Можно ли мыться в бане в православные праздники

Почему нельзя мыться в церковные праздники и почему

Помню, как в детстве моя бабушка говорила о том, что во время церковных праздников нельзя выполнять некоторые привычные для нас действия. И если насчёт выполнения какой-либо работы мне всё было понятно, то о запрете на мытьё тела в православные праздники возникал вопрос – почему? Разве лучше ходить немытым? Почему мыться в праздник, стоящий в церковном календаре, нельзя? Вот об этом я и хочу поведать читателю.

Православные праздники и воскресенья: запреты и ограничения

Пожилые люди, особенно прихожане знают о том, что во время церковных празднования, а также в воскресные дни существуют определённые запреты на привычные для каждого человека действия. Такие ограничения существуют во всех религиях без исключения, они отличаются только степенью строгости.

В особые дни верующий человек посвящает себя Господу и общению с ним. С самого утра для верующего существует только одно важнейшее дело – молитва. Обращение к Богу через молитву может осуществляться как дома перед святыми образами, так и в храме во время службы.

Важным событием в праздничные и воскресные дни является исповедь и причащение Святых Даров. Все эти важные для православного человек обряды всегда связаны с определённым праздником или днём.

Накануне праздника человек готовит себя к важному событию, к праздничной службе, настраивает себя соответствующим образом, думает о своей душе, готовит себя к исповеди, если она необходима в данный период.

Читайте также:  Размеры и планировка бани оптимальные размеры

Воскресения и праздничные дни – это особые дни недели. Если в остальные шесть дней можно упорно трудиться, занимать различными делами, решать насущные проблемы, то в особые дни следует остановиться и направить свой внутренний взор ко Вседержителю. Седьмой день является священным, а праздничный и подавно.

Мытьё и приборку в доме всегда рекомендуется сделать накануне, чтобы к празднику, к службе в храме, к Богу прийти не только с чистой душой, но и с чистым телом. Дом тоже следует прибрать накануне, чтобы после церковной службы вернуться в чистый и светлый дом, в котором царит порядок.

Во время православных праздников существуют не только запреты, но и рекомендации, которые желательно выполнять:

  • забота о ближнем должна присутствовать и в праздники, и в будни;
  • милосердие является неотъемлемой частью поведения православного человека;
  • совершение благих дел будет на пользу не только тем, для кого они совершаются, но и для того, кто их делает;
  • изучение Божьего Слова – обязательный пункт праздничной программы.

Не прикасаться к воде и не работать в установленные церковью праздники, недостаточно. Необходимо проживать этот период особенно богобоязненно.

Можно ли мыться в праздничные православные дни

Те, кто утверждает, что нельзя не только мыться, но и прикасаться к воде, очень сильно заблуждаются. Ни в одном церковном законе нет столь суровых запретов. Более того, священники разрешают и купаться, и прибираться при необходимости в доме, и выполнять иные срочные дела, но делать это после службы.

Если человеку очень надо потрудиться в воскресенье или в праздничный день, пусть трудится, но во второй половине дня. Надо понимать, что смысл запретов состоит вовсе не в том, что ничего нельзя делать, а в том, чтобы у верующего возникло острое желание общения с Господом.

Сначала дела для Бога и души, и только после этого можно заняться другими делами. Мне знакома ситуация, когда моя приятельница, женщина весьма верующая, посещающая храм каждое воскресенье, после службы ходит в баню. Дело в том, что в том районе, в котором она живёт, баня работает только по воскресеньям, а женщина живёт в частном доме. Кроме бани у неё нет другой возможности помыться. Она спросила разрешения у батюшки, и он ей благосклонно разрешил посещать баню по воскресным дням. Не ходить же прихожанке грязной.

Мирские дела не должны перебивать религиозные деяния, поэтому для православного человека сначала служба, молитва, исповедь, причащение, а потом всё остальное.

Есть и другая сторона дела: христианин соблюдает запреты по праздникам, не моется, не работает, но при этом также не посещает храм Господа. Тогда его поведение можно смело отнести к разряду суеверий.

Когда разрешено купание

В православной вере есть определённые праздники, в которые любое деяние с водой считается обрядовым. В эти дни мытьё, приборка в доме не только не запрещены, они поощряются. Например, к таким дням относится:

  • Чистый Четверг. Накануне Пасхи православные всего мира наводят порядок в домах, квартирах, очищая их от грязи, перестирывают бельё, моются, ходят в баню и купают детей.
  • Крещение. Празднование этого праздника подразумевает обязательное окунание в прорубь или иордань. Освещение крещенской водой считается главным обрядом праздника. После проруби люди очищаются не только телом, но и душой.

Строгие запреты на мытьё

Существуют также и запреты, которые относятся главным образом, к природным водоёмам. Купаться в реках, озёрах и прудах запрещается в Ильин день. После этой даты наступает период, когда официально купаться нельзя. Как правило, Ильин день празднуется на второе число последнего месяца лета, то есть августа.

Такой запрет связан с понижением температуры воды и нестабильностью дневных температурных показателей. В это время на землю и воду часто опускаются туманы, и водные процедуры могут навредить здоровью.

Заключение

Как видите, мыться и купаться даже во время праздничных православных дней и по воскресениям можно, но делать это необходимо только после того, как выполнены главные задачи по очищению души.

  • После службы в храме, после общения с Господом, православный человек в праве при необходимости прикоснуться к воде и даже искупаться.
  • В церковных канонах нет строго запрета на мытьё во время православных праздников, и если человек чувствует непреодолимую потребность, он может и мыться, и купаться, кроме Ильина дня.
  • Человек, не посещающий храм, но при этом не прикасается к воде в праздничные церковные дни, является суеверным чудаком.

Источник статьи: http://thebestvideo.ru/fun/poleznosti/mytsja-v-cerkovnye-prazdniki/

Можно ли мыться и мыть голову в дни церковных праздников?

Добрый день! Старшие люди говорят, что в большие праздники церковные нельзя работать и мыться. Даже приводят примеры, что кто работал в праздник, то ломалось что-то, то не получалось, на огороде не росло. Мыться, особенно в бане нельзя, лучше помыться заранее. Но неужели лучше в праздник ходить грязным и лежать на диване, ведь леность это тоже грех? Рассудите, батюшка! Ведь праздник может приходиться на рабочий день, и мы люди рабочие. Также праздник – выходной день – это возможность привести быт и огород в порядок. У меня покойная мама говорила, например, что редьку садят в Троицу, а родственники мужа, напротив, что садить и даже вязать нельзя. Мария.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Смысл подобных запретов не в том, что нельзя совершать какие-то определенные действия, а в том, что православный праздник – это в первую очередь день, который мы посвящаем Богу.

Начинать этот день нужно не просто с домашней молитвы, но с посещения храма, исповеди, Причастия. После этого можно сделать какие-то необходимые дела, но эти дела не должны заменять посещение храма и молитву. Можно мыться и мыть голову, можно убраться дома, но не вместо посещения богослужения.

Очень хорошо, если воскресный или праздничный день мы посвятим делам милосердия, заботе о ближних.Уборку, конечно, лучше сделать накануне, чтобы встретить праздник в чистом доме за праздничным столом.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Источник статьи: http://www.pravmir.ru/mozhno-li-mytsya-i-myt-golovu-v-dni-cerkovnyx-prazdnikov/

Можно ли ходить в баню в церковные праздники ?

Глубоко верующие люди очень ревностно относятся к соблюдению всех канонов и на протяжении всего года, в отличие от большинства из нас, они строго их придерживаются. Для них в равной степени важны все богослужения, но все же особое значение придается церковным праздникам.

Многие из нас считают себя православными людьми, но что греха таить не так уж и часто посещают церковь. В глубине души мы понимаем, что так не правильно и следовало бы чаще ходить на богослужения, но каждый раз надуманные причины и реальные проблемы нам препятствуют в этом. И что бы хоть как то восполнить это мы стараемся не пропустить особо важные для церкви торжества и принять участие в них.

Для Православной церкви и всех верующих они являют собой священное событие и предваряются предпраздничными Богослужениями. Их называют вечерни и утрени. Это не что иное как подготовка к светлому дню. Но она состоит не только в посещении «предпраздневств» («навечерий») и «попразднеств» («наутрий»), но и в соблюдении некоторых правил.
Верующий человек перед праздником должен подготовиться, а в день празднования посвящен общению с Богом, святыми и между близкими людьми. Чтобы этому ничего не мешало нужно освободиться от всех житейских работ и забот.

Многих интересует — а как Церковь относится к посещению бани в день светлого торжества? Ведь она считается не богоугодным строением (только ее не освещают из всех деревенских построек).

На этот счет имеются следующие наставления.

Как уже выше говорилось, накануне праздников в храмах проходит всенощное бдение, поэтому если праздник выпал на субботу и вы пойдете в церковь, помыться нужно сходить заранее (обычно этот день считается у большинства банным). Потому как бывает помазание, а после него мытья нежелательно.

Николаевская церковь, с. Беляево

Ниже приведем список церковных праздников от Рождества Христова, перед которыми необходимо в особой мере соблюдать все правила, в том числе планировать заранее походы в баню.

Сразу нужно оговориться, что многие празднества не привязаны к конкретному числу, поэтому нужно следовать церковному календарю на текущий год.

Самый значимый и светлый праздник приходится всегда на воскресенье. Ежегодно торжество происходит в разные дни. День этот назначается согласно специального лунно-солнечного календаря, который больше ни для каких других целей не применяется. Следуя ему можно только лишь сказать, что Пасха бывает на первый воскресный день после весеннего полнолуния, не ранее 22 марта (4 апреля) и не позднее 25 апреля (8 мая).

Идти в баню перед Пасхой нужно в пятницу.

Чтобы было понятно приведем пример: так в 2013г Пятидесятница (Троица) была 23 июня (по новому стилю, Христова Пасха была 5 мая), т.е. в воскресение. В субботу была всенощная, получается идти в баню нужно было в пятницу.

Двунадесятые не переходящие (в скобочках указаны числа по новому стилю)

Как видим, праздники бывают в определенных числах, но каждый год они выпадают на разные дни недели. Так в 2013г Крещение выпало на субботу, поэтому в этот день 19 января (по новому стилю) идти в баню было нельзя, нужно было идти 18 января, а тем кто собирался идти на Богослужение накануне в пятницу, делать это нужно было заблаговременно — в четверг.

В общем, в этом вопросе ни чего сложного, для большинства будет правильным просто сходить в баню перед праздником — Рождество в среду, значит идем париться во вторник.

Кроме вышеприведенных празднеств в большинстве храмов накануне воскресения тоже проходит всенощное бдение, поэтому баню лучше протопить и помыться в пятницу , если вы собираетесь в субботу в храм.

Кстати, в воскресение, по церковным положениям, вообще нежелательно мыться, потому как этот день недели считается малой пасхой, отсюда и такое название.

Источник статьи: http://banya-v-derevne.ru/traditsii-i-obyichai/mozhno-li-hodit-v-banyu-v-tserkovnyie-prazdniki/

Почему нельзя мыться в церковные праздники?

В моём советском детстве, когда православные праздники еще не отмечали на уровне всей страны, мне бабушка, тётя и мама всегда говорили, что перед этим или каким-то другим праздником нельзя мыться. А уж непосредственно в день праздника и подавно. На все водные процедуры было наложено строгое табу. На мои вопросы «почему» мне всегда давался один-единственный ответ – «нельзя и всё».

Однажды перед каким-то таким праздником, о котором я, как любой нормальный советский пионер, даже не подозревала, я пришла вечером с тренировки и пошла в ванную. Дома никого не было. А когда вышла, мама уже вернулась, и поняв, что я только что принимала душ, я была беспощадно отругана всеми нелицеприятными ругательствами, сдобренными парой подзатыльников. Мои слёзы и оправдания, что я не то что не знала, но и даже представить не могла, что в самый обычный день есть некий «праздник», главным событием которого является соблюдение правила «нельзя мыться ни за что, ни при каких обстоятельствах».

«Это грех! Большой грех!» — говорили они.

Что такое «грех» я тоже не знала. Для себя усвоила одно – «мыться в праздники – это грех, это плохо, за это можно получить». Помню еще, что в какой-то из «праздников», о котором я опять же ни сном, ни духом, я занялась рукоделием. То ли шарфик какой-то вязала, то ли еще что-то. Все девчонки тогда чем-то таким занимались. Когда меня за этим занятием застали, я огребла еще сильнее, чем тогда, когда помылась в неположенный день. Моё рукоделие было отобрано и закинуто на высоченный шкаф, чтоб не смогла достать. Оказалось, что в этот день «птица гнезда не вьет, а девица косу не плетет» и вообще делать ничего нельзя. Для непоседливого ребёнка, который очень любил что-то творить своими руками, это было жестоким наказанием. Хорошо, что меня тогда спасла книга. Забившись в уголок, я смогла спрятаться от ужаса всех этих непонятных «праздников» в своих фантазиях на острове вместе с Робинзоном Крузо.

Когда я повзрослела, то на все эти «грех», «нельзя мыться» и «праздник» смогла дать серьезный отпор своим родственницам. Моя решительность, громкие вопли «отвалите все от меня» и хлопанье дверью помогали избежать страшной кары за нарушение запретов. Во все остальные дни моя замечательная родня были такими же как все и ничем необычным не выделялись. И лишь в эти «праздники» они превращались в карающую инквизицию.

Возникший в юности религиозный антагонизм не покидал меня долгие годы. На фоне возрождающихся скреп, популяризации православных традиций в России, многим моим знакомым было очень трудно понять, почему я крещеная, но яиц не крашу, куличей не пеку, воду не освящаю. Вместо того, чтобы вести долгие разговоры, по итогам которых я все равно осталась бы непонятой, я обычно отмахивалась — мол, некогда совсем, работа, дела, суета, семья. Мне обычно вручали несколько цветных яиц, большой кусок кулича или даже целый, если напекли их сами в большом количестве (Божечки, зачем? Зачем печь по 7-8 куличей семье из 3-4 человек?). Мои дарители оставались безоблачно счастливыми от выполнения своей святой миссии.

Буквально недавно, разговорившись с подругами, я узнала, что примерно такие же табу на помывку и прочие бытовые аскезы испытали и они. Ответа на вопрос почему же нельзя мыться им тоже никто не давал.

Выходит, люди, устойчиво стремясь вырастить верующих и уважающих православные традиции детей, сами не знали, почему же нельзя мыться, почему это такой большой грех – мыться перед православным праздником. Мыться после праздника грехом уже не было. Ни логики, ни адекватного обоснования…

Многие из тех, кто печет куличи, красит яйца и постится Великим Постом каждую весну, абсолютно не представляют для чего это делается. Кто-то по заветам мам и бабушек не моется перед святыми праздниками. (Про Пост будет отдельная статья, palm-face гарантирую).

Как личность разносторонняя, в свое время я изучила основы всех крупнейших религиозных течений. И, конечно, тщательно изучила Православие, в попытке найти ответ на вопрос – почему нельзя мыться и в чём грех. Ни в Новом, ни в Ветхом Завете ответа не было. Непосредственно в Церкви ответа мне тоже не дали.

Ответ пришел совершенно случайно, когда я уже и не пыталась его найти – в исторических записях о быте российских крестьян 18 -19 веков и влиянии на этот быт Православной Церкви.

На Руси наши предки частенько жили большими семьями. В одной избе спали все члены семьи – кто на печи, кто на лавке, кто под лавкой. По субботам все ходили в баню. Сначала мыли маленьких детей, потом мылись дети постарше, а затем муж с женой оставались в бане наедине и там, собственно, помимо водных процедур, занимались любовью. Это было практически единственное место, где они могли уединяться. Еще из прошлого до нас донеслось про сеновал, но это, наверное, когда очень хотелось, а день был не банный.

Воскресенье отдавалось богоугодным делам, все ходили в церковь на службу и проповедь, где наших дремучих предков священники учили мудрости и правилам праведной жизни. Вот из этих проповедей и берет начало тот вопрос про «грех мытья». Перед важными Православными праздниками священнослужители объясняли народу, как нужно правильно себя вести и что делать, чтобы Боженька был милостив. Рассказывалось как надо относиться к своим домочадцам и воспитывать их в христианском духе, как молиться, какие ритуалы соблюдать. А накануне праздников необходимо было соблюдать воздержание – в еде, в словах, в поступках, и телесные. Заниматься любовью по религии – это грех. Думаю, вы об этом знаете. Так вот, проповедь перед великими праздниками звучала примерно так: не объедаться, не совершать злонамеренных деяний, не злословить и не ругаться, прощать старые обиды, не грешить и не ходить в баню. «Не ходить в баню» – это означало, что перед священным праздником нельзя было заниматься любовью. То есть человек должен был думать не о телесном, а о духовном, и этому духовному посвятить всего себя. Но так как дремучесть людей не позволяла отделить баню как место для плотской любви от бани, где банально моются, то сложился стереотип – ходить в баню перед праздником большой грех и категорически недопустимо.

Позже, когда люди стали жить в городах, а заниматься любовью стало принято не в бане, а в кровати, это переродилось в то, что перед праздниками просто «нельзя мыться». Но и это еще не всё. Правило «нельзя мыться» до сих пор живет и передается из поколения в поколение, обрастая горой предрассудков и вымыслов. Никаких запретов на помывку перед Пасхой, Троицей или каким-либо другим религиозным праздником нет! Представляете, нет!

Лично я считаю, что ходить немытым – большой грех. Верить в бред и тщательно его оберегать и передавать из поколение в поколение – непростительный грех!

Сильное недоумение возникает от осознания того, что эта дремучесть через столько веков смогла добраться и до нас, живущих в эпоху торжества информационных технологий. И самое страшное, что практически невозможно никакими аргументами убедить людей, что они неправы и несут бред.

Сделайте хорошее дело – репостните эту статью. Откройте глаза «немытым».

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5aebb2278c8be3337340b87f/pochemu-nelzia-mytsia-v-cerkovnye-prazdniki-5af5d5839d5cb3468e3042a9

Оцените статью
Про баню