- 10 отличных бань в Москве − от известных до полусекретных
- Сандуны
- «Экспедиция»
- Краснопресненские бани
- FRESH SPA by Natura Siberica
- Варшавские бани
- «Тазик Клуб»
- «Живица»
- Воронцовские бани
- Измайловские бани
- Покровские бани
- «Пошёл в баню!»: что на самом деле означает это русское ругательство
- Языческое святилище
- Кто такой банник?
- Отравления угарным газом
- Рождение ребенка
- Казни и убийства
- Жертвоприношения
10 отличных бань в Москве − от известных до полусекретных
При помощи инстаграмщиц, ЗОЖниц и экспатов бани избавились от криминального флера 90-х и превратились в модные места. Сегодня это и люксовые комплексы, аутентичные парные и памятники архитектуры. Сдаем адреса, пароли и явки первоклассных столичных бань. На 31 декабря и не только.
Сандуны
Фото: Сандуновские бани
Неглинная, 14, строение 3−7
Если вы никогда не были в бане, то начинать надо именно с Сандунов, всеми признанной классики жанра. Главные бани столицы, недавно они перешагнули 200-летний юбилей: основаны были в 1808 году Силой Сандуновым и Елизаветой Урановой, артистами театра, которым покровительствовала Екатерина II. В Сандунах всегда можно было встретить знаменитых артистов и государственных деятелей: Шаляпин, например, восхищался их акустикой и всегда репетировал здесь, причем на его пение сбегались все местные работники. Обожал Сандуны и Чехов. Во время своего романа с Владиславом Дорониным регулярно захаживала сюда и Наоми Кэмпбелл – попариться и попить пива с раками (так говорят). В Сандуны, как в музей, водят экскурсии, показывают иностранным туристам все царское великолепие – лепнину и позолоту, мрамор и колонны, огромный бассейн, напоминающий древнеримские купальни, причем особенно впечатляет высший мужской разряд. Цены – от 1 800 рублей за два часа.
«Экспедиция»
В меню в основном обстоятельные двух-трехчасовые программы. Так, в план «По-царски» (три часа на два человека за 39 000 рублей) входит: парение в четыре руки четырьмя видами веников, теплая молочно-медовая купель, массаж ног бальзамом с ментолом и эвкалиптом, обливание холодной и теплой водой, парение на матрасе из сена, живительный массаж тела, ледяная купель, пилинг с медом и морской солью, массаж бамбуковыми вениками и завершается все это очищением кожи мыльным массажем. Угощение в виде традиционного чаепития и настоящих сибирских деликатесов, строганины из северной рыбы и домашней хреновухи – приятный бонус.
Краснопресненские бани
Столярный переулок, строение 1
Главные конкуренты Сандуновских бань до революции назывались Бирюковскими – в честь державших их купцов-старообрядцев. В 1980 году бани перевезли в новое, разработанное под них здание. За интерьеры, внешний облик, техническое оснащение Краснопресненские бани получили Государственную премию Госстроя. Так что здесь шик скорее не царский, а постсоветский. Ценовая категория у Краснопресненских по сравнению с Сандунами примерно одинаковая (за 2,5 часа – от 1 800 рублей), но народу здесь меньше, а банщики, говорят, лучше готовят парную. Отдельная гордость – ресторан с толстенным меню: устрицы, суши, паштет из фуа-гра, салаты «Греческий» и «Цезарь», паста шести видов, рыбная и мясная солянка, борщ и харчо.
FRESH SPA by Natura Siberica
Фото: FRESH SPA by Natura Siberica
FRESH SPA by Natura Siberica
Ломоносовский проспект, дом 25, строение 2
Спа-комплекс от известной косметической российской марки, где предлагают попробовать «Бани СССР» (от 11 000 рублей за 2 часа на 1 человека) – это банные процедуры в традициях народов Сибири и Крайнего Севера. Байкальская представляет собой контрастное парение и скраб для тела, тувинская – с медово-имбирной маской для тела, хакасская – мягкое парение, камчатская – парение бамбуковыми вениками плюс лифтинг-маска для лица, а алтайская подходит для любителей активного парения с вениками. Волшебство, точнее, шаманство, чувствуется уже с порога: теплый вулканический камень, дикие северные ягоды и травы, магические сибирские камни, купель из натурального кедра.
Варшавские бани
Фото: Варшавские бани/«ВКонтакте»
Варшавское шоссе, 34
В плане интерьера эта баня, конечно, уступает Сандунам, а по изощренности спа-меню не может конкурировать с «Экспедицией». Зато вполне достойная альтернатива для любителей париться на юге Москвы, если не хочется ехать в центр. Есть приватные кабинеты для компаний, на которые в будние дни распространятся скидка. Из меню, кроме классического парения «По-царски» с медом (две тысячи рублей за 20 мин), завсегдатаи особенно советуют комплекс «Умиротворяющий» и бочки – омолаживающую молочную (семь тысяч) и целебную и спасающую от простуды травяную (три тысячи).
«Тазик Клуб»
Фото: «Тазик Клуб»
улица 1812 года, дом 18
Посвящается тем, кто скучает по шику времен «жирных нулевых». Несмотря на ироничное название, «Тазик Клуб» позиционирует себя как элитный банный комплекс. Состоит из четырех залов (от 9 900 за час аренды) в разных стилях: «Версаль», «Марокко», «Американо» и – внимание – конечно, «Гламур». По словам владельцев, названия остались с основания, с 2005 года, а каждый зал развивает концепцию отдельной рублевской дачи. Интерьеры очень фотогеничны, так что здесь нередко снимают фильмы и сериалы. В каждом, помимо комнаты отдыха, есть домашний кинотеатр, караоке и бильярдный стол. А в некоторых – отдельные кальянные и массажные комнаты.
«Живица»
Новая Басманная улица, 16, строение 8
Если хотите вспомнить, как в детстве на каникулах вы парились в бане у бабушки, вам сюда. Баня представляет собой настоящий сруб из карельского сухостоя, встроенный в современное городское здание. Гламура, позолоты или мрамора здесь нет, и тем приятнее душевно попариться с дубовыми, березовыми, пихтовыми и липовыми вениками. Печи, уверяют банщики, сложены «правильно»: создают легкий пар, который обжигает, не давит и не перегревает голову. А вот крепкий алкоголь и пиво в «Живице» не подают – вместо них отпаивают чаем из алтайских трав с монастырским медом, вареньем из сибирских ягод и сушками. Потому что идти в баню прежде всего стоит за оздоровлением. Программа «Алтайская живица» (2,5 часа, до четырех гостей) – от 23 000 рублей за гостя.
Воронцовские бани
Фото: Воронцовские бани
Воронцовский переулок, 5/7, строение 1
Работают с 1938 года, есть три разряда – два мужских и один женский. Короткое, но зато относительное демократичное меню спа-программ: от 3 000 за полчаса за парение с пилингом. В меню ресторана – бургеры, блюда на мангале, паста. Что немаловажно, в том же здании находится отель, так что, если сильно разморит, остаться заночевать можно прямо здесь. Цены – от 2 000 за четыре часа.
Измайловские бани
Фото: Измайловские бани
Два пышно оформленных зала, в которых по очереди по четным дням принимают мужчин, по нечетным – женщин. Интерьер выполнен в псевдорусском стиле: хохлома, бревенчатые стены, дубовые скамьи – прямо терем Рюриковичей. Причем здание постройки 1953 года обзавелось этим великолепием только после ремонта в 2003 году. Администраторы настоятельно рекомендуют заранее записываться по телефону. От 1 000 рублей – за два часа.
Покровские бани
Фото: Покровские бани
Багратионовский проезд, 12
Не сильно раскрученная баня на севере Москвы. Два мужских и одно женское отделение, парные из липы и ясеня. Оздоровительный пар с хреном, эвкалиптом и полынью завсегдатаи своими силами готовят по воскресеньям. В баре большой выбор чая и свежевыжатых соков. Посещение длительностью три часа – от 1 500 рублей.
Источник статьи: http://thecity.m24.ru/articles/1542
«Пошёл в баню!»: что на самом деле означает это русское ругательство
Казалось бы, баня – что может быть обыденнее? Испокон веков жители нашей страны регулярно посещают это место: парятся, моются, общаются с друзьями. Но далеко не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь баня – это не только отдельное строение для водных процедур, здесь в старину проводили магические ритуалы, совершали жертвоприношения духам, даже казнили людей. Рождение человека, вступление в брак и похоронные ритуалы – все это напрямую связано с баней.
Языческое святилище
Для язычников любое место, в котором сходятся все четыре природные стихии – огонь, вода, земля и воздух – является особенным. Издревле на Руси бани исполняли роль семейных святилищ, их почитали как место, где мир живых (явь) встречается с миром мертвых (навь). Считалось, что здесь обитают духи покойных предков.
Далеко не случайно сказочная Баба Яга должна добра молодца сначала выпарить в бане, а уж потом расспрашивать. Ведь именно через ритуальное омовение совершается переход человека из яви в навь.
Исследователь старинных традиций Андрей Дачник в своей книге «Баня. Очерки этнографии и медицины», которая была издана в 2015 году в Санкт-Петербурге, написал о том, что после принятия христианства на Руси в домах людей прочно обосновались иконы, а роль средоточия языческих сил стала играть именно баня. Постепенно люди начали воспринимать это отдельно стоящее здание, как место обитания чертей и совершения колдовских ритуалов.
Поэтому с баней связано много обрядовых запретов, среди них:
Нельзя мыться одному, кто так делает – тот колдун или ведьма.
Перед входом в баню нужно перекреститься, в самой бане креститься нельзя.
В баню иконы не вносят.
Нельзя мыться в бане во время православных праздников, это лучше сделать накануне.
Банную утварь (тазики, ковши, кочерги и т.п.) никогда не приносят в избу.
Запрещено строить дом на месте бани.
Нельзя мыться в банях по ночам.
Даже выражение «Пошел в баню!» означает предложение человеку очистить свои помыслы от всякой скверны, что и делается в языческом святилище.
Согласно поверьям древних славян, в бане можно было обрести магические способности, если пойти туда в полночь и громко отречься от Бога, сняв с себя православный крест.
Кто такой банник?
Язычники всегда одухотворяли не только свои дома, но и другие строения. Если в доме жил домовой, в овине – овинник, то в бане – банник. Иногда его еще называли «дедушка», что связано с почитанием культа предков. Так что банник мог быть и духом места, и кем-то из уважаемых пращуров конкретной семьи.
Поскольку физическое и духовное очищение в народном сознании неразрывны, в банях проводились ритуалы, направленные на освобождение людей от различного негатива, проблем, долгов, порчи и сглаза. Перед началом колдовства знахарь или ведьма обязательно просили помочь духа этого места.
Иногда баню топили, но никто в ней не мылся. Так делали во время языческих праздников, чтобы угодить баннику. Для него специально оставляли воду в шайке и веник.
Как правило, русские крестьяне побаивались духов, обитающих в бане. Ведь обиженный неуважением банник мог и убить человека, согласно поверьям. А некая баба-обдериха, вообще, была способна ободрать с живого человека всю кожу, если тот оставался в бане один и засыпал. Так люди объясняли многочисленные несчастные случаи, происходившие в этом месте.
Отравления угарным газом
Сейчас в России бани топят по-белому. В XVII – XVIII веках эти помещения в массовом порядке стали оборудовать специальными трубами, через которые выходит дым. А более тысячи лет до этого бани топили по-черному. Дым просто валил из всех щелей этих бревенчатых строений с каменными очагами, а стены и потолок были сильно закопчены.
Согласно нормам безопасности, такую баню необходимо часто проветривать, открывая дверь. Но многие люди слишком дорожили теплом, пренебрегали правилами. В результате, в банях образовывалась атмосфера с низким содержанием кислорода, а угарный газ в сочетании с высокой температурой и влажностью мог запросто привести к летальному исходу. В группе риска находились люди с заболеваниями легких и сердечнососудистой системы.
Характерный признак отравления угарным газом – румяная, порозовевшая кожа. Крестьяне считали, что это сердитый банник запарил несчастных до смерти. Если учесть, что в современных финских саунах ежегодно умирают около 50-60 человек, то можно предположить, как много несчастных случаев происходило на Руси.
Иногда сочетание угарного газа и теплового шока не приводило к летальному исходу, а вызывало у людей галлюцинации. Тогда они и видели в банях чертей, волосатых баб-обдерих, всякую другую нечисть. Порой в печах-каменках намеренно сжигали галлюциногенные травы (например, белену), чтобы войти в измененное состояние сознания. Этим приемом пользовались знахари.
Рождение ребенка
Русские крестьянки традиционно рожали в бане, ведь именно это место было вратами из нави в явь. Новорожденного и его мать необходимо было очистить от влияния потусторонних сил, и занималась этим бабка-повитуха, заговаривавшая воду.
После рождения ребенка и чтения над ним особых молитв, малыша относили в дом, а его мать должна была пожить в бане еще какое-то время: от трех дней до недели. Этим она отдавала должное духам предков. Люди верили, что они хорошо относятся к процессу родов, радуются этому событию.
Целью обрядов, проводившихся над женщиной в бане, было появление на свет здорового малыша, который бы рос крепким и спокойным.
А если новорожденный умирал, что случалось довольно часто, или у него обнаруживались увечья, дефекты в развитии, то все эти несчастья объяснялись действиями рассерженного банника. Люди говорили, что роженица или бабка-повитуха чем-то прогневили нечистую силу или не были внимательны к ребенку, вот банник их и наказал.
Иногда крестьянки сами могли задушить нежеланного ребенка, свалив все на чертей. В бане некоторые женщины избавлялись от беременности, искусственно вызывая преждевременные роды.
Казни и убийства
Как известно из «Повести временных лет», памятника древнерусской письменности начала XII века, легендарная княгиня Ольга (около 920-969 гг.) поочередно казнила две группы послов. Они были представителями племени древлян, прибывшими сватать ее за своего правителя, которого звали Мал. Было это уже после гибели ее супруга – князя Игоря Рюриковича.
Первое посольство древлян было похоронено заживо, а второе – сожжено в бане. Традиция использовать это строение для казни неугодных существовала на Руси издревле. Данное место было очень удобным для убийства: достаточно лишь натопить печь пожарче, а снаружи дверь припереть чем-нибудь тяжелым. Утром там будут трупы, которые даже не надо обмывать.
Даже в XVIII веке историки зафиксировали случаи казни людей в банях. Подобными действиями «прославился» первый иркутский губернатор Карл Львович фон Фрауендорф (около 1710-1767 гг.). Этот царский чиновник, как написал о нем военный инженер и этнограф Иван Григорьевич Андреев, в 1762 году «… многие жестокости причиня разным честным людям и запытав одного солдата в присутствии своем в жарко натопленной бане».
Поскольку люди не только появлялись на свет и готовились к свадьбе в банях, но и уходили в мир иной через это мистическое помещение, оно прочно ассоциировалось у русских со смертью. Иногда старого или больного человека парили в бане и оставляли там умирать, предварительно разобрав часть крыши, чтобы душе было легче отправиться на небеса. Случалось, что после убийства покойного хоронили тут же, ведь зимой другая земля была промерзлой, и выкопать в ней могилу очень трудно.
Жертвоприношения
Перед строительством новой бани нужно было принести ритуальную жертву духам. Как правило, с этой целью убивали черную курицу или петуха, которого зарывали в землю под порогом будущего помещения.
Иногда в качестве жертвы выступала другая живность: ворона, кошка, небольшая собака. Бывало, что их живьем закапывали, чтобы получить большую поддержку со стороны духов, которые должны помогать строителям и одобрить возведение бани в потустороннем мире.
Правда, некоторые язычники на этом не останавливались. Порой при раскопках на месте старых, развалившихся бань находятся человеческие кости. Это могли быть как похороненные здесь родственники, так и случайные гости, которых по обычаю полагалось напоить, накормить, в бане выпарить. Убийство таких посторонних людей в банях тоже исполняло роль жертвоприношения духам.
В полицейских отчетах XIX века сохранились многочисленные жалобы людей, которым удалось спастись от таких язычников, пытавшихся уморить их в бане.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/russian7/poshel-v-baniu-chto-na-samom-dele-oznachaet-eto-russkoe-rugatelstvo-5d4dc865dfdd2500ad43894e