Павловский парк холодная баня

Виртуальные нимфы поселились в «Холодной ванне» в Павловске

Там, где некогда омывалась императрица Мария Федоровна, теперь плещутся мультимедийные купальщицы художника Александра Райхштейна — смелое для российского музея решение

Видеоинсталляция Александра Райхштейна в отреставрированном павильоне «Холодная ванна» в Павловске. Фото: ГМЗ «Павловск»

В Государственном музее-заповеднике «Павловск» после реставрации открылся павильон «Холодная ванна», который был недоступен для публики почти 45 лет. Павловцы решили напомнить о первоначальном назначении здания и вместе с художником Александром Райхштейном, который постоянно сотрудничает с музеями разных стран, создали экспозицию «À propos de l’eau, или О воде, чистоте и прекрасных дамах…».

Павильон «Холодная ванна» был построен в 1799 году по проекту Чарльза Камерона и предназначался для летних купаний. Архитектура классицизма не предполагала никаких излишеств — гладкие оштукатуренные стены были выкрашены желтой известковой краской. Внутри здания находятся два небольших помещения: туалетная площадью 25 кв. м и купольный зал площадью 41 кв. м в виде ротонды с бассейном.

Отреставрированный павильон «Холодная ванна» в Павловске. Фото: ГМЗ «Павловск»

Как рассказала TANR Вера Дементьева, директор ГМЗ «Павловск», здание почти без потерь пережило Великую Отечественную войну, если не считать одного попадания снаряда, пробившего деревянный купол. В советское время раны залечили. Без идеального качества, но приемлемо для жизни здания. Подвело другое обстоятельство: пуританские представления об экспозициях привели к тому, что бассейн засыпали строительным мусором и открыли в павильоне выставку о флоре и фауне Павловского парка (местные белки — общепетербургская достопримечательность). «Холодная ванна» расположена живописно — в долине речки Славянки у самого моста с кентаврами рядом с Павловским дворцом. Но это самое низкое место в парке. Мусор стал собирать влагу, и в 1974 году павильон пришлось закрыть для посетителей.

Реставрацию проводила компания «Лапин энтерпрайз», работы велись последние восемь лет. К началу реставрации от прежнего убранства «Холодной ванны» ничего не сохранилось. Зато осталась довольно подробная иконография, в том числе видовые листы и фиксационные чертежи из «Атласов Павловска» начала XIX века, а также фотографии первой трети ХХ столетия. Из документов следует, что в центре бассейна находился душ в виде медного шара, так называемое брызгало. В нишах по обеим сторонам от входной двери располагались скульптуры из папье-маше (их изображений, пригодных для воссоздания, не сохранилось). В описях Павловского дворца упоминается шатер из кисеи, которым по моде времен императрицы Марии Федоровны накрывали бассейн, чтобы купаться было теплее; за образец был взят шатер из спальни императрицы Жозефины во дворце Фонтенбло.

От шатра и брызгала реставраторы после размышлений и обсуждений решили отказаться: кисея просуществовала недолго, а душ без воды большого смысла не имеет. Воссоздан сам бассейн, обитый свинцом и огражденный барьером с балясинами, а также камин в купальне. При реставрации было решено не трогать купол, чтобы сохранить максимальное количество его подлинных деталей. Он расписан в советское время в технике «гризайль», имитирующей кессонированный потолок. Фактически работы были завершены год назад, но требовалось просушить здание естественным путем, поскольку если переувлажненную постройку сушить принудительно, то кирпич выкрошится.

Видеоинсталляция Александра Райхштейна в отреставрированном павильоне «Холодная
ванна» в Павловске. Фото: ГМЗ «Павловск».

Еще в ходе реставрационных работ подробно обсуждалась будущая постоянная экспозиция. Набрать аналогичных, аутентичных эпохе туалетных столиков, зеркал, курильниц, ширм, флаконов для душистой воды, банок для пудры и помады — дело не самое сложное, но в ГМЗ «Павловск» решили поступить иначе и создали мультимедийную инсталляцию À propos de l’eau. Художник Александр Райхштейн и сотрудники музея в период подготовки экспозиции просмотрели сотни западноевропейских гравюр из собрания Павловска и Эрмитажа с купальщицами, жанровыми сценами надевания корсета, укладки волос в присутствии кавалера и игривых собачек. Выбранные сюжеты распечатали в размере натуры и поместили в туалетной и купальне.

В бассейне плещется виртуальная вода; купальщицы напечатанные готовы погрузиться в прохладные струи, виртуальные — уже принимают ванны; слышны голоса участниц омовений. По мнению Райхштейна, «красавицы той эпохи, подражавшие античному идеалу — как бы они его ни понимали, — погружаясь в воду, воображали себя нимфами здешней реки, а вылезая из ванны, возможно, Афродитой, рождающейся из пены». «Важно, что первоначально вода в ванне была действительно водой протекающей по парку речки, впадающей затем в другую реку, которая, в свою очередь, течет к морю, то есть в конечном счете является частью Мирового океана, — объясняет художник. — Все это дает основание оживить поверхность „воды“ анимированными изображениями античных богинь и богов Океана, диковинными морскими существами типа тритонов и гиппокампов, фантастическими рыбами и дельфинами».

Источник статьи: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5861/

Павловский парк холодная баня

Павловский парк!
Как много в нем свободы, мягкости и щедрости, глубины и дыхания.
Появляется мягкость восприятия, тепло в груди.
И нет предела в каждом вдоху — выдоху. Они то очень длинные, то совсем совсем затаенные. Так происходит, если прислушаться к дыханию природы!
Павловский парк!
Показать полностью.
Тут находишь душу!

Павловский парк – это удивительный мир, который я каждый раз познаю заново. Он дарит ощущение счастья.

Удивительный Павловский парк.
Его Душа бесконечная!
Природа в парке дарит и силу, и легкость, и радость жизни.

Всегда чувствую силу и мощь парка, восхитительные запахи времен года.

Слышу, как он дышит, как радуется и, как даёт возможность наслаждаться движением.
Растворяет сердце, разжигает огнем грудь.
Парк дарит любовь.

Павловский парк — это волшебство раннего утра, мистика вечера.
Подхожу к воротам, смотрю зачаровано: а там сказочный мир.
Он манит и зовет: «Войди!»

Источник статьи: http://vk.com/wall-7263055_8764

LiveInternetLiveInternet

Фотоальбом

Цитатник

Я в Ангела с детства и до сих пор верю, Мы вместе с ним Богу возносим хвалу. .

Новогодние натюрморты http://f24.ifotki.info/org/e9209a80b49dcabafccd342185a90e4455ad82327975.

“Все флаги в гости будут к нам“. в сказочный Петербург. Вспомнила выражение из поэмы А. С. П.

«НЕ ТРОГАЙТЕ РОССИЮ, ГОСПОДА!» — ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ СТИХИ НА ЗЛОБУ ДНЯ Поэт Дончо Дончев не приемле.

«В дымке розовой нежных цветов. «/G Berry Art (Portraits) «В дымке розовой нежных цветов.

Метки

Рубрики

  • (1)
  • Любимый город Санкт-Петербург (422)
  • Гатчина (23)
  • Ораниенбаум-Ломоносов (1)
  • Люблю тебя, Петра творенье (281)
  • Павловск (12)
  • Петергоф — Петродворец (38)
  • Царское село — Пушкин (39)
  • Мои путешествия (43)
  • Россия (5)
  • Греция (4)
  • Венгрия (2)
  • Словакия (1)
  • Америка (7)
  • Германия (8)
  • Испания (8)
  • Финляндия (3)
  • Франция (2)
  • Аудиокниги (48)
  • Биографии (113)
  • Артисты (52)
  • Поэты и писатели (19)
  • Видео (51)
  • Искусство (2040)
  • Антиквариат (190)
  • Живопись (1491)
  • Музыка, песни (185)
  • Скульптуры, фигурини (56)
  • Ювелирные изделия (42)
  • Искусство фотографии (492)
  • Живые картинки (10)
  • Натюрморты (274)
  • Портреты (34)
  • История Дома Романовых (42)
  • Компьютер (107)
  • рамочки (44)
  • схемы (42)
  • уроки (8)
  • Кулинария (459)
  • выпечка — десерты (182)
  • Мясо (49)
  • Овощи и грибы (72)
  • Рыба (20)
  • салаты (30)
  • соусы (12)
  • Супы (20)
  • Поэзия (655)
  • Природа (416)
  • Животные (13)
  • Пейзажи (237)
  • Цветы (116)
  • Путешествия (2606)
  • Австралия (10)
  • Австрия (129)
  • Албания (4)
  • Америка — США (114)
  • Англия — Великобритания (174)
  • Бельгия (24)
  • Болгария (6)
  • Венгрия (15)
  • Германия (270)
  • Голландия (40)
  • Греция (25)
  • Дания (13)
  • Израиль (51)
  • Испания (146)
  • Италия (194)
  • Канада (27)
  • Китай (21)
  • Латвия (10)
  • Новая зеландия (12)
  • Норвегия (22)
  • ОАЭ . Дубаи (13)
  • Парки мира (258)
  • Польша (19)
  • Португалия (47)
  • Прага (38)
  • Россия (232)
  • Румыния (11)
  • Таиланд (6)
  • Турция (15)
  • Украина (14)
  • Франция (454)
  • Хорватия (8)
  • Черногория (8)
  • Чехия (81)
  • Швейцария (77)
  • Швеция (14)
  • Япония (40)
  • Религия (154)
  • Монастыри (47)
  • Храмы (77)
  • Рукоделие (538)
  • Вязание (471)
  • Куклы (49)
  • мои работы (6)
  • Это интересно (257)
  • Интересные факты (48)
  • тесты (56)
  • Умные мысли (35)
  • Юмор (45)

Всегда под рукой

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Государственный музей-заповедник «Павловск.Часть 2.Садово-парковый ансамбль

Государственный музей-заповедник «Павловск.Часть 2.Садово-парковый ансамбль

Приходилось ли вам бывать в Павловском парке? Неповторимо прекрасны его пейзажи, раскрывающие богатство русской природы, многообразны архитектурные сооружения. И если «Самсон, разрывающий пасть льва» стал эмблемой Петергофа, а образ юного поэта, сидящего в мечтательной задумчивости на старинной скамье, напоминает о городе Пушкине — некогда Царском Селе, то изображение статуи Аполлона на фоне полуразрушенной колоннады уже давно сделалось символом Павловска — одного из лучших памятников русского садово- паркового искусства конца XVIII-начала XIX века.

Павловский парк – уникальный памятник ландшафтного искусства конца XVIII-начала XIX века. Вместе с Павловским дворцом составляет единый художественный дворцово-парковый ансамбль. Его история начинается с момента основания Павловска в 1777 г. Первоначально это были лесные угодья, где устраивались царские охоты.

Непреходящая ценность Павловского парка — в многогранности его художественного облика, в совершенстве архитектурных форм и в том единстве, в котором предстает здесь природа и искусство. Редко, где можно увидеть пейзажи столь разные по настроению и эмоциональной окраске. Светлая долина реки Славянки с ее лиризмом и мягкой задушевностью, празднично яркие и парадные Большие круги. Суровый сумрак узких «готических» аллей Новой Сильвии, ширь и размах Белой березы.. .

Один из лучших образцов пейзажных парков, Павловск отражает и черты регулярных садов с обязательной подстрижкой деревьев и строгой симметрией планировки. Здесь можно увидеть также каменные террасы, каскады и лестницы, характерные для итальянских садов. Не случайно говорят, что Павловский парк- своеобразная энциклопедия садово-паркового искусства.

Он раскинулся на площади в 600 гектаров. Если все его дорожки составить в одну, то по ней можно дойти до Москвы.

Холодная баня и мост Кентавров

Постепенно, на протяжении пятидесяти лет складывался Павловский дворцово-парковый ансамбль. Один за другим создавались его районы: долина реки Славянки, Большая звезда, Большие круги. Возводились павильоны, то легкие и изящные, то строгие и монументальные. Одни, похожие на античные храмы, другие — напоминавшие сельские хижины. Сооружались мосты, создавались каскады, декоративные руины. Зеленые «апартаменты» парка украшались беломраморной и бронзовой скульптурой.

Колоннада Аполлона и мост

Посмотрите на план: каждый район имеет свою особенность и в рисунке сети дорожек, и в размерах и очертаниях водоемов, и в принципе размещения архитектурных сооружений. Но вместе с тем отдельные участки парка художественно связаны и образуют единый законченный ансамбль.

Собственный садик Марии Федоровны. Павильон «Три грации»

В создании его принимали участие архитекторы Ч. Камерон, В. Бренна, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, Тома де Томон, скульпторы И. П. Мартос, М. И. Козловский, В. И. Демут-Малиновский, живописцы Д. Скотти, П. Гонзаго и другие замечательные художники. Словно передавая друг другу эстафету прекрасного, они превратили огромный вековой лес в подлинное произведение искусства.

Собственный садик Марии Федоровны

История земель, на которых расположен Павловск, уходит в глубь времен. Речка Славянка, сейчас тихо журчащая под старыми деревьями, а некогда полноводная и широкая, могла бы рассказать о новгородцах, охотившихся здесь, о торговых судах, устремлявшихся по ней «из варяг в греки», о боях, что приходилось вести новгородцам со шведами и рыцарями Тевтонского ордена за земли Ижорского края.

Собственный садик Марии Федоровны

Эти земли, захваченные шведами в XVII веке, были освобождены во время Северной войны. Шведский генерал Крониорт так стремительно отступал под натиском русских войск, что не сумел воспользоваться оборонительными сооружениями, которые находились на месте еще возведенных новгородцами в XIII столетии деревянных и земляных укреплений-«Городка на реке Славянке». Впоследствии здесь была построена маленькая крепость Бип.

Шли годы. Росла, ширилась новая русская столица-Петербург. Вокруг нее возникали дворянские усадьбы, создавались царские резиденции с дворцами, парками и разными затеями. Забили высокие сверкающие струи фонтанов Петергофа. В Царском Селе появился вызывавший восхищение современников Большой дворец. А там, где суждено было возникнуть Павловску, все еще стоял глухой лес. Затерянные среди леса и болот, неподалеку от реки Славянки ютились две небольшие деревушки — Линна и Рысь-Кабачёк.

Тишина. Изредка нарушит ее семейство лосей, пришедших к реке на водопой. И опять безмолвие. Но с 60-х годов XVIII века эти места все чаще оглашаются звуками охотничьих рожков, лаем и нетерпеливым повизгиваньем гончих. Шумной кавалькадой приезжают сюда придворные во главе с Екатериной II, любившей развлечься охотой.

Вскоре в лесу появились два охотничьих домика-«Крик» и «Крак». «Крик» и теперь помнят многие. В лесной чаще Старой Сильвии стояла эта первая постройка Павловска — лесная избушка, сложенная из больших дубовых бревен. Домик был уничтожен во время гитлеровской оккупации.

В 1777 году Екатерина II подарила этот лес вместе с крестьянами окрестных деревень Павлу, тогда наследнику престола. Подарок был приурочен к рождению первого сына Павла-Александра. И с ранней весны следующего года здесь уже слышится звон пил, шум и скрип падающих деревьев. Крестьяне в лаптях, в длинных рубахах, с лопатами и топорами-такими мы видим их на акварелях XVIII века-отбывая ежедневную барщину, расчищают лес, прорубают просеки, прокладывают дороги.

Через некоторое время на высоком берегу Славянки выросли два деревянных загородных дома: Пауллюст — Павлова утеха и Мариенталь — долина Марии. Возле Пауллюста был разбит первый сад с беседками и мостиками. Наконец появились и сами владельцы загородной усадьбы. По дорожкам сада часто прогуливалась жена Павла-Мария Федоровна в сопровождении фрейлин. Слышались смех, возгласы, лай комнатных собачек. А кругом шум потревоженного леса. .. Разреженный, расчищенный от зарослей, переплетенный лентами дорожек — он постепенно отступал.

Но скромные постройки не удовлетворяли владельцев усадьбы. С согласия Екатерины II в Павловское, так называлась резиденция наследника, был приглашен ее придворный архитектор Чарльз Камерон.

Ученый-археолог, знаток античности, шотландец Камерон создал в России замечательные творения, которыми вошел в историю русской архитектуры. С наибольшей полнотой раскрылся талант этого большого и тонкого художника в Павловске. Под его руководством с 80-х годов XVIII века здесь начались планомерные строительные работы, подчиненные единому художественному замысл

На месте Пауллюста строится большой каменный дворец. Неподалеку от него сооружаются Вольер, Колоннада Аполлона, Храм дружбы и другие павильоны. По плану Камерона преображаются долина реки Славянки и парк вокруг дворца, создается Большая звезда, а отдаленные участки леса превращаются в благоустроенные охотничьи угодья. Это было начало создания архитектурно-художественного ансамбля Павловска.

Одновременно с дворцом создавались и первые районы парка. Разбивая их в новом тогда пейзажном стиле, Камерон определил дальнейший характер развития Павловского парка как пейзажного. Лишь при оформлении участков вблизи дворца архитектор, как бы отдавая дань традициям, использует черты парадных торжественных регулярных садов.

От главного фасада дворца прорубили широкую просеку. Вскоре она была обсажена липами, кроны которых тщательно подстригались в форме шаров, и украшена газонами с лентой цветников. Четыре ряда лип образовали Тройную аллею-парадный въезд ко дворцу. Средняя, широкая часть предназначалась для карет и экипажей, а две по сторонам, поуже — для пешеходов.

Тройная липовая аллея

Но интерес к регулярной планировке и подстриженным деревьям угасал. И липы, которых уже не касались ножницы садовника, постепенно разрослись, широко раскинув свои ветви,-такими мы видим их и сейчас. Необыкновенно хороши они ранней весной, одетые в прозрачное кружево только что появившейся зелени. А летом боковые аллеи превращаются в тенистые прохладные коридоры с зеле ными сводами, и тогда солнечные лучи, пробиваясь сквозь листву, ложатся на песок редкими трепетными бликами.

Рядом расположен лабиринт с затейливым рисунком дорожек и зелеными стенами высокого подстриженного кустарника. Здесь много цветов. С ранней весны до глубокой осени их аромат привлекает проходящих по Тройной липовой аллее. Лабиринт, заглохший в XIX веке из-за отсутствия ухода, восстановлен в 1955 году по сохранившимся рисункам Камерона.

Перед лабиринтом находится Вольер-птичник. Это большой парковый павильон в стиле классицизма. Сильно вытянутое прямоугольное в плане одноэтажное здание состоит из трех одинаковых по размерам архитектурных объемов: центрального-с выступающим портиком и куполом и двух боковых, которые соединены с ним сквозными галереями. Когда-то между колоннами галерей были натянуты сетки и там среди растений редкой красоты порхали птицы.

Обращенная в сторону юго-запада постройка в ясные дни залита солнцем. Войдите в Вольер. Вы не почувствуете, что находитесь в помещении: через большие окна и открытые галереи, со всех сторон, видны деревья, кусты, цветы. А чтобы войти сюда, не надо даже переступать порог-его нет: пол Вольера находится на уровне земли.

Сейчас здесь размещена летняя библиотека-читальня. И кажется, трудно найти более подходящее место для того, чтобы расположиться в шезлонге с книгой или журналом в руках.

У Вольера, со стороны дворца, небольшой пруд. Его берега заросли цветущим кустарником и плакучими ивами, а в середине прямо из воды поднимается мраморная статуя купальщицы. Пруд вырыт в XIX столетии. В те времена очертания его берегов напоминали фигуру женщины.

Против южного фасада дворца в Собственном садике высится павильон Трех граций, построенный в 1801 году по проекту Камерона. Легкая открытая колоннада, поддерживающая перекрытие, напоминает классический портик. Фронтоны его украшены барельефами работы скульптора И. П. Прокофьева. На одном, обращенном к дворцу, изображен Аполлон, на противоположном-богиня мудрости Минерва.

Люблю, когда закат безоблачный горит,

Пылая, зыблются древесные вершины,

И ярким заревом осыпанный Дворец,

Глядясь с полугоры в водах, покрытых тенью,

Мрачится медленно, и купол, как венец.

Над потемневшею дерев окрестных сенью,

Заката пламенем сияет в вышине

И вместе с пламенем заката угасает.

Павильон находится на высокой террасе. От дворца сюда ведет центральная дорожка Собственного сада. Несколько каменных ступеней -и мы на прямоугольной площадке, покрытой плитами светло-серого камня.

Шестнадцать стройных белых колонн стоят по сторонам ее. А в центре на мраморном пьедестале скульптурное изображение тех, кому посвящен этот открытый, кажется, всегда пронизанный солнечными лучами храм. Граций древние греки считали покровительницами всего прекрасного и радостного. Легкими, полными изящества движениями, они поддерживают установленную на колонне вазу. Их обнаженные фигуры-воплощение женственности и красоты. Группа высечена итальянским скульптором П. Трискорни из одного куска мрамора.

Лабиринт и розарий

С террасы павильона открывается чудесный вид. Внизу сверкающий на солнце большой пруд. На противоположном берегу стоит обелиск-памятник в честь основания Павловска, созданный по рисунку Камерона. Далее видны очертания Крепости Бип, построенной архитектором Бренна по распоряжению Павла в 1795 году.

Павловский парк. Зеленый зал, или «Воздушный театр»

Размещавшийся в ней гарнизон нес службу по всем правилам боевой крепости. Там были установлены орудия. Оттуда часто слышался бой барабана, объявляющего тревогу, звуки труб — проходили ученья.. . Находящаяся на возвышении с почти отвесными склонами, крепость напоминает миниатюрный средневековый замок.

Против западного фасада дворца, на самом краю обрывистого берега Славянки расположена сдвоенная открытая колоннада. Она выполнена из светло-серого пудостского камня. Часть ее, обращенная ко дворцу, разрушена, и куски, поросшие мхом, в живописном беспорядке лежат у подножия статуи Аполлона.

Созданная в 1780-1783 годах архитектором Камероном, Колоннада Аполлона вначале находилась дальше от берега — на широком лугу и представляла собой замкнутый круг. Бронзовая статуя античного бога солнца и покровителя искусств помещалась на высоком постаменте в центре его

Окруженный небольшой рощицей, храм-так он тогда и назывался-как бы напоминал пришедшим сюда, что они попадали в мир поэзии и красоты. Позже колоннада была перенесена ближе к дворцу на берег реки. У подножия ее был устроен каскад, ниспадавший в Славянку. Через его бурный поток перекинули мост, сложенный из поросшего мхом туфа.

Все это должно было напоминать Парнас с чистыми водами кастальского источника, где, по верованию древних греков, обитали Аполлон и музы.

Однажды летом в 1817 году во время грозы рухнула часть колоннады. Гостивший тогда в Павловске французский поэт Сен-Моор вспоминает: «Ночью под ударами грозы эти мраморы были яростно разбросаны, и случайность сделала более, нежели самый утонченный вкус: настал день, каждый восхищался этим романтическим видом, этим изящным разгромом, и даже говорят, что Аполлон одобрил это».

Вскоре рука неизвестного художника придала руинам еще большую живописность.

Взволнованный романтичностью руин и каскада В. А. Жуковский писал:

Люблю смотреть, когда дерновый скат в огне,
И сеть багряная во мраке лип сияет;
Когда на падший храм, прорезав ткань листов,
Лучи бросаются златыми полосами,
Горят на белизне разрушенных столпов
И искрой огненной с кипящими волнами
По каплям прядают и гаснут на лету.

Недалеко от Колоннады Аполлона, чуть ниже по течению Славянки, у самой воды, среди зелени стоит Холодная баня. Этот небольшой павильон отличается простотой решения. Здание состоит из двух архитектурных объемов: высокой ротонды с куполом и примыкающей к ней постройки, прямоугольной в плане, с двухскатной кровлей. Здесь была купальня с круглым бассейном и комнатой для отдыха. Павильон возведен по проекту Камерона в 1799 году.

Мягко обогнув холм, на котором возвышается дворец, Славянка выпрямляет свое течение. Теперь нам предстоит пройти вдоль реки, на берегах которой архитектор Камерон создал один из лучших районов парка.

Художник блестяще использует естественный ландшафт долины: широкую пойму реки с сочной яркой травой, холмистые берега — сравнительно пологий заросший кустами, деревьями левый и крутой, местами обрывистый — правый. Кое-где он расширяет русло Славянки,увеличивая зеркало воды, или, наоборот сближает берега, а в одном месте даже изменяет русло.

Вырубая деревья, он оставляет только те, которые отличаются красотой кроны, часто к ним подсаживает деревья других пород, образуя живописные группы. Иногда Камерон вводит в рождающиеся пейзажи небольшие постройки, мосты. Но это не нарушает естественности ландшафта, а лишь усиливает его выразительность.

В результате, кажется, что все осталось то же-и река, и ее берега, но пейзажи стали ярче, проникновеннее, художник своим вмешательством помогает глубже почувствовать прелесть русской северной природы. Так композитор обрабатывает народную песню, сохраняя основную мелодию, но раскрывая богатство ее музыкальных возможностей.

Все это совсем не похоже на чопорные регулярные парки первой половины XVIII века с линейной посадкой подстриженных деревьев, с четкой геометрической планировкой дорожек и прудов, где во всем видна рука человека. Долина Славянки-образец пейзажного стиля в паркостроении.

«Что шаг, то новая в глазах моих картина», — писал В. А. Жуковский о прогулке здесь.

Вот небольшой горбатый мост. Старые камни его поросли мхом. Крутая арка пролета поднимается над почти высохшим старым руслом реки. Берега близко подошли друг к другу, и деревья, стоящие на них, сплелись своими ветками. А рядом-живописный островок, заросший ивами.

Поднимемся на высокий берег. Перед нами открывается широкая панорама. Тихие темные воды реки, дорожки, словно манящие вдаль, и выступающий среди зелени Храм дружбы. ..

У воды живописно разместились кусты и низкорослые деревца; склонившись, они будто вглядываются в свое отражение. Чуть поодаль крепкие высокие деревья стоят по одному, красуясь своей раскидистой кроной. А вот они сбежались большими группами, и в тени их так спокойно отдохнуть. Какое многообразие оттенков зелени, какое богатство игры света и тени.

Серебристые ивы распушились узкими длинными листочками и клонят к земле свои гибкие ветви. Белеют чистые стволы берез. Темный силуэт пирамидальной ели четко вырисовывается на светлой зелени луга. Солнечные лучи, пронизывая листву, придают пейзажу какой-то удивительно радостный вид. Но вот проплывающее по небу облако закрыло на миг солнце, и все преобразилось. Картина предстает в приглушенных тонах, и кажется, что даже пение птиц стало тише.

Чем выше берег, чем дальше от воды, тем гуще растут деревья, и представляется, что там, вдали, непроходимый лес- такой плотной стеной стоят они.

Взгляд притягивает светлый и торжественный Храм дружбы — один из лучших памятников русского классицизма второй половины XVIII века. Он создан по проекту Камерона в 1782 году. Впечатление благородной простоты и вместе с тем величественности создает эта постройка, органично включенная в пейзаж.

Узкая лента реки, огибая храм с трех сторон, словно отделяет его от всего парка и создает место для уединенных задушевных дружеских бесед. Мягко извиваясь по зеленому лугу, ведет к нему небольшая тропинка. Рядом с высокими деревьями издали он кажется небольшим и легким. Но подойдите к нему-и вы сразу почувствуете монументальность его форм.

Шестнадцать мощных колонн поддерживают антаблемент, на котором покоится невысокий купол. Колонны, стоящие на некотором расстоянии от стены, образуют замкнутую галерею. Суровая гладь стены смягчена белыми лепными медальонами. Цельность общего замысла, логическая оправданность и подчиненность ему деталей, строгая соразмерность частей — вот что является характерным для этой постройки.

Павильон был построен в честь Екатерины II. Скульптурное изображение ее в облике богини плодородия Цереры первоначально находилось внутри сооружения. Над входом была надпись: «Любовь, благодарность и почтение посвятили».

Павловский парк. Фонарь около бывшего Музыкального вокзала

Прошли многие десятилетия. Забыты лицемерные отношения Екатерины II и ее наследника. Но прекрасное творение Камерона, сумевшего воплотить в художественном образе великую идею дружбы, продолжает жить и волновать.

Постройки Камерона умеют «говорить». Чаще они вызывают чувство радости, порой-тихой грусти, но всегда волнуют и создают лирическое настроение.

Неподалеку от Храма дружбы стоит другое произведение этого архитектора- «Памятник родителям». Он посвящен умершим родственникам жены Павла.

Мы идем дорожкой вниз по течению Славянки. Русло ее становится широким, лес словно отодвинулся, открыв берега. Как огромное зеркало, отражает вода и синее небо с белыми облаками, и зелень берегов, и мост из светло-серого камня. Большие вазы на мощных устоях, мягкий плавный изгиб арки пролета и даже ажурная решетка — все повторяется в глади воды. Висконтиев мост построен в 1802 году по проекту архитектора Воронихина каменных дел мастером Висконти-отсюда и название его.

Но не здесь, в просторной и светлой долине Славянки, строит Камерон мемориальное сооружение, а на бровке высокого берега, среди густого хвойного леса, на окраине тогдашнего парка. Одна из тропинок ведет туда.

Огромные прямоствольные сосны, мохнатые серые ели и сейчас обступают памятник. Колючие ветки задевают лицо, руки, мешают идти. Но вот деревья расступились, словно освобождая место для этого небольшого, но монументального сооружения-подлинного храма скорби. От дворца к нему ведет дорожка, названная Философской. Узкая, плотно обсаженная высоким кустарником, она создает ощущение уединенности, настраивает на размышления.

«Памятник родителям» (1786) напоминает греческую эдикулу-прямоугольную в плане постройку с большой нишей и двумя колоннами. В глубине на высоком постаменте скульптура женщины, склонившейся к урнам. Ее фигура с напряженно протянутыми руками выражает глубокое горе. По другую сторону пьедестала — гений смерти. Приподняв покрывало с урны, он ожидает конца прощания. «Я видел, как плачет мрамор»,- сказал об этом памятнике А. С. Пушкин.

Скульптурная группа выполнена И. П. Мартосом и установлена здесь только в 1807 году. Слившись со строгой архитектурой Камерона, она привнесла в памятник ноту глубокого драматизма.

По проекту Камерона в парке были возведены и пасторальные павильоны: «Молочня», «Старое Шале», «Хижина пустынника» и другие. До наших дней сохранилась только Молочня. От «Памятника родителям» туда можно пройти по Философской дорожке.

Павловск, Старый Шале, Г.С. Сергеев, 1799

В лесной чаще, среди высоких деревьев, стоит эта постройка, напоминающая альпийский домик. Стены сложены из булыжника. В толще их редко размещены окна. Высокая, с большим навесом крыша опирается на деревянные столбы, врытые в землю. Построенная в 1782 году, Молочня почти не изменилась. Только прежде крыша была соломенной и над нею находился навес с колоколом.

Первоначально молочный домик был и фермой. Недалеко от него помещались скотный двор и птичник. Во дворе среди кур и уток прохаживались фазаны и павлины. А на лужайке около леса мирно паслись коровы и овцы; На призывный звон колокола по вечерам скот медленно возвращался к стойлам. Такие картины «сельской идиллии» были непременным украшением пейзажных парков XVIII века.

Молочню, как и другие павильоны, Камерон разместил неподалеку от дворца, с тем чтобы их можно было посетить во время прогулок, развлечься и отдохнуть. Не случайно одна из комнат Молочни была обставлена с дворцовой роскошью: золоченая мебель, зеркала, бронза.

Камерон работал и в отдаленных участках парка. По его проекту на левом берегу Славянки в густом хвойном лесу, простиравшемся до Царского Села, создавалась Большая звезда. Площадь ее 130 гектаров.

Густую темную чащу леса рассекли двенадцать больших просек, отходящих лучами от центральной круглой площадки. Затем появились многочисленные дорожки, проложенные в разных направлениях и соединившие просеки так, что в плане получался рисунок звезды. Это и определило название района.

Аллея молодого жениха

Постепенно лесные просеки превратились в аллеи, по сторонам их поднялись рядами посаженные клены, березы, дубки. Старый лес стал светлее, радостнее. Обитатели дворца и их гости часто приезжали сюда на веселые пикники. Широкие и прямые, удобные для прогулок в колясках и верхом, дорожки получают необычные названия — «Молодого жениха», «Красного молодца», «Зеленой женщины», «Красного солнца» и т. п.

На центральной площадке Большой звезды в 1799 году был возведен Круглый зал, предназначавшийся для небольших концертов. Его второе название- Музыкальный салон. Строительство павильона было начато Камероном, но заканчивал его уже Бренна. В годы оккупации концертный зал был разрушен.

Бренна, возглавивший работы по превращению Павловска из великокняжеской усадьбы в царскую резиденцию, не только расширил и перестроил дворец, но и создал новые участки парка.

Возле Тройной липовой аллеи, против Вольера, в 1797 году появились Большие круги. Они предназначались для торжеств и празднеств, которые, начавшись во дворце, обычно продолжались в парке. Создавая этот участок, Бренна использует элементы пышных итальянских садов, с широкими лестницами, террасами, балюстрадами.

Большие круги — это две обширные круглые площадки с цветниками, зелеными партерами и каменными террасами. В центре их на гранитных пьедесталах установлены мраморные фигуры — «Мир» и «Правосудие» — работы итальянского скульптора П. Баратта конца XVII — начала XVIII века. Статуи эти были закуплены еще при Петре I вместе со скульптурой, украшающей Летний сад.

Сочетание белоснежного мрамора с яркими клумбами и зелеными партерами, а также строгая симметрия планировки, подчеркнутая линиями стриженого кустарника,-все это придает Большим кругам парадную торжественность. Во время празднеств здесь развешивались цветные фонарики, «плошки» с горящим маслом. Торжества обычно завершались затейливым красочным фейерверком, и в свете причудливых огней как бы оживали мраморные статуи.

Рядом, парадно оформляя подход ко дворцу со стороны Славянки, Бренна сооружает Большую каменную лестницу, широкую, в шестьдесят четыре ступени, разделенную на четыре марша, с большими уступами по сторонам. На нижней площадке ее стоят два чугунных льва, оскалившихся, словно готовых броситься на непрошенного посетителя. Наверху лестницу стерегут мраморные львы. Повернув головы, они как бы провожают взглядом всех проходящих.

Для создания иллюзии большей протяженности лестницы архитектор Бренна использует остроумный прием: делает ее внизу значительно шире, чем наверху. От этого лестница и склон холма, на котором стоит дворец, кажутся и выше и величественнее. Лестница Бренна соединяет две разных по характеру части парка — долину Славянки и Большие круги.

Одновременно Бренна создает Старую и Новую Сильвию (Silvia — по-латыни- лес) — районы, расположенные на высоком правом берегу Славянки, за Висконтиевым мостом.

Среди хвойного леса находится центральная площадка Старой Сильвии и двенадцать отходящих в разные стороны прямых аллей. С ними связано и другое название района — Двенадцать дорожек. Своей планировкой Старая Сильвия напоминает Большую звезду. И здесь свободно растущие деревья заключены в . рамки регулярной планировки. Но вместе с тем художественный облик этой части парка совсем иной.

Мы в центре Старой Сильвии. .. Оглянитесь вокруг! Не попали ли мы в своеобразный музей? Зеленые стены деревьев со светлой полосой стриженого кустарника образуют круглый «зал». В центре на высоком пьедестале стоит статуя Аполлона Бельведерского. Его фигура с широким жестом поднятой руки видна с любой дорожки. По кругу площадки расположено еще двенадцать бронзовых скульптур. Все они — копии с античных оригиналов.

Тонко гармонирует бронза с неяркими красками северной природы. Золотистые оттенки металла, легкая зеленоватая патина прекрасно сочетаются с темной зеленью «живых стен». Бронзовые фигуры как бы излучают тепло и оживляют порой сумрачный пейзаж. А зимой, когда статуи одевает снег, кажется, что они теплом своим согревают и эти белые одежды.

Девять муз-по античной мифологии покровительниц искусства и наук-окружают Аполлона. Урания-муза астрономии держит небесную сферу. Со смеющейся маской-муза комедии Талия. На лире играет покровительница танцев Терпсихора.

Здесь же полная грации и женственности статуя Венеры Каллипиги-богини любви и красоты. Рядом с нею быстроногий вестник богов и покровитель торговли Меркурий. А напротив — юная Флора, богиня цветов и весны. Она чуть подалась вперед и как бы протягивает нам букет.

С центральной площадки видны и другие статуи, расположенные в конце четырех дорожек. Но не спокойствие и благородная простота отличают их. В них все полно движения и драматизма.

Скульптор изобразил детей Ниобы, которая, по преданию, возгордясь ими, перестала воздавать почести Латоне- возлюбленной Зевса. Дочь и сын оскорбленной Латоны, Артемида и Аполлон, направили смертоносные стрелы в детей Ниобы. Они умирают один за другим на глазах матери.

Вот юноша, почти мальчик, упавший на колено. Его стройная фигура полна напряжения, голова со страдальческим лицом запрокинута, пальцы рук судорожно сжаты. Три другие статуи-юные женщины-также в трагических, полных динамики позах. Особенно запоминается одна. Кажется, что она бежит, спасаясь от гибели. Лицо с глубоко запавшими глазами и приоткрытым ртом выражает страх перед смертью. Развевающиеся одежды подчеркивают стремительность бега.

Оригиналы Ниобид были созданы Скопасом-греческим ваятелем, жившим в IV веке до н. э.

Все статуи Старой Сильвии выполнены в 80-х годах XVIII века по восковым моделям профессора Петербургской Академии художеств скульптора Ф. Гордеева. Отливали и чеканили скульптуру мастера В. Можалов, В. Екимов, Е. Гастеклу.

Одна из дорожек Старой Сильвии выходит к высокому открытому холму на берегу Славянки. После узких тенистых аллей Сильвии здесь особенно радуют обилие света и простор. В 1793 году на этом месте был создан Амфитеатр-так в древней Греции и Риме назывались сооружения для публичных зрелищ с ареной и местами для зрителей, возвышающимися полукругом.

На холме сохранилась каменная терраса со ступенями, расположенными полукругом в сторону реки. Прежде здесь находилась деревянная скамья для зрителей. На противоположном пологом берегу деревья и подстриженные кусты размещены так, что они как бы образуют большую сцену с кулисами, искусно вкомпонованную в пейзаж.

Если взглянуть с холма вниз по течению Славянки, то увидишь на фоне темной стены леса романтическую Пиль- башню. Она построена архитектором Бренна в 1795 году. Наружные ее стены расписаны Гонзаго.

К сожалению, павильон не сохранился полностью в первоначальном виде. Но по старым акварелям и рисункам мы можем его себе представить более точно.

. На берегу реки среди деревьев стоит круглая башня. Время не пощадило ее. Стены с большими окнами частично разрушены. Крутая конусообразная крыша покрыта соломой. Здание огибает ветхая деревянная лесенка. У подножия старой башни прилепилась мельница. Через реку, крутые берега которой густо заросли лесом, переброшен небольшой мост. С его деревянных зыбких перил живописно свисает зелень.

Неподалеку отсюда, на правом берегу реки, есть еще одно романтическое сооружение — Каскад-руина. Аллея Старой Сильвии, соединяющая все двенадцать дорожек, подводит к крутому склону. Две извилистые лесенки со ступенями, вросшими в землю, спускаются к небольшой площадке.

Справа от нее — тихий пруд, слева внизу-шумит и пенится неугомонный каскад. Как необычна его ограда! Тонкие стволы берез, заменяя перила, соединяют каменные потемневшие постаменты. На них, как бы поврежденные временем, вазы и фигуры львов из серого пористого камня, поросшего темно-зеленым мхом.

А внизу, среди камней, омываемых струями каскада,-обломки античных статуй, колонн... «Все к размышлениям здесь влечет нас невольно»,-писал Жуковский об этом уголке парка. Так же как и мы, не раз стоял он у этой полуразрушенной ограды и слушал шум ниспадающей воды.

Перейдя Руинный мостик-так иногда называют этот каскад,-мы незаметно попадаем в Новую Сильвию. Перед входом в нее, на широкой площадке, окруженная кустами сирени возвышается бронзовая статуя Аполлона Музагета (копия с античной). Предводитель муз в длинных, легких одеждах вдохновенно играет на кифаре. И хотя изображение инструмента не сохранилось, кажется, что гибкие пальцы Аполлона перебирают струны. Лавровый венок венчает его высоко поднятую голову.

Две тропинки, огибая скульптуру, ведут в глубь Новой Сильвии. Узкие прямые дорожки окаймлены кустами акаций, за которыми стоят могучие вековые ели, сосны. Просвета между деревьями почти нет. Полумрак. Лишь высоко над головой светлеет полоска неба, да кое-где, в местах, где луч солнца пробивается сквозь чащу, розовеют стволы сосен. Здесь всегда тихо, и только наверху среди ветвей чуть слышно гудит ветер, и, слегка покачиваясь, поскрипывают деревья. Порой дает о себе знать кукушка, или вдруг послышится стук дятла. Но эти редкие звуки лишь подчеркивают таинственную тишину. Забываешь, что ты в парке, что неподалеку отсюда находятся широкие светлые аллеи, где многолюдно и оживленно.

Как же сумел художник на сравнительно небольшой площади в 20,5 гектаров, к тому же пересеченной аллеями, создать впечатление большого, густого леса? Для этого он использует ряд интересных приемов. Пять основных дорог прокладываются в одном направлении. Как длинные зеленые коридоры, проходят они через весь район.

Иногда соединяются небольшими площадками и снова расходятся. И хотя дороги расположены близко друг от друга, они разделены густо растущими между ними деревьями и высоко подстриженным кустарником. Несколько углубив в грунте дорожки, Бренна достигает того, что деревья кажутся выше, чем они есть в действительности. Кроме того, аллеи при общем сходстве различны по ширине, а значит, неодинаковы и по степени освещенности. Все это разнообразит прогулку в Новой Сильвии, создается впечатление, будто находишься в густом лесу.

И лишь та дорога, которая проходит по самой опушке вдоль берегового склона, всегда сравнительно светла. Идти по ней особенно приятно в солнечную погоду. Справа от вас высится темный бор, а слева, в просветах между деревьями, видны ярко освещенные веселые берега реки.

Еще один поворот-и дорожка неожиданно подводит к небольшому холму. Мы останавливаемся перед колонной из розового мрамора «Конец света». Так ее стали называть в начале XIX века, после того как перенесли сюда. (Прежде она находилась неподалеку от дворца за Тройной липовой аллеей). Здесь в те времена был конец парка. Одиноко стоящая среди деревьев, колонна усиливает ощущение отдаленности этого уголка.

Едва заметная тропинка ведет нас в самую глухую часть Новой Сильвии. Здесь, где всегда господствует мрак, находится одно из замечательнейших архитектурных сооружений Павловска-Мавзолей Павла.

Павловский парк. Мавзолей «Супругу Благодетелю»

И вдруг пустынный храм в дичи передо мной:
Заглохшая тропа, кругом кусты седые;
Между багряных лип чернеет дуб густой
И дремлют ели гробовые-

так передает свои впечатления от памятника В. А. Жуковский.

Словно древний греческий храм стоит среди хмурого леса. Мощны его гранитные колонны, величествен антаблемент, крепки его глухие стены, сложенные из желтого песчаника. Трауром темнеют кованые двери с изображением опущенных факелов — символов смерти. Скорбно закрыты глаза у женских масок на фризе, капли слез застыли на щеках. Надпись на фронтоне: «Супругу-благодетелю».

Девять широких ступеней ведут внутрь храма. В глубине против входа, у темного обелиска мраморная фигура склоненной женщины. Руки ее бессильно лежат на могильном камне. Голова, увенчанная короной, низко опущена. Беспомощность перед горем выражает весь ее облик. Взволнованный силой этого образа А. С. Пушкин писал: «Скорбь беспредельна, сетование чрезмерно.. . Утро в небесах застает ее в горести, теплое солнце не осушает слез ее, и дщерь молчаливой ночи-светлая луна находит ее в той же позе».

Мавзолей построен по распоряжению Марии Федоровны, которая после смерти Павла почти постоянно жила в Павловске. Строительство его было поручено в 1807 году архитектору Тома де Томону, работавшему тогда над созданием Фондовой биржи в Петербурге. Скульптуру выполнил прославленный ваятель И. П. Мартос.

В первой четверти XIX века в Павловском парке по проекту Гонзаго возникают новые участки: Долина прудов, Красная долина, Белая береза и Парадное поле. По своему масштабу они превосходят все созданное здесь ранее.

Пьетро Гонзаго, художник-декоратор императорских театров, приглашенный в Павловск в 1799 году, вначале был помощником Бренна, но после смерти Павла стал руководителем всех работ в парке. Более четверти века отдал художник его созданию.

Долиной прудов стал называться участок парка в юго-восточной части Большой звезды. Здесь на месте лесных оврагов по проекту Гонзаго были вырыты пруды. Различны их размеры, очертания берегов. Не везде одинакова глубина заполнения водою и характер растительности, их окружающей. Это во многом определило многообразие пейзажей. Сохранив почти нетронутым основной лесной массив, художник ввел в него только отдельные «картины».

Дорожки и тропинки, проходящие по всему району, огибая пруды, то выходят на лужайки, то снова скрываются в лесной чаще. В самом деле, что это-лес или парк? Кругом высокие мрачные ели, их густые косматые ветви касаются земли. Деревья подступают к самому оврагу, а внизу в узкой расщелине лежит пруд. До черноты темна его вода. Повторяя очертания берега, вьется небольшая тропинка. Кругом лесная глушь. Чуть отойдешь в сторону-мох под ногами. Хочется лечь возле высокой сосны, положить голову на ее мшистые корни и смотреть, как где-то высоко покачивается ее вершина.. .

Но вот впереди опять мелькает гладь пруда. Делаешь несколько шагов и невольно жмуришься от солнца, яркой зелени. Лес, отступив, открывает неширокую поляну, покрытую сочной травой. В ее зеленом обрамлении лежит другой пруд, с низкими ровными берегами. Вода, отражающая небо и невысокие ивы, кажется светлой. Но такие лирические картины здесь встречаются не часто. В Долине прудов преобладают пейзажи мрачные, суровые.

Иной, более светлый и радостный облик имеет Красная долина.

Спуститесь к Пиль-башне и посмотрите вниз по течению Славянки. Далеко- далеко видна вьющаяся змейкой сверкающая река. Склоны ее берегов здесь одинаково высокие, покрыты густым хвойным лесом. Они ограничивают с двух сторон длинную ровную долину, не случайно названную красной, что значит красивой. Здесь всегда как-то особенно тихо, может быть, потому, что высокие склоны задерживают не только звуки, но и порывы ветра. ..

Тропинка идет вдоль берега. У самой воды слегка покачивается высокая трава, а кругом полевые цветы — целое море ромашек, колокольчиков.. . Кое-где стоят вековые дубы и серебристые ивы. Их раскидистые кроны образуют островки тени в этом царстве солнца. Вдали виднеется крутая арка горбатого Новосильвийского моста.

Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/4765189/post330954587/

Читайте также:  Я в бане на олайке
Оцените статью
Про баню