Поход а баню сочинение

Поход в баню

Дедушка потянулся, зевнул, почесал щеку своей огромной пятерней и сказал:
— Завтра пойдем в баню!
Я любил ходить в баню с дедушкой, но при этом сообщении, как всегда, немного расстроился. Дед с усмешкой посмотрел на меня и сказал:
— Ну, чего разнюнился?
— Чубчик хочу! Со слезой в голосе ответил я.
— Мал ещё! Строго сказал дед. Вот в школу пойдешь – будешь носить чубчик. А пока не положено!
— Меня «лысой башкой» дразнят, — аргументировал я.
— Ну и пусть дразнят, а ты не обращай внимания.
— Да, хорошо тебе говорить, не обращай внимания. А они еще и щёлкают по голове!
— Кто это щёлкает? — спросил дед. – Вот я им пощёлкаю!
— Ага! Они щёлкают, когда тебя нет. А потом, поди – докажи!
— Ничего! Зато голова чистенькая, никакая болячка не пристанет. Ты видел, какие головы у узбечат бывают?
Я вынужден был согласиться. У многих узбеков я видел болячки и страшные язвы на голове и других частях тела.
На завтра мы, ближе к обеду, собрались в баню. Дед любил париться и с утра не торопился идти в баню, она еще не нагрелась как следует. Наконец время подошло, и мы отправились в путь. В целях экономии дед не покупал веник, а заготавливал его по дороге. Сорвал несколько веток с кустов, которые в изобилии росли в зеленой зоне на проспекте – вот и веник. Затем мы подошли к «Сартарошхоне». Такое большое слово я пока прочитать не мог. Здесь начиналась моя маленькая трагедия.
— Ну, хоть маленький-премаленький чубчик! — молил я деда.
Дед ничего не отвечал. Он говорил мастеру:
— Стриги под ноль, машинкой. Стрижка за 10 копеек!
— Хорошо, хорошо! — приговаривал мастер, ласково улыбаясь. Он ловко заворачивал мою голову в простынку, и я уже слышал, как зажужжала машинка, быстро состригая волосы с моей поникшей головы. Через пару минут всё было окончено. Весь в слезах я шел дальше за руку с дедом к бане, сверкая, как мне казалось лысиной на весь проспект. Все встречные люди улыбались, глядя на меня, а мне горе разрывало сердце.
Ну, вот,наконец, и баня. С самого входа в нос мне шибал знакомый запах распаренного дерева, мыла, пара и вымытого человеческого тела. Слышались приглушенные гулкие голоса, раздавалось звяканье тазов, шарканье ног, хлопанье веников. Хотя мы ещё только зашли в вестибюль, и дедушка покупал билет. Мне, по малости, билет был не положен. И дедушка занимал со мной вместе один шкафчик. В раздевалке все звуки были слышнее, приближалась главная процедура. Когда-то давно, когда это было для меня впервые, я немного побаивался и волновался, особенно в парилке. Пар был очень сильный и обжигал мой рот и все тело. Но теперь я уже приспособился и не лез за дедом на самый верх. Внизу, на нижней ступеньке париться было намного легче. А дедушка забирался на самую верхнюю полку парилки и исчезал из моего вида в облаках пара. Там он охал и крякал, беспощадно хлеща себя веником, так, что только листья летели. Потом приходила моя очередь, и меня тоже обрабатывали веником. Я уходил в моечное отделение, а дед продолжал париться до тех пор, пока от веника оставались одни прутья.
Потом дедушка приходил в моечное отделение весь красный, распаренный и усталый. Иногда он выходил в раздевалку и отдыхал, лежа на лавочке. Но потом мы ещё мылись основательно с мылом, обливались из шаек начисто (душа в той бане не было). И, наконец, выходили в предбанник окончательно одеваться. Одевание шло медленно, мы оба были очень уставшие, просветленные процедурой, радостные и возвышенные. Говорили не спеша, не громко. Одевались, собирали вещи, проверяли, все ли на месте. Это были самые приятные минуты. Потом была ещё дорога домой, но она была как будто вдвое длиннее. Шли мы медленно, в предчувствии того, как нас встретят дома. А дома нас ждало обязательное: «С легким паром!» от бабушки и горячий чай. Это тоже было время блаженного наслаждения.
Бабушка смотрела на нас с легкой усмешкой. Она не любила парную баню, хотя и не противилась нашим банным походам. Дедушкино паренье она называла «изуверством» и говорила мне:
— Алешка, ты не слишком парься, а то сожжешь легкие. Или ошпаришься кипятком.
— Нет, бабушка, не ошпарюсь, — говорил я в ответ с солидностью в голосе. Я осторожный. В кипяток не полезу.
Дедушка посмеивался, глядя на меня, и говорил:
— Ты бабушку не слушай! Она сама не умеет париться и другим не советует. А ведь это не только удовольствие, но и оздоровление организма! Вишь какой я здоровый!
Я с удовольствием смотрел на «здорового» деда и мечтал, что я тоже вырасту таким большим. Уж тогда я не буду слушаться бабушку! Сам все буду решать.
После бани сладко спалось и скоро, через несколько дней, опять начиналось ожидание радостного и такого трагичного (из-за чубчика) похода в баню.

Читайте также:  Баня на подоле наша баня

Источник статьи: http://proza.ru/2012/06/03/653

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

«Уважительные сочинения о русских банях»

Понедельник, 24 Августа 2009 г. 01:54 + в цитатник

Почему иностранцы боялись русской бани?

Почему иностранцы боялись русской бани?

Г. Демам-Демартре. Русская баня. Гравюра

Представить Россию без бань трудно. Даже в наши дни, когда распространилась мода на сауны, почти в каждом деревенском дворе или дачном участке есть русская баня, где можно поддать крепкого парку и от души похлестать себя ароматным веничком.

История русской бани древна, о ней упоминал еще летописец Нестор. Естественно, что с русской баней сталкивались практически все иностранцы, посещавшие Россию. Как правило, русская баня производила на них неизгладимое впечатление, а многих и ужасала. И было чего пугаться – в клубах раскаленного пара раскрасневшиеся мужчины и женщины хлещут себя прутьями, а затем еще и в снег или прорубь бросаются. Наверное, со стороны это выглядело как изощренное самоистязание.

Любопытно почитать отзывы иностранцев о банных пристрастиях русских. «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется ёмкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе. И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах – радость и улыбка», – так отзывался о русских банях арабский путешественник Абу-Обейд-Абдаллахала Бекри.

В конце XVII века в свите шведского посла графа Христиана Горна Россию посетил Ганс Айрманн, оставивший записки о и Московии. Вот что его поразило в русском банном мытье: «Они не пользуются, как мы, скребком для очистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый веник, он из прутьев березы, которые высушивают. Летом, пока веники еще зелены, их на бесчисленных телегах привозят в города на продажу, каждый хозяин закупает их во множестве и развешивает для просушки. Ими московиты дают себя хорошенько отхлестать другим. Этот веник предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных людей бывает проварена с хорошими травами, а затем гладят и растирают ими себя по всему телу вверх и вниз, пока вся пакость не отстанет от кожи. Это они делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты. При этом московиты имеют в бане особо здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с головы до пят, и только после этого они готовы».

А.М. Васнецов. Общественные бани на реке Неглинной в 17 веке

Для цивилизованной Европы, предпочитавшей очищать грязь с себя скребками, запах немытого тела маскировать духами, а для борьбы с насекомыми навешивать под одежду блохоловки, были удивительны банные процедуры русских. То, что у европейцев с телесной чистотой было плоховато, не преувеличение. «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе» – это свидетельство путешественника Марко Поло. А испанская королева Изабелла Кастильская заявляла, что за всю свою жизнь мылась дважды – при рождении и перед свадьбой.

Иностранцев поражало, что русские и их тянут в баню, считая её чуть ли не обязательным атрибутом общения. Курляндец Яков Рейтенфельс, посетивший Москву практически одновременно с Айрманном, писал, что «русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».

В это же время в Москве чешский путешественник Бернгард Таннер со спутниками решились по собственной инициативе посетить общественную баню. Получился конфуз. «По принятому у нас обыкновению мы пришли покрытыми, думая, что здесь моются так же как и в наших краях, но с первого же шага заметили разницу; дверь, увидели мы, отворена, окна не заперты, но в бане было все-таки очень жарко. Как увидели московитяне нас покрытыми, а они безо всякого стыда были голы совершенно – так и разразились хохотом. Прислуги тут нет, банщика и цирюльника тоже, кому надо воды, тот должен был сам спускаться к реке. Мы побыли там немного и ушли сухими, как пришли, поглядев на их способ мыться; как они, вместо того, чтобы тереться, начинали хлестать себя прутьями, орать, окатываться холодной водой. Так же моются, видели мы, и женщины, и тоже голыми бегают взад и вперед не стесняясь».

Кстати, иностранцы дружно отмечали, что в русской бане моются или совместно мужчины и женщины, или же отделения для них разделены только небольшой перегородкой, а окунуться в снег или в речку без стеснения выбегают все вместе. Для них это было настоящей экзотикой. В России же только в 1743 году Сенат специальным указом запретил в торговых банях мыться мужчинам совместно с женщинами. Указ стали соблюдать, но только в крупных городах.

Немало удивляло иностранцев и то, что русские супружеские обязанности связывают с мытьем в бане. Перед свадьбой жених и невеста обязательно мылись в бане, что было продолжением своеобразного «мальчишника» и «девичника», а после первой брачной ночи они уже шли в баню вместе. Этому обычаю долго следовали и российские монархи. Более того, если в обычные дни царю «было угодно спать вместе с царицей», то утром они оба шли в баню, где мылись вместе или раздельно со своими приближенными. Любопытно, что по этому принципу бояре сразу же вычислили, что Лжедмитрий и его супруга явно «не свои для Руси», в баню-то вместе не ходят.

К чести иностранцев, многие понимали, что русские в вопросах гигиены обогнали их намного. Испанец Риберо Санчес, бывший врачом при дворе Елизаветы Петровны, искренне восхищался: «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и привозимых изо всех стран света, то желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий, превратилися в бани российские для пользы общества».

Е. Корнеев. Русская баня. Гравюра

Ему вторит камерюнкер Берхольц, познакомившийся с русской баней в Петербурге. В записках о России он подробно описывает посещение парилки и все банные священнодействия, отмечая, что «по окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным».

Стоит отметить, что многие иностранцы в России приживались, становясь по своим привычкам практически русскими. Естественно, что они привыкали и к русской бане. К XIX веку в крупных городах появились дорогие, богато обставленные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами. Они быстро превратились в своеобразные клубы для людей состоятельных. В Москве такой баней-клубом стали знаменитые Сандуны, где бывал весь цвет российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.

Интересно, что иностранцы, долго жившие в России, стали по возвращении на родину стоить у себя бани, чем немало изумляли соотечественников. Особенно быстро русская баня «завоевала» Германию. «Но мы, немцы, – писал немецкий врач Макс Плотен – пользуясь этим целебным средством, никогда даже не упоминаем ее названия, редко вспоминаем, что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу». Бани стали появляться и в других странах, а португалец Антонио Саншес даже издал книгу «Уважительные сочинения о русских банях».

В Европе любят рассуждать о загадочной русской душе и вспоминать великих писателей, философов, танцоров, поэтов, ученых, которых Россия дала миру. Но иногда забывают, что элементарному мытью просвещенную Европу тоже учила Россия.

Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/arz-ai_arznai/post108907609/

Случай в сауне, за который мне стыдно много лет

У каждого из нас есть свои скелеты в шкафу.

За все прожитые до сих пор мной годы, мне мало чего можно стыдиться сильно и безоправдательно. За исключением одного довольно давнего случая, о котором я никому не говорила и надеюсь, о котором никто уже не вспоминает, кроме меня.

Сейчас у меня замечательная семья. Двое прекрасных детей и любящий муж. Случай же тот, о котором хочу вам поведать, произошёл в самом начале нашего знакомства с будущим мужем. И его, к сожалению, рядом в тот вечер не было. Иначе бы ничего подобного не произошло.

Тогда мы только недавно познакомились и находились в той стадии общения, когда ждёшь каждой встречи, каждого сообщения, пишешь и звонишь по поводу и без повода и испытываешь при этом особенное удовольствие.

Был день рождения моего двоюродного брата, который он решил отметить в сауне. Арендовал помещение, пригласил друзей, подруг и меня. До этого дня я никого из его компании не знала. Своего будущего мужа я на эту встречу не позвала, потому что мне было бы неудобно находиться с ним в бане, настолько ещё скромными были наши отношения.

Компания собралась довольно весёлая. Мы ели, пили, дружно общались, шутили.

Один из ребят предложил сделать памятные фотографии и запечатлеть происходящее. Сначала он делал общие снимки, потом перешёл к индивидуальным.

Когда он остановился около меня, я застеснялась и не могла придумать красивую позу для фотоснимка. Он это заметил и стал подсказывать, как наклонить в голову, как распустить волосы и куда и как смотреть.

Он создавал впечатление понимающего человека и я слушалась.

Когда он спросил, как ему передать мне эти фотографии и уточнил, для кого я так старалась, то я с гордостью ответила, что они для моего любимого человека.

Сказав эту правду, я осмелела ещё больше, определённо под воздействием напитков, решив для себя, что веду себя правильно и честно и всё для любимого.

Поэтому, когда фотограф деликатно предложил мне сделать более откровенные снимки, я согласилась, так как в этот момент думала больше о том, какое впечатление произведу на своего парня. А фотограф был для меня лишь инструментом.

Мы отошли в помещение, где никого, кроме нас не было.

Сначала он предложил мне снять верх и прикрыться волосами. Потом убедил меня повернуться боком, для более точной передачи красоты форм. После чего он уже сам стал поправлять то одно, то другое, принимая всё большее участие в процессе и при этом постоянно осыпая меня комплиментами.

В общем, голова моя закружилась, его прикосновения уже не воспринимались мной, как чужие, и он получил всё сполна.

После я узнала, что он совсем не фотограф. Даже фотоаппарат был не его, а моего брата, который мне принёс его домой на следующий день, чтобы я могла подчистить всё то, что посчитаю нужным.

Конечно же, я никому об этом не рассказывала.

Мой парень, нынешний муж, даже не догадывается о чём-то подобном. А я не могу забыть ту ночь. Ночь, когда я единственный раз в жизни предала свою любовь.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/rasskazblog/sluchai-v-saune-za-kotoryi-mne-stydno-mnogo-let-5cbafdb4c6be9900b2454fd9

Оцените статью
Про баню