Маяковский клоп и баня история создания

Пьеса «Клоп» Маяковского: краткое содержание, анализ

Серебряный век был небогат драматическими произведениями. Однако даже то немногое, что было опубликовано, имело социальный подтекст и в той или иной степени отражало действительность. «Клоп» Маяковского (краткое содержание мы рассмотрим в статье) — одна из таких пьес.

О произведении

Пьеса была написана в 1928 году. Жанр произведения – феерическая комедия, его обозначил сам В. Маяковский. «Клоп» (краткое содержание подтверждает это) – сатирическая пьеса, в основу которой легли материалы, собранные автором в процессе работы в различных изданиях. Именно благодаря этим наработкам появились такие персонажи, как Олег Баяна и Присыпкин.

Впервые пьесу опубликовали в 1929 году в журнале «Молодая гвардия». А премьера спектакля состоялась в феврале того же года. Она имела большой успех у зрителей.

Пьеса «Клоп» (Маяковский): краткое содержание

Место действия – Тамбов. Время действия — 1929 год в начале спектакля, 1979 год – с середины и до конца.

Главный герой Иван Присыпкин – бывший рабочий и партиец. Свое имя ему не очень нравилось, поэтому он сменил его на Пьер Скрипкин. Итак, Присыпкин собирается жениться на дочке парикмахера Эльзевире Давидовне Ренессанс, которая работает кассиршей.

Иван со своей будущей тещей ходят по универмагу и закупают все необходимое для предстоящей семейной жизни. Среди его покупок фигурки танцующих балерин, бюстгальтер, который был принят за чепчики для близнецов, и т. п.

Читайте также:  2 этажные бани из бревен

Не просто показать советскую действительность желает Маяковский. «Клоп» (краткое содержание это иллюстрирует) — пьеса, высмеивающая мещанские пороки. Именно их олицетворяет Присыпкин.

Организовывать свадьбу вызывается Олег Баян. За работу он просит бутылку водки и 15 рублей. Взамен обещает настоящее трудовое возвышенное бракосочетание в лучших традициях современной жизни. Обсуждение торжества слышит работница Зоя Березкина. Она когда-то была возлюбленной Присыпкина. Зоя не понимает, что происходит, и просит Ивана все ей объяснить. В ответ новоявленный Скрипкин говорит, что больше не любит девушку. Зоя начинает плакать.

Действие переносится в общежитие для рабочей молодежи. Здесь все обсуждают смену фамилии Присыпкина и его грядущую свадьбу. Некоторые его осуждают, другие стараются понять – пора бы и для себя жить начать.

Баян учит Скрипкина хорошим манерам: как можно незаметно почесаться, как танцевать фокстрот, не надевать одновременно два галстука, не носить накрахмаленную рубашку навыпуск и т. п. Учение прерывается неожиданным выстрелом. Через несколько минут выясняется, что это покончила с собой Березкина.

Свадьба

Продолжаем изучать пьесу «Клоп» Маяковского. Краткое содержание описывает свадьбу Эльзевиры Ренессанс и Пьера Скрипкина. Веселье в самом разгаре. Баян встает, произносит поздравительную речь, все выпивают, затем он садится за рояль и начинает играть. Компания пьет и поет песни.

Однако шафер, вступаясь за честь новобрачной, затевает ссору с гостями. Постепенно словесные оскорбления переходят в драку, в ходе которой случайно опрокидывают печь. Начинается пожар. Пожарные не успевают прибыть вовремя. Они только констатируют гибель участников торжества в огне. Недосчитались только одного человека.

Необычная находка

Действия в пьесе «Клоп» Маяковского (краткое содержание это подтверждает) возобновляются спустя 50 лет. Рабочая бригада роет траншею под фундамент будущего здания. Внезапно люди обнаруживают засыпанного землей и замороженного человека.

Находку передают в институт человеческих воскрешений, где обнаруживают мозоли на руках найденного. Из этого заключают, что этот гражданин принадлежал к рабочему классу. Среди всех районов федерации Земли проводится голосование, на котором принимается решение – воскресить индивидуума для исследования рабочего человека. Загадочным человеком из прошлого оказывается Присыпкин. Мировая пресса сообщает о воскрешении, возлагая на это большие надежды.

Разморозкой гостя из прошлого занимается профессор. Ассистирует ему Зоя Березкина – ее попытка покончить с жизнью не увенчалась успехом. Операция проходит успешно, и Присыпкин приходит в себя. Одновременно с этим оживает и клоп на его воротнике, который тут же переползает на стену. Присыпкину сообщают, что он в 1979 году. От этого известия несостоявшийся муж падает в обморок.

Адаптация

Описывает совершенное будущее пьеса «Клоп» Маяковского. Краткое содержание изображает мир построенного социализма, где царят свобода, равенство и братство. Однако, как только туда попадает гость из прошлого, многое меняется.

Журналисты передают последние новости из института. Присыпкину для облегчения переходного этапа было велено давать пиво – «смесь, отравляющую в огромных дозах и отвратительную в малых». Но вместе с ним напиток попробовали 520 рабочих, которые теперь находятся в больнице с диагнозом отравление. Есть пострадавшие от романсов под гитару, что исполнял Присыпкин. Их поразила эпидемия влюбленности – они вздыхают, танцуют, сочиняют стихи.

Одновременно с этим происходят не менее важные события. Директор зоологического сада с помощниками пытается поймать клопа. Это насекомое на сегодняшний день вымерло, но в начале 20 века было очень распространено.

В чистой палате лежит на белоснежных простынях грязный Присыпкин. Он просит опохмелиться и принести почитать что-нибудь «для души». Зоя Березкина доставляет ему книги. Но ни одна из них не нравится Присыпкину – они все или документальные, или научные.

Развязка

Близится развязка, которую изобразил сатирически Маяковский. «Клоп» (краткое содержание по главам изложено в этой статье) завершается очень показательной сценой.

В центре зоологического сада расположена клетка. Со всех сторон ее окружают зрители. Слово берет директор зоосада. В своей речи он сообщает, что Присыпкин был ошибочно принят за гомо сапиенс высшего вида – рабочего. На самом деле это просто симулянт с человекоподобной внешностью, откликнувшийся на объявление директора о поиске человека, который бы согласился ежедневно подвергаться клопиным укусам. Теперь в клетку помещены и «обыватель вульгарис», и «клопус нормалис».

Присыпкина выводят из клетки. Он видит толпу и с радостью к ней обращается: «Братцы, и вас разморозили, идите ко мне». Присыпкина силой уводят и запирают в клетке.

Анализ

Мещанство – главное, что высмеивал в своем творчестве Маяковский. «Клоп» (краткое содержание, анализ служат этому доказательством) – не исключение. И здесь главный герой — мещанин. О лживости этого человека говорит уже двойное имя. Присыпкину не нравилась его приземленная, ничем не примечательная фамилия, и он взял более изысканную и уточненную — Скрипкин.

Но это не единственная попытка изменить свое происхождение, сделаться лучше и утонченнее – он начинает учиться этикету. Тот комизм, с которым Маяковский это изображает, подчеркивает всю нелепость подобных попыток.

И только в конце пьесы Присыпкина выводят на чистую воду – выясняется, что он не рабочий, а простой обыватель, старающийся выглядеть мещанином, и место ему в одной клетке с клопом.

Источник статьи: http://fb.ru/article/230748/pesa-klop-mayakovskogo-kratkoe-soderjanie-analiz

Маяковский баня история создания

В. В. Маяковский, «Баня»: краткое содержание по главам

В пьесе «Баня» переплелись отголоски будущего и реалии настоящего, это рассказ о бюрократических проволочках, которые не оставляют ни одну страну в мире без внимания. Борьба за место под солнцем будущего творит с людьми ужасные вещи. Зависимость от своих желаний в итоге не позволяет начальнику по согласованиям и его сподвижникам пройти через временной портал.

Сатирическое высмеивание Маяковским всей бюрократической прослойки было одной из основных идей этого литературного создания. Фантастическое развитие событий и убежденность в светлом коммунистическом будущем сделали из пьесы хороший пропагандистский ролик.

Создание пьесы

Пьеса «Баня» была написана Маяковским для Мейерхольда и его театра, первая вычитка была в сентябре 1929 г., но дописал работу он только через месяц. Публикация состоялась еще до театральной постановки. Через анализ краткого содержания «Бани» Маяковского можно понять, что многие были согласны с идеей автора, но находились такие критиканы, которые твердили о том, что тема буржуазии давно исчерпана и не актуальна.

Первые постановки

На целых двадцать лет пьеса ушла в небытие, и только в 1950 годах постановку возобновили. Сначала с помощью радиоспектакля, которые были очень популярными в те времена. В театральную нишу пьеса вернулась в 1953 году и больше не попадала под запреты советских идеологов и буржуазных деятелей искусства.

Действующие лица

Товарищу Победоносикову, как главному начальнику по управлению согласованиями (главначпупс), отдана основная роль расхитителя государственных умов.

Сюжет

Каждое действие «Бани» Маяковского по краткому содержанию имеет свое определенное пространство: то мы находимся в подвале вместе с друзьями товарищами, создателями машины, то в следующем действии переносимся в кабинет Победоносикова, и жизнь пьесы проходит у стола Мезальянсовой, а шестое действие начинается в квартире глупого бюрократа.

Третье действие по-своему уникально, ведь режиссер начинает высмеивать на сцене работу Победоносикова, героям дается право оценить свою роль в «Бане». Но сатирическое зеркало, к которому их подвел режиссер, так и не помогает им понять свои гнилые стороны.

Даже краткое содержание пьесы «Баня» Маяковского дает шанс оправдаться всем тем, кого скинула машина времени. Победоносиков обращается к залу с вопросом о ненужности его и остальных людей для коммунистического будущего, да и для советского настоящего тоже.

Краткое содержание пьесы «Баня» Маяковского

Повествование рассказывает о создании машины времени и способах ее запуска. Действия начинаются в подвальном помещении, время революции прошло, в стране правит социализм.

Как-то Чудаков спроектировал и собрал удивительную машину, дело было в 30-м году ХХ века. Со своим товарищем Велосипедкиным он размышляет о том, что эта машина обязательно сделает человека еще более счастливым. Ведь только подумайте, минуты счастья можно продлить всего одним поворотом рукоятки!

Но Велосипедкин настаивает не на повторении радостных моментов, а на более практичных делах. Например, можно будет повысить производительность инкубаторов с курами или сократить время на неинтересных выступлениях. Машина была сделана так, что умела не только удлинять счастливые дни, но и добиваться сокращения негативных моментов, например, оплакивание человека, которое иногда длится годами.

На мгновение между друзьями пробегает волна неприязни, но тут появляется странный иностранец Понт Кич. Он хочет приобрести эту машину и предлагает крупные суммы денег, но Велосипедкин его выставляет, украдкой вытащив из его кармана записную книжку, в которой иностранец делал какие-то заметки. На самом деле денег не было, но товарищи верили, что смогут их раздобыть для дальнейших опытов.

После тестового запуска машины она неожиданно выплевывает письмо из будущего, написанное через 50 лет. Оно сообщает о том, что на следующий день должен прибыть гость из далекого будущего. Тогда Чудаков и его друг спешат за получением финансирования для следующего опыта, чтобы не пропустить приход незнакомца. Но Победоносиков слишком упрям и жаден, как и его машинистка-секретарь: не дослушав их, она выдает им уже пропечатанный отказной лист.

Чудаков и остальные рабочие решаются пойти на кардинальные меры: поднять машину к квартире Победоносикова, пока Бельведонский пишет его портрет в образе суперважной персоны социалистического развития.

Вторая половина пьесы с третьего по шестое действия

Третье действие начинается с так называемого приема «театр в театре», когда режиссер пьесы выходит на сцену и начинает со зрителями разыгрывать несуществующую сцену, которая на самом деле входит в основной сценарий пьесы. Это золотая середина.

Стоя на лестничной площадке и обжигая руки о горячую машину времени, ученые осознают, что вот-вот свершится то, для чего машина была создана. Неожиданно в пятом действии машина озаряется фейерверком, из нее выходит Фосфорическая женщина. Она называет себя делегаткой, которая прибыла из 2030 года.

В кратком содержании «Бани» Маяковского сказано, что Фосфорическая женщина успевает побеседовать со всеми участниками действа для того, чтобы полностью понять их характеры. Например, Поля, жалуется на своего мужа, что он любит находиться в компании более умных женщин, ранее сокращенная за крашение губ секретарша Ундертон делится своей бедой рыжего цвета и объясняет, что только губы и могут привлекать хоть какое-то внимание к ее персоне.

Каждый из персонажей хочет отправиться в путешествие и покорить просторы будущего коммунизма.

В шестой главе у Победоносикова и Фосфорической женщины возникает спор: начальник не желает находиться в очереди на переброску и выказывает неуважение и пренебрежение к Чудакову, который выпивает, Велосипедкину, который курит табак, а жену свою и вовсе обзывает мещанкой. Женщина в долгу не остается и доказывает свою убежденность в правильном выборе, оппонируя ему тем, что они все хорошие работники и любят свою деятельность. Например, Чудаков озадачен идеей выполнить пятилетний план за четыре года.

Несмотря на собранный багаж, все представители буржуазии после запуска машины были скинуты за пределы ее действия. Тут и сыграли правила попадания в будущее, о котором упоминала Фосфорическая женщина.

Интересные факты пьесы

В кратком содержании «Бани» Маяковского есть некоторые факты написания пьесы. Например, многие персонажи создавались из образов реальных людей. Прототипом портретиста Бельведонского стал Аполлон Бельведерский. Должность «главначпупс» начальника по согласованиям была взята из книги Чуковского.

vladis_baxman

Carpe diem

46. Анализ пьесы В.Маяковского «Баня» (или «Клоп»).

Не только творчество, но и сама личность В. В. Маяковского занимают значительное место в истории русской литературы. Основная заслуга поэта в том, что он создал оригинальные по форме и содержанию произведения, очень яркие, злободневные, порой юмористические, но чаще — исполненные горькой иронии и острой сатиры, что и определяет их актуальность по сей день.

Силой своего таланта Маяковский беспощадно высмеивал все те явления, которые, по его убеждениям, тормозили развитие молодого государства. Он яростно боролся против того, что мешало процветанию страны, против многочисленных пороков, свойственных всему советскому обществу, и пороков, характерных для отдельной личности. Маяковский предавал огромное значение жанру юмористической сатиры и был уверен в том, что в будущих школах “будут преподавать сатиру наряду с арифметикой и с неменьшим успехом”.

Как известно, особую ненависть Маяковский испытывал к такому разряду людей, которых принято называть мещанами. В своих пьесах “Клоп” и “Баня” он высмеивает мешан, а одного из них волшебной силой искусства превращает в клопа, скрывающегося в трухлявых матрацах времени.

Пьесу “Баня” Маяковский определил как “драму в шести действиях с цирком и фейреверком”, и уже в этом слышатся иронические ноты поэта, как бы предупреждающего читателя о том, что пьеса представляет некий фарс. Главный персонаж пьесы — “товарищ Победоносиков, главный начальник по управлению согласованием, Главначупс”. Это типичный надутый чиновник, который между телефонными звонками и бездумным перелистыванием казенных бумаг диктует машинистке “одну общую руководящую статью”, такую же бессмысленную, как и название учреждения.

Драма в пьесе построена на конфликте между изобретателем Чудаковым, легким кавалеристом Ве-лосипедкиным, рабочими, помогающими изобретателю, — с одной стороны, и его помощником Оптимистенко — с другой. Маяковский рисует в пьесе множество смешных и глупых ситуаций, в которые попадают его герои, но вместе с тем пьеса представляет собой драму, и драматизм ее — в борьбе с бюрократией, которая, по мнению поэта, представляет собой огромную и закостенелую силу.

В образе Победоносикова Маяковский сконцентрировал многие уродливые наслоения казенного свойства: Победоносиков занимает важную должность, в его приемной — “длинный, во всю стену, ряд просителей”. У двери — верный страж Оптимистенко, который, конечно, не пустит к начальнику неугодных, беспокойных людей. Как заметил Велосипедкин, Оптимистенко — “гладкий и полированный, как дачный шар. На нем только начальство отражается, и то вверх ногами”.

Победоносиков сует свой нос всюду и считает себя комптентным даже в тех вопросах, о которыхзнает лишь понаслышке. Например, он поучает режиссера: “Сгушенно все это, в жизни так не бывает. Это надо переделать, смягчить. надо показывать светлые стороны нашей действительности”. И это злая карикатура на всякое псевдоискусство, характерное для советской эпохи, когда жесткая цензура “переделывала” произведения до неузнаваемости, заставляя художников творить то, что соответствовало бы четко установленным требованиям. Пьеса наглядно показывает современным читателям командно-бюрократическое управление искусством, и Чудаков, как творческая натура, всеми силами пытается противостоять этой силе.

Но, к счастью, конфликт разрешается, когда появляется “Фосфорическая женщина”, “делегатка 2030 года”, которая отбирает лучших (Чудакова и его помощников) в коммунизм, куда они отбывают на изобретенной машине времени тогда, как Победоносиков и Оптимистенко остаются за бортом — в современной им действительности.

В своей полуфантастической, остросатирической пьесе “Клоп” Маяковский не просто высмеивает мещанство во всех его проявлениях, но и объявляет ему беспощадную войну. В образе главного героя пьесы, Петра Присыпкина, переименовавшего себя в Пьера Скрипкина, сочетаются многие отрицательные черты этого социального явления, во всех действиях и речах Присыпкина проявляется его обывательская сущность. По определению автора, Прйсыпкин — “бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених”. Используя выгоды своего социального положения в государстве победившего пролетариата, Скрипкин намеревается выгодно жениться, но на свадьбе случается драка, а потом пожар, в результате чего герой погибает, но оказывается воскрешенным в далеком коммунистическом будущем.

Люди будущего, обитатели “молодняцкого” общежития, считают героя зараженным микробом мещанства, поэтому даже не признают его за человека, считая его представителем вымершего рода, называемым “обывателиус вульгариус”. Грубый, бескультурный, эгоистичный Скрипкин выглядит “ископаемым” среди “идеальных” людей коммунистического общества, для которого пьянство, подхалимство и прочие пороки обывательского мира давно стали забытыми, неизвестными явлениями.

Само общество коммунистов представлено Маяковским предельно разумно. Многие функции человека здесь выполняют автоматы, любовь искоренена как неразумное чувство. Для жителей будущего, настоящих пролетариев, Скрипкин представляет серьезную угрозу, он — мнимый пролетарий, мещанин, тогда как настоящие пролетарии — люди высокой нравственной культуры, свободные от всех пороков буржуазного общества.

Но это истинное пролетарское будущее, по сути, безлично, поскольку здесь правят массовость и сплошной автоматизм. Поэтому Скрипкин, несмотря на все свои пороки, невольно выглядит в нем единственным живым человеком. В итоге идеальное общество будущего оказывается в пьесе крайне неустойчивым, внутренне податливым к давно, казалось бы, искорененным порокам. Рабочие медицинской лаборатории постепенно начинают пить, под воздействием “душераздирающих” романсов Скрипкина в людях просыпается чувство любви, и молодые девушки вдруг начинают танцевать! Внезапно людей будущего начинают привлекать буржуазные удовольствия, и они с радостью поддаются их приятному влиянию, в результате чего большая часть “неподдавшихся” приходит к выводу, что Скрипкина необходимо как можно скорее изолировать как серьезного врага.

В финале пьесы приравненный автором к клопу, незадачливый Пьер Скрипкин кричит: “Братцы! Свои! Родные. Сколько вас?! Когда же вас всех заморозили? Чего ж я один в клетке. ”. И этим криком Маяковский, который, разумеется, не мог ввести в свою пьесу элементы антикоммунистической сатиры, невольно затронул эту тему, очень метко изобразив призрачность светлого коммунистического будущего, не способного искоренить до конца все человеческие пороки.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/mayakovskiy-banya-istoriya-sozdaniya/

Оцените статью
Про баню