Остатки восточных бань найдены в

T ellper

Panel title

Остатки двух восточных бань датируемые XI -XII вв. обнаружены в ходе раскопок города

Похожие записи

Остатки двух восточных бань, датируемые XI-XII вв., обнаружены в ходе раскопок города

В ходе раскопок города Отрара обнаружены две восточные бани, которые датируются

В XI-XII вв. государство Караханидов состояло из двух владений, столицей Восточного ханства был город Орда, близ

В XI-XII вв. государство Караханидов состояло из двух владений, территория Восточного ханства включала в себя

Жетысу и Восточный..

В XI-XII вв. государство Караханидов состояло из двух владений, территория Западного ханства включала в себя

В XI-XII вв. государство Караханидов включало в себя территорию

Свидетельством высокого уровня архитектуры XI -XII вв. является

В XI-XII вв. государство Караханидов включало в себя территорию:

Самыми многочисленными из всех тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Европы в XI-XII веках были

В XI-ХИ вв. государство Караханидов состояло из двух владений, территория Западного ханства включала в себя

Источник статьи: http://tellper.com/q943/ostatki_dvuh_vostochnyh_ban_dati

Развитие архитектуры и строительства в X – начале XIII вв.

Декоративно-прикладное искусство.

Этот вид искусства на­чал широко развиваться в Средние века. Оно применялось при об­работке и украшении посуды, металлических изделий и в строительстве. Строительным материалом служили глина и ганч (среднеазиат­ская разновидность гипса). Часто мастера украшали поверхности стены кладкой кирпича «на ребро», создавая определенный рису­нок. Так зародился способ фигурной кладки с использованием обож­женного кирпича. Располагая кирпичи вертикально, плашмя или выдвигая из общей кладки, мастера получали разнообразные ор­наментальные и световые эффекты. С XI века широко стал приме­няться резной и шлифованный кирпич – прообраз архитектурной терракоты (обожженной цветной глины), нашедшей широкое при­менение в XI–XII веках. В прикладном искусстве на керамике, терракоте, в резьбе и росписи были распространены изображения животных. Например, при раскопках в городе Кызылозен были найдены терракотовые плиты с рельефным оттиском льва. Декоративное искусство широко применялось в архитектуре и строительстве казахского народа позднего Средневе­ковья, оно использовалось при украшении величествен­ных куполов, нанесении орнаментов и т.д.

Архитектурно-строительные комплек­сы.

В Х–XII веках стали возводить крупные архитектурные сооружения. Строительный стиль был связан с рас­ширением распространения на территории Казахстана исламской религии. Поэтому внешний вид объектов зодчества в Средней Азии и Казахстане был схожим. Архитек­тура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии с канонами ислама. Особое распространение получили религиозные сооружения. Архитектурное ядро их состояло из мо­нументальных построек, располагавшихся компактно или по кра­ям площадей. В это время возводили много мечетей, мавзолеев, мазаров, а также бань и др.

Мечети – это исламские храмы, в которых собираются му­сульмане для поклонения Аллаху, а также для отправления ислам­ских обрядов. По письменным арабским, персидским источникам, уже в X веке в городах Южного Казахстана и Жетысу имелись мечети. Некоторые из них сохранились до настоящего времени. Среди них – являвшийся в свое время соборной мечетью минарет Боран. Он предположительно был построен в конце X или начале XI веков, когда население Жетысу в своей основной массе приня­ло исламскую религию. Возле минарета были найдены остатки шатрово-купольного перекрытия. Изнутри минарет украшали рос­пись и резьба по ганчу, окрашенному в оранжево-красные тона. При раскопках города Куйрыктобе были обнаружены остатки наи­более ранней мечети. Ее Размеры – 36,5 x 20,5 квадратных метров, она была построена из обожженного и сырцового кирпича. Остат­ки аналогичной мечети найдены и при раскопках городища Орнек под Таразом.

Мавзолеи – это крытые монументальные надгробные соору­жения. Свой первоначальный строительный вид до сих пор сохра­нили мавзолеи Бабаджи хатун и Айша-Биби, возведенные в X-XII веках. Они расположены в 18 км западнее города Тараза.

По легенде, Арыстан-баб (святой) был наставником Ходжа Ахмеда Йасауи. Приставкой к именам духовных исламских наставников-судиев в среднеазиатских городах Отрар, Сайран, Пасы было слово «баб» (баба). Святым Арыстан-баба признал народ.

Мавзолей Бабаджи хатун – это прекрасное купольное соору­жение с квадратными порталами из обожженного кирпича. Внутри и снаружи с четырех сторон имеются ниши. Вход обращен к вос­току. Мавзолей перекрыт шатрообразным куполом, поставленным на низкий многогранный барабан. Время возведения сооружения – X–XI века. Расположенный рядом мавзолей Айша-Биби сохранился частично. Внутри мавзолея сохранилось небольшое надгробие ступенчатой формы из обожженного кирпи­ча. Время возведения мавзолея – XI–XII века.

В Средние века значительное развитие в зодчестве получило строительство бань. В результате археологических раскопок на месте многих городов были найдены остатки восточных бань. В некоторых крупных городах имелось по нескольку бань. В ходе раскопок города Отрар были обнаружены остатки двух восточных бань XI–XII веков. Хотя стены их не сохранились, внут­ренняя планировка хорошо просматривается. Общая площадь – 11,5 x 16,5 м. Имелись помещения для мытья, раздевалка, комната для отдыха. Баня имела топку для обогрева воды и цистерны с водой, а сточная вода по трубам выводилась наружу в водозабор­ную яму. Планировка бани имеет сходный вариант с банями в Сред­ней Азии, на Кавказе, Ближнем и Среднем Востоке. Южнее бани находились две прачечные пристройки. В одном помещении был тандыр (очаг). Видимо, здесь для посетителей го­товили чай. Вторая баня в Отраре находилась в северной части города, в 200 метрах от въезда в город. Планировка этой бани совпадает с первой. Однако, судя по ее примитивности, она была предназначе­на для простых, бедных людей. Две бани раскопаны и в Таразе. Первая, размером 13,4 x 12,4 м, имела 7 помещений различного назначения. В ней хорошо сохра­нились система жаропроводящих каналов, суфы для сидения, ко­рыто для воды, ниши, полихромные росписи, украшавшие стены. Вторая баня была расположена недалеко от первой. Она так же отапливалась, как и пер­вая, системой жаропроводящих каналов. Эти две бани обеспечивались водой, поступаю­щей по каналу с гор. А в Отраре для нужд бань использовалась колодезная вода. Аналогичная восточная баня действова­ла и в городе Туркестан до 60-х годов XX века. Она находилась рядом с мавзолеем Ходжа Ахмеда Йасауи. В настоящее время она превращена в музей. По проекту восточ­ных бань построена баня «Арасан» в Алма­ты, являющаяся местом отдыха и оздоровительным центром.

Очаг (печь) в жилых зданиях средневековых городов Х–ХІІ веков

Источник статьи: http://itest.kz/ru/ent/istoriya-kazahstana/7-klass/lecture/razvitie-arhitektury-i-stroitelstva

Остатки восточных бань найдены в

Scholarium | ЕНТ КТА 2021 | Готовимся онлайн запись закреплена

41. В X- XII вв. наблюдается увеличение территории городов за счет формирования и роста

42. Увеличение территории городов за счет формирования и роста рабада (внешней части города) наблюдается в

43. В X-XII вв. наблюдается увеличение территории городов за счет роста внешней части города —

44. В средневековом Казахстане расширению и укреплению взаимоотношений между городом и кочевым миром способствовала

45. В средневековом Казахстане периодом расширения и укрепления торговых взаимоотношений между городом и кочевым миром были

46. В X-XII вв. на территории Казахстана архитектура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии с

47. Свидетельством высокого уровня архитектуры X-XI вв. является мавзолей

48. Свидетельством высокого уровня архитектуры XI -XII вв. является

49. Свидетельством высокого уровня архитектуры X -XII вв. являются мавзолеи Бабаджа-хатун и Айша-Биби расположенные близ города

50. Остатки двух восточных бань датируемые XI -XII вв. обнаружены в ходе раскопок города

51. В ходе раскопок города Отрара обнаружены две восточные бани, которые датируются

52. Название Сайрам в VI веке носил город:

53. Купольное полуподземное сооружение над колодцем:

54. Архитектурное сооружение доисламского периода в форме юрты:

55. Каменная скульптура, установленная на месте захоронения знатных людей:

56. Исламские мечети стали строиться с ………….века.

57. Керамика из обожженной глины:

58. Санитарно-очистительное устройство средневекового дома:

Источник статьи: http://vk.com/wall-44796148_7147

Древнеримскую баню раскопали в Китае

В Китае археологи при проведении раскопок на северо-западе страны обнаружили остатки большой бани X века, которая была построена в соответствии с древнеримскими архитектурными традициями.

Об удивительном открытии рассказало агентство «Синьхуа». Руины древнеримской бани X века были обнаружены в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Раскопки там ведутся уже около трех лет.

Баня находилась на территории современного округа Цитай, в автономной префектуре Хуэй Чанцзи. Она занимала площадь не менее 400 квадратных метров. Основное здание бани было возведено из кирпича. Оно было окружено колодцами. Рядом с ним, с восточной стороны, стояло глинобитное сооружение, в котором были размещены печи.

Сообщается, что главная конструкция состояла из двух частей. Подземная часть использовалась в качестве дымохода и для теплоснабжения, а в надземной части, собственно, люди принимали ванны.

Баня была важным элементом древнего города, известного как Танчаодун. Он был построен в начале периода правления династии Тан (618-907 гг.).

По словам Вэй Цзяня, профессора археологии и музеологии исторической школы Китайского университета Жэньминь, скорее всего, эта баня была общественной. Он отмечает, что здание было большим и великолепным. Судя по находкам, оно использовалось на протяжении длительного периода времени и несколько раз капитально ремонтировалось.

«Этот древний город находился в евразийской степи и не имел выхода к морю, — говорит профессор Вэй. — Летом там было очень жарко и ветрено, а зимой — очень холодно. Решение построить в таком климате общественную баню выглядит очень разумным. Она могла служить как жителям города, так и путешественникам».

Ученый подчеркивает, что здание было построено строго в соответствии с римским стилем планировки и использованием римских же технологий строительства. В частности, оно было оборудовано системой подогрева пола, что широко практиковалось в Древнем Риме.

При этом здание бани было украшено в соответствии с местными культурными традициями. Так, среди руин была найдена местная керамика, кирпич тоже был изготовлен на месте по собственной технологии. Стены были украшен цветными картинами, в том числе изображением цветущей равнины.

Как пояснил профессор Вэй, все это указывает на довольно тесную связь китайских и западных строительных традиций, что хорошо прослеживается на Шелковом пути.

Источник статьи: http://rg.ru/2020/11/20/drevnerimskuiu-baniu-raskopali-v-kitae.html

Проектирование бань | Totalarch

Вы здесь

Восточные бани

С крушением Западной Римской империи термы-дворцы в Западной Европе в V-VI веках н. э. пришли в упадок по экономическим причинам, массовое мытьё ушло в домашние купели (лохани, корыта, кадки и т. п.), а затем в ванны. Но в Византийской (Восточной Римской) империи (Константинополе) и в Персии (иранских государствах) термы сохранялись в форме восточных бань, а впоследствии были переняты завоевателями (арабами и тюрками) и дожили до наших дней. В Европе они известны под названием турецких бань, но в последнее время их всё чаще называют по-арабски «хаммамами» (рис. 4). Поскольку по мусульманским представлениям мытьё в стоячей воде было эквивалентно мытью в собственной грязи, то в хаммамах роль купаний в ваннах и бассейнах была существенно снижена. Основными элементами хаммамов стали помещения с теплыми полами, получившие название «хараре», с горячими каменными столами — платформами посреди помещения для потения лежа на горячем камне (в том числе и на расстеленной простыни), а также для массажа. Мылись в хаммамах около умывальников с мочалками, сидя на каменных ступенях, расположенных вдоль стен.

Рис. 4. Принцип устройства хаммама. 1 — гипокауст (подвальная печь), 2 — столбики из камня или кирпича, удерживающие перекрытие гипокауста (фрагмент), 3 — направления движения дымовых газов, 4 — прохладный бассейн, 5 — холодный и горячий водопровод от наружных котлов с водой, в том числе нагреваемых от гипокауста, 6 — умывальники (раковины), используемые для мытья тела, сидя на скамеечке (джурны), 7 — теплые подогреваемые полы, 8 — каменная (мраморная) платформа для прогрева, потения и массажа (лежак, чебек, чебек-таши, супа), 9 — сиденье, скамья для потения, 10 — проем освещения, 11 — влажная горячая комната — кальдарий (хараре), 12 — сухая потельня, 13 — котел для нагрева воды (хиляль), 14 — печь для нагрева воды.

Хаммамы в значительно большей степени используют банный принцип (в том числе и внеклиматический), нежели термы, являющиеся скорее ваннами и бассейнами, хотя и последние зачастую использовались в целях экономии лишь для зачерпывания воды. С появлением керамических, а затем металлических труб размеры подвальной печи хаммамов уменьшились, а система дымовых ходов в полах и стенах усложнилась, причем стали применяться и вторичные теплоносители — горячий воздух и горячая вода, нагреваемые в трубчатых теплообменниках от дымовых газов, что повышало чистоту воздуха в помещениях. С разработкой надежных способов герметизации труб, система подачи воды, в том числе и горячей, стала использовать напорный водопровод.

Если хаммамы располагались в местах наличия геотермальных вод, то вместо платформы для потения строили бассейн с горячей проточной термальной водой, подводимой прямо из источника. Такая конструкция была уже очень близка к купальням Японии, обладающей более чем 26 тысячами источников горячей природной воды, часто очень сильно минерализированной. Ручей с горячей водой, называемый «онсэн» (источник), углублялся или перегораживался так, чтобы образовался мелкий проточный водоём глубиной (0,2-0,5) м с каменистым дном. Над водоёмом сооружался домик с дощатым полом и с отверстием (1-20) м² в настиле строго над водоёмом. Купающиеся обливались водой и тёрлись, стоя в воде или сидя прямо на дощатом полу (А.З. Рубинов, История бани, М.: НЛО, 2006 г.). Такие купальни назывались «сенто» (что дословно переводится как «горячая вода за мелкие деньги», то есть «дешёвый кипяток»), поскольку были общественными и платными. При купаниях на дому использовались рукотворные ёмкости, по-японски называемые «фуро» (ванны, дословно — углубления), наполняемые горячей водой. Сначала моются мочалкой с тазиком (раньше строго без мыла, сейчас с мылом), сидя на стульчике, затем на 10-20 минут погружаются в деревянную бочку (или в каменную, керамическую или металлическую ванну, либо иной резервуар) с горячей водой. Потом делают массаж, растирая тело жесткой рукавицей и заодно удаляя остаточные количества грязи и ороговевшего слоя кожи, насухо вытираются и, закутавшись в халат и одеяло, долго потеют, отдыхая лежа на кушетке (рис. 5).

Рис. 5. Принцип устройства японской бани (фуро): 1 — банное мытьё в тазике, 2 — купанье (прогрев) в фуро (ванна), 3 — отдых с потением под одеялом.

Концепция терм и хаммамов нашла дальнейшее развитие в конце XIX века в Англии и Ирландии. Первая турецкая баня была построена в Ирландии в 1856 году врачом Бартером в чисто лечебных целях. Идея быстро распространилась и была доработана с учётом прогресса технологии водогрейных котлов для паровых машин. Печное отопление было заменено на водяное, причём нагревались водой не только стены (как батареи в современных квартирах), но и приточный воздух в калорифере (рис. 6). С учётом небольших размеров бани это обеспечило пониженную влажность воздуха: при типичной температуре 60°С дышится в ирландских банях легко. Напомним, что воздушное отопление было издавна весьма распространено для обогрева наиболее богатых европейских средневековых замков и даже в XVI веке царских покоев Московского Кремля: сначала дымовыми газами от печи прогревались приточные вентиляционные каналы в каменных стенах, а затем печь гасили, и в этих каналах подогревался приточный воздух.

Рис. 6. Принцип устройства ирландской бани (вариант с котельным отоплением): 1 — водонагревательный котел, 2 — система труб (батарей, регистров, змеевиков) в стенах и полах для водяного обогрева помещения (наружная теплоизоляция, декоративная обшивка и несущие конструкции не показаны), 3 — сиденье каменное водообогреваемое, 4 — лежак каменный водообогреваемый, 5 — теплообменный воздухонагреватель для приточного воздуха (воздушное отопление, подогрев притока естественной вентиляции), 6 — трап с сифонным сливом, 7 — расширительный бак верхний, 8 — расширительный бак нижний, 9 — расширительный бак мембранный герметичный (выбирается одна из позиций 7, 8, 9), 10 — вытяжные вентиляционные отверстия.

Девятнадцатый век стал началом торжества централизованного энергоресурса — в общественные бани и в индивидуальные жилища пришли высоконапорный водопровод, канализация, газ, электричество, горячая вода, вентиляция. Квартирные ванны в XX веке стали основным средством личной гигиены, а общественные бани (купальни) в Европе превратились в оздоровительно-развлекательные бассейны, а затем в аквапарки.

Одноместные квартирные ванны с горячей водой по существу являются потомками римских сосудов-тепидариев и западноевропейских купелей. Так, например, в термах Диоклетиана в Риме еще тысячу семьсот лет назад наряду с бассейнами было три тысячи одноместных ванн для мытья. Квартирные ванны (как средство личной гигиены) в силу интимности и оперативности оказались более востребованными, чем общественные купальни, даже самые роскошные, оснащенные самыми современными душами, ваннами и бассейнами. Низконапорные души (водопады) стали потомками черпака (лейки) и в силу высокой гигиеничности постепенно превратились в главное средство для мытья, в том числе и в банях.

История бань — это история единого для всего человечества технического прогресса, веками перемалывавшего все национальные бытовые традиции и религиозные предубеждения в области мытья и купаний.

Рис. 7. Принцип устройства пластиковой пародушевой кабины. 1 — пластиковый несущий корпус, 2 — стеклянная дверь, 3 — стеклянный потолок, 4 — осветитель, 5 — поддон, 6 — слив, 7 — душевая панель с верхним душевым рассекателем и гидромассажными пульсирующими форсунками, 8 — сиденье, 9 — парогенератор (кипятильник), 10 — пульт управления, 11 — исполнительный блок, 12 — зеркало, 13 — направление распространения пара.

Упомянем одно из самых последних достижений современной сантехники — пародушевые кабины, промышленный выпуск которых налажен в массовом масштабе во многих странах и которые пользуются огромным успехом во всех высокоразвитых обществах (рис. 7.). Такие кабины выполняются в изысканном дизайне из высококачественного пластика с прозрачными ударопрочными стеклянными дверями, снабжены гидромассажным душем, небольшим простейшим сиденьем, парогенератором, представляющим собой электрический кипятильник-испаритель. Работа кабины контролируется электронным программируемым управляющим пультом, расположенным непосредственно в пародушевой кабине. В рекламных источниках такие кабины часто называют квартирными турецкими банями, что, конечно же, абсолютно не соответствует сути и духу турецких бань.

Источник: Теория бань. Хошев Ю.М. 2006

Источник статьи: http://health.totalarch.com/baththeory/2/3

Читайте также:  Баня из строганного бруса 150х150
Оцените статью
Про баню