О бане в литературе и искусстве

О бане в литературе и искусстве

Ба́ня (возможно, заимствование из лат. balneum или греч. βαλανέιον ) — помещение, оборудованное для мытья тела с одновременным действием воды и горячего воздуха (в турецких и римских банях) или пара (в русской бане). В Архангельской и Вологодской области слово «баня» произносится как «байна». Часто в это понятие вкладывается весь комплекс действий, осуществляемых человеком в бане или связанных с ней.

Содержание

История

У каждого народа имеются свои традиции в строительстве бань и в пользовании ими.

По описанию древнегреческого историка Геродота, бани скифских племён, живших на территории современной Украины, напоминали юрту. Связанные верхними концами наклонные жерди обтягивали шерстяным войлоком. Посередине ставили котёл с водой и в него бросали раскалённые камни.

Некоторые индейские племена Америки до наших дней пользуются баней, которая представляет собой конусообразный низкий шалаш, внутри которого земля углублена, а в середине имеется ямка для нагретых камней. Камни нагревают на костре, затем их сгребают в ямку в шалаше и брызгают на них водой. Такой способ получил широкое распространение среди туристов и людей, работающих в экспедициях (геологов, строителей и т. п.).

Считается, что комфортабельные бани строили в странах Древнего Востока — Индии, Китае, Египте. Учёные утверждают, что в Древней Греции врач Гиппократ половине больных прописывал банные процедуры. После завоеваний Александра Македонского в Древней Греции, а затем и в Древнем Риме распространились бани восточного типа с горячими полами.

Читайте также:  Как самому построит русскую баню

Русская баня

Традиционные русские бани (деревенские) делятся на:

  • Бани, отапливаемые «по-чёрному», имеют открытый очаг, который прогревает не только камни, но и стены бани. Дым от очага выходит через дверь или отдушину в потолке. Обычно в ней есть каменка из валунов-окатышей и котёл для горячей воды. Протапливается дровами, предпочтительно лиственных пород (например, берёзовыми). При неправильной топке баня «горчит». Древесина внутри бани сильно коптится, в результате стены бани — тёмного цвета, но это также служит целям дезинфекции помещения бани.
  • Бани, отапливаемые «по-белому» бывают различных конструкций. В такой бане обязательно имеется каменная, кирпичная или металлическая печь с баком для нагревания воды. Такая баня требует для натапливания больше дров, однако намного проще и приятнее в эксплуатации. Такую конструкцию имеют и современные индивидуальные бани.
  • Баня внутри русской печи. Печь протапливается, в чугунах нагревается вода. После топки с пода печи убирается зола и насыпается солома. Жар сгребается в угол печи. После этого можно мыться, забравшись в печь и даже осторожно париться веником, чтобы не натаскать на себя сажи.

Источник статьи: http://mediaknowledge.ru/3f016ecb06ab955a.html

О бане в литературе и искусстве

Тема бани и всего что с ней связано, получила широкое распространение в произведениях искусства.

«Добра та речь, где про баньку да печь».

В частности, тема бани в русских народных сказках нередко встречается мотив похода героя в баню, связанный, как правило, с его обессиливанием.

Наша банька всё отмоет,

Всё очистит, освежит.

Телу молодость откроет,

Ум и душу вдохновит!

Тема бани в произведениях литературы.

Ценителями бани были великие русские писатели. Современники А.С. Пушкина отмечали, что поэт очень любил русскую баню, а в Сандунах бывал неоднократно. Поэт любил и уважал баню с детства, и куда бы ни заносила его судьба, он стремился ознакомиться с банными обычаями. Великий русский писатель Л.Н. Толстой, как и Пушкин, был большим поклонником водных процедур, омовений, массажей и бани.

Как Вы думаете, мог ли человек, равнодушный к русской бане, так поэтично описать ее?

Александр Пушкин, отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»:

Но прежде юношу ведут
К великолепной русской бане.
Уж волны дымные текут
В ее серебряные чаны,
И брызжут хладные фонтаны;
Разостлан роскошью ковер;
На нем усталый хан ложится;
Прозрачный пар над ним клубится;

Зеленый веник, терпкий банный дух.
Поддать, еще! кричу я с верхней полки,
А в теле — раскаленные иголки,
И, жаркой не выдерживая порки,
Как черт от ладана бежит недуг.

В жизни, мирной или браной,
У любого рубежа,
Благодарны ласке банной
Наше тело и душа.

Не стремись прежде времени к душу,
Не равняй с очищеньем мытье.
Нужно выпороть веником душу,
Нужно выпарить смрад из нее.

Русская баня описана и у А.П. Чехова, чей небольшой рассказ «В бане» дает читателю возможность прикоснуться к традициям простого московского люда и к его любопытному поведению. Упоминали о бане В. Шукшин, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Белов, Б. Бедный, А. Фадеев, Г. Марков, А. Твардовский, В. Солоухин — всех трудно перечислить!

Описание бани в произведениях литературы — это банное действо, некое языческое волшебство, в конечном счете дающее мир и покой душе, трепетное ощущение каждой клеточки своего тела.

Источник статьи: http://www.finnspa365.eu/page_37/

Известные люди о русской бане

Какой же русский не любит баньку?

Большинство русских мыслителей, среди которых немало писателей, поэтов, государственных деятелей, политиков и полководцев очень любили русскую баню. Неизгладимое впечатление русская баня произвела также и на многочисленных иностранцев, побывавших на Руси. Сайт «Русская вера» публикует наиболее яркие и запоминающиеся высказывания о русской бане.

Историк Иван Егорович Забелин (1820–1908)

«Летописец Нестор писал, что русские любили париться в банях, относя это ко временам Апостольским».

«Несомненно, что Ибн–Даст слышал о наших северных банях, о которых, по летописному преданию, рассказывал в Риме еще св. апостол Андрей, обошедший вокруг Европейский материк известным Варяжским путем по востоку и по западу».

Полководец Александр Васильевич Суворов (1730–1800)

«Портки последние продай, но после бани выпей».

«На минеральные воды посылай здоровых богачей, прихрамывающих игроков, интриганов и всякую сволочь. Там пусть и купаются в грязи. А я истинно болен. И мне нужна — молитва, деревенская изба, баня, каша и квас».

Писатель Александр Трифонович Твардовский (1910–1971)

«В жизни, мирной или бранной,
У любого рубежа,
Благодарны ласке банной
Наше тело и душа
».

Российский поэт-сатирик Павел Васильевич Шумахер (1817–1891)

«Лишенный сладостных мечтаний,
В бессильной злобе и тоске,
Пошел я в Волковские бани
Распарить кости на полке.
И что ж? О радость! О приятство!
Я свой заветный идеал —
Свободу, равенство и братство —
В торговых банях отыскал
».

Писатель и журналист В.А. Гиляровский (1855–1935) в своей знаменитой книге «Москва и москвичи»:

«Москва без бань не Москва. Единственное место, которого ни один москвич не миновал — это баня. Причем все они имели постоянное население, свое собственное, сознававшее себя настоящими москвичами».

В роскошных Сандуновских банях, отмечает исследователь, перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне блистательной Зинаиды Волконской и в престижном Английском клубе. Ведя рассказ о банях, писатель приводит слова старого актера Ивана Григоровского: «И Пушкина видел… любил жарко париться».

В.А. Гиляровский так описывает процедуру пребывания Пушкина в бане: «Поэт, молодой, сильный, крепкий, «выпарившись на полке ветвями молодых берез», бросался в ванну со льдом, а потом опять на полок, где снова «прозрачный пар над ним клубится», а там «в одежде неги» отдыхает в богатой «раздевалке», отделанной строителем екатерининских дворцов, где «брызжут хладные фонтаны» и «разостлан роскошный ковер…».

«Единственное место, которое ни один москвич не миновал, — это БАНЯ». «Москва без бань — не Москва».

«Бани в Москве, как правило, строились у реки, чтобы быстро окунуться в воду, а потом вернуться в жаркую парилку. Зимой же для этого специально делали проруби».

Русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766–1826)

«Дмитрий Самозванец никогда не ходил в баню: жители московские заключили из этого, что он не русский».

«Слово баня и в нашем новом Завете употребляется в смысле крещения».

Оперный певец Фёдор Иванович Шаляпин (1873–1938)

«Любил я с отцом ходить в баню… Там мылись и парились мы часами; до устали, до изнеможения. А потом, когда ушел я из дому, помню: в какой бы город я ни приезжал, первым долгом, если хоть один пятак был у меня в кармане, шел я в баню и там без конца мылся, намыливался, обливался, парился, шпарился — и опять все сначала».

«Милая наша Москва! Несравненная! Наше хорошее ни с чем сравнить нельзя… Утомительно, тяжко, и чувствую себя как бы на каторжных работах… О веселых днях не приходится думать, единственное развлечение — турецкая баня, конечно, не наша родная. Я особенно отчетливо вспоминаю, как мылись в Сандунах и как ели стерляжью уху, помнишь?»

Испанский врач Антонио Нуньес Риберо Санчес (1699–1783), который долгое время работал лекарем при дворе императрицы Елизаветы Петровны, издал в Европе книгу «Уважительные сочинения о русских банях», где пишет:

«Искреннее желание мое простирается только до показания превосходства Бань Российских перед бывшими издревле у греков и римлян и пред находящимися ныне во употреблении у турков, как для сохранения здоровья, так и для излечения многих болезней».

«Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага…»

Историк Леонид Васильевич Милов (1929–2007)

«Старательная крестьянская женка детей своих каждую неделю мыла раза по два и по три, белье каждую неделю на них переменяла, а подушки и перины часть проветривала на воздухе, выколачивала. Для всей семьи обязательна была еженедельная баня».

Профессор кафедры лечебной физкультуры и реабилитации Анатолий Андреевич Бирюков (1930)

«В начале XVIII века стояли возле Кузнецкого ряда … у реки Неглинной, деревянные бани. Мылся в них торговый люд — кузнецы, грузчики, возчики. А на другой стороне Неглинной, неподалеку от Охотного ряда, топились бани Авдотьи Ламакиной. Каждый посетитель бани сам доставлял себе воду для мытья, черпая ее из Неглинной при помощи журавля».

В.П. Рассохин. Бани на Неглинной

Камер-юнкер Фридрих Берхольц (начало XVIII) в своих записках о России пишет:

«Здесь почти при каждом доме есть баня, потому что большая часть русских прибегает к ней, по крайней мере, раз, если не два, в неделю…»

Писатель Алексей Николаевич Толстой (1882–1945)

«Без Петербурга да без бани нам как телу без души».

Французский писатель и путешественник Теофиль Готье (1811–1872) в своей книге «Путешествие по России», говоря о русской бане, отмечал, что «под своей рубахой русский мужик чист телом».

Курляндский торговец Яков Рейтенфельс (XVII в.), живший в Москве в 1670–1673 годах, отмечает в записках о России:

«Русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».

Немецкий путешественник Айраман (XVIII в.) пишет:

«О банях московитов или их привычках мыться я хочу вкратце вспомнить, потому что у нас неизвестно… В общем, ни в одной стране не найдешь, чтобы так ценили мытье, как в этой Москве. Женщины находят в этом высшее свое удовольствие».

Источник статьи: http://ruvera.ru/vyskazyvaniya_o_bane

Исследовательская работа С лёгким паром!

МОУ «Большешигаевская основная общеобразовательная школа»

Автор: Васильева Наталья,

МОУ «Большешигаевская ООШ»

Мариинско-Посадского района ЧР

учитель начальных классов

д. Большое Шигаево – 2010 г.

Проблема: Почему люди любят баню?

Цель: Еженедельно посещать баню с веником.

1. Узнать из литературы и сети Интернет, историю возникновения бань и их типы.

2. Выяснить, зачем в бане веник?

3. Изучить чувашские бани и бани наших предков.

4. Изложить, что значит баня для моей семьи?

5. Выявить у жителей деревни, какие у них бани и какие веники они предпочитают.

6. Найти в литературе и искусстве произведения по данной теме.

Гипотеза: Если топить баню «по-чёрному», то выйдешь из бани грязным?

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ БАНИ

«С лёгким паром!» – так говорим мы тем людям, которые только что попарились или помылись в бане, т. е. желаем добра и здоровья.

Ба́ня (возможно, заимствование из лат. balneum или греч. βαλανέιον — «прогнать боль») — помещение, для мытья тела с одновременным действием воды и горячего воздуха или пара.

История бани своими корнями уходит в глубокую древность. Так, египтяне уже около 6 тыс. лет тому назад пользовались банями. Египетские жрецы в течение суток обмывались четыре раза: два раза днем и два раза ночью. Поскольку всюду имелись прекрасно устроенные бани, доступные каждому. Любовь к бане и массажу, умеренность в еде позволяли египтянам поддерживать стройность фигуры и помогали успешно бороться с преждевременной старостью. Египетские врачи того времени считались лучшими в мире, а их искусство в лечении разных болезней почти не обходилось без водных процедур, то есть без бани.

За 1,5 тыс. лет до нашей эры баня широко использовалась с гигиенической и лечебной целью в Индии.

В Древней Греции бани появились сначала у спартанцев. Представляли они собой круглое помещение с каменным открытым очагом в центре.

Особой любовью и популярностью пользовалась баня у древних римлян. Здесь буквально существовал культ бани. Даже здороваясь при встрече, римляне вместо приветствия спрашивали: «Как потеешь?» Римляне просто не представляли себе жизни без бани. «Баня, любовь и радость—до старости мы вместе»,— такая надпись сохранилась до наших дней на стене одной древней постройки. В бане римляне не только мылись, но вели беседы, рисовали, читали стихи, пели, устраивали пиршества. При банях имелись комнаты для массажа, площадки для физических упражнений и спортивных состязаний, библиотеки. Богатые римляне посещали баню два раза в день. Любопытно отметить, что помещения для потения разогревались так же, как в современных русских банях и финских саунах: в углу печь-жаровня, на бронзовой решетке — камни над раскаленными углями. Имелись также помещения с сухим и влажным паром. В Древнем Риме ценили бани и как средство от многих болезней.

Парная баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня) была известна у славян уже в V—VI вв. Баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ.

О русских банях писали многие иностранные путешественники.

Олеарий немецкий ученый писал, что русские крепко держатся обычая мыться в бане. «Русские могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными, обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню».

Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. В 1649 г. был издан Указ, где говорилось «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями.

Наши предки любили повторять:

«Где тепло, там и добро».

Бани можно разделить на 3 основных типа, в зависимости от температуры и влажности воздуха в:

1)бани суховоздушные (городская общественная баня-каменка, русская, финская сауна) с температурой воздуха от 60 до 120 градусов и влажностью воздуха от 5 до 25 процентов;
2)бани сырые (парная, русская, финская, восточная), температура в которых колеблется

от 50 до 70 градусов, а влажность от 80 до 100 процентов;

3)водяные, или японские бани.

Русская баня. Русская баня имеет две разновидности: с топкой “по-черному” и “по белому”. Топка “по-чёрному” самая древняя. Печь топят без дымовой трубы, дым выходит через открытое окно парильни. Когда каменка хорошо разогрета, топку прекращают, баню проветривают, стены окатывают водой, затем закрывают окна и двери и поддают воду в каменку для образования пара.

Баня с топкой “по белому” распространена по всей территории нашей страны. В ней дым из каменки отводится через трубу, благодаря чему атмосфера в парильне не загрязняется, проветривания парильни и обмывки стен не требуется. Такая баня более гигиенична и современна.

У русской бани есть еще одна разновидность. В русской печи после выпечки хлеба выгребают золу, настилают доски и забираются внутрь, куда заранее помещены ведерко с водой и веник. При увлажнении горячих стенок печи водой образуется пар.

Зачем в бане веник?

В БАНЕ ВЕНИК ДОРОЖЕ ДЕНЕГ

Смысл парки с веником не в том, чтобы отстегать друг друга, что есть силы.

Веник — это не орудие для пыток. Им нагнетают жар, массируют кожу.

Многие предпочитают берёзовые веники. Они оказывает успокаивающее действие, улучшает настроение. И после такой бани очень легко дышится! Но есть любители дубовых, липовых, ольховых, хвойных и даже крапивных веников.

Веник можно сделать из веток практически всех деревьев и кустарников, которые достаточно гибки, не имеют колючек и не выделяют липкие или вредные вещества.

Неплохой веник получается из клена, ореха, ясеня, вяза. Очень приятен веник из молодых побегов вишни, срезанных в начале лета. Такой веник мягок, имеет хороший вишневый аромат. В веники можно добавлять пучки лечебных или ароматных трав.

Если веник свежий, им парятся сразу, не запаривая, так как иначе он раскиснет.

Сухой веник следует сначала опустить на 10—20 мин в холодную, а затем на 1—3 мин в горячую воду.

Лучше париться вдвоем, тому, кого “обрабатывают” веником, следует находиться в положении лежа. Веник надо держать руками в рукавицах, иначе ладони быстро покрываются водяными мозолями.

Париться веником может не каждый. Это целое искусство. Есть несколько «золотых» правил, которые нужно соблюдать обязательно

1. Веник должен быть влажным. Его нужно периодически смачивать в теплой воде.
2. Движения банщика должны быть мягкими, веником надо лишь слегка касаться тела.
3. Если в парной очень жарко (более 60º С), махайте веником осторожнее. Пар может сильно обжечь кожу.

Из опроса сельчан из 100 человек 79 предпочитают берёзовые, 15 – дубовые, 3- сосновые и 5 – смешанные.

Необходимым подсобным помещением чувашского дома является бревенчатая баня, где домашние хотя бы один раз в неделю парятся и моются теплой водой. Чуваши топили бани «по-чёрному». Бани «по белому» заимствованы от русских в 19 веке. Однако чуваши долгое время предпочитали с топкой «по — черному», где печки не имели труб. Дым удалялся через дверь. Бытовало мнение, что такие бани жарче.
Однако нужно быть очень осторожным, чтобы выходящий из печи-каменки угарный газ не повредил человеку. Чтобы этого не случилось, вошедший в баню, чуваш несколько раз выплескивает воду черпаком на раскалённые камни печи и произносит следующее:

Йỹççи тула,
Тутли шала,
аллă арçынна,
хĕрĕх хĕрарăма.

Горечи — наружу,
Сладости — вовнутрь,
На пятьдесят мужчин,
На сорок женщин.

После этого угар из бани улетучивается, и она так сильно нагревается, что тепла хватает многим людям.

Ăшши шала, йуççи тула.
Сĕт пек шурă пул,
Хăмла пек çӳллĕ пул,
Пĕлĕт пек таса пул,
Лаша пек вăйлă пул.

В нашей деревне в основном бани топятся по белому.

У чувашей есть традиция мыться в бане до Троицы и ополаскивать себя отваром из 77 трав.

Хĕвел тухнă-тухманах
Тĕтĕм кайрĕ ял çинче.
Куçне уçнă-уçманах
Чăваш ларать мунчинче.
Çимĕк кунĕ йăлипе
Çынсем мунча кĕреççĕ,
Çимĕк курăкĕпеле
Çан-çурăмне хĕртеççĕ.
(Ват аттесем, аннесем

Çапла хушса хăварнă.)
Çапла паян чăвашсем
Мунча кĕрсе тасалнă.

Çĕнĕ кĕпе-йĕмпеле
Тухрĕç вĕсем урама,
Тухрĕç вĕсем ерипе,
Утрĕç ирех туй курма.

В старину чуваши ставили бани на склонах оврагов. Бани частично вкапывались в склон и выступали полностью только две стены — боковая с маленьким окном и задняя с дверью. Покрывались бани корьем или соломой, покрывающий материал просто клали на накат потолка, на который насыпали большое количество земли. Поэтому крыша похожа на форму низкого купола с нечеткими очертаниями.

В нашей деревне до 1980 года была такая баня у семьи Чалковых, которые живут по улице Абрамова. А со слов жительницы , когда она была маленькой 7-8 лет, по улице Школьная, тогда она называлась (Хыçалти урам), тоже была баня, вкопанная в землю. Там мылась семья Соловьевых.

Что значит баня для моей семьи?

Наша баня построена 2005 году. В каждую субботу, несмотря на погоду, папа топит баню. Она топится «по белому», из предбанника. Предбанник у нас тёплый. Там есть скамеечки и диванчик. Первым в баню идёт папа с братом. Они запаривают веники. Папа кладёт на горячие камни лук, для меня. Они моются по два часа. Вторыми идем мы с мамой. Когда заходишь в баню, стоит приятный запах лука. А какой он вкусный! Попробуйте и вы, вам очень понравиться. Когда меня парит мама, говорит такие слова: «Лапки-лапки, лапка айне, ырлăх-сывлăх сан çине». Мне нравиться париться, мягкие листочки берёзового веника придают мне силы и настроение. Когда мы выходим в предбанник, пьем липовый чай и беседуем. После бани мы такие красные, чистые и немного приятно уставшие.

Мы опросили сельчан, пьют ли они чай или отвар в бане, у нас получились такие результаты.

Мы были удивлены, что слово баня имеет и другое значение. Она в некоторых странах является названием населённого пункта:

      в Болгарии:
        Баня — село в Благоевградской области; Баня — село в Бургасской области; Баня — село в Пазарджикской области; Баня — город в Пловдивской области; Баня — село в Сливенской области;

      в Республике Македония:

        Баня — село в общине Чешиново-Облешево;

      в Сербии:

        Баня — село в общине Аранджеловац; Баня — село в общине Нови-Пазар; Баня — село в общине Прибой;

      В Словакии: Баня — деревня в районе Страпков.

О бане — в литературе и искусстве.

Самуил Маршак

Песня про баню.

(Из латышской народной поэзии)

Тому, кто строил баню,

Кто печку топит в бане

И греет воду в чане!

Еще тому спасибо,

Кто поддает нам жару,

Кто поддает нам жару

И не жалеет пару!

Тому, кто сделал шайки,

Гладко выстругал полок,

Вправил в печку котелок,

Кто дровишек нам припас,

Вяжет веники для нас!

Пословицы и поговорки.

В бане парок и ладит, и гладит.

Душистый пар не только тело, но и душу лечит.

Жаркий пар любой недуг исцелит.

Поддай парок да лезь на полок.

В бане мыться, заново родиться;

Баня — мать вторая: кости распарит, всё дело поправит.

Баня — мать вторая или мать родная.

Баня парит, баня правит.

Добрая та речь, что в бане есть печь.

Коли б не баня, все бы мы пропали.

Помни день субботний: иди в баню.

С гуся вода, с тебя худоба.

И в бане болячка садится.

Веник в бане всем начальник.

Баня без веника — что клумба без цветов.

Без веника баня не парит, а пар не жарит.

Дам баню, что до новых веников не забудешь.

Вот тебе баня ледяная, веники водяные, парься – не ожгись, поддавай — не опались, с полка не свались.

Хорошая баня, лучше сытного обеда.

Помылся в бане — как сто пудов с себя снял.

Баня без пара, что щи без навара.

Баня любую болезнь из тела гонит.

Который день паришься, тот день не старишься.

Баня в чувашской деревне. 1911 г.

Баня возникла в глубокой древности. А строительство бани являлось особым действием. Наши предки считали, что кроме очищения тела, баня представляла собой уникальное сочетание четырех природных стихий: воды, огня, земли (камней) и воздуха (пара). При посещении бани человек как бы присваивал себе силу и мощь этих стихий и рождался заново. Современные люди мало верят в силу природных стихий, однако каждый, кто хоть раз в жизни посещал баню, ощущал после неё прилив энергии, хорошее настроение, а, следовательно, хорошее самочувствие.

Мы узнали, что в бане веник, дороже денег. Он придает человеку успокаивающее действие. Им нагнетают жар, массируют кожу. Изучили чувашские бани и их традиции. Баню боготворили художники и писатели. Были удивлены, когда узнали, что есть и второе значение бани, это населенные пункты в Болгарии, Македонии, Словакии, Сербии.

Выводы: В результате выполнения исследовательской работы мы убедились, что наша гипотеза «Если топить баню «по-чёрному», то выйдешь из бани грязным» не верна, потому что после топки баню проветривают, стены окатывают водой, затем закрывают окна и двери, поддают воду в каменку для образования пара… и можно мыться. Отметим, что тот, кто понимает, толк в парной бане, ходит в баню не столько, чтобы помыться, сколько погреться и пропотеть. С лёгким паром!

1. Чуваши. Этнографическое исследование.- Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1956.

2. , Истории обыкновенных вещей. – М.: Педагогика — Пресс, 1992.

3. Я познаю мир. Культура. . – М.: ООО»Фирма «Издательство АСТ», 1999.

Источник статьи: http://pandia.ru/text/77/22/52124.php

Оцените статью
Про баню