От роду не встречал ни в россии ни в турции ничего роскошнее тифлисских бань

Сергей Хамзин | Очерки’О О жизни, о еде, о друзьях и путешествиях.

СЕРНЫЕ БАНИ ТБИЛИСИ: МЕСТО, ГДЕ МЫЛИСЬ ДЮМА И ПУШКИН

И хотя я старый Тбилиси обходил уже весь вдоль и поперек, всё-таки немного заблудился, когда ранним утром отправился в легендарные серные бани. Местные жители меня предупредили, что в банях всегда много народа, поэтому лучше туда идти рано утром.

Вот я и вышел около половины восьмого утра, изрядно удивив дежурную на ресепшене, которая мирно спала на диванчике:

— Куда вы в такую рань?

— Так ведь у вас же есть в номере душевая кабина!

Эта фраза напомнила мне легендарного Ипполита из «Иронии судьбы», который весь фильм не понимал, зачем Женя Лукашин ходит в баню, если в квартире есть ванна?

В школах Тбилиси учатся с 9 часов утра. Большинство магазинов и офисов тоже начинают работать примерно в это время. Поэтому в 7.30, когда я вышел из отеля, на улицах было малолюдно.

Поплутав около 20 минут по старым улочкам, я понял, что иду явно не в сторону бань. Обратился к дворнику – седовласому грузину почтенных лет с просьбой помочь мне.

— Это вам надо еще пройти 300 м в сторону сквера Гейдара Алиева!

Сквер Гейдара Алиева я запомнил еще по прошлой поездке в Тбилиси, когда в нашей экскурсионной группе были бабушка и внук из Армении, и они категорически отказались выходить из автобуса и идти в этот сквер: отношения между армянами и азербайджанцами до сих пор очень непростые. Поэтому можете представить, как меня – внука армянина, удивил вопрос дворника:

— Я из России, — растерянно сказал я.

— Из России? – теперь пришло время удивляться грузинскому дворнику. – А что же говорите с акцентом?

Откуда у меня появился акцент, я так и не понял. Но уточнил еще про баню:

— Это та баня, где мылся Пушкин?

— Конечно! Только там его уже нет, — пошутил дворник и мирно рассмеялся.

А. С. Пушкин, направляясь в Арзрум в 1829 году, останавливался в Тифлисе и посетил местные бани. Вот как он описывает свои посещения в «Путешествии в Арзрум»:

«Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань. Опишу их подробно.

Хозяин оставил меня на попечение татарину-банщику. Я должен признаться, что он был без носу; это не мешало ему быть мастером своего дела. Гассан (так назывался безносый татарин) начал с того, что разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать мне члены, вытягивать составы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение.

(Азиатские банщики приходят иногда в восторг, вспрыгивают вам на плечи, скользят ногами по бедрам и пляшут по спине вприсядку).

После сего долго тер он меня шерстяною рукавицей и, сильно оплескав теплой водою, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощущение неизъяснимое: горячее мыло обливает вас как воздух! NB: шерстяная рукавица и полотняный пузырь непременно должны быть приняты в русской бане: знатоки будут благодарны за таковое нововведение.

После пузыря Гассан отпустил меня в ванну; тем и кончилась церемония».

Бывал в этой бане и Александр Дюма-отец, путешествовавший по Кавказу в 1858 году. Вот как он описывает процесс:

«Два истязателя начали ломать мне суставы. Эта операция началась с последнего сустава пальца. Эти упражнения, которые, по–видимому, должны были вывихнуть мне члены, совершались удивительно естественно, не только без боли, но с чувством удовольствия. »

«Мешочек надулся и испустил мыльную пену, которой я покрылся с головы до пят. За исключением глаз, которые мне немного жгло, я никогда не испытывал более приятного чувства, как то, которое было произведено этой пеной, текущей по всему телу. ».

Банный квартал Абанотубани расположен в старой части Тбилиси, на правом берегу Куры, вдоль улицы Иосифа Гришашвили, идущей параллельнонабережной. Именно Иосиф Гришашвили сказал:

«Не побывать в тифлисских банях — все равно что приехать в Париж и не подняться на Эйфелеву башню». За этот рекламный слоган именем Гришашвили названа улица, идущая мимо бань. От набережной улица отделена жилыми домами и сквером имени Гейдара Алиева.

Чем же так знамениты эти серные бани Тбилиси? Теплые (температура выходной воды достигает 37°) источники в этом месте всегда служили местом купания для местных жителей. В районе Абанотубани археологи обнаружили бани I—II вв. с выложенными мозаикой бассейнами, раздевалками и широко разветвлённой системой керамических труб. Бани выполняли в городе не только функцию места, где можно помыться. Они были своего рода клубами для жителей и гостей города. Бани были открыты круглые сутки, причем часто входная плата не ограничивала времени пребывания в бане. Бани были местом, где люди мылись, брились, отдыхали, общались, решали деловые вопросы, организовывали обеды, пили, похмелялись. Традиции сохранились и сегодня…

Сейчас бани работают с 7 до 22 ч. Но самые заядлые банщики собираются к 6.30: для них важен первый пар, первая серная водичка в бассейне. Про местную воду слагают легенды. Говорят даже, что она – хорошая профилактическая мера против онкологии.

Баня состоит из нескольких бань, самая первая из которых от сквера Алиева еще с советских времен носит название «Баня №5», рядом с её входом сохранилась историческая вывеска 1926 года. Туда я и отправился. Можно пойти в общую баню, можно заказать индивидуальные кабинки. Стоимость кабинки от 20 до 80 лари в час. Но за 20 лари вы получите только душ. За 80 лари – уже и бассейн, и парную. Я выбрал поход в общую баню за 3 лари (это около 100 руб.).

По первым ощущениям: я попал в общую баню типа нашей хабаровской на улице Станционной. Давно не делался ремонт, трубы ржавые, кое-где отваливается плитка, старые металлические шкафчики для одежды дышат на ладан. Единственное отличие – это очень красивые фрески на куполах-пололках.

На входе в раздевалку сидел полуголый мужчина-дежурный. Он мне показал мою кабинку и предупредил, что гость может мыться и больше часа. Судя по кабинкам, вместимость общей бани небольшая: всего 30 человек. В утренний час было примерно 15 человек.

В моечном отделении ряд душей, под которыми намыливали свои бренные тела преимущественно грузины пенсионного возраста. Я в их компании был самым молодым. В воздухе стоял запах серы, к которому я очень быстро привык. Постояв пару минут под теплым душем с серной водой, я запрыгнул в мини-бассейн. Он не предусмотрен для того, чтобы в нем плавать. Там можно окунуться (глубина – мне по пояс), или просто посидеть, опустив ноги.

Есть в бане и небольшая парилка на 6 человек. Там приятно пахло маслами, но температура была около 40 градусов. Я не привык париться в таком «холоде» и долго в парилке не просидел.

При выходе из парилки я тут же попал в руки банщика, который сначала сделал мне скраб, а потом легендарный мыльный массаж, которому был подвержен и Пушкин. Да-а-а, ощущения непередаваемые! Кажется, что твое тело само поднялось над мраморной лавкой, и ты испытываешь чувства безмятежности…

Распаренный, вымытый и ошалевший от удовольствия, я вернулся в раздевалку, где мне тут же заботливо вручили бутылочку холодного грузинского пива. Ляпота!

В общей сложности я в бане пробыл чуть больше часа, но аппетит у меня разыгрался нешуточный. Хорошо, что с кафе и ресторанами в Тбилиси нет проблем, и я быстро присел в одном из заведений.

Час был ранний и обслуживание было сонным. Девушка-официантка по-русски не говорила, в меню тоже не было раздела на русском языке, пришлось на пальцах объяснять чего я хотел.

А хотел я хинкали, куриный суп и люля-кебаб.

Всё почему-то принесли одновременно.

Супчик был пересолен, к другим блюдам претензий у меня не было. Отдал за обед с пивом и чачей 48 лари.

В этом ресторане меня удивил дизайн потолка. На нем разместили… блюда на столе! Очень оригинально!

Вторую половину дня я провел в кафе «Палермо» у Вики, где состоялась долгожданная встреча с моим тбилисским другом Тэмури Сагинашвили.

Мы много говорили о жизни, поднимали бокалы за наших друзей, Тэмури пел…

Как и полагается в Грузии, вечер получился очень душевный…

Источник статьи: http://khamzin-fm.com/2016/02/sernye-bani-tbilisi-mesto-gde-mylis-dyuma-i-pushkin/

Тифлисские бани. Там парился Пушкин, Дюма, Толстой и Паганель. Расскажу о лучшей бане в своей жизни, сколько стоит и что внутри

ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань. (А.С. Пушкин 1829г.)

Тбилиси насыщен достопримечательностями, как запечённый гусь яблоками. Но, одно место турист просто обязан посетить, совместив тягу к прекрасному и поход в храм богини Гигиеи.

Сегодня речь пойдёт о уникальном месте города — о комплексе бань Абанотуба́ни, которые занимают целый квартал в исторической части Тбилиси.

# Кавказ — молодые горы, поэтому выходы геотермальной воды не редкость. Так что, если бы не эти сернистые источники, то, вероятно, не существовало бы города Тбилиси. И вот почему:

Ещё древние римляне знали про это лечебное место, так как археологами найдены бассейны с мозаикой и систему керамических труб, датированных I—II в.в. А на римской карте IV века нанесён населённый пункт Тбиладо (от слова «тбили» — «тёплый»).

Существует красивая легенда от основании города. Грузинский царь Вахтанг Горгасали, охотясь в тех местах, выпустил сокола на фазана. Когда он отыскал свою ловчую птицу, то обнаружил её и фазана в горячем источнике. Птицы сварились. На том месте он велел построить баньку, которая, из-за популярности постепенно стала центром города.

Читатель, не верь автору-пессимисту. Существует альтернативная версия. Сокол уцелел. Его и варёного фазана, даже, увековечили в бронзе.

Город рос, жители периодически ходили в бани мыться, общаться и всячески социализироваться. Бани росли, как грибы после дождя, образовав целый квартал — Абанотубани — «баня» («абано») и «район» («убани» — грузинск.) Самая древняя, из сохранившихся, датирована 17 веком. Интерьеры серных бань выполнены в восточном стиле. Некоторые из них имеют крыши с красивыми куполами, на которых находятся световые и вентиляционные отверстия.

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!

Итак, автор, находясь больше недели в Тбилиси, уже начал чесаться, поэтому поход в бани стал насущной необходимостью.

Можно было пойти в общественные бани за 5-15 лари (100-300 руб), но всегда существует вероятность уронить мыло. (шутка!)

Поэтому выбор пал на самую красивую и известную — на Пёструю или Голубую, или Орбелиановскую баню, тем более, что её посещали классики литературы.

Возле входа стоят мраморные троны, по всей видимости, для урологических или гинекологических лечебных орошений в былое время.

Александр Сергеевич знал толк в плотских удовольствиях, поэтому, посетив Кавказ, не преминул поплескаться в этом заветном месте.

Желающих хоть отбавляй, поэтому лучше всего заранее зарезервировать парную онлайн или по телефону с офиц. сайта — http://chreli-abano.ge

Если, местные жители предпочитают общественные бани, то в эту, как в музей, прут толпы туристов. Ценник соответствует.

Номеров/парных много, но выбор автора был предопределён. Решено было посетить место, где в 1858 году мылся Александр Дюма «Мушкетёрский» — любимый романтический автор детства.

. Мешочек надулся и испустил мыльную пену, которой я покрылся с головы до пят. За исключением глаз, которые мне немного жгло, я никогда не испытывал более приятного чувства, как то, которое было произведено этой пеной, текущей по всему телу. (воспоминая Дюма)

Итак, заплатив по карточке администратору 150 лари (около 3000 руб) за час пребывания, автор со своим ассистентом (для протокола — женского пола), направился в парную имени Александра Дюма.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/paganel/tiflisskie-bani-tam-parilsia-pushkin-diuma-tolstoi-i-paganel-rasskaju-o-luchshei-bane-v-svoei-jizni-skolko-stoit-i-chto-vnutri-5f72d8f2ff51c400437ece0b

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • art (561)
  • handmade (653)
  • I’m not interested in politics (1811)
  • info (334)
  • sale (4)
  • архитектура (156)
  • блог (168)
  • братья меньшие (173)
  • видео (158)
  • всякая всячина (442)
  • вязалочки (303)
  • Грузия (684)
  • дамская комната (276)
  • дачное настроение (218)
  • интересные люди (445)
  • интерьер и дизайн (428)
  • искусство быть собой (428)
  • история, даты, факты (455)
  • кино (89)
  • короткие рассказы (106)
  • ликбез для лирушника (23)
  • любимая музыка (827)
  • мода (391)
  • мои евреи (388)
  • народная медицина (259)
  • непростые рецепты (145)
  • полезные советы (275)
  • праздники и традиции (808)
  • простые рецепты (396)
  • путешествия (512)
  • стихи (119)
  • Тбилиси (619)
  • фото (122)
  • хохмы (670)
  • шью сама (201)
  • язык поит и кормит, и спину порет (242)

Приложения

  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

Музыка

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

тифлисские серные бани (из записок путешественников)

Суббота, 24 Декабря 2016 г. 23:15 + в цитатник

Вид на Тифлис (Тбилиси), развалины крепости и серные бани. Фотография Д. Ермакова. Начало XX века.

В Х веке арабский летописец Абдул-Касим-Мухамед ибн-Хаукаль, побывавший в Тифлисе, писал: «Тифлис – город больше вселенной, ибо во всей вселенной не найти таких бань, как в Тифлисе. Вода в них кипит сама, без помощи огня».
Баня по-грузински называется «Абано». Температура горячей воды в серных банях Тбилиси составляла от 35°C до 40°C. В Тифлисе XIII века, по описанию персидского географа Аджа’иб Ад-Дунйа, насчитывалась 65 бань.
В записках гвардии капитана Языкова о Грузии, сделанных в 1770 году гороится: «За лучшее в Тифлисе почесться могут горячие воды: бьют из горы, и бани каменные со сводами, более ста лет преизрядно построенные, в них сверху свет, и бассейны сделаны из тесаного камня, где людям лежать в одном бассейне, так вода тепла, что едва терпеть можно, а в других холодная и серой пахнет, жители в оных банях моются и сказывают, что женщины в городе от горячих вод телом белы и чисты, а что бани их здоровы в том я сам собою испытал, бывая в них часто».

Христиане и мусульмане в Тифлисских банях мылись обособленно, старались пользоваться разными бассейнами. Для женщин выделялись особые женские дни в банях.

«Но бани Тифлисские — истинное наслаждение. Здесь не подогревают воды, а проводят из гор минеральные источники, и вы можете выбирать температуру, какую угодно. Вас введут в чистый предбанник, где и диван, и стол, и зеркало к вашим услугам; оттуда вы проходите в баню. Пол устлан гладким камнем; пар валит из бассейна, куда цедится горячая, серная вода. Распарившись в ванне, вы ложитесь на гладкие чистые доски, и банщик начинает свою операцию: сперва выломает вам члены так, что хрустят составы; но прикосновение его нежно и деликатно; потом положит вас спиной к верху, вскочит на вас и начнет ездить на пятке по всему позвоночному столбу, быстро поворачивается, скользит по членам и только-что не пляшет лезгинку; после вычистит шерстяною перчаткою, посадит и начнет обливать волнами душистой мыльной пены, так, что вы находитесь словно в белом жемчужном облаке; наконец окатит вас несколько раз водою, ударит ладонью по спине и скажет свое обычное «яхшы» (хорошо)» [Воспоминания о Тифлисе, 1847].

Банщик-джамадар выполняет показательные приемы азиатского банного массажа. Фотография Д. И. Ермакова. 1905 г.

Александр Сергеевич Пушкин описал свое посещение тифлисских бань в очерке «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»:
«Я остановился в трактире, на другой день отправился в славные Тифлисские бани. горячий, железосерный источник лился в глубокую ванну, иссеченную в скале. Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань. Хозяин оставил меня на попечение татарину-банщику. Я должен признаться, что он был без носу; это не мешало ему быть мастером своего дела. Гассан (так назывался безносый татарин) начал с того, что разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать мне члены, вытягивать суставы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение. (Азиатские банщики приходят иногда в восторг, вспрыгивают вам на плечи, скользят ногами по бедрам и пляшут по спине вприсядку.) После сего долго тер он меня шерстяною рукавицей и, сильно оплескав теплой водою, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощущение неизъяснимое: горячее мыло обливает вас как воздух. После пузыря Гассан отпустил меня в ванну; тем и кончилась церемония».

«Отчаянные любители прямо бросаются в ванну, нагретую до сорока градусов, и храбро погружаются в нее. Умеренные любители идут в ванну, нагретую до тридцати пяти градусов. Наконец новички боязливо и стыдливо погружаются в ванну, нагретую до тридцати градусов. Потом последовательно переходят от тридцати градусов к тридцати пяти, от тридцати пяти градусов до сорока. Таким образом, они едва замечают постепенное повышение температуры…
На Кавказе есть минеральные воды, температура которых доходит до шестидесяти пяти градусов; они полезны от ревматизма и употребляются только в виде паров. Моющийся лежит над ванной на простыне, четыре угла которой поддерживаются таким же числом людей. Мытье продолжается от шести до восьми — десяти минут; десять минут может выдержать только самый здоровый любитель бани.

Два истязателя, уложили меня на одной из деревянных лавок, позаботившись подложить под голову специальную подушечку, и заставили протянуть обе ноги и руки во всю длину тела. Тогда они взяли меня за руки и начали ломать суставы. Эта операция началась с последнего сустава пальцев. Потом от рук они перешли к ногам; затем дошла очередь до затылка, позвоночника и поясницы. Это упражнение, которое, по-видимому, должно бы было наверняка вывихнуть члены, совершалось удивительно естественно, не только без боли, но даже с некоторым чувством удовольствия. Мои суставы, с которыми никогда не случалось ничего подобного, держались так, будто до того постоянно подвергались подобной ломке. Мне казалось, что меня можно было согнуть как салфетку и положить между двумя полками шкафа, и это нисколько бы не причинило мне боли.

Окончив эту первую часть разглаживания членов, банные служители повернули меня, и в то время, как один вытягивал мне руки изо всей силы, другой плясал на моей спине, иногда скользя по ней ногами, с шумом хлопавшими об пол. Странно, что этот человек, который мог весить сто двадцать фунтов, на мне казался легким, как бабочка. Он снова влезал на спину, сходил с нее, потом опять влезал — и все это вызывало ощущение невероятного блаженства.
Я дышал, как никогда; мои мускулы нисколько не были утомлены, а напротив, приобрели или, по крайней мере, так казалось, что приобрели, гибкость; я готов был держать пари, что могу поднять распростертыми руками весь Кавказ. Далее банщики стали хлопать меня ладонью по пояснице, по плечам, по бекам, ляжкам и икрам. Я сделался похожим на инструмент, на котором они исполняли арию, и эта ария мне казалась гораздо приятнее всех арий «Вильгельма Телля» и «Роберта-Дьявола». К тому же она имела большее преимущество перед ариями из упомянутых мною двух почтенных опер: дело в том, что я никогда не мог спеть куплет «Мальбрука» без того, чтобы не сбиться десять раз с тону, между тем, в такт банной арии я качал головой и ни разу не сбивался. Я решительно был в состоянии человека, который грезит, хотя настолько уже пробудился, что знает, что он грезит, но, находя свой сон приятным, всячески старается полностью не пробуждаться.

На протяжении шести недель, проведенных в Тифлисе, я ходил в персидскую баню каждый третий день. Почему Париж, этот город чувственных наслаждений, не имеет подобных бань? Почему ни один делец не выпишет хотя бы двух банщиков из Тифлиса? Тут, конечно, и польза была бы, и барыши».
Александр Дюма «Кавказ», глава XLI «Бани»

Иллюстрированное приложение к газете «New York Tribune» от 17 декабря 1905 года вышло с фотографиями банного массажа Д. И. Ермакова в Тифлисских банях под заголовком: «В серных банях Тифлиса – с потрясающим массажем – ничего подобного в целом мире».

Русский военный писатель, член Русского географического общества генерал от инфантерии Мелентий Яковлевич Ольшевский:
«Тифлисские бани разнятся от наших русских устройством, одинаковой степенью температуры, во всякое время дня и года, и способом в них мытья. Банщики, преимущественно персиане, — не только с особенным искусством, умеющие обдавать вас мылом и тереть, но если желаете, то помнут ваши члены и прогуляются на корточках по разным направлениям вашего тела.

Бани для женского пола среднего грузинского сословия составляют высшее развлечение и удовольствие. Будучи стеснены строгими обычаями восточной семейной жизни, женщины изыскивают перед мужьями, родителями и родственниками разные средства, чтобы почаще бывать в бане, сговариваются с своими подругами и таким образом проводят и посвящают в них целые часы «лапаракам» или разговорам и пересудам. А грузинки способны поболтать и посплетничать не менее наших кумушек, что им более простительно, потому что они несравненно более испытывают стеснений и менее свободны в своих действиях и поступках, нежели наш прекрасный пол» [Ольшевский М.Я., 1894].

Описания тифлисских бань XIX века современниками столь красноречивы, что мы приводим их целиком, без редакции, чтобы читатель мог в полной мере ощутить уникальную атмосферу того времени. Русский офицер, разведчик и писатель Федор Федорович Торнау (1810 – 1890) так рассказывает о банях Тифлиса первой половины XIX века:
«К числу более осязательных и каждому душевному настроению доступных удовольствий принадлежали тифлисские бани, построенные на горячих серных источниках, по-грузински «типлис», давших начало названию города. Они занимали немаловажное место в быту туземного населения, посещавшего их не по одной надобности, но и в смысле приятного препровождения времени. Четыре бани, между которыми лучшею считалась баня, носившая название «архиерейской», потому что доходы с нее поступали в пользу тифлисского архиерея, никогда не оставались пустыми. Летом они посещались преимущественно от заката до восхода солнца. Поочередно две бани отводились для женщин, а две оставлялись в распоряжении мущин.
Наружным видом тифлисские бани мало отличались от других восточных купальных заведений, построенных на один общий образец. За длинным, темным входом просторная ротонда, получающая свет через окна, пробитые в куполе, посреди ротонды бассейн студеной воды с фонтаном, по сторонам глубокие ниши для раздевания, примыкающие к одной общей и к двум или трем отдельным купальням, в которых из стены бил горячий ключ. Широкие каменные скамьи, застланные циновками и тюфяками, были расположены в нишах для отдыха после бани.
В Турции мне случалось видеть публичные бани красивее и богаче, но что касается до искусства мыть, растирать и переминать суставы так приятно, что купающийся погружался в какое-то неопределимо-сладостное изнеможение, тифлисские банщики не находили равных себе. Лучшие из них набирались в Персии, откуда они охотно переходили в Грузию, дороже ценившую их талант.
Банщицы, носился слух, не уступали им в искусстве костомятной манипуляции и поэтому неудивительно, если тифлисские красавицы, не имея большого выбора в удовольствиях, любили нежиться в банях и проводить в них целые вечера в обществе своих приятельниц. При тогдашней строгости грузинских обычаев, мущине не позволялось даже близко подойти к бане, отданной в распоряжение женщин, и всякая попытка нарушить запрещение повлекла бы за собой весьма неприятные последствия для нескромного искателя приключений.
Но одна отдельная купальня не отнималась по четвергам у посетителей мужского пола, несмотря на присутствие женщин во всех прочих отделениях. К тому же ниша для раздевания, принадлежавшая к этой купальне, отделялась от ротонды, занятой женщинами, одною темно-зеленою саржевою занавесью. И странное дело: женщины, отнюдь не из категории легконравных, недоступно стыдливые во всякое другое время, на улице закутанные в чадру до бровей, нисколько не смущались, чуя за колеблющеюся занавесью нескромный глаз незнакомого пришельца, и мелькали по ротонде в том разоблаченном виде дианиных нимф, из-за которого Актеон так горько пострадал. А из молодых грузинок и армянок, могу поручиться, весьма немногие по наружности не годились прямо в свиту к целомудренной богине. Мало кому из русских был известен этот непонятный четверговый обычай, туземцы про него не рассказывали, и поэтому он укрывался от внимания большинства тифлисской публики. В другой женский день, в субботу или понедельник, не пропустили бы мущину через порог этой бани, а в четверг ничего не значило. «Такой закон», — объявлял смотритель бани; «такой закон», — утешали себя молодые купальщицы; и этим мудрым словом, решающим на Востоке каждый запутанный вопрос, устранялись все дальнейшие сомнения [Торнау Ф.Ф., 2002].

Слева: Тифлисские серные бани князей Орбелиани постройки 1840 года. Открытка начала XX века.
Справа: Александр Бажбеук-Меликян. Женская баня в Тифлисе.

Офицер и дипломат, барон Федора Федоровича Корфа (1803 – 1853):
«За рубль серебром отводят вам отдельную баню с принадлежащим к ней парельщиком. Чистота в этих заведениях замечательна. Горячая вода добывается из серного источника и не нуждается в искусственном нагревании. Обширная мраморная ванна так мне понравилась, что, не говоря ни слова, я быстро бросился в нее, но
еще скорее выскочил оттуда, испугавшись высокой температуры воды: мне показалось, что я сунулся в кипяток. Эта эволюция не понравилась парельщику, который повелительным знаком дал знать, что надобно без потери дорогого времени отправляться в ванну. Я, было, призадумался, но, видя, что он приближается ко мне, и, думая, что он хочет силою посадить меня, счел за лучшее сделать это по доброй воле и потихоньку начал спускаться в горячую воду.
На этот раз она показалась мне сноснее, и по мере того как тело свыкалось с нею, я почти сомневался в истине первого моего впечатления. Наконец дошло до того, что я с трудом мог расстаться с ванной: так было в ней приятно. Но мне опять показалось, что деспотический парельщик хочет употребить против меня материальную силу, рассчитывая, что я уже получил теплотвора на весь целковый. Вышед из ванны, я попался в руки этого палача, который принялся ворочать меня как бездыханный труп и тереть шерстяной рукавицей, слегка помоченной водою. По окончании этой церемонии, он отправил меня ненадолго в ванну, после чего начал намыливать посредством полотняного мешка, в который кладется кусок мыла. Это мыло сперва трут, смачивая водою; потом дунут в отверстие, сделанное в мешке, и мешок надувается как пузырь; из поров полотна выступает наружу легкая и белая пена, которая, как теплый снег, падает на тело и производит чрезвычайно приятное ощущение. После того, снова погружают вас в ванну, и тут уже начинается главная работа, полный курс банной гимнастики.
Парельщик, схватив свою жертву, обращается с вами совершенно как с неодушевленною вещью, ворочает во все стороны по своему произволу, вытягивает вам руки и ноги, ломает их в суставах, трет, жмет, колотит по спине, по груди, по бокам, заставляет принимать самые странные положения; шум и треск ужасный: кажется, не остается ни одной целой косточки, а между тем вы не только не почувствуете ни малейшей боли, но еще рады бы начать да-капо всю эту комедию. Статья бань доведена здесь до высочайшей степени совершенства.
Грузины утверждают, что даже сам султан турецкий завидует им в обладании такими искусными парельщиками и, если бы мог, охотно променял бы Стамбул на Тифлис. Как бы то ни было, тот, кто побывал в Тифлисе, долго будет вздыхать по этом азиатском наслаждении. [Корф Ф.Ф., 1838].

Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/lazy_mary/post404970342

Читайте также:  Баня эдем большая долина
Оцените статью
Про баню