Почему в украинских селах нет бань

Бани в Украине. Исторический аспект?

Бани в Украине. Исторический аспект?

Собсна, с супругой сейчас общались на даннную тему.
Возник вопрос — по истории, в давние времена были на Руси бани. Мылись в них, рожали. Послов вражеских сжигали в оных во времена княгини Ольги в конце концов 😊
Описаны греческими историками бани (больше похожие на финские/лапландские сауны) у скифов, проживавших в древние времена на наших территориях.
В России, опять таки, банная тема сохранилась с незапамятных времен. Иметь во дворе баньку было нормой, да и сейчас есть, невзирая на наличие душа в доме.
А вот в Украине.
Супруга не любит ездить в село к бабушке по причине что мыться приходится в «ночвах» — корыте по русски, поставленном посеред кухни сельского дома.
Да и я помню, приезжая к РАЗНЫМ . родственникам в РАЗНЫЕ . села по Украине, грели воду на плите/печи и. Всегда смущало отсутствие отдельного помещения под помывку в доме или во дворе (речь идет о старых домах).

Вопрос — куда делась банная традиция в Украине после Киевской руси? Почему отказались от бань во дворе и когда? В украинской литературе 19-20 веков особых посыланий на какие-либо банные события практически нет, т.е. этот пласт народной жизни отсутствовал. Ведь если дед в баню ходил, отец ходил то и внук логично что ходить будет, ибо реально не только чистоте вопрос, но и поросто — банька это классно!?
Почему-же перешли на помывку в корыте посреди хаты?

Читайте также:  Как переделать строительную бытовку в баню

Укры, вместо помывки в бане, САЛОМ мажутся — так по их мнению гигиеничнее.

maxkyiv
Послов вражеских сжигали в оных во времена княгини Ольги в конце концов

Блин. у меня дядя (с Черниговщины) в городе живет(Краснодарски край), ванна в 90-е появилась, а туалет так в огороде и остался.
PS: Дядя не бедствует — не давно сыну новую иномарку купил.
Для меня это загадка. Версия только с салом в голову приходит.

maxkyiv
Вопрос — куда делась банная традиция в Украине после Киевской руси?

не удивлюсь если запретили там бани

В Беларуссии та же ситуация. Только в Витебской поближе к России иногда появляются.

Укры, вместо помывки в бане, САЛОМ мажутся

Источник статьи: http://guns.allzip.org/topic/68/1305746.html

Почему в украинских селах нет бань

так и в России недавно мылись. И что? Все прошло. Бани появились. И на Украине появятся. Правда, они всегда были, пусть и не в каждом дворе, но были. Знаю по своей тётке. Она жила под Изюмом.

Поспрашала у краеведа:
«Бани в старину были бочки деревянные дубовые липовые грели воду наливали кидали травы и парились»

Где как. Я помню , меня парили в русской печи, а около печки лишь обмывали. Так и взрослые мылись.

Это несколько не то, но чем то похоже. Баня по-черному, это когда есть баня, отдельное строение, и топится оно внутри. Двери открыты, накаляются камни. Камней много. Далее моются полки от сажи и люди моются. То, что я описал. Это промывка в самом доме, на кухне. Человек греется внутри печи, ну а смывает все с себя около печи в корыте.

ну у нас так называлась —внутри солома.сидишь скорчившисьбоишся обжечься или измазаться

Источник статьи: http://sprashivalka.com/questions/a123413f/%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BD%D0%BE-%D0%B2%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE-%D1%8D%D1%82%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%B2%D0%BD%D0%B0-%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D0%B5-%D0%B2-%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%85-%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%8C-%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8C%D1%8F%D1%85-%D0%BC%D0%BE%D1%8E%D1%82%D1%81%D1%8F-%D0%B2

Почему в украинских селах нет бань

Почему в украинских селах нет бань

Жил на свете Янелох,
Балагур и скоморох,
Радовал людей, как шут,
Весельчак и баламут.

Рядом клоуны толпились,
В группу все объединились.
И давай смешить людей,
Всем хватало здесь идей.

Янелох был явный лидер,
Всех политиков обидел,
Издевался как хотел,
Опозорить всех сумел.

Президентов, бизнесменов,
И актёров, и спортсменов
Обливал словесной грязью,
Но при этом не был мразью.

В фильме том он президент,
И триумф пришел в момент.
Он на выборы пошел
И в политику вошел.

Президента Вурдалака
На колени, в позе рака,
Пред народом он поставил,
Уважать себя заставил.

Обещал народу блага,
Что мы двинем вперед с флагом,
Что войну здесь прекратим
И врагов всех победим.

Что посадим всех воров,
Что народ будет здоров.
Всем нам улыбнётся счастье,
Коль разгоним все ненастья.

Но на деле вышел «пшик»,
Слабый, видно, как мужик.
Лучше был бы скомарохом,
Получалось ведь неплохо.

Янелох наш вдруг продался,
Пред народом облажался.
Он во лжи своей увяз,
Обманув, как прежде, нас.

Давно хотел поинтересоваться.

Начиная еще с моих детских впечатлений, когда ездил с родственниками в Краматорск, там в частном секторе бань нет вобще.

Все под газом и естественно все бытовые в доме. И помыться и подмыться и т.д. Это еще в те «благословенные» советские времена, когда в что такое газификация сел, деревень никто не знал и единственный способ помыться был раз в неделю в собственной бене. Это если баня есть. Если у кого нет-ходили к соседям.

Только представить-большинство советских людей мылись раз в неделю. Умывальник и тазик на кухне в деревне-обычное дело.

Впрочем это многие практикуют и сейчас, не ощущая никакого дискомфорта.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/pochemu-v-ukrainskih-selah-net-ban/

Крым. Крымский форум.

Свидомый
Свидомый

Свидомый
Свидомый

Наследие. Очерк о Кубанской казачьей бане

Баня для современного человека звучит несколько анахронично. Да и нужна ли современному человеку баня, когда в век научно технического прогресса в каждом доме, каждой квартире, да что там, даже в мобильных средствах, таких как автодома, есть душевые, ванны, джакузи, бассейны и многие другие приспособления, с помощью которых человек удовлетворяет не последнюю из своих потребностей в поддержании чистоты и гигиены тела. Напоминание о бане у современного человека часто вызывает следующие ассоциации: там все голые; жара; когда льют воду на раскаленные камни; когда люди хлещут друг друга вениками; свободное время препровождение; друзья, любовь, веселье… и т.д., и т.п.
На самом деле, что же такое баня, какие ее корни, какой в ней прок, есть ли у нее будущее? Вопрос о бане такой обширный, что для того, чтобы на него ответить, необходимо, заглянуть в прошлое. Исторически точно установлено, что водные процедуры, как средства поддержания чистоты тела, были практически у всех народов, но вот виды водных процедур, температурные режимы, и, соответственно, приспособления и сооружения для данных процедур были у каждого разные. Дошедшие до нас исторические источники указывают на то, что большое значение в культурной деятельности человека было умение поддерживать здоровый образ жизни. При отсутствии в те давние времена письменности, данный опыт мог передаваться через сказания и традиции. Это сейчас каждый знает, что огромное значение в поддержании здоровья имеет образ жизни. Питание, физические нагрузки – поддерживающие тонус, эмоциональные и психологические составляющие позволяют гармонично развиваться человеку. В прошлом, выявляя факторы, положительно действующие на человеческий организм, люди создали требования к коллективному поведению. Данные требования складывались в традиции, которые на ранней стадии развития общества, при отсутствии научного обоснования вполне были логичны и не подвергались ни какому обсуждению. Так на заре человечества возникали традиции соблюдения общего порядка и иерархии, поддержания чистоты и здоровья.

Традиции складывались в культуру. Культуру поведения, жизни, работы, отдыха. Несомненно, культура здорового образа жизни занимала и занимает одно из важнейших мест в становлении и развитии общества.
Культура банного дела длительное время строилась на принципах потребностей общества. Она имела явное разделение на общественные бани и семейные бани. Общественные бани создавались для поддержания чистоты среди людей, проживающих в плотно населенных городах и главное их предназначение — профилактика болезней через чистоту тела. Однако веками складывающиеся наблюдения о водных процедурах и теплового воздействия на выздоравливание больных привело к тому, что стали возникать лечебницы, применяющие бани.

Культура чистоты свойственна всем народам. Государство провозглашает здоровье нации своим достоянием, поэтому водные термальные процедуры применялись у древних греков и римлян, турок и народов населяющих современную Россию. Грязный и немытый человек был всегда порицаем в обществе.

История имеет такие яркие примеры, что когда в Европе, борясь за нравственную чистоту из религиозного фанатизма, стали запрещать показа голого тела и поэтому запретили и бани. Эпидемии чумы, тифа, оспы держали в постоянном страхе целые народы. И только возвращение культуры чистоты тела позволило вернуть спокойствие обществу избавившемуся от массовых болезней. Однако с потерей культуры банного дела была потеряна возможность индивидуального восстановления, очищения, оздоровления, реабилитации, коррекции.

У различных народностей, исходя из места проживания, культурных особенностей, природных факторов, возникали различные предпосылки или потребности в той или иной водной, тепловой, физической процедуре. Кочевые народы для очищения применяли нагретый воздух в юрте, и раскаленные в костре камни. Поливая на нагретые камни воду, получали пар, в котором прогревались, потели, очищались. Оседлые народы создавали постоянные места для очистки, очищения и омовения. Потребовалось строительство очагов, способных нагреть помещение и воду, а также строительство специальных помещений, в которых размещался очаг и принимались непосредственно процедуры. Для этого использовались различные доступные материалы. В лесной зоне самым доступным материалом было дерево, в степной – глина, в горной – камень, это и породило различные формы строительства не только жилых зданий, но и бытовых помещений.
Казаки, заселявшие Кубань в 17 – 18 веках, были в большей части из степных районов Малороссии, верховий Дона, частично из центра России. С собой они приносили традиции и культуру мест, откуда прибыли и устраивали свой быт согласно нажитым привычкам.
Но заселялась Кубань не на пустом месте: черкесы, адыги, греки, турки, и т.д. которые уже имели свои культурные и бытовые корни и привычки. Все это наложило отпечаток на культуру казаков, всегда умевших оценить как союзников, так и противников, умевших перенять самые интересные и прогрессивные идеи. Так, используя метод глинобитного строительства, все чаще казаки стали применять камень в строительстве. Строя вторую (или малую) хату для бытовых целей, в которой банылысь (мылись), пряли, скорняжничали, рукодельничали, в ней за печкой выгораживали «теплый вугол» (парную) без которой невозможно было хорошо пропариться и восстановить свое здоровье не только после трудовых будней, но и после боевых действий. «Велыка хата» (большая или главная) была только для отдыха, приема пищи, и детского содержания. Бедные казаки не всегда имели малую хату.
Казачьи постройки чаще всего строились методом пристраивания к Велыкой хате, малой хаты, далее шли кладовка, скотный сарай, конюшня.
Каждое строение имело как собственный выход во двор, так и имело проход из помещения в помещение, что выгодно было не только в зимнее и дождливое время переходить без выхода на улицу, но и диктовалось вопросами безопасности позволяя в случае нападения врагов выйти по наиболее безопасному выходу. Строения строили или в ряд по границе подворья, но тогда без окон со стороны улицы, или перпендикулярно к улице. Подворье, кроме явных дверей имело еще и тайные выходы, чаще из конюшни, позволяя безопасно выйти самому и вывести коня. Строения делали из различных материалов. В основном это были саманные, турлучные, глинобитные строения. Богатые казаки могли позволить построить деревянную Велыкую хату, или даже кирпичную. Богатство казаков было в их сыновьях, поскольку наделы земли давались с учетом количества душ мужского пола.

Выход из Велыкой хаты считался парадным, и его открывали только по особым случаям. В Велыкой хате было две – три комнаты (иногда больше) отапливаемые большой печью напоминающую по строению Русскую печь, она чаще и была фактически перегородкой между комнатами. Печь топили только в самые холода, в межсезонье пользовались теплом идущем из малой хаты открыв смежную дверь. В Велыкой хате только спали, и здесь находилась детвора. Это было чистое строение, где был и святой угол. В ней старались пол сделать из дерева. Из Велыкой хаты сразу попадали в Малую хату, которая была попроще. Состояла она из одной или двух комнат, также разделенной печью. Большая комната была бытовой, где проводили основное время: в этой комнате пряли, шили, шорничали, мастерили, стирали, готовили пищу, обедали, и даже мылись, хотя для полного мытья и парения существовала меньшая комната «теплый угол», отделенная перегородкой и примыкающая к печи. По окончанию работ казаки шли в Малую хату мылись, переодевались, принимали пищу и только после этого шли в Велыкую хату на покой.

Пол в Малой хате был глиняный и периодически перемазывался или как иногда называли — доливался (кстати и назывался он долывка). Кто говорит от того, что он доливался, кто — от того, что «дол» – означало «низ».
Печь в Малой хате – кабыца, устраивалась так, чтобы топилась с большой комнаты. Печь топилась постоянно, постоянно нужно было готовить пищу, греть воду, каменку. Только в жаркую пору в хате печь не топили: для этого на дворе строили дворовую кабыцу, и тогда вся хозяйская бытовая деятельность кипела вокруг нее, под теневыми навесами. Воду нужно было нагреть не только для мытья и парения, но и для стирки, для запаривания корма для скотины. Кабыца была подовой печью и имела большую топку, в которую помещались большие чугунки. Большая топка позволяла топить печь не только дровами, но и хворостом, тростником, кизяком. Печь была переделена на две части, в задней находилась каменная закладка, прикрываемая заслонкой со стороны теплого угла – парной.

Теплый угол – парная, были небольшими по объему, без окон, только в противоположном углу от печи под потолком был сделан продух – вентиляция. В этом помещении были две – три лавки. Одна лавка была высокой, в пояс взрослого человека. На этой лавке парились, мылись или мыли другого, проминали, пропаривали, обертывали. Для удобства эту лавку или приставляли к стене, или выставляли посередине, что облегчало проводить лечебные процедуры и парить. В парной часто устанавливалась кадушка (бочка) на 200 – 300 литров, с запасом холодной воды. В нее днем наносили воду, которую затем использовали для разнообразных хозяйских нужд, для последующего нагрева чугунками или в баке, монтируемом в печь (в более поздние времена). Из этой же кадушки брали воду и для мытья и для водных процедур (обливания, настои, компрессы и.т.д.), а также часто использовали как купель, окунаясь в нее после парения. Были еще и деревянные ведра, называемые «цебарками». В этих ведрах запаривали и настаивали веники, отвары трав. Еще применяли корыто – ваганы, раньше оно было сделано из дерева, позднее металлическое.

Пол был глиняный с уклоном к наружной стене и выводом через отверстие наружу воды. Сверху пол настилался камышовыми матами, соломой или сеном.

Свидомый
Свидомый

Источник статьи: http://www.politforums.net/crimea/1375898413_10.html

Оцените статью
Про баню