Можно ли повесить икону в бане

Содержание
  1. Русская деревенская баня: традиции, мифы, поверья и обряды.
  2. тел: 8-903-899-98-51; 8-930-385-49-16 violettaru@gmail.com ВОТ ОНА КАКАЯ — РУССКАЯ БАНЯ! «Постничай по середам, ходи в баню по субботам, все в свое время.» (русская народная поговорка) Мы, современные городские жители, принимая по-привычке ежедневно душ или ванну, даже не задумываемся о том, что когда-то у наших предков-русичей омовение тела в специальном помещении — русской бане, было целым ритуалом, который соблюдался из в поколения в поколение, банные традиции соблюдались беспрекословно. Например, в русской деревенской бане никогда не вешали икон. А почему? При походе в баню даже снимали нательный крестик. Хотя это делают и сейчас в целях безопасности, чтобы не обжечь кожу. Но в стародавние времена русская деревенская баня считалась не совсем, так сказать, чистым местом. Не смотря на то, что туда ходили, чтобы помыться. Так уж повелось исстари, что в русской деревенской бане совершались разные «греховные» дела: семейные пары любили ходить туда не только за тем, чтобы помыться, но и уединиться от многочисленного семейства родственников, родителей и детей, ведь жили тогда в избах скученно, тесно, негде было особо потешиться парам, особенно молодым. Русская деревенская баня была очень подходящим местом для этого. В русской деревенской бане любили гадать на суженного. Икон нет, а ведь гадание тоже считалось делом нечистым, греховным — Бог не видит, якобы. Из-за отстутствия в бане икон, это место для мытья в старину считали «поганым». Туда нельзя было ходить в праздничной одежде или приносить с собой в избу банную утварь. Считалось, что после мытья в русской деревенской бане, нужно окатиться холодной водой на улице или искупаться в ближайшем пруду или речке, а зимой поваляться в снегу, прежде чем вернешься домой. Вот откуда растут корни обычая купания после жаркой парной! По суевериям крестьян, раньше нельзя было упоминать дьявола или черта всуе, вот вместо того, чтобы послать кого-то к черту, говорили «иди в баню!». А в русской деревенской бане, считалось, обитал мистический и таинственный дух — Банник. В доме жил свой дух, для кого-то добрый, для кого-то злой — Домовой, а вот в русской деревенской бане — Банник. Банника еще называли в разных местностях по-разному: банная нечисть, банный леший, банный хозяин, баенник, жихарь, шишок. Его побаивались и старались задобрить. После помывки, уходя, оставляли кусочек ржанного хлебца. Считалось, что он любит тепло и обитает где-нибудь под полком или за банной печкой, откуда иногда могут раздаваться шорохи, шумы, завыванья или плач. Банник, по поверьям, был в образе маленького мужичка, длинными волосами и железными когтями или голого человечка, облепленного листьями с банного веника. Иногда Банник мог быть, как оборотень, и принимать образ маленькой собачки, лесного зайца или веником представится. Банник — извечный глава банного места. >Наши предки считали его строгим блюстителем банных традиций и если кто-то не угодил хозяину русской деревенской бани, нарушил традиции, то тому приходилось несладко. Банник мог жестко наказать человека за это. Исконному обитателю бани приписывают и мелкие проказы: если кто-то подскользнулся или ошпарился во время мытья — виноват «Хозяин», а если с кем-то случилось плохо в бане, то тут точно не обошлось без Банника. Особенно опасались, что суровый хозяин русской деревенской бани за разные недобрые поступки может содрать кожу, удушить или запарить до смерти. Хозяин русской бани мог, якобы, наказывать за неподходяще выбранное место для постройки бани, за непристойную ругань в бане, за появление в пьяном виде. Во многих губерниях считалось, что «мыться после третьего пара уже не ходят». То есть после третьей смены людей, помывшихся в русской деревенской бане, больше не стоит ходить, будет мыться Банник. Для него оставляли воду и разные принадлежности для помывки. Ну, а уж после захода солнца зимой или полуночи летом тем более строго воспрещалось просто ходить в баню или мыться! В старину верили, что Банник благоволит больше женщинам, чем мужчинам, а тем более пьяницам. В древности женщины рожали исключительно в бане. И тут исконный обитатель русской деревенской бани проявлял себя уже не как злобный дух, а как дух-охранитель своего банного «царства» и его хозяев-людей. Будущая роженица переселялась за три недели до родов в баню, где Банник оберегал ее от посторонних духов и непрошенных гостей. Но в то же время, будущую мать не оставляли ни на минуту одну, при ней постоянно находился кто-нибудь из родственников. Все таки «Хозяину» до конца не доверяли и всегда побаивались. Если глава семейства хотел особенно задобрить Банника, то он приносил в дар ему черную курицу и, не ощипывая ее, душил (не резал!), а потом закапывал под порог бани. Перед тем, как затопить баню, у Банника было принято спрашивать разрешения: «Банный хозяин, позволь баню истопить!», повторяя просьбу три раза и только после этого приступали к истопке. А закончив помывку, следовало во время выхода из бани поблагодарить «Хозяина». Много веков наши предки на Руси мылись в русской деревенской бане, любили баню, лечились и очищались в ней не только телом, но и душой. У каждого в квартире теперь есть ванна с горячей и холодной водой, а у кого-то и джакузи, и современная душевая кабинка. Но ведь что-то тянет современного человека принять омовение именно в бане, а не в банальной ванне! И растут, как грибочки, на загородных участках горожан многочисленные и разнообразные бани из срубов, где отдыхают душой после трудовых будней уставшие горожане. Для тех, кто не имеет опыта «общения» с русской баней, следует взять на заметку несколько премудростей. — Лучшие дрова для истопки банной печки — березовые. Огонь из березовых поленьев хорошо разгорается от зажженной бересты, они горят быстро, дают много жара и приятный аромат березового дымка. Главное, чтобы березовые поленья были сухие. — Если в бане стоит затхлый спертый дух, то от него можно избавиться, если выплескивать на раскаленные камни ковшиком с разбавленными в воде несколькими каплями нашатырного спирта, а потом хорошенько проветрить баню. — В бане категорически запрещается употреблять алкоголь. Большое количество жидкости употреблять тоже не рекомендуется. Лучше пить отвары из трав или зеленого чая, небольшими глотками и маленькими порциями. — Для гармонии Инь и Янь (и не только!) лучше, когда в баню ходят разнополые посетители… — Нельзя ходить в баню на сытый переполненный желудок. Голодным же тоже мыться не комфортно. Лучше всего идти в баню, слегка перекусив овощами или фруктами. Источник статьи: http://44srub.ru/rusbany.html Можно ли в бане ставить икону Народные поверия: что запрещено говорить и делать в русской бане Русская банная традиция имеет уходящие вглубь веков исторических корни. Ещё не было на Руси христианства, а баня уже была, и, естественно, окружалась представлениями о потустороннем мире, который был здесь и сейчас. Это основная черта мифологического мировоззрения кажется странной людям нашего времени, однако некоторые народные поверья и приметы не мешало бы взять на вооружение и в современной бане. Хозяин бани Предписания при посещении бани Для того, чтобы истопить баню и попариться в ней, нужно было придерживаться определённых правил. В противном случае банника можно было обидеть, и потом пожалеть об этом. Остановимся подробнее на запретах. Систематическое нарушение обязательных процедур могло вызвать суровую месть от банника. Угоревшие и сгоревшие в бане заживо считались жертвами духа, которого крепко рассердили. 10 правил размещения икон в доме Есть ли какие-то правила относительно того, как должны располагаться иконы дома? Допустим, относительно сторон света, углов и окон, кровати, телевизора. И есть ли иерархия и принципы сочетания самих икон – какая выше, какая ниже, справа или слева и так далее? Ведь в церкви же есть правила – там все иконостасы типичные, по одной схеме. А для дома есть такая схема? Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 1. Иконы должны быть расположены там, где человеку привычно молиться. Но при этом очень хорошо, если, заходя в дом, есть образ, на который можно перекреститься. 2. Не стоит размещать иконы рядом с телевизором или на стене за ним. Все же молитва и просмотр телевизора это разные действия и если между местом молитвы и местом развлечений будет разделение — хорошо. 3. Центральной иконой должна быть икона Христа. Но вполне допустимо, если это будет и икона Богородицы с Младенцем. 4. Не стоит размещать у себя иконы святых, которым вы не собираетесь молиться. Вряд ли человек будет держать в семейном альбоме портрет незнакомого человека. Не всех святых мы почитаем одинаково. Так зачем размещать икону святого, которого мы не почитаем, жития которого не знаем и молиться которому не собираемся у себя в молитвенном уголке 5. Нехорошо рядом с иконами или даже вместе с ними размещать фотографии родственников, чтимых подвижников, даже прижизненные портреты святых. Икона — окно в потусторонний, духовный мир а портреты и фотографиями таковыми не являются. Молиться же перед прижизненными портретами — неправильная духовная практика. 6. Хорошо, когда перед иконами есть лампада. Плохо, когда в доме висит много лампад, помимо того, что дом это не храм, продукты горения лампадного масла не улучшают микроклимат жилища. По этой же причине не стоит оставлять лампаду постоянно горящей. Или же использовать натуральное растительное масло. 8. Иконы не принято размещать в бане, ванной комнате или уборной. В кладовке, чулане или в крытом дворе дома им тоже не место. 9. Икона сама по себе не освящает место, освящает жилище христианина Бог Своей благодатью в ответ на добродетельную жизнь и молитву. 10. Икона — не оберег. «Нерушимая стена» не спасет от воров а «Неопалимая купина» не избавит от пожара просто по факту того, что их повесили на стену. Чудеса бывают в жизни христианина, но это именно чудеса, нарушение привычного хода жизни в ответ на глубокую веру христианина. А амулетов и оберегов в христианстве нет, христианство — это живая вера и живое общение человека с Богом и Его святыми. Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/mozhno-li-v-bane-stavit-ikonu/ Какую икону поставить в бане Почему на Руси в бане не вешали икон и снимали крестик На Руси баня всегда считалась непростым и волшебным помещением. Бытовали поверья о проживающих там духах — банниках. Люди были уверены, что при посещении бани нужно соблюдать определенные правила, чтобы не вызвать гнев хозяина. Какие именно существовали ограничения? Об этом и узнаем в статье. Банник — дух бани Издавна баня считалась особенным и даже загадочным местом. Она была в какой-то степени переходным местом, неведомой чертой между двумя мирами: живых и мертвых. Такое понимание основывалось на четырех стихиях, царящих в бане: пламенный огонь в каменной печи, большое количество воды, земля под ней, горячий воздух. Здесь принимали роды и омывали мертвецов. В дневное время помещение служило для людей, а вот с наступлением ночи там собиралась вся нечисть. Во время рождественских святок девицы ходили ночью гадать о своей судьбе в баню. Сами гадания были пугающие, не каждый способен пойти на такие эксперименты. Ведь сообщает неведомое только лукавый. Настоящим хозяином бани был банник. Это мифический злой дух, пришедший из поверий восточных славян. Согласно поверьям, это существо заселяется в каждую новую баню, чтобы поддерживать равновесие между потусторонним миром и миром живых. В древности люди считали, что в бане парятся не только люди, а еще и разная нечисть: русалки, лешие, черти. Основной задачей хозяина парной является охрана границы в потусторонний мир и противодействие встречам нечистой силы и людей. Благосклонности от него ждать не стоит тем, кто нарушает законы бани. Потусторонний стражник яростно следит за порядком. Все потому что баня его дом, а все остальные в понимании банника нахалы, которые вторгаются на его личную территорию. Людям, которые ведут себя хорошо и соблюдают правила, ничего не угрожает. Он невидим для человеческого глаза, но изредка на короткий промежуток времени может принимать обличье животных: собаки, кошки, вепря, лягушки, зайца. Банник даже может предстать в образе женщины. Также не составит труда обернуться маленьким старичком с зеленой бородой. Свой истинный облик банник показывает только “нечистым друзьям” или избранным людям, которым он решил показаться по определенным причинам. Очевидцы описывают его как голого растрепанного старика с длинными когтями и заплесневевшей бородой, тело которого покрыто седыми волосами и ошметками банного веника. По телосложению худой и низкорослый. Иногда рядом с ним изображают женщину — шишига или обдериха, так ее называют. Хозяйка бани, проживающая под потолком. Человеку показывается в облике черной кошки или косматой старухи. По преданиям, она появлялась там, где парились роженицы. У обдерихи в любимцах только мужчины. Особенно ей не нравились молодые матери и беременные. Таких женщин всегда сопровождали мужчины, чтобы хозяйка бани не “запарила” их до смерти. А вот к малышам относится очень хорошо и никогда их не обидит. Как правильно входить в баню Прежде чем войти в баню нужно обязательно постучать и спросить разрешения, чтобы не навлечь на себя возмущения банника. Ведь это его личное пространство. Хозяин помещения живет согласно старым устоям и первыми должны париться мужчины. Если этого не соблюсти и пустить первой женщину, сущность насылает беды и болезни. Когда-то давно женщину относили к нечистым существам. Все это смывалось в бане и оставалось там же. Нельзя входить в баню в нетрезвом состоянии. Хозяин парной не любит пьяных и наказывает их. Чаще всего плохим самочувствием и рассеянностью в течение недели. Банник изначально считается языческим божеством, которому чужды любые предписания религии. В связи с этим в бане не принято вешать иконы. Потому что именно здесь у человека была возможность столкнуться с потусторонним миром через колдовство и гадания. Нет ничего необычного в том, что к помещению был приставлен дух банника в качестве охранника. Помимо этого, хозяин бани не признает никакой церковной атрибутики и символики. Даже когда шли убраться в бане, при входе снимали нательный крест. Заходили туда без молитв и оберегов. Такими действиями люди показывали свое доверие баннику. Можно сказать, целиком и полностью отдавались в его власть. Чего нельзя делать в бане, чтобы не разозлить хозяина В парной запрещалось шуметь, топать, громко кричать и ругаться. За подобное поведение банник мог наказать, ошпарив кипятком и подставив подножку на мокром полу. А самых злостных нарушителей мог “запарить” до смерти. Начиная с полуночи и до первых петухов парная принадлежала только баннику. Пользоваться ей в это время опасно для жизни. Также, бытует поверье, что нельзя посещать баню по понедельникам — это день хозяина парной. В случае нарушения запрета, волосы будут медленно расти. Лучшими днями недели для мытья считались вторник, четверг и суббота. В это время банник следил за нечистой силой, которая могла навредить моющимся. В парной по приметам запрещается плевать, особенно на камни. Иначе хозяин ответит и плюнет кипятком. Нельзя ночевать в бане, потому что в гости к рьяному баннику приходит нечисть. Если остаться на ночь, можно и не проснуться вовсе. Чтобы банник был доволен, необходимо помещение содержать в чистоте. А также один раз в месяц одаривать хозяина новым мылом, которое следует положить в угол на полу. После принятия водных процедур необходимо задобрить банника, для этого в тазике оставляли немного холодной или горячей воды. Вопрос священнику (архив) Яна спрашивает: Здравствуйте, батюшка. Долго решалась писать или нет, и все же решилась. Мама моя страдает алкогольной зависимостью. Уже много из-за этого проблем мы видели, и вытаскивали ее из пьянки, и долги за нее закрывали. Причем делает долги и пропивает все, находит себе компании. Вроде устроится на работу и, получив з/п, уходит в запой. Отец ее и прощал за измены и пьянства, приехал к ней на север, чтобы работать. Она опять пропала. Пила. Сегодня нашлась, просит денег выслать, приехать в Башкирию, домой. Мы решили с сестрой выслать, она клянется, что не пропьет, т.к. и жить в общем-то и негде уже. Но я думаю, что приедет она домой, пройдет немного времени, и опять рука потянется за бутылочкой. Подскажите, как быть? Это все еще с самого детства. Все в памяти, как мы с сестрой просили ее «мама, не пей». Папу она же втягивала в это же, ей компания нужна. Есть ли какой монастырь в Башкирии, где она бы молилась об избавлении от этого греха? А мы будем молиться за нее. протоиерей Виктор Киселев отвечает: Все дело в том, что ваша мама сама должна решить, пришло ли ее время жить в монастыре. Если она решила избавиться от пагубной зависимости, то есть монастырь в Серпухове или Спасский храм в Уфе, где занимаются этой проблемой. Но без желания самой – вряд ли что получится. Насильно в монастырь не отправишь. Необходимо желание, а монастырь – это только для укрепления сил и помощи. Маша спрашивает: Здравствуйте, я бы хотела узнать, не требуются ли певцы в хор? модератор отвечает: Здравствуйте! Позвоните, пожалуйста, в храм по телефону 275-21-12, с 9 до 18 часов. Любовь спрашивает: На некоторых календарях нет указания, является ли день постным. Если можно, то в расписании на сайте указывать: есть пост или нет поста во все дни месяца. Огромное спасибо за прекрасный, полезный сайт. Спаси,Господи. модератор отвечает: Здравствуйте, Любовь! В разделе «Расписание богослужений» мы добавили сведения о посте. Благодарим Вас за хорошее предложение и добрый отзыв. Во славу Божию. Наташа спрашивает: Здравствуйте! Я если правильно понимаю, то снам значения придавать не нужно, но мне в последнее время часто снится, что я молюсь Богу о помощи. Будто бы оказываюсь в какой-то беде, или черный туман накрывает с шепотом тьма наступает, жуть просто, и я в слезах молюсь о помощи и спасении, и все проходит, раза два одна и та же незнакомая церковь, маленькая такая, выбелена внутри и светло-светло в ней, и видела иконы Божьей Матери. Может, это предупреждение какое-то или что – я не пойму, и стоит ли вообще обращать на это внимание? Спасибо. протоиерей Виктор Киселев отвечает: Если сны от Бога, то они не вызывают страха и бывают нам понятны. Даже если во сне приходит видение храма и икон – это не всегда бывает от Бога. Возможно у вас какие-то переживания. Необходимо исповедоваться и причаститься во «здравие души и тела». протоиерей Виктор Киселев отвечает: Иконы существуют для того, чтобы мы молились перед ними. Это «окно» в духовный мир, и отношение к ним всегда должно быть благоговейным. В доме их всегда помещают в красный угол, т.е. самое достойное место. Зачем же их вешать в бане? Мария спрашивает: Я свою дочь вела на кодирование от алкоголизма. Это грех и исповедаться ли об этом? протоиерей Виктор Киселев отвечает: Мы знаем, что пьянство – это недуг также и греховный, тяжелейшая греховная страсть. Без покаяния, личной решимости этот грех никак не уврачуется. При этом необходимо знать, что «оккультные методики воздействия на психику, иногда маскирующиеся под научную психотерапию, категорически неприемлемы для Православия» (Основы Социальной концепции РПЦ). Если Православная Церковь рассматривает человека с духовной точки зрения, как образ и подобие Божие, то большинство психотерапевтов рассматривает человека как продукт генетики и социальной среды. Поэтому их методы учитывают лишь телесно-душевную организацию человека, оставляя за пределами его духовный мир. В связи с вышеизложенным вам необходимо не только исповедаться, а прежде всего, покаяться. И вашей дочери тоже. Божьей помощи! Наталья спрашивает: Здравствуйте. Посоветуйте, пожалуйста, как мне поступить. Близкий мне человек с некоторых пор стал часто пить, и я стала замечать, что это ему все больше и больше нравится, и на недовольство и замечания родных никак не реагирует, мол сам решаю, как и сколько пить. Я понимаю, что в любой момент начнется бесконтрольная зависимость, и переживаю по этому поводу. И не знаю, как поступить. Уйти ждать, пока не бросит пить, значит бросить его с этой бедой. А вразумить не получается, посоветуйте, что мне делать. Спасибо. протоиерей Виктор Киселев отвечает: Имеет смысл объяснять человеку только тогда, когда он трезвый, что он спивается и это очевидно. Помощь можно искать вместе с авторитетным для него человеком. Это имеет смысл. Возможно, что он послушает его советы. А самим — молиться об избавлении его от этой зависимости. Маргарита спрашивает: Здравствуйте! Мы недавно поженились, и я понимаю, что разлюбила своего мужа. Подскажите, что делать в такой ситуации? Слышала,что развод — это грех. протоиерей Виктор Киселев отвечает: «Разлюбил» или «разлюбила» — Церковь не признает такого обстоятельства для развода. Хотите сразу, с первого взгляда понять, что такое любовь? — Посмотрите на Крест. Как Бог отдал за нас Свою жизнь на Кресте, так и муж с женой отдают свои жизни друг другу и детям. Счастье счастливых супругов стоит на самоотдаче. Ольга спрашивает: Добрый день. Когда умер мой папа, у него в гробу находилась иконка. На кладбище, перед закрыванием гроба её отдали мне. Сказали, что так положено (я младшая дочь) на память. Меня терзают сомнения…. Я осознаю, что икона не может нести мне ничего дурного, но как быть с тем, что с кладбища ничего уносить нельзя, а из гроба что-то брать — тем более. Подскажите, пожалуйста, как быть. Заранее благодарю. Надежда спрашивает: Доброго времени суток. Подскажите, пожалуйста, я проживаю в Испании. Здесь жарко.Литургия начинается в 10 и длится 1,5 ч. Ехать до церкви то же 40 мин… Можно ли попить воды перед Причастием…?? Я попила, т.к. не смогла.. могла бы упасть. Спросила у Матушки. Она ответила — нет, нельзя. Я в России, конечно, перед Причастием не пила, т.к. в выходные на раннюю литургию с 7 ч ходила. Или в 9 ч. Буду благодарна за ответ. Простите за беспокойство. протоиерей Виктор Киселев отвечает: С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е. Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак. Исключение составляют лишь больные люди, у которых прием лекарств регламентируется лечащим врачом. Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/kakuyu-ikonu-postavit-v-bane/
  3. ВОТ ОНА КАКАЯ — РУССКАЯ БАНЯ!
  4. «Постничай по середам, ходи в баню по субботам, все в свое время.»
  5. Можно ли в бане ставить икону
  6. Народные поверия: что запрещено говорить и делать в русской бане
  7. Хозяин бани
  8. Предписания при посещении бани
  9. 10 правил размещения икон в доме
  10. Какую икону поставить в бане
  11. Почему на Руси в бане не вешали икон и снимали крестик
  12. Банник — дух бани
  13. Как правильно входить в баню
  14. Чего нельзя делать в бане, чтобы не разозлить хозяина
  15. Вопрос священнику (архив)
Читайте также:  Очень смешное про баню

Русская деревенская баня: традиции, мифы, поверья и обряды.

тел: 8-903-899-98-51; 8-930-385-49-16
violettaru@gmail.com

ВОТ ОНА КАКАЯ — РУССКАЯ БАНЯ!

«Постничай по середам, ходи в баню по субботам, все в свое время.»

(русская народная поговорка)

Мы, современные городские жители, принимая по-привычке ежедневно душ или ванну, даже не задумываемся о том, что когда-то у наших предков-русичей омовение тела в специальном помещении — русской бане, было целым ритуалом, который соблюдался из в поколения в поколение, банные традиции соблюдались беспрекословно. Например, в русской деревенской бане никогда не вешали икон. А почему? При походе в баню даже снимали нательный крестик. Хотя это делают и сейчас в целях безопасности, чтобы не обжечь кожу. Но в стародавние времена русская деревенская баня считалась не совсем, так сказать, чистым местом. Не смотря на то, что туда ходили, чтобы помыться.

Так уж повелось исстари, что в русской деревенской бане совершались разные «греховные» дела: семейные пары любили ходить туда не только за тем, чтобы помыться, но и уединиться от многочисленного семейства родственников, родителей и детей, ведь жили тогда в избах скученно, тесно, негде было особо потешиться парам, особенно молодым. Русская деревенская баня была очень подходящим местом для этого. В русской деревенской бане любили гадать на суженного. Икон нет, а ведь гадание тоже считалось делом нечистым, греховным — Бог не видит, якобы. Из-за отстутствия в бане икон, это место для мытья в старину считали «поганым». Туда нельзя было ходить в праздничной одежде или приносить с собой в избу банную утварь. Считалось, что после мытья в русской деревенской бане, нужно окатиться холодной водой на улице или искупаться в ближайшем пруду или речке, а зимой поваляться в снегу, прежде чем вернешься домой. Вот откуда растут корни обычая купания после жаркой парной!

По суевериям крестьян, раньше нельзя было упоминать дьявола или черта всуе, вот вместо того, чтобы послать кого-то к черту, говорили «иди в баню!».

А в русской деревенской бане, считалось, обитал мистический и таинственный дух — Банник. В доме жил свой дух, для кого-то добрый, для кого-то злой — Домовой, а вот в русской деревенской бане — Банник. Банника еще называли в разных местностях по-разному: банная нечисть, банный леший, банный хозяин, баенник, жихарь, шишок. Его побаивались и старались задобрить. После помывки, уходя, оставляли кусочек ржанного хлебца. Считалось, что он любит тепло и обитает где-нибудь под полком или за банной печкой, откуда иногда могут раздаваться шорохи, шумы, завыванья или плач. Банник, по поверьям, был в образе маленького мужичка, длинными волосами и железными когтями или голого человечка, облепленного листьями с банного веника. Иногда Банник мог быть, как оборотень, и принимать образ маленькой собачки, лесного зайца или веником представится.

Банник — извечный глава банного места. >Наши предки считали его строгим блюстителем банных традиций и если кто-то не угодил хозяину русской деревенской бани, нарушил традиции, то тому приходилось несладко. Банник мог жестко наказать человека за это. Исконному обитателю бани приписывают и мелкие проказы: если кто-то подскользнулся или ошпарился во время мытья — виноват «Хозяин», а если с кем-то случилось плохо в бане, то тут точно не обошлось без Банника. Особенно опасались, что суровый хозяин русской деревенской бани за разные недобрые поступки может содрать кожу, удушить или запарить до смерти. Хозяин русской бани мог, якобы, наказывать за неподходяще выбранное место для постройки бани, за непристойную ругань в бане, за появление в пьяном виде. Во многих губерниях считалось, что «мыться после третьего пара уже не ходят». То есть после третьей смены людей, помывшихся в русской деревенской бане, больше не стоит ходить, будет мыться Банник. Для него оставляли воду и разные принадлежности для помывки. Ну, а уж после захода солнца зимой или полуночи летом тем более строго воспрещалось просто ходить в баню или мыться!

В старину верили, что Банник благоволит больше женщинам, чем мужчинам, а тем более пьяницам. В древности женщины рожали исключительно в бане. И тут исконный обитатель русской деревенской бани проявлял себя уже не как злобный дух, а как дух-охранитель своего банного «царства» и его хозяев-людей. Будущая роженица переселялась за три недели до родов в баню, где Банник оберегал ее от посторонних духов и непрошенных гостей. Но в то же время, будущую мать не оставляли ни на минуту одну, при ней постоянно находился кто-нибудь из родственников. Все таки «Хозяину» до конца не доверяли и всегда побаивались.

Если глава семейства хотел особенно задобрить Банника, то он приносил в дар ему черную курицу и, не ощипывая ее, душил (не резал!), а потом закапывал под порог бани.

Перед тем, как затопить баню, у Банника было принято спрашивать разрешения: «Банный хозяин, позволь баню истопить!», повторяя просьбу три раза и только после этого приступали к истопке. А закончив помывку, следовало во время выхода из бани поблагодарить «Хозяина».

Много веков наши предки на Руси мылись в русской деревенской бане, любили баню, лечились и очищались в ней не только телом, но и душой. У каждого в квартире теперь есть ванна с горячей и холодной водой, а у кого-то и джакузи, и современная душевая кабинка. Но ведь что-то тянет современного человека принять омовение именно в бане, а не в банальной ванне! И растут, как грибочки, на загородных участках горожан многочисленные и разнообразные бани из срубов, где отдыхают душой после трудовых будней уставшие горожане.

Для тех, кто не имеет опыта «общения» с русской баней, следует взять на заметку несколько премудростей.

— Лучшие дрова для истопки банной печки — березовые. Огонь из березовых поленьев хорошо разгорается от зажженной бересты, они горят быстро, дают много жара и приятный аромат березового дымка. Главное, чтобы березовые поленья были сухие.

— Если в бане стоит затхлый спертый дух, то от него можно избавиться, если выплескивать на раскаленные камни ковшиком с разбавленными в воде несколькими каплями нашатырного спирта, а потом хорошенько проветрить баню.

— В бане категорически запрещается употреблять алкоголь. Большое количество жидкости употреблять тоже не рекомендуется. Лучше пить отвары из трав или зеленого чая, небольшими глотками и маленькими порциями.

— Для гармонии Инь и Янь (и не только!) лучше, когда в баню ходят разнополые посетители…

— Нельзя ходить в баню на сытый переполненный желудок. Голодным же тоже мыться не комфортно. Лучше всего идти в баню, слегка перекусив овощами или фруктами.

Источник статьи: http://44srub.ru/rusbany.html

Можно ли в бане ставить икону

Народные поверия: что запрещено говорить и делать в русской бане

Русская банная традиция имеет уходящие вглубь веков исторических корни. Ещё не было на Руси христианства, а баня уже была, и, естественно, окружалась представлениями о потустороннем мире, который был здесь и сейчас.

Это основная черта мифологического мировоззрения кажется странной людям нашего времени, однако некоторые народные поверья и приметы не мешало бы взять на вооружение и в современной бане.

Хозяин бани

Предписания при посещении бани

Для того, чтобы истопить баню и попариться в ней, нужно было придерживаться определённых правил. В противном случае банника можно было обидеть, и потом пожалеть об этом. Остановимся подробнее на запретах.

Систематическое нарушение обязательных процедур могло вызвать суровую месть от банника. Угоревшие и сгоревшие в бане заживо считались жертвами духа, которого крепко рассердили.

10 правил размещения икон в доме

Есть ли какие-то правила относительно того, как должны располагаться иконы дома? Допустим, относительно сторон света, углов и окон, кровати, телевизора. И есть ли иерархия и принципы сочетания самих икон – какая выше, какая ниже, справа или слева и так далее? Ведь в церкви же есть правила – там все иконостасы типичные, по одной схеме. А для дома есть такая схема?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

1. Иконы должны быть расположены там, где человеку привычно молиться. Но при этом очень хорошо, если, заходя в дом, есть образ, на который можно перекреститься.

2. Не стоит размещать иконы рядом с телевизором или на стене за ним. Все же молитва и просмотр телевизора это разные действия и если между местом молитвы и местом развлечений будет разделение — хорошо.

3. Центральной иконой должна быть икона Христа. Но вполне допустимо, если это будет и икона Богородицы с Младенцем.

4. Не стоит размещать у себя иконы святых, которым вы не собираетесь молиться. Вряд ли человек будет держать в семейном альбоме портрет незнакомого человека. Не всех святых мы почитаем одинаково. Так зачем размещать икону святого, которого мы не почитаем, жития которого не знаем и молиться которому не собираемся у себя в молитвенном уголке

5. Нехорошо рядом с иконами или даже вместе с ними размещать фотографии родственников, чтимых подвижников, даже прижизненные портреты святых. Икона — окно в потусторонний, духовный мир а портреты и фотографиями таковыми не являются. Молиться же перед прижизненными портретами — неправильная духовная практика.

6. Хорошо, когда перед иконами есть лампада. Плохо, когда в доме висит много лампад, помимо того, что дом это не храм, продукты горения лампадного масла не улучшают микроклимат жилища. По этой же причине не стоит оставлять лампаду постоянно горящей. Или же использовать натуральное растительное масло.

8. Иконы не принято размещать в бане, ванной комнате или уборной. В кладовке, чулане или в крытом дворе дома им тоже не место.

9. Икона сама по себе не освящает место, освящает жилище христианина Бог Своей благодатью в ответ на добродетельную жизнь и молитву.

10. Икона — не оберег. «Нерушимая стена» не спасет от воров а «Неопалимая купина» не избавит от пожара просто по факту того, что их повесили на стену. Чудеса бывают в жизни христианина, но это именно чудеса, нарушение привычного хода жизни в ответ на глубокую веру христианина. А амулетов и оберегов в христианстве нет, христианство — это живая вера и живое общение человека с Богом и Его святыми.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/mozhno-li-v-bane-stavit-ikonu/

Какую икону поставить в бане

Почему на Руси в бане не вешали икон и снимали крестик

На Руси баня всегда считалась непростым и волшебным помещением. Бытовали поверья о проживающих там духах — банниках. Люди были уверены, что при посещении бани нужно соблюдать определенные правила, чтобы не вызвать гнев хозяина. Какие именно существовали ограничения? Об этом и узнаем в статье.

Банник — дух бани

Издавна баня считалась особенным и даже загадочным местом. Она была в какой-то степени переходным местом, неведомой чертой между двумя мирами: живых и мертвых. Такое понимание основывалось на четырех стихиях, царящих в бане: пламенный огонь в каменной печи, большое количество воды, земля под ней, горячий воздух. Здесь принимали роды и омывали мертвецов.

В дневное время помещение служило для людей, а вот с наступлением ночи там собиралась вся нечисть. Во время рождественских святок девицы ходили ночью гадать о своей судьбе в баню. Сами гадания были пугающие, не каждый способен пойти на такие эксперименты. Ведь сообщает неведомое только лукавый.

Настоящим хозяином бани был банник. Это мифический злой дух, пришедший из поверий восточных славян. Согласно поверьям, это существо заселяется в каждую новую баню, чтобы поддерживать равновесие между потусторонним миром и миром живых. В древности люди считали, что в бане парятся не только люди, а еще и разная нечисть: русалки, лешие, черти. Основной задачей хозяина парной является охрана границы в потусторонний мир и противодействие встречам нечистой силы и людей.

Благосклонности от него ждать не стоит тем, кто нарушает законы бани. Потусторонний стражник яростно следит за порядком. Все потому что баня его дом, а все остальные в понимании банника нахалы, которые вторгаются на его личную территорию. Людям, которые ведут себя хорошо и соблюдают правила, ничего не угрожает. Он невидим для человеческого глаза, но изредка на короткий промежуток времени может принимать обличье животных: собаки, кошки, вепря, лягушки, зайца.

Банник даже может предстать в образе женщины. Также не составит труда обернуться маленьким старичком с зеленой бородой.

Свой истинный облик банник показывает только “нечистым друзьям” или избранным людям, которым он решил показаться по определенным причинам.

Очевидцы описывают его как голого растрепанного старика с длинными когтями и заплесневевшей бородой, тело которого покрыто седыми волосами и ошметками банного веника. По телосложению худой и низкорослый.

Иногда рядом с ним изображают женщину — шишига или обдериха, так ее называют. Хозяйка бани, проживающая под потолком. Человеку показывается в облике черной кошки или косматой старухи. По преданиям, она появлялась там, где парились роженицы. У обдерихи в любимцах только мужчины. Особенно ей не нравились молодые матери и беременные. Таких женщин всегда сопровождали мужчины, чтобы хозяйка бани не “запарила” их до смерти. А вот к малышам относится очень хорошо и никогда их не обидит.

Как правильно входить в баню

Прежде чем войти в баню нужно обязательно постучать и спросить разрешения, чтобы не навлечь на себя возмущения банника. Ведь это его личное пространство. Хозяин помещения живет согласно старым устоям и первыми должны париться мужчины. Если этого не соблюсти и пустить первой женщину, сущность насылает беды и болезни. Когда-то давно женщину относили к нечистым существам. Все это смывалось в бане и оставалось там же. Нельзя входить в баню в нетрезвом состоянии. Хозяин парной не любит пьяных и наказывает их. Чаще всего плохим самочувствием и рассеянностью в течение недели.

Банник изначально считается языческим божеством, которому чужды любые предписания религии. В связи с этим в бане не принято вешать иконы. Потому что именно здесь у человека была возможность столкнуться с потусторонним миром через колдовство и гадания. Нет ничего необычного в том, что к помещению был приставлен дух банника в качестве охранника.

Помимо этого, хозяин бани не признает никакой церковной атрибутики и символики. Даже когда шли убраться в бане, при входе снимали нательный крест. Заходили туда без молитв и оберегов. Такими действиями люди показывали свое доверие баннику. Можно сказать, целиком и полностью отдавались в его власть.

Чего нельзя делать в бане, чтобы не разозлить хозяина

В парной запрещалось шуметь, топать, громко кричать и ругаться. За подобное поведение банник мог наказать, ошпарив кипятком и подставив подножку на мокром полу. А самых злостных нарушителей мог “запарить” до смерти.

Начиная с полуночи и до первых петухов парная принадлежала только баннику. Пользоваться ей в это время опасно для жизни. Также, бытует поверье, что нельзя посещать баню по понедельникам — это день хозяина парной. В случае нарушения запрета, волосы будут медленно расти. Лучшими днями недели для мытья считались вторник, четверг и суббота. В это время банник следил за нечистой силой, которая могла навредить моющимся.
В парной по приметам запрещается плевать, особенно на камни. Иначе хозяин ответит и плюнет кипятком. Нельзя ночевать в бане, потому что в гости к рьяному баннику приходит нечисть. Если остаться на ночь, можно и не проснуться вовсе.

Чтобы банник был доволен, необходимо помещение содержать в чистоте. А также один раз в месяц одаривать хозяина новым мылом, которое следует положить в угол на полу. После принятия водных процедур необходимо задобрить банника, для этого в тазике оставляли немного холодной или горячей воды.

Вопрос священнику (архив)

Яна спрашивает:
Здравствуйте, батюшка. Долго решалась писать или нет, и все же решилась. Мама моя страдает алкогольной зависимостью. Уже много из-за этого проблем мы видели, и вытаскивали ее из пьянки, и долги за нее закрывали. Причем делает долги и пропивает все, находит себе компании. Вроде устроится на работу и, получив з/п, уходит в запой. Отец ее и прощал за измены и пьянства, приехал к ней на север, чтобы работать. Она опять пропала. Пила. Сегодня нашлась, просит денег выслать, приехать в Башкирию, домой. Мы решили с сестрой выслать, она клянется, что не пропьет, т.к. и жить в общем-то и негде уже. Но я думаю, что приедет она домой, пройдет немного времени, и опять рука потянется за бутылочкой. Подскажите, как быть? Это все еще с самого детства. Все в памяти, как мы с сестрой просили ее «мама, не пей». Папу она же втягивала в это же, ей компания нужна. Есть ли какой монастырь в Башкирии, где она бы молилась об избавлении от этого греха? А мы будем молиться за нее.

протоиерей Виктор Киселев отвечает:
Все дело в том, что ваша мама сама должна решить, пришло ли ее время жить в монастыре. Если она решила избавиться от пагубной зависимости, то есть монастырь в Серпухове или Спасский храм в Уфе, где занимаются этой проблемой. Но без желания самой – вряд ли что получится. Насильно в монастырь не отправишь. Необходимо желание, а монастырь – это только для укрепления сил и помощи.

Маша спрашивает:
Здравствуйте, я бы хотела узнать, не требуются ли певцы в хор?

модератор отвечает:
Здравствуйте! Позвоните, пожалуйста, в храм по телефону 275-21-12, с 9 до 18 часов.

Любовь спрашивает:
На некоторых календарях нет указания, является ли день постным. Если можно, то в расписании на сайте указывать: есть пост или нет поста во все дни месяца. Огромное спасибо за прекрасный, полезный сайт. Спаси,Господи.

модератор отвечает:
Здравствуйте, Любовь! В разделе «Расписание богослужений» мы добавили сведения о посте. Благодарим Вас за хорошее предложение и добрый отзыв.
Во славу Божию.

Наташа спрашивает:
Здравствуйте! Я если правильно понимаю, то снам значения придавать не нужно, но мне в последнее время часто снится, что я молюсь Богу о помощи. Будто бы оказываюсь в какой-то беде, или черный туман накрывает с шепотом тьма наступает, жуть просто, и я в слезах молюсь о помощи и спасении, и все проходит, раза два одна и та же незнакомая церковь, маленькая такая, выбелена внутри и светло-светло в ней, и видела иконы Божьей Матери. Может, это предупреждение какое-то или что – я не пойму, и стоит ли вообще обращать на это внимание? Спасибо.

протоиерей Виктор Киселев отвечает:
Если сны от Бога, то они не вызывают страха и бывают нам понятны. Даже если во сне приходит видение храма и икон – это не всегда бывает от Бога. Возможно у вас какие-то переживания. Необходимо исповедоваться и причаститься во «здравие души и тела».

протоиерей Виктор Киселев отвечает:
Иконы существуют для того, чтобы мы молились перед ними. Это «окно» в духовный мир, и отношение к ним всегда должно быть благоговейным. В доме их всегда помещают в красный угол, т.е. самое достойное место. Зачем же их вешать в бане?

Мария спрашивает:
Я свою дочь вела на кодирование от алкоголизма. Это грех и исповедаться ли об этом?

протоиерей Виктор Киселев отвечает:
Мы знаем, что пьянство – это недуг также и греховный, тяжелейшая греховная страсть. Без покаяния, личной решимости этот грех никак не уврачуется. При этом необходимо знать, что «оккультные методики воздействия на психику, иногда маскирующиеся под научную психотерапию, категорически неприемлемы для Православия» (Основы Социальной концепции РПЦ). Если Православная Церковь рассматривает человека с духовной точки зрения, как образ и подобие Божие, то большинство психотерапевтов рассматривает человека как продукт генетики и социальной среды. Поэтому их методы учитывают лишь телесно-душевную организацию человека, оставляя за пределами его духовный мир. В связи с вышеизложенным вам необходимо не только исповедаться, а прежде всего, покаяться. И вашей дочери тоже. Божьей помощи!

Наталья спрашивает:
Здравствуйте. Посоветуйте, пожалуйста, как мне поступить. Близкий мне человек с некоторых пор стал часто пить, и я стала замечать, что это ему все больше и больше нравится, и на недовольство и замечания родных никак не реагирует, мол сам решаю, как и сколько пить. Я понимаю, что в любой момент начнется бесконтрольная зависимость, и переживаю по этому поводу. И не знаю, как поступить. Уйти ждать, пока не бросит пить, значит бросить его с этой бедой. А вразумить не получается, посоветуйте, что мне делать. Спасибо.

протоиерей Виктор Киселев отвечает:
Имеет смысл объяснять человеку только тогда, когда он трезвый, что он спивается и это очевидно. Помощь можно искать вместе с авторитетным для него человеком. Это имеет смысл. Возможно, что он послушает его советы. А самим — молиться об избавлении его от этой зависимости.

Маргарита спрашивает:
Здравствуйте! Мы недавно поженились, и я понимаю, что разлюбила своего мужа. Подскажите, что делать в такой ситуации? Слышала,что развод — это грех.

протоиерей Виктор Киселев отвечает:
«Разлюбил» или «разлюбила» — Церковь не признает такого обстоятельства для развода. Хотите сразу, с первого взгляда понять, что такое любовь? — Посмотрите на Крест. Как Бог отдал за нас Свою жизнь на Кресте, так и муж с женой отдают свои жизни друг другу и детям. Счастье счастливых супругов стоит на самоотдаче.

Ольга спрашивает:
Добрый день. Когда умер мой папа, у него в гробу находилась иконка. На кладбище, перед закрыванием гроба её отдали мне. Сказали, что так положено (я младшая дочь) на память. Меня терзают сомнения…. Я осознаю, что икона не может нести мне ничего дурного, но как быть с тем, что с кладбища ничего уносить нельзя, а из гроба что-то брать — тем более. Подскажите, пожалуйста, как быть. Заранее благодарю.

Надежда спрашивает:
Доброго времени суток.
Подскажите, пожалуйста, я проживаю в Испании.
Здесь жарко.Литургия начинается в 10 и длится 1,5 ч.
Ехать до церкви то же 40 мин…
Можно ли попить воды перед Причастием…??
Я попила, т.к. не смогла.. могла бы упасть. Спросила у Матушки. Она ответила — нет, нельзя.
Я в России, конечно, перед Причастием не пила, т.к. в выходные на раннюю литургию с 7 ч ходила. Или в 9 ч.
Буду благодарна за ответ.
Простите за беспокойство.

протоиерей Виктор Киселев отвечает:
С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е. Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак. Исключение составляют лишь больные люди, у которых прием лекарств регламентируется лечащим врачом.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/kakuyu-ikonu-postavit-v-bane/

Оцените статью
Про баню