Научные работы про баню

Русская баня или национальные особенности досуга Текст научной статьи по специальности « История и археология»

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Джанджугазова Елена Александровна

Текст научной работы на тему «Русская баня или национальные особенности досуга»

Баня для русского человека не безделица

Баня — это не просто приятное и полезное занятие, это наше культурно-историческое наследие, бережно хранимое и передаваемое от поколения к поколению. Париться в бане — одна из наиболее древних и любимых традиций русского народа. Банная процедура являет собой насущную потребность не только в чистоте, но и в отдыхе как тела, так и души. Банное мытье всегда было делом не шутейным, оно возводи-

Русская баня или национальные особенности досуга

Джанджугазова Е. А.

В жизни, мирной или бранной, У любого рубежа, Благодарны ласке банной Наше тело и душа

лось нашими предками в ранг некоего священнодействия — с баней связаны и основные вехи жизни человека: здесь его омывали в день рождения, перед свадьбой и после смерти. Накануне всех важных событий и прежде всего перед сражениями русские всегда ходили в баню. Эта мощная традиция была непоколебима и во время Великой Отечественной войны, и ныне. Баня была еще и основой русского гостеприимства, так как гостей первым делом всегда «угощали»

Читайте также:  Коттедж с баней почасовая

Русская баня в деревне

Калейдоскоп событий и фактов

КАЛЕЙДОСКОП СОБЫТИЙ И ФАКТОВ

легким паром. Веками оттачивалось мастерство париться, при этом гигиенические процедуры превращались еще и в оздоровительные. Это славная народная традиция, не претерпев особых изменений, жива и по сей день.

О банях охотно писали многие известные в России люди, медики Н. М. Максимов-Амбо-дик, М. Я. Мудров, историки В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров, И. Е. Забелин, С. М. Соловьев, писатели Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Н. С. Лесков, А. М. Горький и другие. Особенно яркие страницы бане посвятил В. А. Гиляровский. В своей знаменитой книге «Москва и москвичи» он писал: «Москва без бань не Москва. Единственное место, которого ни один москвич не миновал, — это баня».

Баня прочно вошла в русские поговорки, пословицы, с ней связано много шуточных советов: «Дураки и после бани чешутся», «Наешься луку, ступай в баню, натрись хреном, запей квасом», «Баня — мать вторая», «Помни день субботний — иди в баню», «Баня все грехи смоет».

Любая «порядочная» баня всегда имела три отделения: парное, мыльное и предбанник. Каждое из них было одинаково важным, но особенно выделялась парная, что нашло отражение в народных пословицах: «В баню идти, пару не бояться». О жаркой бане говорили: «парная баня», «пар любит баню топить». Тем, кто боится париться, обычно говорили: «Пар костей не ломит». С баней у русских связано много поверий. В каждой бане селится злой дух. Когда топят баню, жар его временно выживает оттуда, а после того, как кончается мытье в бане, этот дух опять возвращается туда: в истопленной бане дух живет всегда.

Баня для россиян всегда была неким способом самоидентификации. Примечательный факт привел в своих исторических исследованиях русский писатель и историк Н. М. Карамзин: «Дмитрий Самозванец никогда не ходил в баню: жители московские заключили из этого, что он не русский», — а живший во времена Петра I в Петербурге камер-юнкер Берхольц в своих записках о России пишет: «Здесь почти при каждом доме есть баня, потому что боль-

шая часть русских прибегает к ней, по крайней мере, раз, если не два, в неделю. »

Архитектура русской бани XIX века [4]

Особенно интересно высказывание о русской бане испанского врача Риберо Санчеса, который долгое время был врачом императрицы Елизаветы Петровны: «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага.»

Кроме того, русская баня всегда была и остается местом деловых встреч, что немало удивляет иностранных партнеров по бизнесу; однако это не прихоть новых российских бизнесменов, а стойкая народная традиция. Так, уроженец Курляндии Яков Рейтенфельс, живший в Москве в 1670—1673 годах, отмечал в записках о России: «Русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».

Современные проблемы сервиса и туризма

Русская баня или национальные особенности досуга

Совершенную необходимость бани подчеркнул великий полководец Александр Васильевич Суворов: «Портки последние продай, но после бани выпей. На воды посылай здоровых богачей, прихрамывающих игроков, интриганов и всякую сволочь. Там пусть и купаются в грязи. А я истинно болен. И мне нужна — молитва, деревенская изба, баня, каша и квас». Чем не универсальная формула исцеления? Доставшаяся нам от предков и одинаково любимая всеми от простого мужика до рафинированного аристократа.

В роскошных Сандуновских банях, отмечал Гиляровский, перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва — та, которая собиралась в салоне блистательной Зинаиды Волконской и в престижном Английском клубе. Ведя рассказ о московских банях, писатель приводит слова старого актера Ивана Григоровского: «И Пушкина видел. любил жарко париться» . «молодой, сильный, крепкий, «выпарившись на полке ветвями молодых берез», бросался в ванну со льдом, а потом опять на полок.».

Вышедший из народных глубин великий русский бас Федор Шаляпин с тоской писал своему другу Александру Менделеви-чу из-за границы: «Милая наша Москва! Несравненная. Наше хорошее ни с чем сравнить нельзя. Утомительно, тяжко, и чувствую себя как бы на каторжных работах. О веселых днях не приходится думать, единственное развлечение турецкая баня, — конечно, не наша родная. Я особенно отчетливо вспоминаю, как мылись в Сандунах и как ели стерляжью уху, помнишь?»

Банное дело — выгодная коммерция

Во второй половине позапрошлого века банное дело в Москве стало чрезвычайно выгодным предприятием. «Каждый божий день неграмотные, но оборотистые купцы приносили в городскую управу нарядные с маркой вверху прошения, написанные роскошным подчерком бывалых стряпчих. Купцы просили открыть заведение — сундучное, колбасное, замочное и особенно банное». Потому что для перебравшихся в город крестьян, если еще как-то можно было обойтись без покупных

сундуков, то без бани никак, хотя и была она недешевой — пятак без веника.

Сандуновские бани конец XIX века [4]

Количество общественных бань в Москве всегда неуклонно росло, и в конце XVIII века было целых 30 заведений: Бабьегородские, Дрогомиловские, Каменновские, Трубенские, Якиманские, Краснохолмские и многие другие. Обычно бани строили на прудах или по берегам рек. Особенно много их было у Неглинки, Яузы, Хапиловки и, конечно, Москвы-реки. К концу второй половины XIX века их было уже 43, а к 1913 году в Москве количество бань перевалило за шесть десятков.

Банное дело было чрезвычайно привлекательным, и его пытались открыть многие; так, основателем знаменитых на всю Россию Сан-дуновских бань стал бывший придворный актер Сила Николаевич Сандунов, но чаще оно привлекало бывших простых банщиков, некоторые наиболее сноровистые, «выходя в люди», обзаводились сразу нескольким торговыми банями. Очень примечателен случай с купцом Петром Бирюковым, который когда-то сам служил в Сандунах у их тогдашней хозяйки Ло-

Калейдоскоп событий и фактов

КАЛЕЙДОСКОП СОБЫТИЙ И ФАКТОВ

макиной, тер богатым людям спины, да скреб чужие головы и очень присматривался к существу банного дела: уж очень оно ему «пондра-вилось», и в отличие от честолюбивой барыни Ломакиной знал он о Сандунах все. Вездесущий Бирюков знал, как лишняя копейка отваливается и ловко подставлял свою широкую, чисто мытую руку. Заветной мечтой Бирюкова было выстроить бани у самого Кремля, и он вступил в долгую переписку с начальником Московской торговой полиции Николаем Лукичом Юнгом — еще тем жучилой, любившим писать длинные витиеватые ответы на прошения московских купцов. Его длинные фразы долго катились, и казалось, что он нарочно не хочет ставить точку.

Конечно, начальник торговой полиции Москвы хорошо знал, где ставятся запятые, а где точки. Однако точку ставить не любил, и была этому своя причина, о которой все знали. Никакое дело быстро не кончал — к взятке клонил.

И завязалась долгая словесная баталия, еще раз подтверждающая истину, что времена идут, а люди не меняются.

В своих тягучих ответах Юнг, привлекая архитектора тверского участка Москвы Мартынова, землемера городской управы Трофимова и полицейского врача Дудкина, отказывал Бирюкову в разрешении на строительство бань на купленном им участке у Мо-сквы-реки, дескать, близко от Кремля и Александровского сада. На что Петр Бирюков через бывалого стряпчего на дорогой (восемь гривен) бумаге витиевато отвечал, пеняя на купца Попова, которому та же управа дала разрешение на постройку. А врача Дудкина, тоже большого охотника за взяткой, вообще посрамил, парируя его рассуждения по поводу нарушения гигиены. Гигиена не только не терпит в городах бань, но и требует устройства их, — наставлял взяточников купец кудрявыми письменами стряпчего, и так самому ему мудреный ответ понравился, что набавил он пятак стряпчему за старание.

Долго еще катились туда и обратно витиеватые фразы и понятно почему — шел спор за «золотую московскую землю», в сегодняшней лексике за «золотую московскую милю», но Бирюков своей выгоды не упустил.

Баня в России всегда была и остается серьезным государственным делом и выгодным коммерческим предприятием, а кроме того, местом особенно теплого мужского застолья, о чем свидетельствует сюжет культового фильма Э. Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром!».

Московские банщики всегда гордились знакомствами с выдающимися людьми. Кто только не прошел через Сандуны! В старых Сандунах с удовольствием бывал Пушкин, в новых перебывали многие известные политики, писатели и актеры. Сандуны однажды заменили даже Черное море. Представьте, в бассейне Сан-дуновских бань плескалась целая черноморская эскадра боевых кораблей. Это было в 1925 году, за день до демонстрации в Большом театре фильма «Броненосец «Потемкин».

Накануне торжественной премьеры режиссер картины Сергей Эйзенштейн с ужасом спохватился, что не успел снять важную сцену, и ему пришла удачная мысль доснять ее в Сан-дуновских банях. На киностудии стали спешно готовить макеты кораблей, а ночью бассейн озарился ослепительным светом прожекто-

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или с легким паром/» 1975 г.

Современные проблемы сервиса и туризма

Русская баня или национальные особенности досуга

ров. Все сотрудники студии участвовали в этих комбинированных съемках, имитируя гигантские волны, чтобы на утро ничего не подозревающие зрители увидели новаторскую картину Эйзенштейна, ставшую одной из лучших в истории мирового кинематографа. Так знаменитые московские бани внесли свой вклад в киношедевр.

Завершая рассказ о русских банях как о любимейшем виде национального досуга, хочется сказать, что, несмотря на глубокие мировые культурные традиции банного искусства, берущие начало от знаменитых терм Каракаллы до высокотехнологичных современных саун, русская баня для нас, россиян, всегда будет чем-то большим, чем просто место поддержания гигиены тела. Также, наверное, как Московское метро, которое стало не только быстрым городским видом транспорта, но и любимым местом встреч москвичей и гостей столицы.

1. Рубинов А. Сандуны. Книга о московских банях. М.: Московский рабочий, 1990.

Источник статьи: http://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-banya-ili-natsionalnye-osobennosti-dosuga

Научно-практическая конференция. » Баня парит, баня правит»

Исследование посвящено изучению свойств горения разных видов дров. Мы предположили, что существует один сорт древесины, отвечающий всем требованиям; но, возможно, каждый вид дров обладает своими преимуществами и недостатками, поэтому нельзя назвать один вид дров для бани наилучшим. В ходе эксперимента мы проверили, какие дрова при сгорании в печи дают самую высокую температуру в парной бани. Для проведения эксперимента были выбраны дрова четырех видов древесины: яблони, сосны, дуба и берёзы. В процессе горения мы обращали внимание на такие показатели, как температура в парной, время топки, объем дров, дым из трубы бани и аромат в парилке. Узнав о дровах и горении, мы сможем подобрать идеальные дрова для нашей бани.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_n.r.doc 30.5 КБ
dokument_microsoft_word_5.doc 149 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте! Тема исследовательской работы звучит следующим образом:

«ЛУЧШИЕ ДРОВА ДЛЯ русской БАНИ»

Русская баня является предметом национальной гордости и неотъемлемой частью философии русской души. На Руси с баней были связаны все самые важные события: рождение, свадьба, выздоровление .

Основным элементом русской бани является печь-каменка. Именно каменка служит источником банного жара. Для топки печи можно использовать разные виды топлива. Но традиционным для русской бани является топка дровами.

Мне стало интересно узнать, какие дрова лучше выбрать. У нас на даче есть настоящая русская баня. Папа выстроил баню своими руками, а я как мог ему помогал. Мы любим, чтобы в парной хорошо пахло, огонь в печи горел ровно, долго и давал больше тепла. Узнав о дровах и горении, мы сможем подобрать лучшие дрова для нашей бани.

Цель исследовательской работы – изучить свойства горения разных видов дров, на основании этого выбрать лучшие дрова для бани.

Эксперимент проводился в 4 этапа. Каждый этап соответствовал виду дров. Для проведения эксперимента были выбраны дрова четырех видов древесины: яблоня, сосна, дуб и берёза.

Закладывал дрова в печь и разжигал их папа. Это было сделано в целях безопасности. Подготовленные дрова определенного вида древесины взвешивались. Каждый раз мы использовали по 7 кг дров.

Выяснилось, что дрова, имеющие одинаковый вес, могут отличаться по объему. Топка печи имеет определенный размер. Получилось, что плодовые дрова составляют 1 закладку, сосновые – 2 закладки, дубовые – 1 закладку и березовые – 1 закладку. Максимальный объем имеют сосновые дрова, т.к. они самые легкие.

Каждые 10 минут производился замер температуры в парной. Замер прекращался, когда останавливался подъем температуры. Начальная температура составляла 26°С. На графике видно, что все четыре вида дров обеспечивали почти равномерное повышение температуры в парной. Но 7 кг яблоневых дров хватило на минимальное время 80 мин. Берёза горела на 20 минут дольше, обеспечив температуру всего на 3°С больше. Максимальное время горения обеспечили дубовые и сосновые дрова. При этом сосна дала максимальную температуру в парной 80°С и обеспечила приятный смолистый аромат.

Наибольшей теплоотдачей обладает древесина твердых лиственных пород, наименьшей – древесина мягких пород.

В ходе эксперимента мы выяснили, что 7 кг яблоневых дров дали столько же тепла, сколько и 7 кг берёзовых, чуть больше тепла дали 7 кг дубовых дров. Сосна является исключением. Так как в ней содержится смола, её теплоотдача чуть выше.

Поэтому было бы неправильно назвать один сорт древесины и сказать, что он лучше всего подходит в качестве дров для бани. Каждая порода древесины имеет свои достоинства и недостатки.

Подводя итог, можно сказать, что не существует такого вида дров, который бы соответствовал одновременно всем запросам. Попробуйте разные варианты, и со временем вы найдёте свои идеальные дрова для бани, которые будут отвечать именно вашим требованиям.

Предварительный просмотр:

ЛУЧШИЕ ДРОВА ДЛЯ БАНИ

Глава 1. Горение дров из разных пород древесины………………………….5

1.1 Свойства дров из разных пород древесины…………………………………5

1.2 Особенности теплоотдачи разных видов дров при горении……………..6

Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………………..…8

2.1 Проведение эксперимента……………………………………………………8

2.2 Анализ полученных данных……………………………………………. …9

Русская баня является предметом национальной гордости и неотъемлемой частью философии русской души. «Баня парит, баня правит» – говорится в старой русской поговорке. Это значит, что баня для русского человека нечто большее, чем средство личной гигиены.

История бани началась ещё в глубокой древности, причём у всех народов баня была не только местом для мытья, а особенным, почти священным местом. Считалось, что баня объединяет четыре главные природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Поэтому человек, посетивший баню, как бы вбирал в себя силу всех этих стихий и становился крепче, сильнее и здоровее. Недаром бытовала поговорка «Помылся – будто заново родился!».

На Руси с баней были связаны все самые важные события: рождение, свадьба, выздоровление после тяжёлой болезни. Банная процедура является отличным лекарством от многих болезней. Парение применяется для лечения всевозможных болезней, начиная от серьёзных заболеваний сердечно-сосудистой системы и заканчивая лёгкими простудами. Во всех случаях баня способствует скорейшему выздоровлению при правильном подходе к парению и соблюдении температурного режима.

Основным элементом русской бани является печь-каменка с вмазанным в нее котлом для подогрева воды. Именно каменка служит источником банного жара. Для топки печи можно использовать разные виды топлива. Но традиционным для русской бани является топка дровами.

Дрова – это не просто топливо, это особый дух бани. Они могут быть из древесины лиственных и хвойных пород. Рассмотрим, какими качествами должны обладать идеальные дрова для бани.

Во-первых, они должны долго гореть и давать сильный жар.

Во-вторых, они не должны сильно дымить и засорять дымоход сажей.

В-третьих, они должны иметь приятный или даже целебный аромат.

В-четвертых, они должны быть экономичными.

Следовательно, идеальные дрова для бани должны обладать одновременно всеми перечисленными качествами.

Мне стало интересно узнать, какие дрова лучше выбрать. У нас на даче есть настоящая бревенчатая русская баня с дровяной печкой. Папа выстроил баню своими руками, а я как мог ему помогал. Мы любим, чтобы в парной хорошо пахло, огонь в печи горел ровно, долго и давал больше тепла. Для топки печи папа использует разные дрова. Узнав о дровах и горении, мы сможем подобрать лучшие дрова для нашей бани.

Цель исследовательской работы – изучить свойства горения разных видов дров, на основании этого выбрать лучшие дрова для бани.

1. Рассмотреть свойства дров из разных пород древесины.

2. Изучить принципы сгорания и особенности теплоотдачи разных видов дров при горении.

3. Провести эксперимент по исследованию теплоотдачи разных видов дров в бане.

4. Проанализировать и обобщить полученные данные.

Гипотезы – 1) предположим, что существует один сорт древесины, отвечающий всем требованиям и являющийся лучшими дровами для бани; 2) возможно, каждый вид дров обладает своими преимуществами и недостатками, поэтому нельзя назвать один вид дров для бани наилучшим.

Методы исследования – изучение источников информации (книги, статьи, сайты), наблюдение, эксперимент.

подготовительный (июнь 2012 г.) – сбор информации по теме исследования из различных источников, планирование работы, заготовка дров;

проведение эксперимента (июль 2012 г.)– топка бани дровами разных видов, наблюдение;

подведение итогов эксперимента (август 2012 г.)– анализ собранных данных, выводы.

ГЛАВА 1. ГОРЕНИЕ ДРОВ ИЗ РАЗНЫХ ПОРОД ДРЕВЕСИНЫ

1.1 СВОЙСТВА ДРОВ ИЗ РАЗНЫХ ПОРОД ДРЕВЕСИНЫ

В Толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова дается такое определение. Дрова – это п иленые и расколотые деревья, употребляемые для топлива. В качестве дров для бани могут быть использованы лиственные и хвойные породы.

Хвойная порода стоит первая в списке на целебность аромата. Эфирные масла хвои очень полезны для дыхательной системы. При топке такими дровами в бане будет стоять настоящий аромат хвойного леса. Хвоя горит равномерно и даёт хороший жар, благодаря смоле, содержащейся в древесине. Но наличие смолы является также и недостатком, потому как она способствует повышенному образованию сажи, которая оседает не только на стенках дымохода, но и на камнях (если это каменка периодического действия). Кроме того, когда в процессе горения лопаются смоляные пазухи, искры от них летят во все стороны, что при неосторожном обращении с печью может привести к пожару. Лиственница содержит меньше всего смолы, поэтому и горит не так жарко, как другие. Вдобавок при сгорании выделяется большое количество угарного газа. Ель по содержанию смолы на втором месте, соответственно и горит средненько. Сосна горит жарче всех остальных хвойных.

К лиственным породам относятся дуб, граб, ольха, береза, осина, липа. Дубовые дрова не дымят и горят долго. Пар, наполненный дубовым ароматом, помогает в борьбе с хроническими заболеваниями. У граба очень высокая теплотворная способность и длительность горения. Горят бездымным пламенем. Ольха не дымит, хотя в её составе и содержится смола, но её количество минимально. Ольховые дрова, так же как и осиновые, имеют способность «прочищать» дымоход от сажи. Берёзовые дрова дают высокое и ровное пламя, долго горят. По теплоотдаче уступают только дубу. Берёзовые дрова быстро разгораются, благодаря легко воспламеняющейся бересте. Тут даже растопка не нужна. К тому же, душистым паром берёзы выгоняют простуду, он оказывает животворное действие на дыхательную систему. В бересте берёзы тоже содержится смола, которая не сгорает и оседает на стенках дымохода в виде сажи. Осиновые дрова разжигаются трудно, а сгорают быстро и теплоотдача от них низкая. Осиновые дрова дают длинное пламя, без копоти. В процессе их сгорания происходит разрыхление плотной сажи, которая затем улетучивается. Липовые дрова медленно разгораются, но несмотря на это жар у них стойкий. Липа всегда считалась лечебной. Липовый дух полезен для кожи и лёгких.

1.2 ОСОБЕННОСТИ ТЕПЛООТДАЧИ РАЗНЫХ ВИДОВ ДРОВ ПРИ ГОРЕНИИ

Горение топлива – это очень быстрое его химическое разрушение и окисление кислородом воздуха, сопровождаемое теплом и светом. При этом углерод образует углекислый газ, водород – водяной пар, кислород входит в состав обоих продуктов, а вода испаряется, так что от топлива остается на месте горения только зола (то есть негорючие минеральные вещества).

Важное преимущество древесины заключается в её экологической чистоте. Так, например, при сгорании 1 кг угля выделяется 1,5% серы и 25% золы, а дров – 0,02% серы и не более 0,5% золы. При сгорании 1 тонны дров выделяется углекислого газа в 50 раз меньше, чем при сгорании 1 тонны угля.

Теплотворной способностью дров или теплопроводностью топлива называется то количество теплоты, которое дает одна весовая единица этого топлива при своем горении . Теплотворная способность дров измеряется в единицах теплоты. Единицей теплоты или калорией называется то количество теплоты, которое способно нагреть 1 килограмм воды на 1 градус Цельсия. Измерение температуры сгорания дров производится при помощи особых приборов, называемых пирометрами.

Большое значение при выборе топлива для печи играет влажность древесины. Именно от влажности в большей мере зависит теплотворная способность дров. Принято считать, что наилучшим образом для топки пригодны дрова с содержанием влаги не более 25%. Показатели теплотворной способности (количество теплоты, выделившееся при полном сгорании 1 кг дров в зависимости от влажности) указаны в таблице 1:

Источник статьи: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/09/21/nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-banya-parit-banya-pravit

Оцените статью
Про баню