Общая баня при петре

Почему общие бани были нормой

С самых древних времен мытье в банях было традиционным для русских. В XVI — XVIII веках благодаря свидетельствам и описаниям гостей из Европы, широко известно и о распространении общих бань в России.

Среди некоторых иностранцев и даже наших современников, ссылающихся на иностранные источники, распространилось убеждение, что бани того времени в Московской Руси, а затем и в Российской империи, были чуть ли не поголовно общими, то есть, в них мылись как мужчины, так и женщины.

Некоторые свидетели, выходцы из европейских пуританских стран, крайне удивленные существованием такого рода бань (хотя общие бани были не только у русских), были возмущены такой практикой и записали её в свидетельства развращённости.

Не приветствовала общие бани и Православная церковь на Руси.

Бани для горожан

Иностранцы, в те времена посещавшие Русь, которая ещё не прорубила «окно в Европу» (хотя контакты с ней никогда не прекращались и заимствования шли естественным путём), посещали, в первую очередь, города в торговых и дипломатических целях. И не удивительно, что именно там они встретили общие бани как массовое явление.

Как указывают историки, именно в городах общие бани и были распространены вплоть до конца XVIII века. Абсолютное же большинство в то время проживало в селах, и у каждой семьи была личная баня как обязательный атрибут. В таких частных банях, конечно, могли совместно париться мужчины и женщины, но как родственники, как члены одной семьи, что вполне естественно.

Представитель высшего сословия, обеспеченные жители страны могли позволить себе частные бани и в городах. А для остального городского населения, хотя и немногочисленного, были общие бани. Именно в них шли париться не самые обеспеченные горожане Руси, а затем Российской империи. И именно здесь могли наблюдать иностранцы «бесстыжих девок» находящихся в одном помещении с мужиками.

«Очаг разврата»

Но были ли эти самые городские общие бани для будущего городского класса действительно таким страшным «очагом разврата»? Конечно, Православная церковь ещё со времён Ивана Грозного боролась с этим явлением: даже для святого, такие банные процедуры могут стать источником искушения. Но добиться окончательного запрета общих парных и введения раздельных удалось лишь во времена Екатерины Второй.

То, что феномен общих бань так долго продержался в православном государстве, а затем империи, несмотря на явные возражения, показывает, что эти самые бани так и не стали источником массового разврата.

По крайней мере, серьёзных свидетельств об этом нет. Иностранные свидетели пишут лишь о совместном мытье в банях мужчин и женщин, о неизбежных шутках и «лёгком флирте» (говоря современным языком), но не более того.

Как утверждают специалисты по истории банного дела (А. Дачник «Баня. Очерки этнографии и медицины»), для русского народа общие бани не переросли в нечто большее, чем источник шуток на тему взаимоотношения полов. Это и неудивительно, учитывая, что хоть Русь и не была протестантской пуританской страной, строгость нравов здесь была не меньшей.

Традиционный общинный уклад, православные традиции, менее радикальные взгляды на взаимоотношения полов позволяли людям того времени не акцентировать внимание на таких вещах.

В этих бытовых вопросах русские никогда не скатывались в религиозный фанатизм и пуританство. Но и былая развращенность языческой эпохи была преодолена. Это слияние традиции в народном быте и в мировоззрении простых крестьян и горожан позволяли без боязни превратить общие бани в «гнездо разврата» применять подобную практику в условиях городов.

Практика общих парилок постепенно была ликвидирована властями. И надо признать, что с ростом городов, их населения, европеизацией страны, её последующей модернизацией, это было неизбежно. Но для своего времени, явление общих бань было вполне органичным.

Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/history/65335-pochemu-obshhie-bani-byli-normoy.html

Первые бани на Руси

История русской бани уходит в седую древность. Геродот, странствуя по белу свету, побывал и на территории нашей страны — в Северном Причерноморье и в устье Днепро-Бугского лимана. Историк пересказывает легенду, услышанную им в причерноморских степях. О том, что здесь некогда появился греческий герой Геракл. У него было три сына — Агафирс, Гелон и Скиф. Однажды Геракл предложил сыновьям натянуть могучий лук, с которым, кроме него, никто не мог совладать. Только один Скиф — младший из братьев — сумел выполнить повеленье Геракла. Так Скиф стал владыкой причерноморских степей. В скифском кургане, что близ Никополя на Днепре, найдена серебряная ваза с изображением людей богатырского вида, обуздывающих степных коней.

Читайте также:  Аксессуары для бань и саун в ставрополе

Геродот рассказывал о банях, которыми пользовались эти сильные, могучие люди. Устанавливали три жерди, верхними концами наклоненные друг к другу, и обтягивали их затем войлоком. Потом бросали в чан, поставленный посреди этой хижины, раскаленные докрасна камни. Взяв конопляное семя, залезали в эту войлочную баню и бросали его на раскаленные камни. От этого, замечает историк, поднимался такой сильный пар, что никакая эллинская баня не сравняется с той, какую он видел в степи. Наслаждаясь ею, скифы вопили от удовольствия. От Геродота мы узнаем о том, что скифы после погребения покойника очищали себя парной баней. Скифские женщины растирали на шероховатом камне, подливая воды, куски кипариса, кедра и ладана. Этим жидким тестом с приятным запахом обмазывали все тело, а когда на следующий день смывали этот слой, оно становилось чистым и блестело.

О русской бане упоминается в летописях X-XIII веков. Ее называли мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня или просто баня. В Древней Руси побежденные племена даже платили дань. березовыми вениками.

Много любопытного узнаем у Нестора (XI — нач. XII в.), этого, можно сказать, первого русского писателя, в его «Повести временных лет», «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля. »

Есть в летописи строки и о бане. В Великом Новгороде легендарный апостол Андрей, путешествуя по разным странам, увидел деревянные бани, где люди, обнажившись, били себя вениками и под конец окатывали себя холодной водой. «. И возмут на се прутье младое и бьют ся сами. И обдаются водой студеною. И то творят мовенье собе, а не мученье».

Во времена, о которых повествует летопись, у восточных славян еще не было городов. Значит, речь идет о V-VI веках.

Бани Петра I

Некто Берхольц, находившийся некоторое время при дворе Петра I, рассказывает, что русские люди умеют дать воде, которую льют на раскаленные печные камни, ту степень теплоты, какая необходима. «Вначале спокойно лежишь на полке, устланном соломой, сверху покрытой чистой простынью. Затем начинают парить березовыми вениками. Это необыкновенно приятно, потому что открывает поры и усиливает испарину. После энергично скребут пальцами по всему телу, чтобы отделить от него нечистоту, что также очень приятно. Затем берут мыло и натирают им все тело так, что нигде не остается ни малейшего следа грязи. Окачивают, по желанию, теплою или холодной водой. Чувствуешь себя как бы вновь рожденным. »

Рассказ, записанный со слов современника Петра I: «В 1718 году, в бытность Петра Великого в Париже, приказал он сделать в одном доме для гренадер баню на берегу Сены, в коей они после жару купались. Такое необыкновенное для парижан, по мнению их, смерть приключающее действие произвело многолюдное сборище зрителей. Они с удивлением смотрели, как солдаты, выбегая, разгоряченные банным паром, кидались в реку, плавали и ныряли. Королевский гофмейстер Вертон, находящийся в прислугах императора, видя сам сие купание, Петру Великому докладывал (не зная, что то делается по приказу государя), чтобы он солдатам запретил купаться, ибо-де все перемрут. Петр, рассмеявшись, отвечал: «Не опасайтесь, господин Вертон. Солдаты от парижского воздуха несколько ослабли, так закаливают себя русской баней. У нас бывает сие и зимой: привычка — вторая натура».

Петр I не только чтил русскую баню, но был организатором первых водолечебных курортов в России. Петр распорядился разыскивать «лечительные воды» в российских землях. Так, «молотовый работник» Кончезерского завода Иван Рябоев открыл возле Олонца, что в Карелии, «марциальные воды». Так как вода источника оказалась железистой, ее назвали марциальной — в честь Марса — бога войны и железа.

Еще с петровских времен в России почиталась античная культура. Возводились сооружения в стиле Древней Эллады и Рима. И термы в том числе. В городе Пушкино (бывшее Царское село) в помещениях Большого дворца находится, так называемая, Холодная баня. Это копия римских терм, «в древнем вкусе времен Августа и Цицерона».

Баням на Руси всегда придавали лечебный, оздоровительный смысл. В архивах сохранилась запись о том, что 11 мая 1733 года от медицинской канцелярии получено разрешение «завести в Москве лечебную баню». Хозяина этого заведения обязывали «цену брать без излишества, дабы на него жалоб не происходило». Кроме того, «запрещено держать горячие вина, водки и всякий заповедный напиток».

Читайте также:  Баня на карамышевской набережной

Всемирная слава

Русские бани стали распространяться по всему миру. Так, например, после похода Наполеона в Россию, его разгрома и вступления русских войск в западноевропейские страны наши бани стали строить во Франции, Германии, Швейцарии. Еще в XVIII веке парилки по нашему образцу стали делать в Лондоне и Нью-Йорке.

В чем же превосходство русских бань? Хотя здесь нет роскоши римских бань, но зато русские производят в одной комнате то, что римляне делали, а турки и восточные жители и ныне производят в четырех или пяти. Но самое главное преимущество состоит в том, как поддается пар. В русской бане пар нагнетается при помощи каменки, в которую положены раскаленные камни. Захотел погорячее — плеснул воду в каменку. В римских, турецких банях пар идет оттого, что поливают горячий пол, под которым проходят трубы. Но у этих бань есть недостатки, которых нет у русских бань — они не обновляются свежим воздухом. Новый пар рождает новый воздух. Кроме этого такой пар не смягчает тело так, как это делает пар русской бани — «расширяет орудия вдыхания, боевые и другие жилы, оживляет и восстанавливает оные части в то состояние, в каком оне были прежде».

Во всех методических пособиях по физиотерапии русская баня рассматривается как классический метод теплолечения. Миллионы людей черпают в этом самобытном и чрезвычайно простом средстве бодрость, здоровье, закалку.

Источник статьи: http://studbooks.net/2479234/meditsina/pervye_bani_rusi

Общественные бани при петре 1

Как Пётр I с бородами и банями боролся

С привычкой носить бороду русские расстались легко, но поступиться чистотой тела оказалось выше их сил

Карго-культ Запада

«— Ужасное невежество! – сказал в заключенье полковник Кошкарёв. – Тьма средних веков и нет средств помочь… Поверьте, нет! А я бы мог всему помочь; я знаю одно средство, вернейшее средство.

— Одеть всех до одного в России как ходят в Германии. Ничего больше, как только это, и я вам ручаюсь, что всё пойдёт как по маслу: науки возвысятся, торговля подымется, золотой век настанет в России».

В такой дозволенной цензурою форме Н.В. Гоголь выразил сатиру не только на современных ему западников-прогрессистов, но и на отдельные реформы Петра Великого. И если даже в середине 19 века некоторые верили, что достаточно только переодеть русского мужика в немца, как Россия преобразится, то что же тогда сказать о начале 18 столетия!

Запрет русской одежды

Пётр I, веровавший, по выражению историка В.О. Ключевского, в «воспитательную силу кнута и застенка», считал, что преобразование России на западный лад надо производить в приказном порядке. Образцом для него служила не только Немецкая слобода под Москвой. Пётр к тому времени уже сам побывал за границей.

Вернувшись из «Великого посольства» осенью 1698 года и порубив головы мятежным стрельцам, Царь издал указ о запрете длиннополой русской традиционной верхней одежды. Пётр лично обрезал своим приближённым полы кафтанов, бороды и надевал на них напудренные европейские парики. В 1701 году он запретил дворянам и столичным обывателям носить русское платье и предписал костюм на западноевропейский лад.

«У городских ворот расставлены присяжные наблюдатели бород и костюмов, – писал Ключевский, – которые штрафовали бородачей и носителей нелегального платья, а самое платье тут же резали и драли. Дворян, являвшихся на государственный смотр с невыбритой бородой и усами, нещадно били батогами… Купцам за торг русским платьем – кнут, конфискация и каторга».

Налог на бороды

Только три категории лиц сохранила привилегию носить бороды – крестьяне, священники и старообрядцы. Пётр даже предписал в обязательном порядке носить бороду только в сочетании с одеждой старого фасона. Сами же бороды было решено сделать источником государственного дохода.

В 1705 году за право носить бороду был установлен высокий ежегодный налог. С дворян, купцов и госслужащих брали по 60 рублей, с купцов гостиных и суконных сотен (самых богатых) – по 100 рублей, с прочих горожан – 30 рублей. Сельские обыватели могли свободно носить бороду в деревне, но при каждом въезде в город платили за неё копейку. Для сравнения цен: на один рубль можно было тогда сытно кушать целый месяц.

Читайте также:  Двери для бань пластик

Борьба с банями

Ещё один элемент традиционного русского быта подвергся гонению со стороны Петра – бани. Здесь сыграли свою роль два обстоятельства. Во-первых, горячие бани по-русски были неведомы ни немцам на Кукуе, ни голландцам и англичанам, которых Пётр видел в заграничной поездке. Отсюда он пришёл к выводу, что бани не только не нужны, но представляют собой помеху благосостоянию государства. Сам Пётр не был любителем мыться.

Правда, как и в отношении бород, он решил извлечь из привычки русских людей к чистоплотности практическую выгоду и обложил бани налогом. С 1704 года богатые люди должны были платить с домашней бани по три рубля в год, прочие дворяне и городские обыватели – по рублю, сельские – по 15 копеек. «Но в среднем разряде много скудных людей… не могли оплатить своих бань даже с правежа под батогами, и через год их бани перевели на крестьянский оклад» (Ключевский).

Банный налог оказался одним из самых исправно поступавших в казну, в отличие, например, от налога на бороду. С привычкой носить бороду русские расстались легко, но поступиться привычной гигиеной тела ради прогресса оказалось выше их сил.

— нажать «палец вверх»;

— подписаться на канал;

Еще больше материалов на нашем телеграмм канале
История Российской Империи. Подпишись

Как парились царские особы на Руси

Русскую баню ценили все сословия общества. Здесь не только очищали, но и лечили душу и тело. Любовь к бане объединяла общественные слои, а сила парного духа творила чудеса. Она дарила умиротворение и чистоту как телу, так и мыслям. Царские особы, конечно, не исключение.

Первые бани на Руси

Первые банные строения появились на Руси в X веке. Принято считать, что баня больше была любима простым людом, а знать и императорские приближённые предпочитали ванны. Однако это не совсем так.

Первая царская баня появилась в 1714 году при Петре I, до этого он посещал общественные парные.

Кстати, общественные бани в Петербурге начали появляться активно с 1704 года, когда был введён налог на домашние бани и дымовые трубы к ним: с бояр бралось три рубля в год, с купцов и мелких дворян один рубль, простые люди платили 15 копеек.

Банный корпус в Петергофе

Царский банный комплекс, называвшейся в те времена мыльней, располагался рядом с дворцом Монплезир. Парная представляла из себя просторную комнату с чугунными ядрами пушек вместо камней. Нагреваясь, они хорошо прогревали кулуары.

Петр I ходил в баню раз в неделю, а если болел, то парился чаще. Соблюдал все советы врачей, дикие для человека XXI века: здесь он выпускал кровь, пил особые лечебные порошки из перемолотых червей и мокриц. Супруга Екатерина I тоже обожала купания, однако париться ходила в другие дни от мужа. Да и по другому было нельзя: царские правила были таковы. Со временем нравы, конечно, меняются: так сейчас абсолютной нормой считается посещение бани мужчинами и женщинами вместе, а эстетичный вид придают специальные парео и килты.

Что сделала Елизавета Петровна с Банным корпусом

Нашлось в новых императорских банях место и для знатных гостей, которые тоже с удовольствием ходили мыться и исцеляться. Лечились влажными обёртываниями – заболевшего окутывали простыней и несколькими одеялами. Когда человек потел, поливали охлажденной водой, затем следовали особые банные процедуры.

Екатерина II предпочла столичный пар

Екатерина II, взойдя на престол, также оценила русскую традиционную баню, и в 1763 году близ ее покоев на антресолях первого этажа Зимнего дворца под руководством архитектора Валлен-Деламота возвели большую царскую парную, состоящую из трех помещений: купальни, уборной и бани с бассейном. Баня была обита деревянными панелями от пола до потолка. Современные парные также традиционно отделываются деревом. Богатый выбор деревянных отделочных материалов представлен в каталоге Sauna Life. А в царскую купальню в Зимнем можно было спускаться по небольшой деревянной лесенке прямо из личных покоев императрицы.

Александр I и бани

При Александре I в Зимнем дворце организовали новую баню, перестроив угловые помещения первого этажа, выходящие на Адмиралтейство. Позднее этими парными пользовался Николай I, который, однако, предпочитал банный комплекс в Петергофе. Хотя историки уверяют, что к личной гигиене он относился скептически.

Императоры любили баню не меньше простого народа и верили в ее целебную мощь.

Также там нередко устраивали веселья для избранных, хотя официальная история на эту тему не распространяется.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/obschestvennye-bani-pri-petre-1/

Оцените статью
Про баню