Первое описание русской парной бани содержится в летописи нестора

Первое описание русской парной бани содержится в летописи нестора

История русской бани

Точную дату, когда на Руси появились первые бани, никто не знает, создаётся такое ощущение, что она была всегда, так прочно связан её образ с историей России. Кто-то считает, что на Русь баня была завезена спартанцами или арабами, а по другую сторону «баррикады» стоят люди, которые уверяют что баня – собственное изобретение славян. Третья же сторона уверена, что первая баня на Руси проложила себе путь через славянские племена с Востока на Север.

На самом деле, на Руси баня появилась задолго до славян. Геродот доказывал, что жившие в далёком прошлом древние скифы (примерно V-I века до нашей эры), уже знали секрет бани и активно ей пользовались. Из его описаний совершенно ясно, что скифы довольно часто устраивали что-то похожее на походную баню для того, чтобы помыться, вылечиться и просто расслабиться и отдохнуть. Скифы покрывали жерди войлоком, после чего скрепляли их, и получался некий шалаш. Потом вносили металлический чан с раскалёнными камнями, на которые кидали семена конопли, от которых сразу шёл приятно пахнущий пар. Находящиеся в шалаше люди не только сильно потели, но и лечились, вдыхая душистый целебный пар. Геродот отмечает: «По сравнению со скифской баней, эллинская – просто ничто. Наслаждаясь своей баней, скифы просто вопят от счастья и удовольствия». Перед тем как париться в бане, скифские женщины растирали на камнях кусочки хвои и коры кедра, кипариса, а также других приятно пахнущих растений. В этот порошок наливали немного воды, чтобы получилась однородная густая масса с очень приятным ароматом. Как утверждал Геродот, этой смесью женщины натирали всё тело, после чего смывали, и тело становилось чистым и блестящим.

Читайте также:  Строительство бань и домов доступный

В «Повести временных лет» (дошедшая до нас последняя редакция относится к 1113 году), составленной летописцем Нестором-монахом Киево-Печерского монастыря, есть документальные сведения о банях на Руси. Из фактов, содержащихся в книге «Повести временных лет» Нестора абсолютно ясно понятно, что баня была совершенно обычным явлением на Руси ещё задолго до XII века.
В этой книге Нестор описывает то, как апостол Андрей отправился к землям славян. По преданию, святой Андрей пришёл на киевский холм около берега реки Днепр (место, где сейчас находится чудесная и величественная Андреевская церковь) и начал там проповедовать Слово Божье, после чего спустился с холма и отправился вверх по течению реки. Таким образом он зашёл далеко на север, туда, где сейчас находится современный Новгород. Там Андрей был поражён тем, что он увидел: люди сидели в деревянных постройках, наполненных паром, хлестали себя и друг друга вениками, после чего выбегали голышом на мороз и бросались в снег. Андрей пошёл обратно в Рим, собирая по пути странников, которые хотели отправиться с ним. Придя в Рим, он поведал о чудесах, которые видел на севере: «Видел бани древены. И как нажарят их румяно, от одежд сволокутся, и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят водой истомленное тело свое. И опять оживут. То творят мовенье себе, а не мученье». Существует много интересных исторических фактов, которые Нестор описал в своей летописи, которые свидетельствуют, что баня так или иначе является характерным моментом в образе жизни древних русичей.

В 906 году от рождества Христова был окончен удачный поход князя Олега на Царьград (нынешний Константинополь). Между Русью и Византией был заключён торговый мирный договор, в котором среди других товаров была и баня, потому что в Византии стало много русских купцов. Многие торговцы надолго поселились в Константинополе, который тогда был открытым и космополитическим миролюбивым городом. Потом в Константинополе появилось русское землячество, которое занимало в городе целый квартал. В связи с этим в договоре было отдельно написано требование: обеспечить русских купцов не только едой, питьём и жильём, но и давать им возможность посещать баню, когда им это будет угодно.

Читайте также:  Как использовать хмель в бане

Нестор описывает ещё один момент, который возник в 945 году. Многие источники указывают, что киевская княгиня Ольга отомстила древлянам за убийство князя Игоря в трёхкратном размере. Один из моментов этого происшествия связан с баней. К княгине прибыли послы древлян, для того чтобы сообщить, что их предводитель хочет, чтобы княгиня связала свою с ним жизнь узами брака. По традиции, Ольга приказала растопить для послов баню, ведь так было принято, и когда послы, ни о чём не подозревая, начали мыться, баню заперли снаружи и подожгли.

Историк Прокопий Кесарийский, родившийся и живший в Византии в V веке н.э. писал, что баня сопутствовала древним славянам всю жизнь: в бане их мыли в день рождения, незадолго до свадьбы и после смерти.

Только русская баня была описана иностранцами настолько подробно, их очень удивляли особенности русской бани. В более поздние времена практически каждый мастер русского слова считал своим долгом говорить о бане. Путешествующие люди из Европы, а потом и журналисты, оказавшиеся в России, считали что баня – это экзотика по-русски. Рассказывая о своих впечатлениях на Западе, приезжие европейцы всё прочнее связывали образ русских людей с любовью к бане. Карамзин в книге «История государства Российского» публикует свидетельство иноземных путешественников, которые были на Руси в древние времена: «Житель полуночной земли любит быть в движении, согревая им свою кровь. Становится адаптирован к частым переменам воздуха и укрепляется терпением. Ни в грош не ставит непогоду, присущую северному климату. Закаляется с помощью своей огненной бани».

На рассвете XVII века учёный из Германии Адамус Алеариус (Олеарий) прибыл в Россию и оставил свое доказательство о выбившей его из колеи народной русской бане: «Нет в России города или деревни, в которой нет настоящей русской бани! Русские способны спокойно переносить очень сильный жар. Они ложатся на банные полки и просят бить себя горячими берёзовыми вениками, а этого я никак не смог вынести. От этого адского жара русские люди становятся красные, и после того как попарятся, обливаются холодной водой. А зимой выскакивают голышом из бани и валяются в снегу, трут им тело так, как будто это мочалка, а потом идут обратно в баню, греться. Они считают, что так они закаляют своё здоровье».

Читайте также:  Калькулятор расход бруса на баню

В книге «Рассказы о персидском путешествии» Алеариус пишет, что был потрясён оттого, что он увидел, когда он заглянул в окошко одной из общественных бань в Астрахани: и мужчины и женщины парились в одном помещении, и только несколько из них прикрывались вениками, остальные же чувствовали себя абсолютно спокойно.

При возведении Санкт-Петербурга, Пётр I всем разрешил строить в основанном городе русские бани, ничем себя не ограничивая, а также за баню в Петербурге не нужно было платить налоги, как в других посёлках и городах России. В дальнейшем, Петр основал специальную банную канцелярию, в ведении которой были бани и Петербурга. Посещение бани было очень дешёвым, это было сделано для того, чтобы любой желающий того человек, даже самый бедный, мог спокойно попариться без ущерба своему кошельку. В государственном архиве до сих пор есть любопытная запись о том, что 11 мая 1733 года было получено разрешение от медицинской канцелярии, позволяющее завести в Москве лечебную баню, хозяин которой строжайше должен был «…использовать в своей бане только наружные болезни, и трудные операции без ведома и докторского совета не чинить. И за свой труд деньги брать справедливые и без излишков, чтобы жалоб не было». В этих предназначенных для лечения банях, которые назывались «бадерными», было строжайше запрещено продавать спиртосодержащие напитки.

Ближе к концу XIX века возведение бани, поддержание её в нормальном состоянии и ремонт было одной из многочисленных обязанностей крестьян, проживающих в каждой деревне.

Уже упоминавшийся Алеариус описывал и королевские бани в Кремле. Он утверждает, что комната предбанника до потолка увешана зеркалами, пол покрыт шелками, а на шёлковое покрытие было набросано невообразимое количество шёлковых и бархатных подушек, а слуги опахивали парящихся опахалами из перьев страуса. Также он написал о том, что к каждому, кто парился в бане, была приставлена служанка, в обязанности которой входило массажировать, мыть и вытирать того, кто парится. Алеариус явно дал волю своей фантазии, вдохновленный сказками из сборника «Тысяча и одна ночь». По факту, в любом месте русская баня практически одинакова, будь то дом богатого промышленника или домик бедного крестьянина из маленькой деревушки. Схема её постройки настолько проста и доступна, что на протяжении многих веков изменений практически не было. Русские бани не так роскошны, как хамам или римские термы, в них нет ни огромного количества помещений размером с поле, ни красивой архитектуры. Но, как бы то ни было, русская баня живёт, и будет жить намного дольше, если не всегда.

Раньше было три вида русской бани: «чёрная», или курна, «белая», и баня в русской печке – влазня, лазня. Для удобства бани строятся на берегу озера, речки или хотя бы недалеко от колодца.

Потолок высотой был примерно полтора метра, один из углов был полностью занят печью-каменкой, а другой дровами, предназначенных для растопки. Над печкой делали малюсенькое открывающееся окошко. Очень качественная должна была быть дверь, она должна была плотно закрывать дверной проём между парной и предбанником, от этого зависела температура бани. После того как баня была хорошо протоплена, дым уходил в комнату, а после этого выветривался через открытое окошко. После того как все дрова сгорали, и весь дым выветривался, окно закрывали, после чего баню нужно было «пропарить» вытереть все поверхности мокрым веником. Таким образом со стен убирали копоть, более того от распаренного дерева шёл приятный банный запах. На печку плескали воду, отчего всё помещение наполнялось паром. После этого можно было приступать непосредственно к парке – лёжа на полке хлестать себя веником, время от времени выбегая на улицу чтобы окунуться в снег. Мылись обычно прямо в бане, стоя рядом с бочкой и поливая себя водой, которую черпали ковшиками или чем-то схожим. «Чёрная» баня была очень распространена от западных границ Руси до крайнего севера. При освоении семьёй нового места баня возводилась в первую очередь, за счёт того, что в ней вполне можно было приютиться и того, что она очень просто строилась.

Годы после революции были тяжелы не только для страны в целом, но и для истории русских народных бань. Разруха, массовые заболевания тифом, а после этого через двадцать лет ужасная, разрушительная война. В следствии, привычная русская народная баня сначала была заменена на санпропускник с раздельным входом и выходом, а потом на санитарные поезда с передвижными банями, а когда всё более-менее наладилось – на районную баню с душем и банно-прачечные комбинаты. Именно в таком виде нам показывают в словарях середины пятидесятых годов понятие «баня». После войны общественные бани функционировали в первую очередь как гигиеническое учреждение, хотя классическая русская народна парная была в каждой из них. По мере постепенного расселения городов, не оснащённых ванной и водопроводом, исчезали и бани: закрывались или использовались для достижения других, изначально не вложенных в них целей. Когда люди вновь заинтересовались банями, то модна была не исконно русская баня, а финская сауна. Но, как бы то ни было, русская баня существовала столько лет определённо не просто так. Видимо, наша баня не умрёт и в наши дни, так как принципиальных различий между русской и финской баней нет. Разве что с таким сухим воздухом, как в сауне, невозможно использовать веник так, как во влажной парной. В наше время типичные русские бани строятся только в клубах, салонах красоты, спортзалах, отелях и в частных домах.

Но закалённость и прекрасное здоровье поражало иностранцев намного больше, чем простота нравов.

Вот что член Императорской Петербургской академии наук врач Вильям Тук написал в 1779 году в английских заметках: «Русские болеют очень малым количеством известных болезней, и большинство из них они лечат простыми домашними рецептами и диетой. Женщины в России рожают очень легко, и чаще всего в бане. Количество детей, рождённых мёртвыми, по сравнению с другими странами исключительно мало. По сути, русские знаю очень мало целебных рецептов, при чём вместо того, чтобы поправлять здоровье лекарствами, они предпочитают париться в банях, которые оказывают благотворное влияние на их организм. Я не сомневаюсь, что этим исключительным здоровьем и долголетием русские обязаны именно баням».
Через некоторое время после Вильяма, Эдвард Кентиш отметил, что для русских большинство смертельных болезней не так опасны, как для других народов. Он считал, такая стойкость к болезням получена за счёт регулярного посещения паровой бани. Так же считали и многие другие врачи того времени, населяющие Европу. Например, личный врач императрицы Елизаветы Петровны испанец Санчес уверял, что баня лечит русских от оспы, простуды, хронических болезней, вызванных чревоугодием. «Я не питаю надежд на то, что найдётся такой врач, который скажет что русская баня не помогает здоровью. Каждый знает, как общество было бы счастливо, если бы был нетрудный, безвредный и столько действенный способ, который смог бы не только сохранять здоровье, но и исцелять болезни, которые так часто случаются. Я считаю, что только должным образом приготовленная Российская баня способна принести человеку столь великое благо. Когда я думаю о великом множестве лекарств из химических лабораторий и аптек, выходящих и привозимых со всех сторон света, превратились в бани Российские». На закате своей жизни Санчес, уехав из России, помог открыть русские парные бани во всех столицах и крупных городах Европы.

Любое важное событие в семейной жизни не обходилось без бани. Как уже упоминалось, в посёлках женские роды обычно происходили именно в бане. За день до свадьбы знакомые невесты обязательно парили ее в бане, как бы она себя ни чувствовала. В некоторых местах в XIV—XVII веках была традиция отправлять в баню мужа и жену на второй день после свадьбы, это было гарантией, что у них будет счастливая семейная жизнь и много сыновей. Баня нашла себе место даже на поминках! Друзья и знакомые умершего, помогавшие при похоронах, после похорон шли в баню и на сороковины. Иногда на надгробии оставляли берёзовый банный веник, это символизировало то, что похоронённый чист перед встречей с Богом.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/pervoe-opisanie-russkoy-parnoy-bani-soderzhitsya-v-letopisi-nestora/

Славянская баня

Баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня, байна) была в обиходе у славян уже в V-VI в.в., еще скифы, жившие на территории России, использовали горячую воду и пар. Лет 800-900 тому назад в городах России, Волжской Болгарии и на других европейских территориях уже строили каменные бани, сочетающие местные традиции с восточными. В 1090 году в Переславле по указанию епископа Ефрема, ставшего затем киевским митрополитом, была построена большая каменная баня. На месте города Буглар — столицы Волжской Болгарии — в IX-XIV веках обнаружены остатки пяти каменных бань. Но всё же основное население в этих краях пользовалось деревянными банями.

История бани началась ещё в глубокой древности, причём у всех народов баня была не только местом для мытья, а также особенным, почти священным местом. Считалось, что баня объединяет 4 главные природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Поэтому человек, посетивший баню, как бы вбирал в себя силу всех этих стихий и становился крепче, сильнее и здоровее. Недаром на Руси бытовала поговорка «Помылся – будто заново родился!».

Бани всегда пользовались особым почётом на территории России. На Руси с баней были связаны все самые важные события: рождение, свадьба, выздоровление после тяжёлой болезни.

Так, была такая традиция: обязательно необходимо было посетить баню перед венчанием и на следующий день после свадьбы. Наши предки полагали, что предназначение бани состоит не столько в очищении тела, сколько в очищении души. Считалось даже, что если больному не помогла баня, то ему уже ничто не поможет.

Парную баню на Руси называли мыльней, мовней или влазней. По данным историков (история русской бани), ещё в 5-6 веке на Руси были в ходу такие бани, причём ими пользовались как богатые, знатные люди, так и простой люд. Поэтому несправедливо считать русский народ нецивилизованным, отсталым и не имеющим никакого представления о личной гигиене. Русская баня – одна из самых древних, она появилась почти одновременно с самим возникновением славян. О бане упоминается в устном народном творчестве ещё тогда, когда даже не было письменности. Возможно, славяне придавали такое большое значение бане, поскольку в то время они были язычниками и привлекали в бане благосклонность таких важных стихий, как вода и огонь. Так или иначе, но бани всегда играли огромную роль в жизни русского народа.

Наши предки издревле верили в целебную и очистительную силу бань (возникновение русской бани), связывали здоровье с чистотой. Баня всегда считалась самым лучшим способом преодолеть хворь, сглаз и вообще всё плохое. Со временем предложение искупаться в бане стало признаком гостеприимства. Так, гостя сначала вели в баньку и лишь затем кормили и укладывали спать.

Кстати, было бы неверно связывать парную баню только со славянами. На самом деле такие бани появились впервые у многих народов Поволжья, Урала и Сибири – не только у славянских племён (история бани), но также у финских, угорских и других. Например, в тайге и в наши дни сохранились избушки охотников, построенные по принципу бань. Во времена великого переселения некоторые финские народы перенесли парную баню по-чёрному в Скандинавию и Европу. Есть мнение, что древнеиндийские бани темаскуали, в которых до сих пор парятся вениками из кукурузных стеблей и лечебных трав, принесли в Америку сибирские племена.

Бани были настолько важны для наших предков, что даже в договоре с Византией в 907 году было специально оговорено, что русские послы в Константинополе могут посещать бани в любое время (возникновение русской бани). Описание бани встречается ещё в «Повести временных лет» и иностранных летописях. Русские бани удивляли большинство иностранцев. Особенно их поражало то, как русские парились в бане, обливаясь квасом или ледяной водой и, и били друг друга веником. Иностранные путешественники даже считали парение в бани добровольным мучением, пыткой. Они очень боялись парения, однако после посещения русской бани чужеземцы чувствовали себя замечательно. Впечатления от русской бани были настолько сильными, что слух об оздоровительном эффекте русских бань распространился по всему свету.

Между тем, целебный эффект бани был известен ещё древним грекам. Наши монахи, изучив немало трудов древнегреческих греков, решили проверить, какой на самом деле эффект производит баня на больных. Эти наблюдения подтвердили, что банная процедура является отличным лекарством от многих болезней. Повсеместно при банях стали появляться своего рода больницы.

О русских банях писали многие европейские и азиатские путешественники (история русской бани). Сами иностранцы привыкли мыться в купальнях с тёплой водой, поэтому, увидев, как разгорячённые после бани русские, ныряли в ледяную прорубь или обтирались снегом, чужеземцы приходили в ужас. После такого зрелища русские казались им настоящими богатырями.

В древности русские бани представляли собой небольшой деревянный срубовой домик с единственным окошком, находящимся под потолком. Щели между брёвнами обычно были законопачены древесной смолой и мхом. В углу стояла большая печка-каменка, в которой разжигают огонь, отапливающий саму баню и нагревающий камни, положенные сверху на печь. В бане также стояла бочка или чан с водой. Когда камни раскалятся, огонь тушили, а раскаленные камни поливали водой. При этом двери и окно плотно закрывали и парились, сидя или лёжа на полках. На верхней полке могут париться только выносливые и опытные парильщики, так как температура там может достигать 100 градусов. Как правило, бани ставили недалеко от водоёмов. Зимой после бани люди выбегали нагими на улицу и ныряли в прорубь или обтирались снегом, как мочалкой. Летом же после бани просто обливались холодной водой или прыгали в водоём.

Первые бани строились исключительно из брёвен. Лишь в одной из летописей 1090 года было упомянуто о кирпичной бане, построенной в Переславле.

Баню мог построить любой человек, имеющий достаточно для этого земли. В середине 17 века даже вышел указ, в соответствии с которым бани разрешалось строить только на расстоянии от жилых домов, видимо, во избежание возгорания. Традиционно бани топили по субботам, поэтому субботы назывались банными днями, не работали даже присутственные места. В домашних банях мылись всей семьёй, и мужчины, и женщины парились все вместе, без какого-либо стеснения. Общественные бани отличались лишь тем, что женщины мылись на одной половине, а мужчины – на другой. Лишь с 1743 года стало запрещено в общественных банях мужчинам старше 7 лет заходить в женскую баню, а женщинам входить в мужскую баню.

Стоит отметить, что в древности люди ходили в баню не для того, чтобы просто мыться, а чтобы прогреть тело и пропотеть. Прогревание полезно для успокоения нервной системы, кроме того, парение в и прогревание в бане повышает умственные способности. О целительных свойствах русской бани писал ещё португальский врач императрицы Елизаветы Петровны Санчес (1778г.). Он считал, что русская баня вполне может заменить почти все лекарства. Когда Санчес покинул Россию, он содействовал открытию парных русских бань в крупных городах Европы.

Распространению русских бань в Европе поспособствовал и Петр I, который приказал построить бани для своих солдат в Париже и Амстердаме во время своего пребывания там. А после войны с Наполеоном солдаты русской армии построили бани во всех освобождённых странах и научили «баниться» местное население.
Древний трактат описывал 10 преимуществ бани: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин.

В начале 19 века в Москве было уже 1500 частных и 70 казённых бань. В начале 20 века при каждой больнице и лечебнице имелась парная баня, которую прописывали больным, страдающим ревматизмом, подагрой, водянкой, ожирением и т.д.

В наши дни русские парные бани пользуются огромной популярностью и за пределами нашей страны. Оздоровительный эффект и полезные свойства русской бани сегодня являются общепризнанными.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник статьи: http://unknown.mirtesen.ru/blog/43363000419/Slavyanskaya-banya

Оцените статью
Про баню