- Свадебная баня. Удивительные традиции, которые мы позабыли.
- Пошла в деревенскую баню одна, а вернулась с мужем
- Модно ли отмечать свадьбу в сауне, бане или SPA?
- История традиции
- Послесвадебный день в сауне в современном мире
- Последние банные новости на ДедИлья.ru
- Секреты дубового веника
- БАНЯ-БАЕНКА. Банные обряды
Свадебная баня. Удивительные традиции, которые мы позабыли.
Н аши предки очень любили и ценили баню, отдавая ей важную и магическую роль в быте. Очень мне понравились традиции, связанные со свадьбой.
В ы знали, что раньше ни одна свадьба не обходилась без бани? Причем топили баню два дня!
Обряды сами по себе очень интересные, давайте их поподробнее сейчас рассмотрим)
Совместное мытье новобрачных.
Обряд совершался на следующей день после свадьбы. Суть: жених и невеста должны сходить и хорошо помыться в бане после первой брачной ночи, дабы еще сильнее укрепить связь молодых. Тут думаю к духовному еще и гигиенический смысл добавлялся)
Баня для невесты перед свадьбой.
Вот тут прям совсем интересно)) Считается самым главным ритуалом и самым интересным. Дрова для растопки бани брались не простые, а только с тех деревьев, которые повалило ураганом, а лучше ударила молния. Считается что это слияние небесных и земных сил, которые должны придать девушке сил в зачатие богатыря, а ее брак сделать страстным и крепким! На камни лили не воду, а квас или хмельные настои!
Есть традиция и просто мытья невесты.
Чем-то напоминает девичник. Шла новобрачная в парную со своими подружками. И все мытье должно было сопровождаться плачем. Объяснялось это тем что баня символ очищение, а плачь освобождает душу. Дабы не было плохих мыслей у будущей жены. Именно во время этой бани, невеста прощалась со своей лентой в волосах. А рубашку в которой мылась невеста, даровалась жениху как символ долгих и крепких отношений.
Последняя интересная традиция- это сбор пота невесты . Интимный и магический ритуал. Этот пот она должна была подмешать своему жениху во время торжества, дабы привязать его навечно к себе.
Интересна тема бань?
Обязательно подпишитесь, что бы не пропустить новые статьи!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/1banya/svadebnaia-bania-udivitelnye-tradicii-kotorye-my-pozabyli-5bdc50481d2f9400abd82069
Пошла в деревенскую баню одна, а вернулась с мужем
Татьяна поехала в деревню к бабушке. Она не подозревала, что поход в баню изменит всю ее жизнь.
В тот день бабуля натопила баню, да позвала соседских девушек и парней. Она так всегда делала, Таня привыкла к гостям. В баню ходили в два захода: сначала парни, потом девушки.
Таня дождалась пока помоются мужчины, стихнут их крики «Поддай!» и вздохи «Эх, хорошо!» Взяла полотенце и пошла в баню.
В предбаннике она осмотрелась. Убедилась, что полки пустые, чужих вещей нет. Значит, все ушли. Разделась и пошла мыться.
Набрала в таз воды, обдалась, а потом заметила, что на полке в парной кто-то лежит. Таня разглядела в пару только красную спину, а затем услышала похрюкивания от удовольствия. Она решила, что кто-то из девчат зашел раньше нее. Продолжила мыться. А потому человек с полки заметил ее и сказал: «Тань, потри спинку!»
Она подошла к краснокожей спине, от души ее пошоркала и вернулась к своему тазу. Только намылила голову, как человек с верхней полки решил слезть. Таня посмотрела, чтобы понять, с кем она моется-то. Сначала она заметила длинные ноги с большими ступнями, затем пах — явно не женский. Это оказался парень!
Таня вылетела из бани, как ошпаренная. Понеслась в чем мать родила к дому, оставляя мыльные следы. Забежала, закрыла дверь на замок, будто за ней кто-то гнался. Отдышалась. Шампунь и мыло высохли и стянули кожу, стало холодно. Таня просидела в таком виде почти полчаса.
Затем маленькими перебежками вернулась в баню. Проверила все полки, убедилась, что на этот раз она точно одна. Она с облегчением налила горячей воды, стала обмываться и приходить в себя.
В тот же вечер Таня пошла с подругами гулять. Одна из них предложила познакомить с братом, который только приехал из города. Парень подошел и сказал с улыбкой: «А мы уже знакомы». Подруга удивилась. А брат объяснил: «Мы в бане вместе мылись. Она мне спинку потерла» и давай смеяться.
Так Татьяна узнала, с кем она мылась в бане. Ей было жутко стыдно от издевательств краснокожего, что она покраснела будто только из бани вышла. Володя рассказал, как он лежал на полке, никого не трогал. Тут вошла девушка и стала мыться. Для шутки он добавил, что Таня нахально соблазняла его, даже спинку потерла. Девушка не нашлась, что ответить.
Володя насмеялся вдоволь, а потом сказал: «После такого я просто обязан на тебе жениться. Пойдешь за меня?» Таня опешила от его серьезного тона. А он добавил: «Правда, я даже не знаю, как тебя зовут».
Она в ответ: «А кто же меня попросил, Таня, потри спинку?» «Я звал Толю, а не Таню! Я с ним париться пошел, не заметил, как он исчез. Думал, это он там плещется».
Вот так Таня и Володя начали встречаться. А через два года расписались. Каждое лето они возвращаются в деревню и по доброй традиции вместе ходят в баню, трут друг другу спинки.
Источник статьи: http://www.infox.ru/usefull/282/233949-posla-v-derevenskuu-banu-odna-a-vernulas-s-muzem
Модно ли отмечать свадьбу в сауне, бане или SPA?
День бракосочетания с особым трепетом и приятным волнением ждут молодожены, их многочисленные родственники и друзья. Непосредственно день свадьбы – яркое событие, но принято также отмечать и второй послесвадебный день, не менее веселый и радостный. Он не так официален, здесь нет особых обязательных требований к дресс-коду. Чаще всего, второй день после свадьбы – это время, когда гуляет молодежь, раскрепощающаяся от отсутствия взрослых.
В этой статье мы опишем преимущества посещения бани, как места, где можно организовать второй послесвадебный день. Здесь вас ждет отличный отдых и укрепление здоровья.
История традиции
Еще в Древней Руси молодожены из крестьянских семей всегда отправлялись в русскую баню на второй день после свадьбы. Объяснялся этот ритуал так – супружескую жизнь нужно начинать, будучи чистым и душой, и телом.
Помимо этого, молодые пары как бы смывали с себя все те эмоции, которыми была насыщена их первая брачная ночь. Трудно поверить, но это так. Во всяком случае, история указывает на такие факты.
По пути в парную дорогу молодым заметали свежими вениками, а сами молодожены в это время пели обрядовые лирические песни. Попадав в баню, новоиспеченные муж и жена расходились по комнатам. Там они горячо парились, но домой отправлялись по отдельности.
Первым домой возвращался молодой супруг и только после этого жена. Дома их кормили, после чего они вновь разлучались на короткое время. Молодой муж отправлялся к теще, а жена шла к колодцу или другому источнику воды для того, чтобы оставить там кусочек каравая со свадьбы. К этому добавлялось несколько монет, дабы «задобрить духов». Этот обряд уходит своими корнями в язычество, но до сих пор существует в семьях, где предпочитают хранить традиции. А вот жители крупных городов этого уже не знают.
Второй день после свадьбы – это праздник для молодежи. Поэтому и провести его можно в сауне или СПА-салоне. Приятные минуты отдыха подарят незабываемые впечатления.
На второй день обычно принято приглашать гостей тогда, когда молодожены хотят видеть у себя как можно больше народа, а организаторы торжества приготовили множество сюрпризов и конкурсов. Можно устроить праздник так, как предпочитает большинство гостей.
Послесвадебный день в сауне в современном мире
Сегодня сауна считается местом полноценного отдыха и укрепления здоровья. Здесь уходит алкогольное похмелье, которое часто появляется после бурных свадебных гуляний. Нервная система приходит в порядок, вы забываете о суете предшествующих празднику дней и расслабляетесь.
Многих день свадьбы утомляет своими долгими и серьезными приготовлениями, поэтому сауна станет замечательным итогом всех этих насыщенных событиями дней. В баню или сауну принято приглашать и родных, и близких. Здесь можно устроить вечеринку в костюмах. Популярностью пользуется греческий стиль вечеринки. Посещение СПА-салона молодоженами – также отличнейшее решение. Различные приятные процедуры найдутся как для мужчин, так и для женщин. Особо творческие гости иногда даже дарят сертификат в СПА-салон в качестве свадебного подарка или дополнения к нему.
Стоит помнить, что заказать баню для такого мероприятия лучше заранее, примерно за неделю до предполагаемого события. Это объясняется тем, что второй день после свадьбы – это чаще всего либо суббота, либо воскресенье. Именно в эти дни предпочитают отправляться в баню другие почитатели водных процедур.
На нашем банном портале вы найдете расширенный каталог, представляющий русские, японские, турецкие, финские сауны. Здесь также подробно указана информация о других услугах, которые предоставляет каждое заведение. В общем, баня – это-то место, где можно наилучшим образом завершить праздничные свадебные гуляния и положить начало спокойной супружеской жизни.
На Руси в этот день было принято печь блины, позже вместо них стали готовить яичницу. Не говоря уже о каравае хлеба, которым родители благословляли молодоженов в день свадьбы. Рано утром гости шли будить молодых, чтобы новоиспеченная жена напекла блинов, а муж их отведал. Различные шуточные соревнования и конкурсы на силу и выносливость были также в почете у гостей. Иногда, если двух дней свадебного торжества было недостаточно, справляли и третий день.
Соберитесь вечером дружно за столом. В том случае, если второй день празднуется на природе, разожгите большой костер. Здесь вы можете поделиться своими впечатлениями, рассказать друг другу о самых веселых и запоминающихся моментах. Чаепитие с десертом, всевозможные танцы – все, на что способна ваша фантазия. К этому времени остается только самая стойкая молодежь, поэтому можно смело отправиться в ночной клуб, где и закончится свадебное торжество.
Последние банные новости на ДедИлья.ru
Секреты дубового веника
5 правил хорошего дубового веника — подробнее
Источник статьи: http://www.dedilya.ru/topic_sauna/raznoe-o-banjah-i-saunah/modno-li-otmechat-svadbu-v-saune-bane-ili-spa/
БАНЯ-БАЕНКА. Банные обряды
Категория: | Этнография |
---|
| Опубликовал: ЛеснаЯ, посмотрело: 32 096, фото: 3
«Вот тебе баня ледяная,
Веники водяные, парься –
Не ожгись, поддавай – не
Опались, с полка не свались!»
Баня всегда была неотъемлемой частью быта наших предков и средством от множества болезней, снятия порчи и других наваждений вредоносных сил. Итак, баня протоплена с утра, выстоялась часа полтора-два, подготовлена и ждёт…
Неказистое, закопченное крестьянское строение в урочный час преображается в храм Лада. Это превращение происходит в тот самый миг, когда начинается банный обряд. Именно тогда баня достигает своей высшей магической силы. Её власть над человеком становится и необъяснимо притягательной.
Баня выполняла не только свою непосредственную лечебно-гигиеническую функцию. В сознании крестьян она служила и для тесно взаимосвязанных утилитарных и обрядовых действий. Реальный взгляд на баню смешивался с чем-то сверхъестественным, поскольку в бане крестьяне видели черты пограничья с Навью. После насильственной христианизации Руси позиция русской бани отражает судьбу языческих храмов в христианском мире, где они обрели статус прибежища злых сил. Но, несмотря на это, славяне баню любили, любят и будут любить.
В крестьянском быту баня выступала в роли языческого святилища, ведь без неё не обходились ни родильные, ни свадебные, ни похоронные, ни поминальные обряды. Деревенская баня и полночь – вот условия, идеально соответствующие исполнению обрядов народной магии и гаданий. Именно в бане знахарь являл своё мастерство и волшебную силу, тут произносились слова заговоров-присушек и отсушек, здесь разыгрывался преисполненный тайны сценарий передачи колдовского искусства.
Обряд в бане традиционно начинается с приветствия банного духа, и делает это банщик. Он прежде всего договаривается с банником о том, чтобы тот помог очищению. Для проведения банного обряда необходимо возжечь не простой, а Живой Огонь, т.е. добытый трением дерева о дерево или высеченный из камня.
Отщипи, моя сестрица,
Ты лучинки берёзовой
Ты добудь, моя сестрица,
Из камени пламени…
То же и с дровами для топки: для обрядовой бани существует особый подход к их подбору. Отвергаются осиновые, сосновые и еловые дрова, а используются в основном берёзовые, дубовые и кленовые. Деревья для обрядовой бани не должны быть срубленными или спиленными, выбирают сломанные или пригнанные водой, но для магических целей лучше всего деревья, поражённые молнией, т.е. «громовые». Дрова троекратно закладываются в каменку («в три каменки или в три истопля»). Даже расположение дров и контур пламени влияет на успех обряда и, соответственно, судьбу человека.
…Не топи осиновыми дровицами,
Чтобы не были они сварливыми.
А выбери с трёх-девяти Васильевских
Горочек сухие кленовые деревца…
Вода для обрядовой бани, подогреваемая на каменке, так же, как и Огонь, необычная – Живая. Она должна быть непременно проточной, чистой, взятой «из третьей струи» или, в эпоху двоеверия, из святых источников. («Уж носили мы водичку из золотого колодца, выкопанного у церквей Киевских…»). По поверью, поздним субботним вечером, накануне праздника, вода сама по себе закипает, превращается в кровь и получает животворящую силу. Отсюда и запрет: «пить в бане воду, приготовленную для мытья, хотя бы она и чистая была, — нельзя».
Веники для обрядовой бани, как правило, готовились из тех же деревьев, что и дрова. Причём ветки не рубили или срезали, а ломали. Нельзя было брать на обрядовый веник нижние ветки: «как бы жизнь не вышла с заморозками». И верхние: «на этих веточках птицы сидели».
Банщик плещет специальные отвары и настои на раскаленные камни, создаёт нужный пар в парной, что самом по себе тоже является искусством («я топила парну баенку из чиста поля полынкою, а растопила парну баенку я цветами лазоревыми»). И лишь после этого начинают париться. Моющийся последним должен оставить посудины с водой «на опашку» и пригласить: «Мойся, хозяин!» Баннику обязательно нужно было оставить хоть немного тёплой воды, пару, веник и кусочек мыла. Заканчивается же банный обряд непременно благодарением банника.
Существует много описаний основных банных обрядов, о них пойдёт речь ниже. Здесь же приведу совсем уж занятный пример. По словам жительницы Индринского района Л. Ф Соколовой, в деревне у них существовало поверье, что девушки, желающие иметь большую грудь, должны тереться ею о торчащие наружные углы банного сруба перед банной процедурой. Предполагается, что грудь будет такая же, как торчащие углы. Такое вот проявление имитативной магии. Известен и другой обряд поднятия девичьей привлекательности, совершаемый знахарем. Начинался он с отбора дров (в каждом полене должен быть сук, растущей из самой середины), поленьев должно быть трижды семь или пять раз по семь. Веник которым парили девушку, тем действеннее, чем больше серёжек на ветках. Кроме того, ополаскивая девушку после парения, требовалось воду лить на неё через решето.
К месту стоит вспомнить и сказку, где Царица-Золотые кудри приказала париться в бане Ивану Быковичу. Тот, правда, с помощью некоего старичка-молодца (уж не банник ли помогал?), выдержал испытание баней, проявил магические способности управлять стихиями и получил право на брак. Так в сказочном эпизоде преломились представления об инициациях юношей.
Обычай рожать в бане зафиксирован у многих народов. «Все твёрдо убеждены, что баенник очень любит, когда приходят к нему жить родильницы до третьего дня после родов, а тем паче на неделю», — писал в начале века С. В. Максимов.
Банник имеет несомненную власть над новорождённым, а обычай рожать в бане является проявлением некой связи между ними. Младенец осмысляется как «полученный» от очага, от Предков. Представления о них как раз и воплотились в образе банника, в котором есть признаки семейно-родового божества. Считается, что ребёнок появляется на свет из иного мира, причём роженица в это время как бы переживает маленькую смерть. Поэтому баня служила местом изоляции роженицы во время родов и в послеродовой период. Конечно же, баня была отапливаемым чистым помещением, самым гигиеническим в деревенских условиях, то есть наиболее пригодным для родов.
Перед началом родов баню растапливали, на полу стелили солому. Вместе с роженицей в баню приходила повитуха. Во владимирских деревнях, чтобы выгнать «чёрта» (прежде чем привести в баню роженицу), повивальная бабка бросала по углам камни с каменки со словами: «Этот камешек в уголок – чёрту в лоб!». Двери бани запирали изнутри. Те из женщин, которые знали заговор-обращение к баннику, рожали легко. А те, кто не знал, просто кричали: «Банник, банник, пособи родить!» — и тоже облегчали себе родовые муки.
Чтобы обрести внешний облик, здоровье, жизненную силу да и судьбу, младенец проходил свою первую обрядовую баню. После родов повитуха слегка сбрызгивала роженицу и новорождённого проточной водой. Согласно поверью, «бабка не должна была принимать младенца другого, пока принятого не выпарит известное число бань», приговаривая при этом: «Выпарить, омыть, очистить». В. И. Даль упоминает и такой обычай: обнажённая повитуха брала в руки новорождённого и обносила его вокруг бани, призывая рассвет или обращаясь к утренней звезде, чтобы ребёнок не кричал. Затем роженица мылась вместе с ребёнком, за омовением следовало парение с веником и соответствующими заговорами. Таким образом, обрядовая баня служит своего рода утробой, где с помощью магии «хозяина» бани свершается таинство воплощения: из камня и дерева образуются кости, из Живой воды – кровь, из Живого огня – тепло, из воздуха и пара – дыхание новорождённого.
После родов роженица оставалась в бане от трёх до семи дней. До начала ΧΧ века соблюдали традицию этого женского «банного времени», которое могло продолжаться целую неделю, пока новорождённого торжественно не вносили в избу. По старой народной традиции отец мог только тогда увидеть своего ребёнка.
В. И. Даль также пишет и об отрицательном отношении банника к роженицам. Вот один из таких примеров, описанных в литературе: Шибко рожать Евдоха боялась – вот и снарядили с ней старушку опытную… На удивление быстро разрешилась. Да так спешила, что старушка по воду сходить не успела. Калёная вода у них приготовлена была, а студёную не успели. Вот старушка и побежала на полынью… Только старушка за порог – заворчал, зашебуршал кто-то под полоком. Страшно стало, а она же без всего лежит, кругом кровью перепачкано, и младенчик рядом. Хочет Евдоха встать, а не может – как придавил её кто-то большущий к лавке ни вздохнуть, ни охнуть. Хочет заорать – а язык сковало, рукой шевельнуть – а не поднимается. И чует — карабкается кто-то на неё. Плоть мягкая, как подушка, пальцы холодные, склизкие, так и шарят по телу – к горлу подбираются. Бёдра раскрытые поглаживает, холодом под самое сердце катит. Где у ж силы нашла – застонала, сбросила – и в предбанник. А тут как раз и старушка подоспела. «Что ж ты, милая, младенчика одного оставила!» — говорит. В баню заскочили, услышали только, как смяргал кто-то… Евдоха со старушкой ещё три дня в бане жили, в избу не перебирались. Странно только ей казалось, что мальчонко почти и не плачет, хнычет только тихонечко, как шуршит», — так банник подменяет ребёнка, оставленного без присмотра.
Итак, цель обрядовой родильной бани не только дать плоть младенцу, но и «запрограммировать» его счастливую судьбу, т.е. наделить силой и здоровьем, заложить желательные черты характера.
Ты заставь, моя матушка,
Мою сестрицу-голубушку
Истопить баню-парушу,
Мне помыться-попариться
Да ко злату венцу изладиться.
Песня Вологодского края
(собиратель В. В. Гура)
Омовение молодых перед свадьбой свойственно всем индоевропейским народам. Свадебная баня у славян являлась, наряду с баней рожениц и баней для мёртвых, одной из основных банных магических процедур. Свадебная баня была одним из обязательных этапов предстоящей инициации, она включала в себя два вида ритуалов: это подвенечная баня невесты, которая устраивалась накануне свадьбы перед девичником, и мытьё молодожёнов утром на второй день свадьбы.
Баня невесты перед венчанием напрямую связана с её статусом в отчем доме, близким к статусу покойницы. Считалось, что мытьё в бане смывает с невесты «информацию» о девичестве перед переходом в иной статус, предохранит её ритуальную чистоту от негативных воздействий, колдовства и повлияет в желательном направлении на её будущую семейную жизнь. Для невесты баню тщательно вычищали, скоблили набело и украшали ветками. Подруги жарко топили её и при этом гадали о нраве жениха и его родни. Гадание это совершали по пению раскалённых камней, опускаемых в воду. Затем торжественная процессия, возглавляемая братом невесты (или в иных местах деревенским колдуном), направлялась в баню. Второй шла близкая подруга (или позже – крестная мать), которая «разметала дорожку» невесте. Невеста же причитала по воле и прощалась с девичеством.
Во тёплой да парной баенке
Моя волюшка спугаласе,
Во каменочку кладаласе,
А на водушку садиласе,
Серой утушкой явиласе.
А на окошечко садиласе,
Белой лебедью явиласе,
Она крылушки расправила,
По околенки ударила.
Улетела моя волюшка
На безродную сторонушку…
О невесте шептались: «Пошла смывать девьи гульбы, прохладушки». Перед входом в баню невеста кланялась на все четыре стороны, молилась, ей не давали переступить порог бани, а вносили на руках. Перед мытьём подружки расплетали ей косу, а затем парились, хлестали веником невесту и друг друга. Веник для невесты был особым образом подобран и украшен. При этом считалось, что та из подруг выйдет замуж раньше всех, кого невеста первой этим веником ударит. Мытьё невесты сопровождалось песнями и причитаниями. В Пензенской губернии невеста, лёжа на полке, впервые произносила имя жениха – громко, чтобы другие слышали. Произносить имя его до бани считалось для невесты неприличным (Свадебные обычаи и песни у крестьян Саранского уезда, 1864). Считалось, что муж не будет колотить жену, если в предсвадебной бане не бить клюкой головешку в каменке. Воду, которой мылась невеста, сохраняли, чтобы подмешать её в пищу жениха и его родни – это делалось на любовь с их стороны.
В ряде районов деревенский колдун следил за ритуальным омовением невесты. Он вёл её в баню, опоясавшись рыболовной сетью, заговаривал воду; затем он должен был попарить невесту берёзовым веником и прочитать заговор: «Как на этом берёзовом венике никогда листьям не опасть, так и у «имярек» муж бы никогда от неё не ушёл!» Затем с тела невесты сырой цельной рыбиной стирали пот, рыбину эту готовили и угощали ею жениха.
О самой свадьбе говорили: «По рукам, да и в баню. Дай бог любовь да совет!» Или так: «По рукам, да и баню. Репа продана, и воз накрыт». И велели молодым: «Жена мужа почитай, как Предков своих; муж жену береги, как трубу на бане!» Мать невесты пекла специальный хлеб, также называемый «банником», и благословляла им к венцу молодых. До сих пор сохранился обычай этот хлеб с солью да жареную птицу и столовые приборы зашивать в скатерть и передавать свахе, которая на другой день после свадьбы раскрывала этот свёрток (тоже называвшийся «банником») и в свою очередь вручала новобрачным по выходе из бани. Молодые обязательно должны отведать хлеб-банник.
Второй вид свадебной бани — мытьё молодожёнов после брачной ночи. Это было обязательным действом, нарушение старинного обычая влекло за собой осуждение молодых общественным мнением, невзирая на их статус. Например, когда Великий князь Литовский Александр, женившись на московской княжне Елене в 1499 году, не взял бани, бывшие при новобрачной московские «бояре ему то являли, да речь говорили» (Сахаров И. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков, 1837). Топила баню обычно дружка, иногда с помощью свахи. Банное помещение украшали цветами и усыпали благовонными травами. В Чердыни баню украшали «вичками» — берёзовыми веточками с разноцветными лоскутками и лентами, которые втыкались в щели стен и потолка парной и предбаннике, а также вдоль дороги к бане ( Предтеченский Я. О свадебных обрядах г. Чердыни, 1859). Молодые шли в баню рано утром. Родители благословляли их хлебом-солью, гости одаривали деньгами. Во время мытья новобрачных гости собирались у бани и громко шумели и кричали, били в заслон и сковороды, отгоняя злых духов. В бане на каменку лили мёд и бросали хмель и зерновой хлеб, «чтобы молодым жить в меду богато». В «Домострое» упомянута баня жениха, где новобрачную «в мыльню не водят», а умывают в сеннике. Это отразилось и в свадебных песнях. Также распространён обычай, когда молодуха, придя в первый раз мыться в баню в дому мужа, дарит её «хозяину»-баннику полотенце, чтобы заручиться его благорасположением и покровительством. В Прикамье существовал обычай принимать баню после новобрачных всем свадебным гостям, причём мылись они также попарно, мужчина с женщиной.
Банные ритуалы по существу были не менее обязательны, чем венчание: одно дополняло другое. В начале ΧΧ в., по свидетельству М. В. Красноженовой, в п. Усть-Мана накануне свадьбы в бане вместе мылись жених и дружка, и последний обливал жениха наговоренной водой из трёх разных ключей в качестве мощного оберега от возможной порчи. До настощего времени у позднепоселенцев в с. Нагорное Ирбейского района на второй день свадьбы существует шуточная «баня»: родственники молодого встречают гостей в воротах и шлёпают по спине берёзовыми вениками, иногда требуя за это плату. Опаздывающих же грозят «выпарить» крапивным веником.
В своей повседневной работе банщиком мне приходится довольно часто сталкиваться с ситуациями, когда люди, посещая баню, не знакомы с основными моментами этого действия. О некоторых из них я и хочу вам рассказать.
В БАНЕ ЛЕЖАТ, А НЕ СИДЯТ
Температурный режим в парной правильно подготовленной бани формируется горизонтально. Перепад температуры о пола до потолка может достигать более 50 градусов Цельсия. На теле у нас три группы наиболее эффективных «термодатчиков», которые сообщают головному мозгу информацию о температуре окружающей среды. Они расположены на ступнях, ладонях и голове (нос и уши). Когда человек сидит в бане, каждая группа находится в различной температурной зоне, и наш мозг воспринимает такое состояние как агрессию. Соответственно, организм начинает работать в режиме защиты. Когда же человек лежит, все группы «термодатчиков» находятся в одном температурном режиме. Такое состояние мозг воспринимает как комфортное, и организм начинает расслабляться. Только в лежачем состоянии в парилке можно говорить о дальнейших оздоровительных процессах.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ХВОЙНОГО ВЕНИКА
Хочу внести ясность в вопрос использования хвойных веников. По своему воздействию на человека хвойные породы в основном «забирают», а лиственные «дают». На этом принципе и строится применение хвойных и лиственных веников. Из хвойных пород наиболее эффективно использовать пихтовые веники, которые будут «забирать»из человека то, что вы им отдаёте. При правильном использовании они заберут у вас усталость, стресс, недомогание, различные формы заболеваний, «грязь» с вашей энергетической оболочки. Если же вы перестараетесь, то такие веники сработают вам не на благо, а во вред. Хочу предупредить: веники из ёлки применяются в обрядах омовения покойника. Любые варианты присутствия еловых веток в парной во время парения живых способствуют уменьшению дальнейшего жизненного пути всех присутствующих. Пихтовый веник в основном применяют для протирок, массажа, обволакивания и ингаляционных процедур, он не эффективен для парения. Ещё один веник, о котором стоит упомянуть, — это можжевеловый. Он хорош как массажный инструмент и обладает высоким дезинфицирующим воздействием. Для любителей острых тактильных ощущений это самый любимый веник. Однако для работы с паром он малоэффективен.
МЫЛО В БАНЕ НЕ ПРИМЕНЯЮТ
Предки наши мылись щёлоком, но сейчас мало кто умеет его правильно приготовить. Альтернативой же мыльному процессу было скрабление. Оно значительно полезней. Когда мы скрабим, то одновременно смываем грязь, проводим массаж, насыщаем кожу питательными элементами, производим тренировку для эпителия кожи. Тем самым помогаем организму самому защищать себя от воздействия окружающей среды.
В ОДИНОЧКУ В БАНЮ НЕ ХОДЯТ
Частенько слышу такие высказывания: «Да я люблю один в баню ходить, париться». Внесу небольшую ясность в этот момент. Если человек в бане просто подаёт на камни и лежит на полоке, он не парится – а греется. Парение – это воздействие и управление паром. Если же он сам себя обрабатывает веником, тогда он обмахивает ( а скорее всего – бьёт) себя веником. Пропарить тело возможно только тогда, когда организм находится в расслабленном состоянии. О каком расслаблении может идти речь, когда человек вынужден совершать какую-то работу? Поэтому, когда идут в парилку, договариваются, кого парят и кто парит. Тот, кто будет парить на этот заход, становится «вОдой» (заводилой). Он создаёт «тон» этого захода и старается создать такие комфортные условия для тех, кого он парит, чтобы они смогли расслабиться и получить максимально положительный эффект от бани для своего здравия. Не стоит заходить одному в баню по причине собственной безопасности, ведь многие несчастные случаи в бане происходят именно при таком вот одиночном посещении.
ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ И ГДЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ БАННОЕ ДЕЙСТВИЕ?
Многие полагают, что банное действие начинается при входе в парилку или с момента переодевания в банную экипировку и заканчивается с выходом из парилки или переодеванием в обычную одежду. «Динамика» бани находится в гармонии с окружающей нас средой, т.е. с Природой. И если мы не перестроимся на ритм бани, то её посещение будет похоже на ситуацию, когда, двигаясь на машине в режиме ночного МКАДА, продолжить такой же режим движения по дорожкам одного из московских дворов. Результата может быть два: либо вы «травмируетесь», либо пролетите весь двор насквозь, не заметив его.
Приехав в баню, не спешите «запрыгнуть» в парилку. Дайте своему организму перестроиться на другой, банный, ритм. Для этого рекомендую просто прогуляться немного пешком, познакомиться и поговорить с теми людьми, кто приготовил вам баньку, прямо в одежде зайти в баньку и в парилку, чтобы просто познакомиться с местом и место «познакомилось» с вами. И только после того, как вы настроитесь на «ритм» баньки, я рекомендую вам заходить и париться. После проведения всех необходимых вам банных процедур не стоит «срочно» уезжать. При таком подходе весь «багаж», который вы получите в бане, вы «расплескаете» по сторонам, ничего не оставив себе. Возвращение к повседневной жизни после банного действия должно происходить плавно. Для таких целей идеально подходят такие мероприятия как чаепитие и непродолжительный сон.
Источник статьи: http://www.perunica.ru/etnos/7049-banya-baenka-bannye-obryady.html