- Что будет на месте Курбатовских бань?
- Идей было много
- Проект одобрили, часть разрушенного снесли
- «Все наши бани когда-то любили»
- Бани снова заработают?
- Досье
- Собственник Курбатовских бань получил разрешение на их восстановление
- Иркутяне выступили за сохранение исторического назначения Курбатовских бань
- Курбатовские бани что с ними будет
Что будет на месте Курбатовских бань?
Есть вероятность, что легендарные бани будут вновь восстановлены.
За годы простоя руины Курбатовских бань прочно влились в уличный пейзаж, став одним из элементов городской среды. Между тем сотни квадратов мусора и грязи — вот, собственно, и все, что осталось от некогда изысканных дворянских бань, которые в конце XIX века славились шикарной обстановкой, водоснабжением и исправным электричеством. Прошлой зимой некие дельцы в прямом смысле слова разбирали руины, по кирпичику распродавая памятник истории. Стоимость раритетного стройматериала предприимчивые деятели оценивали в 10 рублей за старинный кирпич. И вот минувшим летом, после 25 лет беспросветного простоя, часть развалин снесли, территорию расчистили. Согласно планам, в скором времени здесь вновь возведут памятник архитектуры и истории. Однако что разместится в стенах восстановленного исторического здания, доподлинно неясно.
О славном прошлом Курбатовских бань Галина Копылова вспоминает с печалью и ностальгией.
В 50-х в одном из помещений Курбатовских бань была оборудована прачечная, которая обстирывала едва ли не полгорода. Каждое утро тележка, запряженная лошадьми, подвозила к служебному входу груды больничного белья.
В начале XX века, когда был надстроен второй этаж, здание Курбатовских бань с их фирменными башенками было одним из самых высоких. Говорят, в обиходе иркутян даже ходило такое выражение: «Выше Курбатовских бань».
Идей было много
Напомним, что Курбатовские бани закрылись в начале 80-х, чуть позже за зданиями был закреплен статус памятника архитектуры и истории. Собственником раритетных строений стал муниципалитет. С тех пор прошло больше 25 лет, и никто за это время о сохранности памятника особенно не заботился.
За десятилетия простоя проектов и предложений звучала масса. Так, например, в 2001 году объединение творческой молодежи «Виннипуховая вселенная» выступило с предложением создать на базе разрушенных бань культурный центр современного искусства. И хотя в администрации предложение одобрили, дело с мертвой точки так и не сдвинулось.
Еще спустя семь лет интерес к теме проявили пятикурсницы Российского государственного торгово-экономического университета. Их проект, предполагающий реставрацию зданий и открытие современного банно-оздоровительного комплекса, стал одним из победителей ежегодного городского конкурса на лучший студенческий предпринимательский проект.
Интересно, что, согласно расчетам, выполненным на основе досконального анализа, по данным на 2008 год, затраты на восстановление бань требовали порядка 40 миллионов рублей.
Проект одобрили, часть разрушенного снесли
Между тем в 2005 году Курбатовские бани нашли арендаторов. Часть зданий на основе договора долгосрочной аренды была отдана Байкальскому противораковому обществу, часть — ангарскому издательскому центру «Салют». Последний за все эти годы с выполнением охранных обязательств не спешил, штрафными санкциями обременяется регулярно.
Второй арендатор — МП «Байкальское противораковое общество» — в конце 2010 года представил на рассмотрение проект реставрации своей части здания. С одной стороны, он предполагает полное восстановление внешнего исторического облика зданий, с другой — предусматривает размещение в стенах памятника современного медицинского учреждения.
— Проект реставрации прошел историко-культурную экспертизу, и мы выдали разрешение на первый этап работ — на полную разборку останков строения, — поясняет Виталий Барышников, руководитель службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области. — Почему? Потому что, во-первых, состояние этих конструкций было угрожающим. Не сегодня-завтра все это могло обрушиться. Во-вторых, кирпич был поражен грибком, и в качестве основы здания для медицинского учреждения его нельзя было использовать по санитарным нормам.
И вот дело сдвинулось с мертвой точки. В августе на расправу с руинами вышла тяжелая строительная техника. Жители соседних домов были, мягко говоря, несколько обескуражены.
— Ой, да мы думали, что землетрясение началось! Такой шум, такой грохот, — делится пенсионерка Галина Копылова. — Стены-то толстые, кирпич вековой. Ломали, ломали, еле-еле сломали. Кстати, кирпич, который не успели распродать предприимчивые деятели, даром не пропал. Часть материала ушла на реставрацию фасада старого здания краеведческого музея по адресу Карла Маркса, 2, часть кирпичей была отдана на восстановление внешнего декора Крестовоздвиженского храма.
«Все наши бани когда-то любили»
Галина Копылова, в прошлом техник-строитель банно-прачечного треста, живет в буквальном смысле слова на задворках бани — во дворе, где и жил некогда обслуживающий персонал: прачки, банщики, уборщицы.
— Были у нас во дворе и ворота, которые на ночь закрывали. Были фонтан и лавочки, где распаренные иркутяне отдыхали после бани, — с грустью в голосе вспоминает Галина Копылова. О славном прошлом Курбатовских бань пенсионерка говорит с печалью, с ностальгией: — Жаль, очень жаль, что так получилось. Все наши бани когда-то любили! За просторные номера, за горячий чай и холодное пиво, за прачечную, куда с кулями и авоськами съезжались и горожане, и сельские жители. А теперь что? Руины, да и те снесли. Что построят — неизвестно.
Бани снова заработают?
Между тем каменные стены действительно снесли, территорию расчистили. Однако здесь возник вопрос — а как же быть с руинами, которые находятся в ведении второго арендатора — ангарского издательского центра «Салют»?
— Реставрировать одну часть здания, не трогая другую, по меньшей мере странно. И с точки зрения защиты памятника, и с точки зрения рационализма, — резонно отмечает Виталий Барышников. Сейчас, как нам пояснили в мэрии Иркутска, вопросом дальнейшей судьбы Курбатовских бань занялась администрация города. В качестве основных рассматривается несколько вариантов. В том числе и расторжение договоров долгосрочной аренды и передача зданий в новые руки.
— Какое решение будет принято, зависит прежде всего от договоренностей между собственником и арендаторами. В любом случае интересы Байкальского противоракового общества, которое уже понесло серьезные расходы, уверен, будет учтено, — отмечает в свою очередь Виталий Барышников. — А пока у нас есть согласованный проект реставрации, который предполагает размещение в здании медицинского учреждения. С другими предложениями к нам пока не обращались.
И все же, согласно последней информации, в настоящий момент администрация города при участии ОАО «Агентство реставрации памятников Иркутска» (недавно созданная автономная организация, которая работает с января текущего года) ведет переговоры с потенциальным инвестором о воссоздании памятника с учетом восстановления не только его исторического облика, но и назначения. Другими словами, есть вероятность, что Курбатовские бани будут не просто восстановлены, но и снова заработают. Впрочем, как подчеркивают представители городской администрации, говорить об этом рано — конкретных решений еще не принято. Об итогах переговоров с потенциальным инвестором будет известно несколько позже.
Между тем историк Иван Иванович Козлов считает, что восстановить одну из легендарных бань старого Иркутска было бы неплохо. — В городе не сохранилось ни одной старинной бани. Жарниковские, Ивановские, Курбатовские. А между тем это история, это традиция, это культура. Тем более для нас, для сибиряков, — отмечает писатель-историк Иван Козлов. — В целом же я не считаю, что все старинные здания Иркутска нужно непременно сохранять и восстанавливать. Мне кажется, это неправильно — у города своя судьба. И тем не менее, что касается Курбатовских бань, то здесь, я считаю, это вполне оправданно. Хорошо, если бани все же восстановят.
Досье
Когда-то земельным участком, на котором позже были воздвигнуты Курбатовские бани, владел городской голова Владимир Сукачев. Именно ему и принадлежала идея основания народных бань на самом берегу Ангары. Замысел воплотили в жизнь известные иркутские домовладельцы Николай Курбатов и Григорий Русанов. В советские времена бани, именуемые в народе Курбатовскими, получили порядковый номер 3 и были переданы тресту городских бань. И хотя изысканный сервис остался в прошлом, заведение в народе котировалось высоко. Иркутяне ценили бани за отдельные номера, за отличный буфет, за пиво «Жигулевское» по 36 копеек.
Источник статьи: http://www.babr24.com/baik/?IDE=102333
Собственник Курбатовских бань получил разрешение на их восстановление
Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области выдала разрешение на восстановление Курбатовских бань. Работы начнутся в ближайшее время, сообщил руководитель службы Виталий Соколов.
Проект реставрации разработала организация, имеющая соответствующую лицензию Министерства культуры РФ. В соответствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия проект получил положительные заключения государственной историко-культурной, экологической и технической экспертиз, прошел процедуру общественных обсуждений на официальном сайте службы.
Объект культурного наследия будет соответствовать современным требованиям технических регламентов и сейсмобезопасности. Оформление фасадов выполнят на основании архивных данных. Внутренние интерьеры тоже оформят в духе конца 19-го века. За собственником будет закреплено обязательство по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно федеральному законодательству, воссоздание исторических зданий ведется с учетом их приспособления под современные нужды, которые могут значительно отличаться от первоначального использования. Тем не менее, собственник решил сохранить назначение объекта, в нем откроют банный комплекс, доступный для всех желающих. Также в нем разместят пятизвездочный отель, ресторан и кафе. В рамках реализации проекта проведут благоустройство прилегающей территории. Завершить работы планируется в середине 2022 года.
Виталий Соколов:
— Реставрация Курбатовских бань — это очень обсуждаемая тема среди общественности и экспертного сообщества. Мы вместе обсуждаем все этапы работ. Контроль ведет служба по охране объектов культурного наследия и служба государственного строительного надзора Иркутской области. Заказчик достиг договоренность о проработке возможности внесения изменений в части архитектурных решений фасадов.
Проект. Фото с сайта правительтва Иркутской области
«Бани Курбатова и Русанова» являются объектом культурного наследия регионального значения, в данный момент они полностью демонтированы. Конструкции здания имели высокую степень заражения микроорганизмами. Из-за их глубокого проникновения было невозможно ликвидировать биозараженность строительных материалов.
Решения о сносе сохранившихся фрагментов Курбатовских бань многократно принимали экспертные комиссии. Впервые документ «О сносе памятника и дальнейшем воссоздании только фасадов» был подписан в 1988 году. В протоколе сказано, что здание объекта культурного наследия находится в аварийном состоянии и не подлежит реконструкции. Сохранение отдельных существующих деталей не представляется возможным. В 2003, 2004, 2007 годах аналогичные решения принимали «Иркутский Промстройпроект», «Предприятие Иркут-Инвест».
Иркутяне выступили за сохранение исторического назначения Курбатовских бань
Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Источник статьи: http://www.irk.ru/news/20200506/baths/
Курбатовские бани что с ними будет
Курбатовский бани – это комплекс на углу улицы Гаврилова и Цэсовской набережной. Эту землю в 1894 году купили два предпринимателя — Николай Павлович Курбатов и Григорий Иванович Русанов. Баня одновременно вмещала 250 человек, в ней были отдельные кабинки, помещения отделаны хайтинским фарфором. В теории в Курбатовских банях мог мыться Антон Чехов во время визита в Иркутск.
После революции 1917 года она была национализирована и стала «коммунальной баней №2». В 50-е годы были достроены прачечные. В 70-е годы здесь открылась прачечная самообслуживания, затем учреждение превратилось в банно-прачечный комбинат. Предприятие закрылось в 80-е. Здание забросили.
В декабре 2016 года Агентство развития памятников Иркутск (АРПИ) выставило Курбатовские бани на аукцион для «проведения работ по сохранению объекта культурного наследия». Конкурс продлевался трижды. В конце концов в апреле 2017 года победителем была признана компания «Прибайкалье», которая предложила за бани 41,3 миллиона рублей – в 1,5 раза больше, чем была начальная цена аукциона, и почти на 300 тысяч выше, чем конкурент – компания «Стройпроектсервис».
Как следует из информационной карты аукциона, площадь зданий на территории Курбатовских бань составляла 3,6 тысячи квадратных метров, площадь участка – 4,4 тысячи. В документации упомянуты три здания высотой два и три этажа. «Основное функциональное назначение (разрешённое использование) объекта культурного наследия – общественный бани», — говорилось в документах.
По данным системы «Контур.Фокус», компания «Прибайкалье» работает с 2014 года. Основной вид деятельности – разборка и снос здания, строительство домов. Уставной капитал составляет 5 миллионов рублей. Пост директора компании занимает с 2016 года Евгения Пуляевская. В 2018 году чистый убыток компании составил 9,2 миллиона рублей (доходы – 7,8 миллиона, расходы – 19,2 миллиона).
Учредителем компании является ООО «Парк-отель Бурдугуз». Таким образом, компания через ряд фирм связана с «Иркутскэнерго», а следовательно с «Евросибэнерго» и En+ (все они — с российским бизнесменом Олегом Дерипаской). Кроме того, Пуляевская также занимает пост директора в компании «Иркутск девелопмент», учредителем которой является «Иркутскэнерго». «Иркутск девелопмент» в 2016 году занималась разработкой масштабного проекта «Иркутск XXI века», который предполагал развитие и застройку Цэсовской набережной, в том числе строительство там концертного зала.
На сайте АРПИ по Курбатовским баням дана краткая справка. «Памятник истории и культуры – знаменитые Курбатовские бани, расположенные на берегу реки Ангара, в районе развязки Глазковского моста. Назначение отреставрированного объекта определяется инвестором. Площадь здания, кв. м.: 3 566,5. Площадь участка, кв. м.: 4 354», — говорится в сообщении.
Пресс-служба администрации Иркутска в ответ на запросы СМИ сообщила со ссылкой на гендиректора АРПИ Александра Кицу, что снос одобрен историко-культурной экспертизой.
«Документация прошла историко-культурную экспертизу и получила положительное заключение, в соответствии с которым допускается проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе реставрационного разбора. Кроме этого, проведены микробиологические изыскания, которые показали, что материалы строительных конструкций здания-памятника имеют высокую степень биозаражённости микроорганизмами», — сообщили в администрации.
Тогда же мэрия уточнила, что «многофункциональное здание с обязательным расположением в нём банного комплекса» будет построено до 2020 года, а в процессе реставрации планируется воссоздать элементы фасадов, в том числе парадных входов, оконных и дверных проёмов.
Через год после этих событий снос памятника архитектуры XIX века заметили в думе Иркутска. Депутатам в службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области в ноябре 2019 года ответили, что демонтаж объекта впервые упоминается в документах от 1988 года, а потом дублируется в материалах от 2003, 2004, 2007 годов. Решение связано с тем, что здание находится в аварийном состоянии.
«Нахождение рядом с ним людей просто было опасно», — уточнил на заседании комиссии по градостроительству в гордуме представитель службы.
Проблема была не только в том, что от зданий бань мало что осталось, но и в биозаражённости. В пресс-релизе правительства Иркутской области уточнялось, что биоцидная обработка не позволит её полностью ликвидировать.
«Новое здание должно полностью соответствовать современным требованиям технических регламентов и сейсмобезопасности. Необходимо сохранить первоначальное назначение объекта с приспособлением под современные цели. Строительная документация должна быть согласована со службой. Без этого проведение работ будет являться правонарушением. Мы не дадим его совершить», — бодро цитировался в сообщении руководитель службы по охране памятников Андрей Фоменко.
Представитель проектной организации «СТБ-проект» подчеркнул, что компания делала проект «точно в соответствии с архивными материалами, которые предоставила служба по охране объектов культурного наследия». «Он будет иметь внешний облик точно такой же, в каком существовал объект», — отметил проектировщик.
С этим не согласилась председатель общественного совета при областной службе по охране объектов культурного наследия Надежда Красная.
«Я профессионально заявляю, что это не так. Нарушена объёмно-планировочная композиция памятника. Те архивные обмерные чертежи, которые должны были лечь в основу проектной документации, выполнены только частично. Та документация, которая сейчас предлагается к реализации – это ремейк на тему и только. То есть ни о каком восстановлении памятника сейчас не идёт речь», — подчеркнула она.
По новому проекту площадь здания увеличена в три раза – с 3,6 до 9,8 тысячи квадратных метров, высота – три этажа плюс цоколь. Третий этаж на проекте, который был представлен в думе, больше всего бросается в глаза своей нелепостью – он выполнен из стекла, и смотреть на то, как он торчит над историческим фасадом, — больно. Кроме того, никто так и не сказал, как будут восстановлены отдельные декоративные элементы здания.
Все аргументы Красной о невозможности восстановления здания Курбатовских бань разбиваются о бетонную уверенность главы АРПИ Александра Кицы. «Мы считаем, что все действия, которые проведены, – в рамках закона. Проектная документация прошла государственную и историко-культурную экспертизу, экологическую и техническую экспертизы. На сегодня препятствий для работ я не вижу – только получить разрешение на строительство», — заявил он.
Эту позицию поддержал и председатель комитета по градполитике мэрии Александр Ким, предположивший, что депутаты взялись за бани из-за «личных обстоятельств». Может быть, он тоже не может объяснить себе, почему дума вспомнила про снос бань больше, чем через год после него.
«Город получает красивейший восстановленный объект», — заявил в думе депутат Сергей Юдин при обсуждении проекта Курбатовских бань-отеля с третьим стеклянным этажом на набережной в историческом центре.
«Мы действуем в интересах инвестора», — заявил генеральный директор Агентства развития памятников Иркутска Александр Кица.
Служба по охране объектов культурного наследия ничего не сказала про проект. Впрочем, ей никто и не задал вопрос, как был согласован такой новодел.
Инвестор. Инвестор представил депутатам альтернативу — пустырь — и спросил, этого ли они хотят добиться.
Я в этой истории никто. Сижу на втором ряду в зале заседаний думы, смотрю на всех этих людей, на проект, на набегающие на диктофоне минуты и чувствую только бессилие. Я не хочу пустырь. Не хочу новодел с блестящим стеклом, на фоне которого восстановленный дом Шубиных — пример очень бережного отношения к почти полностью утраченным памятникам. Не хочу, чтобы было либо плохо, либо никак.
Можно просто восстановить исторический фасад, как был? Чтобы проект был не только про выгоду инвестора и максимальное расширение площадей, но и про интересы города? Можно, чтобы он был про красоту? Про уважение к истории, к прошлому, к Иркутску, например. Можно?
Источник статьи: http://ircity.ru/articles/42408/