Обряд первого пара в бане

Банный обряд

Банные обряды, проводимые на Руси с древних пор, во многом схожи между собой, и есть лишь некоторые незначительные различия. Я опишу один из обрядов, который обычно сам использую в бане.

Обычно, во время банного обряда не несколько человек занимаются отпариванием и очищением одного, а это делает один человек — банщик. Или же сам человек является для себя банщиком, он и парит себя сам, придя в парилку.

Человека, проводящего банный обряд как правило, называют банщиком. Банный обряд традиционно начинается с приветствия банного духа. Это делает банщик. Он прежде всего договаривается с банным духом — Банником о том, чтобы тот помог очищению. Затем создает нужный пар в парной, что само по себе тоже является искусством. После чего все начинают париться.

В первый заход обычно ни кто не парится. Все только разогреваются, дышат, почесываются, помогая таким образом порам кожи лучше раскрыться. А вот во второй, или даже в третий заход можно уже париться веником.

Веники тоже подбираются разные, специально под состояние. Березовый для одного состояния, дубовый для другого, липовый для третьего, пихтовый для четвертого, кедровый для пятого. Так же используются можжевеловые, крапивные, рябиновые, эвкалиптовые, осиновые, и смешанные веники, и еще не мало других. Каждый веник несет в себе свое состояние которое и используется для банного лажения.

Каждое дерево имеет свои характерные особенности и свою силу. Эти особенности деревьев, вместе с их силой и используются во время парения для создания у человека нужного состояния.

Парить веником тоже нужно уметь. Нужно не просто хлестать человека веником, а подхватывая веником пар, направлять его на нужные места в теле, чтобы этот пар, выгнал из тела боль или напряжение, разбил или растопил склянь. Иначе говоря, при помощи веника создается движение, которое, проходя сквозь тело человека, прочищает его от всего чужеродного, и вносит в него новые силы жизни. Это движение вносит в человека не только силы банной парной, но и те силы, что находятся в самом венике. Эти силы объединившись вместе и создают в человеке нужное состояние или Лад.

Париться веником начинают с ног. Сначала пропаривают ступни, затем все ноги, постепенно поднимаясь вверх, к туловищу. Затем парят промежность, поясницу и живот. После этого начинают парить ладони, руки, спину и грудь. И после того, как все части тела первоначально пропарены веником, начинается выравнивание состояния. Для этого нужно видеть и чувствовать, где в человеке находятся напряжения и плохо пропаренные места. И уже по этим местам идет прохлестывание веником.

Очень важно во время парения чувствовать человека, которого парите, чтобы не перепарить его. Да и самому тоже нужно прислушиваться к своему организму, чтобы не перебрать с разогревом или охлаждением.

И так делается по несколько заходов. После каждого захода происходит обливание холодной водой, которая при этом предварительно заговаривается. Если есть рядом какой-нибудь водоем или бассейн, в который можно окунуться или нырнуть, то, это будет лучше чем обливание.

Очень часто во время водных процедур проводимых в банном обряде, делают заговор на воду. Заговор накладывается, как на находящуюся в емкости для обливания воду, так и на проточную, речную, озерную, или находящуюся в бассейне воду. Любая вода имеет свойство хранить образы. Это уже подтверждено научными исследованиями.

Заговор воды направлен на очищение и является частью всего банного обряда. Заговор может родиться спонтанно, непосредственно перед обливанием или окунанием в воду. А может быть подготовлен заранее. Существуют так же и готовые традиционные заговоры воды, которые используются в народе на протяжении десятков столетий. Для примера приведу несколько таких заговоров.

«Вода, Водица, Красная Девица, бежала Ты через горы и леса, омывала Ты серы камни и белые коренья, так омой и очисть меня, добра молодца (называется имя), или же красну девицу, если это женщина, от хвори, болезни, порчи, сглазу, и всякой нечисти».

«О, Святая Вода, омываешь ты крутые берега, так омой и меня добра молодца (называется имя), или же красну девицу, если это женщина, от всей существующей нечисти».

«Как с гуся вода, так с (называется имя) худоба!»

Каким бы не был заговор, древним или только что рожденным, он должен читаться от сердца или от души, только тогда он будет иметь свою чудодейственную силу. По сути, заговор — это всего лишь образ, образ действия которое вы хотите чтобы произошло. А образы, как мы все знаем, могут иметь очень большую силу. Все происходящие в нашей жизни действия так или иначе происходят в соответствии с какими-то образами. Разница лишь в том, что одни образы создаются в уме, а другие в безличностном Сознании. Но сама по себе действенность образов бесспорна. Они есть, и они действуют. Именно это понимание и лежит в древнем русском искусстве заговоров.

Читайте также:  Установка печи в бане с выводом дымохода

Возвращаясь к банному обряду. Как я уже говорил, банный обряд начинается с приветствия хозяина бани, или духа бани — Банника. Приветствие это так же является своего рода заговором, заговором пространства или среды, в котором будет производиться банный обряд. Это настраивание данной среды на определенный Лад.

Такое настраивание так же может происходить как по заранее заготовленному заговору — приветствию, так и по рожденному спонтанно прямо при входе в парную.

Приведу для примера два традиционных заговора — приветствия Банника.

«Здравствуй, Хозяин Байнушко, Мир Тебе и Покой!
Легкого Тебе парку!»

«Здравствуй, Хозяин Банник, Мир дому Твоему!
Легкого Тебе парку!»

Обычно, сразу после прочтения такого заговора приветствия, на каменку поддается ковшик горячей воды и поднимающийся с каменки пар, равномерно распределяется круговыми движениями веника или полотенца по всей парилке. Это и есть создание легкого пара.

Дело в том, что пар в парилке обычно стоит слоями. Вверху находятся более горячие, более сухие и более легкие слои воздуха — пара, а чем ниже, тем слои пара становятся все более холоднее, более влажнее и более тяжелее. И если не перемешать эти слои между собой и не создать в парной единое по температуре и влажности пространство пара, то пар такой будет восприниматься как тяжелый. Тяжелый он оттого, что голова будет нагреваться, а ноги охлаждаться, и все тело будет пребывать в разных температурных и влажностных слоях, в слоях разного давления. Все это будет создавать в теле ощущение разобщенности и раздробленности, и воспринимается как ощущение тяжести.

Когда же пар в парилке однородный, то он, даже если в парной очень высокая температура, не обжигает ни тело снаружи, ни носоглотку при вдохе, и вся парная среда воспринимается как прозрачно легкая и как бы проходящая сквозь тело. Это и есть ощущение легкого пара. Пара создающего в теле и душе ощущение легкости.

Многие люди считают, что в парной нужно во что бы то ни стало создавать очень высокую температурную среду. На мой взгляд, лучше себя не насиловать излишневысокой температурой. Но и париться в слабом пару, тоже бывает мало приятного. Тут должна быть золотая середина. И она для всех людей разная. Кому-то очень нравится сидеть при 120-140 градусах, а кому-то и 70-80 градусов достаточно.

А вот перепад температур во время банного обряда, очень полезная вещь. Она кроме очищения дает еще и закаливание организма, способность противостоять внешним воздействиям и удерживать внутренний Лад. Во время резкого перепада температур создается очень мощное внутреннее движение, за счет которого и происходит такое же мощное очищение.

По окончании банного обряда, обязательно нужно поблагодарить банного духа, за то, что тот помог очиститься и наполниться новыми силами. Пусть после вас остается приятная, радушная и благодарственная среда. Баня — это же храм.

Русская баня — это храм очищения, объединяющий в себе все природные стихии: огонь, воду, воздух и землю, а так же пространство в котором все эти стихии пребывают в определенном равновесии. Огонь разогревает землю (каменку), воду и воздух. Банщик поддает разогретой водой на каменку, и затем, веником перемешивает вышедший из каменки пар, он, таким образом, перемешивает между собой силы всех четырех стихий. Перемешавшись в определенных пропорциях, стихиальные силы создают в пространстве парной определенное равновесие, называемое ЛАД.

Находящийся в это время в парилке человек оказывается погруженным в эту Ладную среду, и его внутренние силы, силы природных стихий, из которых состоит человек, тоже начинают приходить в состояние равновесия — Лада. Таким образом, у человека происходит процесс отлаживания всего организма, или говоря иначе, идет лажение.

Ну, а если к этому добавить еще и все остальное — веник из определенных пород деревьев, пар из травяных настоев и холодное обливание, то получается очень сильное очищение и восстановление всего организма. Не зря же говорят, что после бани, будто заново рождаешься. А русские народные поговорки: «Если б не баня, так и нас бы не стало», и «Баня парит, баня правит, баня силушки дает», как нельзя лучше, это подтверждают.

Копирование статьи возможно ТОЛЬКО со ссылкой на книгу и указанием имени автора!

Источник статьи: http://ponimanie.net/node/40

Баня-баенка — банные обряды славян

В жизни мирной или бранной, у любого рубежа,

Благодарны ласке банной наше тело и душа…
А. Твардовский «Василий Тёркин»

«Вот тебе баня ледяная,
Веники водяные, парься –
Не ожгись, поддавай – не
Опались, с полка не свались!»

Читайте также:  Царь в бане моются

Баня всегда была неотъемлемой частью быта наших предков и средством от множества болезней, снятия порчи и других наваждений вредоносных сил. Итак, баня протоплена с утра, выстоялась часа полтора-два, подготовлена и ждёт…

Неказистое, закопченное крестьянское строение в урочный час преображается в храм Лада. Это превращение происходит в тот самый миг, когда начинается банный обряд. Именно тогда баня достигает своей высшей магической силы. Её власть над человеком становится и необъяснимо притягательной.

Баня выполняла не только свою непосредственную лечебно-гигиеническую функцию. В сознании крестьян она служила и для тесно взаимосвязанных утилитарных и обрядовых действий.

Реальный взгляд на баню смешивался с чем-то сверхъестественным, поскольку в бане крестьяне видели черты пограничья с Навью. После насильственной христианизации Руси позиция русской бани отражает судьбу языческих храмов в христианском мире, где они обрели статус прибежища злых сил. Но, несмотря на это, славяне баню любили, любят и будут любить.

В крестьянском быту баня выступала в роли языческого святилища, ведь без неё не обходились ни родильные, ни свадебные, ни похоронные, ни поминальные обряды. Деревенская баня и полночь – вот условия, идеально соответствующие исполнению обрядов народной магии и гаданий. Именно в бане знахарь являл своё мастерство и волшебную силу, тут произносились слова заговоров-присушек и отсушек, здесь разыгрывался преисполненный тайны сценарий передачи колдовского искусства.

Обряд в бане традиционно начинается с приветствия банного духа, и делает это банщик. Он прежде всего договаривается с банником о том, чтобы тот помог очищению. Для проведения банного обряда необходимо возжечь не простой, а Живой Огонь, т.е. добытый трением дерева о дерево или высеченный из камня.

Отщипи, моя сестрица,
Ты лучинки берёзовой
Ты добудь, моя сестрица,
Из камени пламени…

То же и с дровами для топки: для обрядовой бани существует особый подход к их подбору. Отвергаются осиновые, сосновые и еловые дрова, а используются в основном берёзовые, дубовые и кленовые. Деревья для обрядовой бани не должны быть срубленными или спиленными, выбирают сломанные или пригнанные водой, но для магических целей лучше всего деревья, поражённые молнией, т.е. «громовые». Дрова троекратно закладываются в каменку («в три каменки или в три истопля»). Даже расположение дров и контур пламени влияет на успех обряда и, соответственно, судьбу человека.

…Не топи осиновыми дровицами,
Чтобы не были они сварливыми.
А выбери с трёх-девяти Васильевских
Горочек сухие кленовые деревца…

Вода для обрядовой бани, подогреваемая на каменке, так же, как и Огонь, необычная – Живая. Она должна быть непременно проточной, чистой, взятой «из третьей струи» или, в эпоху двоеверия, из святых источников. («Уж носили мы водичку из золотого колодца, выкопанного у церквей Киевских…»). По поверью, поздним субботним вечером, накануне праздника, вода сама по себе закипает, превращается в кровь и получает животворящую силу. Отсюда и запрет: «пить в бане воду, приготовленную для мытья, хотя бы она и чистая была, — нельзя».

Веники для обрядовой бани, как правило, готовились из тех же деревьев, что и дрова. Причём ветки не рубили или срезали, а ломали. Нельзя было брать на обрядовый веник нижние ветки: «как бы жизнь не вышла с заморозками». И верхние: «на этих веточках птицы сидели».

Банщик плещет специальные отвары и настои на раскаленные камни, создаёт нужный пар в парной, что самом по себе тоже является искусством («я топила парну баенку из чиста поля полынкою, а растопила парну баенку я цветами лазоревыми»). И лишь после этого начинают париться. Моющийся последним должен оставить посудины с водой «на опашку» и пригласить: «Мойся, хозяин!» Баннику обязательно нужно было оставить хоть немного тёплой воды, пару, веник и кусочек мыла. Заканчивается же банный обряд непременно благодарением банника.

Существует много описаний основных банных обрядов, о них пойдёт речь ниже. Здесь же приведу совсем уж занятный пример. По словам жительницы Индринского района Л. Ф Соколовой, в деревне у них существовало поверье, что девушки, желающие иметь большую грудь, должны тереться ею о торчащие наружные углы банного сруба перед банной процедурой. Предполагается, что грудь будет такая же, как торчащие углы. Такое вот проявление имитативной магии. Известен и другой обряд поднятия девичьей привлекательности, совершаемый знахарем. Начинался он с отбора дров (в каждом полене должен быть сук, растущей из самой середины), поленьев должно быть трижды семь или пять раз по семь. Веник которым парили девушку, тем действеннее, чем больше серёжек на ветках. Кроме того, ополаскивая девушку после парения, требовалось воду лить на неё через решето.

К месту стоит вспомнить и сказку, где Царица-Золотые кудри приказала париться в бане Ивану Быковичу. Тот, правда, с помощью некоего старичка-молодца (уж не банник ли помогал?), выдержал испытание баней, проявил магические способности управлять стихиями и получил право на брак. Так в сказочном эпизоде преломились представления об инициациях юношей.

Читайте также:  Безопасное расстояние в бане от стены до печки

«Баня – мать вторая: кости выправит, всё дело поправит!». Баня рожениц

Батька баенку построил – косяки еловые.
Матка деток наносила – все белоголовые.
Частушка

Обычай рожать в бане зафиксирован у многих народов. «Все твёрдо убеждены, что баенник очень любит, когда приходят к нему жить родильницы до третьего дня после родов, а тем паче на неделю», — писал в начале века С. В. Максимов.

Банник имеет несомненную власть над новорождённым, а обычай рожать в бане является проявлением некой связи между ними. Младенец осмысляется как «полученный» от очага, от Предков. Представления о них как раз и воплотились в образе банника, в котором есть признаки семейно-родового божества. Считается, что ребёнок появляется на свет из иного мира, причём роженица в это время как бы переживает маленькую смерть. Поэтому баня служила местом изоляции роженицы во время родов и в послеродовой период. Конечно же, баня была отапливаемым чистым помещением, самым гигиеническим в деревенских условиях, то есть наиболее пригодным для родов.

Перед началом родов баню растапливали, на полу стелили солому. Вместе с роженицей в баню приходила повитуха. Во владимирских деревнях, чтобы выгнать «чёрта» (прежде чем привести в баню роженицу), повивальная бабка бросала по углам камни с каменки со словами: «Этот камешек в уголок – чёрту в лоб!». Двери бани запирали изнутри. Те из женщин, которые знали заговор-обращение к баннику, рожали легко. А те, кто не знал, просто кричали: «Банник, банник, пособи родить!» — и тоже облегчали себе родовые муки.

Чтобы обрести внешний облик, здоровье, жизненную силу да и судьбу, младенец проходил свою первую обрядовую баню. После родов повитуха слегка сбрызгивала роженицу и новорождённого проточной водой. Согласно поверью, «бабка не должна была принимать младенца другого, пока принятого не выпарит известное число бань», приговаривая при этом: «Выпарить, омыть, очистить». В. И. Даль упоминает и такой обычай: обнажённая повитуха брала в руки новорождённого и обносила его вокруг бани, призывая рассвет или обращаясь к утренней звезде, чтобы ребёнок не кричал. Затем роженица мылась вместе с ребёнком, за омовением следовало парение с веником и соответствующими заговорами. Таким образом, обрядовая баня служит своего рода утробой, где с помощью магии «хозяина» бани свершается таинство воплощения: из камня и дерева образуются кости, из Живой воды – кровь, из Живого огня – тепло, из воздуха и пара – дыхание новорождённого.

После родов роженица оставалась в бане от трёх до семи дней. До начала ΧΧ века соблюдали традицию этого женского «банного времени», которое могло продолжаться целую неделю, пока новорождённого торжественно не вносили в избу. По старой народной традиции отец мог только тогда увидеть своего ребёнка.

В. И. Даль также пишет и об отрицательном отношении банника к роженицам. Вот один из таких примеров, описанных в литературе: Шибко рожать Евдоха боялась – вот и снарядили с ней старушку опытную… На удивление быстро разрешилась. Да так спешила, что старушка по воду сходить не успела. Калёная вода у них приготовлена была, а студёную не успели. Вот старушка и побежала на полынью… Только старушка за порог – заворчал, зашебуршал кто-то под полоком. Страшно стало, а она же без всего лежит, кругом кровью перепачкано, и младенчик рядом. Хочет Евдоха встать, а не может – как придавил её кто-то большущий к лавке ни вздохнуть, ни охнуть. Хочет заорать – а язык сковало, рукой шевельнуть – а не поднимается. И чует — карабкается кто-то на неё. Плоть мягкая, как подушка, пальцы холодные, склизкие, так и шарят по телу – к горлу подбираются. Бёдра раскрытые поглаживает, холодом под самое сердце катит. Где у ж силы нашла – застонала, сбросила – и в предбанник. А тут как раз и старушка подоспела. «Что ж ты, милая, младенчика одного оставила!» — говорит. В баню заскочили, услышали только, как смяргал кто-то… Евдоха со старушкой ещё три дня в бане жили, в избу не перебирались. Странно только ей казалось, что мальчонко почти и не плачет, хнычет только тихонечко, как шуршит», — так банник подменяет ребёнка, оставленного без присмотра.

Итак, цель обрядовой родильной бани не только дать плоть младенцу, но и «запрограммировать» его счастливую судьбу, т.е. наделить силой и здоровьем, заложить желательные черты характера.

Источник статьи: http://ruspravda.info/Banya-baenka-bannie-obryadi-slavyan-1249.html

Оцените статью
Про баню