Мальчик в бане скульптура

Детские образы в русской скульптуре

Тему детства можно справедливо назвать прекрасной и вечно вдохновляющей художников. Почти все известные мастера обращались к изображению детей. Об этом свидетельствует наследие мировой культуры, произведения античной скульптуры, дошедшие до наших дней.

Особенной любовью пользовались детские образы у мастеров эпохи Возрождения. С их произведениями можно познакомиться в Эрмитаже и Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В русском искусстве XVIII-начала ХХ века детей изображали многие знаменитые скульпторы. В XVII веке — это художники преимущественно иностранного происхождения, приглашенные Петром I из разных стран для выполнения скульптурных работ в новую, строящуюся столицу – Санкт-Петербург.

Один из талантливых в этой плеяде — флорентийский мастер Б. К. Растрелли. Он создавал свои произведения из воска, глины, бронзы. В композиции «Анна Иоанновна с арапчонком» обратите внимание на мальчика, достоверно и выразительно показанного Растрелли. Фигурка отличается динамичным движением, характерным жестом рук — арапчонок подает Анне Иоанновне державу — символ царской власти. Образ запоминается детской непосредственностью, подвижностью, поразительно контрастирующей с величественной и грузной фигурой императрицы. Его одежда удивляет экзотичностью: на голове тюрбан, огромная сабля, висящая на боку, камзол, расшитый драгоценными камнями, высокие сапожки. Все это так виртуозно отлито в бронзе и тщательно прочеканено, что создает удивительную по красоте вещественность материала, убедительно реальный образ — одно из первых детских изображений в российской скульптуре XVI II века.

Читайте также:  Собака которая любит парится в бане


Б. Растрелли. Арапчонок, подающий императрице державу.
Фрагмент группы «Анна Иоанновна с арапчонком».
Бронза. 1741.

Десятилетним мальчиком запечатлен Павел — будущий русский император в бронзовом бюсте, созданном в 1765 году французским скульптором Н.-Ф. Жилле. Точно переданы характерные черты лица — маленький, вздернутый носик, дугообразные брови, внимательное, сосредоточенное выражение. вилле плодотворно и успешно преподавал искусство пластики в Петербургской Академии художеств, открытой в 1757 году. Его ученики — Федот Шубин, Феодосий Щедрин, Иван Прокофьев, Михаил Козловский стали крупнейшими ваятелями, принесшими славу русскому искусству.

К лучшим детским образам принадлежит статуя М. И. Козловского «Психея», часто называемая «Девочкой с бабочкой». Миф о Психее привлекал еще античных художников. В нем рассказывается о том, что Психея была прекрасна, как Афродита. Уязвленная богиня послала Амура наказать Психею. Но тот был настолько поражен красотой девушки, что полюбил ее и оставил у себя с условием, что она никогда не увидит его лица. Однако Психея нарушила запрет. Этот момент увековечен, например, в известной статуе «Амур и Психея» в Летнем саду: Амур исчезает, а девушка отправляется в долгие и трудные поиски возлюбленного, которые счастливо заканчиваются. Козловский изобразил совсем маленькую девочку, сидящую и играющую с бабочкой. Проникновение в поэтический мир ребенка, мягкая пластическая лепка тела — особые достоинства этого произведения.


М. Козловский. Психея. (Девочка с бабочкой.)
Бронза. 1801.

На протяжении XIX века русские скульпторы создали ряд статуй, изображающих мальчишек. Вот лучшие из них: «Мальчик, удящий рыбу» П. Ставассера, «Мальчик, просящий милостыню» Н. Пименова, «Мальчик в бане» С. Иванова, «Мальчик-скульптор» Ф. Каменского, «Мальчик, собирающийся купаться» И. Гинцбурга. Тема стала как бы традиционной, передаваясь от одного поколения мастеров к другому. Указанные произведения связывает не только общность замысла, но прежде всего единство подхода к его решению. Общим и главным для художников было чувство любви к ребенку, пристальное внимание к его занятиям, переживаниям, поведению. Поза, жест, движение фигуры, положение рук — все помогает создать выразительные, совершенно индивидуальные типы детей.

Читайте также:  Какая пароизоляция лучшая для парилки

Сосредоточенность и напряженное ожидание подчеркнуты в лице «Рыбачка» — его наклонившейся вперед фигуре. Автор статуи Ставассер был награжден золотой медалью за «удачное выражение лица» и за «экспрессию» — динамичное движение, приданное мальчику.


П.Ставассер. Мальчик, удящий рыбу (Рыбачок)
Мрамор. 1839

Н. Пименов выполнил «Мальчика, просящего милостыню» в Риме, где находился для усовершенствования художественного мастерства и обучался рубке из мрамора. Его работу приняли с восторгом: о ней писали в художественных журналах, что она может быть поставлена в ряд с самыми знаменитыми творениями европейских ваятелей. Академия художеств удостоила его звания академика. Произведение покоряет искренностью, гармонией детского тела, показанного в дань античным традициям обнаженным. Ребенок вызывает сострадание и жалость, чувство щемящей тоски. Пименов привлек внимание к бедственному положению детей, вынужденных просить милостыню: обращением к социальной теме он перекинул мост к позднейшей скульптуре, ее развитию в 1870-е годы.


Н. Пименов. Мальчик, просящий милостыню.
Мрамор. 1842.

Как и Пименов, С. Иванов за статую «Мальчик в бане» удостоился звания академика. Пластические особенности работы таковы, что автор смог передать и плавность движения тела, и мягкость линий, силуэта. Достигнут удивительный эффект как бы льющейся из шайки (которую в руке над головой держит малыш) воды. Иванов предполагал установить фигуру в фонтане, что еще более усилило бы общее впечатление.


С.Иванов. Мальчик в бане.
Бронза. 1853.

Сосредоточенно занимающегося лепкой крестьянского мальчугана мы видим в знаменитой работе Ф. Каменского «Мальчик-скульптор». Она близка по характеру к предыдущей работе. Тепло и нежность излучает поэтичный образ. Выполненная в мраморе, статуя красива и изящна. Все перечисленные изваяния рассчитаны на круговой обход, рассмотрение со всех сторон, что дает полное и точное впечатление о скульптуре. В «Мальчике-скульпторе» Каменский выявляет национальные черты. В. В. Стасов писал, что это «русский крестьянский мальчик, сколько по типу лица и прически, столько же по костюму». В 1860-1880-е годы особенно усиливается интерес ко всему исконно русскому — национальным темам, образам людей, к отечественной истории. В числе созвучных этому произведений и работа «Мальчик-скульптор».


М. Чижов. Мать, обучающая дочь грамоте.
Гипс. 1878.

Интерес к жизни и быту народа, всестороннее и глубокое знание насущных проблем помогли М. Чижову в работе над произведениями «Крестьянин в беде» и «Мать, обучающая дочь грамоте». Это двухфигурные группы, в которых дети композиционно и тематически занимают важное место. Чижов показал сидягцего на пепелище крестьянина с сыном. «После пожара, когда у него осталась только своя рубашка да мальчик, сидит он на обгорелых остатках, подперев рукой опущенную голову. Около себя он держит своего ребенка, который наивно, со страданием будит своего отца, сидящего точно окостенелый» это описание принадлежит скульптору М. Антокольскому. Живя в эти годы в Риме, он посетил мастерскую Чижова и написал своему другу — критику Стасову, что у Чижова эта статуя будет «хорошим новым сюрпризом для нового искусства» — прогрессивного и актуального, затрагивающего острые темы современности. И. Репин тоже высоко оценил эту работу. Выполненная из мрамора, она находится в Третьяковской галерее, отлитая из бронзы в Русском музее.


М.Чижов. Крестьянин в беде
Гипс. 1872

В начале 1870-х годов появилась группа «Дети, смотрящиеся в зеркало». Изображены две сестренки, внимательно разглядывающие себя в зеркало. Статуя так понравилась публике, что ее поместили в залах Эрмитажа (позднее она оказалась в Русском музее), а ее автора — Н. Лаврецкого удостоили звания профессора Академии художеств.


Н. Лаврецкий. Дети, смотрящиеся в зеркало.
Мрамор. 1872.

Особое место дети занимали в творчестве И. Гинцбурга; он посвятил этой теме 35 работ. Еще будучи учеником Академии художеств, он создал статую «Мальчик, собирающийся купаться». Композиция, изображающая обнаженного мальчугана, упирающегося руками и ногами а каменистый берег, кажется, выхвачена прямо из жизни. Пальцем вытянутой ноги он будто прикасается к поверхности воды. Мы почти ощущаем его нерешительность. Мальчишеская непосредственность подчеркнута в напряженном, как струна, теле, в высоко поднятых плечах, в голове, прижатой к груди, Шаловливое и смешное выражение лица, закушена от напряжения нижняя губа, взгляд устремлен на воду — все точно наблюдено скульптором в натуре.


И.Гинзбург. Мальчик, собирающийся купаться
Бронза. 1886

Учитель и друг Гинцбурга-Антокольский писал о сюжетах из детской жизни: «Мне нравится уже то, что ты сильно их любишь и, наверное, вложишь в свою работу много души и искренности. Это столь же необходимо в искусстве, как и техника». «Мальчик, собирающийся купаться» понравился ему как первое серьезное произведение молодого скульптора, в котором сюжет «очень мил и хорошо исполнен».

В начале ХХ века к детским образам обращались П. Трубецкой, А. Голубкина, А. Матвеев.

Удивительно поэтичные произведения «Дети» и «Девочка с собакой» («Друзья») выполнены Трубецким. Уже в самом названии — «Друзья» — подчеркнуто нежное и ласковое отношение девочки к животному. Мастер любил детей, животных и в своем творчестве стремился передать единство человека с природой, их особую взаимосвязь.


П.Трубецкой. Дети.
Бронза. 1900.

В двухфигурной композиции «Дети» изображены сидящие на скамье мальчики, положившие руки на плечи друг другу. Это братья Николай и Владимир — сыновья приват-доцента Московского университета С, Н, Трубецкого. Разные по возрасту, они думают каждый о своем, По настроению и образам скульптура близка портрету живописца В. Серова «Дети», где он написал своих сыновей.

Произведения Трубецкого проникнуты особым лиризмом. Скульптор постоянно говорил, что художник должен чувствовать поэзию природы. Он внес в искусство новые принципы творчества, новую форму. Его манера лепки-быстрая, почти эскизная, виден каждый мазок, остающийся в глине от движения пальцев, Скульптурная форма, объемы обобщены, сглажены, нет углов, острых граней, детали не выявлены. Создается богатая игра светотени, все плавно, мягко — особенности, идущие от работы с глиной.

Мы упомянули лишь часть произведений, созданных в разные эпохи, разными скульпторами, давшими индивидуальную интерпретацию этой темы, оставившими яркий неповторимый след в искусстве. Дети продолжают оставаться любимой натурой художников. Эта тема столь же волнует и мастеров — наших современников.

О. Кривдина, кандидат искусствоведения, 1990

Источник статьи: http://parents-tale.ru/tradicii/detskie-obrazy-v-russkoi-skulpture/

Мир искусства

Красота спасет мир

Скульптура

Мальчик в бане

Скульптор Сергей Иванович Иванов уже в середине XIX века создал статую «Мальчик в бане» (1858). Она представляет собой обнаженную фигуру крестьянского мальчика, поливающего себя водой из деревянной шайки. Перед Ивановым отчасти стояла та же, что и перед его предшественниками, задача – показать в деревенском пареньке «юношу, полного красы». Эта «краса» остается для скульптора красотой человеческого тела. Согласно традиции, он показывает тело обнаженным, но, желая избежать условного характера изображения, ищет сюжета, в котором нагота являлась бы вполне оправданной. Сознание необходимости такого оправдания составляет новую черту художественного мышления Иванова.

Образ, созданный Ивановым, интимен как по своему сюжету, так и по внутреннему состоянию. Ощущение струящейся по телу теплой воды вызвало у мальчика состояние истомы. Она выражена в его лице с полузакрытыми глазами и в ленивой медлительности движений, и в изгибе фигуры. У предшественников Иванова представление о человеческой красоте было еще неразрывно связано с античными нормами пропорций, с идеальностью форм и линий. В плотном и коренастом «Мальчике» Иванова мы сталкиваемся уже с иной трактовкой скульптурных форм. Идеальное начинает вытесняться характерным.

И все же при всем отличии художника от его предшественников, он скорее завершает старую традицию в скульптуре, чем формирует новую. Главной задачей творчества Иванова остается отражение прекрасного, которое он понимает прежде всего как физическую, телесную красоту человека.

Дмитревский

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Рафаэль-II

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

Рафаэль-I

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

Фальконе-II

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Фальконе-I

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Серебрякова

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных

Томский (Гришин)

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Белашова-Алексеева

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Лебедева

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины

Мухина

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Манизер

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Меркуров

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Андреев

Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Ватагин

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

Эрьзя (Нефедов)

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Шервуд

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

Северные врата

В исполнении этих ворот Гиберти достигает в техническом отношении еще недостигнутой до него прежними художниками высоты, но стиль его еще не отрешается от стиля тречентистов, особенно

Бюст из Шершеля

Первоначальная догадка перерастает в уверенность: да, это портрет великой Клеопатры! И быть может, единственный ее достоверный скульптурный портрет! Поскольку давно уже оспаривают

Исаак и Авраам: две интерпретации

Несмотря на внешнюю тождественность, оба рельефа диаметрально противоположны, как внутренним содержанием, так и мотивами подробностей. У Брунеллески Авраам порывисто бросается с ножом

Скульптурные портреты Растрелли

Бюст был отлит в 1723 году, но лишь через шесть лет работавший под наблюдением Растрелли гравер Семанж завершил прочеканку деталей одежды, а также изображений на щитках панциря, в аллегорической форме

Статуэтки – изысканное украшение интерьера.

Фарфор издавна был олицетворением изящной и хрупкой красоты. Фарфоровые статуэтки отличаются поэтичностью, эмоциональностью, красочностью. Статуэтки из фарфора ангелов, фей, эльфов, девушек с цветочными корзинами помогают воссоздать романтический колорит.

Лаокоон

Он борется. Он еще борется. Но уже впилась в его бедро, обвившаяся вокруг его руки и руки старшего сына, змея, и все плотнее сжимает свои губительные кольца вокруг попавших в беду людей другая змея

Мать Пирчюписа

Окружив деревню, гитлеровцы произвели повальный грабеж, после чего, согнав всех мужчин в один дом, а женщин и детей в три других дома, зажгли эти дома. Пытавшихся вырваться и бежать фашистские изверги ловили и снова бросали в горевшие дома. Так

Андреевский Гоголь

Но это было лишь начало неприятностей, выпавших на долю памятника. Сразу же после его открытия поднялась невообразимая газетная шумиха. Особенно громко возмущались «Московские ведомости» и «Новое время». Они писали, что

Пластика Эрьзи

Они очень интересны, эти работы, и все-таки в них запечатлено лишь мимолетное — не характер. Не то, что делает человека личностью, определяет его отношение к жизни и миру. Главное в творчестве Эрьзи — это портреты людей сильных

Секретный памятник Опекушина

Произведение, казалось бы, посвященное лицу официальному, должностному, не ученому или поэту, а губернатору Восточной Сибири, получилось возвышенным, одухотворенным, в нем нет налета казенщины.

Работы Триппеля

На цоколе памятника — рельефная сцена: персонаж из древнегреческой мифологии, перевозчик душ умерших через реки подземного царства в мир теней Харон со своей ладьей, около него несколько фигур ждут своей очереди, чтобы

Нидерландская скульптура

Надгробие, как было принято в те времена, представляло собою мраморный саркофаг, на котором помещалась фигура усопшего. По сторонам саркофага стояли фигурки плакальщиков – персонажей средневековых похоронных процессий. Их

Скульптура Бернини

В Эрмитаже представлены лишь небольшие, выполненные в терракоте, его работы: поздний «Автопортрет», полный внутренней энергии и динамики (что характерно для барокко), живо передает вдохновенный облик маэстро

Римские портреты

Возникают замечательные по глубине характеристики и мастерству исполнения портреты императоров, общественных деятелей, полководцев и частных лиц, передающие не только внешнее сходство, но раскрывающие и внутренний

Христос и Мефистофель

Начиная со статуи Христа, Антокольский ставил перед собой задачу передать в мраморе и бронзе духовную силу личности. При этом он отказался от передачи внутренней силы через мускульное напряжение,

Скульптура Родена

Великолепно обыгрывается контраст легких, пластичных тел и тяжести угловатого блока камня, от которого фигуры полностью не отделены. Композиционные решения и силуэты скульптур Родена настолько выразительны, что позволяют

Иван IV и Петр I

Выдвигая на первый план внутреннюю противоречивость фигуры Грозного, Антокольский тем самым стремился к объективности его характеристики. Он был чужд стремлению просто осудить Грозного, ибо чувствовал в нем величие духа,

Анимализм Лансере

Лансере считался с тем, что его скульптура будет рассматриваться с близкого расстояния и что обобщение форм, возможное в произведении, предназначенном для площади, в данном случае приобретает характер

Бык–победитель

Обер любил изображать диких зверей. Он любовался их мощью, проявляемой стихийно и необузданно. В скульптуре «Бык–победитель» (1885) мы встречаемся именно с таким образом. Могучее тело быка, нагнавшего увертливую

Источник статьи: http://ourarts.ru/?p=466

Оцените статью
Про баню