Печь паровоз из трубы как сделать для бани

Печь паровоз: самая производительная печь из семейства стальных

Знатоки банного дела, через одного утверждают, что правильное название печи такого типа — «паравоз», что означает целый воз пара, тонко намекая таким образом, на неимоверную производительность такой печи. Другие знатоки, и так же через одного доказывают, что название, но уже «паровоз» прикрепилось из-за разительного внешнего сходства такой печи с классическим паровозом, времен первых пятилеток и освоения Магнитки. Кто из них прав судить тяжело, да и не чему. Лучше обратить внимание на саму печь паровоз, на ее конструкцию и особенности эксплуатации. Экземпляр, действительно достойный.

Устройство печи типа паровоз

При беглом взгляде печь такого типа действительно напоминает утеху машиниста. И, в первую очередь из-за круглого сечения своего профиля, вытянутого в длину, вертикальной дымоходной трубы и целого ряда отвершков поменьше — паровых пушек. Итак, из основных элементов конструкции отмечаем:

  • Топка, она же камера сгорания топлива. Ориентированная горизонтально цилиндрическая труба, до 1000 мм длиной, выполненная их низколегированной конструкционной стали, толщиной основного тела 10 мм. Топка опирается на опоры, которые могут быть выполнены в различном функциональном решении;
  • Топливный тоннель. Примыкает к топке с передней плоскости и выполняется длиной, равной толщине стены перегородки, отделяющей парное отделение от комнаты в которую выведена непосредственно топочная дверца;
  • Топочная дверка выполняется из чугуна. Исходя их эстетических соображений, передняя плоскость убирается прочным жаростойким стеклом;
  • Ниже нее располагается дверка зольного ящика, которая также выполняется из чугунного литья и в своей плоскости имеет набор прорезей, для прохода воздуха, сечение которых регулируется задвижкой;
  • Зольный ящик изготавливается на всю длину конструкции, в нижней ее части и служит для сбора топливной золы;
  • Существенным конструктивным узлом является дымооборотный контур, который снабжается технологическим люком для прочистки, оснащенный дверцей со щелями регулируемого сечения;
  • Дымооборот опирается на массивную металлическую трубу, поставленную вертикально на ребро — опору трубы;
  • К топке вертикально, под углом 75 — 80 градусов устанавливается решетчатая конструкция, удерживающая каменную закладку;
  • Завершающим элементом выступает трубный набор, включающий дымоход и паровые пушки.
Читайте также:  Печи для бани в максидоме

Общий вес такой металлической конструкции может достигать 280 — 320 кг, и это без учета каменной засыпи, объем которой может быть 400 литров.

Массивность печи имеет свои несомненные плюсы:

  1. Из-за высокой теплоемкости и теплоотдачи конструкции происходит интенсивный нагрев каменной засыпки, порой достигая значений 300 градусов Цельсия.
  2. Отсюда вытекает и качество пара, который должен быть легким, полупрозрачным.
  3. Из-за особой конвекционной конструкции топки, печь для своих размеров довольно экономична, быстро разогревается, генерация первого пара возможна в течении 25 минут от начала растопки, а на номинальный рабочий режим печь выходит в течении 50 — 70 мин. Естественно при использовании качественного кондиционного топлива.
  4. Печь такой конструкции и объема практически невозможно захлебнуть, даже при чрезмерной заливке она быстро выходит в номинальный режим, а жесткий тяжелый пар быстро оседает и вытесняется качественно сгенерированным легким паром, так ценимым истинными знатоками и любителями традиционной русской бани.
  5. Печь для бани паровоз очень инерционна, в плане прикладной теплотехники, что, собственно, и определяет ее высокую топливную экономичность.

Внимание! Обязательным условием для нормальной эксплуатации такой конструкции, как банная печь паровоз, считается создание каменной отсечки по периметру печи. В первых, она повышает ее инерционные качества, во вторых становится эффективной преградой на пути интенсивного инфракрасного излучения, которое, из-за большой массы металла в условиях небольшой парной, делает пребывание в ней некомфортным. И последнее. Такое ограждение оберегает пользователей парной от ожогов в случае случайного контакта с раскаленным металлом. Ограждение выполняется из полнотелого печного кирпича, кладкой » в половинку».

Эксплуатационные характеристики

Прежде всего, необходимо отметить, что банная печь паровоз, очень долговечна. В зависимости от качества и толщины стали, использованной для ее изготовления ее ресурс может составлять от 7 до 15 лет и более, а это не много ни мало, порядка 1200 банных циклов.

Читайте также:  Как правильно сделать лаги для пола в бани

Приведем усредненные типовые показатели для печи такого типа в виде таблицы:

Название параметра Числовой показатель
Габариты печи в облицовке, в мм
Длина 1250
Ширина 1000
Высота 1300
Вес печной системы, в кг
Непосредственно печи 230
Облицовки 1350
Каменной закладки 270
Дымоход типа сэндвич, диаметр первичный/вторичный, в мм 160/140
Диаметр патрубка под дымоход, в мм 140

Чертежи печи «Паровоз»

Классическая печь этого типа имеет два полных законченных горизонтальных оборота. Лицевая дверка дымооборотного контура дает возможность не только проведение ревизии и профилактики, но и возможность дополнительной регулировки притока воздуха, что инициирует перевод печи в «спящий» тлеющий режим работы топки и качественному снижению температуры исходящих топочных газов.

Конвекция у печи относительно небольшая, что обусловлено круглой формой ее топочного отделения и массивной закладкой камня в каменке. При этом верхний слой камней нагревается достаточно умеренно, что позволяет лить на «крышку» растворы эфирных масел без боязни их температурной деструкции.

Эксплуатационной особенностью печи выступает возможность снятия «быстрого пара», то есть пока камни не набрали достаточной для парогенерации температуры вода испаряется со стального тела печи. При этом такую печь невозможно захлебнуть даже чрезмерным количеством воды, неиспарившаяся вода просто стекает с округлых боков.

Важно! Печь этого типа, одна из немногих, стальных печей, отвечающих требованиям пожарной безопасности в порядке действия нормативного документа МЧС СП 7 13131, предусматривающего возможность впускания в стальные дымоходы топочных газов с температурой не выше 400 градусов Цельсия.

Ввиду высокой инерционности печи она отлично просушивает парилку после окончания принятия процедур, избавляя ее от излишней влажности.

Словечко от Бывалого! У печей такого типа самое слабое место в своде топки, в месте его перехода в верхнюю часть, поскольку именно здесь происходит истечение топочных газов с пиковой температурой. Поскольку печь очень ремонтопригодна последствия прогара устраняются наложением ремонтной заплатки, толщиной не менее толщины тела свода.

В целом печь дает отличные эксплуатационные характеристики и может быть рекомендована к применению в классических русских паровых банях практически без ограничений.

Заключение

Подводя итоги, хочется отметить следующее. Печь паровоз для бани, в ряде случаев является очень выгодным решением, особенно в свете коммерческой эксплуатации бани, как таковой. Самым существенным недостатком следует считать сложность изготовления топки и дымооборотного контура при самостоятельном кустарном процессе. Кроме этого необходимо отметить, что из-за большой массы печной системы, в условиях редкого использования в зимний период при низких температурах окружающего воздуха полный прогрев печи и, самое главное, каменного экрана периметра вокруг нее может занимать 180 мин и, иногда, более. В остальном, данная печь определяет очень рациональный выбор между ценой и предоставляемыми эксплуатационными качествами. Если вы давно мечтали о приобретении собственного паровоза, то не откладывайте мечту в долгий ящик.

Источник статьи: http://obane.info/pechi/samodelnye/pech-parovoz.html

ПарАвоз – печь для бани

Среди стальных банных печей свои имена имеют немногие печи, поэтому печь гордо именуемая «Паравоз» заслуживает особого внимания не только из-за того, что у нее есть свое, собственное имя. Да, именно через два «а» а не традиционно через «о» пишется имя этой печи, и это не единственное отличие этой каменки от других стальных каменок. И об этом стоит рассказать подробно.

Тип конструкции железной печи «паравоз»

Идея использования дополнительного объема для дожига легких газов для банных печей далеко не нова. Дополнительные объемы в виде разделенных топочных и установленных резервуаров для дожига реализуются во многих проектах, но если брать печь паровоз, то здесь изменен сам принцип построения и использования дополнительного объема.

Основной проблемой банной стальной печи выступает недостаточный прогрев пара, в открытой каменке вода при попадании на камни быстро испаряется, при этом пар получается неоднородный. В составе такого пара и крупные частицы и мелкодисперсная фракция. Такой эффект получается из-за большой температуры каменки, другое дело, когда пар готовится постепенно, доходя до нужной кондиции, когда вода, стекая с нагретых, но не раскаленных камней на камни с высокой температурой.

Печь паровоз, благодаря дополнительному объему закрытой каменки производит именно мелкодисперсный пар, который и легче переносится и по своим свойствам намного целебней, чем обычный «сырой» пар. Это и неудивительно, если учесть, что создателем этого агрегата является академик. В 1988 году академик Добровольский Г.Б. впервые предложил эту конструкцию печи, и хотя с того времени ушло много пара, усовершенствованию печь подверглась минимальному – в конструкцию добавился парогенератор, а в остальном она остается неизменной.

Устройство печи паравоз

Основой этой печи выступает корпус топки – для нее чаще всего используется сварная конструкция из металла толщиной 4-10 мм. Топка расположена горизонтально, что дает возможность использовать для топки длинные колодки дерева. Печь паровоз имеет зольник, оснащенный дверкой с отверстиями для регулировки подачи воздуха в камеру сгорания. Закладка дров осуществляется через дверку топки, чаще всего оснащаемую стеклянной вставкой. Для удобства обслуживания между дверками и топкой устанавливается топочный туннель, его длина зависит от толщины стены и может изменяться в зависимости от пожеланий заказчика.

Над топкой располагается второй стальной резервуар, он соединяется с топкой тремя опорными трубами, через которые и происходит поступление в резервуар легких газов для дожига и продуктов горения из топки.

Вторая камера оснащается дверкой для удобства прочистки камеры и для закладки в нее камней. Сверху конструкция оснащается дымоходной трубой и тремя или двумя паровыми пушками для подготовки пара.

С наружной стороны конструкции устанавливается сетка для закладки камней каменки. Столь необычная форма компоновки позволяет дополнить антураж декоративными элементами. Дело в том, что сама топка располагается на высоте примерно 30 см, поэтому печь паровоз чаще всего и декорируется под паровозную тематику. Здесь устанавливаются и колеса, и паровозный фонарь, и обязательно из металлических пластин делается отбойник, ну чтобы было все натурально.

Основные характеристики банной печи паравоз

Для стальной банной печи характерно большое потребление топлива. Но в случае с печью паровоз это не так, конструкция позволяет полностью использовать дрова, поскольку здесь происходит дожиг легких газов. Второй особенностью выступает то, что первый пар в парогенераторе получается буквально через 20-25 минут после начала топки. В рабочий режим она переходит через 50-55 минут после растопки, так что это одна из самых быстрых по нагреву стальных печей.

Большой вес и большая площадь нагрева с внутренней каменкой позволяют долгое время сохранять тепло, это очень инертная печь в плане теплоотдачи, поэтому и получается, что небольшое количество дров обеспечивают качественную подачу тепла.

Сегодня отдельные производители выпускают 11 моделей печей для домашнего и коммерческого использования. Они отличаются по толщине металла и размерам. Наиболее популярные модели имеют стандартную длину 1250 мм. Высота модели 1300-1500 мм. Ширина 1000-1200. Вес конструкции без каменной закладки при толщине металла 10 мм около 230 кг. Для закрытой каменки потребуется около 230 -270 кг камней, для открытой каменки около 350-400 кг. Облицовка топки кирпичом прибавит в весе около 1200-1300 кг. Срок службы печи с толщиной стенки топки 10 мм в домашнем варианте 5-7 лет, при коммерческом использовании 4-5 лет. В качестве дымохода применяется обычный сандвич диаметром внутреннего трубопровода 140 мм.

Прежде всего, стоит сказать что это самая эффективная из моделей стальных печей. При небольшом потреблении топлива она обеспечивает нормальный нагрев парной с выработкой легкого и полезного пара.

Вторым достоинством печи выступает отсутствие конвекции, для настоящей русской бани это важное качество. В парной с «Паровозом» перемещения воздушных масс практически нет, что дает возможность получить качественный пар и правильный прогрев помещения парной.

При использовании печи она полностью отвечает требования пожарной безопасности. Отвод дыма здесь осуществляется при температуре ниже 400 градусов, что соответствует требования норм пожарной безопасности. Ну а для тех, кто собрался самостоятельно собрать такую печь для своей бани большим плюсом выступает доступность чертежей в сети, они находятся в открытом доступе, и скачать их не представляет большого труда.

Вместе с тем, у нее имеются и недостатки – прежде всего это вероятность прогара в точках перехода из нижнего в верхний корпус. Здесь чаще всего наблюдается прогар сварного шва или трубной вставки.

Второй момент, на который нужно обратить внимание это на облицовку топки кирпичом. Кирпичная кладка увеличивает вес печи, но при этом такой экран отсекает образование конвекционных потоков и позволяет достичь необходимого эффекта русской бани.

Источник статьи: http://pechiexpert.ru/pech-dlya-bani-paravoz/

Оцените статью
Про баню