Перов проводы невесты из бани

Перов проводы невесты из бани

Revival of History запись закреплена

Накануне девичника. Проводы невесты из бани

На этой картине изображена группа женщин, которые дружно выходят из деревенского домика. Одна из участниц процессии бьёт в медный таз, другая пританцовывает, двое на заднем плане что-то весело напевают. Только одна девушка в центре, в отличие от остальных, выглядит очень грустной. В чём кроется причина её печали?

img 1. Василий Перов «Накануне девичника. Проводы невесты из бани», 1870 год

Картину создал знаменитые передвижник Василий Перов, который любил писать на тему крестьянского быта, русской жизни и национальных обычаев. На этом полотне художник изобразил одну из сцен девичника, который традиционно проводили перед свадьбой.

Картина называется «Накануне девичника. Проводы невесты из бани». Но на самом деле девичники тогда длились по нескольку дней, а поход в баню был частью обряда.

Когда невеста собиралась замуж, в дом приглашалась так называемая вытница, которая была специалистом по исполнению заунывных песен и причитаний. Эти причитания, передаваемые веками из поколения в поколение, должна была также исполнять и невеста со своими подружками.

Песни были максимально страдальческими, чтобы невеста не переставая плакала навзрыд. Такие пения проводились дома, во время прогулок, в гостях у родственников и в других местах, куда девушка ходила прощаться со своим холостым положением.

Перед самой свадьбой проходило омовение в бане, что также было частью девичника. Это считалось важным ритуалом, при котором старая жизнь «смывалась», и начиналась новая. В бане грустное пение и плач не прекращались, а, наоборот, усиливались.

На картине Перова мы видим, как женщины выходят из бани. Невесту нетрудно узнать по её грустному виду.

img 2. Василий Перов «Накануне девичника. Проводы невесты из бани», фрагмент

Невеста находится в самом центре, среди веселящихся подруг. Мы видим, что на ней новое нарядное платье, а сверху чёрная накидка. Впереди идёт парень-дружка, который по традиции должен читать заклинания и отгонять злых духов. Но на картине мы видим, что он играет на маленькой гармошке.

Возможно, в разных регионах свадебные обряда имели свои различия, поскольку Перов изобразил явное веселье. Одно везде было одинаковым — невеста должна быть грустной. Однако всё равно на её лице можно разглядеть едва заметную улыбку.

img 3. Василий Перов «Накануне девичника. Проводы невесты из бани», фрагмент

Видимо, девушке совсем не хочется плакать, однако она обязана соблюдать традиции, поэтому ведёт себя сдержанно и даже делает вид, что грустит. В её руках мы видим большой белый платок, которым она должна утирать слёзы.

Лицо невесты художник изобразил задумчивым, как-будто она ушла в свои мысли и находится немного в стороне от общего торжества. Возможно, ей повезло, и свадьба предстоит с любимым человеком, поэтому девушка совсем не чувствует горя и находится в предвкушении от предстоящего торжества.

Источник статьи: http://vk.com/wall-61425879_42528

Живопись. Всё живописное, что понравилось.

Виртуальный просмотр.Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, когда каждый будет находить радость в этом мире.
Художники помогли нам увидеть наш мир с необыкновенной лирической силой. Смотрим, удивляемся и выкладываем то что нравится.

Читайте также:  Что добавляют в бане от кашля

Василий Перов «Накануне девичника. Проводы невесты из бани», 1870 год.

Картина с историей из классики.
***

На этой картине изображена группа женщин, которые дружно выходят из деревенского домика. Одна из участниц процессии бьёт в тарелки, другая пританцовывает, двое на заднем плане что-то весело напевают. Только одна девушка в центре, в отличие от остальных, выглядит очень грустной. В чём кроется причина её печали? Картину создал знаменитые передвижник Василий Перов, который любил писать на тему крестьянского быта, русской жизни и национальных обычаев. На этом полотне художник изобразил одну из сцен девичника, который традиционно проводили перед свадьбой. Картина называется «Накануне девичника. Проводы невесты из бани». Но на самом деле девичники тогда длились по нескольку дней, а поход в баню был частью обряда. Когда невеста собиралась замуж, в дом приглашалась так называемая вытница, которая была специалистом по исполнению заунывных песен и причитаний. Эти причитания, передаваемые веками из поколения в поколение, должна была также исполнять и невеста со своими подружками. Песни были максимально страдальческими, чтобы невеста не переставая плакала навзрыд. Такие пения проводились дома, во время прогулок, в гостях у родственников и в других местах, куда девушка ходила прощаться со своим холостым положением. Перед самой свадьбой проходило омовение в бане, что также было частью девичника. Это считалось важным ритуалом, при котором старая жизнь «смывалась», и начиналась новая. В бане грустное пение и плач не прекращались, а, наоборот, усиливались. На картине Перова мы видим, как женщины выходят из бани. Невесту нетрудно узнать по её грустному виду. Невеста находится в самом центре, среди веселящихся подруг. Мы видим, что на ней новое нарядное платье, а сверху чёрная накидка. Впереди идёт парень-дружка, который по традиции должен читать заклинания и отгонять злых духов. Но на картине мы видим, что он играет на маленькой гармошке. Возможно, в разных регионах свадебные обряда имели свои различия, поскольку Перов изобразил явное веселье. Одно везде было одинаковым — невеста должна быть грустной. Однако всё равно на её лице можно разглядеть едва заметную улыбку. Видимо, девушке совсем не хочется плакать, однако она обязана соблюдать традиции, поэтому ведёт себя сдержанно и даже делает вид, что грустит. В её руках мы видим большой белый платок, которым она должна утирать слёзы. Лицо невесты художник изобразил задумчивым, как-будто она ушла в свои мысли и находится немного в стороне от общего торжества. Возможно, ей повезло, и свадьба предстоит с любимым человеком, поэтому девушка совсем не чувствует горя и находится в предвкушении от предстоящего торжества.

Источник статьи: http://elitsy.ru/communities/116468/2128767/

Василий Перов (5 стр.)

Накануне девичника (Проводы невесты из бани). 1870

Киевский музей русского искусства

Проводы покойника стали значительной удачей Перова, но одновременно здесь обозначился в критическом реализме действительно критический, то есть переломный момент. Описательный жанр с обличительной тенденцией был бы шагом назад, повторением пройденного. Одно только перечисление сюжетов, которые так или иначе занимали Перова во второй половине 1860-х годов, выдает стремление удержаться на высоте обличительного пафоса, но одновременно демонстрирует «метания» художника, прежде столь решительного в выборе сюжетов и ныне словно не знающего, за что приняться. Одновременно с Проводами покойника была начата (и вскоре брошена) большая картина Монастырская трапеза, сюжетно напоминающая Чаепитие в Мытищах, но в широкомасштабном, эпическом варианте. Тогда же написана Очередная у бассейна — бедняки, в зимнюю стужу и вьюгу стоящие в очереди за водой.

Читайте также:  Скатная кровля для бани

В том же 1865 году написана небольшая работа Дворник, отдающий квартиру барыне. Вылезая из двери с надписью «Кадворнику» и неприлично почесываясь, главный персонаж тычет пальцем в сторону нанимаемой квартиры, а гримаса на его физиономии призвана изобразить хамский рев существа, почти утратившего человеческий облик. Перов пытается продемонстрировать унизительность ситуации для людей, вынужденных терпеть это хамство, — молодая девушка отвратила взор от мерзкого дворника, словно стремясь закрыться, защититься от зрелища, оскорбляющего ее целомудрие и благовоспитанность.

Возвращение жниц с поля в Рязанской губернии. 1874

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Дворник, отдающий квартиру барыне. 1878

Ярославский художественный музей

Ряд сюжетов второй половины 1860-х годов остался лишь в замыслах — Свидание истинного любящего будочника с соседской горничной, Выздоравливающий ребенок, где Перов намеревался «представить радость всего семейства, начиная от старой бабушки и кончая еще более старой няней, которая идет с просвиркой, а остальные не знают, чем и забавить и чем накормить больное дитя». Первоначальный замысел Последнего кабака у заставы был таков: «. сцена крестьян, возвращающихся с заработков. Один из них, подперши голову рукой, облокотившись на стол, поет грустную песню, а другой нетерпеливо зовет его продолжать свой путь к дому: в двери видны крестьяне, уже сходящие с лестницы с котомками и топорами на спине».

Критический реалист. Тройка и Утопленница

Картина Приезд гувернантки в купеческий дом обозначила момент формирования живописного явления, получившего наименование «малого жанра» — небольшая картина с типическим, но, как правило, занимательным и назидательным сюжетом из жизни городских обывателей, ведущая свое происхождение от ранних жанров Федотова. Возникновение «малого жанра» связано с московской школой живописи, лидером которой был Перов, с именами Иллариона Прянишникова, Николая Неврева, Владимира Маковского, Леонида Соломаткина.

Все они были учениками Московского училища живописи в конце 1850-х — начале 1860-х годов. Картина Приезд гувернантки в купеческий дом звучит в унисон с произведениями мастеров «малого жанра» тех лет, часто разрабатывающими тему «маленького человека»: Торг (1866) и Воспитанница (1867) Неврева, Шутники (1865) Прянишникова, Славильщики-городовые (1867) Соломаткина.

Житейская коллизия, изложенная Перовым в Приезде гувернантки, прочитывается с первого взгляда — хрупкая девушка (по-видимому, дворянка), которую обстоятельства вынудили пойти в прислуги в семейство купца-самодура.

Николай Неврев. Воспитанница. 1867

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Приезд гувернантки в купеческий дом. 1866

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Склонив голову, она вынимает из ридикюля рекомендательное письмо. А далее зрителю предоставляется возможность в деталях рассмотреть представленные «типы» — купеческий недоросль, свысока оглядывающий гостью, испуганная девочка — будущая подопечная гувернантки, купчиха с засученными рукавами, праздная дворня, подглядывающая из боковых дверей. Тщательно выписаны детали интерьера: портрет родоначальника фамилии, дорогая шаль брошена на стул, входная арка обвита зеленью — приметы купеческой роскоши.

Читайте также:  Девушки для бани в ставрополе

Когда Павел Третьяков в 1875 году, желая купить картину, спрашивал о ней мнение Крамского, то получил от художника такой ответ: «Приезд гувернантки я помню очень хорошо. В то время, когда я видел эту картину. я думал: как бы это было хорошо, если бы было только две фигуры: гувернантка и хозяин, пожалуй, еще девчонка, будущая ученица, и только. Сама гувернантка прелестна, в ней есть конфуз, торопливость какая-то и что-то такое, что сразу заставляет зрителя понять личность и даже момент, хозяин тоже недурен, хотя не нов: у Островского взят. Остальные лица лишние и только дело портят» (Третьяков картину не купил).

Замечание Крамского, что купец «не нов, у Островского взят» акцентирует тот факт, что Перов в этой картине казался уже художником как будто консервативным, лишь сочиняющим вариации на темы, давно знакомые по театральным постановкам, а не предъявляющие зрителю злободневные сюжеты «из жизни», как прежде. Позднее Достоевский писал: «Наши художники. начинают отчетливо замечать явления действительности, обращать внимание на их характерность и обрабатывать данный тип в искусстве уже тогда, когда большей частию он проходит и исчезает, вырождается в другой, сообразно с ходом эпохи и ее развития, так что почти всегда старое подают нам на стол за новое».

Леонид Соломаткин. Славильщики- городовые. 1867

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Илларион Прянишников. Шутники. Гостиный двор в Москве. 1865

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Мальчик, готовящийся к драке. 1866

Ярославский художественный музей

Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Мальчик-мастеровой, засмотревшийся на попугая. 1865

Ульяновский художественный музей

Словно ощутив это угасание «злободневности», почувствовав, что горькая «правда жизни» уже высказана — им самим и его соратниками, и «бесчисленное богатство сюжетов жизни нашего отечества», кажется, исчерпано, Перов оставляет в своем арсенале главным образом такие темы, которые могли бы превзойти остротой, актуальностью, силой воздействия все предыдущие картины, — он пишет Тройку и Утопленницу.

Тройка. Ученики мастеровые, везущие воду стала самой большой по размеру из всех картин, написанных Перовым к тому времени, и уже одно это должно было свидетельствовать о ее важности и значительности. Как и в Проводах покойника, движение в Тройке разворачивается по диагонали, но не в глубину, а из глубины на зрителя, который невольно вынужден «посторониться» или даже отшатнуться, чтобы дать дорогу исступленно шагающей «тройке». Это — крик, стон, призыв. Картина построена по принципу плаката, где пространство разомкнуто в сторону зрителя, и обращенные к нему герои требуют немедленной реакции, вроде «помоги!».

В Проводах покойника лошадка и сани медленно преодолевали небольшой пригорок; здесь дети показаны быстро спускающимися с подобного же пригорка вниз.

Девочка с кувшином. 1869

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Источник статьи: http://mir-knig.com/read_179723-5

Оцените статью
Про баню