- Образ бани в сказках
- Баня в русских народных сказках: символ чистоты и волшебства
- Сказки – древнейшее наследие
- Баня – часть жизни наших пращуров
- Баня – опасное место?
- Лечебная роль бани
- Баня – место засады и тайны
- Ключевая роль бани в сказках и жизни
- В детстве я мечтала о шапке‐невидимке Банника. Он как домовой, но живёт в бане: образ в сказках (по моим детским воспоминаниям)
- Все мечтали об Адидас, а я о шапке-невидимке Банника, или про образ хозяина бани в сказках
- Сказка про Банника и Ивашку
- Русская баня в мифологических рассказах
- Баня в сказках
- Русская баня в мифологии
- Последние банные новости на ДедИлья.ru
- Секреты дубового веника
Образ бани в сказках
Тема бани и всего что с ней связано, получила широкое распространение в произведениях искусства.
«Добра та речь, где про баньку да печь».
В частности, тема бани в русских народных сказках нередко встречается мотив похода героя в баню, связанный, как правило, с его обессиливанием.
Наша банька всё отмоет,
Всё очистит, освежит.
Телу молодость откроет,
Ум и душу вдохновит!
Тема бани в произведениях литературы.
Ценителями бани были великие русские писатели. Современники А.С. Пушкина отмечали, что поэт очень любил русскую баню, а в Сандунах бывал неоднократно. Поэт любил и уважал баню с детства, и куда бы ни заносила его судьба, он стремился ознакомиться с банными обычаями. Великий русский писатель Л.Н. Толстой, как и Пушкин, был большим поклонником водных процедур, омовений, массажей и бани.
Как Вы думаете, мог ли человек, равнодушный к русской бане, так поэтично описать ее?
Александр Пушкин, отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»:
Но прежде юношу ведут
К великолепной русской бане.
Уж волны дымные текут
В ее серебряные чаны,
И брызжут хладные фонтаны;
Разостлан роскошью ковер;
На нем усталый хан ложится;
Прозрачный пар над ним клубится;
Зеленый веник, терпкий банный дух.
Поддать, еще! кричу я с верхней полки,
А в теле — раскаленные иголки,
И, жаркой не выдерживая порки,
Как черт от ладана бежит недуг.
В жизни, мирной или браной,
У любого рубежа,
Благодарны ласке банной
Наше тело и душа.
Не стремись прежде времени к душу,
Не равняй с очищеньем мытье.
Нужно выпороть веником душу,
Нужно выпарить смрад из нее.
Русская баня описана и у А.П. Чехова, чей небольшой рассказ «В бане» дает читателю возможность прикоснуться к традициям простого московского люда и к его любопытному поведению. Упоминали о бане В. Шукшин, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Белов, Б. Бедный, А. Фадеев, Г. Марков, А. Твардовский, В. Солоухин — всех трудно перечислить!
Описание бани в произведениях литературы — это банное действо, некое языческое волшебство, в конечном счете дающее мир и покой душе, трепетное ощущение каждой клеточки своего тела.
Источник статьи: http://www.finnspa365.eu/page_37/
Баня в русских народных сказках: символ чистоты и волшебства
В каждой четвертой-пятой русской народной сказке есть упоминание о бане. Где-то она вводится в действие вскользь, где-то баня – центральная фигура повествования. Иногда баню собираются использовать по прямому назначению, для мытья, иногда – для попытки умерщвления главного героя, как место засады, а есть сказки, где баня – средство исцеления.
Сказки – древнейшее наследие
Почему баня так часто упоминается в бывшем устном, а теперь уже и письменном народном творчестве? Сказки выучивались наизусть и передавались от поколений к поколениям, так продолжалось веками и тысячелетиями. Сказки, сказания – не просто развлечение, а удобный способ передачи исторической, религиозной и мистической информации.
Не зря славянские народы считаются самыми образованными и умелыми для своего времени, а их религиозные служители – волхвы, по многим данным, владели огромным количеством информации, причем многие знания впоследствии были утеряны. Ученики волхвов должны были с малых лет заучивать наизусть различные предания, в том числе и сказочные.
Сказки рядовому человеку всегда было легче воспринимать. Точнее, легче запоминать и понимать информацию, заложенную в сказочные предания. Это касается детей в большей степени, но и многие взрослые лучше усваивают сложные данные в игровой форме. Современный научно-популярный фильм – не унылое перечисление характеристик, допустим, трактора, а зрелищный, динамичный ролик с участием этой полезной тяжелой техники.
Так и сказки тысячелетия назад давали понять, что можно делать в жизни, а что нельзя, где правда, а где кривда. Но что же баня, в чем смысл упоминаний в сказках о ней?
Баня – часть жизни наших пращуров
Наличие всевозможных видов банных сооружений подтверждают археологические раскопки стоянок племен скифов и сарматов две-три тысячи лет назад, а позже появляются документальные подтверждения приверженности славян к парению в бане.
У кочевых народов были походные бани, быстро устанавливаемые и снимаемые, оседлые славяне строили стационарные домики для мытья, но важно то, что наши предки не представляли жизнь без бани и банных процедур. Все это отразилось в сказках.
Все оседлые персонажи, у которых есть дом или его подобие, перед планируемым употреблением героев в пищу намереваются их отмыть. Приверженность наших предков к гигиене перешла в сказках даже к отрицательным персонажам. Например, баба-яга во многих сказках отправляет в баню то сестру с братом из «Гуси-лебеди», то присланную злой мачехой девочку. Обычно героям помогает избежать гибели различные волшебные помощники, такие как кот, отвечающий злой бабке из бани вместо девочки и др.
Интересно, как доблестные молодцы отвечают злым колдуньям во время первой встречи. Вообще, баба-яга встречается в половине русских народных сказок. Она олицетворяет границу между миром живых и мертвых. Главная колдунья не то чтобы совершенно плохая, она просто не очень любит человеческое племя, но иногда на определенных условиях помогает выполнить практически безнадежные задания. Так вот, баба-яга, когда обнаруживает в своей избушке человека, то первым делом собирается его съесть, но герой избегает немедленного «съедения», просто попросив у бабки помыться, поесть и попить!
Добрый молодец говорит, мол, ты вначале баньку истопи, потом накорми, напои, а после разговоры будем вести. Удивительно, но ведьма послушно исполняет требования и в большинстве случаев помогает герою. Конечно, не баня тому причина, а весь комплекс условий. Видимо, после того как богатырь попарился, поел-попил, он стал «своим», неприкосновенным.
Из этих сказок видно, что добровольные гости бабы-яги или ее невольники – все должны побывать в бане. Зачем это указывать? Прививать любовь к чистоте надо с детства – и что может быть лучше сказок! Ребенок, с малых лет слушающий истории про добрых и злых героев, а также о том, как они отправляются в баню как минимум захочет узнать, что это такое. Если родители в этом не откажут, то дети обретут крайне полезную привычку париться в настоящем русском народном оздоровительном центре – бане!
Баня – опасное место?
Во многих сказках говорится о том, как героев пытаются заманить в баню, а там погубить, разжигая страшный огонь. Так происходит в сказках «Иван – мужицкий сын», «Летучий корабль» и «Иван Быкович», причем в последней сказке баню топили три месяца. Героев спасают волшебные существа или предметы, замораживающие раскаленные бани.
Отчего в средоточии чистоты и здоровья, каким представлялась (и вполне справедливо) нашим предкам баня, происходили такие страшные вещи? Возможно, повлияла славянская мифология, где описывается волшебное существо, живущее в бане – Банник. Дух бани – довольно враждебный по отношению к людям, в отличие от Домового и Овинника, коих надо было звать на помощь, если попал под горячую в прямом смысле руку Банника. С Банником можно было жить в мире, для этого стоило оставлять ему после каждого купания прогретую парилку, кадку чистой воды, веник.
Но отчего в сказках героев заманивали в баню могущественные персонажи, ведь они могли лишить жизни проще, в бою или подослав лихих людей? Скорее всего, смерть в бане могла считаться «несчастным случаем», не вызывающим подозрений. Ведь в те годы все знали, что если не угодил Баннику, то он может запарить насмерть, обернувшись родственником или знакомым.
Лечебная роль бани
В сказке «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды», ставшей, кстати, прообразом для «Сказки о царе Салтане…» Пушкина, Иван-царевич излечивает незрячие глаза своей матери. А делает это он в бане! В других сказках также упоминается лечебная сила бани и горячего пара.
Наши предки издавна считали баню лекарством от всех болезней, и в большинстве случаев были правы. В Киеве начала второго тысячелетия христианские священники официально призывали киевлян строить бани, уже тогда понимая их пользу. В Европе еще несколько столетий будут в столицах нечистоты выливать прямо возле дома, и мыться только под дождем, а русские люди следили за чистотой и почти не болели.
Расписывать пользу от пара нет смысла, главное, что баня реально помогает, и это подтверждают все новые и новые научные исследования. Наши пращуры получили знание от волхвов, а может опытным путем определили пользу бани, что отразилось в народных сказках.
Баня – место засады и тайны
В сказке «Двое из сумы» владельца волшебной сумы, старика, отправили в баню попариться, а в это время подменили волшебный предмет на обычный. Старик, конечно, вернул имущество и наказал обидчиков, но суть в том, что от похода в баню никто и не думал отказываться, настолько чистота была в крови у русских народов.
В сказке «Притворная болезнь» царевна точно так же, с недобрыми намерениями, послала мужа Ивана в баню. Он пошел полежать на полке, но в итоге был сражен злым героем Пан Плешевичем. Сговор царевны и Пана Плешевича был, как и все злое в сказках, наказан, а добро восторжествовало. Однако баня вновь стала тем местом, куда герой точно пойдет по приглашению попариться.
Еще одна интересная сказка – «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». В ее сюжете нет смертоубийства в бане, но есть эпизод, в котором отец трех дочерей неохотно соглашается мыться в бане, потому что ночь и будет темно. Месяц его все же уговаривает, а сам просовывает палец в дырочку в стене, отчего в бане становится светло, а старик довольный уезжает. Здесь баня выступает, как простое средство показать могущество Месяца: он может ночь сделать светлой. Тем не менее выбрана именно баня, и это неспроста.
Ключевая роль бани в сказках и жизни
Баня в русских народных сказках встречается и как место очищения, и как средоточие чего-то необычного, волшебного и даже смертельно опасного. И недаром, ведь раньше в бане принимали роды, тут молодые очищались перед свадьбой и после нее. В бане и сейчас девушки гадают на суженого, а раньше это было повсеместно. Баня – часть дома, но всегда остается слегка отстраненной от обыденной жизни, ведь тут жили волшебные существа.
Так и в сказках: в бане происходят всевозможные события, хорошие и плохие, ведь баня – часть жизненного уклада и быта русской семьи.
Источник статьи: http://bpk-nn.ru/stati/30-banya-v-russkikh-narodnykh-skazkakh-simvol-chistoty-i-volshebstva
В детстве я мечтала о шапке‐невидимке Банника. Он как домовой, но живёт в бане: образ в сказках (по моим детским воспоминаниям)
Недавно старшая дочка подошла ко мне с вопросом-просьбой.
Говорит: «Мама, а Вы с папой мне купите лабутены, когда я подрасту? Я бы хотела, чтобы у меня были такие туфельки».
И вспомнилось, мне о чём я мечтала в свои 11 лет. Рассказала об этом дочери, она удивилась и сказала, что не думала, что я в её возрасте ещё верила в сказки.
А ведь это и не сказки вовсе, а наша родная мифология, которая в отдалённых уголках нашей Родины сохранилась даже в 21 веке.
Все мечтали об Адидас, а я о шапке-невидимке Банника, или про образ хозяина бани в сказках
Самые счастливые воспоминания моего детства связаны с поезками к бабушке и дедушке в деревню.
Особенно мне запомнилось лето, когда мы с папой и мамой добрались к нашим родным только ближе к ночи.
Было очень жарко, всю дорогу хотелось пить, а когда приехали хотелось помыться.
Но нашу просьбу о растопке баньки бабуля с дедулей выполнить не поторопились.
Точнее, сказали, завтра с утра. Сейчас нельзя. В баньке сейчас моется Банник с его гостями. Это как домовой, только он в бане живёт.
Какой ещё Банник, спросила я тогда. И бабушка рассказала мне сказку, которую в детстве ей сказывала её бабушка.
Сказка про Банника и Ивашку
Как-то Ивашка забрёл в незнакомую ему деревню. Искал ночлега. Но никто ему предоставить его не хотел.
Грязный ты, говорят. Нам не гоже такого в дом пускать. Бродил, бродил паренёк в поисках приюта и на самом краю деревни набрел на заброшенную баню.
Время уже за полночь, потому парень, не гадая, решает переночевать в баньке. А банька‐то, на первый взгляд, ладная.
И не знал Ивашка, что баню не просто так забросили.
Банник, тот, что жил за печкой, рассерчал на бывших хозяев, что они в баньке смрад и грязь развели, да ещё мыться самому Баннику ночью мешали.
Вот он их и понапугал так, что они в другую сторону жить сбежали.
И теперь этот Банник всех пугал без разбору, пуская пуще пара и бросаясь в желающих у него помыться путников.
Ивашка прошёл в баньку, крестик снял в предбаннике. Венечки в баньке были сочные, берёзовые. Прям загляденье.
Банька почему-то была натоплена. И не холодно, и не жарко ‐ в самый раз.
Начал песни петь наш герой да плясать. Так же веселее мыться.
Вдруг из-за печи показались чьи‐то сверкающие глазки и борода в перемешку с березовыми листьями. То был рассерженный Банник.
Коснулся нечистый воды в котле, и она обратилась в лёд. Повернулся Ивашка к Баннику и, увидев грозного старичка, расплылся в улыбке.
‐ Здравствуй, хозяин. Будь так добр прояви великодушие ‐ разреши помыться и одну ночку в бане твоей переночевать, а я твою баньку отчищу и отмою до блеска.
Банник задумался. Завтра Пасха, море русалок да леших в гости в полночь обещались. Вот они удивятся, что его банька чиста как в первый день омовений.
А этого Ивашку можно тут потом и уморить всем вместе. Весело будет, попортить людям праздник.
Разрешил Банник уборку, даже попарить сам предложил гостя. А потом устал и уснул на лавке.
Вспомнилось вдруг Ивану все, что ему мамка в детстве про хозяина бани сказывала.
В ночь перед Пасхой с ним сладить можно, украв у него его шапку‐невидимку.
Стянул шапку Ивашка с Банника и давай бежать прочь из бани.
Нечесть долго его преследовала, пока не укрылся парень с шапкой в маленькой церквушке. Шапка принесла Ивашке много радостей, славу и почёт.
А Банники с тех пор стали ещё свирепее. Берегут свои шапки-неведимки как зеницы ока.
Людям подобным Ивашке не доверяют, а особливо наказывают пьяниц, буянов и полуночников.
Вот после этой сказки я и стала мечтать о шапке Банника. Какие тут Адидасы, когда речь о том, чтобы в сказке побывать. Каждый раз шапку в бабушкиной бане искала)))
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5d805976c31e4900afebc638/v-detstve-ia-mechtala-o-shapkenevidimke-bannika-on-kak-domovoi-no-jivet-v-bane-obraz-v-skazkah-po-moim-detskim-vospominaniiam-5e731143f2eeaa232df99134
Русская баня в мифологических рассказах
Так как баня всегда почиталась на Руси, то и мифологических рассказов с ней было связано предостаточно. В основном, значение бани в мифологии осмыслялось, как место смерти или перехода из мира в мир.
Поэтому-то русские в некоторой степени страшились бани, ночью в нее не ходили и иногда называли местом без креста, неосвященным. Объясняется это осмысление банально: смывая в бане все негативное с себя, человек оставлял плохую энергетику в этом месте. Смытые отрицательные вибрации уходили в землю и как бы приманивали нечистую силу.
Баня в сказках
Что может быть фантастичнее и нереальнее сказки, которая всегда отражала действительность в мифологемах. Когда же упоминалась баня? А всегда, когда Иван-царевич искал суженую или выполнял какое-то задание, ему приходилось встречаться с Бабой-Ягой. Эта добрая старая женщина, перед тем как отведать русского мяска, обязательно норовила царевича в баньке попарить. А как же без бани: все плохое нужно было смыть с будущего обеда. Но всегда в сказочном пространстве главный герой или сдружиться с бабкой или обхитрит ее и спасется.
Встреча с Бабой-Ягой тоже была переходным моментом, а баня как ритуал, омывала героя и очищала его дух и мысли, чтобы он мог вступить на верный путь со светлой головой.
Русская баня в мифологии
Самым главным мифологическим персонажем , связанным с баней, был баенник, так сказать, домовой или дух, охранявший баню. Баня символизировала собой место, где встречаются реальность и потусторонний мир. А баенник не допускал непосвященных попасть ненароком туда, куда не надо.
Народное воображение рисовало его маленьким старичком с длинной белой бородкой и хитренькими глазками. Он мог и защекотать, и косы у девок повыдергать, и схватить так сильно, что придушить.
Гораздо позже с повсеместным распространением христианства на Руси чертям и бесятам приписывали баню, как их обиталище. Они могли ради забавы загнать человека в гроб.
Мифологические рассказы упоминают о случаях, когда мужчину не могли вытащить из бани всей деревней. Он стонал, кричал, а в бане работали топоры и молотки. На утро его нашли мертвым в гробу. Еще одна история приключилась с девкой, которая смогла обмануть чертей. Они прибили подол ее рубашки к полу, но девушка скинула рубаху и сарафан и выбежала из бани нагишом. Утром ее вещи нашли разодранными в клочья.
Современные бани в СПб, конечно, еще не прославились мифическими персонажами, но вполне могут порадовать посетителей соблюдением вековых обычаев и традиций.
Последние банные новости на ДедИлья.ru
Секреты дубового веника
5 правил хорошего дубового веника — подробнее
Источник статьи: http://www.dedilya.ru/topic_sauna/raznoe-o-banjah-i-saunah/russkaja-banja-v-mifologicheskih-rasskazah/