Баня из подручных материалов: экономия плюс экология
Как ни странно, но даже в такой богатой на лес стране, как Россия, далеко не каждый может позволить себе строительство полноценного сруба для бани. Однако мы имеем достаточно много примеров народного творчества, среди которых встречаются бани из соломы, сухих веток, дровяных поленьев, бутылок и т.д.
Цена таких сооружений несравнимо ниже цены традиционных построек, поэтому мы решили остановиться на этой теме подробнее.
В руках мастера любой подручный материал может оказаться строительным.
Бани из нетрадиционных материалов
Глиночурка
Процесс кладки стен из глиночурки прост и незамысловат.
Баня из глиночурки – один из наиболее экзотических вариантов. В качестве основного строительного материала используется кладка из чурок (деревянных дров) и смеси глины с соломой. Отсюда и название.
Очевидно, что дрова и глину можно заготовить абсолютно бесплатно, поэтому говорить о стоимости строительства не приходится.
Существуют разные подходы к строительству таких сооружений:
- Кладку из дров используют только для заполнения стен между элементами каркаса, в остальном постройка не отличается от традиционной – стоит на фундаменте с цоколем, имеет типичную кровлю и конструкцию каркаса бани. Технология напоминает фахверк, только вместо чистой глины с соломой используется кладка из дров;
- Кладка является одновременно и несущей конструкцией, монолитный каркас отсутствует. Такой подход позволяет строить помещения необычных форм – круглые, овальные, многоугольные;
- Полностью отсутствует привычный фундамент и каркас. Баня ставится на бутовую основу, которая уходит в землю не более чем на метр, а стены кладут из глиночурки. Кровлю часто выполняют из соломы и других подручных материалов.
Отсутствие каркаса позволяет строить здания необычных форм.
Часто в кладку добавляют различные декоративные включения, такие как стеклянные бутылки, стеклоблоки и другие интересные предметы. Кстати, все чаще строят стены бани, состоящие только из пустых стеклянных бутылок: такие стены практически не боятся влаги и имеют отменную теплоизоляцию, так как состоят в основном из воздуха.
На фото запечатлен процесс возведения «бутылочной стены».
Важно!
Основным преимуществом метода, кроме экономии средств, является простота кладки, в которой могут принимать участие даже женщины.
Сухостой
Баня из сухостоя – еще один вариант применения подручных материалов в строительстве.
Баня из соломы, глины и дров – не единственный вариант использования подручных материалов в строительстве. Еще одна прекрасная возможность сэкономить – это использование отживших высохших деревьев, стоящих на своих корнях. Такие бревна можно заготовить самостоятельно, а можно приобрести по цене дров.
В остальном процесс возведения стен и кровли мало отличается от строительства обычного сруба из бревен:
- дом также ставят на столбчатый или мелкозаглубленный ленточный фундамент;
- стены возводят из бревен с вырубленными в них чашами и сочленениями;
- а кровля представляет собой стропильную систему из более тонких длинных стволов, которые используют как стропила.
Отделкой таких стен обычно не занимаются, так как она портит неповторимый аутентичный внешний вид конструкций. Надо сказать, что вопреки мнению скептиков, сухостой – неплохой строительный материал, который по прочности и сухости можно сравнить с клееным брусом, если использовать северную древесину.
Стены часто оставляют в первозданном виде, чтобы подчеркнуть необычность строения.
Совет!
Если заготавливать материал зимой, в нем будет минимальное содержание влаги и вредителей, и если хранить их в сухом проветриваемом помещении, то вредители там больше не заведутся, так как для них будет слишком сухо.
Плюс технологии в том, что она на порядок дешевле традиционной, а строить можно своими руками даже в одиночку, так как бревна легкие.
Саман
Баня из глины и соломы может выглядеть интересно и дорого.
Саманом называют смесь из глины и соломы. Также в состав может входить песок и навоз. Материал достаточно распространенный и старый, просто забытый из-за вытеснения современными материалами.
Есть несколько вариантов строительства бань из самана:
- Фахверковая технология. Саманом заполняют промежутки между элементами монолитного несущего каркаса, выполненного из бруса, доски или бревна;
- Технология тяжелого самана. В состав добавляют около 80% песка, что делает саман более прочным и быстросохнущим, а его консистенция напоминает пластилин. Стены лепят из этого материала, поднимая на 30 – 40 см за один заход, затем ждут, пока слой просохнет. Метод позволяет воплотить самые неожиданные архитектурные фантазии, так как вылепить из тяжелого самана можно все, что угодно.
Обитая войлоком баня из самана в виде футбольного мяча доказывает, что форма построек из глины с соломой может быть любой.
Материал достаточно теплый, безвредный, простой в изготовлении и абсолютно бесплатный. Что может быть лучше?
Строительство бани из самана
Для удобства саман укладывают в формы и делают строительные блоки.
Строится баня из самана своими руками, иначе теряется весь смысл и экономия. Для начала несколько слов о самане.
Если вы желаете строить стены без каркаса из чистого самана, вам понадобится тяжелый саман. Он состоит из песка на 80%, остальное – глина и солома. Солома играет роль арматуры, которая не дает песчано-глиняному раствору растрескаться или посыпаться.
Для изготовления этого материала проще всего вырыть яму глубиной 1.2 метра и диаметром 1.5 метра, которую следует застелить полиэтиленом или брезентом для удержания влаги. Далее в яму наливают воду и насыпают смесь песка, глины и соломы, которые перемешивают ногами до получения однородной массы.
Саман готовят в яме, перемешивая его ногами.
Теперь небольшая пошаговая инструкция по строительству такой бани.
- Проектирование . Можно составить проект самостоятельно, можно его приобрести, а можно воспользоваться готовым проектом, который легко найти на нашем сайте;
Без проекта не обходится ни одна стройка.
- Фундамент . Согласно проекту выкапываем траншею по периметру дома и стен глубиной около метра. В траншею укладываем бут или кирпичный и бетонный бой слоями, каждый слой проливаем цементным молочком;
Наполняем траншеи бутом, пролитым цементным молочком.
- Начинаем лепить стены . Толщина и форма указаны в проекте и зависят от климатических условий вашей местности и архитектуры здания;
Лепим стены согласно проекту.
- По мере строительства устанавливаем короба для дверей и окон бани , которые перевязываем со стенами проволокой и облепливаем саманом;
Короба для окон вставляем по мере возведения стен.
- В верхнюю кромку стен вмуровываем балки потолочного перекрытия и стропила . На стропила набиваем обрешетку и укладываем кровельный материал;
Монтируем стропила и балки перекрытия.
- Во время лепки стен не забываем оставлять отверстия для вентиляции и выхода труб ;
- Изнутри делаем гидроизоляцию стен, особенно в парилке и моечной комнате, которые затем штукатурим, обиваем вагонкой или покрываем плиткой ;
Изнутри баню можно обить вагонкой.
- Делаем пол по грунту на балках из сухостоя или бруса, обеспечиваем сток воды и канализацию . Пол строим перед тем, как начать отделочные работы.
- Производим внешнюю отделку согласно собственным вкусам и предпочтениям .
Внешняя отделка зависит от вашей фантазии.
Вывод
При наличии в характере некоторой доли здравого авантюризма и способности творчески мыслить, можно построить баню из подручных средств. При этом ее качество будет достаточно высоким, а стоимость такого мероприятия копеечная.
Для полноты впечатления и большей наглядности предлагаем вашему вниманию видео в этой статье, оно поможет в понимании процесса.
Источник статьи: http://9ban.ru/idei/710-banya-iz-podruchnyh-materialov
Делаем барельеф из пластилина
В этом мастер-классе я попробую объяснить некоторые особенности создания пластилиновой модели барельефа. Мастер-класс довольно сложный — делаем человека, и для многих наверное будет скучноват, но для тех, кому эта тема интересна и кто захочет попробовать сам, некоторые детали могут пригодиться. Барельеф лепится в пару к уже существующему. Довольно давно я сделал Ассоль. Теперь нужно сделать капитана Грея.
Если работа парная, то логично, что должен быть один формат. Размер, конфигурация, размещение отдельных кусков, стилистика, толщина, не говоря уже о сюжете. Всё это попробуем учесть и грамотно разместить на плоскости.
Ассоль сделана на фигурной доске. Значит, для Грея берём такую же зеркально отображённую доску. Это ДСП 10 мм. От Ассоли отпиливаем верхушку и ставим на Грея. Объединяем по стилю. Теперь располагаем две доски рядом на одном уровне и ищем размер фигуры. Грея лепить будем на стекле 4 мм, как и была слеплена Ассоль. Да, совсем забыл. Рисуем простенький эскиз. Если работа на заказ, нужно утвердить с заказчиком. На эскизе должен быть отражён характер героя. Остальное — это орнамент. Я такие вещи рисовать не люблю. Гораздо плодотворнее поискать сразу в объёме, но общее представление о заполнении плоскости должно быть в голове уже перед началом работы. Это эскиз.
Палка, палка, две дощечки, человечек на крылечке. Схематично фигура на полу. По росту должен соответствовать Ассоли. Примерно поза.
Немного наберём толщины, покажем плоскость, на которой он стоит. От эскиза уже отличается. Я разместил его на капитанском мостике. Это логичнее по сюжету. Они смотрят друг на друга. Снизу два краба держат капитанский мостик. Крабы перекликаются с её ракушками.
Немного детализируем. Набросаем примерно крабов, штурвал.
Всё пока предварительно. Это наброски, но отдельные вылепленные куски всегда пригодятся. Если нужно перенести или подвинуть, просто счищаем аккуратно шпателем и ставим по-другому.
Если присмотреться, видно, что пластилин крабов темнее. Это другая марка. Фигура и мостик вылеплены из мягкого (марка М), но детализировать удобрее из более твёрдого. Вот эти два брикета. Тот, который вверху, лучше для детализаций.
Теперь по конфигурации. Мостик слишком наклонён к нам. Это искажает перспективу, обрежем снизу. Добавим рубашку и ветер сзади. Если у Ассоли ветер в лицо, то Грею дует в спину. Рубашка раздувается, паруса также ловят ветер сзади. Обычно ветер всегда с моря, так что всё вполне достоверно.
Уточняем фигуру, добавляем массу, выразительность. Это почти незаметные уточнения формы, которые постепенно формируют наш образ. Мачта слева.
Шляпа, доски мостика.
Формируем мостик справа. Какие-то ступени, внизу механизмы, балки, рамы. Это всё орнамент. Пусть есть какие-то неточности, нам главное образ, а не документалистика. Ещё один важный момент: нужно грамотно разместить этот механический орнамент в изометрии, и тогда работа будет выглядеть гармонично. У крабов оказывается четыре пары ног, а не три. Это, конечно, документалистика, но необходимая.
Основные куски внизу рельефа почти закончены. Они ещё без чистовой обработки, но это уже потом. Теперь нужно проверить расположение крайних точек рельефа. Я их наметил в начале работы, теперь проверим. Промеряем и сопоставляем расстояния, иначе Грей может не вписаться в зеркально отражённую доску от Ассоли. Тогда придётся для него делать свою доску по другим лекалам, а это уже дополнительная работа, нам ни к чему.
Переходим к самой фигуре Грея. Мой образ будет немного отличаться от старого советского фильма. Думаю, что свобода выбора — одна из главных движущих сил в любом творческом процессе. Приблизительно лицо, борт с фигурными балясинами. Заполняем средний фон. Намечаем блоки сверху.
Добавляем три птицы, как на рельефе Ассоли, стилизованные паруса. Заполняем полотно рельефа. Все элементы должны нести какую-то смысловую нагрузку и быть сочетаемы между собой. Одновременно с этим с помощью мелких дополнительных деталей всегда можно подкорректировать «весовой» баланс работы.
Теперь, когда основные части рельефа нанесены, работаем уже над всей поверхностью. Подчищаем, сглаживаем, подмазываем пропуски по периметру каждого элемента рельефа.
Поработаем над лицом. Размер работы невелик, поэтому и лицо довольно схематично. Нужно соблюсти основные параметры. Излишняя детализация здесь не нужна.
Пока лепилось лицо и верх рельефа, замялась фигура. Она вылеплена из мягкого пластилина, и, задевая её, стирается рисунок. Рубашка — это почти центр картины. Она должна быть точно воспроизведена, поэтому логичнее будет заменить пластилин на более твёрдый. Убираем рубашку.
Наносим основные куски, формируем приблизительно анатомию.
Добавляем складки, пистолет за поясом, шпагу.
После того, как я посередине сзади разместил фигурные балясины борта, нужно добавить толщины в области его брюк. Можно их тоже заменить на твёрдый пластилин, но брюки менее информативны, чем рубашка. Поэтому просто добавим толщины.
Детализируем складки на брюках. Я немного погуглил и оказалось, что шпага — скорее для кружевных мушкетёров. А когда на море качка, то более подходят морской палаш или сабля. Кортик тоже пригодится.
Проверяем лицо. Вроде нормально.
Теперь смотрим два рельефа вместе. Должны быть как две части единого целого, и в то же время каждый как самостоятельная работа.
Думаю, вполне. Теперь пару часов на окончательную подчистку и заглаживание. Рельеф можно считать законченным.
Подведём итог. Любая работа может быть выполнена, даже та, которая на первый взгляд выглядит сложной. Просто нужно начинать с небольших размеров, так проще отследить свои ошибки. Барельеф, как довольно длительный процесс, даёт возможность обдумывать работу в ходе самой работы. Это позволяет найти нужное решение, недостающий элемент. А пластилин, как материал, позволяет на протяжении всей работы вносить мельчайшие уточнения и менять что-то без серьёзных трудозатрат. Но не стоит слишком затягивать работу. Пластилин покрывается пылью, случайными дефектами, да и желание доделать может пропасть. Поэтому пробуйте, и всё получится.
Источник статьи: http://www.livemaster.ru/topic/2705801-delaem-barelef-iz-plastilina