Хам был проклят только лишь за то, что увидел наготу своего отца?
Вопрос : «Быт.9:20-27. Объясните мне, пожалуйста, что же такого натворил Хам? Он был проклят только лишь за то, что увидел наготу своего отца или за то, что рассказал другим братьям. Какой можно вынести урок из этого случая для повседневной жизни?»
Вот отрывок, о котором вы спрашиваете:
Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.
Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнаженным в шатре своем.
И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему».
Чтобы понять суть пророчества, нам очень важно понимать, что изо всех спасённых от потопа людей только Ной был назван праведным, но не его сыновья, потому что каждый человек сам избирает путь взаимоотношений с Богом. Хотя сам Ной стоял твёрдо и строил ковчег, хотя его сыновья помогали ему, но всё же тот допотопный мир успел-таки извратить характер одного из этих сыновей. И хотя все три сына вошли в ковчег, но ведь они вошли туда взрослыми людьми, с уже сформировавшимися характерами.
Теперь давайте попробуем разобраться в том, почему поступок Хама был воспринят как ужасный, требующий наказания? «Ну и что? — говорите вы и очень многие другие люди. – Что тут такого? Увидел наготу отца. И даже если это неправильно, но ведь всякое же бывает». В том-то и дело, что всякое бывает, однако человек ведёт себя относительно этого «всякого» в зависимости от состояния своего сердца. Какое сердце – такая и реакция на сложившуюся ситуацию.
Все три сына хорошо знали, что видеть наготу своего отца – это неправильно. Но они так же понимали, что всякое может случиться. Однако один из них отреагировал на случившееся очень и очень неправильно. Вопрос: почему Хам вдруг побежал к братьям рассказывать о том, что их уважаемый, богобоязненный отец, которого Бог Сам назвал праведным, валяется в шатре голый?
Поставим себя на место Хама подумаем, что могло двигать им: любовь и уважение к отцу или желание унизить отца в глазах других его детей?
Если бы это были любовь и уважение, не промолчать ли надо было? будь его сердце чистым, любящим, лишённым зависти, не принес ли бы он тайно покрывало, чтобы скрыть наготу того, кого любил и уважал, от глаз тех, кого он тоже любил и уважал, чтобы и они неожиданно не оказались в неправильной ситуации, в которой он сам оказался?
Пришедший в себя после неожиданного опьянения отец просто подводит итог ХАРАКТЕРУ Хама. С таким характером человек всегда будет только лишь рабом.
Таким образом, проклятие пало на Хама не за то, что он оказался в ситуации, которая явно была ему неподконтрольна, не за то, что он неожиданно для самого себя увидел наготу своего отца, а за то, как он отреагировал на эту ситуацию, за то, что он сделал относительно неё.
Это и нам урок. Если человек радуется тому, что его отец упал и явно недотягивает до звания праведника, то такой человек никем, кроме как рабом (рабом обстоятельств, рабом своих желаний, рабом зла) быть не может. Свободный человек с чистым сердцем всегда живёт «в» пятой заповеди о почтительном отношении к отцу и матери (Исх.20:12).
А теперь я предлагаю вам внимательно вчитаться в слова Ноя: «проклят Ханаан ; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему».
Вы видите, что проклятие пало не непосредственно на Хама, а на одного из сыновей Хама?
У Хама было четыре сына «Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан» (Быт.10:6) . Так вот в своём пророчестве Ной почему-то не сказал «проклят Хам», ведь именно Хам повёл себя недостойным образом, но перенёс проклятие на сына Хама – Ханаана.
Как правило, эту странность пророчества Ноя объясняют тем, что до этого случая Бог благословил Ноя и его трёх сыновей, и поэтому Ной не мог произнести проклятия на одного из тех, кто уже был благословлён. Однако лично я придерживаюсь другой точки зрения.
Дело в том, что Хуш, Мацраим, Фут и Ханаан были плоть от плоти, кость от кости Хамовы, т.е. они в некотором смысле были самим Хамом. Так вот проклятие пало не на всего Хама, т.е. не на всех его непосредственных потомков, а только на четвёртую часть Хама, на одного из четырёх его сыновей, который, вероятно, по характеру был либо очень сильно подобен отцу, либо даже хуже своего отца в том смысле, что негативные черты характера отца в ещё большей степени развились именно в Ханаане. Таким образом, проклятие пало не на всех потомков Хама, но лишь на худшую их часть, на тех, кто решили ходить по путям Хама, чьё сердце было наполнено злом, приведшим к очень неправильному (греховному) делу.
Источник статьи: http://www.bible.com.ua/answers/r/36/314422
Библия, изложенная для семейного чтения
Жертвоприношение Ноя. Ной проклинает потомство Хама. Столпотворение Вавилонское. Смешение языков
И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя. |
Итак, свершилась грозная кара над людьми правосудного Творца их! Снесено было с лица земли все человечество и все зло от него. Долготерпение Господне не истощалось, пока не осталась на земле одна только семья, помнящая Бога. И через отца ее, праведного Ноя, Бог продолжал Свое общение с человечеством и вел судьбы его до исполнения обещания Своего послать в мир Спасителя, таинственно руководил человеками на пути к предопределенной Его благостью высочайшей цели – соединиться с Ним в блаженной вечности.
Но как подвигалось на этом пути человечество? Увы, с первых же времен возобновления жизни на земле возобновился и грех, как бы унаследованный заразившейся однажды грехом природой человека. Уже сын праведного Ноя заявил о своих порочных наклонностях. Вот как повествует об этом Священное Писание. После того как, выйдя из ковчега со всеми бывшими в нем, «устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь Бог в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся. И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею».
«Вот, Я поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.
И сказал Господь Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда.
Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга Моя в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти. И будет радуга Моя в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между землею и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле».
Итак, стали вновь расселяться по земле спасшиеся от потопа.
«Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. И от них населилась вся земля. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.
И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя, рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан [1] ; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.
И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер».
(Быт. 8, 20–22; 9, 1, 11–16, 18–29)
Потомки Ноя умножились и стали постепенно отдаляться от первоначального после потопа поселения нового человечества; они двинулись сначала с востока в землю Сеннаар, в обширные равнины, орошаемые реками Тигр и Евфрат. У всех них тогда был один язык и одно наречие. «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли».
«И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город (и башню).
Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».
Потомки Хама [2] первые выступили из пределов своей земли. Потомки Симовы заняли страны от Месопотамии до южной Аравии и от реки Тигр до Средиземного моря [3] . Из потомков Сима произошел Евер, праотец Авраама, сына Фарры.
Халдеи, финикиане, евреи – вот жители той области, центром которой был Вавилон. Они владели и пустыней, и морем. Из рода евреев благоволил родиться Богочеловек Спаситель, обещанный людям для искупления их первородного греха.
Потомство Иафета позже всех расселилось на далеком обширном пространстве земли, оно разошлось по Малой Азии, Индии, двинулось и на запад в Европу. Это племя и приняло название индо-европейского, к которому принадлежим и мы.
6 января 2007 г.
[1] Так как Хам получил благословение Божие в числе сыновей праведного Ноя, то проклятие отца лично не коснулось его, но относилось к потомству Хама в лице сына его Ханаана.
[2] Из сынов Хама «Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом (Богом). Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» (Быт. 10, 8–10).
[3] Ассур, один из сынов Сима, из земли Сеннаар, основал город Ниневию (Быт. 10, 11).
Источник статьи: http://pravoslavie.ru/2785.html
ПРОКЛЯТИЕ ХАМА
Ной начал обустраивать жизнь семьи в новом мире. Началась обыденная жизнь, с ее заботами и трудностями.
Сим, Хам и Иафет. Художник Джеймс Тиссо
Быт.9:18. Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет .
Согласно наиболее принятому толкованию, имя «Сим» значит «Имя, слава, знак, помета», отсюда – вообще «имя»;
имя «Хам», значит «горячий, жгучий, черный, темный, смуглый»;
имя «Иафет» означает «распространение, распространит (Бог)».
Не каждый знает имена Сима и Иафета, а вот Хам известен практически каждому современному человеку. Впрочем, как имя нарицательное, а не как имя собственное.
То есть, Хамом в наше время называют тех людей, которые ведут себя вызывающе по отношению к окружающим .
Хам родился за 100 лет до Всемирного Потопа, от которого он вместе с женой, отцом и братьями спасся в ковчеге.
Согласно Библии Хам повел себя, прямо сказать, неблагопристойным образом во время случая, произошедшего с отцом его Ноем.
А произошло следующее:
После потопа Ной начал возделывать землю и насадил виноградник.
«И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. «
Следует отметить, что допотопное человечество было знакомо с виноградом, но совершенно не было знакомо с употреблением вина.
Удивительное свойство виноградной лозы, впитывающей воду своими корнями и солнечный свет своими листьями, и превращающее их в сок своих плодов. Вино получается из виноградного сока естественным брожением, достигая при этом крепости около 12 градусов. Естественным означает, что если виноградный сок какое-то время постоит на солнышке, он начнет бродить, превращаясь в вино.
Мы знаем, что «Ной был человек праведный и непорочный», и опьянение, вызванное употреблением вина или перебродившего сока, явилось полной неожиданностью для самого Ноя. Легко могло случиться, что он, не зная силы и действия вина, выпил его больше, чем бы это следовало, и захмелел.
Все бы ничего, но случилось так, что в шатер зашел сын Ноя Хам.
А он в это время зашел в шатер и увидел отца своего, скажем так, в неприглядном виде.
Есть предположение, что в шатер сначала забежал Ханаан, внук Ноя и сын Хама, который и сообщил об увиденном отцу своему.
Пишет об этом и святитель Филарет: «Ханаан. первый увидел наготу своего деда и сказал об том отцу своему».
Принято считать, что Хам не промолчал и не скрыл увиденное, а посмеялся над спящим отцом, рассказывая братьям про наготу отца своего.
Можно предположить, что рассказ Хама братьям вряд ли был очень лестным для Ноя. Скорее всего, он содержал насмешку, но никаких подробностей нам Библейские тексты не сообщают.
Ной делает вино. Хамов грех. Мозаика
А Хамом двигало не любовь и уважение к отцу своему, а желание унизить отца в глазах других.
Если бы это были любовь и уважение, не промолчать ли надо было? Будь его сердце чистым, любящим, лишённым зависти, не принес ли бы он тайно от других покрывало, чтобы скрыть наготу того, кого любил и уважал, от глаз братьев своих, чтобы и они неожиданно не оказались в неправильной ситуации, в которой он сам оказался?
А Сим и Иафет не поддержали Хама:
Быт.9:23. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли [задом] и покрыли наготу отца своего;лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего».
Своими действиями они не поддержали брата, не упрекнули и не поразили его, а, услышав рассказ Хама, озаботились, как бы скорее исправить случившееся с Ноем и сделать все , что требовалось для чести родителя.
Ной проклинает Хама. Художник Гюстав Доре
Поступок Хама привел к серьезнейшим (для дальнейшей истории человечества ) последствиям.
Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему».
Хам зовет братьев. Мозаика. Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XI в.
Мы знаем, что общество в те времена было патриархальным. Патриарх, т. е. глава рода, имел над своими детьми и их потомками неограниченную власть, принадлежавшую впоследствии царю; он был в то же время священником, который приносил жертвы, и пророком, как хранителем истинной религии и провозвестником будущих судеб.
Ной проклинает Хама. Художник И.Ксенофонтов
Поэтому сказанное Ноем своим сыновьям имело пророчествующее и решающее значение для судьбы их потомков. Хам за его непочтение к своему родителю и патриарху был проклят в лице своего сына Ханаана; Сим благословлен как представитель истинного благочестия, а Иафету предсказано необычайное распространение на земле, и обоим им Ханаан отдан в рабство.
Фреска «Опьянение Ноя». Сикстинская капелла. Италия. Микеланджело Буонаротти (1475-1564)
В своём пророчестве Ной почему-то не сказал «проклят Хам». Хотя именно Хам повёл себя недостойным образом. Ной перенёс проклятие на сына Хама и своего внука – Ханаана. Святые отцы позже объясняли, что наложив проклятие не на Хама, а на его первенца Ханаана, Ной избавляет от наследования проклятия всех остальных сыновей Хама, которых у него было четыре: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан, а также избегает налагать проклятие на того, кто в числе прочих вышедших из ковчега сподобился получить благословение Божие.
Фреска «Опьянение Ноя». Сикстинская капелла. Италия. Микеланджело Буонаротти (1475-1564)
. И оттуда рассеял их Господь по всей земле (Быт.11:9)
Считается, что от сыновей Ноя пошли народы:
— от Сима (Shem) – семиты: негры, евреи и арабы.
— от Хама (Ham) – хамиты, обитатели африканского севера: негры, египтяне, суданцы, берберы.
— от Иафета (Japheth) — европейцы (индоевропейские народы).
Джером Сабле. Опьянение Ноя
Согласно Библии, сыновьями Хама были Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан.
Иосиф Флавий полагает, что за именем Хуш скрываются эфиопы, Мицраим — египтяне, Фут — ливийцы (мавры), а Ханаан — доеврейское население Иудеи .
Следует сказать, что потомки Ханаана были умерщвлены и обращены в рабство евреями при Иисусе Навине, во время завоевания им земли обетованной (Нав. 9:23). Не раз и еще, в особенности при Давиде и Соломоне, хананеи испытали на себе тяжелую руку потомков Сима и послужили им (3Цар. 9:20–21). А другие отрасли хамитов – финикияне и в особенности ефиопляне были покорены племенами Иафета – персами, греками и римлянами. Так что пророчество Ноя сбылось полностью.
Расселение потомков Хама, согласно европейской средневековой карте
Среди более отдаленных потомков Хама были жители Ниневии, так раздражившей Господа своими грехами, что он послал к ним пророка Иону с грозным предупреждением. Были филистимляне, из среды которых вышел, кстати, великан Голиаф, побежденный будущим царем Давидом и сделавшийся с тех пор олицетворением какого-то огромного и с виду неодолимого зла. Населяли хамиты и города Содом и Гоморру, тоже ставшие впоследствии именами нарицательными, обозначающими крайние степени порока.
Источник статьи: http://prajt.livejournal.com/86861.html