Одна из традиций русского народа баня

Национальные особенности досуга: Русская баня

«В жизни, мирной или браной,
У любого рубежа,
Благодарны ласке банной
Наше тело и душа»
Александр Твардовский

Баня для русского человека не безделица

Баня — это не просто приятное и полезное занятие, это наше культурно-истори ческое наследие, бережно хранимое и передаваемое от поколения к поколению. Париться в бане – одна из наиболее древних и любимых традиций русского народа. Банная процедура являет собой насущную потребность не только в чистоте, но и в отдыхе, как тела, так и души. Банное мытье всегда было делом не шутейным, оно возводилось нашими предками в ранг некоего священнодействия – с баней связаны и основные вехи жизни человека: здесь его омывали в день рождения, перед свадьбой и после смерти. Накануне всех важных событий и прежде всего перед сражениями русские всегда ходили в баню. Эта мощная традиция была непоколебима и во время Великой Отечественной войны, и ныне. Баня была еще и основой русского гостеприимства, так как гостей первым делом всегда «угощали» легким паром. Веками оттачивалось мастерство париться, при этом гигиенические процедуры превращались еще и в оздоровительные. Это славная народная традиция, не претерпев особых изменений, жива и по сей день.

О банях охотно писали многие известные в России люди, медики Н.М.Максимов-Амб одик, М.Я.Мудров, историки В.О.Ключевский, Н.И.Костомаров, И.Е.Забелин, С.М.Соловьев, писатели Л.Н.Толстой, А.П. Чехов, Н. С.Лесков, А. М. Горький и другие. Особенно яркие страницы бане посвятил В.А.Гиляровский. В своей знаменитой книге «Москва и москвичи» он писал: «Москва без бань не Москва. Единственное место, которого ни один москвич не миновал, — это баня».

Русская баня в деревне

Баня прочно вошла в русские поговорки, пословицы, с ней связано много шуточных советов: «Дураки и после бани чешутся», «Наешься луку, ступай в баню, натрись хреном, запей квасом», «Баня — мать вторая», «Помни день субботний — иди в баню», «Баня все грехи смоет».

Любая «порядочная» баня всегда имела три отделения: парное, мыльное и предбанник. Каждое из них было одинаково важным, но особенно выделялась парная, что нашло отражение в народных пословицах: «В баню идти, пару не бояться». О жаркой бане говорили: «парная баня», «пар любит баню топить». Тем, кто боится париться, обычно говорили: «Пар костей не ломит». С баней у русских связано много поверий. В каждой бане селится злой дух. Когда топят баню, жар его временно выживает оттуда, а после того, как кончается мытье в бане, этот дух опять возвращается туда: в истопленной бане дух живет всегда.

Архитектура русской бани XIX века

Баня для россиян всегда была неким способом самоидентификаци и. Примечательный факт привел в своих исторических исследованиях русский писатель и историк Н. М. Карамзин: «Дмитрий Самозванец никогда не ходил в баню: жители московские заключили из этого, что он не русский», — а живший во времена Петра I в Петербурге камер-юнкер Берхольц в своих записках о России пишет: «Здесь почти при каждом доме есть баня, потому что большая часть русских прибегает к ней, по крайней мере, раз, если не два, в неделю…»

Особенно интересно высказывание о русской бане испанского врача Риберо Санчеса, который долгое время был врачом императрицы Елизаветы Петровны: «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага…»

Кроме того, русская баня всегда была и остается местом деловых встреч, что немало удивляет иностранных партнеров по бизнесу; однако это не прихоть новых российских бизнесменов, а стойкая народная традиция. Так, уроженец Курляндии Яков Рейтенфельс, живший в Москве в 1670-1673 годах, отмечал в записках о России: «Русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».

Совершенную необходимость бани подчеркнул великий полководец Александр Васильевич Суворов: «Портки последние продай, но после бани выпей… На воды посылай здоровых богачей, прихрамывающих игроков, интриганов и всякую сволочь. Там пусть и купаются в грязи. А я истинно болен. И мне нужна — молитва, деревенская изба, баня, каша и квас». Чем не универсальная формула исцеления? Доставшегося нам от предков и одинаково любимого всеми от простого мужика до рафинированного аристократа.

В роскошных Сандуновских банях, отмечал Гиляровский, перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва — та, которая собиралась в салоне блистательной Зинаиды Волконской и в престижном Английском клубе. Ведя рассказ о московских банях, писатель приводит слова старого актера Ивана Григоровского: «И Пушкина видел… любил жарко париться»… «молодой, сильный, крепкий, «выпарившись на полке ветвями молодых берез», бросался в ванну со льдом, а потом опять на полок…».

Читайте также:  Шоколад на водна баня

Вышедший из народных глубин великий русский бас Федор Шаляпин с тоской писал своему другу Александру Менделевичу из-за границы: «Милая наша Москва! Несравненная. Наше хорошее ни с чем сравнить нельзя… Утомительно, тяжко, и чувствую себя как бы на каторжных работах… О веселых днях не приходится думать, единственное развлечение турецкая баня, — конечно, не наша родная. Я особенно отчетливо вспоминаю, как мылись в Сандунах и как ели стерляжью уху, помнишь?»

Банное дело – выгодная коммерция

Во второй половине позапрошлого века банное дело в Москве стало чрезвычайно выгодным предприятием. «Каждый божий день неграмотные, но оборотистые купцы приносили в городскую управу нарядные с маркой вверху прошения, написанные роскошным подчерком бывалых стряпчих. Купцы просили открыть заведение – сундучное, колбасное, замочное и особенно банное». Потому что для перебравшихся в город крестьян, если еще как-то можно было обойтись без покупных сундуков, то без бани никак, хотя и была она недешевой — пятак без веника.

Сандуновские бани конец XIX века

Количество общественных бань в Москве всегда неуклонно росло, и в конце XVIII века было целых 30 заведений: Бабьегородские, Дрогомиловские, Каменновские, Трубенские, Якиманские, Краснохолмские и многие другие. Обычно бани строили на прудах или по берегам рек. Особенно много их было у Неглинки, Яузы, Хапиловки и, конечно, Москвы-реки. К концу второй половины XIX века их было уже 43, а к 1913 году в Москве количество бань перевалило за шесть десятков.

Банное дело было чрезвычайно привлекательным, и его пытались открыть многие; так, основателем знаменитых на всю Россию Сандуновских бань стал бывший придворный актер Сила Николаевич Сандунов, но чаще оно привлекало бывших простых банщиков, некоторые наиболее сноровистые, «выходя в люди», обзаводились сразу нескольким торговыми банями. Очень примечателен случай с купцом Петром Бирюковым, который когда-то сам служил в Сандунах у их тогдашней хозяйки Ломакиной, тер богатым людям спины, да скреб чужие головы и очень присматривался к существу банного дела: уж очень оно ему «пондравилось», и в отличие от честолюбивой барыни Ломакиной знал он о Сандунах все. Вездесущий Бирюков знал, как лишняя копейка отваливается и ловко подставлял свою широкую, чисто мытую руку. Заветной мечтой Бирюкова было выстроить бани у самого Кремля, и он вступил в долгую переписку с начальником Московской торговой полиции Николаем Лукичом Юнгом – еще тем жучилой, любившим писать длинные витиеватые ответы на прошения московских купцов. Его длинные фразы долго катились, и казалось, что он нарочно не хочет ставить точку. Конечно, начальник торговой полиции Москвы хорошо знал, где ставятся запятые, а где точки. Однако точку ставить не любил, и была этому своя причина, о которой все знали. Никакое дело быстро не кончал – к взятке клонил.

И завязалась долгая словесная баталия, еще раз подтверждающая истину, что времена идут, а люди не меняются.

В своих тягучих ответах Юнг, привлекая архитектора тверского участка Москвы Мартынова, землемера городской управы Трофимова и полицейского врача Дудкина, отказывал Бирюкову в разрешении на строительство бань на купленном им участке у Москвы-реки, дескать, близко от Кремля и Александровского сада. На что Петр Бирюков через бывалого стряпчего на дорогой (восемь гривен) бумаге витиевато отвечал, пеняя на купца Попова, которому та же управа дала разрешение на постройку. А врача Дудкина, тоже большого охотника за взяткой, вообще посрамил, парируя его рассуждения по поводу нарушения гигиены. Гигиена не только не терпит в городах бань, но и требует устройства их, — наставлял взяточников купец кудрявыми письменами стряпчего, и так самому ему мудреный ответ понравился, что набавил он пятак стряпчему за старание. Долго еще катились туда и обратно витиеватые фразы и понятно почему – шел спор за «золотую московскую землю», в сегодняшней лексике за «золотую московскую милю», но Бирюков своей выгоды не упустил.

Баня в России всегда была и остается серьезным государственным делом и выгодным коммерческим предприятием, а кроме того, местом особенно теплого мужского застолья, о чем свидетельствует сюжет культового фильма Э. Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром!».

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или с легким паром!» 1975г.

Московские банщики всегда гордились знакомствами с выдающимися людьми. Кто только не прошел через Сандуны! В старых Сандунах с удовольствием бывал Пушкин, в новых перебывали многие известные политики, писатели и актеры. Сандуны однажды заменили даже Черное море. Представьте, в бассейне Сандуновских бань плескалась целая черноморская эскадра боевых кораблей. Это было в 1925 году, за день до демонстрации в Большом театре фильма «Броненосец «Потемкин».

Накануне торжественной премьеры режиссер картины Сергей Эйзенштейн с ужасом спохватился, что не успел снять важную сцену, и ему пришла удачная мысль доснять ее в Сандуновских банях. На киностудии стали спешно готовить макеты кораблей, а ночью бассейн озарился ослепительным светом прожекторов. Все сотрудники студии участвовали в этих комбинированных съемках, имитируя гигантские волны, чтобы на утро ничего не подозревающие зрители увидели новаторскую картину Эйзенштейна, ставшую одной из лучших в истории мирового кинематографа. Так знаменитые московские бани внесли свой вклад в киношедевр.

Легендарные Сандуны

Читайте также:  Тайская баня в павлодаре

Завершая рассказ о русских банях, как о любимейшем виде национального досуга, хочется сказать, что, несмотря на глубокие мировые культурные традиции банного искусства, берущие начало от знаменитых терм Каракаллы до высокотехнологич ных современных саун, русская баня для нас, россиян, всегда будет чем-то большим, чем просто место поддержания гигиены тела. Также, наверное, как Московское метро, которое стало не только быстрым городским видом транспорта, но и любимым местом встреч москвичей и гостей столицы.

Источник статьи: http://futureruss.ru/intresting-facts/mysticism/banya.html

История русской бани и её значение в жизни русского человека

Ещё с древних времён человек посещал баню с целью поддержания гигиены и оздоровления своего организма. Но сегодня сложно найти конкретные факты того, что подтолкнуло древних людей создать баню. Может, это была капля, упавшая на раскалённую печь и превратившаяся в маленький клубок пара. А может, это была продуманная идея древних учёных. Но вне зависимости от этого, о парной человеку известно с древних времён, о чем свидетельствуют археологические находки.

Баня во все времена была для русского человека не банальным помещением для купания, а сакральным местом, где очищалось и тело и душа. Ведь духовное состояние для русского народа важнее, чем физическая форма. Люди, впервые побывавшие в парной, восторгались полученными ощущениями и утверждали, что заново родились, помолодев на несколько лет душой и телом.

Первое упоминание о русской бани

Первые парные начали появляться в древней Греции. Но уже в те далёкие времена их основным предназначением являлось не банальное принятие водных процедур. Для греков баня являлась местом, где они с пользой проводили свободное время. Здесь люди отдыхали и общались со знакомыми и даже занимались физкультурой. Древняя баня чем-то напоминала клуб людей по интересам. Но уже тогда человек подмечал уникальные лечебные и профилактические свойства парной. Да и своё название баня получила не просто так. В переводе с древнегреческого языка слово «баня» трактуется как «изгнание боли и грусти».

История возникновения русской бани на Руси началась позже, чем в европейских странах. Но и наш народ использовал её не только для помывки. Испокон веков она являлась местом, где проводились разные лечебные процедуры, которые наполняли человека здоровьем и хорошим настоянием. По историческим данным врачеванием на Руси занимались церковнослужители, и это подвигло великого князя Владимира издать указ о передачи бани во владение церкви.

Что представляла собой первая русская парная?

История появления деревенской бани началась с маленькой и очень низкой деревянной постройки, которая быстро нагревается и долго держит внутри тепло. Частично стены парной погружались под землю или осыпались грунтом. Это помогало удерживать в помещении тепло, достаточно длительное время без подтопки.

В постройке первых бань применялся самый доступный и дешёвый на то время материал — древесина. Обычно использовался берёзовый или липовый сруб, обладающий приятным ароматом и стойкостью к воздействию влаги. Строительством конструктивно простого деревянного сооружения занимались опытные плотники, передававшие секреты своим детям. И это превращалось в семейную традицию. Самая первая «чёрная баня» имела простейшую конструкцию, и состояла из двух отдельных помещений.

Моечно-парное помещение являлось основным и в нем сооружали топку, где с одной стороны размещался резервуар для воды, а с другой раскладывались дикие камни, которые после прогрева являлись основным тепловым источником. Парная оснащалась специальным инвентарём и имела следующие особенности:

  1. Обязательным атрибутом парной являлся полок – длинная скамья из дерева, которую размещали напротив печки-каменки рядом со стеной. Она служила лежаком, на котором находился человек, когда парился. В парной устанавливались скамейки для банного инвентаря. Они изготавливались из древесины, и обычно это была липа или береза.
  2. В качестве банного инвентаря использовались тазы из меди или металла, разные ковши, мочалки из натуральных растительных материалов, веники и другая банная утварь. Моющим средством обычно являлась зола или жидкое мыло. В углу всегда стояла кадка, изготовленная из дерева которую наполняли холодной чистой водой.
  3. В углах помещения всегда висели пучки с лечебными травами, издающими приятный аромат. Обычно это был чабрец, мята и другое разнотравье. Плюс ко всему травы использовали в качестве мягких веников, которыми делали целебный массаж.

Дополнительно в бане обустраивался предбанник – маленькое помещение, где люди оставляли свою одежду и другие вещи, которые нельзя мочить. Здесь переводили дух после принятия водных процедур. В предбаннике устанавливали чан наполненный квасом, пивом или другим, исконно русским напитком, без которого визит в баню утрачивал смысл. Квас, использовали не только для питья, а и подливали на камни или запаривали в нём веники. Для удобства на полу в предбаннике всегда расстилали грубый войлочный материал или сено.

Чем отличалась баня по-белому от баньки по-чёрному?

Создание русской бани по-белому, на Руси произошло позже парной по-чёрному, но благодаря её удобству она постепенно вытеснила предшественницу. Первые парные не имели дымохода, через который выводится дым, а свежий воздух запускался через периодически открывающуюся дверь. В такой парной дым скапливаться внутри помещения, что создавало массу неприятностей. Позже появилась баня по-белому, где в качестве теплового источника выступала каменка, оборудованная дымоходом для отвода отработанных газов от сгорания дров.

Для протопки бани по-чёрному людям приходилось делать массу малоприятных вещей:

  • после окончания топки в бане закрывали дверь, а пол от сажи отмывали водой;
  • помещение перед использованием по прямому назначению нужно было выдержать не меньше четверти часа, чтобы оно просохло и набрало жар;
  • потом убирали остатки углей и выпускали первый пар, который смывал сажу с каменки, и затем переходили к водным процедурам.
Читайте также:  Баня для семьи своими руками

Баня, по-чёрному, очень неудобная в топке и её не получится подтапливать во время мытья. Но зато едкий дым устраняет любой запах от предыдущих посетителей чего нельзя достичь в современных парных. Такую особенность очень любили и ценили наши предки.

Кроме бани по-чёрному в те давние времена был ещё один любопытный способ попариться прямо в русской печи, которая была в каждом деревенском доме. Печь хорошенько протапливалась, а на дно расстилалась солома. После этого человек влезал внутрь, взяв с собой таз с водой, которой обдавались раскалённые печные стенки. Приняв паровую ванну, человек выходил и обливался ледяной водой. Такое странное удовольствие могли себе позволить даже престарелые люди, которых вдвигали внутрь печки на специально подготовленной доске.

Баня – это способ жизни и дань традициям

История и традиции русской бани – это образ жизни, который сопровождал русских людей со дня их рождения и до дня их смерти. Ни одна другая мировая культура не приняла баню, как это сделали на Руси. Она стала обязательным культом, который проводили с регулярной периодичностью.

  1. Без бани не проходило ни одно торжественное событие. Случайный гость в доме, первым делом приглашая хозяином в парную и потом за стол. Эта традиция даже отразилась в русских народных сказках и древних летописях.
  2. Любой девичник или мальчишник, никогда не проходил без посещения парной. И даже после узаконивания отношений семейные пары обязаны были принимать водные процедуры каждый раз, когда у них происходила супружеская близость, в особенности перед посещением церкви.
  3. Баню посещали люди с разными болезнями, особенно это касалось простуды, насморка, кашля или проблем с суставами. Терапевтический эффект от, казалось бы, простой процедуры, производил мощное воздействие на человеческий организм, изгоняя любую хворь.
  4. Регулярное посещение парной являлось отличным профилактическим мероприятием для предупреждения разного рода заболеваний. В парной все клетки человеческого организма заряжались энергией, которая заставляла их функционировать по-новому, запуская процесс регенерации. А благодаря резкой смене высокой на низкую температуру, когда сразу после парной люди ныряли в прорубь или в снег происходило закаливание организма и улучшение иммунитета.

История происхождения русской бани в России нашла своё отражение в народном творчестве и задокументирована в летописях. Ещё великий русский историк занимающийся исследованием обычаев и традиций народов древней Руси – Н.И. Костомаров многократно писал в своих письменных творениях о том, что люди ежедневно ходили в парную не чтобы попариться или поправить здоровье, а ради своего удовольствия. Он же писал, что парится в парной для русского народа – это оригинальный обряд, который никогда не нарушался ни детьми, ни взрослыми.

Русская баня завоевала Европу

Широкому распространению традиции париться на Руси поспособствовал Петр Первый. Им был издан указ, который освобождал владельцев парной от уплаты пошлины. В период правления Петра великого в Москве и Петербурге появилось просто огромное количество общественных русских бань, где люди собирались для приятного времяпрепровождения. Они предназначались для Купцов, интеллигенции и знати. Сегодня в Москве сохранилась уникальная Сандуновская парная возрастом более двух столетий.

Иностранцы, посещавшие древнюю Русь, с изумлением отмечали, что русские привыкли часто мыться, что не присуще народам других стран. В реальности существовала традиция мыться каждую неделю в субботу. Но иностранцы, которые редко принимали водные процедуры, считали, что русские все время посещают парную. Известным немецким путешественником писалось, что в России нет ни одного населённого пункта, будь то большой город или маленькая деревушка, где нет бани.

В европейских странах обычай париться, начал возрождаться благодаря Петру Первому и его армии, наводившей ужас на французов тем, что солдаты парились в бане, после чего ныряли в прорубь, несмотря, что на улице стоял сильный мороз. А когда в 1718 году Пётр Первый отдал приказ построить на берегу роскошной реки Сены первую парную, парижане были просто в ужасе. А само строительство бани вызывало интерес зевак, которые приходили поглазеть на это чудо.

В чем секрет популярности русской бани?

По мнению большинства исследователей российской истории и её традиций, секрет бани очень простой: она очищает дух и тело, наполняя их чистыми помыслами и здоровьем. А архитектура незамысловатого строения – это стандартное помещение из дерева, в котором размещается печка-каменка, что позволяет иметь парную людям с любым уровнем достатка, как богатому дворянину, так и простому бедному земледельцу.

Рассматривая особую привязанность к бане и востребованность ритуала париться на протяжении всей истории, можно с уверенностью утверждать, что русские стремились быть чистыми, опрятными, здоровыми и с ясным умом. И баня им в этом помогала. Традиция ходить в баню, напоминает простое бытовое явление и при этом является культурой и даже образом жизни русских людей. Этот обычай передавался и будет дальше передаваться из поколения в поколение, оставаясь признаком принадлежности к русскому народу.

Источник статьи: http://almaz2000.ru/for-clients/articles/istoriya-russkoy-bani-i-ee-znachenie-v-zhizni-russkogo-cheloveka/

Оцените статью
Про баню