«Очи» русской избы: окна и их обрамление
Продолжая тему старинного деревянного дома (» Русская изба: как что называлось » и » Русская изба: как что называлось. Продолжение «), нельзя упустить из виду такой интересный элемент оформления, как наличники, ставни и другие детали обрамления окна.
Привычные нам крупные окна со стеклами появились в России сравнительно поздно, уже в 17…18 веке, и даже тогда были доступны только состоятельным людям. Ранее в богатых домах использовалась слюда – так называемые «слюдяные окончины», гораздо реже небольшие мутноватые стекла в частых свинцовых переплетах.
В жилищах попроще довольствовались относительно прозрачных бычьим пузырем или пузырем крупных рыб, промасленной тканью. Но даже при этом размеры окон были, мягко говоря, небольшими. Первые варианты вообще прорубались по размеру одного-двух бревен сруба, и использовались не столько для освещения, сколько для выхода дыма и проветривания.
Что интересно: заслонки (подъемные, передвижные по горизонтали, съемные) обычно были изнутри жилья – что вполне логично. Но в некоторых случаях использовали и внешние заслонки.
Слуховые окна заслонок не имели, были открыты постоянно, применялись для проветривания чердаков и нежилых помещений.
Поскольку полностью перекрыть оконный проем одним куском слюды или пузыря было нельзя, использовалась составная конструкция – так называемое «косящатое окно».
С появлением относительно больших «световых» окон их стали называть «красными». Как многие знают, в русском языке «красный» и «красивый» почти синонимы 😊 Соответственно, «красные» окна украшали в гораздо большей степени, чем волоковые и слуховые. Резные наличники, «очелья», подоконники, ставни – это еще не полный список функционально-декоративных элементов.
Ставни, заменившие заслонки волоковых окон, защищали непрочный «стеклозаменитель» от повреждений при сильной непогоде или длительном отсутствии хозяев. Иногда ставни и не закрывались, но присутствовали часто.
О наличниках и очельях говорилось уже очень много. Не вдаваясь в тонкости классификации определенной конструкции, узоров и техники резьбы по разным регионам страны и разному времени, обратим внимание на следующее:
· наличники были частью комплекта по обрамлению, резьба или роспись на них всегда сочеталась с украшениями ставен, подоконной доски и навершия (оно же «очелье» и иногда еще «кокошник»);
· больших окон не делали, крупные изделия составляли из двух-трех более узких косящатых окон. Наличники и подоконные доски, очелья в этом случае были общие, обрамляющие группу как рама. Разделялись отдельные элементы резными вертикальными вставками разной ширины;
· если окна располагались отдельно, а не группой, в старых постройках их старались делать три окна на фасаде (по некоторым источникам – в честь Святой Троицы, но возможно, просто из принципа «необходимо и достаточно»). Расстояния между окнами выбирались так, чтобы ставни в полностью открытом виде либо только соприкасались, либо находились на некотором расстоянии друг от друга;
· помимо резных элементов, использовали точеные детали – простейшие токарные станки были известны довольно давно;
· ставни должны были иметь высокую прочность, и при этом не изгибаться под действием влаги и солнца (как часто случается с цельной доской). Поэтому их обычно делали филенчатыми;
· как и положено приличным «глазам» избы, «красные» окна старались подкрашивать – часто в красный же цвет. На старых постройках, разумеется, первоначальный цвет давно не виден, но по анализу древесины можно определить примерный состав красителя.
Напоследок напоминаем: это не последний материал на тему старинной русской архитектуры! Следите за публикациями канала!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/novgorodskiy_stroitel/ochi-russkoi-izby-okna-i-ih-obramlenie-5de112f5a7fe0e7b5189033a
Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников
Казалось бы, ну что можно сделать из оконных деревенских наличников? Тем более из старых, так сказать, отживших свой век. Несомненно, эти предметы уникальны, самобытны, но ведь это уже не модно, не оригинально, не креативно. Ведь сейчас так много других, более современных, более удобных материалов для отделки на любой вкус.
А не тут-то было, скажу я вам! Посмотрите, какие уникальные вещи из этого «ненужного хлама» делает художник из Москвы Виталий Жуйков.
Дизайнер Виталий Жуйков родился в Удмуртии. После 8-го класса поступил в строительный колледж, затем учился в Москве, закончил Британскую высшую школу дизайна (British Higher School of Art & Design). Затем 15 лет работал графическим дизайнером и арт-директором в журналах, посвященных дизайну интерьеров. В 2012 году организовал собственную дизайн-лабораторию August.
Однако идея создания коллекции предметов интерьера из старых наличников, дверей, амбарных досок пришла к нему не сразу. Сначала Виталий занимался реставрацией старой мебели, а точнее — стульев. «Я их реставрировал, красил в интересные цвета, придумывал необычные сидушки, спинки, и люди начали обращать на это внимание, им стало интересно: ведь подобные вещи не только необычны по дизайну, но ещё и практичны. Когда я только начал заниматься этим, мне в соцсетях постоянно присылали фотографии выброшенных стульев и адреса, где их можно было найти», — рассказывает художник.
Но однажды летом он гостил в Удмуртии и увидел, как знакомая, решив обшить свой старый дом сайдингом, выбрасывает наличники. Виталий не смог пройти мимо ставшей ненужной старины и привёз свой первый наличник в Москву, обработал его, вставил зеркало. С этого всё и началось. Впоследствии деятельность по переделке стульев стала художнику неинтересна, и он полностью переключился на работу со старинными предметами. Коллекция, созданная им из этих предметов, получила название UТВАРЬ и слоган «Выносимая грубость бытия». В нее вошли серия наличников Portal, столы из старых дверей, сундуки-комоды, зеркала из спилов старых деревьев.
Наличник-стеллаж Portal brut — найден в г.Сарапуле в доме под снос (примерно 1920-е гг.) Оснащен полками из старых заборных досок, найденных в д. Макшаки. Задняя стенка обита ржавым кровельным железом, найденным на старом участке в д. Дулесово.
Наличник-стеллаж Portal red — найден в г.Сарапуле в доме под снос (примерно 1940-1950 гг.) Отремонтирован и окрашен красной матовой эмалью.
Наличник-стеллаж Portal steelage — найден в г. Кинешма (Ивановская обл.) (примерно 1950-е гг.) Отреставрирован, выбелен тонирующим акриловым лаком, полки обработаны маслом. На задней стенке натянута пластиковая сетка-рабица. Поверхность стеллажа фактурная, с облупившейся старой краской.
Наличник-зеркало Portal skipper — найден в доме под снос в г. Ижевске (примерно 1920-е гг.) Верхняя часть украшена перекрещенными якорями (когда-то Ижевский и Воткинский заводы ковали морские и речные якоря, поэтому мастера использовали этот символ для того, чтобы показать свою причастность к производству)
Наличник-зеркало Portal karl — найден на ул. Карла Маркса в г. Ижевске (отсюда и название karl) (примерно 1950-е гг.) Небольшой и аккуратный, оснащен зеркалом с фацетом.
Наличник-зеркало из коллекции Portal. Найден в г. Сарапул (примерно 1930-1940-е гг.)
Наличники-зеркала PORTAL Shatura — найдены в г. Шатура (Московская обл.) (примерно 1940-е гг.)
Наличник-стеллаж Steelage — найден в г.Сарапуле в доме под снос (примерно 1950-е гг.) Полки изготовлены из старой амбарной доски. Конструкция обработана маслом с воском. На заднюю стенку натянута пластиковая сетка-рабица черного цвета.
В течение двух лет художник собирал эти предметы для своей коллекции в Сарапуле. «Дело в том, что я знаю эту местность, знаю дома, их историю, людей, которые там жили. Мне легче и приятнее работать, когда чувствую, что есть отдача, какая-то энергия. Корни дают о себе знать. Поэтому каждый год я заказываю «Газель» и везу предметы старины в Москву», говорит Виталий. В поисках рабочего материала для своих работ он устраивает целые экспедиции: ездит по деревням, знакомится с хозяевами и оставляет записки на заброшенных домах с предложениями о покупке наличников.
Что касается стоимости таких изделий, то здесь все зависит от размера и года создания самого наличника. Если это очень старый наличник, Виталий старается не вносить никаких дизайнерских новшеств, а просто вставлять зеркало. Ведь это уже антиквариат, и ценен сам факт его существования. Например, в запасах художника имеется экземпляр 1905 года и ещё несколько старинных наличников величиной более трёх метров. Такие экземпляры можно смело назвать бесценными, поэтому и цена на них — по запросу. Стоимость готовых изделий из наличников попроще — от 20 тыс. рублей. Их покупают ценители дачной эстетики и любители современных стилей (лофт, минимализм и т.д.). Особый интерес проявляют иностранцы.
Этот наличник-стеллаж теперь живёт во Франции
На изготовление одного зеркала из наличника уходит приблизительно одна неделя. Если это стеллаж, то времени требуется гораздо больше. Технология изготовления таких изделий довольна проста: их зачищают, обрабатывают антисептиком, затем в ход идут масло и воск. Лак используется крайне редко, т.к. на дереве появляется неприятная химическая пленка. Если дерево не крашеное, то его обрабатывают только маслом, предварительно пройдясь по поверхности металлической щёткой. «Когда я вижу, что наличник крашенный, а цвет — не очень интересный, то с чистой совестью выкрашиваю его в какие-то модные интересные цвета. С ним уже ничего не сделать: старую краску никак не снять, зачастую там её — несколько десятков слоёв» — признаётся художник.
Срок службы обработанных наличников — более 100 лет! Максимум, что может произойти с деревом, по словам Виталия, — небольшое ссыхание. Но это обычно происходит при его эксплуатации на улице. А в домашних условиях такой предмет интерьера может прослужить десятки, а то и сотни лет.
Поленница из фрагментов старого разрушенного наличника
Несмотря на то, что наличники — это все-таки деревенская тематика, и казалось бы, лучше всего они будут смотреться где-нибудь в загородном доме или на даче, дизайнер считает что им самое место именно в городской квартире: «. Очень хорошо смотрятся в городских минималистичных интерьерах, хорошо контрастируя со стеклом, бетоном и привнося в такой дизайн свою теплоту. В городской среде наличники становятся акцентным предметом, вокруг которого можно выстроить весь интерьер. Это как некая скульптура, арт-объект, который играет очень яркую роль. На мой взгляд, здесь они смотрятся гораздо лучше, чем в загородных дачных домах, где они зачастую просто теряются», — говорит создатель необычных предметов.
Сейчас уже появились и последователи, которые копируют идею переделки старых оконных наличников в различные полезные вещи для дома. «Но я не сержусь — это ведь не плохо, что люди начали обращать внимание на вещи с историей, необычные фактуры» — говорит Виталий.
Кроме того, в современнй дизайн городской квартиры отлично впишется и креативная мебель Виталия Жуйкова, также выполненная из старых и кому-то совершенно ненужных предметов. Например:
Стол из корыта, найденный в одной из поездок в Удмуртию в поисках наличников; его отдали впридачу (а ведь из него когда-то хрюшки кушали)
Или вот этот журнальный стол Implant 2 — сделан из старых церковных напольных досок, найденных возле храма в селе Яромаска, Удмуртия. В столешницу инкрустирована дубовая резная вставка от дверцы старого шкафа. Сам шкаф был найден в доме под снос в Ижевске. Ножки сделаны из стоек перил, взятых с дачи в селе Степаново. Стол тонирован и пропитан маслом с воском.
Стол Amabar. Столешница изготовлена из старой деревенской двери, найденной в селе Нечкино (примерно 1950-е гг.) Обработан маслом и воском. Подстолье из металлического профиля.
Но Виталий не собирается останавливаться на достигнутом! Как говорится, талантливый человек— талантлив во всем: «На данный момент вот увлёкся плетением по дереву. Вообще я открыт ко всему, всеяден. Мне очень интересно экспериментировать и пробовать что-то новое. Сейчас присматриваюсь к керамике и думаю, почему бы не совместить в моём творчестве два направления: наличники и керамику. Конечно, наличники — это «рабочая лошадка». Они меня кормят и дают возможность экспериментировать. В планах же — создание штучного дизайна, небольших серий, коллекционных вещей, которые не хотелось бы потом повторять».
Конечно, может быть кто-то скажет: «Ерунда какая-то, всякий хлам собирает»! Но, на мой взгляд, — это уникальные вещи! Стильно, необычно, изящно и неповторимо! А главное — прекрасная возможность сохранить уходящие предметы нашего прошлого, которое уже никогда не вернется!
«Новодел — это другое. Его сразу видно. В нём нет той души, истории, фактуры, которая присутствует в вещах, проживших долгую жизнь». (Виталий Жуйков).
Источник статьи: http://www.livemaster.ru/topic/3087435-veschi-s-dushoj-ili-novoe-reshenie-dlya-doma-iz-staryh-nalichnikov