Описание картины девушки в бане

Женщины, баня и душевная чистота на картинах известных художников

Русская баня занимает в творчестве русских художников особенное место. Баня — это место традиционное, посещение которого сопровождается настоящими ритуалами и обычаями. Художники, которые посвятили свои картины именно бане и жанровым сценкам из бани, попытались передать через свои плотна тот банный дух, настроение, атмосферу спокойствия и комфорта, которые всегда здесь присутствуют.

Виталий Гаврилович Тихов — В русской бане

Русская баня на картинах художников обладает одной интересной особенностью. Так как баня — это место, где люди моются, актуальной здесь является обнажённая натура. Женщины в бане на картинах художников изображены полностью обнажёнными, но можно ли назвать эти работы пикантными или даже неприличными? Что удивительно, в этих картинах нет ни одного намёка на какой-либо эротизм происходящего. Всё, что происходит в бане, настолько натурально, что все герои этих работ выглядят максимально естественно. Больше того, создаётся ощущение, что женщины в бане обладают не только чистым телом, но и чистой душой, которая будто очистилась в бане от всех тягот и неприглядных вещей этого мира. Почему так происходит?

Зинаида Серебрякова — Баня

Есть два ответа на данный вопрос:

Во-первых, стоит отметить характер обнажённой натуры в живописи. Профессиональный художник, который изображает бытовые и жанровые сцены с участием обнажённой натуры, старается сделать это максимально натурально и естественно, так, чтобы вид героев картин не был похож на пошлость. Обнажённая натура в живописи — это далеко не изображение женщины без ничего, скорее — это образ женского начала, женской природы, её естества, натуральной красоты. На таких картинах, где женщина лишена тех вещей, что были созданы руками человека, она представляется чистой и телом и душой.

Борис Кустодиев — Русская Венера

Во-вторых, картины с женщинами в бане не воспринимаются зрителем, как нечто эротичное по той причине, что баня сама по себе подразумевает полное обнажение. В сознании и подсознании человека появляется некий образ бани, как места, где такой вид человека является самым естественным. Человек в одежде в бане смотрелся бы очень нелепо и вызывал бы яркий диссонанс в сознании, а вот обнажённый человек, который занимается мытьём в бане, — это так же натурально и естественно, как человек в рабочей одежде на заводе или как грибник с корзинкой в лесу.

А.М. Герасимов — Русская баня Алексей и Сергей Ткачевы — Банный день В. Тихов — В бане

Источник статьи: http://art-assorty.ru/19479-zhenshhiny-v-bane-kartiny.html

Даларнийские девушки в бане

Описание картины «Даларнийские девушки в бане»

В конце 1880-х Цорн начинает усердно практиковаться в жанре, который прославит его не меньше портретов: ню на открытом воздухе. Он не особо заморачивается с сюжетом и драматургией таких полотен, все его внимание захватывает природная красота пышных, пышущих здоровьем тел. Художник пишет женщин буквально там, где застал: во время или после купания в открытом водоеме (1, 2, 3), либо где-то рядом с ним (1, 2).

Картина Цорна «Даларнийские девушки в бане» выбивается из общего ряда тем, что водные процедуры осуществляются в закрытом помещении и страстной, буквально огненной палитрой. По некоторым сведениям, для многих работ художник намеренно ограничивал выбор цветов, предпочитая желтую охру, кадмий красный средний, черную слоновую кость и белый. Глядя на полотно, так и слышишь, как шведский здоровяк глаголет в присущей ему резкой прямолинейной манере: «Много ли надо умеючи?»

Дом, милый дом

Куда бы ни закидывала Цорна судьба – в Лондон, Чикаго, Петербург иль Париж – его всегда неукротимо тянуло на родину. Всем своим большим и могучим сердцем он любил шведскую глубинку, что была его колыбелью, и всякий раз неизменно возвращался, дабы обновить связи с корнями, которые никогда не обрубал.

Читайте также:  Финский проект одноэтажного дома с сауной

Даларна – название провинции, где родился художник (в современной Швеции соответствует административной единице «лен Даларна»). Каждую весну и лето он проводил здесь в усадьбе Цорнгорден, которую начал обустраивать в 1888 году, перевезя на приобретенный участок земли в Муре старый дом своего деда. Тут он встретил и свой последний закат – редчайший случай, когда в биографии художника совпадает место рождения и смерти.

Цорн ценил простую, не отличавшуюся особой изысканностью или утонченностью красоту местных женщин. Само собой, это находило отражение в его творчестве. Один из наиболее ярких, характерных образов – шведскую крестьянку Маргит – он напишет спустя три года после обоснования в Цорнгардене. И если бы ее портрет и изображение девушек в импровизированной деревенской сауне не разделяли 15 лет, можно было бы запросто предположить, что Маргит – одна из них: такая же румяная, крепкая, полнотелая блондинка с красной лентой в волосах.

У Цорна есть еще картина с очень похожими героинями, захваченными чуть ли не в таких же декорациях. И лишь официальная дата ее написания (годом ранее «Даларнийских девушек»), мешает поставить полотно в диптих с ними. А ведь «Купальщицы» прямо-таки продолжают сюжет. То ли разморенные после горячих водных процедур, то ли утомленные позированием неугомонному живописцу, крестьянские Джоконды со скучающим видом наблюдают за пламенем печи – все с теми же неизменными красными лентами в волосах.

Цирк, да и только

О скорости, с которой работал Цорн, ходили легенды. Говорили, он способен написать обнаженную натуру буквально за один сеанс. И глядя на уверенный, размашистый, решительный мазок – особенно на заднем плане картины «Даларнийские девушки в бане», закрашенном почти условно – охотно в это веришь.

В сети ходит история, которую одному художнику рассказал его учитель, а тому учителю – его учитель, лично присутствовавший на представлении в Петербургской академии художеств. Цорна ждали, чтобы он продемонстрировал студентам выдающийся талант и сенсационную скорость работы.

Далее события развивались как в анекдоте. Именитый швед опаздывает, с порога сбрасывает шубу из волчьего меха с меховой шапкой и тут же начинает творить. «Мы все ждем шедевра, но пока кроме отдельных мазков, беспорядочно, как нам кажется, наносимых на холст, мы ничего не видим. Но мы верим в талант и виртуозность Цорна, мы знаем, что еще все впереди, и нас ждет рождение виртуозно исполненного женского тела. И вот происходит то, чего мы меньше всего ожидали. Цорн что-то говорит стоящему рядом с ним человеку, как видно, своему переводчику, который громогласно заявляет: «Господин Цорн извиняется, что должен прервать работу, он устал. Сеанс откладывается на завтра»» .

На следующий день история повторяется: маэстро ссылается на усталость и в очередной раз переносит создание шедевра. Придя на третий сеанс, никто из преподавателей и студентов уже не ждал чуда. Но Цорн не был бы Цорном, если бы опять не обманул ожидания: «Мы не успевали следить за кистью, которая молниеносно переходила от палитры к холсту и обратно. Художник почти не задумывался, не делал пауз, не вглядывался в натуру, а только бросал на нее молниеносные взгляды. А на холсте уже оживало изображение. С каждой минутой оно становилось все ясней и ясней. И вдруг мы поняли, что работа завершена. Она так же неожиданно завершилась, как и началась. Все замолкли. Цорн артистическим движением подписался в правом нижнем углу, а зал аудитории зааплодировал. И только тогда мы поняли, что первые два сеанса Цорн только тем и занимался, что изучал натуру, подготавливал смеси, делал про себя какие-то расчеты, нам неведомые, и готовился к третьему сеансу, заключительному. Как студенты, так и профессора, в дальнейшем обсуждая эти три сеанса Цорна, говорили, что невнимательно следили за тем, что делал художник в течение первых двух сеансов, настолько были разочарованы, а когда был третий сеанс, у них не было времени проанализировать происходящее, так молниеносно все происходило. Этого никто не мог себе простить» .

Читайте также:  Размер фундамента под баню из сруба

Источник статьи: http://artchive.ru/anderszorn/works/272905~Dalarnijskie_devushki_v_bane

БАНЯ В ЖИВОПИСИ

БАНЯ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 1 — РУССКАЯ БАНЯ. КЛАССИКА)

Эта тема, вообщем-то, не раз возникавшая в Дневниках Ли.ру, появилась в моем Дневнике по трем причинам.
Во-первых, банную папочку собираю давно, периодически теряя картинки и вновь их собирая.
Во-вторых, только недавно обнаружил, что у Высоцкого бане посвящено те только «протопи-ка мне баньку по-черному», но и еще несколько стихотворений.
А третья причина банальна — это ежегодное веерное отключение горячей воды, которое в столице начинается традиционно с моего района.
Я подумал, что картины классиков прошлых веков плюс стихи Высоцкого будут смотреться вместе не дурно.

Баня (байня, байна) — паровая, русская баня, строение или покой, где моются и парятся, не просто в сухом тепле, а в пару. Нынешнее слово баня возникло от с итал. bagno, встарь баню называли мыльня, мовня, лазня. При порядочной бане есть предбанник, где раздеваются, отдыхают, запивают баню квасом и пр.
Банить на старинном южном диалекте означает мыть, чистить водою.
Важнейшие части бани:
1. Калильная печь с булыжником (каменка) или с ядрами и чугунным боем (чугунка), или с колодою, в виде опрокинутого котла с завороченными окраинами
2. Полок с приступками и подголовьем, на котором парятся
3. Лавки вокруг стен, на коих моются
4. Чаны с горячею и холодною водою или краны для этого в стене
5. Шайки для мытья и оката, вехотки (мочало) для мылки, веники (дубовые или березовые) для парки.

Словарь Владимира Даля

Е.М.Корнеев Русская баня 1812 г.

Фирс Журавлев Девичник в бане 1885 г.

З.И. Летунов Русские бани.

Благодать или благословение
Ниспошли на подручных твоих —
Дай нам, Бог, совершить омовение,
Окунаясь в святая святых!

Исцеленьем от язв и уродства
Будет душ из живительных вод, —
Это — словно возврат первородства,
Или нет — осушенье болот.

Все порок, грехи и печали,
Равнодушье, согласье и спор —
Пар, который вот только наддали,
Вышибает, как пули, из пор.

Все, что мучит тебя, — испарится
И поднимется вверх, к небесам, —
Ты ж, очистившись, должен спуститься —
Пар с грехами расправится сам.

Не стремись прежде времени к душу,
Не равняй с очищеньем мытье, —
Нужно выпороть веником душу,
Нужно выпарить смрад из нее.

Здесь нет голых — стесняться не надо,
Что кривая рука да нога.
Здесь — подобие райского сада, —
Пропуск тем, кто раздет донага.

И в предбаннике сбросивши вещи,
Всю одетость свою позабудь —
Одинаково веничек хлещет,
Так что зря не вытягивай грудь!

Все равны здесь единым богатством,
Все легко переносят жару, —
Здесь свободу и равенство с братством
Ощущаешь в кромешном пару.

Загоняй поколенья в парную
И крещенье принять убеди, —
Лей на нас свою воду святую —
И от варварства освободи!

Владимир Высоцкий
1971 г.

Плотников В.А. В бане 1898 г.

Казимир Малевич В бане 1910-11 гг.

Зинаида Серебрякова Баня 1913 г.

Зинаида Серебрякова Баня. 1926 г.

Зинаида Серебрякова Баня. 1913 г.

Зинаида Серебрякова Русская баня. 1913 г.

Протопи ты мне баньку, хозяюшка,
Раскалю я себя, распалю,
На полоке, у самого краюшка,
Я сомненья в себе истреблю.

Разомлею я до неприличности,
Ковш холодной — и все позади, —
И наколка времен культа личности
Засинеет на левой груди.

Протопи ты мне баньку по-белому, —
Я от белого свету отвык, —
Угорю я — и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.

Сколько веры и лесу повалено,
Сколь изведано горя и трасс!
А на левой груди — профиль Сталина,
А на правой — Маринка анфас.

Читайте также:  Покрасить печь для бани серебрянкой

Эх, за веру мою беззаветную
Сколько лет отдыхал я в раю!
Променял я на жизнь беспросветную
Несусветную глупость мою.

Протопи ты мне баньку по-белому, —
Я от белого свету отвык, —
Угорю я — и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.

Вспоминаю, как утречком раненько
Брату крикнуть успел: «Пособи!» —
И меня два красивых охранника
Повезли из Сибири в Сибирь.

А потом на карьере ли, в топи ли,
Наглотавшись слезы и сырца,
Ближе к сердцу кололи мы профили,
Чтоб он слышал как рвутся сердца.

Протопи ты мне баньку по-белому, —
Я от белого свету отвык, —
Угорю я — и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.

Ох, знобит от рассказа дотошного!
Пар мне мысли прогнал от ума.
Из тумана холодного прошлого
Окунаюсь в горячий туман.

Застучали мне мысли под темечком:
Получилось — я зря им клеймен, —
И хлещу я березовым веничком
По наследию мрачных времен.

Протопи ты мне баньку по-белому, —
Чтоб я к белому свету привык, —
Угорю я — и мне, угорелому,
Ковш холодной развяжет язык.
Протопи. Не топи. Протопи.

Владимир Высоцкий
1968 г.

Anders Zorn Girls from Dalarna in the sauna 1906 г.

Anders Zorn Potatiskitteln 1915 г.

Борис Кустодиев Русская Венера 1921 г.

В. Тихов В бане 1910 г.

Александр Самохвалов После бани. 1927 г.

Копи! Ладно, мысли свои вздорные копи!
Топи! Ладно, баню мне по-черному топи!
Вопи! Все равно меня утопишь, но — вопи.
Топи! Только баню мне как хочешь натопи.

Ох, сегодня я отмоюсь, эх, освоюсь!
Но сомневаюсь, что отмоюсь!

Не спи! Где рубаху мне по пояс добыла?!
Топи! Ох, сегодня я отмоюсь добела!
Кропи! В бане стены закопченные кропи!
Топи! Слышишь, баню мне по-черному топи!

Кричи! Загнан в угол зельем, словно гончей — лось.
Молчи! У меня уже похмелье кончилось.
Терпи! Ты ж сама по дури продала меня!
Топи! Чтоб я чист был, как щенок, к исходу дня!

Купи! Хоть кого-то из охранников купи!
Топи! Слышишь, баню ты мне раненько топи!
Вопи! Все равно меня утопишь, но — вопи.
Топи! Эту баню мне как хочешь, но — топи!

Ох, сегодня я отмоюсь, эх, освоюсь!
Но сомневаюсь, что отмоюсь!

Владимир Высоцкий
1971 г.

Николай Фешин В бане 1923 г.

Tamara De Lempicka Women at the Bath 1929 г.

Александр Герасимов Баня 1938 г.

А.Герасимов Русская баня.

А.Герасимов Русская баня 1939 г.

Прошу прощения заране,
Что все, рассказанное мной,
Случилось не на поле брани,
А вовсе даже просто — в бане,
При переходе из парной.

Неясно, глухо в гулкой бане
Прошла молва — и в той молве
Звучала фраза ярче брани,
Что фигу я держу в кармане
И даже две, и даже две.
.

От нетерпенья подвывая
Сжимая веники в руках,
Чиста, отмыта, как из рая
Ко мне толпа валила злая
На всех парах, на всех парах.
.

О вы, солидные мужчины,
Тазами бить запрещено!
Но обнаженностью едины
Вельможи и простолюдины —
Все заодно, все заодно.

Тазами груди прикрывая, —
На, мол, попробуй, намочи! —
Ну впрямь архангелы из рая,
И веники в руках сжимая,
Держали грозно, как мечи!

Рванулся к выходу — он слева —
Но ветеран НКВД
(Эх, был бы рядом друг мой Сева!)
Встал за спиной моей. От гнева
Дрожали капли в бороде.

С тех пор, обычно по субботам,
Я долго мокну под дождем
(Хожу я в баню черным ходом):
Пускай домоется, чего там —
Мы подождем, мы подождем!

Владимир Высоцкий
конец 1972 г.

Аркадий Пластов Весна (В бане). 1954 г.

Алексей и Сергей Ткачевы Банный день.

Алексей и Сергей Ткачевы Семейная баня. 1982-83 гг.

Источник статьи: http://kolybanov.livejournal.com/5485420.html

Оцените статью
Про баню