Шесть самых древних бань Москвы
Между прочим, Москва готова дать если не фору, так пару многим банным столицам: еще в начале XIX века в городе было уже 1,5 тыс. частных и 70 государственных бань. Мы посмотрим самые извечтные и старинные из них.
Сандуновские бани
Они не могли быть вместе из-за гонений и угроз влиятельного графа, но покровительницей их брака стала сама императрица Екатерина Великая. Речь идет о Силе Сандунове и Елизавете Урановой — артистах театра, а впоследствии основателях Сандуновских бань. Покинув Петербург, продав драгоценности, подаренные императрицей на их свадьбу, пара потратила средства на основание в 1808 году старейших и известнейших на сегодняшний день бань Москвы.
Построенные им бани пережили пожар 1812 года и простояли около 80 лет, сменив после первого владельца немало хозяев. В 1818-19 гг. речку Неглинную заключили в подземный коллектор, что в значительной степени способствовало улучшению санитарной обстановки на участке бань и росту их популярности.
Накануне премьеры фильма «Броненосец «Потемкин»» режиссер Сергей Эйзенштейн с ужасом осознал, что в Одессе они забыли снять важную сцену. Режиссер решил снимать эпизод в Сандуновских банях. Днем спешно подготовили макеты кораблей для съемок, а уже к следующему вечеру фильм вышел с добавленным эпизодом.
В Сандунах же снимали сцену Ледового побоища в фильме Эйзенштейна «Александр Невский»: рыцари уходили под искусственный лед того же бассейна.
А вот сцена в бане из «Иронии судьбы», несмотря на широко распространенное мнение, была снята не в Сандунах, а под лестницей на «Мосфильме».
Хлудовские бани
Успех Силы Сандунова не давал предпринимателям покоя, и в 1889 году по заказу купца Герасима Хлудова был построен комплекс доходных домов и бань Хлудовых. Первый корпус возвели в 1881-м, но строительство продолжалось еще двенадцать лет. Хлудов также планировал построить маленький дворец в восточном стиле и даже приказал заложить фундамент, но неожиданно заболел. Умер он на 64-м году жизни.
Торжественное открытие комплекса состоялось уже после смерти Хлудова, в 1893 году. Все наследство осталось четырем его дочерям, которые были практичней отца и решили вместо восточного дворца построить шикарные бани, в коих город в те годы нуждался. Огромные залы с потрясающим декором ничуть не уступали Сандунам.
И хотя все инженеры, техники, электрики и сантехники по завершении строительства Центральных бань были направлены работать в Сандуны, конкурентами эти парные не стали: они были ориентированы на разных клиентов. Если в Сандунах мылись купцы попроще, то в Центральных — богатые промышленники, банкиры, известные ученые, музыканты, врачи и т.д.
После 1917 года Хлудовым пришлось уехать во Францию, и в советское время бани стали называться «Центральными». Они работали до начала 1990-х годов. В 1924-1925 в здании бывшего доходного дома Хлудова работал Московский коммунальный музей — предшественник Музея Москвы. В 1934 здание надстроили двумя этажами.
Во время Великой Отечественной войны в банях был организован пункт раздачи лекарств для военных, а позже — и для гражданских, страдающих диабетом. Также во время войны, чтобы было теплее, бойцы под гимнастеркой носили картонные «жилеты», за что и получали от начальства: не по уставу.
Сотрудники бань, решив помочь солдатам, вырезали из журналов портреты Сталина, которые те клеили на картон — командиры теперь не рисковали изымать у бойцов «жилеты».
Краснопресненские бани
Краснопресненские бани были государственными до середины XIX века, когда у города их купили ямщики Бирюковы, у которых они оставались до Октябрьской революции 1917 года. В 1903 году для своих бань «банный король» Бирюков возвёл в стиле модерн красивое одноэтажное здание. Отделано оно было роскошной лепниной, ковкой, резными дверьми. На углу над главным входом в подковообразную нишу было помещено керамическое панно «Лебеди» работы Михаила Врубеля.
Бирюковы были старообрядцами. Рассказывают, что ямщики посещали баню после каждого возвращения в Москву из дальнего пути, то есть обычно два-три раза в неделю, и каждый поход в баню торжественно обставлялся: впереди шествовал ямщик с веником, за ним его супруга с «мыльною корзиною», следом дети, родня, которые несли шайки, самовар и калачи.Фото 1947 года. В конце 1905 года пресненские революционеры организовали в банях госпиталь. В перерывах между боями там парились дружинники, которые обороняли баррикады у Горбатого моста и у Кудринской площади. Здание бань сильно пострадало от обстрела правительственных войск. В 1908 году они были заново восстановлены. После революции поменял название район, были переименованы улицы, бани были названы Краснопресненскими, но в народе их все равно именовали Бирюковскими.
Когда в 70-е годы началась реконструкция Красной Пресни, ширина улицы увеличилась более чем в два раза и все старые дома по нечетной стороне улицы были снесены. Так, в 1980 году Пресненские бани прекратили свое существование на старом месте: там выстроили Венгерское торговое представительство и киноцентр, а бани переехали ближе к метро.
В Краснопресненских банях один из лидеров силового блока волговско-рузляевской ОПГ Евгений Совков периодически встречался со своими подельниками и представителями других ОПГ. Видимо, отдавал дань столичным традициям, ведь это было одним из излюбленных мест для сборищ криминальных авторитетов.
26 декабря 1997 года Совков направился на очередную такую «стрелку», которая стала последней и для его ни в чем неповинной подруги.
Челышевские бани
Хозяева в те времена «пользовались всеми правдами и неправдами, чтобы выдавливать из всего копейки и рубли.
«В некоторых банях даже воровали городскую воду», — писал Владимир Гиляровский в «Москве и москвичах». Так, например, известна история, как пруд во дворе в Челышевских банях, который всегда полон воды, «вдруг высох, и бани остались без воды. Но на другой день вода опять появилась — все пошло по-старому». О том, что случилось, куда исчезла и откуда снова появилась вода, на широкую публику не сообщили; о событии не узнало и начальство, а тот, кто знал, с выгодой для себя не никому ничего не сообщал.
Оказалось, что на Лубянской площади был бассейн, откуда брали воду водовозы. «Вода шла из мытищинского водопровода, и по мере наполнения бассейна сторож запирал краны. Когда же нужно было наполнять Челышевский пруд, то сторож крана бассейна не запирал, и вода по трубам шла в банный пруд». Говорят, что как-то сторож остался недовольным платой за свою «забывчивость» и специально перекрыл в бане воду.
Селезневские бани
Едва ли не самые старые бани в столице — Селезневские, или Селезни. До революции их называли еще и Самотецкими. На фасаде красного одноэтажного особняка на Селезневской улице четыре цифры: «1851». Это — год их основания, то есть, по возрасту бани вторые в Москве после Сандунов.
Воду для Селезневских бань брали из расположенных рядом Неглиненских прудов в верхнем течении реки Неглинной. Один из этих прудов на правой стороне улицы сохранился и сейчас называется Селезневским. Дальнюю от улицы часть банного комплекса построили в 1870-х годах, а фасадную — в 1888 году по проекту А.П. Попова. Фасадная часть состоит из двух корпусов с отдельными входами. Правый корпус предназначался для простонародья, а левый — для знатных посетителей.
Но в советское время Селезневские бани приобрели репутацию дорогих, и простые люди туда не ходили.
Ржевская баня
Еще одна старинная баня — Ржевская в Банном проезде (прежде — Корзуновский переулок).
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://sovsojuz.mirtesen.ru/blog/43042928034/SHest-samyih-drevnih-ban-Moskvyi
О знаменитых московских банях и их посетителях
Бани — целый пласт московской жизни. Они во все времена были необходимостью, развлечением, удовольствием. Их воспевали, о них слагались легенды. МОСЛЕНТА вспоминает знаменитые городские бани и занятные истории, связанные с ними.
Челышевские, Тихвинские, Чернышевские
В стародавние времена в Москве было великое множество бань. Уместно вспомнить городского бытописателя Владимира Гиляровского молвившего, что «без бань Москва — не Москва».
Рука так и тянется начать со знаменитых Сандунов, но о них позже. Сначала вспомним заведения, которые, как говорится, были — но сплыли. Вернее, их смыло беспощадное время.
Кто нынче помнит Челышевские бани, в простонародье Челыши, стоявшие на месте нынешней гостиницы «Метрополь»? А ведь когда-то сюда валом валил народ. Воду в бани сначала подавали из расположенного рядом глубокого колодца при помощи журавля, а позже стали брать ее из Мытищинского водопровода.
Кстати, бани обычно строили у рек, прудов и прочих водоемов. Чиста ли была та вода? Наверняка не всегда. Но люди жили — не тужили. И парились с блаженной улыбкой, не думая о микробах-паразитах. А многие о них и вовсе не ведали…
Давно закрыты Тихвинские бани, хотя сохранилось отменное здание-то на скрещенье четырех улиц — Палихи, Тихвинской, Сущевской и Перуновского переулка. А вот от Чернышевских бань, располагавшихся в Брюсовом переулке, что недалеко от Тверской улицы, не осталось ни следа. Они, горемычные, дожили до 70-х годов прошлого века. Известно, что до революции содержал их врач-гинеколог Аркадий Звездин. Он придумал специальные лечебные водные процедуры для женщин. И сия услуга пользовалась немалым успехом.
Банщики и «кусочники»
Ходить в баню — превеликое удовольствие, но работать там было тяжко, врагу не пожелаешь. С раннего утра до позднего вечера банщики — голые люди в одном коротком фартучке — бегали в облаках горячего пара от клиента к клиенту. Целый день, абсолютно мокрые, выбегали они наружу по разным надобностям — в жару, в стужу. Им надобно было не только мыть-парить посетителей, но и бегать за дровами, топить печь, убирать зал…
Владельцы бань обыкновенно не кормили работников, да и жалованья никакого они не имели — только чаевые. Твердой таксы тоже не существовало — кто сколько даст. Однако не все монеты оставались в кармане банщика, половину чаевых нужно было отдать хозяину или его помощнику — «кусочнику».
«„Кусочники“ жили семьями при банях, имели отдельные комнаты и платили разную аренду, смотря по баням, от двадцати до ста рублей в месяц. В свою очередь, раздевальщики, тоже не получавшие хозяйского жалованья, должны были платить „кусочникам“ из своих чаевых разные оклады, в зависимости от обслуживаемых раздевальщиком диванов, углов, простенков, кабинок. „Кусочники“ должны были стирать диванные простыни, платить жалованье рабочим, кормить их и мальчиков, а также отвечать за чистоту бань и за пропажу вещей у моющихся в „дворянских“ банях».
В.Гиляровский «Москва и москвичи»
Кстати, проблема воровства в банях была довольно серьезная. Существовали даже специальные корпорации «банных воров», у которых был богатый арсенал. Вот один из их методов, рассказанный Гиляровским:
«Моющийся сдавал платье в раздевальню, получал жестяной номерок на веревочке, иногда надевал его на шею или привязывал к руке, а то просто нацеплял на ручку шайки и шел мыться и париться. Вор, выследив в раздевальне, ухитрялся подменить его номерок своим, быстро выходил, получал платье и исчезал с ним. Моющийся вместо дорогой одежды получал рвань и опорки».
Если вора ловили, то пощады не было — его раздевали и привязывали к столбу у выхода. И каждый, кто пострадал от краж, вымещал на нем свое негодование. И лишь потом изрядно побитого похитителя отправляли в полицейский участок.
Где мылся Наполеон
«По другую сторону Неглинки, в Крапивинском переулке, на глухом пустыре между двумя прудами, были еще Ламакинские бани, — писал Гиляровский. — Их содержала Авдотья Ламакина. Место было трущобное, бани грязные, но, за неимением лучших, они были всегда полны народа».
Были в Москве Палашевские бани — возле гостиницы «Англия», недалеко от Пушкинской площади, Каменновские — за Каменным мостом, недалеко от места, где потом возвели Храм Христа Спасителя. А еще — Устьинские, стоявшие при впадении Яузы в Москва-реку. Как вспоминали современники, были «они не высокого разряда, но с отличной деревянной парилкой». Однажды там произошла небывалая драка — хулиганы перебили окна, и публика разбегалась в панике голая…
Вспомним и еще одну баню — Волконскую, находившейся между Садовой-Самотечной улицей и Первым Волконским переулком. Существует легенда, что здесь в 1812 году совершал омовение сам император Наполеон Бонапарт. Может, и не было такого, но его солдаты запросто могли здесь смывать грязь и пороховую копоть, когда после Бородинского сражения вошли в Москву. Страшно подумать, сколько же воды потребовалось для тысяч французских вояк?!
Дамы с собачками
Главным банным днем были суббота и время перед праздниками. Тогда в банях становилось необычайно людно, а у кранов скапливались толпы людей с мылом и мочалками.
Ну ладно: помылись-попарились. Что дальше? В так называемых «дворянских» отделениях можно было отдохнуть, выпить чаю, да не простого, а на целебных травах. Заодно мужчины могли побриться — постричься или избавиться от мозолей.
В женских отделениях заваривали целебные травы, делали различные притирания, мыли голову всевозможными снадобьями. Иной раз использовали необычные жидкости, например, керосин, который считался хорошим средством для ращения волос.
В те времена баня служила, своего рода, филиалом больницы. Недужные посетители заказывали себе банки, кровопускание, лечили и удаляли зубы. В роли медиков выступали не только фельдшеры и цирюльники (почти профессионалы!), но и бабки-костоправки. Ну, а парильщики становились массажистами. Впрочем, слова такого в те времена не знали…
Со временем в банях появились семейные отделения, куда почтенные отцы приходили вместе с женами и детьми. А случалось, в заведение приезжали не только люди, но и звери, например, маленькие собачки. Их мыли господские слуги, часто в одном отделении (!) с дамами. И это не считалось нонсенсом.
Едва ли не самые старые бани в столице — Селезневские, или Селезни. До революции их называли еще и Самотецкими. На фасаде красного одноэтажного особняка на Селезневской улице четыре цифры: «1851». Это — год их основания, то есть, по возрасту бани вторые в Москве после Сандунов. Однако, несмотря на более чем солидный возраст, бани, по-прежнему в строю. Легендарное заведение, как считается, с самой большой купелью в городе.
Еще одна старинная баня — Ржевская в Банном проезде (прежде — Корзуновский переулок). Выстроил ее купец Иван Малышев в 1888 году. Кстати, этот предприимчивый господин владел и другими московскими банями — в Неглинном проезде и на Красносельской улице. Поначалу назывались бани по имени владельца — Малышевские. Потом величали их Крестовскими, а при Советской власти к старым стенам прикрепили простенькую табличку: «Банный комплекс № 3 Дзержинского района г. Москвы». В 1947 году — 70 лет назад — заведению дали нынешнее название.
«Лебеди» Михаила Врубеля
Неподалеку от Ржевских стоят бани Астраханские, в Астраханском же переулке. Они тоже располагаются в здании, построенном в конце XIX века. Когда-то оно принадлежало акционерному обществу Московской паровой прачечной и торговых бань. Потом дали им имя стандартное, обезличенное: «Бани № 2 Щербаковского коммунального треста».
И сейчас Астраханские, несмотря на солидный возраст, зазывают гостей. Так же, как и Ямские, Лефортовские, Покровские бани. А вот от Кадашевских бань, бывших «Европейских», славившихся необыкновенной парилкой, остался только крепкий двухэтажный дом красного кирпича в стиле модерн. Нынче там — апартаменты.
С Краснопресненскими банями — другая история. Они, как-бы есть, но на другим месте, а именно в Столярном переулке. Со старыми, расположенными на углу Пресни и Дружинниковской улицы, их объединяет только название. А когда-то вход в то, историческое, но давно разрушенное заведение украшало керамическое панно «Лебеди», созданное знаменитым Михаилом Врубелем.
Теперь — о самом известном, почитаемом истинными любителями «банного искусства» заведении — Сандунах. Про них уже столько сказано и написано, что добавим лишь самую малость. Точнее напомним.
Основали бани не москвичи, а петербуржцы — театральные артисты Сила Сандунов (Зандукели) и Елизавета Уранова. Продав подаренные им на свадьбу императрицей Екатериной Великой драгоценности, они переехали в Белокаменную, выкупили участок земли по берегу реки Неглинной и построили тут заведение.
Потом бани несколько раз меняли своих ничем не примечательных владельцев, но сохраняли название. В конце XIX века Сандуны — скромные, но уютные — перешли к Вере Фирсановой, женщине богатой и энергичной. При ней случилась коренная перестройка бань, впрочем иницатором выступала не сама домовладелица, а ее супруг Алексей Ганецкий.
Благодаря усилиям Ганецкого, Сандуны превратились в настоящий дворец, архитектурное и инженерное чудо, одно из украшений Москвы. Это не просто памятник архитектуры на Неглинной, дом, где моются, парятся, да наливаются силой. Считается, что Сандуны приносят удачу. Прежде невесты приходили в бани накануне свадьбы и мылись из серебряной шайки. Такой ритуал сулил удачное замужество.
Кто здесь только не бывал из знаменитостей — и Чехов, и Маяковский, и Шаляпин, называвший Сандуны «царь банями». Он даже пел здесь — акустика-то чудесная! Слушать его сбегался весь банный персонал.
Во времена Гиляровского приходил в бани на Неглинной актер Иван Григоровский. Личность легендарная. К тому времени он был даже не старый, а уже древний — почти столетний. Знакомец самого Пушкина, между прочим. Так вот, лицедей приходил в Сандуны каждый день ранним утром. Накупавшись, доставал маленького «жулика» (сейчас сказали бы чекушку), выпивал водочки и, крякнув, закусывал изюминкой.
Хлудовские бани, которые в советские времена переименовали в Центральные, основал купец Герасим Хлудов. Между прочим, его детище не уступало Сандунам — так же поражало архитектурой и внутренним убранством. Завсегдатаями были солидные промышленники, купцы, люди искусства. Облюбовали хлудовские бани — так по старинке многие называли их и в советские времена — и спортсмены. Часто бывали здесь, в Театральном проезде, футболисты московских команд ЦДКА и «Спартак».
При банях было даже детское отделение с игрушками и закрепленной за каждым ребенком банщицей. Еще одна затейливая деталь — на Хамовнической набережной летом работал «пляжный филиал» бань. Сюда с Финского залива специально доставляли белый песок.
С Хлудовскими банями связана мистическая история. При их открытии в 1893 году пожилая цыганка напророчила, что заведение просуществует сто лет. Удивительно, но так и произошло. В 1993 года в банях случился пожар, который уничтожил интерьеры и фасад. Многие мечтали, что последует восстановительный ремонт, и Центральные снова откроют свои двери, но увы, этого не произошло. Сейчас в бывших Хлудовских банях — ресторан. И вместо плеска воды играет музыка. Кому-то весело, а бывшим посетителям бань — грустно.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/moslenta/o-znamenityh-moskovskih-baniah-i-ih-posetiteliah-5d31c45ef2df2500aecd1add