Не могу простить хама

Не могу простить обидчика. Что делать?

Ответы пастырей

Прощёное воскресенье прошло, а необходимость и дальше прощать обидчиков осталась. Как сделать это в случае большой обиды, когда умом мы понимаем необходимость прощения, но сердце этому всячески противится?

Наши обиды – от самости и гордыни

Начинайте молиться об их здравии и благополучии. После этого обиды растают, как прошлогодний снег

– Замечаю, бывает так, что человек обижается на самого себя. И не может себе простить ту или иную оплошность. Или вспоминает, как обижал родного человека, недодавал ему любви. Это распространённое явление, особенно после смерти кого-то из близких.

Бывает, обижаются на тех, кого на земле уже нет, и не могут простить давно умерших. Чаще всего таят обиду на родителей, особенно на маму. Помню, как одна женщина сказала, что не может простить своего рано умершего супруга. Он умер, а я осталась одна. Как он мог оставить меня одну?! Трагедия одиночества.

Священник Александр Дьяченко И, конечно же, обижаемся на тех, кто ныне пока ещё здравствует. Обижаемся – и не понимаем, что внутренний негатив от всех этих наших обид разрушает не тех, на кого держим обиду, а в первую очередь нас самих. Что толку обижаться на того, кто давно истлел в могиле? Или я затаил зло на какого-то своего знакомого, а тот и знать об этом не знает. Живёт в другом городе, про меня забыл и не вспоминает, а я всё никак не успокоюсь. Отсюда и болезни: от депрессии, сердечно-сосудистых – до онкологии.

Читайте также:  Печь для бани с баком сзади

Наши обиды – от самости и гордыни. Что делать, как себе помочь? Просить о помощи Господа и молиться о тех, на кого держишь обиду. Злишься на усопшего – молись о его упокоении, подавай в храм записочки и ставь на канун свечи. То же самое и о живых. Начинайте молиться об их здравии и благополучии. После этого все обиды растают, как прошлогодний снег. Сомневаетесь? Сами проверьте.

Мы начинаем прощать, лишь когда взрослеем духовно

– Прощение дается непросто. Иногда нужны годы, чтобы кого-то простить. И трудно подобрать нужные слова для тех, кто не может простить.

Моя мама потеряла первую дочь, Галю, когда той был всего год и два месяца. Они находились в деревне, где девочка заболела ангиной. Врач не разобралась с ситуацией, сделала укол, после которого по телу ребенка пошли крупные пятна. Придя в следующий раз и не обратив внимания на аллергическую реакцию, врач уверенно сделала новый укол. Ребенок перестал дышать. Медикаментов, способных предотвратить реакцию препарата, у врача с собой не оказалось. Искусственное дыхание не помогло. Ребенок умер.

Сколько всего пришлось пережить родным в то время, описывать бессмысленно. Врач по понятным причинам старалась вину с себя снять, потом она с мужем уехала из деревни, но если вникнуть в ситуацию, то и она, конечно же, внутренне мучилась. Для моих родных она была из жизни вычеркнута. Мама обратилась к Богу спустя много лет, крестилась, стала исповедоваться, причащаться. Но долго оставалось томное чувство о пережитом. И вот однажды мама специально собралась и поехала в храм. Зайдя под своды церкви, она встала перед иконами, как пред всевидящим взором Божиим, и тихо произнесла слова прощения той, которую долго не могла простить. От сердца что-то отлегло, и мама вышла из храма новым человеком.

Она встала перед иконами, как пред всевидящим взором Божиим, и тихо произнесла слова прощения

Прощать мы начинаем, лишь когда взрослеем духовно, когда по-новому смотрим на прожитое. Да, с нами поступили в каких-то ситуациях несправедливо, подло, гадко, но рядом с нами всегда находится Господь. Он ведет нас за руку сквозь эти терния, чтобы душа стала мудрее, чтобы мы не питали иллюзии этого превратного мира, а созидали то подлинное, что не отнимет никто никогда.

Всякая тяжкая для нас ситуация попущена нам Господом Богом. Она дается, чтобы мы извлекли урок. Многие уроки тяжело даются. Но нас по жизни ведет за руку Господь, Он находится рядом, и Он проводит через эти неприятные ситуации, спасая душу и очищая ее посредством скорбей.

Священник Валерий Духанин Вот что всегда стоит помнить: обида – это то, что уничтожает нас изнутри. Непрощение – это наше мучение, то же самое, как положить за пазуху раскаленные угли. Так страдает тот, кто не может простить. И не прощаем мы по своей слабости. Прощать начинаем, когда душа становится духовно сильнее.

Еще прощать мы начинаем, когда перестаем смотреть на всё вокруг с позиций своей ранимости: «мне не помогли», «обещали, но не исполнили», «обманули, предали». Это позиция эгоиста, который, как некий царь, хочет судить и взыскивать со своих подданных. Но мы не цари, мы – эгоисты, и не прощаем потому, что смотрим на всех лишь с позиции своей выгоды.

Еще мы начинаем прощать, когда вдруг прозреваем, что вокруг нас такие же немощные люди, как и мы сами. Они допускают такие же ошибки, как и мы. Но мы почему-то болезненно взыскиваем с них и не видим своих грехов. Это страшно. И только когда открываются глаза на собственные жуткие немощи, когда мы вдруг видим, что и в нашей душе копошатся подлость, предательство, обман, что и мы крайне быстро искушаемся и грешим, – тогда мы уже понимаем, почему другой человек оступился. Потому что он такой же немощный, как и мы, и допускает он те же самые ошибки.

Не прощать – значит судорожно сжиматься от негодования, то есть быть побежденным и мучиться. Прощение – победа в твоем сердце любви над ненавистью, милосердия над злопамятством. Это – свобода, потому что свободен тот, кто не скован никаким злым пожеланием. Прощение несет радость. Простивший освободился от груза, ибо ему самому грехи прощаются, по слову Христа: «Прощайте и прощены будете» (Лк. 6, 37).

Между грехом по немощи и грехом сознательным – пропасть

Священник Димитрий Выдумкин – В этом случае самый важный момент в том, чтобы это «хочу простить» действительно у нас было, ибо Господь, как известно, целует и наше намерение.

Дело в том, что здесь действителен тот закон, о котором святые отцы Церкви рассуждают, когда говорят о грехе по немощи и грехе сознательном. Между тем и другим – великая пропасть. Если грех сознательный, бесспорно, ведет человека к гибели, то грех по немощи, осознаваемый человеком и встречающий в нем определенную борьбу, имеет совсем иное значение. Значение подобного греха – в постепенном смирении человека и в укреплении его воли в добре. Когда человек осознает свою немощь и устремляется к борьбе с ней, то, если иногда и случаются с ним падения, то и они будут служить его спасению, если, конечно, он не ослабеет в борьбе и покаянии. И на этом пути ему постоянно будет сопутствовать помощь Божия.

Эти рассуждения справедливы и по отношению к греху злопамятства. Нет ничего страшного, что сердце человека по немощи не может быстро отпустить обиду. Не только с таким грехом нам приходится бороться, порой годами и даже десятилетиями. Самое главное, чтобы у человека было искреннее желание простить, борьба с любыми проявлениями злопамятства в сердце и постоянная молитва ко Господу о помощи в преодолении греха. Если эти три основных момента в отношении к этому, да и ко всякому иному, греху у человека присутствуют, это говорит о том, что он на верном пути и, когда Богу будет угодно, непременно одержит победу.

Помыслы об обиде – это когда бесы накручивают человека

Священник Сергий Бегиян – Иногда, чтобы простить, нужно совершить над собой немалый труд, практически подвиг. Чтобы изжить обиду из сердца, нужно молиться за обидчика, причем не просто «помянуть» его на утренней молитве. Бывает так, что помыслы об обиде не дают ни спать, ни есть, что постоянно в уме ведется словесная перепалка с обидчиком, – это бесы накручивают человека, не дают утихнуть озлоблению и раздражению. В это случае только молитва, непрестанная молитва Иисусова за человека поможет прийти в себя: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй раба Твоего имярек!» Только так я многократно спасался от мысленной бури. Также нужно вымаливать себе и способность простить человека, который согрешил против тебя. Молишься, вспоминаешь свои собственные грехи, и тогда потихоньку приходит не просто умственное осознание, а сердечное принятие того, что каждая обида и искушение – это наказание и вразумление за наши собственные грехи. Тогда сердце умягчается и открывается – и злопамятство исчезает.

Источник статьи: http://pravoslavie.ru/119839.html

Как бороться с хамством и научиться прощать обиду

Общение всегда приятное дело, если конечно, в нем нет обидных замечаний и нелестной критики. Всегда грубое замечание не только от родного человека, но и от совершенно постороннего, может испортить настроение на весь день. Но с хамством нужно бороться, не зависимо, откуда оно раздается — с проезжей маршрутки или с собственного мобильного телефона.

А если вернуться к грубым критическим замечаниям, то они, скорее всего, заложены в нас, а точнее, в нашем воспитании. Как обычно, мы всегда копируем кого-то в общении, и переносим всю сущность на наших родных, близких и даже на незнакомых людей. То, что в своем воображении и окружающем мире мы видим, то и переносим в процесс общения не только в устном разговоре, но и в диалоге по мобильному телефону.

Очень часто в нашем общении встречается хамство, которое в свою очередь, есть защитная реакция человека на его страх и неуверенность. А если разобраться, то защитная реакция всегда срабатывает нападением, которым человек очень часто прикрывается как надежной ширмой.

Что делать, если вы столкнулись с хамством? Конечно, лучшее средство от хамства – это полное его игнорирование. Считается, что если вы всяко будете отвергать нелестные отзывы хама, он быстро утратит к вам интерес, если начнете спорить с ним – это, скорее всего, его подзадорит. В таком случае, он лишь получит хорошую возможность вас оскорблять и наслаждаться собственной правотой.

Лучшее средство борьбы с хамом – не принимать всю критику на свой счет и не начинать оправдываться перед обидчиком. Так вы ничем не сможете себя оправдать, а вот подзадорить его всегда сможете.

Не забывайте, что нет таких средств, которые смогли приструнить хама или обидчика. Есть только слабовольные люди, которые не могут или не хотят это делать в своё же благо. Запомните, что нет методов и средств борьбы с хамством, а если лишь тактика, которую вы сами себе можете выбрать.

Как научиться прощать

Обиды и огорчения присущи любому человеку, и одни о них быстро забывают и не вспоминают, а другие — помнят всю свою жизнь. Конечно, неприятно, если кто-то начинает вас огорчать или обижать, но вдвойне обидно, если это делает ваш любимый человек. Из-за этого возникают ссоры, раздоры и непонимание друг друга. И даже, если в дальнейшем последуют извинения от вашей второй половины по поводу нанесенной обиды, не всегда хочется выслушать чужие извинения. А всё дело в том, что вы не умеете прощать обиды. Как же научиться прощать?

Что касается обид и непонимания, то семейный психолог считает, что с ними нужно научиться справляться либо самостоятельно, или же при помощи специалиста. Тот человек, который долго не может простить обиду, сам себя загоняет в состояние стресса и депрессии, а тот партнер, который быстро прощает обиду, всегда на жизнь смотрит легко и непринужденно. А вот вы сами должны выбрать, что вам больше всего по душе, или к чему вы больше всего склоняетесь.

Уметь прощать это не значит, что даже самую большую обиду вы должны молча глотнуть и никогда о ней не вспоминать. Прощает тот человек, который умеет себя ценить и уважать. И прощая другого человека, вы не идёте ему на уступки и не делаете большого одолжения. Вы это делаете ради себя самого, чтобы освободиться от неприятного чувства, которое не даёт покоя длительное время.

Отпуская обиду, вы сразу почувствуете, как вы начинаете становиться более уверенным в себе человеком, сильным и спокойным. Пусть даже некоторые люди не достойны вашего прощения, всё равно, отпустите от себя обиду, и не вспоминайте о ней никогда, и вы увидите, настолько вам станет легче жить и дышать.

Источник статьи: http://astrovenus.ru/kak-borotsya-s-hamstvom-i-nauchitsya-proshhat-obidu/

Как ответить на хамство? Объясняют священники Смирнов и Ткачёв.

Как нужно вести себя с хамом? Что мы можем противопоставить ему? На этот вопрос отвечают священнослужители Димитрий Смирнов и Андрей Ткачёв. Но сначала — коротенькая притча.

«Жил-был Ной. Тот самый, который построил ковчег. Он спасся и оказался на суше. Не один, а вместе со своей семьёй, в том числе с сыновьями — Симом, Иафетом и Хамом.

Ной начал возделывать землю, насадил виноградников и со временем принялся собирать урожай. Ной не знал тогда ещё о свойствах вина. И поэтому, попробовав его, он захмелел и обнажённым уснул в шатре.

Проходящий мимо Хам увидел совершенно обнаженного отца, тотчас побежал к старшим братьям и позвал к их шатру, чтобы они тоже могли посмеяться над опьяневшим Ноем. Братья пошли, но на пороге отвернув взгляд, зашли задом, чтобы не видеть голого Ноя и накрыли отца покрывалом».

С тех пор имя Хам стало нарицательным. Поведение Хама трактуется как насмешка и неуважение к отцу, что в дальнейшем вошло в содержание термина «хамство». Но если изначально «хамство» означало пренебрежительное отношение к культурным запретам, позже оно обрело более широкий смысл. Хамом теперь мы называем грубого, наглого человека.

Снова вернёмся к вопросу: как нужно реагировать на действия человека, который ведёт себя по-хамски?

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Когда возникает ситуация, когда кто-то начинает поносить то, что тебе дорого, то обычно это делается с провокационной целью. Чтобы человека, для которого всё это ценно, привести в состояние раздражения. В этот момент переубедить грубияна невозможно. Можно только вступить в перепалку. Спрашивается: зачем? Это противоречит тому, что написано в Священном Писании:

«Немощного в вере принимай без споров о мнении».

Раз человек кипятится, начинает оскорблять тебя, то тебе надо удалиться. Самое милое дело. Я и мальчишкам советую, если их в школе дразнят, постараться не реагировать. И когда задира увидит, что реакции нет, тогда и смысл дразнилок теряется. Потому что цель: вывести из себя.

А в случае со взрослым человеком сражаться в перепалке бесполезно. Вы ничего не докажете, потому что у оппонента цель другая. Цель: не установить истину, а вывести из себя на свою волну раздражения и гнева.

Если вы не можете простить того, кто оскорбил, обидел, унизил, нужно каждый день молиться, чтобы Господь изъял это из памяти. И потом, надо запомнить слова Христовы:

Как нужно молиться? «Господи, прости ему все его согрешения. Помоги ему в воспитании собственных детей. Пошли ему здравия, благополучия, мирный дух. Пошли ему хорошие условия на работе и любовь коллег…» Можете продолжать.

Бывает, что подростки ведут себя по-хамски по отношению к своим родителям. Меня очень часто спрашивают, как нужно поступить с такими детьми? Если по-христиански поступить, то их нужно выгнать из дома. Но это не все родители могут, потому что не все родители — христиане. Родители настолько бывают влюблены в своих хамов, которых они вырастили, что для них это непосильный подвиг.

Хотя в воспитании таких хамоватых детей виноваты не только родители… Родители, скорее, потакают. Большее влияние оказывают школа, улица, пресса, эстрада, мода…

Когда человек сам испытывает какую-то ненависть, здесь возможно молиться за того, кого обижаешь. Ведь эти страсти — злоба и ненависть — мучают душу. Нужно обратиться за помощью к Спасителю. Нужно утром и вечером молиться Богу о том, чтобы он освободил вас от этих пагубных страстей.

Андрей Ткачёв, протоиерей:

Хамство — это насмешка над чужим позором. Насмешка над чужой слабостью. Но и, в особенности, насмешка над родителями, начальниками, царями, чиновниками, вельможами.

Все сплетни, пересуды, обмен «жёлтыми» новостями — это сплошное хамство. Это желание посмеяться над чьей-то слабостью. Весь юмор, кстати, на этом построен, все эти Камеди Клабы — это, по сути, высвечивание чужой наготы, и гомерический хохот в ответ.

А как вы обычно ведёте себя по отношению к хамам?

Друзья, если было полезно, ставьте лайк. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/smotrivsebja/kak-otvetit-na-hamstvo-obiasniaiut-sviascenniki-smirnov-i-tkachev-60379307109f4c102e732070

Оцените статью
Про баню