Обшивка вагонкой фронтона бани

Как зашить фронтон бани вагонкой

Как обшить фронтон вагонкой: базовые принципы технологии и нюансы от мастеров

Отделка фасада шпунтованной доской, получившей народное название «вагонка», предоставляет возможность облагородить бюджетную каркасную постройку или быстро отремонтировать прохудившийся дом. Она активно применяется в облицовке торцовых стенок крыши как надежный, эстетичный, экологически привлекательный материал.

Однако перед стартом работ домашнему мастеру стоит узнать, как обшить фронтон вагонкой, чтобы результат вложенных средств и трудовых усилий радовал прочностью и безупречностью.

Содержание

Вагонка – фаворит в области отделки

Вагонкой называют тонкую облицовочную доску или иначе панель, вдоль одной стороны которой выбран паз, а вдоль второй сформирован гребень. Оба продольных конструктивных элемента именуются шпунтами, а оснащенные ими доски шпунтовыми.

Материал выпускают в широком сортаменте для отделки строительных конструкций снаружи и изнутри. Для наружной обшивки фронтонов подходит доска толщиной 18 – 22 мм.

Состыковка гребня с пазом обеспечивает прочное соединение изначально разрозненных элементов отделки в цельное покрытие. Пазо-гребневой замок минимизирует возникновение мостиков холода и защищает от проникновения атмосферной воды. Кроме того, шпунты служат своеобразными направляющими, гарантирующими четкую горизонтальность или вертикальность укладки.

На тыльной стороне ряда модификаций выбираются своеобразные вентиляционные каналы — пазы, проходящие вдоль всего массива доски. Эти выемки исключают полное прилегание облицовки к строительной конструкции, благодаря чему обеспечивают проветривание стройматериалов. Вентиляционные углубления практически не влияют на прочностные характеристики панелей, зато многократно увеличивают сроки их службы.

Читайте также:  Что происходит в организме при угаре в бане

Самый востребованный у нас вид вагонки, применяемый в наружных отделочных работах, производится из древесины хвойных пород. Сосновые и еловые шпунтованные доски стойко сопротивляются атмосферным атакам, стоят недорого, смотрятся хорошо. Для внешней обшивки фронтона нет смысла приобретать панели из ценных сортов дерева, хотя на строительных рынках есть и такой вариант.

Как альтернативу натуральной древесине вагонку выпускают из МДФ или фанеры с наклеенным на внешнюю сторону шпоном, но она не предназначена для работы на улице. Для установки в местах, подверженных избыточному воздействию воды, производят панели из поливинилхлорида, внешне схожие со шпунтованной доской.

Для внешней облицовки объектов с характерной пожарной угрозой промышленностью представлено цементно-волокнистое подобие панелей с замковой фаской вместо шпунта.

Собранные в единый лицевой массив шпунтованные доски создают впечатление стены, сложенной брусом или бревном. Для стилизации под бревенчатый сруб используется одна из разновидностей вагонки — блок-хаус. У всех пиломатериалов, выпускаемых для обшивки, есть пластиковые имитации, технология установки которых подробно изложена в другой статье с пошаговым описанием всех видов работ.

Технология облицовки фронтона вагонкой

Монтаж отделочных досок, выполненных из древесины, производится по общим технологическим принципам. На фронтон их устанавливают горизонтально, диагонально, вертикально или елочкой, т.е. в виде встречно направленных сегментов с диагональным расположением панелей.

Неопытному мастеру проще реализовать обшивку доской по вертикали или горизонтали. К тому же, обрезков будет значительно меньше, значит, «набить руку» получиться с наименьшими расходами.

Правила устройства обрешетки

Сразу заметим, что к деревянным стенам, не требующим ремонта, к поверхностям, выровненным ОСП или гипсовыми плитами, к безупречным по геометрии фронтонам только что возведенных каркасных построек вагонку можно банально прибить или приклеить с помощью подходящего клеевого состава.

Каркас перед обшивкой фронтонов шпунтованной доской сооружается, если основой облицовки служит:

Сооружение каркаса автоматически переводит фронтон в разряд вентилируемых конструкций. Предоставляет возможность при необходимости утеплить активно обдуваемый ветрами этот треугольный или пятиугольный участок горизонтальной стены.

Обязательный компонент такого рода отделки – гидроизоляция, которой необходимо покрыть обустраиваемый фронтон перед строительством обрешетки.

Для его изготовления используют брусок 40×40 мм, применяется аналогичный материал с уменьшением одной из граней на 10 мм или с увеличением на 10-20 мм. Если требуется серьезное утепление, то применяют установленную ребром доску, ширина которой на 20 – 30 мм больше, чем толщина теплоизоляционного материала, или устраивают дополнительную контробрешетку поверх закрепленных к основе реек.

Способ установки реек каркаса определен направлением, согласно которому будет проводиться облицовка:

Обрешетка сооружается в виде рамы для фронтонов, отделенных от основной стены дома свесом. Как правило, это бывает в построенных по типу шале домах с каменным коробом и деревянной мансардой или нежилой кровельной системой. Если обшивка фронтона выполняется одновременно с отделкой всей стены вагонкой, то решетины устраивают по полной ее высоте.

В любом случае участки рамы, проходящие вдоль линий сопряжения фронтона со скатными плоскостями и с потолочным перекрытием, должны отступать от этого именно сопряжения на 1,5 – 2,5 см. Отступ необходим для предоставления возможности древесине расширяться при повышении атмосферного влажностного фона и принимать прежние размеры в периоды с незначительными осадками.

У технологии устройства вентилируемого фронтона по горизонтальной обрешетке есть один весомый недостаток. Циркуляция воздуха по вентиляционным каналам согласно предписаниям физики происходит вертикально:

Горизонтально зафиксированные решетины будут мешать вертикальным передвижениям воздушных потоков. Чтобы избежать застоя, в бруске на половину его толщины высверливаются отверстия. Формируют их в шахматном порядке так, чтобы воздушные массы смогли по ходу проветрить всю конструкцию целиком.

Другой народный метод заключается в шахматной установке отрезков бруска, а не цельных реек с отверстиями. Этот вариант в приоритете в регионах с повышенной влажностью. Хорош он и в случаях, если нежелательно для крепления вагонки использовать планки, ослабленные отверстиями, например при креплении тяжелой широкой доски елочкой к бруску небольшого сечения или полоскам МДФ.

Третий вариант предусматривает устройство двойной обрешетки. Нижний ее ярус сооружается по вертикали, верхний в горизонт. Таким способом будут устроены и вентиляционные каналы, и прочные решетины для крепления лицевой доски.

Перед установкой решетин выполняется разметка обустраиваемого фронтона и раскрой бруска согласно разметке. Затем в заготовках решетин формируются отверстия для предстоящего крепления. Сверлят их через примерно 50 – 70 см, не забывая зенковать под шляпки крепежа. Бруски с отверстиями согласно разметке прикладываются к стене, чтобы отметить точки бурения стен через эти отверстия.

Бурят на глубину установки дюбеля через брусок. Действуют инструментом, соответствующим типу стройматериала стены. При обустройстве бетонной или кирпичной конструкции работают перфоратором, если основание из пиломатериалов, сверлят обычной дрелью.

Строительство обрешетки под обшивку вагонкой начинается:

Стартовые решетины возвращают на место их установки. В пробуренные в бруске и стене отверстия заводят пластиковые дюбеля, затем шурупы. Крепеж поначалу не затягивают до упора, чтобы осталась возможность провести некоторую корректировку.

Между установленными элементами натягивается шнурка в качестве геометрического ориентира. Положение шнурки выверяется строительным уровнем, при необходимости производится выравнивание решетин путем подкладки под точки крепления щепы, клиньев или обрезков МДФ. Если отклонение невелико, достаточно изменить положение поворотом шурупа.

После окончательной фиксации стартовых брусков на фронтонах мансардной или двускатной крыши по выверенной уже схеме производится монтаж рядовых решетин, наружная поверхность которых обязано совпадать с указаниями шнурки. Для облегчения и ускорения процесса выравнивания лучше использовать шурупы с юстировкой, правда, заплатить за них придется больше, чем за обычные метизы.

Подготовка вагонки для крепления к каркасу

Перед монтажом облицовочной доски первым делом выносится горизонт и проводится вспомогательная разметка. Необходимо также сразу определиться с тем, в каком направлении будут наращиваться элементы вагонки.

При вертикальном расположении панелей на фронтоне двухскатки или ломаной крыши абсолютно неважно, с какой стороны будут располагаться гребень с пазом. Учесть нужно только оптимальное лично для вас направление работы. Однако если монтаж выполняется по горизонтали, начать его лучше с нижней доски, если это не противоречит выбранной методе установки.

Нижнюю доску горизонтальной обшивки располагать надо вверх гребнем. Сверху тогда пазом будет наращиваться следующий элемент, благодаря чему замковое соединение развернется к земле. При таком развороте в состыковку не затечет дождевая вода, значит, не будет преждевременного износа отделки.

Перед креплением панелей к устроенной для них подоснове выполняется раскрой заготовок. Для распила вагонки на фронтон необходимо использовать стусло, без которого невозможно или слишком сложно сделать спил в требующемся направлении. Обрезки материала не нужно выкидывать: штук пять-десять, а то и больше потребуются для сплачивания досок.

Если раскрой будет производиться электролобзиком, то работать надо по принципу использования циркуляционной пилы. Заводить инструмент следует с нижней стороны панели, чтобы не повредить лицевую поверхность вагонки. Однако лучше запастись маятниковой пилой, предоставляющей возможность выполнить идеальный распил под любым углом.

Использование гвоздей и шурупов

Для крепления шпунтованной облицовочной доски гвоздями или шурупами есть несколько методов:

Скрытая фиксация панелей выполняется небольшими гвоздями или шурупами с откушенными или маленькими шляпками. Альтернативой им может послужить строительный степлер с оцинкованными скобами. Но прибегнуть к нему стоит, если есть опыт обращения с инструментом, а также нет сомнений в собственных возможностях.

При наращивании полотна обшивки требуется терпение и аккуратность. Шпунт следующего элемента осторожно заводится в шпунт закрепленного. Для подгонки соединения применяется молоток, но действовать им надо не напрямую, а через обрезок вагонки.

Вот тут-то и пригодятся разнообразные отходы раскроя с гребнями и пазами. Они предотвратят деформацию податливых и достаточно тонких частей пазо-гребневого замка деревянной облицовки. Обрезок нужно будет просто надеть с обратной стороны устанавливаемой доски и постучать сверху молотком до полного сплачивания элементов. Действовать с приложением усилия не стоит, чтобы не расколоть вагонку.

Кляммеры для скрытого монтажа

Монтажные клипсы, они же кляммеры, существенно облегчают и ускоряют процесс облицовки фронтона шпунтованной доской. Выполнены они из тонкой жести в форме своеобразного захвата, с одной стороны которого расположены зубцы для удерживания панели, с другой – отверстия для точек крепления к решетинам.

Использование кляммеров – самый щадящий по отношению к материалу способ, к тому же совершенно незаметный с лицевой стороны. Монтажные клипсы выпускают для всех видов вагонки с учетом размера шпунтов и толщины доски. Для выполнения облицовки необходимо приобрести соответствующие параметрам панелей крепления, т.к. использование не по размеру не обеспечит надежности фиксации.

Зубцы жестяной клипцы нужно вставить в паз шпунтованной доски в точке ее контакта с решетиной. К элементу обрешетки клипса с захваченной зубцами доской банально прибивается или прикручивается через имеющиеся в ней отверстия. По аналогии следует поступить с остальными досками.

В завершении обшивки вдоль линии сопряжения потолочного перекрытия с фронтоном устанавливается карнизная планка, обычный плинтус или один из подобных фасонных элементов, выпускаемых специально для маскировки края обшивки вагонкой.

Видео о специфике обшивочных работ

Общие правила облицовки шпунтованной доской продемонстрирует ролик:

Работу по обшивке фронтона вагонкой сложно назвать простой. Однако вооружившись терпением и сведениями о способах установки шпунтованной облицовочной доски и методах ее крепления, ее можно сделать своими руками. Если все нюансы будут учтены, результат получится идеальным.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/kak-zashit-fronton-bani-vagonkoy/

Montazh vagonki

Фронтоны, зашитые вагонкой – доводим отделку фасада до логического завершения

Если вы строите новый дом или приводите в порядок фасад старого, то перед вами обязательно встанет вопрос, чем обшить фронтоны, если кровля двускатная. Материалов для этих целей можно подобрать много – это и сайдинг, и ДПК, и металлопрофиль, и другое, однако если дом собран из дерева или уже им обшит, стоит задуматься, чтобы сделать фронтоны, зашитые вагонкой.

Сегодня мы расскажем, как это правильно сделать, и какие нюансы при этом нужно обязательно учитывать.

Вагонка как отделочный материал

Вагонка – это народное название, которое «приклеилось» к шпунтованной, профилированной доске еще с начала 20-го века, когда подобным образом обшивали железнодорожные вагоны. Сегодня этот материал известен каждому и выпускается большим ассортиментом и даже из полимерного сырья.

  • Основным достоинством такой отделки является простота ее сборки – профиль досок устроен таким образом, что с одного краю нарезан паз, а с противоположного шип. Это позволяет собирать из вагонки поверхности словно конструктор. Подробнее об этой процедуре мы поговорим чуть позже.
  • Габариты и форма вагонки стандартизированы. Толщина разнится в зависимости от модели.

Совет! Сразу возьмите на заметку, что для отделки фронтонов подойдут модели, толщиной от 18 миллиметров. Брать меньше нельзя в виду возможных ветровых нагрузок и неприятных последствий связанных с ними. Ширина доски – от 80 до110 миллиметров, чтобы от влажности и температуры обшивка не коробилась.

Хотя если вы хотите, выделиться, то почему бы и нет, главное, заложенный на отделку бюджет.

Вагонка не из дерева

Если говорить о ненатуральных материалах, то для уличной эксплуатации прекрасно подойдут варианты из ПВХ и ДПК.

  • Первый – это всем известный пластик. Этот материал достаточно прочен, однако же, очень не любит переохлаждений, поэтому важно использовать именно вагонку, а не панели. В чем разница, спросите вы? А заключается она в том, что вагонка при своей меньшей ширине обладает следующими преимуществами: ее стенки значительно толще, а значит, прочнее; материал окрашен в массе и практически не выгорает на солнце; в его составе меньше мела, что делает материал прочнее и устойчивее к перепадам температур.
  • Вагонка из пластика может быть любого цвета. Она может иметь текстуру дерева, а иногда даже и фактуру. Не сказать, что внешне от дерева ее не отличить, но если не присматриваться вблизи, то выглядит все естественно и красиво. При этом пластик намного легче резать и крепить, плюс он не нуждается в периодическом уходе, если не считать мойку.

Фасадная доска из ДПК

  • Второй вариант – это доски их древесно-полимерного композита. Внешне этот материал еще сильнее походит на натуральное дерево, а его эксплуатационные свойства просто поражают.
  • По прочности он ни в чем не уступит классической деревянной вагонке. Ему также не требуется отделка (напомним, что дерево нужно регулярно покрывать ЛКМ), он абсолютно невосприимчив к воде, плесени и насекомым. Уступит он натуральному конкуренту лишь в плане тепло- и звукозащиты.

Монтаж вагонки на фронтоны, вне зависимости от происхождения материала, выполняется по одной технологии. Различаться может лишь применяемый крепеж. Подробнее об этом мы поговорим в следующей главе.

Обшивка фронтона вагонкой

Далее мы расскажем, как обшиваются фронтоны вагонкой. Данная инструкция не является пошаговой, так как все зависит от этапа, на котором выполняется отделка, формы самого фронтона, применяемого материала и прочих нюансов.

Однако по прочтении вам станет понятен смысл процедуры, и вы сможете все сделать и своими руками.

  • Вариантов обшивки существует несколько: горизонтальная, вертикальная, диагональная, «елочкой» и прочие нестандартные решения.
  • Для исполнения новичку проще всего сделать первые два варианта, выбрав только более подходящее по внешнему виду решение.
  • Сложность остальных решений заключается в более замысловатой обрешетке, соответственно, ее выравнивании, а также огромного количества реза вагонки, который нужно выполнять аккуратно и точно.

Совет! При устройстве однонаправленной обшивки получается куда меньше обрезков, что для ограниченного бюджета тоже будет важно.

Строение обрешетки

Если вы производите обшивку каркасного или деревянного дома, и фронтон имеет идеальную геометрию, то вагонку можно пришить прямо так, как есть. Если же налицо значительные перепады, то без выравнивающего каркаса никак не обойтись.

Обшивка фронтона прямо по стропилам

  • Также обрешетка потребуется, если дом построен из кирпича, бетонных блоков, монолитных ж\б элементов и прочих материалов, к которым невозможно напрямую подкрутиться саморезами или прибиться гвоздями.
  • Это же касается и оштукатуренных поверхностей. Кстати, при монтаже обрешетки в таких случаях меду деревом и основанием делают прокладку из гидроизоляционного материала. Делается это для того, чтобы на дереве не образовывался вредный конденсат.
  • Следующей причиной установки обрешетки является необходимость утепления конструкции. Отступ от основной стены на нужное расстояние позволит закрепить теплоизолятор – минераловатные или полимерные плиты.
  • Для сборки каркаса можно использовать деревянную рейку или брус, а также металлический профиль.

Деревянная рейка 20х40

  • Рейку выгодно брать тогда, когда отклонение фронтона от вертикали небольшое, и установка утеплителя не планируется. Крепится она прямо к стенам на дюбеля, а для выравнивания в нужных местах ставятся подкладки.

Деревянный брус

  • Брус куда прочнее, поэтому его можно отдалять от основной плоскости, усиливая всю конструкцию прямыми подвесами или металлическими уголками.

Профиль из металла

  • Оцинкованный металлический профиль используется также как брус, но в силу особенностей материала имеет несколько преимуществ. Он прочен и не боится влаги (защищает металл от коррозии цинковое покрытие), легко монтируется и выравнивается, имеет правильную геометрию, не нуждается в обработке пропитками, не горит.
  • Что предпочесть, зависит целиком от вас – по большому счету, с любым вариантом можно работать и служат они все долго.

Верхняя часть стены, не отделенная карнизом, называется не фронтоном, а щипцом

  • Каркас под обшивку на фронтоне должен создавать некую раму, повторяющую его очертания. Конструкция эта ставится отдельно от основной стены, за исключением случаев, когда стена напрямик доходит до крыши (см. фото выше), не имея разделяющего карниза. Такая верхняя часть стены называется щипец – ее обшивка ведется одновременно со стеной, чаще, одним и тем же материалом.

Обшивка фронтона

  • Рама выставляется вертикально в одну плоскость и капитально крепится к основанию любым надежным способом.
  • Внутренняя часть рамы заполняется поясами из тех же реек или брусьев. Их направление должно быть перпендикулярным вагонке, поэтому с этим моментом нужно определиться заранее.

Сразу скажем, что направление поясов обрешетки влияет и на другие моменты.

  • Так, горизонтальное расположение будет препятствовать нормальному прохождению воздуха. Чтобы фронтон нормально вентилировался, на брусьях периодически делают небольшие пазы, располагая их в шахматном порядке при монтаже. В результате воздух пойдет в обшивке зигзагообразно, захватывая всю площадь.

Тут обрешетка под обрешёткой расположена горизонтально

  • Решить вопрос вентиляции можно и другими способами: ставить в шахматном порядке отдельные бруски (подойдет только для ровного основания), поверх обрешетки установить контробрешетку.
  • Вертикальное расположение таких проблем не создает.

Установка поясов происходит в следующей последовательности:

  • Сначала собирается рама, выставленная в одну плоскость.
  • Далее производится разметка под пояса. Расстояние между ними не должно превышать 50-ти сантиметров. Если вагонка будет массивная, то лучше сделать отступ в 40 сантиметров.
  • Согласно разметке производят установку поясов – их торцы подрезаются под нужным углом, если примыкают к скату и крепятся насквозь саморезами. В местах перпендикулярного соединения используются металлические уголки.

Внимание! Длина самореза должна быть такой, чтобы насквозь не прошивать обе скрепляемые части.

Совет! Кстати, если на фронтоне имеется слуховое окно или дверка, ведущая на чердак, в первую очередь монтируются пояса, формирующие их откосы. Остальное пространство уже разбивается согласно запланированному шагу.

Монтаж вагонки

Обшивка фронтона ведется снизу вверх. При желании можно сменить направление, но это будет не так удобно, плюс не забывайте, что снизу красивее будет смотреться цельная доска, так как высота фронтона может не быть кратной ширине вагонки.

Работа на высоте кроет в себе много опасности

  • Нижняя часть фронтона переходит в карниз, поэтому, устанавливая первую ламель, ее нижняя кромка просто прикручивается саморезами, которые впоследствии можно будет закрыть декоративным уголком.
  • Положение первой доски проверяется – она должна располагаться строго по уровню, для чего можно сделать предварительную разметку.
  • Вагонка перед установкой раскраивается по фактическим размерам фронтона – каждый элемент разрезается непосредственно перед установкой.

Совет! Определите заранее угол наклона кровли, чтобы разметку можно было быстро производить не по месту, а на рабочем столе, получая предварительно только длину элемента в самой широкой части.

Крепеж

Шпунтованная облицовочная доска может быть закреплена разными способами. Давайте их перечислим, называя преимущества и недостатки, если таковые имеются.

  • Первый вариант называется фиксацией через шип. Как понятно из названия, крепеж устанавливается в шип и забивается в него заподлицо. Пример такого решения показан на фото выше.

При креплении на гвозди, чтобы не повредить лицевую часть доски, используйте добойник

  • В качестве крепежа могут использоваться как гвозди, так и саморезы. Как видите, элемент заводится под углом, при этом в случае применения саморезов необходимо делать предварительные отверстия, чтобы дерево не треснуло. Устанавливаемая следом доска закрывает крепеж, так что его в итоге будет невидно.
  • В итоге получается очень прочно, но на монтаж уходит куча сил и времени.
  • Второй вариант крепления – через нижнюю кромку паза. Технически он выполняется точно также как и предыдущий, только доски шьются «задом-наперед».
  • Самый простой вариант крепежа – это монтаж с лицевой стороны. Шляпки саморезов остаются незамаскированными, но в некоторых стилях экстерьера это даже на руку. Если вы решили сделать так, то покупайте оцинкованный крепеж, иначе под открытым небом он быстро проржавеет.

Кляймер с оцинкованным гвоздем

  • Скрытым вариантом крепежа, без утомляющих процедур сверления и добивания, будет применение монтажных скоб кляймеров. Кляймеры эффективно удерживают вагонку и не ржавеют, так как тоже покрыты слоем цинка.
  • Монтажные клипсы выпускаются разных размеров и толщины. Модели рассчитаны под конкретные виды вагонки – в расчет берется толщина шпунта и высота его расположения.
  • При установке этого элемента он не должен болтаться на кромке, иначе фиксация будет ненадежной. При необходимости можно слегка подогнуть зубцы.
  • Сам кляймер связывается с поясами обрешетки либо гвоздями, либо саморезами – кому как удобнее.

Так, с крепежом разобрались, осталось лишь пара моментов.

Установка ламели

  • Следующая ламель должна стыковать с предыдущей через шип, но очень часто, из-за рассыхания дерева плотно вставить доски друг в друга становится трудно.
  • Чтобы упростить задачу, используйте деревянную проставку (лучше из кусочка той же вагонки), через которую можно плотно подбивать детали, не боясь повредить внешний вид обшивки.

Открытый свес кровли

  • Снизу фронтон заканчивается карнизом, а сверху он сопрягается со свесами кровли. Данные части здания также подшиваются, причем материал берется тот же, то есть вагонка.
  • Их обшивка не отличается сложностью и выполняется по той же технологии, а свесы так и вообще можно подшить прямо по стропилам.
  • По углам, чтобы отделка выглядела завершенной, после крепятся декоративные накладки (уголки, молдинги).

Подшитые свесы смотрятся нарядно

На этом в принципе все! Теперь вы знаете, как зашить фронтоны вагонкой, и можете попробовать взяться за дело. Работа не выглядит сложной, но на самом деле утомительна и отнимает много времени, так как ламели имеют небольшую ширину, а возиться приходится с каждой в отдельности.

Лучше понять рабочий процесс вам поможет видео в этой статье.

Источник статьи: http://1povagonke.ru/dacha/frontony-zashitye-vagonkoj-120

Оцените статью
Про баню