Мусульманская женская баня в

Хаммам – горячие бани мусульманского средневековья

В архитектуре исламского мира строительству бань (хаммамов) с давних времён придавалось особое значение. Необходимые для исполнения большого омовения, хаммамы стали важным компонентом религиозной, общественной и частной жизни мусульман и всегда считались одним из самых существенных благ городского жизнеустройства. Помимо ритуальных, гигиенических и целебных целей они служили местом встреч, бесед, отдыха и приятного времяпрепровождения.

Достоинства хаммама замечательно воспеты в стихах андалусского поэта XI-XII в. аль-Амы из Туделы:

Баня, какая же радость сокрыта в тебе!
Кто посетил тебя – будь благодарен судьбе!
Здесь, будто пламя, горячая плещет вода,
Солнце сияет, сквозь дождь, и в достатке всегда!

Числом и красотой хаммамов определялась степень процветания мусульманского города. Восхваляя многолюдность, благоустройство и красота столицы Халифата или его провинции, средневековые авторы стремились назвать как можно большее число бань. Утверждали, например, что в Багдаде IХ-Х века их было 60 тысяч! Реальное количество хаммамов зависело от масштабов и населённости города. Ибн Джубайр, известный андалусский путешественник, в конце XII века писал, что в каждом из семнадцати кварталов западной части Багдада имелось две или три бани, а его современник историк Ибн Асакир поимённо перечислил 36 хаммамов Дамаска и указал, где они расположены.

Обычно один и тот же хаммам служил и мужчинам, и женщинам, но порознь. В дни или часы, отведённые для женщин, дверь бани завешивали ковром или тканью в знак запрета входа для мужчин. Соответственно и обслуживающий персонал на это время был женским. Раздельные бани строили редко, ещё реже – здания с мужским и женским отделениями, подобно каплыдже (бане) Хасеки Хюррем в Стамбуле, построенной в 1556 году знаменитым османским зодчим Синапом.

Как правило, бани (хаммамы), обычно возведённые при соборных мечетях и внутри жилых кварталов, не имели молитвенных помещений, но иногда часть помещения в них отводили под небольшую мечеть или молельню. Эта традиция восходит к эпохе халифата Омейядов (661—750). Так, в замке-дворце Каср аль-Хайр Западном, некогда раскопанном в Сирийской пустыне, который, согласно надписи, был построен по велению халифа Хишама «во исполнение воли Бога. в Раджабе года 109 (октябрь–ноябрь 727)», в одной из комнат хаммама была устроена молельня с михрабом.

Предполагается, что первые арабские бани появились в начале VIII века, были преемниками античных сооружений. И это не случайно, ведь ядром Арабского халифата в тот период были территории Палестины и Сирии, которые когда-то в древности одна за другой входили в состав империи Александра Македонского, эллинистических монархий, Рима и Византии. От античных предшественников арабские бани (хаммамы) унаследовали гипокауст (от греч. hypo — «под» и kaustos – «нагретый, раскалённый») – систему централизованного подземного обогрева помещений и снабжения их горячей водой по соответствующим каналам и трубам. Возможно, от гипокаустов происходит и вошедшее в языки многих мусульманских народов слово хаммам, образованное от арабского корня хамма – быть горячим; нагревать, купать.

Архитектура бань (хаммамов) первой половины VIII века, известных нам лишь по немногим дворцовым сооружениям, отличается разными стилям, которые создавали как местные, так и пришлые мастера – выходцы из Сирии, Палестины, Египта, Малой Азии, Ирана, словом, носители различных культурных традиций и художественных вкусов. Самый ранний известный нам образец арабских бань (хаммамов) – Кусайр Амра (Маленький замок Амра) – сохранился в Иордании, к востоку от Аммана. Это небольшое, ориентированное по странам света компактное здание с массивными толстыми стенами и сводами, сложенное из крупных блоков местного красноватого известняка, некогда было дворцовой баней с залом для отдыха и приёмов. Одиноко стоящее ныне близ шоссе, в своё время оно входило в ансамбль резиденции Омейядов, построенной в 710-х годах, во время правления халифа аль-Валида. Бани (хаммамы), расположенные ниже уровня зала, перекрытого тремя продольными цилиндрическими сводами, что свойственно античной традиции, включали соединённые друг с другом комнаты разной температуры и обогревались снизу, благодаря двойному полу, внутри которого свободно циркулировал горячий воздух. Печь была снаружи, а горячая вода поступала внутрь по хитроумной системе труб. Воду набирали в высокий бак в банях, установленных на водозаборном колесе, которое вращал верблюд или бык. Из бака по желобам и трубкам воду подводили не только в купальни, но и к маленькому бассейну с фонтаном в северо-восточном углу зала.

Предполагают, что какое-то устройство регулировало подачу горячей и холодной воды. А использованная вода с обеих парильней (мужской и женской) отводилась через специальные трубы. Более того, очищали и охлаждали пол в случае перегрева. Полы помещений зала и купален, как в римских и византийских термах, были выложены мозаикой, стены по нижнему краю облицованы мрамором, а окна забраны орнаментальными решётками с витражами. В интерьере бань верхняя часть стен и сводов, а также полусферический купол над восточной парильней были сплошь покрыты росписями со сценками и изображениями, которые, несмотря на грубоватое, порой неумелое исполнение, сплетаются в увлекательный рассказ, всё ещё не полностью понятый и расшифрованный современными исследователями.

Кроме того, античная традиция украшения купален скульптурой и живописью проявилась и в нарядном здании бань Хирбат аль-Мафджар – недостроенной омейядской резиденции 740-х годов близ Иерихона. Центральный зал с куполом над полом, выстланным мрамором и мозаичными орнаментами, здесь тоже предназначался для приёмов. Через него проходили в расположенную рядом мечеть. Но собственно купальни были подземными. Внутри и снаружи здание оформляли орнаменты и грубоватая скульптура из раскрашенного стука.

Читайте также:  Как изготовить камин для печи в баню

Необычной нарядностью отличалось примыкающее к залу изящное маленькое помещение с куполом на парусах и с глубокой сводчатой нишей. Пол ниши, в которой предположительно стоял трон, выстлан мозаикой с характерной для дворцовых сюжетов сценой – изображением плодоносящего дерева, под пышной кроной которого с одной стороны мирно пасутся лани, с другой – лев настигает газель. Это один из шедевров искусства Арабского халифата.

Конечно же, со временем в архитектуре арабских бань (хаммамов) выработались общие черты культуры мусульманских стран. Но традиция украшения входного зала росписями сохранялась на протяжении нескольких столетий. Средневековые мусульманские врачи полагали, что живопись благотворно влияет на физические и духовные силы верующего.

Так, Ибн Сина, например, считал, что хорошая баня (хаммам) должна иметь умеренную температуру, яркое освещение и просторную раздевальню с картинами «хорошей работы, явной красоты. вроде парков и садов, и скачущих всадников, и диких зверей». По мере формирования и распространения исламского языка искусства сюжетную живопись сменили геометрические и растительные орнаменты, каллиграфические надписи, мастерски выполненные мозаикой из мрамора, глазурованных кирпичей и поливных изразцов, либо вырезанные в панелях из стука или дерева. Несмотря на архитектурное разнообразие средневековых бань, все они имели общие архитектурные черты, отвечающие каноническому образу жизни мусульман.

Хаммам, нередко роскошно оформленный внутри, но невзрачный снаружи, в тесноте средневековой застройки легко узнавался по пронизанным узорами световых отверстий низко поставленным приземистым и массивным куполам и сводам, размеры и композиция которых соответствовали внутренней планировке здания.

В согласии с принципом исламской эстетики – планировка бани (хаммама) всегда подчинялась тем процедурам, которых требовали предписания религии и правила гигиены.

Вне зависимости от отличий, порождаемых местными традициями и привносимых новыми эпохами, обряд посещения хаммама сводился к полному физическому очищению и внутреннему расслаблению, подготавливая верующего к очищению духовному.

Посещение общественной бани (хаммама) начиналось с раздевальни, где посетитель сменял одежду на набедренную повязку или обёртывался полотенцами, надевал деревянные башмаки – кабкаб, чтобы в парильне не обжечь ноги на горячем полу. Раздевальня обычно представляла собой просторный, освещённый сверху зал с фонтаном или бассейном в центре и скамьями вдоль стен; над скамьями нередко устраивались ниши или шкафчики для одежды и обуви.

Из раздевальни посетитель проходил в «холодную» сводчатую комнату, в которой нередко имелся водоём, а затем – в «среднюю», или «тёплую» залу – композиционный центр хаммама, напоминающий крытый куполом дворик, окружённый галереями на аркадах либо максурама – комнатками или глубокими типами для индивидуальных гигиенических и косметических процедур.

Привыкнув к повышению температуры воздуха в «тёплой» комнате, купальщик шёл в «горячую» комнату, или парильню. Так называлось помещение, непосредственно примыкающее к стене, за которой находилась цистерна с горячей водой. Через эту топкую стену, пронизанную отверстиями, в парильню проникал пар. Топка под цистерной с встроенными в пол котлами одновременно нагревала воду и воздух, распространяемый под полом бани. Горячая и холодная вода поступала по трубам, сложенным из глиняных звеньев, уподобленных вставленным один в другой бокалам. Такие трубы, например, можно видеть в стоящей с XI века в старом арабском квартале испанской Гранады.

Здесь хорошо сохранились последовательно сменяющие друг друга помещении: входной дворик-сахн с фонтаном; небольшая раздевальня; «холодная», «тёплая» и «горячая» комнаты с россыпью излучающих свет «звёзд» в куполе и сводах и с лоджиями на арках, опирающихся на колонны с нарядными резными капителями; миниатюрный задний дворик с индивидуальными купальнями. Из парильни посетитель возвращался в теплое помещение, где в максуре или лоджии его распаренное тело растирали, чистили ему кожу, делали массаж, мыли, стригли волосы и ногти и тому подобное. По завершении всех гигиенических и косметических процедур наступало время отдыха, которое посетитель проводил в раздевальне или отдельной комнате. Здесь пили кофе, беседовали. От глаз посетителей был скрыт примыкающий к корпусу бань, но имеющий отдельный вход хозяйственный двор, где размещались котельная, конюшни, склады, жилище прислуги. Более того, известно, что средневековые хаммамы всегда были благоустроены туалетами с проточной водой.

Так, великолепно сохранился превосходный, редкой сохранности образец дворцовых купален – полуподземные бани (хаммамы) Альгамбры, построенные, как и весь ансамбль знаменитой крепости-дворца в основном в XIV веке. Верхнюю часть хаммама занимает раздевальня с туалетом. Узкая лестница ведёт в великолепный двухъярусный Зал с ложами. Это помещение, предназначенное для отдыха и развлечений, на редкость лёгкой и грациозной архитектуры перекрыто куполом-фонарем, конструкцию которого поддерживают четыре изящные мраморные колонны. Пол куполом, посреди выстланного звездчатой мозаикой пола устроен круглый бассейн с чашей фонтана. Две противоположные стороны занимают альковы с лежанками-диванами; каждый альков отделён от зала двойной аркой с хрупкой на вид мраморной колонкой в центре. Поверху над ними проходит миниатюрная галерея для музыкантов. Весь зал, словно шкатулка, сверху донизу разукрашен керамической мозаикой, сталактитами, резными и расписными узорами. За залом находится промежуточная «холодная» комната, ведущая в парильню – самое большое помещение альгамбрских бань с двумя галереями на аркадах по сторонам и полусферическим куполом со световыми отверстиями.

Когда-то с них свисали конические, звездчатой формы люстры со стеклянными «абажурами». Служитель, находившийся снаружи, по мере надобности открывал и закрывал их, словно жалюзи, регулируя насыщенность пара внутри. В примыкающей к залу другой «горячей» комнате в нарядных нишах стоят две каменные ванны, которые наполняли, по желанию, холодной либо тёплой водой; тут же находился котёл, а под полом – топка.

Читайте также:  Керамзит или шлак для бани

Как и купальни Кусайр Амры, бани (хаммамы) Альгамбры отапливались горячим воздухом, поступавшим по трубам, проложенным пол полом и в стенах. Всё здесь было продумано и удобно, располагало к неге, душевному расслаблению, вкушению земных радостей.

Время неумолимо вносило изменения в архитектуру хаммамов, которые, как и другие общественные сооружения, отражали перемены в жизни мусульманского города и подчинялись общей смене вкусов и стилей. В правление султанов Мамлюков (середина XIII–начало XVI века) и особенно в эпоху Османской империи бани (хаммамы) обрели декоративно оформленные, как бы «приглашающие» фасады. Во внутреннем устройстве бань, технически намного более совершенном, количество помещений сократилось, например, к XV веку практически исчезла «холодная» комната. Взамен постоянно возрастало подчёркнутое увеличенными размерами и декором значение раздевальни и «обросшей» максурами парильни, которые теперь чаще строились как величественные залы с большими куполами, увенчанными в маковке пашенками-фонарями. Одним из образцов османского хаммама – прообраза современной «турецкой бани» – стал упомянутый импозантный комплекс бань Хасеки Хюррем в Стамбуле, объединяющий два симметричных, одинаковых по форме купольных корпуса – мужское и женское отделения.

В наши дни во многих странах, в том числе тех, которые, как Испания, сохраняют и изучают традиции средневековой мусульманской культуры, опыт старых хаммамов возрождается созданием новых арабских бань.

Источник статьи: http://islam.ru/content/kultura/31112

«Баня парит, баня правит, баня всё поправит»

Проверенная тысячелетиями методика лечения народными средствами всегда считалась самым эффективным способом для укрепления здоровья и благосостояния, и сегодня её всё активнее используют в современной медицине. В общем, хорошо забытое старое становится всё новее и новее.

К одному из таких средств можно отнести и баню, распространившуюся по всему миру.

Рассказывается, что первый, кто использовал баню, был Пророк Сулейман (мир ему), когда он захотел жениться на Билкис. На её теле были волосы, которые отталкивали его от неё. И тогда он посоветовался с джиннами, которые предложили ему решение проблемы, чтобы она стала как белое серебро. После этого они построили для неё баню, где она очистилась от лишних волос со специальным средством для их уничтожения» (см. «Хашиятуль Буджайрими аляль Хатиби», № 2/342).

Как бы ни было, баня зарекомендовала себя как отличное средство для укрепления организма, снятия усталости и напряжения трудовой недели. Её ценили и любили за её удивительные лечебные свойства, хотя есть и свои минусы, о которых подробнее расскажет врач.

Сегодня хотелось бы представить исламский взгляд на посещение бань, или, как сегодня называют их разновидность, саун.

Итак, начнём

Всевышний Аллах запретил нам всё скверное, что может нам принести вред, и дозволил благое, в чём есть польза для нас (смысл): «И дозволяет он им благое, и запрещает скверное» (см. священный Коран, сура «аль-Араф», аят 157).

Поэтому мы должны рассмотреть, в чём польза бани и вред.

«Медики рекомендуют посещение бани при неврозе, нарушении сна, вегетативной дистонии, при слабовыраженных параличах или воспалительных заболеваниях центральной нервной системы вне острой стадии и в других случаях. При этом баня противопоказана при эпилепсии, острых заболеваниях нервной системы, болезни Паркинсона, тяжёлых нервно-вегетативные нарушениях, мигрени (см. www.balnea.ru).

Из данного отрывка мы понимаем, что баня может как принести пользу, так и навредить. Отсюда следует: тому, кому банные процедуры приносят пользу, оздоравливают организм, можно посещать бани при соблюдении условий, которые мы ниже, иншаалла, приведём. А те, кому банные процедуры противопоказаны, должны воздержаться от таковых, так как Всевышний Аллах запрещает нам совершать то, что может нам навредить.

Адабы посещения

В далёком прошлом, когда люди только начинали осваивать банную процедуру, строились домашние бани, где мылись отдельно от посторонних глаз, и поэтому человек меньше был подвержен риску попадания в грех от банных процедур. Сегодня же у нас вместо домашних парилок широкое распространение получили общественные «торговые» бани, которых могут посещать люди всякого возраста и пола, и поэтому здесь для дозволенности их посещения необходимо соблюдать свои правила и этикет.

Первое и самое главное для любителя попариться – это прикрыть свой аврат от посторонних глаз.

В книге по фикху «Тухфатуль Мухтадж», автором которой является Ибну Хаджар аль-Хайтами, говорится: «Мужчинам дозволяется заходить в бани, но им вменяется в обязанность притуплять свои взоры от запретного и остерегаться того, чтобы стал виден аврат» (см. «Тухфатуль Мухтадж», № 3/228).

Также имам Навави в своей книге «Шархуль Муслим» пишет: «Вменяется в обязанность посещающему бани сохранять свой взор, руки и всё остальное от аврата других. И чтобы он сам сохранил свой аврат от попадания на него взгляда и касания другого» (см. «Шарху Навави аляль Муслим», в разделе о запрете смотреть на аврат других, № 4/31).

Давая толкование слов Всевышнего Аллаха: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы» (см. священный Коран, сура «ан-Нур», аят 30), Абу Абдиллях Шамсуддин аль-Куртуби даёт следующее толкование: «Этот аят учёные Ислама приводят в доказательство запретности заходить в бани без покрывала. Передают от Ибну Умара: “Наилучшее место, куда человек может потратить свой дирхам (деньги), – это баня, где он будет наедине” (т. е. в той бане, где его аврат никто не будет видеть).

Читайте также:  Кто может подключить газ в баню

От Ибн Аббаса передают, что он заходил в баню, находясь в ихраме в местности Джухфат.

Тирмизи Абу Абдиллях упоминает в “Навадируль Усуль” хадис, переданный Тавусом от Абдилляха от Ибн Аббаса , что Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Вы остерегайтесь дома, которого называют «хаммам» (баня)”. Сподвижники сказали: “О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), там мы очищаемся от грязи, и это место напоминает нам Ад”. На что Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Если вы считаете необходимым туда идти, то входите закрывшись”.

Это говорит о дозволенности входить в баню мужчинам с покрывалами, и также по необходимости женщинам, как, к примеру, для того, чтобы искупаться после критических дней, послеродовых выделений и из-за какой-либо коснувшейся их болезни.

Но для них лучше и предпочтительней купаться дома, если есть возможность. Ведь передаёт Ахмад ибн Муни, что Умми Дарда рассказывала о том, как, выходя из бани, она встретила Пророка (мир ему и благословение), который спросил: «Откуда ты, о Умму Дарда? Откуда ты идёшь?» Она ответила: «Из бани». На что Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Клянусь Всевышним, та женщина, которая снимает свою одежду не у себя дома, разрушает преграды, находящиеся между ней и Всевышним Аллахом”» (см. толкование Корана аль-Джамиу лиль ахкамиль Курани, сура «ан-Нур», аят 30).

Шейхуль Ислам Закарийяль Ансари пишет: «Женщинам нежелательно без причины посещать бани , так как в хадисе сообщается: “Вы откроете земли, и там вы найдёте дома, которые называют хамаматы (бани), пусть не входят туда мужчины без покрывала. И не разрешайте женщинам туда заходить, кроме как если они будут больными или с послеродовыми выделениями”. И это потому, что женщины должны более скрывать себя. А из-за их выхода (в баню) может возникнуть смута (см. «Асналь Маталиби», № 1/72).

В книге «Хашиятуль Буджайрими аляль Хатиби» (№ 2/343) говорится: «Заходить в баню женщинам сегодня запрещено, потому что у них, без сомнений, аврат будет виден и потому что они свой аврат даже на улице не прикрывают, не то что в бане. Мужьям также запрещено (харам) разрешать жёнам заходить туда».

Багави в «Шарху Суннат» пишет о том, что передаётся от Джабира ибн Нузайра: «Перед нами прочитали письмо, написанное Умаром бин Хаттабом в Шаме: “Пусть не входит мужчина в баню без покрывала, и пусть женщина не входит в баню без болезни”» (см. «Шарху Суннати лиль Багави», № 6/102).

Вернёмся к комментариям Абу Абдилляха Шамсуддина аль-Куртуби. После приведённого (вкратце) он заключает: «Если говорить о банях сегодняшнего дня (673-й год), то они запретны почтенным и религиозным людям. Из-за того что невежество возобладало над людьми, они проявляют халатность в бане, накидывая полотенце, и можно увидеть уважаемого старца стоящим в центре бани, при этом находящийся снаружи видит его аврат, и никто не пытается сделать ему замечание. Это совершают мужчины. О женщинах и говорить не стоит, особенно проживающих в окрестностях Египта .

Учёные говорят, что если человек закрывается, заходя в баню, то пусть входит в неё с десятью условиями:

1. Иметь намерение лечиться или очиститься от пота.

2. Подобрать время, когда баня будет пустовать, или когда посетителей будет мало.

3. Прикрыться толстым материалом (изар).

4. Смотреть перед собой или направиться в сторону стены, чтобы взор не попал на запретное.

5. Чтобы моющийся рядом с тобой прикрыл аврат следует мягко сказать: «Прикройся, да прикроет тебя Аллах » (т. е. «Да скроет Всевышний Аллах твои грехи, так же как и ты скрыл свой аврат»).

6. Если кто-нибудь растирает кого-либо, помогая мыться, то необходимо остерегаться прикасания к аврату, коим является всё, что между пупком и коленями .

7. Заходить за плату .

8. Воду тратить по мере нужды.

9. Если нет возможности заходить в баню одному, то выходить с людьми, сохраняющими и беспокоящимися за свою религию.

10. Вспоминать в бане адскую жару.

(См. толкование Корана аль-Джамиу лиль ахкамиль Курани, сура «ан-Нур», аят 30.)

Относительно сегодняшних «рассадников микробов» – саун, которые с виду похожи на Дома культуры и которые чуть ли не каждый день ещё более украшают, налепляя на фасадной части чуть ли не пилястры, распространяя блуд и распутство, – посещать их, даже если человек сам не будет заниматься этой мерзостью, запрещено. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Тот, кто поможет греху хотя бы полусловом, становится соучастником в этом грехе» (см. «Файзуль Кадир», № 6/532).

А посещающий эти сауны, отдавая свои деньги, помогает распространению разврата. И если все те, кому небезразлично будущее нашей уммы, перестанут посещать это «увеселительное» заведение и выберут для себя приличную, без греха баню, то хотя бы из-за отсутствия клиентов хозяева этих заведений одумаются и перестанут сеять блуд среди людей.

Источник статьи: http://islam.ru/content/veroeshenie/43075

Оцените статью
Про баню