- Откуда появилось выражение иди в баню
- Откуда произошло выражение «идите в баню»
- Русская баня и ее вековые традиции
- Исторические корни выражения «идите в баню»
- «Иди в баню»: почему мы так говорим? История русской фразы
- Откуда появилось выражение иди в баню
- Лавров снова похвалил Минские соглашения
- Резников и Муженко предложили силой ответить на провокации РФ
- Маас: США активно будут урегулировать войну на Донбассе
- Кравчук рассказал, что РФ делает с Донбассом
- Кулеба: Украина готова разговаривать с Минском
- Вице-премьер: В ОРДЛО реализуют частичную амнистию
- Откуда пошло выражение «иди в баню»? Почему именно в баню? Выражение «иди в баню Что значит выражение иди в баню.
- Фото: Иди в баню
- Выбираем веник
- Версии происхождения выражения «иди в баню»
- Немного истории
- Зачем нужны бани: отвечают поговорки
- От всякой хвори
- Банные атрибуты в русских фразеологизмах
Откуда появилось выражение иди в баню
Откуда произошло выражение «идите в баню»
Русская баня и ее вековые традиции
Попариться в бане на Руси любили издавна. Сохранились записи европейских путешественников времен Петра Великого, которые отмечали, что в России не найти города или селения, где не было бы традиции мыться в бане, хлестать себя березовым веником, а потом обливаться холодной водой. Такой обычай активно поощрял царь Петр, который даже повелел своим подданным посещать балы только после тщательной помывки в бане, «дабы не позорить себя гнусным запахом».
Трудно сказать, какими соображениями на самом деле руководствовались киногерой Женя Лукашин и его друзья, в привычку которых вошло непременное посещение бани перед наступлением Нового года. Но традиции есть традиции, их надо уважать. Именно поэтому приятель Жени, Павлик, морозным декабрьским утром заглянул к своему другу, чтобы забрать его с собой на банные посиделки.
Но строгая мама Жени Лукашина, сын которой в данный момент устраивал свою личную жизнь, не дала ступить Павлику даже на порог. Пропустив мимо ушей веские доводы гостя относительно незыблемости мужских традиций, она категорически отказалась позвать сына и решительно затворила перед Павликом дверь, произнеся ставшую исторической фразу: «Иди в баню!».
Не исключено, что именно после этого эпизода советские зрители впервые узнали о верном способе избавиться от назойливого собеседника.
Исторические корни выражения «идите в баню»
Впрочем, имеются сведения о том, что «в баню» стали отсылать на Руси значительно раньше 70-х годов минувшего столетия. Считалось, что в этом месте, предназначенном для очищения тела от трудового пота, а уставшей души – от накипи, собиралась всякого рода нечистая сила. Народ свято верил в то, что после ухода последнего посетителя в бане собираются черти, лешие и другая подобная нечисть. Главным в этой пестрой фольклорной компании был банник, который обитал здесь большую часть времени.
О банной нечисти люди складывали целые легенды. Считалось, что банник проводил время, периодически устрашая тех, кто собрался попариться. Самая невинная его шутка – постукивать в стену, пугая человека. Он мог также ошпарить зазевавшегося посетителя бани крутым кипятком и даже уронить ему на ногу булыжник из раскаленной каменки.
Баннику суеверные люди приписывали все неприятности, которые могут подстерегать человека в бане.
Некоторые любители словесности считают, что именно здесь кроются истинные исторические корни пожелания «идите в баню». Это выражение имеет тот же смысл, что и посылание ко всем чертям. Поэтому, услышав в свой адрес подобные слова, надо хорошенько подумать о том, чем же вы смогли так насолить своему собеседнику, который отправляет вас в место, где в ожидании нового гостя и в предвкушении развлечений резвится нечистая сила.
«Иди в баню»: почему мы так говорим? История русской фразы
Баня для русского человека была и остается сакральным местом, где можно очистить и тело и душу. После тяжелой работы, русский человек старался искупаться в бане, хорошенько попариться: ведь после купания он будто бы рождался заново.
Но выражение «иди в баню», не смотря на положительное отношение к ней, имеет все-таки негативную эмоциональную окраску. И роднится с фразой «иди к черту». Почему так?
На Руси считалось, что баня, предназначена для очищения тела от пота и грязи, а «усталой» души – от всего дурного, от чертовщины, злобы, негативных эмоций. Люди верили, что после того, как хозяева искупаются в бане, в ней селится нечисть. О нечисти, живущей в бане, люди складывали целые легенды, страшные истории, сказки. Самым страшным среди чертей, леших и кикимор был банник. Считалось, что он живет в бане долгое время и иногда вредничает людям: пугает их шумом, может ошпарить или закрыть в жаркой бане людей.
Лингвисты предполагают, что фраза «иди в баню» является синонимичной фразе «иди к черту» и является ее эквивалентом. Не зря в бане устраивают самые страшные гадания на суженого с использованием магических атрибутов: зеркал, свечей. А гадающая девушка должна быть в бане одна и обязательно нагая. Девушек такие процессии, конечно, пугали до смерти, но желание узнать свою судьбу во многих случаях побеждало страх.
Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/otkuda-poyavilos-vyrazhenie-idi-v-banyu/
Откуда появилось выражение иди в баню
давление
температура 23..25 С, давление 759..761 мм рт.ст., ветер Северный, 4 м/с
- Мариуполь
- Украина
- Мариуполь
- Луганск
- Крым
- Херсон
- Одесса
- Николаев
- Запорожье
- Днепропетровск
- Харьков
- Сумы
- Чернигов
- Житомир
- Киев
- Луцк
- Львов
- Полтава
- Черкассы
- Кировоград
- Черновцы
- Тернополь
- Хмельницкий
- Винница
- Ужгород
- Ивано-франковск
- Ровно
- Севастополь
Лавров снова похвалил Минские соглашения
12 Февраля 2021, 20:43
Глава российского МИД Сергей Лавров снова прокомментировал Минские соглашения и назвал их «неубиваемыми». Как считает глава внешнеполитического ведомства России, в Кремле заинтересованы в том, чтобы Минск-2 оставался на столе, а поскольку он утверждён Совбезом ООН, то уйти от него будет очень сложно.
Резников и Муженко предложили силой ответить на провокации РФ
Глава Министерства по вопросам временно оккупированных территорий Алексей Резников поддержал предложение экс-президента Украины Леонида Кравчука, что на провокации незаконных вооружённых формирований Донбасса необходимо отвечать выстрелами на выстрелы. Аналогично такое право гарантирует ст. 51 Устава ООН.
0 9 Февраля 2021, 21:01
Маас: США активно будут урегулировать войну на Донбассе
Руководитель внешнеполитического ведомства Германии Хайко Маас считает, что поскольку в США сменился президент, то теперь Соединённые Штаты будут принимать активное участие, чтобы прекратить войну на Донбассе. Маас сравнил обстановку со временами администрации Дональда Трампа.
1 2 Февраля 2021, 19:35
Кравчук рассказал, что РФ делает с Донбассом
В интервью телеканалу «Украина 24» первый президент независимый Украины Леонид Кравчук рассказал, что, по его мнению, Российская Федерация собирается сделать с Донбассом. Речь идёт о создании на территории Донбасса «русских национальных государств». Причём в пределах Донецкой и Луганской областей.
3 31 Января 2021, 18:12
Кулеба: Украина готова разговаривать с Минском
Поскольку Люблинский треугольник успешно функционирует, то украинская сторона намерена вести диалог с Александром Лукашенко. Об этом заявил глава украинского МИД Дмитрий Кулеба, рассуждая об обстановке в Беларуси. По его мнению, государства Люблинского треугольника намерены предлагать свои услуги для улаживания кризиса.
0 29 Января 2021, 19:05
Вице-премьер: В ОРДЛО реализуют частичную амнистию
По словам вице-премьера Алексея Резникова, главы Министерства по вопросам реинтеграции территорий, амнистия после деоккупации территорий отдельных районов Донецкой и Луганской областей будет распространена частично, поскольку при совершении военных преступлений реализовать её будет невозможно.
Источник статьи: http://lifecity.com.ua/?id=3607&l=knowledge&mod=view
Откуда пошло выражение «иди в баню»? Почему именно в баню? Выражение «иди в баню Что значит выражение иди в баню.
Фото: Иди в баню
Э то выражение многим покажется весьма шуточным и забавным. Ведь, все прекрасно помнят советский фильм, с которым символизируется Новый Год вот уже много лет. Фильм «Ирония судьбы, или с легким паром» вышел на экраны телевизоров несколько десятилетий назад и сразу же завоевал любовь публики. В нем повествовалась история Евгения Лукашина, не изменявшего своей новогодней традиции, а именно походу 31 декабря в баню. Вокруг данной истории и разворачивается вся цепочка событий данного фильма. Именно отсюда люди и взяли в обиход фразу «». Однако в этой кинокартине очень много крылатых выражений, которые человек использует постоянно в своей жизни.
Несмотря на фильм, данное высказывание появилось намного раньше. В древности баня считалась тем местом, где проходили всяческие обряды, гадания, оргии и т.п. колдовские действа. Человек, говорящий фразу «», посылал другого к черту или нечистой силе.
Есть и другая история происхождения этой фразы. Многие прекрасно знают, что Одесса – это довольно чистый и юмористический город. Здесь не редкостью были перебои с водоснабжением, поэтому, баня была довольно посещаема в Одессе. Была построена в очень неудобном и далеком месте города «Баня Исаковича». Люди, произносящие в чью-то сторону, выражение «» имели в виду баню Исаковича. Получалось такая фраза «Иди в баню… Исаковича», тем самым, подразумевая, что человека, уходящего туда, они долго не увидят.
У знаменитых братьев Стругацких есть произведение, написанное в 60-х годах. Оно называется «Понедельник начинается в Субботу». Здесь эта фраза, как и многие другие крылатые выражения, тоже упоминается, но говорят, что она была позаимствована у народа.
Откуда пошло выражение «», так и неизвестно, так как в разные периоды оно было услышано в разных частях мира. Но остается ясно, лишь, одно – это то, что человек, произносящий ее, хочет, чтобы его оставили в покое. Эту фразу не стоит воспринимать, как оскорбление. Скорее к ней нужно отнестись с пониманием и юмором.
Б ани на Руси назывались «мыльнями», «мовницами», «мовью», «влазнями» и «мовнями». В летописях X–XII веков часто встречаются упоминания о русских «мыльнях». В договоре с Византией (907 года) подчеркивалось, что русские послы, прибывшие в Константинополь, будут «творити мовь» когда только пожелают. Бани упоминаются и в Повести временных лет (945 год), и в уставе Киево-Печерского монастыря (966 год). В деревнях предложение попариться в баньке было самой важной и неизменной частью русского гостеприимства.
Русская баня — одна из самых древних в мире. Самым первым подобием бани служила русская печка, в которой парились после приготовления пищи или выпекания хлебов.
Бани строили из бревен или кирпича. Первое упоминание о кирпичной бане, построенной в Переславле, есть в летописи 1090 года. За столетия ее внутреннее обустройство практически не изменилось.
Выражение «На пару да в баньке сорок болезней выходит» появилось неспроста. Монахи Киево-Печерской лавры узнали о пользе парной бани из рукописей древнегреческих медиков. Они начали строить бани и наблюдать за их оздоровительным эффектом. При банях стали устраивать первые лечебницы.
Интерьер русской бани. Фотография: FotograFF / фотобанк «Лори»
Камни в банной печи. Фотография: А. Некрасов / фотобанк «Лори»
А вот иностранцев русская баня шокировала. Выдержав удары березовым веником и кое-как пережив высочайшие температуры, путешественники в прямом смысле слова называли себя заново рожденными.
Баню, которая топится по-черному, отличает отсутствие дымохода. Дым и копоть попадают прямо в парилку, а стены и потолок покрываются черной копотью. Чтобы не угореть в ней, нужно париться, проветрив парную от дыма, окатив стены горячей водой из шайки и плеснув воды на каменку (печку). Далеко не каждый может физически выдержать пребывание в бане по-черному.
В бане, истопленной по-белому, можно насладиться ароматами дерева, травяных отваров и ароматических масел. Они прекрасно подходят для тех, у кого есть трудности с дыханием или кто верит в целительную силу ароматерапии. Пар в такой бане не только очищает легкие, но оказывает лечебный эффект, подобно ингаляции.
Выбираем веник
Самый универсальный, легкий и удобный — березовый веник . Он лечит от разных кожных заболеваний и благотворно воздействует на весь организм в целом. Битье березовым веником, в зависимости от интенсивности ударов, подходит как для расслабляющих, так и для бодрящих массажей.
Банные веники. Фотография: В. Белобаба / фотобанк «Лори»
В парилке. Фотография: Я. Филимонов / фотобанк «Лори»
Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»
Более тяжелый — веник из дуба . Он избавляет от излишней потливости и способствует заживлению ран. Для любителей «жестких» процедур дубовый веник подойдет в самый раз.
Главный конкурент по полезности — веник из смородины . Он не столь крепок, как березовый или дубовый, зато наполняет воздух невероятным ягодным ароматом.
Сибиряки — народ выносливый, они предпочитают веники из сосны . Любой хвойный веник — источник полезных веществ. Хвоей с древних времен лечили раны и ожоги, спасались при обморожении и экземе. Сосновый веник вылечивает многие заболевания дыхательных путей. Но запаситесь парильными рукавицами, чтобы защититься от капающей смолы.
Можжевеловый веник — это раритет. Он изгоняет нечистую силу. Впрочем, избавляясь от нечисти, можно получить штраф: можжевельник занесен в Красную книгу.
Веник из ивы рассчитан на любителя. Его ветки напоминают розги, зато могут избавить от ревматизма. Да и нарвать веник можно практически у каждого дома, что, несомненно, большой плюс.
Самые легкие и мягкие — калиновые и кленовые веники .
Выражение «иди в баню на шапочке»
Если задать этот вопрос любителям советского кино, они незамедлительно ответят, что фраза иди в баню – это наследие знаменитой «Иронии судьбы». Ведь именно там красноречиво описывается пребывание Жени Лукашина в бане, которое породило смешную ситуацию. А в ее результате, не по своей воле, в конфузной обстановке очутились главные герои фильма. Этот многими любимый фильм и правда принес много фраз и выражений, однако фраза «иди в баню» возникла много ранее.
Версии происхождения выражения «иди в баню»
Конечно, посылая в баню, человек шутливо огораживает себя от назойливости. И, в принципе, не считает такой словооборот опасным. А зря, ведь у происхождения слов «иди в баню» есть еще одна, более древняя история. Когда-то баня была местом, где происходили всевозможные обряды – от гадания до оргий. Вместе с очищением тела и души, в бане проводили магические очищающие действа. Значит, говоря «Иди в баню» — человек посылает другого человека к черту, к потусторонним силам. Но не все это понимают. Таким образом, следует осторожнее посылать в баню, с оглядкой на такое мало кому известное значение.
Одесса – город юмора и веселья. Здесь всегда существовали перебои с водой, поэтому пользование баней было очень популярным у населения. Самой знаменитой баней была баня Исаковича, туда и посылали. То есть фраза звучала следующим образом: «Иди ты… в баню Исаковича». Здесь можно было помыться за небольшие деньги, наверное, потому что она стояла в труднодоступном, не всем известном месте. Получается, выражение «Иди в баню Исаковича» значит чисто одесское «Иди туда, где я бы тебя долго искал».
Некоторые авторами, что произвели на свет это веселое словосочетания, считают Стругацких. Ведь именно в их «Понедельник начинается в субботу» в 60-х годах прошлого века, встречается это выражение. Это культовое произведение принесло много крылатых фраз в нашу жизнь, но если рассуждать, следуя законом хронологии – тут фраза так же заимствована у народа.
Сегодня, когда кто-то говорит «Иди в баню » многие считают это завуалированным оскорблением. Другие видят под этой фразой что-то интимное, но все воспринимают фразу с юмором. Согласно приведенным историям возникновения фразы, в этом есть смысл.
На вопрос Откуда пошло выражение «иди ты в баню»? заданный автором Дождь лучший ответ это Обычно это говорят когда кто-то глупости говорит или ругательствами хамит, намёк на баню это типа чтобы рот с мылом помыли и слова будут тогда чистые и с душой)) А придумать это могли сколько угодно независимых людей одновременно)
Ответ от Пользователь удален [гуру]
От БОМЖей
Ответ от Глазик [эксперт]
говорилось людям не мытым
ты мойся чаще и запаха не будет и говорить так тебе не будут
Ответ от P.S. [гуру]
Я думаю этот вариант-возник как более мягкий вариант более известного русского выражения на 3 буквы-ведь обстоятельства не всегда разрешают его использовать. .
Вот. А » В баню»-прижилось и близко русскому человеку.
Ответ от КунгурА [гуру]
Баня в деревнях стояла за огородами, стеснительные девушки, когда добрый молодец у колодца шибко приставал,
тихонько отправляла его в баню, чтобы потискаться не на людях. А в поле или в хлев. фиии. ))
Ответ от Любаша [активный]
Из фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром».
Ответ от Дождь. [гуру]
Это эвфемизм, ритмически звучащий так же, как и выражение, им замещаемое. Т. е. после «Пошёл ты. » требуется односложный хорей. У меня коллега (дама) в таких случаях употребляет «. лЕсом».
А появился он — не помню когда. Но довольно давно, я нашёл в тексте 1964 года:
Через минуту примчался сам Роман.
— Давай ключи.
Я помотал головой.
— Не дам.
— Давай ключи!
— Иди ты в баню. Я лицо материально ответственное.
А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
Нельзя, собственно, понять национальной специфики этой языковой сферы без учета такой взаимозависимости. В синхронном словопроизводстве мы уже видели это, демонстрируя производные обсценного глагола. Диахронически эту связь можно показать анализом двух наиболее актуальных для русской бранной фразеологии типов ругательств — так называемых посылов и заклятий, т. е. пожеланий зла, неудачи или восклицаний, выражающих стремление избавиться, отделаться от кого-либо. Сакральность и обсценность, как увидим, здесь переплетается в единое целое.
1. Посылы к какому-либо мифологическому персонажу, олицетворяющему зло, губительное начало: Иди ты к черту! Иди ты к лешему! Пошел ты к чертям собачьим! (диал. сиб.) ; Ступай к чёрному (СФС, 182) — Поди ты к чомеру! (СФС, 144), Иди к лесному! (СФС, 82) и т. п.
Такой посыл может выражаться не прямым наименованием черта, а указанием на место его пребывания: Иди ты в болото! А ну тебя в баню! А ну его на лысую гору! А ну его на лысую гору к ведьмам! (диал. брянск.) Вертись ты в вир на дно! (СРНГ 4, 291), где вир «глубокое место в реке или озере; омут, водоворот или топкое место, провал в болоте». Эта замена вполне объяснима ономасиологическими моделями наименования славянских чертей (см. Толстой, 1974; 1976). К этому разряду относятся и обороты полуэвфемистического характера, возникшие на основе таких, восходящих к язычеству, посылов, но шутливо-иронически переосмысленных в «христианском» либо «мусульманском» ключе: Иди ты к богу в рай! Иди ты к аллаху! Достаточно условно к этому разряду можно отнести и сакральную экспрессивную лексику и фразеологию типа Боже ты мой! Пресвятая мать! Мать пречистая! Батюшки святы! Они, однако, в русском языке менее активны, чем в романских и германских языках и во многом подвержены обсценной модели, где слово мать, как мы видели, имеет десакрализованный источник.
2. Пожелания зла и неудачи, выраженные мифологемами аналогичного типа, что в разряде I: Черт тебя возьми! Черт тебя подери! (Новг.) Памха бы тя побрала! , где памха «черт, живущий на болоте» (ср. памха «моховое болото» (Строгова, 1971), смол. Анчут вас возьми! (ряз.) Паралик тебя возьми! и т. п. (Мокиенко, 1986, 182-183).
Для заклятий этой группы характерна постоянная связь, даже более того — семантический синкретизм значений «черт, нечистый дух» > «болезнь». Она регулярно прослеживается в демонологическом «именослове» славянскихи балтийских языков (Eckert, 1991, 120-121). Недавно такую связь продемонстрировал на примере семантического анализа диалектного слова чемер «злой дух, черт» Н. И. Толстой, сопоставивший эту демонологическую модель с выражениями типа Холера его забери! (Толстой, 1992). Ср. диалектизмы типа сиб. Лихоманка тебя возьми! (СФС, 100), смол. Лихач тебя убей! (Добр. , 37), Родимец тебя забей! (Добр. , 37), курск. Трясца тебя ухвати! (Бусл. , 1854, 146) и т. п.
Далеко не так много способов провести свободное время, которые сохранились со времен античности и до наших дней. Как древние римляне отправлялись в свои термы не только за чистотой, но и за общением, так и современные жители городов и деревень идут туда не только за хорошим паром, но и за добрым разговором. Баня, можно сказать, не столько аристократическое, сколько демократическое времяпрепровождение. Именно поэтому все традиции сохранились в устном народном творчестве — в поговорках и пословицах про баню. Через фольклор передавались сквозь века точные и меткие наблюдения, связанные с баней.
Немного истории
Если сейчас баня в большинстве случаев воспринимается как некий «досуговый центр», в котором можно скоротать свободный вечерок с друзьями, поговорить «за жизнь», выпить пивка, то еще совсем не давно поход в баню был событием не столько праздничным, сколько повседневным. Когда жители мегаполисов еще не были испорчены квартирным вопросом и имели в коммунальных квартирах одну ванну на несколько семей, поход в городскую баню носил вынужденный характер. В любую погоду, с детьми и с вениками, отправлялись ленинградцы и москвичи из своих густонаселенных квартир в бани: это уже становилось своеобразным ритуалом, который многие сохранили, переехав в отдельные квартиры со всеми удобствами. Жители коммуналок, которые еще есть в Москве и Петербурге, продолжают ходить в бани.
Достаточно много фантастических представлений у современников существует по поводу бань в деревнях, в которых русские мужики парились еще до революции. На самом деле собственные бани были только у зажиточных крестьян, для многих баня была только «перевалочным пунктом», которым пользовались два раза в жизни — чтобы войти в этот мир и выйти из него. Баня по народным поверьям была местом нечистым, такой же во время ожидания ребенка считалась и женщина, поэтому, сняв с роженицы крест, ее отправляли рожать именно в баню. Погребальный ритуал тоже проводился в бане: покойника относили туда для подготовки к путешествию в мир иной. Для того, чтобы просто помыться, помещение регулярно использовали единицы. Большинство крестьян мылось в своих просторных печках в доме, где проживали.
Варяги, которые принесли на Русь традицию мыться в банях, не видели у местных желания ее продолжить. В дальнейшем бани в деревнях стали признаком достатка семьи, иметь ее стало даже престижно. В городах рабочие до революции мылись в производственных банях, все остальные — в общественных, у которых в большинстве своем была не очень хорошая репутация.
Зачем нужны бани: отвечают поговорки
Поговорки про баню передают все ее возможности: от клуба по интересам до свершения мистических гаданий, от санатория, куда идут за здоровьем, до места романтических встреч. Эти поговорки можно разделить на две группы — серьезные и прикольные. В первых народ закрепил те представления о бане, которые связаны с сакральными моментами в жизни человека — с его рождением, свадьбой и смертью.
В серьезных поговорках о бане даже проявилась тенденция воспринимать место, где проходит ритуал, как живое и очень близкое существо, которое заботится о человеке, исцеляет его тело и душу.
Баня — мать вторая: кости распарит, все дело поправит!
Конечно, баню никто не ассоциировал с церковью, но спасение души, избавление от грехов, если судить по дошедшим до нас поговоркам про баню, — это важное последствие ее посещения.
Поговорки и пословицы про баню, которая делает человека не только чище, но и лучше, также дошли до нашего времени в большом количестве.
Баня все грехи смоет.
Душистый пар не только тело, но и душу лечит.
Субординация, которая всегда существовала в обществе, в бане традиционно отвергалась в пользу всеобщего равенства.
Единственная власть, которую в бане признавали, была у веника.
Поговорки про баню, посвященные атрибутам банного времяпрепровождения, занимают важную часть фольклорного наследия. Встречают в них и шайка и ушат, но первое место по числу упоминаний занимает все-таки веник.
Веник в бане всем начальник.
Баня без веника — что клумба без цветов.
Без веника баня не парит, а пар не жарит.
В бане веник дороже денег.
Баня без веника, что самовар без трубы.
Банный веник и царя старше, коль царь парится.
В бане веник хозяин, а в печи — кочерга.
Небольшой процент от всех составляют поговорки о бане, в которых речь идет о негативных последствиях банных процедур, а также о бесполезности с помощью бани решать проблемы, которые требуется решать другим путем.
Мойся, хоть кожу сотри, а белее воды не будешь.
И в бане болячка садится.
Из бани почесушку принести.
С грязи не треснешь, с чистоты не воскреснешь.
Из бани вынес (про болезнь неизвестного происхождения).
Шел в баню на ногах, а из бани на дровнях.
Паром сыт не будешь.
В бане часто паришься — скорее состаришься.
От всякой хвори
Много пословиц связано с темой здоровья, которое чудесным образом даже у хилых и немощных в бане появляется. Если надо побороть простуду или просто взбодриться, тоже берут в руки веник. Чтобы добиться терапевтического эффекта нужно соблюдать в бане ряд табу: не говорить громко, не ругаться, чтобы не разозлить банника. Париться нужно только своим веником, чтобы не взять на себя чужую хворь. А чтобы от своей избавиться, произносить правильные слова, например:
Тебе, вода, от меня хвала, а мне — здоровье!
В отличие от пословиц, которые представляют собой целые законченные высказывания с определенной моралью, что ходить в баню хорошо и полезно, поговорки являются отдельными устойчивыми фразами, которые приобретают смысл только в банном контексте. Поговорки про баню прикольные изначально были частью ритуалов, теперь же используются как дань традиции, как некий игровой элемент банного шоу. «Как с гуся вода, так с тебя худоба», — говорят, когда окатывают из ушата водой в бане. Изначально это было заклинание знахаря, теперь же это поговорка.
Банные атрибуты в русских фразеологизмах
В основе многих устойчивых словосочетаний есть банные атрибуты. Несмотря на то что эти фразеологизмы используются для комментария других ситуаций, с баней не связанных, изначально в прямом значении их компоненты использовались в банном дискурсе. Например, не парить с веничком собираются, когда грозятся «задать баню» — это известное выражение имеет значение устроить кому-то серьезный разнос. Даже в известной мрачной поговорке «Везет, как утопленнику» изначально присутствовал банный элемент: «Везет как субботнему утопленнику — баню топить не надо». Суббота — был традиционно банный день: избавить от обязанностей истопника могла только смерть — в этом был изначальный культурологический смысл поговорки.
Абсурдная ситуация на тему посещения бани легла в основу и другого фразеологизма: «После бани да опять коленки мыть». Конечно, речь в нем идет не о чистоплотном человеке: так говорят о том, кто в силу привычки делает то, что лишено всякого смысла. Еще одна поговорка раньше была связана с баней, но потом получила универсальный смысл для всех ситуаций, в которых свидетели одного и того же события рассказывают о нем по-разному: «Из одной бани, да не одни вести».
В произведениях русской классики также встречаются ситуации, в которых персонажи употребляют поговорки про баню. Так, в рассказе Н. Успенского «При своем деле» Прохора Ильича, который возвращается из бани, купцы у каждой лавки поздравляют с легким паром. Из банных фразеологизмов этот является самым известным на сегодняшний день, благодаря культовому советскому фильму Э. Рязанова.
Источник статьи: http://fin-omen.ru/otkuda-poshlo-vyrazhenie-idi-v-banyu-pochemu-imenno-v-banyu.html