Обрядовая баня древних славян

Славянская баня

Баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня, байна) была в обиходе у славян уже в V-VI в.в., еще скифы, жившие на территории России, использовали горячую воду и пар. Лет 800-900 тому назад в городах России, Волжской Болгарии и на других европейских территориях уже строили каменные бани, сочетающие местные традиции с восточными. В 1090 году в Переславле по указанию епископа Ефрема, ставшего затем киевским митрополитом, была построена большая каменная баня. На месте города Буглар — столицы Волжской Болгарии — в IX-XIV веках обнаружены остатки пяти каменных бань. Но всё же основное население в этих краях пользовалось деревянными банями.

История бани началась ещё в глубокой древности, причём у всех народов баня была не только местом для мытья, а также особенным, почти священным местом. Считалось, что баня объединяет 4 главные природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Поэтому человек, посетивший баню, как бы вбирал в себя силу всех этих стихий и становился крепче, сильнее и здоровее. Недаром на Руси бытовала поговорка «Помылся – будто заново родился!».

Бани всегда пользовались особым почётом на территории России. На Руси с баней были связаны все самые важные события: рождение, свадьба, выздоровление после тяжёлой болезни.

Так, была такая традиция: обязательно необходимо было посетить баню перед венчанием и на следующий день после свадьбы. Наши предки полагали, что предназначение бани состоит не столько в очищении тела, сколько в очищении души. Считалось даже, что если больному не помогла баня, то ему уже ничто не поможет.

Парную баню на Руси называли мыльней, мовней или влазней. По данным историков (история русской бани), ещё в 5-6 веке на Руси были в ходу такие бани, причём ими пользовались как богатые, знатные люди, так и простой люд. Поэтому несправедливо считать русский народ нецивилизованным, отсталым и не имеющим никакого представления о личной гигиене. Русская баня – одна из самых древних, она появилась почти одновременно с самим возникновением славян. О бане упоминается в устном народном творчестве ещё тогда, когда даже не было письменности. Возможно, славяне придавали такое большое значение бане, поскольку в то время они были язычниками и привлекали в бане благосклонность таких важных стихий, как вода и огонь. Так или иначе, но бани всегда играли огромную роль в жизни русского народа.

Наши предки издревле верили в целебную и очистительную силу бань (возникновение русской бани), связывали здоровье с чистотой. Баня всегда считалась самым лучшим способом преодолеть хворь, сглаз и вообще всё плохое. Со временем предложение искупаться в бане стало признаком гостеприимства. Так, гостя сначала вели в баньку и лишь затем кормили и укладывали спать.

Кстати, было бы неверно связывать парную баню только со славянами. На самом деле такие бани появились впервые у многих народов Поволжья, Урала и Сибири – не только у славянских племён (история бани), но также у финских, угорских и других. Например, в тайге и в наши дни сохранились избушки охотников, построенные по принципу бань. Во времена великого переселения некоторые финские народы перенесли парную баню по-чёрному в Скандинавию и Европу. Есть мнение, что древнеиндийские бани темаскуали, в которых до сих пор парятся вениками из кукурузных стеблей и лечебных трав, принесли в Америку сибирские племена.

Бани были настолько важны для наших предков, что даже в договоре с Византией в 907 году было специально оговорено, что русские послы в Константинополе могут посещать бани в любое время (возникновение русской бани). Описание бани встречается ещё в «Повести временных лет» и иностранных летописях. Русские бани удивляли большинство иностранцев. Особенно их поражало то, как русские парились в бане, обливаясь квасом или ледяной водой и, и били друг друга веником. Иностранные путешественники даже считали парение в бани добровольным мучением, пыткой. Они очень боялись парения, однако после посещения русской бани чужеземцы чувствовали себя замечательно. Впечатления от русской бани были настолько сильными, что слух об оздоровительном эффекте русских бань распространился по всему свету.

Между тем, целебный эффект бани был известен ещё древним грекам. Наши монахи, изучив немало трудов древнегреческих греков, решили проверить, какой на самом деле эффект производит баня на больных. Эти наблюдения подтвердили, что банная процедура является отличным лекарством от многих болезней. Повсеместно при банях стали появляться своего рода больницы.

Читайте также:  Как идти в баню есть или нет

О русских банях писали многие европейские и азиатские путешественники (история русской бани). Сами иностранцы привыкли мыться в купальнях с тёплой водой, поэтому, увидев, как разгорячённые после бани русские, ныряли в ледяную прорубь или обтирались снегом, чужеземцы приходили в ужас. После такого зрелища русские казались им настоящими богатырями.

В древности русские бани представляли собой небольшой деревянный срубовой домик с единственным окошком, находящимся под потолком. Щели между брёвнами обычно были законопачены древесной смолой и мхом. В углу стояла большая печка-каменка, в которой разжигают огонь, отапливающий саму баню и нагревающий камни, положенные сверху на печь. В бане также стояла бочка или чан с водой. Когда камни раскалятся, огонь тушили, а раскаленные камни поливали водой. При этом двери и окно плотно закрывали и парились, сидя или лёжа на полках. На верхней полке могут париться только выносливые и опытные парильщики, так как температура там может достигать 100 градусов. Как правило, бани ставили недалеко от водоёмов. Зимой после бани люди выбегали нагими на улицу и ныряли в прорубь или обтирались снегом, как мочалкой. Летом же после бани просто обливались холодной водой или прыгали в водоём.

Первые бани строились исключительно из брёвен. Лишь в одной из летописей 1090 года было упомянуто о кирпичной бане, построенной в Переславле.

Баню мог построить любой человек, имеющий достаточно для этого земли. В середине 17 века даже вышел указ, в соответствии с которым бани разрешалось строить только на расстоянии от жилых домов, видимо, во избежание возгорания. Традиционно бани топили по субботам, поэтому субботы назывались банными днями, не работали даже присутственные места. В домашних банях мылись всей семьёй, и мужчины, и женщины парились все вместе, без какого-либо стеснения. Общественные бани отличались лишь тем, что женщины мылись на одной половине, а мужчины – на другой. Лишь с 1743 года стало запрещено в общественных банях мужчинам старше 7 лет заходить в женскую баню, а женщинам входить в мужскую баню.

Стоит отметить, что в древности люди ходили в баню не для того, чтобы просто мыться, а чтобы прогреть тело и пропотеть. Прогревание полезно для успокоения нервной системы, кроме того, парение в и прогревание в бане повышает умственные способности. О целительных свойствах русской бани писал ещё португальский врач императрицы Елизаветы Петровны Санчес (1778г.). Он считал, что русская баня вполне может заменить почти все лекарства. Когда Санчес покинул Россию, он содействовал открытию парных русских бань в крупных городах Европы.

Распространению русских бань в Европе поспособствовал и Петр I, который приказал построить бани для своих солдат в Париже и Амстердаме во время своего пребывания там. А после войны с Наполеоном солдаты русской армии построили бани во всех освобождённых странах и научили «баниться» местное население.
Древний трактат описывал 10 преимуществ бани: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин.

В начале 19 века в Москве было уже 1500 частных и 70 казённых бань. В начале 20 века при каждой больнице и лечебнице имелась парная баня, которую прописывали больным, страдающим ревматизмом, подагрой, водянкой, ожирением и т.д.

В наши дни русские парные бани пользуются огромной популярностью и за пределами нашей страны. Оздоровительный эффект и полезные свойства русской бани сегодня являются общепризнанными.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник статьи: http://unknown.mirtesen.ru/blog/43363000419/Slavyanskaya-banya

Баня-баенка — банные обряды славян

В жизни мирной или бранной, у любого рубежа,

Благодарны ласке банной наше тело и душа…
А. Твардовский «Василий Тёркин»

«Вот тебе баня ледяная,
Веники водяные, парься –
Не ожгись, поддавай – не
Опались, с полка не свались!»

Баня всегда была неотъемлемой частью быта наших предков и средством от множества болезней, снятия порчи и других наваждений вредоносных сил. Итак, баня протоплена с утра, выстоялась часа полтора-два, подготовлена и ждёт…

Неказистое, закопченное крестьянское строение в урочный час преображается в храм Лада. Это превращение происходит в тот самый миг, когда начинается банный обряд. Именно тогда баня достигает своей высшей магической силы. Её власть над человеком становится и необъяснимо притягательной.

Баня выполняла не только свою непосредственную лечебно-гигиеническую функцию. В сознании крестьян она служила и для тесно взаимосвязанных утилитарных и обрядовых действий.

Читайте также:  Светодиодные светильники для парилки бани

Реальный взгляд на баню смешивался с чем-то сверхъестественным, поскольку в бане крестьяне видели черты пограничья с Навью. После насильственной христианизации Руси позиция русской бани отражает судьбу языческих храмов в христианском мире, где они обрели статус прибежища злых сил. Но, несмотря на это, славяне баню любили, любят и будут любить.

В крестьянском быту баня выступала в роли языческого святилища, ведь без неё не обходились ни родильные, ни свадебные, ни похоронные, ни поминальные обряды. Деревенская баня и полночь – вот условия, идеально соответствующие исполнению обрядов народной магии и гаданий. Именно в бане знахарь являл своё мастерство и волшебную силу, тут произносились слова заговоров-присушек и отсушек, здесь разыгрывался преисполненный тайны сценарий передачи колдовского искусства.

Обряд в бане традиционно начинается с приветствия банного духа, и делает это банщик. Он прежде всего договаривается с банником о том, чтобы тот помог очищению. Для проведения банного обряда необходимо возжечь не простой, а Живой Огонь, т.е. добытый трением дерева о дерево или высеченный из камня.

Отщипи, моя сестрица,
Ты лучинки берёзовой
Ты добудь, моя сестрица,
Из камени пламени…

То же и с дровами для топки: для обрядовой бани существует особый подход к их подбору. Отвергаются осиновые, сосновые и еловые дрова, а используются в основном берёзовые, дубовые и кленовые. Деревья для обрядовой бани не должны быть срубленными или спиленными, выбирают сломанные или пригнанные водой, но для магических целей лучше всего деревья, поражённые молнией, т.е. «громовые». Дрова троекратно закладываются в каменку («в три каменки или в три истопля»). Даже расположение дров и контур пламени влияет на успех обряда и, соответственно, судьбу человека.

…Не топи осиновыми дровицами,
Чтобы не были они сварливыми.
А выбери с трёх-девяти Васильевских
Горочек сухие кленовые деревца…

Вода для обрядовой бани, подогреваемая на каменке, так же, как и Огонь, необычная – Живая. Она должна быть непременно проточной, чистой, взятой «из третьей струи» или, в эпоху двоеверия, из святых источников. («Уж носили мы водичку из золотого колодца, выкопанного у церквей Киевских…»). По поверью, поздним субботним вечером, накануне праздника, вода сама по себе закипает, превращается в кровь и получает животворящую силу. Отсюда и запрет: «пить в бане воду, приготовленную для мытья, хотя бы она и чистая была, — нельзя».

Веники для обрядовой бани, как правило, готовились из тех же деревьев, что и дрова. Причём ветки не рубили или срезали, а ломали. Нельзя было брать на обрядовый веник нижние ветки: «как бы жизнь не вышла с заморозками». И верхние: «на этих веточках птицы сидели».

Банщик плещет специальные отвары и настои на раскаленные камни, создаёт нужный пар в парной, что самом по себе тоже является искусством («я топила парну баенку из чиста поля полынкою, а растопила парну баенку я цветами лазоревыми»). И лишь после этого начинают париться. Моющийся последним должен оставить посудины с водой «на опашку» и пригласить: «Мойся, хозяин!» Баннику обязательно нужно было оставить хоть немного тёплой воды, пару, веник и кусочек мыла. Заканчивается же банный обряд непременно благодарением банника.

Существует много описаний основных банных обрядов, о них пойдёт речь ниже. Здесь же приведу совсем уж занятный пример. По словам жительницы Индринского района Л. Ф Соколовой, в деревне у них существовало поверье, что девушки, желающие иметь большую грудь, должны тереться ею о торчащие наружные углы банного сруба перед банной процедурой. Предполагается, что грудь будет такая же, как торчащие углы. Такое вот проявление имитативной магии. Известен и другой обряд поднятия девичьей привлекательности, совершаемый знахарем. Начинался он с отбора дров (в каждом полене должен быть сук, растущей из самой середины), поленьев должно быть трижды семь или пять раз по семь. Веник которым парили девушку, тем действеннее, чем больше серёжек на ветках. Кроме того, ополаскивая девушку после парения, требовалось воду лить на неё через решето.

К месту стоит вспомнить и сказку, где Царица-Золотые кудри приказала париться в бане Ивану Быковичу. Тот, правда, с помощью некоего старичка-молодца (уж не банник ли помогал?), выдержал испытание баней, проявил магические способности управлять стихиями и получил право на брак. Так в сказочном эпизоде преломились представления об инициациях юношей.

«Баня – мать вторая: кости выправит, всё дело поправит!». Баня рожениц

Читайте также:  Женская баня в шахте

Батька баенку построил – косяки еловые.
Матка деток наносила – все белоголовые.
Частушка

Обычай рожать в бане зафиксирован у многих народов. «Все твёрдо убеждены, что баенник очень любит, когда приходят к нему жить родильницы до третьего дня после родов, а тем паче на неделю», — писал в начале века С. В. Максимов.

Банник имеет несомненную власть над новорождённым, а обычай рожать в бане является проявлением некой связи между ними. Младенец осмысляется как «полученный» от очага, от Предков. Представления о них как раз и воплотились в образе банника, в котором есть признаки семейно-родового божества. Считается, что ребёнок появляется на свет из иного мира, причём роженица в это время как бы переживает маленькую смерть. Поэтому баня служила местом изоляции роженицы во время родов и в послеродовой период. Конечно же, баня была отапливаемым чистым помещением, самым гигиеническим в деревенских условиях, то есть наиболее пригодным для родов.

Перед началом родов баню растапливали, на полу стелили солому. Вместе с роженицей в баню приходила повитуха. Во владимирских деревнях, чтобы выгнать «чёрта» (прежде чем привести в баню роженицу), повивальная бабка бросала по углам камни с каменки со словами: «Этот камешек в уголок – чёрту в лоб!». Двери бани запирали изнутри. Те из женщин, которые знали заговор-обращение к баннику, рожали легко. А те, кто не знал, просто кричали: «Банник, банник, пособи родить!» — и тоже облегчали себе родовые муки.

Чтобы обрести внешний облик, здоровье, жизненную силу да и судьбу, младенец проходил свою первую обрядовую баню. После родов повитуха слегка сбрызгивала роженицу и новорождённого проточной водой. Согласно поверью, «бабка не должна была принимать младенца другого, пока принятого не выпарит известное число бань», приговаривая при этом: «Выпарить, омыть, очистить». В. И. Даль упоминает и такой обычай: обнажённая повитуха брала в руки новорождённого и обносила его вокруг бани, призывая рассвет или обращаясь к утренней звезде, чтобы ребёнок не кричал. Затем роженица мылась вместе с ребёнком, за омовением следовало парение с веником и соответствующими заговорами. Таким образом, обрядовая баня служит своего рода утробой, где с помощью магии «хозяина» бани свершается таинство воплощения: из камня и дерева образуются кости, из Живой воды – кровь, из Живого огня – тепло, из воздуха и пара – дыхание новорождённого.

После родов роженица оставалась в бане от трёх до семи дней. До начала ΧΧ века соблюдали традицию этого женского «банного времени», которое могло продолжаться целую неделю, пока новорождённого торжественно не вносили в избу. По старой народной традиции отец мог только тогда увидеть своего ребёнка.

В. И. Даль также пишет и об отрицательном отношении банника к роженицам. Вот один из таких примеров, описанных в литературе: Шибко рожать Евдоха боялась – вот и снарядили с ней старушку опытную… На удивление быстро разрешилась. Да так спешила, что старушка по воду сходить не успела. Калёная вода у них приготовлена была, а студёную не успели. Вот старушка и побежала на полынью… Только старушка за порог – заворчал, зашебуршал кто-то под полоком. Страшно стало, а она же без всего лежит, кругом кровью перепачкано, и младенчик рядом. Хочет Евдоха встать, а не может – как придавил её кто-то большущий к лавке ни вздохнуть, ни охнуть. Хочет заорать – а язык сковало, рукой шевельнуть – а не поднимается. И чует — карабкается кто-то на неё. Плоть мягкая, как подушка, пальцы холодные, склизкие, так и шарят по телу – к горлу подбираются. Бёдра раскрытые поглаживает, холодом под самое сердце катит. Где у ж силы нашла – застонала, сбросила – и в предбанник. А тут как раз и старушка подоспела. «Что ж ты, милая, младенчика одного оставила!» — говорит. В баню заскочили, услышали только, как смяргал кто-то… Евдоха со старушкой ещё три дня в бане жили, в избу не перебирались. Странно только ей казалось, что мальчонко почти и не плачет, хнычет только тихонечко, как шуршит», — так банник подменяет ребёнка, оставленного без присмотра.

Итак, цель обрядовой родильной бани не только дать плоть младенцу, но и «запрограммировать» его счастливую судьбу, т.е. наделить силой и здоровьем, заложить желательные черты характера.

Источник статьи: http://ruspravda.info/Banya-baenka-bannie-obryadi-slavyan-1249.html

Оцените статью
Про баню