О русской бане душевно

Известные люди о русской бане

Большинство русских мыслителей, среди которых немало писателей, поэтов, государственных деятелей, политиков и полководцев очень любили русскую баню. Неизгладимое впечатление русская баня произвела также и на многочисленных иностранцев, побывавших на Руси. Сайт «Ру сская вер а» публикует наиболее яркие и запоминающиеся высказывания о русской бане.

Историк Иван Егорович Забелин (1820-1908):

« Летописец Нестор писал, что русские любили париться в банях, относя это ко временам Апостольским ».

« Несомненно, что Ибн–Даст слышал о наших северных банях, о которых, по летописному преданию, рассказывал в Риме еще св. апостол Андрей, обошедший вокруг Европейский материк известным Варяжским путем по востоку и по западу ».

Полководец Александр Васильевич Суворов (1730-1800):

« Портки последние продай, но после бани выпей ».

« На минеральные воды посылай здоровых богачей, прихрамывающих игроков, интриганов и всякую сволочь. Там пусть и купаются в грязи. А я истинно болен. И мне нужна — молитва, деревенская изба, баня, каша и квас ».

Писатель Александр Трифонович Твардовский (1910-1971):

« В жизни, мирной или бранной,
У любого рубежа,
Благодарны ласке банной
Наше тело и душа ».

Российский поэт-сатирик Павел Васильевич Шумахер (1817-1891):

« Лишенный сладостных мечтаний,
В бессильной злобе и тоске,
Пошел я в Волковские бани
Распарить кости на полке.
И что ж? О радость! О приятство!
Я свой заветный идеал —
Свободу, равенство и братство —
В торговых банях отыскал ».

Писатель и журналист В. А. Гиляровский (1855-1935) в своей знаменитой книге «Москва и москвичи»:

« Москва без бань не Москва. Единственное место, которого ни один москвич не миновал — это баня. Причем все они имели постоянное население, свое собственное, сознававшее себя настоящими москвичами ».

В роскошных Сандуновских банях, отмечает исследователь, перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне блистательной Зинаиды Волконской и в престижном Английском клубе. Ведя рассказ о банях, писатель приводит слова старого актера Ивана Григоровского: « И Пушкина видел. любил жарко париться ».

В. А. Гиляровский так описывает процедуру пребывания Пушкина в бане: « Поэт, молодой, сильный, крепкий, «выпарившись на полке ветвями молодых берез», бросался в ванну со льдом, а потом опять на полок, где снова «прозрачный пар над ним клубится», а там «в одежде неги» отдыхает в богатой «раздевалке», отделанной строителем екатерининских дворцов, где «брызжут хладные фонтаны» и «разостлан роскошный ковер. ».

« Единственное место, которое ни один москвич не миновал, — это БАНЯ ». « Москва без бань — не Москва ».

« Бани в Москве, как правило, строились у реки, чтобы быстро окунуться в воду, а потом вернуться в жаркую парилку. Зимой же для этого специально делали проруби ».

Русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826):

« Дмитрий Самозванец никогда не ходил в баню: жители московские заключили из этого, что он не русский ».

« Слово баня и в нашем новом Завете употребляется в смысле крещения ».

Оперный певец Павел Иванович Шаляпин (1873-1938):

« Любил я с отцом ходить в баню. Там мылись и парились мы часами; до устали, до изнеможения. А потом, когда ушел я из дому, помню: в какой бы город я ни приезжал, первым долгом, если хоть один пятак был у меня в кармане, шел я в баню и там без конца мылся, намыливался, обливался, парился, шпарился — и опять все сначала ».

« Милая наша Москва! Несравненная. Наше хорошее ни с чем сравнить нельзя. Утомительно, тяжко, и чувствую себя как бы на каторжных работах. О веселых днях не приходится думать, единственное развлечение — турецкая баня, конечно, не наша родная. Я особенно отчетливо вспоминаю, как мылись в Сандунах и как ели стерляжью уху, помнишь? »

Испанский врач Антонио Нуньес Риберо Санчес (1699-1783) , который долгое время работал лекарем при дворе императрицы Елизаветы Петровны, издал в Европе книгу « Уважительные сочинения о русских банях », где пишет:

« Искреннее желание мое простирается только до показания превосходства Бань Российских перед бывшими издревле у греков и римлян и пред находящимися ныне во употреблении у турков, как для сохранения здоровья, так и для излечения многих болезней ».

« Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. »

Историк Леонид Васильевич Милов (1929-2007):

« Старательная крестьянская женка детей своих каждую неделю мыла раза по два и по три, белье каждую неделю на них переменяла, а подушки и перины часть проветривала на воздухе, выколачивала. Для всей семьи обязательна была еженедельная баня ».

Профессор кафедры лечебной физкультуры и реабилитации Анатолий Андреевич Бирюков (1930):

« В начале XVIII века стояли возле Кузнецкого ряда . у реки Неглинной, деревянные бани. Мылся в них торговый люд — кузнецы, грузчики, возчики. А на другой стороне Неглинной, неподалеку от Охотного ряда, топились бани Авдотьи Ламакиной. Каждый посетитель бани сам доставлял себе воду для мытья, черпая ее из Неглинной при помощи журавля ».

Камер-юнкер Фридрих Берхольц (начало XVIII) в своих записках о России пишет:

« Здесь почти при каждом доме есть баня, потому что большая часть русских прибегает к ней, по крайней мере, раз, если не два, в неделю. »

Писатель Алексей Николаевич Толстой (1882-1945):

« Без Петербурга да без бани нам как телу без души ».

Французский писатель и путешественник Теофиль Готье (1811-1872) в своей книге « Путешествие по России », говоря о русской бане, отмечал, что « под своей рубахой русский мужик чист телом ».

Курляндский торговец Яков Рейтенфельс (XVII в.), живший в Москве в 1670-1673 годах, отмечает в записках о России:

« Русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом ».

Немецкий путешественник Айраман (XVIII в.) пишет:

« О банях московитов или их привычках мыться я хочу вкратце вспомнить, потому что у нас неизвестно. В общем, ни в одной стране не найдешь, чтобы так ценили мытье, как в этой Москве. Женщины находят в этом высшее свое удовольствие ».

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5a83f502a936f40faeaa141e/izvestnye-liudi-o-russkoi-bane-5a8c3369830905f3cb9207f6

Заново родился! — Посвящается бане

«В бане помылся – что заново родился!»

Я на каменку плесну,
В пар я тело окуну.
Буду веничком хлестать!
Мантру громко повторять:
«Если хочешь чистым стать —
Должен бане доверять!»

Эх, налажу организм!
Телом чист и Духом чист!
Жарко гладит дуба лист.
Баня – сказка! Баня – жизнь!

Бане славу пропою.
Я здоров и я парю –
Я парю от пара,
Я пою от жара,
Веника удара —
Тело – ввысь – Икаром.

Ух, отлажу организм!
Телом чист и в мыслях чист!
Жаркий пар поёт, речист.
Баня – Чудо! Баня – жизнь!

Кто изведал этот Дух,
Тот к болезням будет глух.
Будет мыться в бане –
Не в квартирной ванне!
С веником в нирване
Мир счастливым станет!

Ох, приглажу организм
Паром, веником, — держись!
Ароматный Дух повис!
Веник – птицей – вверх и вниз!
Баня ладит мою жизнь!

Я на каменку плесну,
В пар я тело окуну.
Басурманам не понять,
Как нам паром Дух поднять.
Должен бане доверять,
Чтоб родиться
Здесь
Опять!

P.S. «ДОБРА ТА РЕЧЬ, ГДЕ ПРО БАНЬКУ ДА ПЕЧЬ!

Помните: «здесь русский дух, здесь Русью пахнет»? «Дух» этот не что иное, как способность к сохранению и быстрому восстановлению здоровья у русского народа, закалённость и устойчивость к заболеваниям. Испокон веков иноземцы, описывая в своих путешествиях по нашим землям, удивлялись и изумлялись нашим банным обычаям. Жар парилки, душистый пар, нещадное хлестанье вениками и прыжки в ледяную прорубь или сугробы снега приводили их в ужас и восторг!

Официальная история считает временем появления у восточных славян парных бань V в. н.э. «В их стране холод до того силён, что они выкапывают себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В этот погреб приходит человек с семьёй и приносит дрова и камни. Затем разводит огонь и раскаляет камень на огне докрасна. Когда камень раскалится сильно, его обливают водой, так что распространяется пар, и нагревается жильё до того, что снимают одежду. И в таком жилье остаются они до весны…» (Ибн Русте, Книга дорогих ценностей, 1.4.1.3).

Любовь к бане у русского человека прослеживается на протяжении столетий. Ни у одного народа нет такого количества пословиц и поговорок о бане, такого богатейшего банного фольклора. Банная процедура – это некое священнодействие, магический ритуал. Опытные парильщики надевают шапки и рукавицы для защиты от сильного жара в парной, готовят особые травяные настои по известным им одним рецептам, устилают пол сеном, развешивают ароматные пучки трав по стенам, натирают тело парящегося мёдом или солью с редькой, целебными маслами и всевозможными растираниями. Как дирижёр оркестра парильщик ведёт действо от этапа к этапу, наддавая пар в парной кипятком с квасом, хреном, горчицей, травяными отварами и настойками. («Поддай парок да лезь на полок!»). Установив загодя около бани большие кадки со снегом или ледяной крошкой, раскалённые обнажённые тела парящихся со смехом и уханьем погружаются в сугроб или прорубь.

Пожарче натопить баню, взобраться на полок, попариться и хорошенько пропотеть – приём настолько укоренившийся, что является более предпочтительным в народе, чем всякое другое лекарство. И в самом деле, нет такого внутреннего органа или системы в человеке, на которые бане не оказывала бы благотворного влияния («На пару да баньке сорок болезней выходит»). Укрепляется нервная система, нормализуются обменные процессы, улучшается состояние позвоночника и суставов, повышается интенсивность работы почек, регулируется кровяное давление, улучшается тонус кровяных сосудов, активизируется деятельность эндокринной системы и половых органов, происходит ингаляция, через усиленное потоотделение организм очищается от шлаков. Простуда, застой крови, горячка, ломота, ушибы и запойное пьянство одинаково требуют бани. Бани улучшают функции сальных и потовых желез, делают эластичной, упругой кожу.

Русская баня – это совмещение несовместимых начал восточной Аюрведы: огня, воды, камня, дерева, воздуха. Парадоксальное сочетание обжигающего жара, нещадного массажа и ледяного душа (могучих раздражителей капилляров) — блестящая идея стимуляции естественных защитных и целительных механизмов человека. Баланс первоэлементов является одним из краеугольных камней философии. Если эти элементы находятся в равновесии, то существует всеобщая гармония. Этот баланс поддерживает нормальную жизнедеятельность человека, дисбаланс же приводит к болезням. Вот и сердце любой бани, её каменка, осмысливается в качестве жилища банного духа, является неким животворящим комплексом, где из огня, воды, дерева, камня, воздуха происходит творение жизни и судьбы человека. Силы названных стихий, взаимодействуя друг с другом, создают в парной гармоничную, уравновешенную среду, называемую Ладом. Организм человека налаживается, очищаясь и восстанавливаясь.

Как говорят в народе: «Душистый пар не только тело, но и душу лечит». Баня – это не только чистота. Это и гармонизация самих себя, и оздоровление, и профилактика болезней, и терапия, и массаж, и прогрев. «На щеках горит румянец, синь в глазах, в крови пожар!» — недаром так говорят о человеке, буквально помолодевшем после бани. Везде и всегда телесная чистота была способом гармонизировать своё бытие, стать угоднее Богам, приблизиться к совершенству. Гармония души и стремление к божественному не мыслились без гармонии тела и без движения к собственному совершенству. Омовение связывалось с ритуальной, религиозной чистотой. Если ты чист телесно, то, значит, чист мыслями, намерениями и душой. Главная цель парилки в бане – не очищение тела, а расслабление и тела, и души человека, его возрождение. Ключевое слово здесь – «возрождение». Именно это и происходит в душе человека после горячей парилки и освежающего купания. Баня предлагает спокойные эмоциональные впечатления на всех уровнях бытия. Баня расслабляет, восстанавливает душевное спокойствие. После бани некуда спешить. Мысли и настроение поднимается выше повседневных дел и забот. Тело становится гибким, мышцы мягкими, всё существо лёгким. («В бане помылся – что заново родился!»).

Из века в век бани приготовляются накануне больших праздников: в случае родин, перед именинами и венцом, с дороги и в путь, не говоря уж о еженедельных субботних банях. Здесь властвует Круговорот, стирающий грань между жизнью и смертью, бытиём и небытиём, Явью и Навью. Традиционно в крестьянском обиходе баня – место иномирное, нечистое, опасное (здесь сказываются и некоторая отдалённость её от дома, у христиан – отсутствие в помещении бани икон, смываемая в бане грязь и т.п.). В то же время «переходное» , очищающее пространство бани необходимо: в ней как бы «смывается» прошедшая жизнь, пыль, грязь, грехи и происходит своеобразное возрождение человека к новой, чистой жизни.

Русская баня неразрывно связана с массой религиозных и земледельческих обрядов. Служила она в основном для обрядов очищения. Сюда ходили очищать не только тело, но, прежде всего, душу во все переломные моменты человеческой жизни от рождения до омывания покойника. Ритуальность посещения бани проявляется в обязательности омовения в определённых ситуациях: в начале века мылись обязательно перед праздниками, перед севом (было принято выезжать для мытья в бане к Перунову (в эпоху двоеверия – Ильину) дню независимо от этапа работы), мыться не только еженедельно по субботам, но и «в дорогу», и «с дороги», и по завершении больших работ. Считается, что вымыться необходимо успеть «до коров», то есть до прихода стада в деревню, до заката».

Источник статьи: http://stihi.ru/2016/09/21/5312

«Многие крестьянки не являясь красивыми, весьма привлекательны из-за бани» (русские глазами немца и англичанина)

На своем канале я очень часто показываю фотографии русских крестьянок, живших во времена Российской империи.

Фотография изобретена не так давно, а деревню и вовсе стали снимать не сразу, а только в последней трети 19 века, однако фотографий простых людей даже за этот короткий период сохранилось немало.

Особенно хорошо, что снимали жителей наших деревень не только русские, но и иностранные фотографы. Это заметно увеличивает число уникальных старинных фотографий.

Здесь я покажу кадры, сделанные иностранцами. Правда, не все они снимали во времена Российской империи. Один фотограф — англичанин, фотографировал в 1913 году.

А вот второй, немец — в 1942 — 1943 годах.

Но, несмотря на такой разрыв во времени, я опубликую обоих, потому что на внешность людей и на их лица, прошедшее время вряд ли успело сильно повлиять.

Что особенно ценно — сохранились не только фото, но и личные записи фотографов, с впечатлениями о России и русских. И во многом — конкретно о русских женщинах.

Например, Уильям Барнс Стивини в своей книге «Увиденное в России» от 1913 года писал:

«Многие русские крестьянки, если не поистине красивы, то крайне миловидны. Благодаря постоянному использованию бани (горячей паровой ванны) они очень опрятны и обладают нежной, белой кожей».

Вероятно, отсутствие «истинной красоты» фотограф обосновывал тяжелыми условиями их жизни (истину я ставлю в кавычки, потому что красота — субъективна, и истины в этом вопросе существовать не может).

Как правило, русские бабы (то есть крестьянские женщины) имеют очень большие семьи, в среднем от 4 до 12 детей, но около половины детей обычно умирает из-за тяжелых климатических условий и других причин, поэтому увеличение численности населения не столь велико, как могло быть при более благоприятных обстоятельствах.

В некоторых деревнях, где земля очень неплодородна, и мужчины не могут обеспечить жизнь своих семей за счет своих ферм или участков земли, женщины выполняют практически все сельскохозяйственные работы.

Доля русской крестьянской женщины часто очень тяжела из-за вынужденного пребывания мужчин в городах, она должна не только заботиться о своих многочисленных отпрысках, но и заниматься сельскохозяйственными работами, а также посещать деревенские сходки.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/sevprostor/mnogie-krestianki-ne-iavliaias-krasivymi-vesma-privlekatelny-izza-bani-russkie-glazami-nemca-i-anglichanina-5fbb8dc9572b86257558061f

Читайте также:  Что значит послать в баню
Оцените статью
Про баню