Печку мы раскалили едва ли не докрасна и в блиндаже стало жарче чем в бане

Печку мы раскалили едва ли не докрасна и в блиндаже стало жарче чем в бане

Дорога на Порт-Артур

В книге повествуется о солдатах-пехотинцах, их мужестве и героизме, проявленных в боях на заключительном этапе второй мировой войны против фашистской Германии и милитаристской Японии.

Повесть «Дорога на Порт-Артур» является как бы продолжением книги А. Сметанина «Серая шинель», вышедшей в Издательстве ДОСААФ в 1979 году.

Читатель снова встретится с ее главным героем Сергеем Кочериным, от лица которого ведется повествование, и некоторыми другими его однополчанами.

Для массового читателя.

— . Ну, подползаем мы ближе, глядим: немец-то не один, на дне окопа еще двое сидят. То ли чай пьют, то ли щи ихние, немецкие, хлебают. Мой напарник, значит, оробел и давай этак потихоньку назад загребать. Погоди, а это что у тебя в мешке?

— А шаньги. — Кремнев, солдат из новичков, подтягивает мешок к себе, боязливо косится на Тельного. — Из картошки маманя напекла.

— Так давай, угощай своими шаньгами, а то на тощой желудок рассказывать не могу.

— На, ешь, — Кремнев, судя по всему, малый не особенно щедрый на угощение, достает из вещевого мешка две помятые шаньги, нехотя, со вздохом протягивает Тельному.

— А еще там что у тебя?

— Сто лет не пробовал.

— Коли так, возьми одно.

— А старшому? В армии принято командиров угощать, товарищ боец.

Кремнев протягивает мне шаньги. И хотя я вовсе не прочь отведать домашней стряпни, отказываюсь от угощения: не нравится мне этот Кремнев, как не понравилась и его мать, крупная женщина в плисовом жакете, провожавшая сына на вокзале в Свердловске. Чем-то непохожа она была на других солдатских матерей. Никому из нас даже не сказала доброго слова на прощанье.

— Давай их сюда, старшой потом съест. Сейчас он важными думами занят. — Тельный завертывает шаньги в обрывок газеты и сует мне в изголовье.

Будь они неладны, эти шаньги. Хоть и картофельные, но испеченные на коровьем масле, они издают такой запах, что у меня слюнки подкатывают. Переворачиваюсь на бок, но от этого запах только усиливается: мой нос оказывается еще ближе к свертку.

— Ну, дальше-то что? Дальше. — Кремнев не сводит глаз с Тельного. — Взяли вы пленного.

Чтобы не слушать болтовню Тельного, слезаю с нар И протискиваюсь к дверям теплушки.

— Так вот, — доносится до меня негромкий говорок Тельного, — вижу, напарник мой назад загребает. Сробел, значит. «Ах, ты, думаю, заячья душа, приказ не хочешь выполнять. »

Кремнев сидит в ногах у Тельного, не сводя с рассказчика круглых совиных глаз, опушенных редкими белесыми ресницами. Его толстогубый рот широко раскрыт, подбородок, поросший тоже редкими и белесыми волосинками, приподнят кверху, руки домовито, по-хозяйски сложены на мешке с деревенскими припасами в дальнюю путь-дорогу.

Я знаю: Тельный врет, чтобы под шумок выцыганить что-либо съестное у Кремнева. Никогда он в разведку не ходил, даже до фронта не доехал. Его ранило при бомбежке воинского эшелона где-то под Касторной летом прошлого года, почти в одно время со мной. Мы лечились с ним в госпитале, потом служили в запасном полку и вот вместе едем на фронт в составе отделения, обязанности командира которого я временно исполняю.

В маршевой роте не хватало сержантов, и меня, как фронтовика, поставили во главе пятерых солдат. Кроме Тельного, я никого из них почти не знал. Известны лишь имена, фамилии, отчества да годы рождения.

Тельный. Зовут Игнатом. Ему лет сорок. Профессии никакой не имел. Разнорабочий — записано в красноармейской книжке. Кремнев до призыва работал на валке леса. Самый старший в отделении — Иван Иванович Кузнецов. Ему сорок шесть. Партийный. Еще Таджибаев с Ахмедовым, мои ровесники. Они откуда-то из Средней Азии. Вот и весь личный состав временно вверенного мне стрелкового отделения.

Куда едем? Знаем. На фронт. На какой? Не знаем. А хотелось бы. Очень! Лучше куда-либо на юг. Плохо, если на север, в болота. Впрочем, там вроде бы без нас управляются. Бои, судя по сводкам Совинформбюро, идут на Свири. Уже освобожден Выборг. Осталось Заполярье. Нашу деревню тоже освободили, и все мои уже вернулись туда. Восстанавливают колхоз.

В дверном проеме на полу вагона, свесив ноги наружу, сидят Таджибаев и Ахмедов. Наша неразлучная пара, два на редкость исполнительных солдата. По-русски разговаривают плохо, и когда что-либо нужно усвоить в премудростях солдатского дела, кое-как объясняют друг другу.

Ахмедов, худощавый, стройный, заметив меня, подтягивается на поперечном брусе, которым перегорожен дверной проем, уступает мне место.

— Садитесь, товарищ командир. Смотри, солнце сегодня какой!

Да, день отменный. Если бы еще обедом накормили, тогда о лучшем и мечтать нечего.

Читайте также:  Как правильно утеплить цоколь бани

Однако эшелон, как оглашенный, летит да летит на запад, и начальство при всем желании не может «урвать» у железнодорожников хоть часок, чтобы накормить нас.

Рядом со мной сидит Таджибаев, маленький, круглолицый, всегда улыбающийся, кареглазый паренек с белыми-пребелыми до голубизны зубами. Это с ним произошел почти анекдотичный случай, про который долго говорили в запасном полку.

Было объявлено, что в гарнизон прибывает генерал. То ли из штаба округа, то ли из самой Москвы. И что генерал будет ходить по землянкам, где мы жили, проверять внутренний порядок.

Все дневальные, в случае если дежурного по роте не окажется на месте, должны были докладывать генералу так: «Товарищ генерал, за время моего дежурства в такой-то роте никаких происшествий не случилось. Дневальный по роте рядовой такой-то».

В роте, в которой тогда служил Таджибаев, генерал (по планам полкового начальства) не должен бы быть. Но дальнейшее произошло вопреки желанию наших командиров: генерал из артиллерийского парка направился прямехонько к землянке той роты. Дежурный куда-то отлучился, и Таджибаев оказался один на один с высоким (в прямом и переносном смысле) начальством.

Усенбек помнил, чему его учили, инструктировали, и робко, маленькими шажками приблизившись к начальству, доложил:

— Товарищ генерал, пятый стрелковый рота ничего плохой нет.

Генерал удивленно взглянул на Таджибаева, брови его взметнулись под край папахи, где-то в усах едва заметно мелькнула хитроватая улыбка.

— Значит, плохого нет?

— Хорошего тоже нет.

Генерал звучно расхохотался и, махнув рукой на дневального, с укоризной посмотрел на командира роты.

. Паровоз мчит нас мимо маленьких уральских полустанков, безлюдных и обветшалых, мимо забитых эшелонами крупных станций, серых от дождей и угольной пыли, полных человеческого гомона, паровозных свистков, топота солдатских сапог.

Вдалеке, то тут, то там видны черные клубы дыма над заводскими и фабричными трубами, клубы пара над цилиндрами градирен. И хотя по истерзанной войной земле во всю шагает июль, равнодушный к ее бедам и горестям, сама природа, кажется, чувствует войну: листья на деревьях какие-то черные, трава в придорожных канавах чахлая.

Но самое тягостное впечатление на нас производят женщины, постаревшие, со слезами на глазах, машущие вслед вылинявшими ситцевыми платками.

Да что женщины! Они уже отпели свои песни, отрадовались своими радостями. Даже девчата, мои ровесницы или моложе, и те, отстучав каблуками по грязным доскам перронов в минутной пляске под солдатскую гармонику или балалайку, тут же начинают хлюпать носами, вытирая глаза засаленными рукавами телогреек.

Низкий поклон вам, женщины: матери, сестры, невесты. Сумеем ли мы когда-нибудь возблагодарить вас за вашу любовь к нам, за доброту, ласку, за ваш труд во имя победы? Не знаю, ничего не знаю. Скольким из вас будет суждено прожить одинокую, холодную жизнь, не испытав счастья замужества, материнства? Знаете вы, знаем и мы, что многим, многим из нас назначено судьбой не вернуться с войны. Хотя каждый втайне и надеется, что он-то уж обязательно останется живым, что минуют его пуля, осколок, не повиснет он разгоряченным атакой телом на цепких тенетах ржавой колючей проволоки.

Источник статьи: http://www.litmir.me/br/?b=241636&p=11

Методика эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку

Цель урока: повторение и закрепление навыка написания не с различными частями речи; подготовка к выполнению задания А 18.

1. Слово учителя.

— Сегодня мы с вами повторим слитное и раздельное написание НЕ с самостоятельными и служебными частями речи. Давайте вспомним как пишется НЕ с существительными и прилагательными.

Таблица проецируется на экране. (Слайд 3. Приложение).

Работа с таблицей. Запись ее в тетрадь.

Далее для усвоения материала решим тест. (Слайд 4 и 5).

Найдите неверное утверждение.

1. Не с существительными пишется слитно:

  • если существительное с не может быть заменено синонимом без не;
  • если в предложении есть противопоставление с союзом а;
  • если существительное с не может быть заменено близким по значению выражением без не.

2. Выберите слова, которые без «не» не употребляются:

  • (не)годование;
  • (не)внимательность;
  • (не)вежа;
  • (не)грамотность;
  • (не)вольник;
  • (не)забудка.

3.Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без «не»:

  • (не)доверие;
  • (не)ряха;
  • (не)правда;
  • (не)видимка;
  • (не)вежливость;
  • (не)везенье.

4. Выберите примеры раздельного написания «не» с существительными:

1) а) (Не)грамотность — признак некультурного человека.

б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

2. а) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.

б) (Не)друг не посочувствует.

3. а) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

б) (Не)счастье спутало все наши планы.

— А как же пишется НЕ с наречиями?

Выступление заранее подготовленного ученика.

(На фоне выступления ученика. Слайд 6).

НЕ пишется раздельно и слитно.

НЕ пишется раздельно Примеры
1. С относительными и притяжательными прилагательными не кожаный портфель
2. С прилагательными со значением цвета не синее небо
3. С прилагательными и наречиями в сравнительной степени не тяжелее, не менее
4. С наречиями, которые пишутся через дефис поступил не по-товарищески
НЕ пишется слитно Примеры
С прилагательными и наречиями, при наличии слов: очень, весьма, крайне, совершенно совсем неинтересная игра,
говорит совершенно непонятно
Читайте также:  Каменная баня 6 на 5 м одноэтажная

Анализ таблицы. Ученики приводят собственные примеры.

Закрепление материала. Решите тест “Правописание НЕ с наречиями”.

1. Укажите предложение, в котором НЕ с наречием пишется раздельно.

1) Гордость в словах Ростовцева звучала вообще весьма (не)редко.
2) Память вовсе (не)безразлично “выдает” всё прошлое подряд. Нет, она выбирает такое, с чем радостнее, легче жить.
3) Кузнецов молчит, но я догадываюсь, что пригласил он меня (не)спроста.
4) Толстоносов топтался у карты и (не)решительно тыкал пальцем куда-то между Уралом и Волгой.

2. Укажите предложение, в котором НЕ с наречием пишется слитно.

1) Небо, конечно, (не)всегда было млечным, а звезды бледными.
2) Смотрела она [Инка] при этом совсем (не)вежливо.
3) И какой-то он [Сергей] (не)по-ленинградски крепкий, движется быстро.
4) Всей семьей щенка выходили, он быстро окреп и как-то (не)заметно вырос.

3. Укажите предложение, в котором НЕ с наречием(-ями) пишется раздельно.

1) Однако беречь Сережину тайну Леньке пришлось очень (не)долго.
2) Звали его Баскаковым, он происходил из богатой и родовитой семьи, был умен, талантлив и, следовательно, мог жить (не)хуже, если (не)лучше, многих.
3) Вообще, как понял Сергей, Пашка вел себя там (не)зависимо и даже вызывающе.
4) Зелёная ракета (не)торопливо поднялась в синеву неба.

4. Укажите предложение, в котором НЕ с наречием пишется слитно.

1) Печку мы раскалили едва ли (не)докрасна, и в блиндаже стало жарче, чем в бане.
2) В домах и на улицах горел свет, и улицы были тихими, но (не)по-ночному, а по-вечернему: прохожих было много.
3) В нашей с Лизой лодке помещались походная рация и аккумуляторы, тщательно обернутые клеенкой, чтобы в них (не)взначай не проникла вода.
4) Свои печали он [Рыжик] делил со Спирькой Вьюном, которому жилось ничуть (не)лучше.

— Особую группу среди самостоятельных частей речи занимают глаголы и деепричастия. Вспомним, как пишется НЕ с этими частями речи?

На слайде показано задание( работа в группах). Попробуем выполнить его. Посмотрим, какая группа справится быстрее? После завершения мы обсудим с вами данное задание и поверим его.

Раскройте скобки.

  1. (Не)навидеть белого света, (не)взлюбить преподавателя, (не)годовать по поводу (не)ряшливости учеников.
  2. (Не)торопился и шел (не)спеша.
  3. Гуляем (не)взирая на дождь.
  4. Врагу (не)сдобровать.
  5. (Не)опускать рук (н..)при каких обстоятельствах.
  6. (Не)взирая на лица.
  7. (Не)годуя, (не)умолкая (н..)на миг

— Различайте деепричастие НЕ СМОТРЯ и производный предлог НЕСМОТРЯ НА. (Слайд 10).

Ученики приводят собственные примеры, составляют предложения с предлогом и деепричастием.

Учитель объясняет различие в написании НЕДО— и НЕ ДО-

Сделано мало, ниже нормы (антоним с пере-):

Сделано не до конца:

не дождаться ответа

не договаривая главного

Далее ученики приводят примеры на основе услышанного.

Задание: Распределите слова по группам НЕДО- и НЕ ДО-

Все время (не)дорабатывает, (не)досыпал, (не)довыполнить план, что-то (не)договаривать, (не)долюбливал, (не)доставало сил, (не)досчитать до ста, постоянно (не)доедать, сильно (не)доумевать, (не)доварила картошку и (не)досолила суп, ему (не)достает терпения, ты (не)досмотрела за ребенком, (не)досмотрела фильм до конца.

После выполнения задания взаимопроверка.

НЕ с причастиями

— Посмотрите на доску и определите алгоритм выбора слитно-раздельного написания НЕ с причастиями.

Приведите примеры слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. (Запись и анализ двух-трех предложений на доске).

Написание НЕ с причастиями.

1. В какой ситуации НЕ пишется раздельно?

  • Волк смотрел на меня (не)мигающим взглядом.
  • На столе стояла (не)распакованная посылка.
  • Еще (не)скошенная трава заплетала ноги и мешала идти.
  • Проблема транспорта в городе остается (не)решенной.
  • 2. В какой ситуации НЕ пишется раздельно?

  • (Не)греющее солнце освещало зимнюю равнину.
  • Этот вопрос должен был стоять на (не)состоявшемся собрании.
  • Жиденький, наполовину вырубленный лесок казался сейчас (не)проходимым, густым, диким.
  • Возле нашего дома протекал быстрый, (не)замерзающий даже в сильный мороз ручей.
  • 3. В какой ситуации НЕ пишется слитно?

  • Свечи горели ровным (не)мигающим пламенем.
  • Снег, еще (не)изборожденный полозьями, лежал ровными пеленами.
  • Мне вся эта сцена представилась главой из еще (не)написанной сказки.
  • (Не)летящую, а лишь сидящую в скалах птицу разглядеть никак невозможно.
  • 4. В какой ситуации НЕ пишется слитно?

  • Дело (не)завершено, а давно бы пора!
  • Все та же обильная, (не)тронутая окружает меня природа.
  • Так, никем (не)узнанный, я прошел в депо.
  • Все дома приплюснуты, давно (не)штукатурены, крыши (не)крашены, ставни затворены.
  • Задание выполняется устно.

    — Обратите внимание на написание НЕ с местоимениями и местоименными наречиями.

    СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО
    1. Неопределенные и отрицательные местоимения без предлога: некто, нечто, несколько, некоторый 1. Отрицательные местоимения с предлогом: не у кого, не о ком, не за что, не при чем
    2. Отрицательные местоименные наречия: некуда, негде, незачем, неоткуда
    РАЗЛИЧАТЬ! Наречие: Незачем(=нет причины) так пугаться. Незачем(=нет необходимости) туда идти. Местоимение с предлогом и частицей: Не за чем спрятаться.
    3. Все местоимения (кроме отрицательных и неопределенных): не он, не мой, не такой, не каждый, не это, не весь.
    Читайте также:  Декларация на строительство бани

    не кто иной, как… (НЕ кто иной, как мой друг, будет вести концерт)

    не что иное, как… (НЕ что иное, как очередное мероприятие, ожидало нас).

    во что бы то ни стало

    как ни в чем ни бывало

    В сочетаниях с союзом как слово иной опустить нельзя. А все сочетание можно заменить словами: просто, только, именно (Не кто иной, как Андрей. – Именно Андрей.)

    — Выполните задание. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

    (Не)считаться (н..)(с)чьим мнением, (н..)(в)ком (не)нуждался, н..где спрятаться, вернут..ся (н..) (с)чем, (не)отвергать (н..)чьих советов, вести себя как (н..) (в)чем (не)бывало, н..когда н..кому (н..) (в) ч..м (не)отказ..вать, вернут..ся (н..) (с)чем, (не)и..ти (н..) (на) какие компроми(с,сс)ы, (н..)кому (не)было дела, (н..) (в)ч..м было упрекнуть, (н..) (с)кем поделит..ся, (н..) (с)кем (не)разговар..вал, выполнить (во) что (бы) (то) (н..)стало, (не)кто иной,как инженер, (не)что иное,как предательство, (не)волн..вал (н..)кто иной.

    1. Как пишется с частицей не большинство разрядов местоимений: (не)себя, (не)себе, (не)мой, (не)свой, (не)сам, (не)всякий, (не)этот, (не)мы, (не)тот, (не)я, (не)любой?

      Слитно
    • Раздельно

    2. Как пишется с частицей не отрицательные и неопределённые местоимения без предлогов: (не)кто, (не)что, (не)чего, (не)который, (не)кого, (не)сколько, (не)кому, (не)кем, (не)чему, (не)чем?

      Слитно
    • Раздельно

    3. Как пишется с частицей не отрицательные и неопределённые местоимения с предлогами:(не)с кем, (не)с чем, (не)у кого, (не)у чего, (не)от кого, (не)от чего, (не)за что, (не)за чем, (не)к кому, (не)к чему?

      Слитно
    • Раздельно

    Слитное и раздельное написание НЕ со служебными словами

    Слитно Раздельно
    Предлоги несмотря на, невзирая на Несмотря на плохую погоду, мы отправились на прогулку. Предлоги (кроме несмотря на, невзирая на) Не под силу, не по мне, не без причины, не в себе, не у дел
    Союзы:

    несмотря на то, что

    невзирая на то, что Несмотря на то, что была плохая погода, мы отправились на прогулку. Союзы:

    не столько…, сколько Не то зверь, не то птица

    Не столько учится, сколько прогуливает Частицы:

    не кто иной, как

    чуть ли не Он едва не опоздал на поезд.

    Это не кто иной, как Петр.

    Это не просто сказка.

    Он играет не только на скрипке.

    Я не то чтобы злился, но был раздражен.

    Мы чуть не столкнулись в коридоре.

    Учащиеся вспоминают написание НЕ со служебными словами.

    — На основе повторения данной темы напишем итоговый тест “Не с разными частями речи” в 2-х вариантах.

    1. В каком ряду НЕ пишется раздельно:

    а) (не)выразимая радость; (не)далеко, а близко;
    б) (не)думающий человек; (не)думая
    в) не)знал; (не)читая;
    г) (не)отъемлемый; (не)редко.

    2. В каком предложении НЕ пишется слитно:

    а) Книгу читали далеко(не)многие.
    б) Нас засыпал ни на минуту (не)прекращающийся снег.
    в) (Не)ответив, она ушла
    г) Озеро оказалось (не)глубокое.

    3. В каком ряду НЕ пишется раздельно:

    а) (не) глубоко, а мелко; (не)приятель
    б) (не)заметная в небе звезда; (не)понять
    в) (не)званный гость; (не)правда
    г) солнце, (не)палящее лучами; (не)годуя

    4. В каком предложении НЕ пишется слитно:

    а) Ничуть (не) интересно.
    б) Он пел песню,(не)смущаясь.
    в) На экзамене он (не)набрал баллы.
    г) Слышны(не)умолкающие звуки.

    5. В каком ряду НЕ пишется раздельно:

    а) (не)бывать; вовсе (не)важно.
    б) совсем (не)тяжело; (не)опрятный
    в) (не)мелко; (не)лепо.
    г) (не)решенная задача; (не)много, а мало.

    1. В каком ряду НЕ пишется раздельно:

    а) (не)глубокая река; не друг, а враг;
    б) (не)знающий ничего человек; (не)решая;
    в) (не)сладкий; (не)годовать;
    г) (не)заметив; (не)далеко.

    2. В каком предложении НЕ пишется слитно:

    а) Я помню (не)ожиданную горечь ее слов.
    б) Это было вовсе (не)известно.
    в) (Не)размышляя, она уехала.
    г) (Не)глубокое, а мелкое озеро.

    3. В каком ряду НЕ пишется раздельно:

    а) (не)маленькая; (не)верно
    б) (не)решенная учеником задача; (не)видеть.
    в) (не)терпимый характер; (не)лепость.
    г) (не)видя; (не)добрый взгляд.

    4. В каком предложении НЕ пишется слитно:

    а) Это были (не)привычные звуки.
    б) Он шел по дороге, (не)глядя под ноги.
    в) Я никогда (не)играл в шахматы.
    г) Она прошла, (не)поднимая глаз.

    5. В каком ряду НЕ пишется раздельно:

    а) (не)думать; далеко (не)интересно.
    б) (не)легко; (не)брежный.
    в) (не)возлюбить; (не)читая
    г) (не)легкая задача; (не)много, а мало.

    Оценивание работы учащихся.

    Выставляется комплексная оценка после проверки выполненных учащимися заданий.

    Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/639631

    Оцените статью
    Про баню