Отдых в деревенской бане

Банный день в деревне

Предлагаю очередную публикацию о своей жизни в деревне Колодкино Конаковского района Тверской области в 60-80-ые годы.

И следующую «деревенскую тему» мне хотелось бы анонсировать замечательными строками Рифа Хуснутдинова:

Чтоб ездить до деревни в банный день,
Не предавайте души деревень…

В сегодняшнем Колодкино из всех бывших колхозно-совхозных объектов в настоящее время сохранилась (и то частично) лишь общественная баня, перестроенная уже в мою бытность, где-то на рубеже 60-70-ых.

Ее посещение у деревенских испокон веков являлось наиболее любимым (а потому так ожидаемым!) времяпровождением и неизменно подкреплялось традиционно русскими ритуалами и местными обычаями.

Банный день в деревне неизменно был по субботам. Кроме того, баню топили перед всеми православными праздниками. Распорядок был таков: с утра и где-то часов до трех мылись мужики и дети школьного возраста того же пола, после них – женщины с маленькими детьми и девочки. Замечу, что топилась деревенская баня всегда только «по-белому».

Лишь с середины 80-ых, когда деревня постепенно стала вырождаться (уходили из жизни старшие поколения, молодежь в массовом порядке уезжала в города), любому желающему не возбранялось протопить ее самостоятельно, для удовлетворения только своих потребностей. К этому времени у большинства оставшихся деревенских жителей на личных подворьях были обустроены собственные баньки, и для них общественная перестала быть актуальной. Такими желающими оставались трое старушек и один мужичок в годах, который вольно-невольно был вынужден брать на себя бремя протопки.

Читайте также:  Брус для бани хмао

Старинный русский обычай совместной помывки в общественной бане мужчин и женщин (даже если это происходило в формате семьи) у деревенских был не в почете и не практиковался. Лишь молодожены иногда позволяли себе нечто подобное, и то старались не афишировать свои походы , предвидя всевозможные пересуды деревенских старушек. А вот разнополых детей с собой в баню брали всегда. И не только потому, что не могли оставить их одних дома без присмотра. Полагали, что это даже полезно для самих детей: они с детства наблюдают строение тел представителей противоположного пола, что в более взрослом возрасте уже не станет откровением со всеми вытекающими последствиями (не откроют для себя ничего нового!).

В детском возрасте (лет так до пяти) мы еще ходили в баню вместе с матерью в женское время. Позднее, когда начали что-то понимать и стесняться, стали ходить с отцом. В крайнем случае, если не было отца, мать сопровождала нас до бани, а уж там как–нибудь сами.

Я еще застал то время, когда будучи совсем маленькими (мне было года 3-4), родители мыли нас, троих детей, в домашней русской печи. Габариты печки позволяли это делать: она была около двух метров в глубину и более полутора- по высоте. Это происходило следующим образом: дождавшись, когда печь немного остынет после приготовления пищи, убирали золу и копоть, стелили внутрь солому (чтобы мы не могли испачкаться), ставили корыто или таз с теплой водой и по очереди купали нас. Наверное, это было крайне неудобно и негигиенично, но мне нравилось. Сейчас, вглядываясь в черное нутро той сохранившейся (хоть и постаревшей) печи, я не могу себе даже представить- как такое было возможно и как все это происходило. Да и никто из родных, даже младшие брат с сестрой, участники тех помывок, не верит в мои россказни! Но я-то помню…

Начиналась баня с предбанника, где все раздевались и оставляли одежду на время помывки. Местные мужики любили здесь после мытья побаловаться бражкой и холодным кваском, которые специально захватывали с собой из дома. На время помывки емкости с напитками (кувшины, банки, фляги) помещались в ведро с ключевой водой из находящегося поблизости колодца, потому подолгу оставались ледяными. Помню, как отец частенько возвращался домой после бани в веселом и приподнятом настроении …

В основном помещении- помывочной- стояли расставленные по стенам деревянные скамейки и была оборудована небольшая (на одного человека) парилка. Она не пользовалась особой популярностью у наших мужиков, на моей памяти (а я ходил в нее до окончания школы) было лишь двое или трое любителей по-настоящему попариться. Остальные ограничивались поддаванием пара, но на полку не лезли… Про женщин тоже не слыхивал. Баня имела деревянный проливной пол с обустроенным посредине желобом, который обеспечивал отвод лишней влаги и сырости из помывочной. К сожалению, повышенная влажность не позволяла подолгу эксплуатировать такой пол, поэтому каждые 5-6 лет происходила замена гниющих досок на новые.

По давней традиции мыться в баню «после третьего пара» (после помывки третьей смены людей), а также поздно вечером и ночью, деревенские не ходили.

Последним всегда мылся банщик (это и был тот самый «третий пар»), Остатки не всегда оказываются сладки, и зачастую ему приходилось еще раз растапливать печку и нагревать в котле остывшую, оставленную для него (такое правило тоже всеми соблюдалось) воду. Ему единственному прощалась поздняя помывка. Одно время в деревне были постоянные банщики (как правило, кто по возрасту и здоровью был непригоден к тяжелому труду), потом стали топить баню по очереди. При этом дрова банщиком-очередником приносились со своего личного подворья и обязательно- с запасом.

У деревенских было не принято заготавливать впрок и всем «миром» для общественных банных нужд березовые веники и хранить их там же на чердаке. По весне старый оставшийся запас обычно сжигался, а в июне-июле пополнялся свежими вениками из молодых березок. Каждая семья заготавливала их лишь для себя и ходила в баню только со своим «подручным материалом».

И еще ряд банных правил, которые деревенские старались соблюдать: в ней нельзя было ругаться, поминать нечистую силу (черта) и громко разговаривать. Не стану утверждать, что эти нормы поведения всегда выдерживались, но откровенного пренебрежения ими все-таки не наблюдалось. В деревне причина этому одна — потом долго будут осуждать…

Что, сходили в деревенскую баньку? Ну, тогда- с легким паром!

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/moyaderevnya/bannyi-den-v-derevne-5cb3550efd70f300b4fd90c5

Особенности устройства и применения деревенской бани

В деревенском быту баня выступала в роли универсального средства на все случаи жизни. Помимо гигиенической функции, она позиционировалась в роли врачевательницы и повитухи, без нее не обходились ни свадебные, ни похоронные обряды. Баня в деревне помогала увидеть потенциального жениха, предсказывала погоду и пророчила будущий урожай. Впрочем, обо всем по порядку.

Дарующая жизнь

В русской деревне баня была самым чистым местом с санитарной точки зрения. Особенно это касалось помещений отапливаемых по-черному. Фитонциды, содержащиеся в березовом дегте, настолько подавляли патогенную микрофлору, что стерильность тогдашней парилки можно было сравнить с операционной, в какой нибудь нынешней районной больнице.

Деревенская банька в течении трех, а порой и семи дней служила неким обособленным, самодостаточным помещением, в котором содержалась роженица с младенцем. Большой знаток русской старины и славянской мифологии С.В. Максимов писал: «Все твёрдо убеждены, что банник очень любит, когда приходят к нему жить родильницы до третьего дня после родов, а тем паче на неделю». Только после истечения этого периода времени, новорожденного торжественно вносили в дом и отец первый раз мог увидеть свое чадо.

Перед началом родов баню как следует протапливали, причем, в качестве топлива никогда не использовали сосновые, еловые или осиновые дрова. Предпочтение отдавали дубовым, березовым и кленовым. Для родильной дерево для дров нельзя было рубить. Собирали только сухостой, валежник, древесину намытую половодьем или, в идеальном случае, пораженную молнией.

Пол в бане плотно устилали соломой, особенно ценилась в этом деле ржаная и овсяная. Бабка повитуха по приходу в баню разбрасывала маленькие камушки, с приговором: «Камнем, да черту — в лоб», образно изгоняя нечистую силу из помещения. Во время родов помещение запирали изнутри, а роженица просила банника помочь легко разродиться.

Словечко от Бывалого! Знающие люди говорят, что после рождения ребенка деревенская баня должна была «отдохнуть». То есть ее не менее 12 раз должны были использовать по прямому назначению и только после этого принимать очередную роженицу.

Обычай рожать в бане не стоит приписывать исключительно славянской культуре, традиции такого характера сильны у большей части индоевропейских народов.

Соединяющая судьбы


Деревенские мыльни служили особым местом и в делах свадебных. Собственно, бани такого рода условно можно разделить на две большие группы: подвенечная для невесты в отчем доме и совместная для молодоженов на второй день свадьбы.

Подвенечная баня

Для невесты эта баня служила прощальной в родном гнезде. Специально для нее помещение выскабливали набело, украшали цветами и венками, устилали душистыми травами. Торжественную процессию похода возглавлял брат невесты, за неимением такового, в некоторых местах Русского Севера его с успехом заменял деревенский колдун, опоясанный рыболовной сетью. Второй, перед невестой шла близкая подруга, которая «разметала невесте тропку» новым веником, очищая дорожку от дурного и непотребного. Сама невеста ритуально всплакивала и причитала, прощаясь с девичеством.

Важно! Для любителей традиционных обрядов стоит помнить, что невесте не дают самостоятельно переступить порог бани, а вносят в помещение на руках.

Здесь происходило ритуальное расплетение косы, олицетворявший прощание с девичеством.

Баня молодоженов

Является обязательным ритуалом и в старое время игнорирование этой процедуры вызывало активное общественное порицание.

Баню для молодых, в доме жениха натапливала дружка, в некоторых районах, к этой процедуре допускалась сваха.

Естественно, деревенская банька для такого торжественного случая богато украшалась и вычищалась. Гости во время процедуры парения располагались вокруг помещения постукивая в чугунки и сковородки, отпугивая, таким образом нечистых и злых духов. Очень часто, после молодых баньку опробовали и гости, и что важно, так же попарно — мужчина и женщина.

Молодая жена обязательно берет расшитое полотенце, в подарок баннику, чтобы задобрить того и заручиться поддержкой и защитой при будущих родах.

Правила принятия традиционной деревенской бани

Как правило, в русских деревнях традиционным банным днем была суббота. Существовал, а в некоторых местах и сейчас практикуется целый свод неписанных правил, обязательных к исполнению. Некоторую часть из них мы приведем:

  • В бане в деревне не принято употреблять спиртные напитки. На пропарку нужно идти на пустой желудок для легкости и хорошего принятия организмом пара. Жажду утоляют квасом, морсом, чистой водой. Обязательное условие, никогда нельзя пить воду, приготовленную для мытья, какой бы чистой ключевой она ни была;
  • Придя в мыльню, не стоит сразу направляться в парную. Нужно посидеть в предбаннике, настроиться на хороший лад, дать телу адаптироваться к предстоящей термальной нагрузке;
  • Тогда использовалось правило: «в парной не сидят, а лежат». И оно не лишено практического смысла. Перепад температур в зоне ступней и макушки головы может достигать 40 градусов Цельсия, а порой и выше. Это обстоятельство вводит организм, особенно ослабленный и неподготовленный, в состояние температурного шока и ни о каком терапевтическом и общеоздоровительном эффекте речи быть не может. Горизонтальное расположение тела на полке предопределяет равномерное распределение теплового воздействия;
  • В деревенской русской бане очень требовательно подходили к выбору веника. Во-первых, никогда нельзя использовать еловый. Именно таким веником парили покойника, подготавливая его к переходу в иной мир. Во-вторых, самостоятельно связывая веники, не использовали нижние ветви древесной кроны и верхние, заготавливая сырье из средней части. Наилучшим временем для такого промысла считали период растущей Луны. Якобы, тогда древесная ветвь обладает наибольшей целительной силой. Если, все таки вспомнить о вениках хвойных пород то стоит, очевидно, упомянуть пихтовый, который незаменим для массажа и растирания при профилактике и лечении суставных хворей и можжевеловый, — именно он чемпион по созданию в парной непередаваемой душистой атмосферы;
  • Сельские бани не признавали мыла. Альтернативой ему служил щелок на основе золы из березовых дров, либо обходились скраблением, оригинальной процедурой, при которой распаренное тело обрабатывалось липовой либо ольховой дощечкой рабочая кромка которой была немного «размохначена» ударами твердого предмета. Скрабление тела прекрасно снимало верхний ороговевший эпителий, открывало и очищало поры, улучшало микроциркуляцию крови, как кожных покровов, так и мышц. Мочалка в старое время изготавливалась из липового лыка и ее воздействие на кожные покровы было схожим с процедурой скрабления. В южных регионах вместо щелока использовалась глина и растения с соком определенной консистенции, например мыльнянка или мыльный корень;
  • Общая баня в деревнях если сооружалась, то за общественный кошт и всем миром. Такие заведения отличались фундаментальностью и основательностью. К примеру, только печь могла достигать объема 12 — 16 куб. м. а вмурованный в нее котел бал способен вместить порядка 4000 л. воды. Конструкции таких прообразов общественных бань отличались поразительной теплоемкостью. Известны случаи, когда на первый день после протопки в бане парились, на второй она была горячая, на третий — в меру теплая для того, чтобы чесать льняное волокно;
  • Баньку в деревне не нужно посещать в одиночестве, как минимум, вдвоем. Так и париться сподручнее, да и в целях безопасности гораздо приемлемей. После посещения бани положено посидеть 20 — 30 минут в тишине, приводя мысли в порядок, а душу в умиротворение. А после этого и пропустить бокальчик пива или рюмочку домашней настойки на березовых почках или листьях смородины не грех.

Заключение

Деревенская баня, есть и будет нерушимой хранительницей традиций и народной мудрости. В течении столетий она аккумулировала знания и опыт целых поколений. В ней рождалась новая жизнь, соединялись судьбы, проходили будни и праздники, лечили хвори, наконец, через ее порог переступали в лучший из миров. Сохранение традиций является важной задачей сбережения аутентичности народа, поэтому на лесной опушке, да на берегу озера будет еще долго радовать русского человека, без званий и сословий.

Источник статьи: http://obane.info/vidy/banja-v-derevne.html

Прожив всю жизнь в городе, я очень боялся идти с деревенской родней в баню. К счастью, тесть подробно рассказал мне про банный этикет

Зачем нужна деревенская баня

Деревенские жители в отличие от горожан часто не имеют возможности провести водопровод к своему жилищу и устроить в нем удобную ванную комнату, поэтому они в гигиенических целях используют бани, известные на Руси с древних времён. В таких банях не только моются, но и парятся с вениками, делают массаж и отдыхают, разогреваясь тёплой водой и паром.

Банные процедуры, выполняемые регулярно, продлевают жизнь, исцеляя от многих болезней (за счёт усиления кровообращения, укрепления иммунитета, улучшения метаболизма и выведения из организма токсинов). Особенно сильное влияние баня оказывает на психику: приятная тёплая атмосфера, запах дерева и горячий пар расслабляют и успокаивают расшалившиеся нервы, помогая бороться с хроническим стрессом и его последствиями (именно поэтому деревенскую баньку так любят многие городские обитатели).

Возведение обычной деревенской бани, как правило, не причиняет много хлопот. В качестве основного строительного материала используют натуральную древесину, которая обладает множеством полезных свойств и создаёт неповторимый «банный дух», предавая воздуху внутри помещений яркий и терпкий древесный аромат.

О старых домах

А ещё, наши деревушки похожи друг на друга своими северными домами. Старые дома большие и высокие, к жилому дому всегда прилегает двор с поветью. Конечно, теперь в таких домах никто не держит огромного хозяйства – овец и коз, на поветях не хранят сено.

Чаще всего дома доживают свой век без постоянных хозяев. Жизнь в глубинке не проста: нет магазинов, постоянного автобусного сообщения, работы, хорошего интернета и телефонной связи. Зимы на Севере лютые, дома отапливаются только дровами, а сейчас даже в нашем лесном краю с этим добром довольно сложно. Парадокс!

Деревни оживают только летом, когда природа дарит погожие деньки и наступает время дачного счастья. Вот и мы отправились в гости тёплый погожий денёк, который обернулся мелким промозглым дождём и ненастьем. Такова изменчивая погода у Белого Моря.

Но испортившаяся погода не испортила моего настроения, ведь я увидела идеальное банное царство! Я бывала во многих банях, но такую баньку я не видела никогда. Дело не в постройке, не в расположении, не в каких то удивительных новшествах. Главным в этой баньке является её хозяин.

Я уверена, самородков самоучек в России-матушке не мало, но я ни с одним не была знакома лично до этого дня. Дело в том, что баньку построил наш родственник сам, всё в ней сделал самостоятельно, до всего “дошёл” собственным умом. Продумана каждая мелочь.

Устройство деревенской бани

Типичные деревенские бани – это небольшие деревянные домики с крышей из дерева или шифера. Эти бани обычно состоят из «тамбура» (крохотного помещения, в котором удерживается холодный воздух с улицы), «парилки» и «предбанника», который служит одновременно в роли кладовой и комнаты для отдыха (здесь вы можете спокойно раздеться, повесить свою одежду и полотенце, оставить обувь и присесть на скамью отдохнуть). Иногда предбанник может отсутствовать.

«Парилка» или «парная» является главным помещением самой бани. Здесь располагаются печь с дымоходом или без него (зависит от того, «по-белому» или «по-чёрному» топится такая банька), деревянные скамейки для мытья, деревянные решётки на полу (их задачей является быстрое отведение воды на пол, благодаря которому ноги купающихся остаются практически сухими), большой глиняный или железный бак с горячей водой (обычно он устанавливается над печью), вёдра с холодной водой, тазы, ковши и прочая утварь

Печь в «парной» чаще всего устанавливается справа от входа. Она предусматривает размещение на ней специальной ёмкости с парильными камнями, дающими основной жар (обычно температура воздуха в парной достигает 60-70 градусов) и пар (влажность в парной имеет показатели порядка 60-65%). При этом по законам физики тёплый воздух в «парилке» поднимается к потолку, поэтому, чем выше полка скамьи, тем жарче на ней париться.

Этикет в парной

В ресторане не принято громко разговаривать и уж тем более сквернословить. То же самое относится и к парной. Здесь запрещено толкаться (в целях безопасности), бегать и брызгать на других посетителей водой. Необходимо учесть, что в помещении мокрый и скользкий пол. Поэтому при неосторожных движениях легко упасть.

Келли решила разделить радость предстоящей свадьбы со своими учениками (фото)

Ограниченный тираж. Знаменитый Aston Martin DB5 снова запускают в производство

Поменялись местами: Энди понял, как трудно воспитывать детей,только на карантине

В парной люди находятся без одежды. Не стоит дотрагиваться до их тел, ведь в ином случае можно нарваться на конфликт. Также не принято просить у незнакомых людей предметы личной гигиены. Это не вызывает восторг, а лишь неприязнь.

Стоит помнить, что общий тазик в бане предназначен для холодной воды. Мыть в нем ноги и совершать другие гигиенические действия недопустимо.

И еще, если при заходе в парную кто-то хочет из нее выйти, то надо предоставить человеку преимущество. Находясь уже в парной, стоит просто сидеть и вдыхать воздух. Пользоваться любыми косметическими средствами запрещено. Это неприятно другим посетителям, да к тому же может вызвать аллергию.

Отличия деревенской бани от классической сауны

Не смотря на древность русских традиций, сегодня всё больше городских жителей путают такие понятия, как «баня» и «сауна», не замечая между ними никакой разницы. Специально для них мы приведём небольшой список отличий между первым и вторым. Вот эти отличия:

  • разная система вентиляции (в сауне может быть установлена специальная вентиляционная система, в бане её нет и воздух меняется за счёт щелей и тамбура);
  • разный температурный режим (сухой воздух сауны прогревается до 110-130 градусов, в то время как в бане он обычно нагрет не более, чем на 70 градусов);
  • разная влажность (в сауне она составляет не более 15-20%, а в бане держится на уровне 60-70%);
  • высокие температуры в сауне не позволяют использовать веники, от которых в данном случае можно получить ожог;
  • разная конструкция и материал используемых печей (печь-каменка русской деревенской бани в сауне заменена на железную электрическую печь);
  • парильные камни в деревенской бане обычно лежат внутри печи, в сауне же – всегда на поверхности;
  • сауна не имеет «предбанника» (вместо него существуют одна или несколько комнат для отдыха), а в бане не предусмотрен бассейн или душ;
  • баня имеет проливной пол (вода не застаивается, а мгновенно проходит сквозь доски пола к желобу).

Взглянув на эти отличия, вы можете задуматься, что же лучше: сауна или баня? Однозначного ответа на этот вопрос вам никто не даст. Здесь всё индивидуально: каждый выбирает то, что ему больше нравиться. Поэтому оставим данную тему и перейдём к технологии строительства обычной русской бани.

Модель с беседкой и мангалом

Отличное решение для дачного участка – это строительство бани с встроенной беседкой и мангалом. Такое строение позволит в любой выходной или праздничный день попариться и пожарить шашлык.

Для работы готовится проект с двумя конструкциями: традиционная баня и беседка закрытого типа (может быть использован и открытый вариант, на усмотрение владельца).

Технология возведения деревенской бани

Строительство деревенской бани не отнимет много сил и времени, если точно следовать приведённым здесь инструкциям и выполнять возведение бани поэтапно. Перечислим кратко все этапы подготовки и строительства деревенских бань, вот они:

  • выбор места под баню (обычно таким местом является ровная «площадка» у открытого водоёма или на участке рядом с домом хозяина, не прилегающем к нему вплотную, что позволяет снизить риск возникновения пожара);
  • выбор материала (обычно для бань выбирают натуральную древесину хвойных пород);
  • создание исходного проекта будущей бани (в котором необходимо учитывать все особенности возводимой конструкции: материал, величину построек, монтаж электричества и канализации);
  • подготовка инструментов (полный список необходимых для строительства инструментов включает: болгарку, фрезер, шлифовальную машину, циркуляционную пилу, топор, рубанок, ножовку, молоток, стамеску, электродрель, кувалду, шуруповерт, ножницы, нож, отвес, строительный уровень и рулетку);
  • создание фундамента (тип его определяется в зависимости от габаритов возводимой бани и может быть как бетонным ленточным, так и столбчатым);
  • укладка сруба или бруса (с утеплителем или без него);
  • возведение кровли (односкатной или двускатной);
  • монтаж коммуникаций (он предполагает подвод к бане электричества и монтаж водоснабжения со сливной системой);
  • утепление стен, крыши и пола будущей бани (подбор конкретных материалов для утепления зависит как от бюджета строительства, так и от особенностей возводимой конструкции деревенской бани);
  • внутренняя отделка помещений (утепление, гидроизоляция).

Возведение деревенской бани, как и любое другое строительство домов, начинается с создания фундамента. Чаще всего такой фундамент имеет ленточную конструкцию, и монтируется с использованием бетонного раствора (который состоит из 1 части бетона, 5-и частей щебня и 3-х частей песка). Глубина его составляет порядка 70 см, высота над уровнем грунта не более 15-20 см, а ширина рассчитывается в зависимости от толщины будущих стен из сруба или бруса (на 20 см толще стены). Внутри такой фундамент имеет 2-а слоя арматуры, скреплённых с лежащими поперёк и вертикально стальными стержнями, на которых сверху монтируется первый виток сруба или бруса банной стенки.

Для строительства стен деревенских бань используют сруб деревьев лиственных или хвойных пород, имеющих диаметр от 20 до 40 см. Перед укладкой брёвна обрабатывают рубанком, придающим им ровную цилиндрическую форму и гладкую поверхность. В каждом бревне вырубают продольный паз, за счёт которого брёвна укладываются одно над другим. Непосредственно перед монтажом стен на фундамент будущей бани монтируют слой гидроизоляции из рубероида, поверх которого выкладываются брёвна. При возведении бревенчатой кладки стен учитывают промежутки оконных и дверных проёмов.

Чаще всего для деревенских бань используют односкатный тип крыши. При монтаже такой крыши под верхним венцом сруба закрепляют мауэрлат, на который впоследствии выкладываются кровельные стропила. Над стропилами выкладывают обрешётку с утеплителем. Поверх утеплителя крышу покрывают шифером или металлочерепицей. При утеплении промежутки между брёвнами стен забивают мхом или паклей, а потолок покрывается сверху стекловолокном или минеральной ватой.

Для подведения электричества к бане роют специальные подземные каналы, в которых прокладывается кабель или монтируется «воздушная линия». Подобные же каналы роют и для прокладки водопровода. Слив обеспечивается за счёт сливной трубы, один конец которой выходит к сборному желобу на полу парной, а другой – к накопительному колодцу.

Источник статьи: http://12vodoemov.ru/sooruzhenie/derevenskie-bani-foto.html

Оцените статью
Про баню