Особенности французской бани
Франция – страна романтики, изысканных вин и загадочных женщин, благоухающих неповторимыми ароматами духов. Национальная французская баня не славится в мире своей известностью, но те, кто ее посещают, получают удовольствие и пользу от банных процедур. Без сомнения, русская баня или финская сауна популярны во всем мире, но и у французской бани имеются любители. Хотя выделить среди других французскую баню невозможно, посещать ее также приятно, как и нашу русскую баню.
Французская банная керамика
Огромное влияние на культуру французской бани оказали походы крестоносцев. Воинам-рыцарям во время похода на восток понравилось принимать ванны, после их возвращения во Францию в стране стали появляться ванные комнаты. В низ стали использовать благовония, различные ароматические масла и известное по сей день на весь мир – французское мыло ручной работы.
Первая общественная баня, появилась во Франции на реке Сена, располагалась на деревянной барке близ Парижа. Сливными отверстиями служили естественные щели в полу. Перегородка была условной, и не служила защитой от чужих глаз. Церковь этого не одобряла. Этой баней население пользовалось многие годы. Была закрыта в семнадцатом и потом опять открыта в конце восемнадцатого века. Парижане нуждались в городской бане.
Во Франции девятнадцатого века были городские и монастырские бани, а простые парижане будут совершать водные процедуры на древней полузатопленной деревянной барке совершенно без удобств.
Богачи оборудовали у себя ванны, строили бассейны. Это стало основой французских бань. Для богатых горожан бани были не только удовольствием, но и средством общения. Роскошь и удобство сделали бани модным атрибутом и достопримечательностью городов. В то время французские бани были похожи на китайские и восточные. Помимо лучших бань для знати, были бани для простых людей – бани низшего ранга.
Интерес к восточным традициям возродился при наполеоновской Франции. Египетская военная кампания способствовала этому. Также существовала мода путешествовать по восточным странам. Там европейцы открывали для себя истинный Восток: Египет, Турцию, Алжир, Тунис и Марокко. В этих странах бани были частью повседневной жизни.
Ванна с ароматическими маслами
Среди богатых людей большим спросом пользовались ванны с минеральной водой, имеющие целебные свойства, а также ванны с настоями лекарственных трав. Пользовалась успехом и парная баня. Паровые бани в восточном стиле прописывались от многих болезней нервной системы, истерии, припадков, а также старческой немощи. И так постепенно посещение бани из привычки превратилось в огромное удовольствие. И у европейской знати, наряду с курением опиума и чаепитием вошло в моду посещение турецкой бани.
Парная по-французски с восточным оттенком
Первые бани в домах богачей или закрытых клубах отличались невиданной роскошью, в точности воспроизводя замысловатый восточный стиль в архитектуре и оформлении. Эта традиция украшения банных помещений сохранилась и в дальнейшем, когда появились общедоступные банные комплексы, плата за их посещение во Франции была и остается довольно высокой.
Сказочное пространство французской бани
Баня по-французски
Французы утверждают, что у них много общего с восточными банями. Современная баня во Франции основана на принятии ванн с ароматическими маслами. Действительно французские бани очень многое приняли от восточных бань. Они намного мягче русского или финского варианта. Раньше доктора прописывали парные процедуры для укрепления жизненных сил, успокоения нервов и других проблем со здоровьем. А сейчас гости и сами французы с радостью и удовольствием ходят в бани без всяких рецептов. Просто потому, что любят попариться.
Банька по-восточному. Франция
Самые известные бани во Франции расположены и по сей день в Тиволи. Французские бани состоят из нескольких помещений: первое – раздевалка, второе – где люди греются на разогретых скамьях и третье – парная. Для начала необходимо принять горячую ванну с настоями трав, такая традиция, и только потом, желающим испытать на себе силу французского пара, можно отправляться в парную. Температура в парной колеблется в пределах от 35 до 40 градусов, а влажность составляет примерно 60 процентов. Побыв некоторое время в парной, посетители отправляются принимать ванную с ароматическими маслами, которые можно выбрать на свой вкус из целого списка. После парной можно отправиться опять же в ванную, чтобы разогретое тело смогло впитать травяной настой для укрепления всего организма.
Восточная роскошь во Франции
Заключение!
Французские мастера чтят культ восточных бань, соблюдают сложные эстетические правила при оформлении банных комплексов. Франция стала первой европейской страной, которая поддалась обаянию восточных бань. Скульпторы и художники создали новый вид искусства – обрамление пространства для принятия банных процедур. И это уже не восточные, а французские бани. И это не удивительно, так как восточная баня один из основных символов восточной культуры, а Франция считается примером утонченности и преданности традициям востока в банной культуре.
Если вам понравилась статья, то вы можете поделиться ей с друзьями или занести в избранное. Кроме этого, вы принесёте существенную пользу для этого сайта. Спасибо!
Источник статьи: http://24banya.ru/otdelka-bani/osobennosti-francuzskoj-bani.html
Первые бани во франции
Общеизвестно, что для западноевропейских путешественников 17-18 веков было в диковинку широкое распространение бань в русских землях. К тому времени уже почти позабылось, что в самой Западной Европе на протяжении многих веков существовала высокая банная культура, исчезнувшая лишь в 16 веке. Поэтому представление о европейском Средневековье как о «немытом» является очередным мифом и стереотипом.
Оригинал взят у gunter_spb в БАННО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ.
Судя по продолжающимся последние дни обсуждениям по теме Черной смерти» 1348 года стало ясно, что значительная часть общественности не избавлена от стереотипов относительно гигиены эпохи Высокого и Позднего Средневековья. Стереотип укладывается в одну фразу: «Они все были грязные и мылись только случайно упав в реку, а вот на Руси. » — далее следует пространное описание культуры русских бань.
Помните, по жэжэшечке ходила «патриотическая» статейка о «чистых славянах» и «вонючих европейцах» — кажется ее перепостил и d_pankratov, не потрудившись разобраться в теме. Увы, это не более, чем миф.
Может быть у кого-то эти слова вызовут легкий разрыв шаблона, но среднестатистический русский князь XII-XIV веков был ничуть не чище немецкого/французского феодала. А последние в большинстве не были грязнее. Возможно, для кого-то эти сведения являются откровением, но банное ремесло в ту эпоху было весьма развито и, по объективным причинам описанным ниже, оказалось полностью утрачено как раз после Возрождения, к наступлению Нового времени. Галантный XVIII век стократ более пахуч, чем суровый XIV.
Давайте пройдется по общедоступным сведениям. Для начала — известные курортные зоны. Взглянем на герб Бадена (Baden bei Wien), дарованный городу императором Священной Империи Фридрихом III в 1480 году. Мужчина и женщина в купальной кадушке.
Незадолго до появления герба, в 1417 году Поджо Браччоли, сопровождавший лишенного престола Папу Иоанна XXIII в поездке в Баден дает описание 30-ти роскошных бань. Для простолюдинов действовали два открытых бассейна.
Даем слово Фернану Броделю («Структуры повседневности: возможное и невозможное»):
— Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе — как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами, с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали «мыльнями» в полуподвалах; тут находились парильня и кадки — обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) ее обнаружили в герцогском лагере.
В отчете парижского прево (эпоха Филиппа IV Красивого, начало 1300 годов) упоминаются 29 общественных бань в Париже, облагаемых городским налогом. Они работали ежедневно, кроме воскресенья. То, что Церковь смотрела на эти заведения косо, вполне естественно — поскольку бани и прилегающие к ним трактиры зачастую использовались для внебрачной половой жизни, хотя, конечно, народ все-таки собирался туда помыться. Дж. Бокаччо пишет об этом прямо: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен».
Вот типичная картинка XIV века — мы видим весьма роскошное заведение «для благородных»:
Не только Париж. По состоянию на 1340 год известно, что в Нюрнберге было 9 бань, в Эрфурте — 10, Вене — 29, Бреслау/Вроцлаве — 12. Рейнмар фон Беляу из «Башни Шутов» Сапковского вполне мог посещать одну из них.
Богатые предпочитали мыться дома. Водопровода в Париже не было, и воду доставляли за небольшую плату уличные водоносы. Мемо ди Филипуччо, Супружеская ванна, около 1320 г. фреска, городской музей Сан-Джиминьяно.
Но это, так сказать, «позднятина», а что же раньше? При самом что ни на есть «варварстве»? Вот Эйнгард, «Жизнеописание Карла Великого»:
— Любил он также купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье. Именно из любви к горячим ваннам построил он в Ахене дворец и проводил там все последние годы жизни. На купанья, к источникам он приглашал не только сыновей, но и знать, друзей, а иногда телохранителей и всю свиту; случалось, что сто и более человек купались вместе.
Обычная частная ванна, 1356 год:
Существует две версии появления мыла в средневековой Европе. По одной, мыло производили с VIII века в Неаполе.
По другой, его начали делать в Испании и на Ближнем Востоке из оливкового масла, щелока и ароматических масел арабские химики, (существует трактат Аль-Рази 981 г., где описывается способ получения мыла), и Европу с ним познакомили крестоносцы.
Потом, как будто бы, около 1100 года появились производства мыла в Испании, Англии, Франции – из животного жира. Британская энциклопедия дает более поздние даты – около 1200 года.
В 1371 некий Crescans Davin ( Sabonerius), завел производство мыла из оливкового масла в Марселе, и его часто упоминают, как первое европейское мыло.
Оно то точно достигло большой известности и коммерческого успеха. В XVI веке в Европе торговали уже венецианским и кастильским мылом, да и многие стали заводить свое производство.
Картинка публичной бани во Франции от 1470 года:
А вот Ханс Бок, Общественные бани (Швейцария), 1597, холст, масло, Художественная галерея Базеля.
Вот современная реконструкция стандартной публичной «мыльни» XIV-XV веков, эконом-класс для бедных, бюджетная версия: деревянные бадьи прямо на улицах, воду кипятят в котлах:
Отдельно заметим, что в «Имени Розы» Умберто Эко есть вполне подробное описание монастырской купальни — отдельные ванны, разделенный занавесками. В одной из таких утонул Беренгар.
Цитата из устава ордена Августинцев: «В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий.»
А вот из «Валенсийского кодекса» XIII века: «Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду; и евреи идут в пятницу и в воскресенье; ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню; и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают; и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани , пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день; также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом; а человека, который в другие дни возьмет силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить.»
И уж совсем не шуткой является история, как в 1045 г. несколько важных персон, в том числе епископ Вюрцбурга, умерли в купальной бадье замка Персенбург (Persenbeug) после того, как рухнул потолок купальни.
Паровая баня. XIV в. — Так что паровые сауны тоже были.
Прислужница в купальне — заметим, с веником. «Wenzelsbibel», ок. 1400 г.
Итак, миф испаряется, вместе с банным паром. Высокое Средневековье вовсе не являлось царством тотальной грязищи.
Исчезновению банного дела в постренессансные времена способствовали и природные, и религиозно-политические условия. «Малый ледниковый период» длившийся до XVIII века привел к массовой вырубке лесов и чудовищному дефициту топлива — заменить его смогли только в Новое Время каменным углем.
Обратите внимание на резкий рост цен на дрова после 1550 года:
И, конечно, огромное влияние оказала Реформация — если католическое духовенство Средневековья к баням относилось сравнительно нейтрально (и мылось само — есть упоминания о посещении бань даже Римскими Папами), лишь запретив совместное мытье мужчин и женщин, то протестанты запретили вообще — не по-пуританские это. В 1526 году Эразм Роттердамский констатирует: «Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них». В Париже бани практически исчезли при Людовике XIV.
И вот как раз в Новое Время европейцы начинают удивляться русским публичным баням и парным, которые в XVII веке уже заметно отличают Восточную Европу от Западной. Культура была утрачена.
Вот такая история.
Альбрехт Дюрер, «Мужчины в бане», 1497 — пиво, разговоры, музыка, шапочки для парной. Обратим внимание на кран для воды — подвернись нам какой-нибудь Фоменко, он живо бы заключил, что Дюрер жил в 19 веке.
Общеизвестно, что для западноевропейских путешественников 17-18 веков было в диковинку широкое распространение бань в русских землях. К тому времени уже почти позабылось, что в самой Западной Европе на протяжении многих веков существовала высокая банная культура, исчезнувшая лишь в 16 веке. Поэтому представление о европейском Средневековье как о «немытом» является очередным мифом и стереотипом.
Оригинал взят у gunter_spb в БАННО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ.
Судя по продолжающимся последние дни обсуждениям по теме Черной смерти» 1348 года стало ясно, что значительная часть общественности не избавлена от стереотипов относительно гигиены эпохи Высокого и Позднего Средневековья. Стереотип укладывается в одну фразу: «Они все были грязные и мылись только случайно упав в реку, а вот на Руси. » — далее следует пространное описание культуры русских бань.
Помните, по жэжэшечке ходила «патриотическая» статейка о «чистых славянах» и «вонючих европейцах» — кажется ее перепостил и d_pankratov, не потрудившись разобраться в теме. Увы, это не более, чем миф.
Может быть у кого-то эти слова вызовут легкий разрыв шаблона, но среднестатистический русский князь XII-XIV веков был ничуть не чище немецкого/французского феодала. А последние в большинстве не были грязнее. Возможно, для кого-то эти сведения являются откровением, но банное ремесло в ту эпоху было весьма развито и, по объективным причинам описанным ниже, оказалось полностью утрачено как раз после Возрождения, к наступлению Нового времени. Галантный XVIII век стократ более пахуч, чем суровый XIV.
Давайте пройдется по общедоступным сведениям. Для начала — известные курортные зоны. Взглянем на герб Бадена (Baden bei Wien), дарованный городу императором Священной Империи Фридрихом III в 1480 году. Мужчина и женщина в купальной кадушке.
Незадолго до появления герба, в 1417 году Поджо Браччоли, сопровождавший лишенного престола Папу Иоанна XXIII в поездке в Баден дает описание 30-ти роскошных бань. Для простолюдинов действовали два открытых бассейна.
Даем слово Фернану Броделю («Структуры повседневности: возможное и невозможное»):
— Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе — как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами, с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали «мыльнями» в полуподвалах; тут находились парильня и кадки — обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) ее обнаружили в герцогском лагере.
В отчете парижского прево (эпоха Филиппа IV Красивого, начало 1300 годов) упоминаются 29 общественных бань в Париже, облагаемых городским налогом. Они работали ежедневно, кроме воскресенья. То, что Церковь смотрела на эти заведения косо, вполне естественно — поскольку бани и прилегающие к ним трактиры зачастую использовались для внебрачной половой жизни, хотя, конечно, народ все-таки собирался туда помыться. Дж. Бокаччо пишет об этом прямо: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен».
Вот типичная картинка XIV века — мы видим весьма роскошное заведение «для благородных»:
Не только Париж. По состоянию на 1340 год известно, что в Нюрнберге было 9 бань, в Эрфурте — 10, Вене — 29, Бреслау/Вроцлаве — 12. Рейнмар фон Беляу из «Башни Шутов» Сапковского вполне мог посещать одну из них.
Богатые предпочитали мыться дома. Водопровода в Париже не было, и воду доставляли за небольшую плату уличные водоносы. Мемо ди Филипуччо, Супружеская ванна, около 1320 г. фреска, городской музей Сан-Джиминьяно.
Но это, так сказать, «позднятина», а что же раньше? При самом что ни на есть «варварстве»? Вот Эйнгард, «Жизнеописание Карла Великого»:
— Любил он также купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье. Именно из любви к горячим ваннам построил он в Ахене дворец и проводил там все последние годы жизни. На купанья, к источникам он приглашал не только сыновей, но и знать, друзей, а иногда телохранителей и всю свиту; случалось, что сто и более человек купались вместе.
Обычная частная ванна, 1356 год:
Существует две версии появления мыла в средневековой Европе. По одной, мыло производили с VIII века в Неаполе.
По другой, его начали делать в Испании и на Ближнем Востоке из оливкового масла, щелока и ароматических масел арабские химики, (существует трактат Аль-Рази 981 г., где описывается способ получения мыла), и Европу с ним познакомили крестоносцы.
Потом, как будто бы, около 1100 года появились производства мыла в Испании, Англии, Франции – из животного жира. Британская энциклопедия дает более поздние даты – около 1200 года.
В 1371 некий Crescans Davin ( Sabonerius), завел производство мыла из оливкового масла в Марселе, и его часто упоминают, как первое европейское мыло.
Оно то точно достигло большой известности и коммерческого успеха. В XVI веке в Европе торговали уже венецианским и кастильским мылом, да и многие стали заводить свое производство.
Картинка публичной бани во Франции от 1470 года:
А вот Ханс Бок, Общественные бани (Швейцария), 1597, холст, масло, Художественная галерея Базеля.
Вот современная реконструкция стандартной публичной «мыльни» XIV-XV веков, эконом-класс для бедных, бюджетная версия: деревянные бадьи прямо на улицах, воду кипятят в котлах:
Отдельно заметим, что в «Имени Розы» Умберто Эко есть вполне подробное описание монастырской купальни — отдельные ванны, разделенный занавесками. В одной из таких утонул Беренгар.
Цитата из устава ордена Августинцев: «В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий.»
А вот из «Валенсийского кодекса» XIII века: «Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду; и евреи идут в пятницу и в воскресенье; ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню; и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают; и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани , пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день; также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом; а человека, который в другие дни возьмет силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить.»
И уж совсем не шуткой является история, как в 1045 г. несколько важных персон, в том числе епископ Вюрцбурга, умерли в купальной бадье замка Персенбург (Persenbeug) после того, как рухнул потолок купальни.
Паровая баня. XIV в. — Так что паровые сауны тоже были.
Прислужница в купальне — заметим, с веником. «Wenzelsbibel», ок. 1400 г.
Итак, миф испаряется, вместе с банным паром. Высокое Средневековье вовсе не являлось царством тотальной грязищи.
Исчезновению банного дела в постренессансные времена способствовали и природные, и религиозно-политические условия. «Малый ледниковый период» длившийся до XVIII века привел к массовой вырубке лесов и чудовищному дефициту топлива — заменить его смогли только в Новое Время каменным углем.
Обратите внимание на резкий рост цен на дрова после 1550 года:
И, конечно, огромное влияние оказала Реформация — если католическое духовенство Средневековья к баням относилось сравнительно нейтрально (и мылось само — есть упоминания о посещении бань даже Римскими Папами), лишь запретив совместное мытье мужчин и женщин, то протестанты запретили вообще — не по-пуританские это. В 1526 году Эразм Роттердамский констатирует: «Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них». В Париже бани практически исчезли при Людовике XIV.
И вот как раз в Новое Время европейцы начинают удивляться русским публичным баням и парным, которые в XVII веке уже заметно отличают Восточную Европу от Западной. Культура была утрачена.
Вот такая история.
Альбрехт Дюрер, «Мужчины в бане», 1497 — пиво, разговоры, музыка, шапочки для парной. Обратим внимание на кран для воды — подвернись нам какой-нибудь Фоменко, он живо бы заключил, что Дюрер жил в 19 веке.
Источник статьи: http://gorizontsobytij.ucoz.ru/publ/bani_srednevekovja_ili_kogda_evropa_byla_nemytoj/5-1-0-472