Павильон холодная баня в павловске

Виртуальные нимфы поселились в «Холодной ванне» в Павловске

Там, где некогда омывалась императрица Мария Федоровна, теперь плещутся мультимедийные купальщицы художника Александра Райхштейна — смелое для российского музея решение

Видеоинсталляция Александра Райхштейна в отреставрированном павильоне «Холодная ванна» в Павловске. Фото: ГМЗ «Павловск»

В Государственном музее-заповеднике «Павловск» после реставрации открылся павильон «Холодная ванна», который был недоступен для публики почти 45 лет. Павловцы решили напомнить о первоначальном назначении здания и вместе с художником Александром Райхштейном, который постоянно сотрудничает с музеями разных стран, создали экспозицию «À propos de l’eau, или О воде, чистоте и прекрасных дамах…».

Павильон «Холодная ванна» был построен в 1799 году по проекту Чарльза Камерона и предназначался для летних купаний. Архитектура классицизма не предполагала никаких излишеств — гладкие оштукатуренные стены были выкрашены желтой известковой краской. Внутри здания находятся два небольших помещения: туалетная площадью 25 кв. м и купольный зал площадью 41 кв. м в виде ротонды с бассейном.

Отреставрированный павильон «Холодная ванна» в Павловске. Фото: ГМЗ «Павловск»

Как рассказала TANR Вера Дементьева, директор ГМЗ «Павловск», здание почти без потерь пережило Великую Отечественную войну, если не считать одного попадания снаряда, пробившего деревянный купол. В советское время раны залечили. Без идеального качества, но приемлемо для жизни здания. Подвело другое обстоятельство: пуританские представления об экспозициях привели к тому, что бассейн засыпали строительным мусором и открыли в павильоне выставку о флоре и фауне Павловского парка (местные белки — общепетербургская достопримечательность). «Холодная ванна» расположена живописно — в долине речки Славянки у самого моста с кентаврами рядом с Павловским дворцом. Но это самое низкое место в парке. Мусор стал собирать влагу, и в 1974 году павильон пришлось закрыть для посетителей.

Реставрацию проводила компания «Лапин энтерпрайз», работы велись последние восемь лет. К началу реставрации от прежнего убранства «Холодной ванны» ничего не сохранилось. Зато осталась довольно подробная иконография, в том числе видовые листы и фиксационные чертежи из «Атласов Павловска» начала XIX века, а также фотографии первой трети ХХ столетия. Из документов следует, что в центре бассейна находился душ в виде медного шара, так называемое брызгало. В нишах по обеим сторонам от входной двери располагались скульптуры из папье-маше (их изображений, пригодных для воссоздания, не сохранилось). В описях Павловского дворца упоминается шатер из кисеи, которым по моде времен императрицы Марии Федоровны накрывали бассейн, чтобы купаться было теплее; за образец был взят шатер из спальни императрицы Жозефины во дворце Фонтенбло.

От шатра и брызгала реставраторы после размышлений и обсуждений решили отказаться: кисея просуществовала недолго, а душ без воды большого смысла не имеет. Воссоздан сам бассейн, обитый свинцом и огражденный барьером с балясинами, а также камин в купальне. При реставрации было решено не трогать купол, чтобы сохранить максимальное количество его подлинных деталей. Он расписан в советское время в технике «гризайль», имитирующей кессонированный потолок. Фактически работы были завершены год назад, но требовалось просушить здание естественным путем, поскольку если переувлажненную постройку сушить принудительно, то кирпич выкрошится.

Видеоинсталляция Александра Райхштейна в отреставрированном павильоне «Холодная
ванна» в Павловске. Фото: ГМЗ «Павловск».

Еще в ходе реставрационных работ подробно обсуждалась будущая постоянная экспозиция. Набрать аналогичных, аутентичных эпохе туалетных столиков, зеркал, курильниц, ширм, флаконов для душистой воды, банок для пудры и помады — дело не самое сложное, но в ГМЗ «Павловск» решили поступить иначе и создали мультимедийную инсталляцию À propos de l’eau. Художник Александр Райхштейн и сотрудники музея в период подготовки экспозиции просмотрели сотни западноевропейских гравюр из собрания Павловска и Эрмитажа с купальщицами, жанровыми сценами надевания корсета, укладки волос в присутствии кавалера и игривых собачек. Выбранные сюжеты распечатали в размере натуры и поместили в туалетной и купальне.

В бассейне плещется виртуальная вода; купальщицы напечатанные готовы погрузиться в прохладные струи, виртуальные — уже принимают ванны; слышны голоса участниц омовений. По мнению Райхштейна, «красавицы той эпохи, подражавшие античному идеалу — как бы они его ни понимали, — погружаясь в воду, воображали себя нимфами здешней реки, а вылезая из ванны, возможно, Афродитой, рождающейся из пены». «Важно, что первоначально вода в ванне была действительно водой протекающей по парку речки, впадающей затем в другую реку, которая, в свою очередь, течет к морю, то есть в конечном счете является частью Мирового океана, — объясняет художник. — Все это дает основание оживить поверхность „воды“ анимированными изображениями античных богинь и богов Океана, диковинными морскими существами типа тритонов и гиппокампов, фантастическими рыбами и дельфинами».

Источник статьи: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5861/

Павильон холодная баня в павловске

Павильон «Холодная ванна»

Холодная баня (ванна) или летная мыльня была построена на берегу Славянки вблизи Семейной рощи по проекту Ч. Камерона в 1799 г. По времени появления это была третья ванна. Первая, так называемая Теплая ванна, была построена в 1780-х гг. в Зверинце, вторая – холодная находилась около Пиль-башни.

Павильон состоит из двух архитектурных объемов: ротонды, перекрытой полусферическим куполом и прямоугольной пристройки с двускатной крышей и фронтоном. Строгость архитектурных форм, гармония пропорций придают этому классическому сооружению величавость, несмотря на небольшие размеры.

Вход в павильон обращен в сторону Славянки и Моста Кентавров. По сторонам от входа устроены две ниши, предназначенные для скульптуры. Первоначально в них находились статуи Венеры и Купальщицы из папье-маше.

Первое помещение служило для отдыха, интерьер украшал камин с зеркалом, мебель и картины в рамах. В купольном помещении по центру размещался бассейн для купания, огражденный балюстрадой. В середине его стоял фонтан-душ в виде медного шара. Стены комнаты на три четверти высоты закрывали дубовые филенки. Павильон сохранился в годы войны, в послевоенные годы использовался для выставок. В 2014-2015 годах проведена большая работа по капитальной реставрации павильона.

Виртуальные нимфы поселились в «Холодной ванне» в Павловске

Там, где некогда омывалась императрица Мария Федоровна, теперь плещутся мультимедийные купальщицы художника Александра Райхштейна — смелое для российского музея решение

Видеоинсталляция Александра Райхштейна в отреставрированном павильоне «Холодная ванна» в Павловске. Фото: ГМЗ «Павловск»

В Государственном музее-заповеднике «Павловск» после реставрации открылся павильон «Холодная ванна», который был недоступен для публики почти 45 лет. Павловцы решили напомнить о первоначальном назначении здания и вместе с художником Александром Райхштейном, который постоянно сотрудничает с музеями разных стран, создали экспозицию «À propos de l’eau, или О воде, чистоте и прекрасных дамах…».

Павильон «Холодная ванна» был построен в 1799 году по проекту Чарльза Камерона и предназначался для летних купаний. Архитектура классицизма не предполагала никаких излишеств — гладкие оштукатуренные стены были выкрашены желтой известковой краской. Внутри здания находятся два небольших помещения: туалетная площадью 25 кв. м и купольный зал площадью 41 кв. м в виде ротонды с бассейном.

Отреставрированный павильон «Холодная ванна» в Павловске. Фото: ГМЗ «Павловск»

Как рассказала TANR Вера Дементьева, директор ГМЗ «Павловск», здание почти без потерь пережило Великую Отечественную войну, если не считать одного попадания снаряда, пробившего деревянный купол. В советское время раны залечили. Без идеального качества, но приемлемо для жизни здания. Подвело другое обстоятельство: пуританские представления об экспозициях привели к тому, что бассейн засыпали строительным мусором и открыли в павильоне выставку о флоре и фауне Павловского парка (местные белки — общепетербургская достопримечательность). «Холодная ванна» расположена живописно — в долине речки Славянки у самого моста с кентаврами рядом с Павловским дворцом. Но это самое низкое место в парке. Мусор стал собирать влагу, и в 1974 году павильон пришлось закрыть для посетителей.

Реставрацию проводила компания «Лапин энтерпрайз», работы велись последние восемь лет. К началу реставрации от прежнего убранства «Холодной ванны» ничего не сохранилось. Зато осталась довольно подробная иконография, в том числе видовые листы и фиксационные чертежи из «Атласов Павловска» начала XIX века, а также фотографии первой трети ХХ столетия. Из документов следует, что в центре бассейна находился душ в виде медного шара, так называемое брызгало. В нишах по обеим сторонам от входной двери располагались скульптуры из папье-маше (их изображений, пригодных для воссоздания, не сохранилось). В описях Павловского дворца упоминается шатер из кисеи, которым по моде времен императрицы Марии Федоровны накрывали бассейн, чтобы купаться было теплее; за образец был взят шатер из спальни императрицы Жозефины во дворце Фонтенбло.

От шатра и брызгала реставраторы после размышлений и обсуждений решили отказаться: кисея просуществовала недолго, а душ без воды большого смысла не имеет. Воссоздан сам бассейн, обитый свинцом и огражденный барьером с балясинами, а также камин в купальне. При реставрации было решено не трогать купол, чтобы сохранить максимальное количество его подлинных деталей. Он расписан в советское время в технике «гризайль», имитирующей кессонированный потолок. Фактически работы были завершены год назад, но требовалось просушить здание естественным путем, поскольку если переувлажненную постройку сушить принудительно, то кирпич выкрошится.

Видеоинсталляция Александра Райхштейна в отреставрированном павильоне «Холодная
ванна» в Павловске. Фото: ГМЗ «Павловск».

Еще в ходе реставрационных работ подробно обсуждалась будущая постоянная экспозиция. Набрать аналогичных, аутентичных эпохе туалетных столиков, зеркал, курильниц, ширм, флаконов для душистой воды, банок для пудры и помады — дело не самое сложное, но в ГМЗ «Павловск» решили поступить иначе и создали мультимедийную инсталляцию À propos de l’eau. Художник Александр Райхштейн и сотрудники музея в период подготовки экспозиции просмотрели сотни западноевропейских гравюр из собрания Павловска и Эрмитажа с купальщицами, жанровыми сценами надевания корсета, укладки волос в присутствии кавалера и игривых собачек. Выбранные сюжеты распечатали в размере натуры и поместили в туалетной и купальне.

В бассейне плещется виртуальная вода; купальщицы напечатанные готовы погрузиться в прохладные струи, виртуальные — уже принимают ванны; слышны голоса участниц омовений. По мнению Райхштейна, «красавицы той эпохи, подражавшие античному идеалу — как бы они его ни понимали, — погружаясь в воду, воображали себя нимфами здешней реки, а вылезая из ванны, возможно, Афродитой, рождающейся из пены». «Важно, что первоначально вода в ванне была действительно водой протекающей по парку речки, впадающей затем в другую реку, которая, в свою очередь, течет к морю, то есть в конечном счете является частью Мирового океана, — объясняет художник. — Все это дает основание оживить поверхность „воды“ анимированными изображениями античных богинь и богов Океана, диковинными морскими существами типа тритонов и гиппокампов, фантастическими рыбами и дельфинами».

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/pavilon-holodnaya-banya-v-pavlovske/

Павильон «Холодная ванна» (Павловск)

Павильон «Холодная ванна» на берегу Славянки вблизи Семейной рощи

Холодная баня (ванна) или летная мыльня была построена на берегу Славянки вблизи Семейной рощи по проекту Ч. Камерона в 1799 г. По времени появления это была третья ванна. Первая, так называемая Теплая ванна, была построена в 1780-х гг. в Зверинце, вторая – холодная находилась около Пиль-башни.

Павильон состоит из двух архитектурных объемов: ротонды, перекрытой полусферическим куполом и прямоугольной пристройки с двускатной крышей и фронтоном. Строгость архитектурных форм, гармония пропорций придают этому классическому сооружению величавость, несмотря на небольшие размеры.

Вход в павильон обращен в сторону Славянки и Моста Кентавров. По сторонам от входа устроены две ниши, предназначенные для скульптуры. Первоначально в них находились статуи Венеры и Купальщицы из папье-маше.

Первое помещение служило для отдыха, интерьер украшал камин с зеркалом, мебель и картины в рамах. В купольном помещении по центру размещался бассейн для купания, огражденный балюстрадой. В середине его стоял фонтан-душ в виде медного шара. Стены комнаты на три четверти высоты закрывали дубовые филенки. Павильон сохранился в годы войны, в послевоенные годы использовался для выставок. В 2014-2015 годах проведена большая работа по капитальной реставрации павильона.

Источник статьи: http://www.visit-petersburg.ru/ru/showplace/199469/

У холодной ванны в Павловске рассадили девушек

В музее-заповеднике «Павловск» открыли для публики павильон «Холодная ванна». Без пафоса, почти интимно. Тому было две причины: какой может быть многолюдный вернисаж в помещении площадью 65 квадратных метров, да и тема новой постоянной экспозиции – «À propos de l’eau…», или «О воде, чистоте и прекрасных дамах…», располагает к тихому созерцанию.

Но невозможно оставить это событие совсем за скобками. Павильон «Холодная ванна», построенный в 1799 году по проекту Чарльза Камерона, любимца Екатерины II, в итоге достался Марии Федоровне, жене Павла, и ее фрейлинам. Холодные ванны, в отличие от теплых, предназначались для купаний, а не мытья. Поэтому главное в павловской версии ванны – неглубокий круглый бассейн.

К 100-летию пригородных музеев-заповедников дизайнер Дмитрий Барбанель сделал каждому из большой четверки четыре открытки с видами главных достопримечательностей –визитных карточек каждого музея. ГМЗ «Павловск» наряду с Храмом Дружбы, Колоннадой Аполлона и Мостом Кентавров выбрал Холодную ванну.

Этому памятнику и повезло и не повезло одновременно. Он расположен близко от дворца, но в самом низком месте Павловского парка, следовательно, крайне неудобен для музеефикации: надо все время думать, как бороться с сыростью.

Павильон хотя и был снабжен печками и камином, был типично летним сооружением, каждый новый сезон обстановка могла меняться. Например, шатер над бассейном из кисеи устанавливали якобы для утепления, на самом деле – по моде начала XIX века. Мода ушла, кисея исчезла. Аналогичным образом менялись флаконы для туалетной воды, ширмы, зеркала и т.д. В итоге до наших дней ничего из содержимого «Холодной ванны» не дошло.

Во время войны «Холодная ванна» пострадала не очень сильно. Один снаряд пробил купол, его отреставрировали, хотя, по разговорам музейщиков, без должного качества. Но главная опасность была в другом. Павильон решили не показывать как купальню и открыли в нем экспозицию «Флора и фауна Павловского парка». Местные белки, которым и так уделяется много внимания – даже специальный праздник для них придумали, – конечно, гордились. Но бассейн пришлось засыпать, и сделали это строительным мусором, а он идеально впитывает влагу. В 1974 году с «Флорой и фауной» пришлось распрощаться, здание законсервировали на десятилетия.

Руки до реставрации дошли около 8 лет назад. Бассейн воссоздали, дно и стенки отделали свинцом, ограждения украсили балясинами, отреставрировали потолок и роспись на нем гризайлем.

Год потребовался для того, чтобы павильон просох естественным путем за счет солнца и ветра. Чтобы сделать новую экспозицию, ГМЗ «Павловск» пригласил Александра Райхштейна, известного московского художника, дизайнера, иллюстратора, живущего в Хельсинки. И он предложил не подыскивать предметы, похожие на те, что были в «Холодной ванне» много десятилетий назад, а создать шоу с помощью увеличенных до натуральных размеров фигур купальщиц из западной графики XVIII века. Таковые нашлись в фондах Эрмитажа и ГМЗ «Павловск». Юные особы совершенных форм сидят по берегам бассейна. Для большей убедительности на его дно проецируется анимация с плеском воды, плавающими нимфами, наядами, тритонами и прочей мифологией.

Александр Райхштейн. Из «Размышлений о Холодной Ванне в Павловске»

«На всех изображениях купален XVII–XIX веков омовения совершают по преимуществу дамы. Кавалеры мылись, видимо, реже? Или, возможно, это меньше интересовало художников? Во всяком случае, мне кажется, пространство купальни – это по преимуществу женское пространство.

Фигуры в туалетной части здания полуодеты, раздевающиеся и одевающиеся дамы целомудренно прикрыты ширмой. Хорошо было бы, если бы туалетная слегка благоухала розовой водой. Купальня – зона более интимная, «запретная». Это царство обнаженных тел. Нас окружают купальщицы, погружающиеся в воду, вылезающие из нее, сидящие на скамье внутри бассейна и благосклонно принимающие помощь прислуги.

Важно помнить, что образованные люди того времени постоянно имели перед своим внутренним взором идеал античности, с которым они себя всегда соотносили. Поэтому нет сомнений, что красавицы эпохи, подражавшие античному идеалу (как бы они его ни понимали), погружаясь в воду, воображали себя нимфой здешней реки, а вылезая из ванны, Афродитой, рождающейся из пены».

Источник статьи: http://gorod-812.ru/u-holodnoy-vannyi-v-pavlovske-rassadili-devushek/

Читайте также:  Как подобрать кафель в баню
Оцените статью
Про баню