Первый урок в бане

Конспект и презентация занятия по внеурочной деятельности «Русская баня» (3-4 классы)

Выбранный для просмотра документ Конспект занятия Русская баня.docx

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ельнинская средняя школа №1 имени М.И. Глинки

Конспект занятия по внеурочной деятельности:

Моисеева Ольга Алексеевна,

учитель начальных классов

Тема занятия: «Русская баня».

Участники занятия: учащиеся 3-4 классов.

На современном этапе развития выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья граждан разного возраста. Поэтому забота о сохранении и укреплении здоровья ребенка является в нашем обществе приоритетной, поскольку в любой стране нужны творческие гармонично развитые, активные и, что важно, здоровые личности.

Младший школьный возраст – благоприятный период, когда закладывается основные навыки сохранения и укрепления здоровья, вырабатываются правильные привычки. Главными образцами для ребенка являются его близкие взрослые. Но часто сами родителя имеют низкий уровень культуры здоровья. В связи с этим возникает необходимость повышать интерес к процессу оздоровления не только у детей, но и у родителей.

Недостаточный уровень культуры здоровья в семье, недостаточная осведомленность детей о нетрадиционных методах физического развития и укрепления здоровья.

Расширение представления детей о традициях русского народа.

Формирование потребности в здоровом образе жизни и его положительном влиянии на организм человека.

Познакомить учащихся с основными правилами личной гигиены в бане, объяснить, что соблюдение их – важное средство закаливания и сохранения здоровья человека.

Способствовать овладению гигиеническими навыками и умениями.

Воспитывать культуру здоровья, ведение здорового образа жизни.

Планируемые достижения учащихся:

Повышение мотивации детей к здоровому образу жизни.

Обогащение социального опыта.

Овладение детьми навыка оздоровления на основе ценностей народной культуры.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, банные принадлежности (средства гигиены, шапки и рукавицы для парной, веники ), модели веников из бумаги, плакат с рисунком веника.

Без бани нам, как телу без души.

Цель: создать комфортную психологическую атмосферу на занятии.

— Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!

2.Сообщение темы, постановка целей.

Цель: определить вместе с учениками тему и цель занятия, нацелить каждого ученика на решение учебной задачи, составить план занятия.

— Ребята, посмотрите внимательно на экран. Прочитайте высказывание А.Н. Толстого

Без бани нам, как телу без души.

-Баню у нас почитали всегда. Недаром о ней сложено столько поговорок:

«Баня парит – здоровье правит!»

«Вылечился Ваня — помогла ему баня»

«В бане веник дороже денег»

«Который день паришься, тот день не старишься»

— А как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О бане)

— Это и будет тема нашего урока. В нашем городе во многих семьях существует традиция посещения русской бани.

-На какие вопросы вам бы хотелось получить ответ?

Почему бани популярны до сих пор при наличии ванной в современных квартирах?

В чём особенности русской бани?

Зачем в бане нужен веник?

Каковы правила пользования баней?

Почему человека вышедшего из бани поздравляют с лёгким паром?

3.Объяснение нового материала.

Цель: формирование способов решения поставленной учебной задачи.

Известный ученый Пифагор был страстным приверженцем бань и распространял знания о пользе банных процедур. По мнению древнего математика, тепло и жизнь — понятия идентичные.

Древнегреческий врач Гиппократ из 100 больных 50 прописывал банные процедуры.

Великий полководец А.В. Суворов был больным и хилым ребёнком и только благодаря физическим упражнениям и закаливанию вырос крепким и выносливым. Он считал русскую баню наилучшим способом закалки. До преклонного возраста легендарный полководец сохранил жизнерадостность и работоспособность. Современники вспоминали: «В бане Суворов выдерживал ужасный жар на полке, после чего на него выливали вёдер десять холодной воды…».

-Как вы думаете, почему бани так популярны?

Баня для русского человека – не просто место для мытья, как, например, ванная в современной квартире. Без бани не обходилось ни одно событие в крестьянской жизни. Рождение и смерть, свадьба и проводы – во всех этих ритуалах баня занимает не последнее место. Широко известен обычай топить баньку для гостя. Отправляясь в дальний путь, человек стремился напоследок попариться в баньке – чтобы увезти с собой запах родины. Все болезни лечили в первую очередь баней. Плохое настроение, невзгоды, грусть пропадали, когда тело и дух очищались банным паром, и появлялся выход из самого трудного положения.

На Руси бани топили по – белому, это когда дым шел в трубу, и в бане было чисто и светло и по-чёрному, это когда дым и сажа были в бане, а потом всё проветривали и мылись.

-В чём же заключаются уникальные особенности русской бани?

В первую очередь она знаменита своим особым температурно-влажным режимом, который воздействует на организм человека. Ключевая особенность русской бани — наличие знаменитого лёгкого пара, получить который может только умелый банщик, плеская холодную воду на разогретые камни в печи. Часто на камни поддают не просто чистую воду, а настой из лекарственных трав или квас, что позволяет получить в парной изумительный аромат, который к тому же и очень полезен.

Перед тем, как зайти в парную выполняют несколько упражнений. Лучшими являются упражнения на растяжку, но не силовые. Занимайтесь в медленном темпе.

-Что нужно взять с собой в баню?

В баню обязательно требовалось захватить с собой чистую смену белья, свою шайку, а так же мочалку, мыло и веник.

-Незаменимый атрибут бани — веник. Каждый веник имеет особый эффект.

В течение месяца после Троицы на Руси заготавливали банные веники.

-Что вы знаете о банных вениках?

(СЛАЙД 8) – сообщения детей

Берёзовый помогает при боли, ломоте в мышцах и суставах после физических упражнений и физических нагрузок, хорошо очищает кожу, ускоряет заживление ран и ссадин, оказывает успокаивающее действие, улучшает настроение.

Дубовый подходит для людей с жирной кожей, оказывает сильное противовоспалительное действие. Аромат дуба препятствует повышению давления, успокаивает нервную систему после занятий оздоровительным бегом.

Веник из листьев липы прекрасно устраняет головную боль, проводит мягкую «гимнастику» для почек, оказывает успокаивающее, ранозаживляющее, жаропонижающее действие. При простудных заболеваниях ему нет равных!

Еловый веник является прекрасным антимикробным и ранозаживляющим средством. Говорят, что даже самые сильные и глубокие раны он способен залечить. Еловые пары отлично очищают легкие. А вот конкретно массаж веником из ели очень хорошо стимулирует кровообращение и потоотделение .

Про крапивный веник говорят, что использовать его надо «редко, но метко». Если после походов или продолжительной езды на велосипеде чувствуется ломота и боль в суставах, мышцах стоит похлестать их крапивой и все неприятные явления исчезают.

Эвкалиптовый веник – лучшее средство от простудных заболеваний. Разогретый веник надо прикладывать к ступням ног.

Эстафеты с банными вениками

Баня является прекрасным видом закаливания.

-Попробуем сформулировать правила пользования баней?

Правила пользования русской баней:

Посещать баню можно при отсутствии противопоказаний.

Посещать баню следует 1-2 раза в неделю.

Нельзя ходить в парную после обильной еды и натощак.

Нельзя париться незадолго до сна и при сильном утомлении.

Не рекомендуется посещать баню при высокой температуре.

Не стоит ходить в баню, если испытываешь страх перед банным паром и жарой.

Прием бани следует начинать с теплого душа, чтобы разогреть организм.

Вымыть тело с мылом, но волосы не мочить, чтобы не перегрелась голова.

Затем вытереть тело досуха, а на голову надеть шерстяную шапочку.

При первом посещении парилки нужно посидеть внизу и просто погреться.

Дышать в парной нужно стараться носом.

При втором заходе в парную можно париться веником.

После парной (бани) надо помыть голову с мылом и закончить банную процедуру прохладным душем.

-С ЛЁГКИМ ПАРОМ! Кому не известно это древнее русское приветствие, обращённое к человеку, только что вышедшему из бани. Однако задумывались ли вы, что оно означает?

Когда-то слова «лёгкий пар» означали, что баня, топившаяся по-чёрному, приготовлена правильно. Перед тем как идти париться, баню сначала растапливали, затем проветривали, чтобы едкий дым улетучился, а тепло осталось. Дым далеко не всегда выветривался полностью. Поэтому, идущему в парную, желали лёгкого пара, то есть чистого, бездымного. Сейчас бани топят по — белому. Но выражение «лёгкий пар» не потеряло смысла. «Лёгкий» – значит, приятный, принесший облегчение, радость, пользу.

4. Подведение итогов урока.

Цель: сообщения результата решения учебной задачи.

— Вот наше занятие подходит к концу. Давайте подведём итог.

— Вспомните вопросы, которые вы задавали в начале урока. На какие из них вы получили ответы? О чём вы не смогли узнать? Какой вывод для себя можете сделать?

— Чему научило вас это занятие?

— Какую роль играет русская баня в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на занятии, в жизни?

5. Домашнее задание.

Узнайте, какие ещё бывают банные веники и в чём их польза.

Цель: самооценка учеником своих учебных достижений.

Учащиеся последовательно отвечают на поставленные вопросы. Степень удовлетворённости отмечается цветами.

Зелёный – хорошо и отлично.

Жёлтый – более — менее.

Вопросы: 1. Как я усвоил материал?

2. Как я работал на занятии?

3. Насколько интересно было сегодня на занятии?

— С каким настроением вы уйдёте с урока? Изменилось ли ваше настроение? Почему? Выберите листик и прикрепите его на плакат.

— Ребята, я очень рада была нашей встречи. Вы все очень хорошо работали.

Спасибо вам за занятие!

— Предлагаю закончить наш урок дружным чтением стихотворения

Баня, баня, что за чудо!

Дух березовый не спит!

На печи с раздутым пузом

Котелок с водой стоит.

На веревке за трубой,

Веники висят гурьбой.

Есть поменьше, есть побольше,

Выбирай себе любой.

В теле всяческий застой!

Медный ковш повис на чане.

Зачерпни, поддай парку.

Пар барашками клубится

Поднимаясь к потолку.

Раскраснелось тело в бане,

Кровь по телу понеслась-

Это значит, что леченья

Если ты устал слегка,

Выйди и глотни кваска.

После жаркого томленья

Кружка кваса — так сладка!

Всех друзей хороших баня

Собирает в тесный круг.

Баня парит, баня лечит,

Баня доктор, баня-друг! (Елена Воронец)

Бирюков А.А. Приглашаем попариться.- М.: Физкультура и спорт, 1987

Богатырёв Е.Г., Богатырёва А.М. Всё о бане. – М.: Вече, 2001

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, в 4 томах. – М.: Русский язык, 1989

Иваниченко В.А. Тайны русского закала. – М.: Мол. гвардия, 1985

Интернет-ресурсы. Поисковая система ЯНДЕКС.

Методические материалы МБУК «Ельнинский районный централизованный культурно-досуговый центр»

Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-i-prezentaciya-zanyatiya-po-vneurochnoy-deyatelnosti-russkaya-banya-klassi-2083652.html

Методическая разработка внеклассного мероприятия «В баню ходить – здоровым быть»

МБОУ 2-Гавриловская СОШ

Тамбовской области Гавриловского района

«В баню ходить – здоровым быть»

Методическая разработка внеклассного мероприятия «В баню ходить – здоровым быть» разработана в стиле теле — игры «Сто к одному» с элементами рассказа, и рассчитана на обучающихся 7 – 9 классов.

Основная цель мероприятия – в игровой форме обобщить знания о гигиенических традициях предков, развить формирование потребности в здоровом образе жизни и объяснить его положительное влияние на организм человека.

Форма проведения мероприятия ориентирована на потребности интересы данного возраста. В этот возрастной период – дети уже имеют представления о традициях народов, о русских традициях, знакомы с фольклорными произведениями, имеют личный социальный опыт. Исходя из этого, они могут строить свои предположения и давать ответы на вопросы. В ходе игры – мы систематизируем и дополним знания детей о банных традициях.

Методическая разработка представлена в виде подробного сценария игры, с подробными описаниями правил, описанием основных моментов и содержанием игровых заданий.

Предмет: классный час

Тема занятия: «В баню ходить – здоровым быть»

Форма проведения: игра в стиле «Сто к одному»

Цель: в игровой форме обобщить знания о гигиенических традициях предков, развить формирование потребности в здоровом образе жизни и объяснить его положительное влияние на организм человека.

рассказать об истории возникновении бани;

— в ходе игры активизировать обучающихся, привлечь их к совместному обсуждению.

— развить культуру общения со сверстниками и взрослыми в процессе совместных действий.

1.Изуат историю происхождения бани;

2. Изучат механизмы влияния бани на здоровье человека

1. Оформлять свои мысли в устной форме.

2. Уметь работать в группе

3. Уметь взаимодействовать с преподавателем

1. проявится интерес к изучению народных традиций.

1.выполнять задания, опираясь на правила;

2. принимать решения.

Межпредметные связи: история, эстетика, мировая культура.

Оборудование: мультимедийная презентация, стол с сигнальной кнопкой, звуковое сопровождение.

1. Актуализация знаний

Учитель: Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами поговорим о бане. Знаете ли вы, что история русской бани уходит в седую древность. Баня упоминалась в восточнославянских мифах, ее почитали даже боги, и с баней связывалась происхождение человека. О русской бане упоминается в летописях 10-13 веков. Её называли мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня или просто баня. Само слово «баня» происходит от латинского «бальнеум» — «прогнать боль». И как говорили наши бабушки и дедушки — «В бане помыться — заново родиться».

А какие поговорки о бане знаете вы? (дети перечисляют, если не знают их нужно рассказать)

Вообще в русском фольклоре бане посвящено много пословиц и поговорок таких как: «Вылечился Ваня — помогла ему баня», «На банном пару сорок болезней проходит», «Баня парит — здоровье дарит «. «Прилип как банный лист «. «Помыться — как вновь народиться», «Баня-мать вторая, кости распарит, все тело поправит», «Баня болезни из тел гонит», «Баня парит, баня правит, баня все поправит.

Баня на Руси была единственным способом вымыться целиком, всему человеку. Сейчас в каждой квартире, почти в каждом частном доме имеются ванны, душевые кабинки, и люди давно привыкли мыться как минимум раз в день. Но в прошлом до такого комфорта было далеко и поэтому возле каждого дома в деревнях стояли бани, но при этом баня все равно продолжает существовать. Как говорил герой кинофильма Ирония Судьбы или с легким паром! — «Я понимаю, ванна в каждой квартире – это правильно, это удобно, это цивилизация. Но сам процесс мытья, который в бане выглядит как торжественный обряд, в ванной просто смывание грязи»

Скажите, а вы со своей семьей ходили когда-нибудь в баню или сауну?

(Дети участвуют в диалоге с учителем)

2. Организационный момент

Учитель: А что еще вы знаете про баню? (дети отвечают)

Отлично – эти знания сейчас помогут вам. Предлагаю сегодня провести наше занятие в форме игры «Сто к одному». Все ли знакома данная игра? (дети отвечают).

Для данной игры нам необходимо разделится на две команды. Капитанами будут староста класса и (кто-то на выбор учителя). Сейчас капитанам необходимо набрать команды и придумать названия.

А также нам необходимо выбрать того кто будет следить за игрой и подсчитывать баллы.

Капитаны набирают команды и придумывают названия. Занимают места за игровыми столами.

Учитель: А теперь давайте вспомним правила игры.

Весь игровой процесс состоит из четырех раундов — «Простая игра», «Двойная игра», «Игра наоборот» и «Большая игра». На экране отображаются шесть самых популярных вариантов ответов на вопросы (изначально скрытых, их нужно как раз и угадать). Для того что бы дать правильный ответ у команды есть 3 попытки, после исчерпывания попыток, право ответа переходит команде соперников.

И вопросы, конечно, будут про баню!

3. Основная часть

Учитель: И так начнем! Первый раунд «Простая игра».

И начнем мы с «розыгрыша». Прошу подойти капитанов команд. Сейчас на экране появится вопрос ваша задача угадать самый популярный ответ, капитан, чьей команды сделает это быстрее и отгадает самый популярный ответ – та команда получает право отвечать первым.

Если версия есть на экране, открывается соответствующая строчка (при открытии строчки число очков за этот ответ переходит в «фонд игры».

Итак, внимание вопрос: Что бывает банным?

Ответы: День (6 баллов); полотенце (5); Лист (4); Веник (3); Халат (2); Мыло (1)

Учитель в роли ведущего проводит игру

Учитель: Самый популярный ответ как мы видим на табло – банный день. А знаете ли вы что словосочетание «Банный день» — это фразеологизм, возникший в стародавние времена.

Купание было не такой простой процедурой, как сейчас. Приходилось баню топить, носить воду, у вечно занятых крестьян просто не хватало времени топить баню каждый день. Поэтому выбирался один специальный день на неделе, например суббота, когда топили баню и мылись в ней всей семьей.

Этот день и получил название Банный. Интересно, что банный день существует и по сей день, например в армии или некоторых учреждениях закрытого типа.

Учитель: А мы переходим к следующему раунду — «Двойная игра» на этом этапе очки за каждую угаданную строку удваиваются. И для розыгрыша хода мы приглашаем вторых участников команд. Внимание на табло вопрос: Что обычно берут с собой в баню?

Ответы: Веник (1балл), Мочалку (2), Полотенце (3) Тапочки (4) Квас (5) Шапочку (6)

Незаменимый атрибут бани — веник.

Вылетай на мороз

Пока мы немного переведем дух, хочу немого вам рассказать о пользе веников:

Дубовый веник — подходит людям с жирной кожей — делает ее матовой и упругой, оказывает сильное противовоспалительное действие. Его аромат препятствует повышению давления. Успокаивает нервную систему.

Ольховый веник — в листьях содержит целебные вещества, близкие к аспирину, т. е. они хороши при ломоте в суставах и мышцах.

Смородиновый — ароматный, полезен для кожи.

Из листьев рябины — если вы хотите выглядеть свежо и бодро после бани, то пользуйтесь этим веником.

Берите на заметку и пользуйтесь. А мы переходим к следующему этапу.

Учитель: и так третий этап «Игра наоборот» сейчас для команд наиболее выгодно угадывать не первую строчку табло, а пятую или шестую. После зачитывания вопроса командам даётся 20 секунд на совещание, после которого капитаны называют ответы. Версии команд являются окончательными, они не должны совпадать, нельзя изменить их или предложить более одной версии от каждой команды. Первой отвечает команда, имеющая меньшее число очков к началу розыгрыша.

Внимание вопрос: Когда принято ходить в баню? (31 декабря — перед новым годом (1балл); В банный день (2); По четвергам (чистый четверг) (3); Когда заболел (4); Когда хочешь встретиться с друзьями (5); По-выходным (6).)

Учитель: вообще говоря, о том, когда все-таки можно посещать баню, на Руси считалось что посещать баню можно только в определенные дни. Например, нельзя было ходить туда в понедельник – этот день отводился в распоряжение банника. Лучшими днями для похода в баню слыли четверг и суббота. Не возбранялось ходить туда и во вторник. А вот в воскресенье делать это не рекомендовалось – будешь болеть.

Главным условием было не хо­дить мыться в одиночку и после полуночи, так как в это время к баннику в гости жалует нечистая сила. Нельзя было ходить в баню с третьего захода — «третий пар» оставался для банника.

Женщине не следовало заходить в баню первой, так как считалось, что тогда все ее грехи и болезни перейдут на того, кто пойдет следующим. Поэтому сначала парились мужчины, а потом уже женщины.

Учитель: а у нас пришло время подвести итоги.

(Подсчитывают балы и объявляют команду победителя с ней и продолжают игру)

Учитель: С командой победительницей мы продолжаем нашу игру, итоговый раунд «Большая игра» но играть мы будем не со всей командой, а только с двумя игроками (команды решают, кто остается). Играть мы будем по очереди, вам необходимо ответить на один и тот же вопрос по очереди, не повторившись в ответах , и постараться набрать как можно больше баллов. Один игрок остается, второй выходи из класса и ждет своей очереди.

Первому участнику большой игры даётся 15 секунд, за которые он должен дать ответы на пять вопросов. За каждое совпадение ответа игрока с ответом на улице в «фонд» большой игры перечисляется количество очков, равное количеству баллов. После проверки всех ответов на площадку возвращается второй игрок, который не знает ни вопросов, ни ответов своего коллеги, ни полученных за них очков (общее число набранных очков, однако, не скрывается). За 20 секунд он отвечает на те же вопросы, причём его ответы не должны совпадать с ответами первого игрока. Если это произойдёт, прозвучит звуковой сигнал, и игрок обязан назвать любую другую версию. При попытке подсказки ответ аннулируется.

Ответы второго игрока проверяются и очки за них подсчитываются, и добавляются в «фонд» таким же образом.

1Вопрос: Какой бывает веник?

Ответы: березовый (6); дубовый (5); ольховый (4), еловый (3), можевеловный (2), бамбуковый (1)

2 Вопрос: Какая бывает баня в использовании?

Ответ: общественная (6); по-черному (5); по белому (4); мобильная (3); комплексная (2), инфракрасная кабина (1)

3Вопрос: Какие виды бань бывают?

Ответ: Русская (6), Финская (сауна) (5), Турецкая (хамам) (4), Японская (сэнто) (3); Ирландские бани (2); Шведские бани (басту) (1).

4 Вопрос: Что делают после бани?

Ответы: пьют чай(6); спят; отдыхают(5); купаются в бассейне/ проруби(4); прыгают/ ныряют в снег, обливаются водой(3), вытираются(2); массаж (1).

5 Вопрос: Что главное для любителей попариться в баньке?

Ответы: жар(6), пар(5), компания(4), атмосфера(3), здоровье(2), веник (1)

4. Подведение итогов

Учитель: мы поздравляем команду победителей со счетом ___

Давайте посмотрим какие еще были ответы на нашем тало, предлагаю обратить внимание на самые интересные вопросы. Какие же виды бань еще бывают и чем отличаются:

Русская баня — Пар получается за счет хорошо прогретых камней, которые располагаются непосредственно в печи. В помещении всегда поддерживают высокую влажность, так в ней легче дышать.

Финская баня — Главной и основной уникальностью такой бани является прогрев помещения за счет сухого пара, а не влажного. В финских саунах для обогрева применяют электрические печи или же особые печи, которые производятся из камня

В римской бане всегда существует два отдельных помещения. В первом, которое носит название «тепидрия», температура держится примерно на 40 градусах. Во втором же, которое именуется как «лакониум», человеку надо находиться для того, чтобы хорошо пропотеть. В данной комнате температура всегда примерно 70 градусов. В баню поступление воздух идет сквозь особые дырочки, какие находятся и в полу, и в стенах бани. Для полного и максимального наслаждения баней, в пар, как правило добавляются всевозможные ароматические масла и настойки трав.

Турецкая баня (хамам) — Основное отличие состоит в том, что в подобном помещении проводить можно и весь свой день. Пар в такой бане горячий и сухой, а его температура никогда не бывает выше 50 градусов. Она схожа с Ирландской.

Еще с древности в Японии существует два вида бань:

Индивидуальная. Она предназначается только для домашнего пользования и носит название «фуро».

Для массового посещения. Такая баня называется «сэнто»

У каждого вида есть свои особенные черты. В первый тип бани очень схож с простой ванной. Тут располагается емкость с водой, но зачастую это обычная бочка. Вода прогревается до 50 градусов. Температура и влажность никогда не будут превышать 30 градусов. Человек опускается в воду только лишь по грудь и садиться на специальное сидение, находящиеся внутри резервуара.

Во втором виде бани располагается обычный бассейн, в который может поместиться достаточно немалое количество человек. Даже, если посетителей может быть много, воду периодически меняют и бассейн всегда находится просто в идеальной чистоте. В данном резервуаре вода тоже прогревается до +50 градусов. Абсолютно каждый человек после парной идет в душевую и погружается в воду.

Учитель: Не смотря на свою пользу, у каждой бани есть свои правила и особенности. И перед тем как туда пойти их обязательно нужно изучить. И использовать «лечение» с умом.

А у нас на этом все. Будьте здоровы! Надеюсь эти знания для вас были интересны и полезны! И вы в ближайшее время со своей семьей обязательно посетите баню!

Алексей Галицкий .:ЩЕДРЫЙ ЖАР. ОЧЕРКИ О РУССКОЙ БАНЕ И ЕЕ БЛИЗКИХ… М.2009.

Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Москва: «Прогресс», 2010 г.

Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. — М.: Учитель, 2010

Источник статьи: http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/v_banyu_hodit_zdorovim_bit_173933.html

Читайте также:  Все для бани выхино
Оцените статью
Про баню