Кустодиев красавицы в бане

Борис Кустодиев. Русская Венера

Борис Кустодиев.На террасе. 1906г .Холст, масло. 134 x 97 см.Нижегородский государственный художественный музей

С обратной стороны написана картина Русская Венера. 1926 год
Холст, масло. 200 ; 175 см Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород, Россия

Картина «На террасе» написана в доме художника «Терем». Лето 1906 года. На террасе «Теремa» – дома, построенного художником неподалеку от Кинешмы, для летнего отдыха своей семьи. Пьют чай сам Борис Михайлович с женой, Юлией Евстафьевной; Василий Александрович Кастальский (1866 — 1942), близкий друг и муж сестры, Александры Михайловны, сын Кирилл и Ирина с няней.

В 1925 холст был перевернут и на его обратной стороне написана картина «Русская Венера».

Картина «Русская Венера» была написана Борисом Кустодиевым в 1926 году, за год до смерти, в его ленинградской квартире, которая служила ему и мастерской. В это время Кустодиев уже был практически полностью поражен своим тяжелым недугом.
Испытывая сильные боли, которые причиняет туберкулез позвоночника, Кустодиев в своей картине попытался изобразить собирательный образ русской деревенской красавицы.

Наверное, ни один другой русский художник той эпохи не имел большего морального права отобразить архетипический образ национальной красоты. Несмотря на то что новая постреволюционная Россия не нуждалась в старых божествах, есть личная своевременность и закономерность появления этой работы в творчестве Кустодиева. Художник создал свой особый иллюзорно-солнечный радужный мир, который нуждался в богине, и на обороте ранней, двадцатилетней давности картины уже зрелый мастер пишет русскую Венеру.

Жизненная веселость образа не должны ввести зрителя в заблуждение. Пена, мрамор мыла, облака пара и подпись-картуш указывают на образную преемственность Венерам-Афродитам эпохи Возрождения и Античности. Но, по мнению самого художника, в полумраке русской бани нагота нашей богини оправдана, целомудренна и лишена кокетливой псевдостыдливости.

Читайте также:  Сколько ширина фундамента под баню

Как писалась картина.

Позировала Кустодиеву его дочь Ирина.
«Я решил писать большую картину — Венеру, русскую Венеру. Это будешь и ты и не ты, тип русской женщины. Она не будет лежать обнаженной на темном бархате, как у Гойи, или на лоне природы, как у Джорджоне. Я помещу свою Венеру — ты знаешь куда? — в баню. Тут обнаженность целомудренной русской женщины естественна, закономерна»

Полотно потребовалось большое, вся семья ломала голову, где достать его. А замысел уже торопил, «чесались руки». И Кустодиев решил писать на обороте старой картины «Терем».

А сколько мук было с паром и с пеной! Мыло, «мраморное» мыло с разноцветными прожилками само по себе очень живописно, но пена… Пена держалась считанные секунды. Разноцветные мыльные пузыри, только что родившись, исчезали. Художнику пришлось одной рукой взбивать пену, другой писать.

Долго не могли раздобыть веник. Ирина позировала, держа вместо веника линейку. Наконец, к всеобщей радости, достали веник из березовых веток, и художник в один час написал его на готовой уже картине.

Источник статьи: http://proza.ru/2017/08/24/1530

Борис Кустодиев, «Русская Венера»

Наверное, все, кому за 40, помнят как в школьные годы нам внушали: «бытие определяет сознание». А также: «в здоровом теле — здоровый дух». Напротив, о том, что дух и сознание преобладают над любыми обстоятельствами, свидетельствует эта удивительная картина. Как же удалось русскому художнику создать одновременно очень эротичное и целомудренное полотно?

Борис Кустодиев родился в 1878 году и застал патриархальную жизнь русской провинции с ярмарками, церковными праздниками и масленицей. Эти радостные воспоминания детства и молодости он сохранил и в зрелости. «Русская Венера» была написана в Петрограде 1926 года на обороте картины «На террасе», поскольку нового холста не нашлось. Кустодиеву позировала дочь, но лицо героини он придумал. Художник тяжко болел туберкулезом позвоночника, но картина несёт только свет и радость!

На переднем плане изображена русская красавица в деревенской бане из брёвен, в парилке. Она уже заканчивает «священнодействие» и сияет здоровьем, чистотою кожи. Героиня невысокого роста, у неё маленькие ступни, крепкая, среднего размера грудь и широкий таз. Пожалуй, любой зритель-мужчина восхитится плавными изгибами тела этой девушки, которые сулят успешное продолжение рода. Правой рукой она держит берёзовый веник, прикрываясь, а пальцы левой руки расчёсывают водопад длинных рыжих волос. Зелень листьев берёзы создаёт красивый контраст с золотом волос. На полоке, рядом с куском мыла — хлопья пены, будто у богини Венеры, созданной из пены морской. Справа от полока заткнута за доску газета с заголовком «Русская Венера». На полоке стоит деревянное ведро, под потолком и у стены клубится пар. Девушка стоит на приступке, наклонив голову, чтобы не стукнуться о низкий потолок. За спиной красавицы открыта дверь и виден предбанник с оконцем и лежащей одеждой, накрытой цветастым платком. За окном — зимний день, улица, куда совсем скоро вернётся героиня, сияя чистотой.

Кустодиев создал собирательный образ русской девушки — чистой душой и телом, способной к созданию семьи и рождению детей. У его героини — искренняя живая улыбка и голубые глаза. Курносое рязанское лицо; мимо такого на улице пройдешь и не обратишь внимание, но художник разглядел, сумел показать обаяние молодой красоты. Кустодиев с его огромной наблюдательностью и вниманием к мелочам создал столько портретов-синтезов! А «Русская Венера», написанная за год до кончины мастера, сияет всеми гранями его таланта и опыта. Эта картина — очередной подвиг творца, способного сидеть ограниченное время, но духом преодолевшего немощь позвоночника!

По мнению критиков, «Русская Венера» — один из лучших образцов портретного искусства. Полотно «Русская Венера» — большого размера, 200 на 175 сантиметров. Хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.

Источник статьи: http://xn—-jtbhavgci6f.xn--p1ai/post-1358

Кустодиев красавицы в бане

Музей одной картины. «Русская Венера»

Одна из последних работ художника Бориса Кустодиева — «Русская Венера». Он завершил работу над ней в 1926 году, будучи тяжело больным, лишенным возможности двигаться (туберкулез позвоночника), всего за год до смерти. Картина «Русская Венера», по единодушному мнению критиков, стала одним из лучших достижений русского портретного искусства.

О том, как создавалось это полотно, рассказывает Адель Алексеева в своей книге «Солнце в день морозный (Кустодиев)».

В последнее время он жил и работал спеша. Словно чувствовал, что надо торопиться…

— Ну-ка иди сюда, Иринушка. Снимай эту шляпу, она закрывает весь лоб, долой короткое модное платье, распускай волосы.

— Ты хочешь меня писать? — воскликнула Ирина и немедленно сорвала с головы шляпу, шпильки, распушила волосы.

Кустодиев с улыбкой взглянул на дочь. Его Ирина уродилась как по заказу — голубоглазая, русоволосая, румяная. В шутку он называл ее «Путя», «Путя Путяшкина». И говорил: «Так повезло еще, вероятно, лишь Тициану. Тициан много раз писал свою дочь Лавинию, ибо это был любимый тип его женщины — светлокожая, рыжеватая, пышная».

Ирина присела у его ног на скамеечку. Борис Михайлович взял руку дочери. Несмотря на домашнюю, будничную курточку и клетчатый плед на ногах, он выглядел сегодня торжественно. Лицо было одухотворенное, бледное.

— Я решил писать большую картину — Венеру, русскую Венеру. Это будешь и ты и не ты, тип русской женщины. Она не будет лежать обнаженной на темном бархате, как у Гойи, или на лоне природы, как у Джорджоне. Я помещу свою Венеру — ты знаешь куда? — в баню. Тут обнаженность целомудренной русской женщины естественна, закономерна.

Отец обычно не рассказывал ей о своих замыслах, и сейчас непоседливая Ирина притихла от гордости.

Он взглянул на нее так, словно перед ним была не дочь, а лишь необходимый в данную минуту слушатель, и слегка оттолкнул ее: иди!

Полотно потребовалось большое, вся семья ломала голову, где достать его. А замысел уже торопил, «чесались руки». И Кустодиев решил писать на обороте старой картины «Терем».

Кира зачистил края, набил холст на раму, загрунтовал. Укрепил его на подвижном мольберте. Он сам уже окончил Академию художеств и был помощником отца.

И наступила минута трепетная и молчаливая.

Белый холст — и художник. Один несет в себе мысли, мечты, желания. Другой — ожидание. Теперь внутреннее представление о будущей картине, свой творческий порыв надо передать на холсте. То, что так ясно видится в воображении, надо показать другим. Поединок начался! Еще один поединок во славу живописи.

Композиция ему всегда давалась легко. Он ее видел внутренним взором. Всю центральную часть — от верхней линии холста до нижней — заняла женщина, от головы, от распущенных ее волос до ног, до крепких, как репа, пяток.

На саму картину, на живопись ушло много месяцев. Больному разрешалось лишь несколько часов находиться в сидячем положении. Но что это были за часы! Он забывал о болях в руке, которая быстро уставала. Один из друзей художника вспоминал: «Он подкатывал к своим полотнам и отъезжал от них, точно вызывая на поединок… грядущую смерть…». Он брал краску на кончик длинной кисти, зорко, как стрелок, прицеливался, и мазок ложился на холст. Кустодиев проворно крутил колесо кресла, быстро отъезжал и, прищурившись, смотрел на холст, как на своего злейшего врага.

Цвет уже лепил объем тела. Кажется, получается грудь, живот, но левая рука «чужая», что-то не так…

И тут жена напоминала о времени. Михаил Михайлович поднимал брата на руки и укладывал в постель. А в это время как раз все виделось! Кажется, именно теперь удалось бы достигнуть вечно недостижимого совершенства, но…

И снова начинался день, начиналась работа. Это тело, как трудно оно дается! Как легко его писал Тициан. Или тоже нет. Темнее. Добавить охры. А тут чуть-чуть киновари…

Поединок был длительный.

Лицо Ирины с ее милой строптивостью не годилось для русской Венеры. Надо было придать ему простодушие, непритязательность. Значит, писать надо не с натуры, а «из головы», вызвав к жизни лица других женщин.

А сколько мук было с паром и с пеной! Мыло, «мраморное» мыло с разноцветными прожилками само по себе очень живописно, но пена… Пена держалась считанные секунды. Разноцветные мыльные пузыри, только что родившись, исчезали.

Художнику пришлось одной рукой взбивать пену, другой писать.

Долго не могли раздобыть веник. Ирина позировала, держа вместо веника линейку. Наконец, к всеобщей радости, достали веник из березовых веток, и художник в один час написал его на готовой уже картине. Поставил буквы «БК» и большие точки. Пришли друзья.

Кустодиев сам снял ткань, закрывавшую полотно.

Открылись струящиеся золотистые волосы, необъятные бело-розовые плечи, бедра и ноги, плавные, как река, и крепкие, как стволы деревьев. Стыдливый жест руки с веником, добрый взгляд на простодушном лице.

Кустодиев минуту-другую смотрел на холст, как на чужой. И сказал тихо, как не о себе:

— Пожалуй, это неплохая вещь. А? Да, можно сказать, я написал неплохую вещь. — И счастливая улыбка осветила его милое бледное лицо…

Остается добавить, что картина «Русская Венера» хранится в Художественном музее (НГХМ) Нижнего Новгорода. В 2007 году она стала символом этого музея. Репродукция картины в течение года украшала его печатную и рекламную продукцию. Выбор символа музея был приурочен к празднованию 111-летия НГХМ. В течение недели посетители голосовали за любое произведение из постоянной экспозиции. Выбор пал на «Русскую Венеру».

Источник статьи: http://tunnel.ru/post-muzejj-odnojj-kartiny-russkaya-venera

Описание картины «Русская Венера» Бориса Кустодиева

Б.Кустодиев, «Русская Венера, 1926 год, Фото: media.izi.travel

Название Русская Венера
Страна, художник Россия, Борис Михайлович Кустодиев
Год 1926
Жанр модерн
Находится Нижегородский государственный художественный музей
Материалы Холст, масло

Картину “Русская Венера” написал русский художник Борис Кустодиев в 1926 году.

Неистовое творение на пороге смерти

Автор в своем творчестве большое внимание уделял жанровой живописи, много работ посвятил изображению простых, но красочных сюжетов из бытовой жизни русского народа. В его картинах много жизни, ярких красок и любви к родине.

“Русская Венера” написана художником за год до смерти, когда тяжелая форма туберкулеза практически лишила его возможности передвигаться. Тем острее чувствуется тот пыл, что художник вложил в создание образа русской богини красоты.

На полотне в полный рост изображена настоящая красавица — пышнотелая девушка, румяная, с гладкой кожей, искрящаяся здоровьем и радостью жизни. Золотисто-рыжие волосы волной ниспадающие вниз отсылают зрителя к образам женщин Эпохи Возрождения. Но живая, искренняя улыбка, алые щеки, лучистый взгляд васильковых глаз — собирательный образ простой деревенской красавицы из российской глубинки.

Кустодиев большое внимание уделял не только портретному сходству, но и фону, считая что только так можно передать психологическое настроение портрета. Достаточно обратить на обстановку, в которой располагается купальщица.

С любовной тщательностью художник изобразил русскую баню, коих по стране великое множество. Но девушка, как истинная Венера из греческих легенд, рожденная в пене морской, стоит в мыльной пене, взбитой в жарком кумаре русской бани.

Еще одна важная деталь картины — в маленьком окошке бани виден морозный зимний день. Два противоположных образа — жаркого тела прекрасной женщины и холодного снега за стеклом — образы жизни и смерти. И именно жизни уделено больше места — во всей полноте и красоте женской фигуры, прекрасной русской Венере.

Интересно, что художник настолько спешил приступить к рисованию своей Венеры, что не дождался нового холста. “Картина написана на обратной стороне другого творения живописца — “На террасе”. В настоящее время полотно находится в коллекции Нижегородского государственного художественного музея и выставляется на специальном стенде из стекла.

Источник статьи: http://muzei.club/0803-opisanie-kartiny-russkaya-venera

Оцените статью
Про баню