Кто мылся в шведской бане

Что творилось в банях на Руси — рассадник разврата. Омерзительно по мнению многих людей.

Вплоть до конца XVIII столетия бани на Руси были общими, то есть мужчины и женщины парились в них вместе. Но впоследствии власти попытались искоренить этот обычай из обихода, а в банях появились мужские и женские отделения.

Бани сельские и городские

На самом деле запрет касался только городских общественных бань. В сельской местности бани были частными, обычно в виде пристроек к избам, и крестьяне мылись в них, как правило, только своей семьей.

Причем в «первый пар» шли мыться мужчины и дети, затем женщины. Общественные бани возводили чаще всего на берегу реки, чтобы было куда окунуться после «пара». Внутри одноэтажная постройка делилась на предбанник, мыльню и парную. Вот в таких банях действительно мылись вместе граждане всех полов и возрастов.

«Рассадники разврата»

Общие бани, где мужчины и женщины представали друг перед другом в чём мать родила, казались церковным властям «рассадником разврата». Первая попытка запретить совместное мытье была сделана ещё в «Стоглаве» 1551 года.

В 1646 году вышел указ, «чтобы в Нижнем Новгороде в торговых банях мужики с женками вместе не парились», а 21 декабря 1741 года — указ Правительствующего Сената, в котором говорилось: «…на Москве и в ыных городех мужики и жонки парятца в особых банях, а не вместе».

«К чести русского народа, совместное посещение общественных бань мужчинами и женщинами имело лишь весьма ограниченный сексуальный подтекст, который проявлялся лишь в шутках (порой весьма скабрезных), флирте, но ни в чём более серьёзном», — пишет Андрей Дачник в книге «Баня. Очерки этнографии и медицины».

Шок для иноземцев

С другой стороны, совместное мытье русских в банях шокировало иностранцев. Вот свидетельство барона Августина Майерберга, посла римского императора Леопольда при дворе царя Алексея Михайловича, оставленное в 1661 году: «В общественных банях бывают в большом числе и женщины простого звания; но хотя моются там отдельно от мужчин за перегородкой, однако ж совсем нагие входят в одну дверь с ними, а если которой-нибудь придет такая охота, она остановится на ее пороге, да и не стыдится разговаривать при посторонних с мужем, который моется, с самою вздорною болтовнею.

Да даже и сами они, вызвавши кровь таким же, как и мужья их, сеченьем и хлестаньем к самой коже, тоже бегут к ближней реке, смешавшись с мужчинами и нисколько не считая за важность выставлять их нахальным взглядам свою наготу, возбуждающую любострастие».

Голландский парусных дел мастер Ян Стрюйс, побывав в Москве в 1669 году, свидетельствовал: «Общественными банями пользуются мужчины и женщины, молодые и старые, без различия. Раздевшись догола, все входят в одну дверь, прикрывая иногда свой срам не чем иным, как пучками высушенных березовых веток, которыми растирают тело, предварительно побрызгав на него водой, что происходит, когда они парятся на скамейках. Итак, мужчины и женщины, молодые и старые, выбегают без стыда и страха из бани, так что их каждый может увидеть…»

Воспитанные в строгих правилах и с сомнением относившиеся к мытью чужеземцы категорически отказывались мыться в таких условиях и потребовали устройства в Немецкой слободе особых бань, где мужчины и женщины мылись отдельно.

Устав Екатерины II

Екатерина II жаждала прослыть цивилизованной императрицей. И одним из важных шагов на этом поприще стал Устав благочиния от 1782 года, по которому было запрещено совместное посещение мужчинами и женщинами торговых бань, а дети противоположного пола имели право находиться в мужском или женском отделении только до 7-летнего возраста.

Однако полностью общие бани ушли из обихода только в первой четверти XIX столетия, при Александре I.

Источник статьи: http://derzhava.mirtesen.ru/blog/43927303808/CHto-tvorilos-v-banyah-na-Rusi-rassadnik-razvrata-Omerzitelno-po

Действительно ли в немецких банях мужчины и женщины купаются вместе?

Посетить немецкую баню хотят многие люди во всем мире. И не удивительно. Дело в том, что немцы обладают одной замечательной способностью — брать идеи у других народов, улучшать их и выпускать свою версию этих идей, более улучшенную и современную. Одна из таких идей — немецкая баня. К счастью, мне удалось посетить несколько таких заведений. Походы эти, немного меня шокировали, но в целом — я остался крайне довольным.

Как я потом вычитал в интернете — в Германии исторически сложилось, что мужчины, женщины, старики и дети, в банях могут мыться вместе. Раньше это осуществлялось в целях экономии дров, сегодня же — это только привычка, непонятная нам, но любимая всеми немцами.

Главные отличия немецких бань, от русских.

Изначально меня поразили габариты банного комплекса. У нас баня — это что? Предбанник, парилка и пара комнат для других нужд. Немцы же превратили свои заведения в нечто. Только увидев этот комплекс, я выпал в ступор, а попав во внутрь — челюсть моя медленно поехала вниз. Несколько видов бассейнов, гидромассажи, несколько видов парилок, джакузи, водные горки — это не полный список того, до чего я смог добраться.

Как там все происходит?

Не все немецкие бани одинаковы. Посетив 5-6 мест, я это понял. Общего у них только то, что я приходил, оплачивал свое время, после чего шел в раздевалку. В одних заведениях, мне приходилось оголяться уже на выходе с раздевалки, в других — перед бассейном, и почти во всех — перед парилкой. Конечно, были люди, которые стеснялись своей наготы (в основном — туристы). Они закутывались в полотенца, но тогда к ним приковывались взгляды всех посетителей. Немцы настолько привыкли к наготе, что просто не понимают, что кто-то может стесняться.

Действительно ли в немецких банях мужчины и женщины купаются голышом?

Немцы — поклонники культуры свободного тела (нудизма), поэтому совсем не удивительно, что у них в банях практикуют совместные купания. При этом я не увидел, чтобы кто-то из них стеснялся или испытывал какой-либо дискомфорт. Более того, я видел даже детей, которые мылись вместе со своими родителями и их друзьями, при этом чувствовали они себя вполне комфортно. В бане, я познакомился с одним местным жителем. Само собой, я не мог не спросить о том, почему они не сделают раздельные парные. Немец действительно очень удивился, и ответил только -«а зачем»? И действительно, зачем что-то менять, когда всех все устраивает. Уже потом он добавил, что нагишом моются из-за того, что современные материалы купальников и плавок, при большой температуре могут навредить человеку, поэтому никто не хочет рисковать своим здоровьем.

Правила немецких бань.

1) Обязательно берите двухметровое полотенце, которое вам будут давать. Его нужно будет постелить под ноги и пятую точку, чтобы ваш пот не впитывался в деревянные настилы.

2) Не пяльтесь на посетителей — это неприлично. Мне сделали небольшое замечание, по этому поводу.

3) На входе, в любом немецком комплексе, висит табличка, запрещающая фото и видеосъемку.

4) Не тревожьте посетителей, все вы пришли отдыхать.

5) Когда в парилке «поддают парку» с аромамаслами — выходить нельзя. Только уж если вам стало плохо — тогда да, уходите.

В целом же — немецкие бани полностью оправдали мои ожидания, и при следующей же возможности — я посещу их опять.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/travel_best/deistvitelno-li-v-nemeckih-baniah-mujchiny-i-jensciny-kupaiutsia-vmeste-5c3e5fe404bcd000ab92ecf9

Страницы истории

 4 599 01:20 23.12.2017 Рейтинг темы: +3

pustoi
pustoi

Итак, немногие из вас (даже читавшие «Парфюмера») раздумывали о том, что:

Пропаганда рассказывает нам:
— французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

Желающие могут ознакомится с ваннами этой эпохи, которые использовались довольно широким кругом лиц от горожан, до коронованных особ. Кстати ванная короля выставлена в Версале:)

Пропаганда рассказывает нам:
— моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало.

Мыло было известно уже со средневековья. До этого мылись настоями трав, щелоком, использовали мелкий песок. Можете попробовать — все эти средства прекрасно работают. Да и сегодня в состав моющих средств входят они же.

Пропаганда рассказывает нам:
— в Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну.

Каким декретом? Кого и когда?:) Бани прекрасно просуществовали все средневековье и дожили до наших дней. Средневековые бани можно увидеть по всей Европе от французского Марселя до венгерской столицы Будапешта. Ну и конечно одними банями дело не ограничивалось — мылись в домах, в больших тазах, а более обеспеченные люди в металлических ваннах, совершенно похожих на современные.

С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев.

При отсутствии проточной канализации ночные вазы единственный гигиенически приемлемый способ решения проблемы. Выливали их не на улицы конечно (сказка о выплескивании скопившегося за ночь так и останется сказкой — ну как вы себе представляете будущее бюргера который случайно выплеснул горшок на голову дворянина?:) Думаю его жизнь будет недолгой и невеселой). Горшки опорожняли в специальные стоки, которые делалилсь на площадях и во дворах домов. канавки на улицах использовались совсем для другого — для стока дождевой воды.

Пропаганда рассказывает нам:
Ночные горшки продолжали выливать в окна, как это было всегда — улицы представляли собой клоаки. Ванная комната была редчайшей роскошью. Блохи, вши и клопы кишели как в Лондоне, так и в Париже, как в жилищах богатых, так и в домах бедняков.

Ванная комната да, была весьма редка, но вот сами ванные были весьма распространены. Просто их ставили в спальных комнатах или даже на кухне.

Изданный в 1270 году закон гласил, что «парижане не имеют права выливать помои и нечистоты из верхних окон домов, дабы не облить оным проходящих внизу людей». Не подчиняющимся следовало платить штраф. Однако этот закон вряд ли исполнялся — хотя бы потому, что через сто лет в Париже был принят новый закон, разрешающий-таки выливать помои из окон, прежде трижды прокричав: «Осторожно! Выливаю!»

Разрешалось выливать грязную воду, причем в ряде стран и городов только ночами или когда на улице никого нет, а кое где запрещалось и это.

Но в Латинском квартале Парижа еще в конце XIX века нечистоты просто пускали течь по улицам — там до сих пор в середине каждой улицы есть такая характерная ложбинка. Тогда дамам самое главное было — чтобы туда не попал подол платья.
Да как правило в ней действительно скапливалась грязь, но это была обычная уличная грязь.

Пропаганда рассказывает нам:
-Явно, что дорогие и с трудом отстирываемые парики не были призваны служить защитой от льющихся сверху помой и фекалий.

Наоборот, нужна была защита самих париков от такой напасти. Широкополые шляпы стали носить роялисты в Великобритании и мушкетеры во Франции, то есть там, где дерьмо больше всего и выливали. Еще вспомните, что, к примеру, цилиндры с узкими полями — это изобретение сельских английских джентльменов. Им там на голову ничего не капало. А в ассоциируемых с образом лондонца котелках в начале XIX века красовались только английские лесники! (Опять же, в лесу дерьмо с неба не падает). Лишь к 1850-му году этот головной убор попал в город.
Парики использовались совсем не для этого:) Алонжевый парик XVII века появился под влиянием двух факторов — склонности французского королевского двора к пышности (а ничто не придавало владельцу столько помпезности, как пышный парик) и отказом армии того времени от металлических шлемов с заменой из на легкие шляпы — так вот парик был неплохой защитой от ударов холодным оружием по шее и голове. Про шляпы в данном тексте вообще написан откровенный бред, поэтому ,просто нужно переадресовать читателей к любой истории костюма.

Все могут короли, все могут короли…

Пропаганда рассказывает нам:
Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши.
Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла… диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно.

Да, разрешалось использовать под туалеты углы под лестницами, балконы и камины:) В тех условиях это единственное приемлемое решение для немаленького количества людей находившихся при дворе. Портьеры же на стенах залов замков существовали с другой целью. Просто от каменных стен тянуло холодом, а из окон сильно дуло.

Пропаганда рассказывает нам:
«В Лувре и вокруг него, — писал в 1670 году человек, желавший строить общественные туалеты, — внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми — практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же — продукта естественного отправления живущих здесь и приходящих сюда ежедневно». Периодически из Лувра выезжали все его знатные жильцы, чтобы дворец можно было помыть и проветрить
.

Сильно ли отличается картина от сегодняшних парков в конце дня?:)

Пропаганда рассказывает нам:
В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Даже типа описанных выше башенок с отверстиями и соломой. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца
.

Все желающие могут посетить любой средневековый замок и убедиться, что туалеты там все-таки были. Другое дело что их могло не хватать. Как выходили из положения уже рассказано было выше.
Народ продолжал испражняться где придется, а королевский двор — в коридорах Лувра. Впрочем, ограничиваться коридорами уже не приходилось — в моду вошло отправление нужд прямо на балу.
Писали на паркет, блевали на трон…:) Куда только фантазия не занесет.

Прекрасные дамы Средневековья

Пропаганда рассказывает нам:
Что же касается дам, то они мылись 2 — 3 раза в год.

Частота мытья в средние века зависела от множества факторов — достатка, образа жизни, климата и пр. Да, ежедневные души были не приняты, хотя уже в XVI—XVIII вв. Веке многие представители верхов общества любили ежедневно принимать ванны. Но даже простые горожане если не мылись каждый день, то хотя бы обтирались мокрым полотенцем, а более богатые тканью намоченной духами. Вполне нормальная гигиеническая мера.

Пропаганда рассказывает нам:
Француженки и элегантные франты в своих роскошных париках носили сделанные из золота хитроумные приспособления — для ловли тех же блох. В блохоловки (есть и в Эрмитаже), клали кусочек шерсти или меха, политый кровью. Во Франции роль блохоловки играла миниатюрная вилочка с подвижными зубцами-усиками, которую светские модницы носили на шее.
Блошиные ловушки не очень надежно защищали своих хозяев от надоедливых паразитов, зато дамы той эпохи придумали способ, как использовать блох в искусстве флирта. Вскрикивая от мнимых и настоящих блошиных укусов, они приглашали тем самым кавалеров к поискам зловредного насекомого. В ту пору самой эротической забавой мужчин считалось поймать блоху на любимой.

Блохи были проблемой, тут все верно. Но по мере роста гигиены ее удалось решить. К концу XVIII века уже ничего подобного не встречалось. С клопами боролись еще и в XIX веке, но победили и их.

Пропаганда рассказывает нам:
Состоятельные дамы чтобы не разводить «зоопарк» носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится… ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.

Собачки, кроме работы живыми блохоловками, еще одним пособничали дамской красоте: в средневековье собачьей мочой обесцвечивали волосы.

Пропаганда рассказывает нам:
Сифилис.
Кроме светлых волос очень модными у женщин в эпоху средневековья стали косы, как реакция на массовый сифилис — длинные волосы призваны были показать, что человек здоров.

Ерунда, получается что до появления сифилиса у женщин были в моде короткие стрижки:). На самом деле косы носили больше из требований традиции, которая была очень сильна вплоть до XIX века.

Сифилисом переболело в то время почти все население южной Европы, от святых отцов до уличных нищих.

Хоть бы статистику анализа захоронений посмотрел автор что ли… Да проблема сифилиса была, но заболевание никогда не выходило за пределы нескольких процентов населения, хотя и это конечно несравнимо с нынешней картиной, когда речь идет о долях процента.

Сифилис ХVII -XVIII веков стал законодателем мод. Историк-эпидемиолог профессор Г. Гезер писал, что из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице. И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы. Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду.

Про происхождение длинных волос и париков я уже писал. Усы и бороды же как раз наоборот постоянно уменьшались в течение XIV—XVII вв.веков пока не исчезли совсем.

Давайте пройдется по общедоступным сведениям. Для начала — известные курортные зоны. Взглянем на австрийский герб Бадена (Baden bei Wien),

дарованный городу императором Священной Империи Фридрихом III в 1480 году. Мужчина и женщина в купальной кадушке. Незадолго до появления герба, в 1417 году Поджо Браччоли, сопровождавший лишенного престола Папу Иоанна XXIII в поездке в Баден дает описание 30-ти роскошных бань. Для простолюдинов действовали два открытых бассейна

Даем слово Фернану Броделю («Структуры повседневности: возможное и невозможное»):

— Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе — как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами, с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали «мыльнями» в полуподвалах; тут находились парильня и кадки — обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) ее обнаружили в герцогском лагере.

В отчете парижского прево (эпоха Филиппа IV Красивого, начало 1300 годов) упоминаются 29 общественных бань в Париже, облагаемых городским налогом. Они работали ежедневно, кроме воскресенья. То, что Церковь смотрела на эти заведения косо, вполне естественно — поскольку бани и прилегающие к ним трактиры зачастую использовались для внебрачной половой ебли, хотя, конечно, народ все-таки собирался туда помыться. Дж. Бокаччо пишет об этом прямо: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен».

Вот типичная картинка XIV века — мы видим весьма роскошное заведение «для благородных»:

Не только Париж. По состоянию на 1340 год известно, что в немецком Нюрнберге было 9 бань, в немецком Эрфурте — 10, столице Австрии Вене — 29, немецком Бреслау/Вроцлаве — 12. Рейнмар фон Беляу из «Башни Шутов» Сапковского вполне мог посещать одну из них.

Немцы моются. Sebald Beham:

Богатые предпочитали мыться дома. Водопровода в Париже не было, и воду доставляли за небольшую плату уличные водоносы. Мемо ди Филипуччо, Супружеская ванна, около 1320 г. фреска, городской музей Сан-Джиминьяно.

Но это, так сказать, «позднятина», а что же раньше? При самом что ни на есть «варварстве»? Вот Эйнгард, «Жизнеописание Карла Великого»:

— Любил он также купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье. Именно из любви к горячим ваннам построил он в Ахене дворец и проводил там все последние годы жизни. На купанья, к источникам он приглашал не только сыновей, но и знать, друзей, а иногда телохранителей и всю свиту; случалось, что сто и более человек купались вместе.

Обычная частная ванна, 1356 год:

Про мыло. Существует две версии появления мыла в средневековой Европе. По одной, мыло производили с VIII века в Неаполе. По другой, его начали делать в Испании и на Ближнем Востоке из оливкового масла, щелока и ароматических масел арабские химики, (существует трактат Аль-Рази 981 г., где описывается способ получения мыла), и Европу с ним познакомили крестоносцы. Потом, как будто бы, около 1100 года появились производства мыла в Испании, Англии, Франции — из животного жира. Британская энциклопедия дает более поздние даты — около 1200 года. В 1371 некий Crescans Davin (Sabonerius), завел производство мыла из оливкового масла в Марселе, и его часто упоминают, как первое европейское мыло. Оно то точно достигло большой известности и коммерческого успеха. В XVI веке в Европе торговали уже венецианским и кастильским мылом, да и многие стали заводить свое производство.

Выглядело мыло примерно так:

Картинка публичной бани во Франции от 1470 года:

А вот Ханс Бок, Общественные бани (Швейцария), 1597, холст, масло, Художественная галерея Базеля.

Вот современная реконструкция стандартной публичной «мыльни» еков, эконом-класс для бедных, бюджетная версия: деревянные бадьи прямо на улицах, воду кипятят в котлах:

Отдельно заметим, что в «Имени Розы» Умберто Эко есть вполне подробное описание монастырской купальни — отдельные ванны, разделенный занавесками. В одной из таких утонул Беренгар.

Цитата из устава ордена Августинцев: «В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий.»

А вот из «Валенсийского кодекса» XIII века: «Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду; и евреи идут в пятницу и в воскресенье; ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню; и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают; и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани, пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день; также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом; а человека, который в другие дни возьмет силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить.»

И уж совсем не шуткой является история, как в 1045 г. несколько важных персон, в том числе епископ Вюрцбурга, умерли в купальной бадье замка Персенбург (Persenbeug) после того, как рухнул потолок купальни.

Паровая баня. XIV в. — Так что паровые сауны тоже были.

Прислужница в купальне — заметим, с веником. «Wenzelsbibel», ок.1400 г.

Итак, миф испаряется, вместе с банным паром. Высокое Средневековье вовсе не являлось царством тотальной грязищи.

Исчезновению банного дела в постренессансные времена способствовали и природные и религиозно-политические условия. «Малый ледниковый период» длившийся до XVIII века привел к массовой вырубке лесов и чудовищному дефициту топлива — заменить его смогли только в Новое Время каменным углем.

Обратите внимание на резкий рост цен на дрова после 1550 года:

И, конечно, огромное влияние оказала Реформация — если католическое духовенство Средневековья к баням относилось сравнительно нейтрально (и мылось само — есть упоминания о посещении бань даже Римскими Папами), лишь запретив совместное мытье мужчин и женщин, то протестанты запретили вообще — не по-пуританские это. В 1526 году Эразм Роттердамский констатирует: «Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них». В Париже бани практически исчезли при Людовике XIV.

И вот как раз в Новое Время европейцы начинают удивляться русским публичным баням и парным, которые в XVII веке уже заметно отличают Восточную Европу от Западной. Культура была утрачена.

Вот такая история.

Альбрехт Дюрер, «Мужчины в бане», 1497 — пиво, разговоры, музыка, шапочки для парной. Обратим внимание на кран для воды — подвернись нам какой-нибудь Фоменко, он живо бы заключил, что Дюрер жил в 19 веке :

Дюрер женская баня:

«Средневековые бани, служившие местом проституции, постепенно превратились в кабаки с женской прислугой, в банные бордели. Их развитие относится к екам. Так, например, баня у Pont Troucat в Авиньоне в 1435 году имела не менее 16 спален, кухню, большой купальный зал, сад. Все комнаты в изобилии снабжены были перинами. Составленный в 1446 году список инвентаря бани у La Pierre в Авиньоне перечисляет многочисленные кровати, каменные и медные ванны. Весьма замечателен также венецианский документ от 30 марта 1490 года, в котором в ответе на прошение арендатора бани Энрико Сквам-мико прямо сказано, что его банное заведение должно отныне считаться явным борделем, в котором могут находиться и жить все явные проститутки.»

В Швеции сауну называют «басту» – сокращение от badstuga (банный домик). Шведская сауна – басту в древности не отличалась от финской сауны. Первые городские басту были зарегистрированы в Стокгольме в начале XV века. Однако из-за большего проникновения христианства и меньшей приверженности шведов язычеству, по сравнению с финнами, шведская басту к началу XVIII потеряла свое сакральное значение. Проникнувшись идеологией европейской христианской церкви по отношению к паровым баням, шведские врачи стали (часто небезосновательно) видеть в банях рассадник кожных и венерических заболеваний, а шведские экономисты обвиняли баню в неоправданно большом расходе дров. В результате распространения «новой христианской европейской цивилизации» шведы стали посещать басту все реже, предпочитая европейский вариант купания в ваннах. В басту же ходили в основном на Рождество и по медицинским показаниям. Шведы стали призывать и финнов, находившихся в то время под шведским владычеством, откзаться от «языческой сауны». Шведские врачи того времени говорили, что кожа от саун становится грубой и темной «как у финских крестьян» .
Вполне вероятно, что стремления русского царя Петра прорубить «окно в Европу» во время Северной войны (1700-1721 гг.) заставили шведов поумерить свой пыл в отношении истребления финских саун. Хотя финны до сих пор называют период Северной войны «Большой ненавистью» из-за постоянных грабежей населения как шведскими, так и русскими войсками, возможно, именно благодаря успеху русской армии, финская сауна была сохранена как для самих финнов, так и для всей мировой цивилизации. Например, в Норвегии, которая долгое время не могла избавиться от шведской и датской зависимости, традиционная для Скандинавии паровая баня повторила судьбу шведских басту.
Шведские басту стали использоваться населением в основном для купания по европейскому образцу – без паровой бани. Отличия шведской общественной бани от финской хорошо видны на иллюстрации ниже: это и банщицы в бане, использование ванн для мытья и, разумеется, отсутствие в бане пара. Шведские домовые и деревенские басту стали использоваться для обычного мытья без пара и для просушки солода. Поэтому бани стали часто именовать «домиками для сушки», «домиками для солода» или «бревенчатыми домиками». Исконные паровые бани сохранялись, пожалуй, только в провинции Даларна. А в Готланде возник особый вид сауны – чердачная, куда жар подавался по трубе из нижерасположенной кузницы или пекарни.
Паровая сауна вернулась в Швецию только в начале XX века в виде финской сауны. Однако, если финны могут париться в саунах при температурах до 100°C и выше, то шведы считают оптимальной температуру в сауне не выше 80 – 85°C

Гравюра 1555 года из труда Олафа Магнуса (1490 – 1557) «История северных народов». На гравюре изображена средневековая шведская общественная басту (сауна). На спине посетителя бани, находящегося справа, изображены роговые банки, которые ставились для последующего кровопускания.

M. Seemuller. Общественная шведская баня. Рисунок, XVIII век

Баня у чехов баня у чехов Schule in Zlatá Koruna, Lehrmittel aus dem 18. Jahrhundert, Abbildung einer Szene im :

16e siècle Thermalisme (cures thermales). Bains (hygiène) . Auteur de l’ouvrage — DRYANDER, Johann Eichmann dit Johannes :

MANNERISM PAINTING 16-TH cent. Franciabigio,Francesco di Cristofani Bigi The Uriah letter. Bathsheba and her servant girls bathing.:

Le Bain — tapisserie de:

Juene Femoral au Bain, Musee de Parfumerie Fragonard-Paris. Начало 18-го века. :

Bain sec au moyen duquel on s’applique les vapeurs de l’eau sur les parties malades . 18e siècle:

Частная ванная 1667 год. Joseph Kurtzer jedoch eigendlicher Bericht Augsbourg — J. Wehen, 1667 :

18 век. Manière dont le malade enfermé dans l’étuve reçoit sa douche .Bains (hygiène) . 18e siècle CALMET, Augustin:

William Heath — A Nice place in a hot weather :

Il Cittadino J.G. Marat Membro della Convenzione Nazionale a Parigi, Assassinato dalla Cittadina Carlotta Corday :

La baigneuse] . [dessin] — Jn Jques Le Queu delin. —1777-1824 :

Женщины, принимавшие грязевые ванны в 18 веке, наблюдали за Джеймсом Грэмом (умер в 1794 году), шотландским медицинским мошенником:

ванна-спа англичанин пациент в массажном кабинете , 1892 год:

Норвежцы. Деревянная ванная-спа , дамская ванная комната. Сандефьорд

Alex_Kim
Александр_Ким

Дополню немного. Голландия до сих пор самая просвещенная в плане чистоплотности страна. Где еще найдешь такое количество открытых туалетов на центральных улицах и площадях. Вот только руки помыть негде.

pustoi
pustoi

Источник статьи: http://www.politforums.net/historypages/1513981252.html

Читайте также:  Как утепляются полы в бане
Оцените статью
Про баню