждом дворе. В них собирали дождевую воду, которую затем использовали для полива огорода. А в начале XIX века в Москве был издан специальный указ, согласно которому в каждом дворе должны были стоять 2-3 кадки с водой на случай пожара. Также деревянные емкости установленных размеров использовались для взвешивания продуктов. И все-таки главное назначение кадки в прежние времена заключалось в хранении сыпучих продуктов (зерна, муки) и засолке овощей.

Виды кадок и их размеры

Существует несколько видов деревянных кадок. В зависимости от породы дерева, из которого изготовлены деревянные кадки, различают: сосновые; дубовые; осиновые; липовые; березовые изделия и т.д. В зависимости от функционального назначения бывают кадки для: хранения сыпучих продуктов; засолки овощей; бани; приготовления теста; высаживания рассады и комнатных растений. Деревянные кадки могут быть изготовлены самых разных размеров. Все зависит от назначения емкости. Размеры изделий самые разные: начиная от небольшого цветочного горшка и заканчивая дубовыми купелями для бани объемом 2 тысячи литров. В домашнем хозяйстве, например, для засолки овощей и фруктов чаще всего используются кадки объемом 12, 36, 48 литров. Кадка для засолки: как выбрать В ряде российских сел засолка овощей и фруктов по-прежнему производится в деревянных кадках. Такая продукция, заготовленная в емкостях из дуба, осины и другой древесины, отличается специфическим вкусом, и обычно она намного лучше, чем та, которая хранится в стеклянных банках.

На городских рынках все чаще можно встретить в продаже деревянные кадки для солений. Но перед тем как приобрести себе такую емкость, следует учесть следующие моменты: Для засолки капусты, огурцов, помидоров, арбузов и яблок идеально подходит дубовая кадка. В ней продукты насыщаются специями и приобретают ни с чем не сравнимый вкус и аромат. Вкусная капуста получается в осиновой кадке. По своим качествам она не очень уступает дубовой. Главное преимущество в том, что капуста остается хрустящей до весны. Не стоит выбирать для засолки сосновую кадку, поскольку такая древесина часто насыщается смолой, которая, в свою очередь, может пропитывать продукты, находящиеся в емкости. Добротность кадки проверяется путем наливания внутрь нее воды. Сначала жидкость может просачиваться, но вскоре дерево разбухает, и течь исчезает. Перед покупкой кадки следует обратить внимание на наличие крышки или деревянного щита с ручкой, с помощью которого емкость закрывается во время засолки.

Деревянные кадки для бани: виды, размеры

Баня – это то самое место, где деревянных кадок должно быть много. Емкости делают, как правило, из дуба, поскольку он обладает, помимо прочего, еще и целебными свойствами. деревянные кадки для баниДля бани обычно требуются следующие кадки: Купели – емкости, предназначенные для купания двух и более человек и имеющие объем примерно 1-2 тысячи литров и более. Снаружи такие кадки покрываются лаком, а внутри дерево остается необработанным, чтобы передавать все полезные свойства воде. Деревянные кадки в форме ведра или ушата – используются для хранения воды и запаривания трав для ингаляций. Запарник – кадка объемом примерно 20 литров, предназначенная для замачивания веника. Как правило, изготавливается из колотого дуба, что исключает вероятность рассыхания изделия. Это основные виды изделий, необходимых для бани.

Кадки для теста

Квашня, она же дежа – деревянная кадушка для замешивания теста. В силу причастности к сотворению хлеба она признавалась нашими предками не просто предметом, а живым существом. Да-да, именно живым, с собственным характером и важной ролью в домашнем укладе каждой семьи. Она воспринималась как олицетворение женского лона, а процесс приготовления теста соотносился с зачатием ребенка. Так что к квашне отношение было сакральное – священное.

При этом допускалось, что изначально, то есть с момента изготовления, она могла быть «хорошей» или «плохой», в зависимости от этого и хлеб получался удачным или наоборот. При обнаружении «дурных наклонностей» дежи ее подправляли. Например, добавляя одну из клепок – боковых планок, из которых составлены стенки, и меняя, таким образом, их количество с четного на нечетное или напротив – с нечетного на четное.

С квашней было связано немало поверий. Даже хорошую дежу считали подверженной сглазу, а потому не дозволялось отдавать ее кому бы то ни было в долг, допускать, чтоб через нее перелетала курица или к ней подходила корова. – Это могло «испортить» и без того капризное, как считалось, создание, и тогда хлеб будет неважнецким. К таковым же последствиям могло привести заглядывание в квашню мужчины, которому и прикасаться-то к ней не всегда дозволялось.

Кроме того, хлебную кадушку нужно было непременно-обязательно держать в тепле и в тишине, не допускать ударов, не ставить на землю. Под нее клали подстилку из одежды и накрывали ею же, причем если внизу была женская, то сверху – мужская, и наоборот. Согласно другому обычаю, кадушку ставили на лавку под образами или на стол в горнице, покрывая хлебной скатертью.

Ее часто использовали в качестве оберега. При пожаре брали в руки и поворачивали в открытом виде против огня. Это считалось средством защиты от разнесения пламени ветром. Чтобы отвести грозовую тучу, что появилась не ко времени, дежу носили по скотному двору.

Для прекращения града закрытую дежу с иконой Николая-угодника, положенной на ее крышку, выносили из дома на улицу. В квашню полагалось заглядывать по возвращении с кладбища, чтобы не принести в дом нежить, что обретается в скорбном месте. При переселении в новый дом хозяева приносили туда кадушку с замешанным в старой избе тестом.

По глубокому убеждению наших предков, она была одушевленной вещью, а поскольку связана непосредственно с понятием рождения, то на квашню-дежу возлагалась ответственная и почетная роль в свадебных обрядах.

Чтобы кадка прослужила долго, ее не следует мыть водой, можно только протирать растительным маслом.

Вы можете присмотреть и купть деревянную кадку в подарок у нас на сайте. Пусть она прослужит вам долгие годы!

Источник статьи: http://fitowood.ru/stati/5/

Изготовление ушата

«Весь лес в обрез, а два дерева выше всех». Так образно передает старинная народная загадка конструктивные особенности бондарного сосуда, именуемого ушатом. Другая загадка намекает на происхождение его названия: «У туши уши, а головы нет» благодаря ушам, представляющим собой выступающие над боковыми стенками две клепки с отверстиями. Уши имеют двойное назначение. Во-первых, с их помощью можно плотно закрыть ушат, а во-вторых, при необходимости перенести его в другое место. При раскопках древнего Новгорода ученым удалось обнаружить отдельные части ушатов, сработанных в XIII—XIV веках.

Реконструкция, выполненная по найденным фрагментам, дала возможность представить себе, как выглядел этот бондарный сосуд, применяемый новгородцами в основном для переноски и хранения воды. Клепки, из которых его собирали, были прямоугольными, а следовательно, сам ушат имел цилиндрическую форму, которая оказалась довольно устойчивой.

Новгородский ушат. XIII век (реконструкция). Фрагмент лубка «Как мыши кота хоронили» XVIII век (прорисовка)

Изображенный ушат не только имеет древнюю форму, столь же древним остался и способ его переноски. То есть в его уши продевали жердь, клали ее концы на плечи и несли вдвоем. В отличие от ведра ушат предназначен для переноски воды только вдвоем, поэтому и вмещает он ее значительно больше, чем стандартное ведро. Чем тяжелее был ушат с водой, тем труднее было поднимать его на плечи. Постепенно в обиход стало входить приспособление, с помощью которого ушат можно было нести, не поднимая его высоко над землей. К жерди в середине прикрепляли короткую цепь, называемую зацепом. Свободный конец зацепа соединяли в середине с более короткой жердью. При переноске ушата в его уши вставляли короткую жердь, а длинную клали на плечи. Таким образом, ушат при переноске висел на зацепе на небольшом расстоянии от земли.

В разных уголках России это простейшее приспособление называли по-разному: хлудом, коромыслом, водоносом, дубиной, дрюком, ослопом и стягом. Деревянные его части изготовляли из прочной древесины березы или дуба, ведь они должны были выдерживать довольно большую нагрузку, особенно, если приходилось переносить ушаты, вмещающие несколько ведер воды. Чтобы не занозить руки, жерди (особенно большую, которую клали на плечи) тщательно отшлифовывали. А уж отполировывали их поневоле ладонями рук. Чем больше ушат использовали, тем более интенсивный блеск приобретали деревянные части хлуда. Чтобы перенести на значительное расстояние полный ушат воды и не расплескать, нужно было иметь определенную сноровку. И только течь в ушате могла оправдать водоносов, не сумевших принести полный ушат воды. Как говорится в народной поговорке: «Не хлуд худ, а уторы воры».

Ушат с хлудом и зацепом. XIX век. Переноска ушата с водой в поле

Воду в ушатах носили из колодца или речки не только домой, но и на луг в покосное время и в поле в страдную пору. В них же носили воду для полива огородных грядок. Особенно ушат был незаменим там, где воду нельзя было доставить на водовозной бочке, поскольку вместо дороги под ногами была лишь узкая тропка.

Ушат для соления

В наше время ушаты не изжили себя, но их чаще всего используют для соления сала и мяса. Ушаты для этих надобностей изготовляют на предприятиях лесного хозяйства. Однако потребность в этой посуде у сельских жителей настолько высока, что все, что производится, подобно капле в море.

Ушат для солений в отличие от своего собрата ушата-водоноса слегка расширяется кверху, а не сужается, то есть он имеет форму усеченного конуса, вершина которого направлена не вверх, а вниз. Уши его имеют не круглые, а прямоугольные отверстия. Такая форма отверстий дает возможность использовать выступающие клепки как ручки, за которые можно поднять ушат, перенести из одного места в другое. При выпиливании отверстий обязательно соблюдают одно условие — ширину отверстия делают равной ширине ладони взрослого человека. Когда ушат установлен в определенном месте и заполнен продуктами, его уши становятся скобами клинообразного бруска-засова, с помощью которого сверху ушата плотно прижимается круглая крышка. Ушат обычно ставят в погребе, кладовке, чулане или сенях сельского дома, куда могут наведоваться не только мыши, но и крысы. Поэтому становится понятным, почему следует обратить особое внимание на плотное прилегание крышки к обрезу ушата.

Ушат для солонины

Ушат для соления мяса изготовляют из древесины осины, березы и других деревьев лиственных пород. Древесина хвойных пород на клепки для такого ушата не годна, поскольку содержащаяся в ней смола растворяется и портит заготовление впрок мясные продукты. При заготовке клепок особое внимание нужно обратить на заготовки для двух основных клепок, в которых вырезаются проушины. Если на других клепках допускаются небольшие заросшие (так называемые здоровые) сучки и мелкие трещины на внутренних пластях, то на двух основных клепках должны быть исключены даже незначительные дефекты. Особенно это касается тех участков, где предполагается вырезать проушины. У ушата емкость 160 л наибольший диаметр в верхней части 680 мм, высота простых клепок 540 мм, а клепок с проушинами — 640 мм. Общая длина широких сторон клепок, уложенных вдоль прямой линии, должна быть равной периметру верхней части ушата. При этом клепки с проушинами размещают так, чтобы между осевыми линиями, проходящими через их середины, было расстояние равное точно половине периметра. Только при этом условии после сборки остова ушата эти клепки окажутся точно напротив друг друга.

Изготовив необходимое количество клепок, приступают к сборке остова. В отличие от кадки собрать ушат на ровной плоскости стола не так-то легко: будут мешать две выступающие клепки. Но задачу легко упростить, если снизу подложить брус или щит из досок толщиной 100 мм. Клепки с проушинами соединяют с обручем прищепками и постепенно одну за другой подставляют простые клепки. Собранный остов опиливают, нарезают уторы и вставляют донышко так же, как и у обычной кадки. В завершение из сплоченных досок вырезают круглую крышку, в которой делают вырезы, соответствующие толщине и ширине выступающих клепок с проушинами. Если крышка оказалась впору, остается только вырезать из осины, липы или ели клинообразный засов: плотно вставленный в проушины, он надежно прижмет крышку к боковым клепкам ушата.

Ушатник-скобкарь

В прошлом веке мастера изготовляли также небольшие ушаты, предназначенные для хранения топленого или, как его еще называли, русского масла. Широко были распространены небольшие ушатики на 2, на 3 л, выдолбленные из ствола дерева. В долбленом цилиндре с одной стороны вырезали ушки, а с другой вставляли донышко. В проушины (так же, как и у ушата для соления мяса) вставляли клиновидный стержень, который прижимал крышу ушатика. Встречались долбленые ушатики, крышки которых запирались с помощью специальных железных скоб.

В тех районах, где было развито бочарное ремесло, вскоре отказались от трудоемкой долбленой посуды: посуду для масла стали изготовлять на бондарной основе. В Архангельской губернии ушатики для хранения топленого масла назывались скобкарями. Владимир Иванович Даль пишет в Толковом словаре, что «скоб- карь (арх.) — кадочка для масла с двумя проушинами в клепках, для засова и с крышкою». Было подмечено, что в деревянной посуде (а особенно в липовой) масло долгое время не горкнет и керамическая, фарфоровая, да и теперешняя эмалированная посуда ни в какое сравнение не идет с деревянной.

Известно, что при хранении масла или маргарина в прозрачной посуде происходит осаливание верхних слоев под действием света: появляется неприятный сальный запах. В закрытой деревянной посуде этот процесс исключается. Мало того, древесину можно пропитать веществами, способствующими длительному хранению подобных продуктов. Проще всего пропитать ее крепким раствором соли. В бондарную посудину (в данном случае в ушатик) наливают горячую соленую воду, которую в ней держат до тех пор, пока она не остынет. Слив воду, сосуд высушивают и только после этого в него загружают масло или маргарин. При температуре от 0° до 4 °С продукты сохраняют свою свежесть около двух месяцев.

Посуда находится в такой же естественной связи с маслом, как скорлупа с ядром ореха. Поэтому в такой посуде масло можно хранить долгое время не только в холодильнике или в погребе, но и в любом прохладном месте. Ушатик-скобкарь в современных условиях можно с успехом использовать не только для хранения масла. Если к крышке прикрепить удобную ручку, с ним можно отправляться в лес за ягодами. Малина, земляника, черника, морошка и княженика чувствуют себя в деревянной посуде намного лучше, чем в металлической либо в стеклянной, не говоря уже о пластмассовой. Ягоды не мнутся и долгое время не портятся благодаря тому, что дерево — прекрасный изоляционный материал. Он-то и не позволяет содержимому скобкаря перегреваться на солнце.

Размеры скобкаря, предназначенного для хранения масла, могут быть самые различные: все зависит от хозяйственной необходимости.

Остановимся более подробно на ушатике-скобкаре, имеющем емкость 1,5 л. Высота его ольховых клепок-боковин 180 мм, а диаметр у основания 160 мм. Клепки стянуты ленточными обручами из еловой древесины. Нижний обруч оторочен тонким полукруглым обручем из ивы. В клепках-ушках проушины имеют форму полукруга. При этом одна проушина несколько меньше другой. В них вставляют березовый стержень, один конец которого вырезан в форме неглубокой ложки. Ею можно воспользоваться для извлечения масла из скобкаря. Разумеется, ложку перед употреблением ополаскивают. Ручка, укрепленная наверху, делает посуду более удобной при ее переноске, открывании и закрывании.

Ручка, которой снабжен изображенный на рисунке скобкарь, может быть с успехом использована и для другой бондарной посуды, предназначенной для переноски. Изготовляют ее из древесины ивы, черемухи, лещины, ясеня, клена, березы, сосны, ели, дуба и бука.

Источник статьи: http://tepka.ru/bondar/33.html

Оцените статью
Про баню