Построил баню за пределами участка
— Можно ли оформить право собственности на дом, если построен он давно, а документов на него не сохранилось?
— Если когда-то вам выделялся земельный участок за городом, то все в порядке. Можно оформить постройку на нем в судебном порядке. Но если у вас участок в Нижнем Новгороде, а документы на него потерялись или если дом когда-то купили неофициально, то признать самовольную постройку очень сложно. Даже если в этом доме вы живете много лет. Если право собственности на землю не оформлено и земля принадлежит городу, то суды обычно решают, что для оформления самовольной постройки нет основания.
— Неподалеку от дома самовольно построил баню. Меня обязательно ее заставят снести?
— Баня не является капитальным строением. Поэтому если вы построили ее в границах своего домовладения, то никто не обяжет ее снести. Что такое граница домовладения? Жилой дом обладает фактически используемым земельным участком. Он и называется домовладением. Справку о размере домовладения можно заказать в БТИ того района, где находится дом и самовольная баня. Если баня стоит не на красной линии и в пределах домовладения, то можно не беспокоиться о ее судьбе. Оформлять право на такие самовольные постройки не нужно, потому что надворные постройки типа сарая и бани не требуют государственной регистрации прав.
— На участке в деревне построил баню. Земля находится в собственности. Хочу узаконить постройку, получить свидетельство о праве собственности. Какие документы надо собрать, чтобы зарегистрировать баню? Нужно ли получать разрешения на ввод в эксплуатацию? Я слышал, что есть упрощенная процедура регистрации самовольных построек. Подпадет ли данная ситуация под эту процедуру?
— Что касается упрощенной процедуры регистрации: она предусмотрена для нежилых строений, используемых в садоводстве, огородничестве и так далее. Оформляется на основании декларации при наличии в собственности земельного участка. Что касается бани, то она не является объектом капитального строительства, то есть не отвечает признакам данного объекта: не находится на фундаменте определенного размера. Если хотите регистрировать право собственность на данную постройку, вы сначала должны убедиться, что она отвечает признакам капитального сооружения (помощь в этом могут оказать сотрудники организации технической инвентаризации), затем, если земельный участок в собственности, можете попытаться ее зарегистрировать в упрощенном порядке. Возможно, придется обратиться в суд и после этого зарегистрировать.
— Муж построил баню за пределами принадлежащего ему дачного участка, поближе к реке. Место, где выстроил баню, он не оформлял никакими документами. Какие последствия могут возникнуть?
— Вопрос о претензиях относится к тому, есть ли претенденты на это место или нет. Если другие люди захотят построить на этом месте баню, то они обратятся в местную администрацию или к председателю садоводческого товарищества, чтобы выяснить, можно ли получить эту землю на каком-либо праве. Соответственно, если выяснится, что это земля принадлежит местной администрации, а на ней стоит ваша постройка, то человек, который хочет приобрести участок в установленном порядке, скорее всего, обратится в суд с иском о сносе самовольной постройки. И этот иск, вероятнее всего, удовлетворят. Если же вы хотите оформить эту самовольную постройку, то я вижу несколько спорных моментов. Судя по вопросу, ваш муж построил баню рядом с водой. Существует такое понятие как водоохранная зона. Получить разрешение для строительства в такой зоне крайне сложно, потому что требуется разрешение экологов, соблюдение определенных норм и ограничений, наложенных на данный объект. Обычно, если администрация и предоставляет участки на берегу реки, то под оздоровительные учреждения – детские лагеря, пансионаты и прочее. Впрочем, если участок не приближен к черте города, и если нет претендентов на это место, я бы особенно не утруждала себя оформлением права собственности, потому что, скорее всего, это не удастся. Только потратите время и деньги.
— Хочу построить на своем участке баню. Как это сделать, чтобы не нарушить действующее законодательство и не иметь конфликтов с соседями?
— Есть определенные пожарные нормы: строить баню разрешено на расстоянии не ближе чем 1 м от деревянных или иных построек ваших соседей. И, если участок находится в собственности или на ином праве (например, постоянное или бессрочное пользование), вы можете построить баню. Регистрировать такую постройку не нужно, поскольку она является хозяйственной постройкой и не отвечает признакам объектов капитального строительства. Если это не оздоровительный комплекс сауна-бассейн, а просто баня при жилом доме, то никаких претензий к вам быть не должно.
— У меня на участке построен крытый бассейн. Подпадает ли он под определение надворной постройки?
— Если очень хочется, можно это назвать нежилой постройкой типа бассейн. И тогда регистрировать его не надо. При большом желании можно зарегистрировать любое нежилое строение, даже сарай. Но зачем? Если вы собственник, то на своем участке можете строить что угодно, если это не нарушает права третьих лиц. И в любой момент вы можете сохранить эту постройку в судебном порядке.
— У меня сарай, баня, небольшой дачный домик в Брянском районе. Куда обращаться, и какие нужны документы, чтобы их зарегистрировать?
— Если у вас земля в собственности, то дачный домик можете зарегистрировать в упрощенном порядке, подав декларацию в регистрационную службу. Форму декларации можно взять либо из правовых источников, либо в самой регистрационной службе. Если ваш дачный участок находится в Брянском районе, то обращаться надо в г. Брянске на ул.Красноармейскую, 156. При себе необходимо иметь документы о праве собственности на участок: свидетельство, правоустанавливающий документ (на основании чего вам выдали свидетельство), кадастровый паспорт. Что касается сарая и бани, то необходимости их регистрировать нет. Потому что это не объекты капитального строительства.
— Меня интересует, можно ли признать право собственности на самовольную постройку, если земля, на которой была возведена постройка, не была отведена?
— Согласно Гражданскому Кодексу, ст. 222, право на самовольную постройку может быть признано в судебном порядке в случае, если земельный участок предоставлен на праве собственности, на праве постоянного или бессрочного пользования, или в случае, если собственник земельного участка не возражает. В частности, если речь идет о муниципальной земле, то администрация должна дать разрешение на признание самовольной постройки в судебном порядке. Однако ничто не мешает вам порыться в своих документах и в архивах на предмет предоставления данного участка на строительство. Возможно, земля и выделялась, просто вы об этом не знаете.
Если у вас самострой, придется идти в суд, а перед этим заручиться поддержкой администрации, провести экспертизу на предмет соответствия строительным нормам и правилам и на предмет нарушения прав третьих лиц. Однако, несмотря на все эти трудности, оформлять самовольное строение необходимо и лучше обратиться в суд, даже не имея стопроцентной уверенности, что ее сохранят. Потому что иначе могут быть очень неприятные последствия. Прежде чем идти в суд, сходите в администрацию и к юристам. Есть процедурный порядок сохранения самовольных построек через комиссию при администрации города. Однако этот порядок очень затратный как по времени (не меньше года), так и по финансам.
— Пристроена пристройка к дому и второй этаж без архитектурного плана. Земля и первоначальный дом находятся в собственности. Пристройка находится в одном метре от межи с соседним участком (письменного согласия у соседа не брали). Могу ли я узаконить данные строения, и что для этого нужно? И что делать, если соседи не согласны с нашим строением?
— Если вы построили данные строения на границе земельного участка, принадлежащего вам на праве собственности, то вы в любом случае имеете право его сохранить. Сохранить, скорее всего, придется в судебном порядке. Для этого прежде нужно получить заключение строительной экспертизы на предмет соответствия строительным нормам и правилам, учитывая, что это жилое строение; получить заключения санитарной службы, пожарной службы и идти в суд с исковым заявлением о признании права собственности на самовольную постройку. Что касается одного метра от межи соседей, то в случае, если постройка кирпичная, службы пожарной безопасности относятся к ней более мягко. По большому счету, метр от межи соседей – нормально. И в таком случае согласие соседей не требуется.
— Я приобрел садовый участок. Через год построил садовый домик. Мне нужно куда-то обращаться или не нужно его регистрировать? Участок находится в собственности.
— Вы можете оформить свой садовый домик в упрощенном порядке. Нужно подать декларацию в УФРС по Брянской области по месту нахождения объекта недвижимости. Пока этот упрощенный порядок действует, он не ограничен временем. Но если есть возможность, лучше строение зарегистрировать, дабы впоследствии вы могли им распоряжаться (если захотите продать или завещать). Декларация заполняется просто, нужно будет внести характеристики вашего строения и подать декларацию вместе со свидетельством на землю и с правоустанавливающими документами на землю в регистрационную службу.
Источник статьи: http://www.gupti.ru/news/printnews.php?news=131
Вышли за пределы земельного участка при строительстве? Решение есть!
Краткое содержание:
Многие граждане, у которых есть в собственности земельный участок, наверняка сталкивались с проблемой так называемых «прирезок». Построили дом, а потом решили сделать пристрой или баньку поставить, а земельного участка для размещения не хватает, буквально 2–3 метра или захотелось забор на метр-другой передвинуть. И собственники выходят за границы своего земельного участка, надеясь на авось… «не заметят», «ну не заставят же сносить, я же всего на метр за пределы участка вышел».
В итоге, приходят службы земельного контроля, составляют акт проверки соблюдения земельного законодательства, которым фиксируют факт самовольного занятия земельного участка и начинают процедуру по признанию постройки самовольной.
Под самовольной постройкой ст. 222 Гражданского кодекса РФ понимает сооружение, здание или другое строение, на которое у его хозяина не возникает право собственности. Для такой квалификации требуется наличие следующих условий:
• земельный участок не был предоставлен хозяину объекта в установленном порядке или его разрешенное использование не позволяет строительства данного объекта недвижимости;
• объект возведен при отсутствии требуемых разрешений, с несоблюдением норм и правил, регулирующих строительство.
Рассматриваемый нами случай – это когда земельный участок не был предоставлен хозяину объекта в установленном порядке.
Федеральным законом от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации введена глава «V.4. перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности».
Введение в ЗК РФ данной главы во многих случаях позволяет решить проблему с небольшими нарушениями границ земельных участков гражданами при строительстве объектов недвижимого имущества.
Хоть данная глава и введена в Земельный кодекс довольно-таки давно, граждане почему-то не спешат воспользоваться предоставленным им инструментом для решения своих проблем, а уполномоченные службы, между тем, продолжают составлять акты о самовольном занятии земельных участков и точно так же продолжают признавать постройки самовольными.
Важно! С 3 августа 2018 года изменениями, внесенными законом от 03.08.2018 г. № 339-ФЗ устанавливается, что наряду с решением о сносе постройки может быть принято решение о приведении постройки в соответствие с установленными требованиями.
С 3 августа 2018 года введен запрет на снос возведенных без разрешения жилых домов, а также жилых строений на садовых участках, если они построены на собственном земельном участке застройщика до 1 сентября 2018 года и соответствуют строительным и земельным нормам (п. 3 ст. 22 закона от 30.11.1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса…»).
В настоящее время Земельный кодекс предусматривает возможность посредством процедуры перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличить площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан (далее – перераспределение земельных участков).
Увеличить размеры своего участка могут граждане, имеющие в собственности земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства. Одним из условий, ограничивающих такое перераспределение, является то, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, может увеличиваться в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется путем подписания соглашения между соответствующим уполномоченным органом и собственниками земельных участков. Одним из обязательных документов к соглашению является кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате такого перераспределения. Перераспределение земель и (или) земельных участков осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, а при его отсутствии такого – согласно утвержденной схемой расположения земельного участка.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной собственности соответственно.
Пишем заявление
То есть если вы решили увеличить площадь своего участка, то вам надо обратился с заявлением о перераспределении земельных участков в уполномоченные органы.
В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:
• фамилия, имя и отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
• наименование и место нахождения заявителя;
• кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;
• реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;
• почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Прикладываем документы
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:
• копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю в случае, если право собственности не зарегистрировано в ЕГРП;
• схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.
Несмотря на то что ч. 9 ст. 39.29 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым уполномоченный орган может отказать в заключении соглашения о перераспределении земель, они зачастую необоснованно отказывают в заключении соглашений по надуманным основаниям.
Например, часто уполномоченные органы мотивируют свой отказ по основаниям, предусмотренными пп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, ссылаясь на то, что согласно пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам, и в частности ссылаются на п. 6, указывающий, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования.
Порой, гражданин, имеющий в собственности земельный участок, в целях перераспределения подготавливающий схему расположения образуемого в результате такого перераспределения земельного участка, просто вынужден идти на изломанность границы вновь образованного земельного участка, чтобы «вписаться» в установленные предельные максимальные размеры земельных участков. Такая ситуация может возникнуть, если гражданин при строительстве вышел за пределы своего участка и с помощью инструмента перераспределения земель хочет узаконить постройку. В данном случае вновь образуемый участок может получиться неправильной формы.
Вместе с тем, указанная выше норма не устанавливает строгий запрет на вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосицу при образовании новых участков, а направлена на избежание таких недостатков при их образовании, при отсутствии на то объективных причин, обусловленных естественными факторами. Такой вывод находит свое подтверждение в разделе 7 пп. 7.5 п. 7 методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра России 17 февраля 2003 года. В нем установлено, что не допускается изломанность проектируемых границ, если она не обусловлена существующими естественными или искусственными рубежами. Из этого следует, что при наличии существующих естественных или искусственных рубежей изломанность проектируемых границ обусловлена самим фактом наличия указанных рубежей – она неизбежно допустима и естественна.
Кроме того, возможное образование изломанности границ не может являться безусловным основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, без приведения доказательств конкретных нарушений чьих-либо прав, без мотивированной оценки возможных негативных факторов изломанности границ земельного участка.
Так, в силу положений действующего законодательства образование земельных участков не должно приводить к изломанности границ, нарушать требования закона и препятствовать рациональному использованию земель.
В силу ст. 56 ГПК РФ установлена процессуальная обязанность по доказыванию обстоятельств, на которых основываются требования или возражения.
То есть при обжаловании в суде отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и в заключении соглашения о перераспределении земельных участков уполномоченный орган, осуществивший такой отказ, применительно к положениям ст. 56, 59, 60 ГПК должен будет представить суду доказательства проведения правовых экспертиз, анализ возможности рационального использования земель при решении вопроса о предоставлении истцу испрашиваемого земельного участка, что представляется довольно сомнительным.
Еще одной распространенной причиной отказа уполномоченных органов в заключении соглашения о перераспределении земель является ссылка на п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ, не допускающий образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон. Например, уполномоченный орган может указать, что предлагаемый к перераспределению земельный участок, находящийся в собственности гражданина, и земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, находятся в разных территориальных зонах. По сути основания для отказа имеются и являются вполне законными, но есть один нюанс. В качестве подтверждения принадлежности земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, предлагаемой к перераспределению к другой территориальной зоне, уполномоченный орган может сослаться не на кадастровый номер территориальной зоны, а на утвержденные правила землепользования и застройки. Но стоит иметь в виду, что в соответствии с федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» территориальные зоны подлежат кадастровому учету, и до тех пор, пока территориальная зона не сформирована и не стоит на кадастровом учете, она юридически не существует. Соответственно, не может быть и пересечения территориальных зон. В данном случае отказ в перераспределении земельных участков будет незаконным и может быть обжалован в судебном порядке.
Источник статьи: http://www.9111.ru/questions/777777777380893/