Почему иностранцы боялись русской бани

Почему иностранцы боялись русскую баню

Русская баня сегодня — одна из важнейших составляющих национальной идентичности. Мы своей баней гордимся и ее превозносим. При этом в своих представлениях о ней часто заблуждаемся.

Баня – древнеславянская традиция

Это заблуждение сейчас особенно часто можно услышать от родноверов – движения, практикующего «священные знания древних славян». Так вот баня вовсе не была для славян повсеместной.

Баня противопоказана людям, страдающим от хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы (гипертоникам в баню путь заказан), кожи, ЖКТ и многих других.

Скорее это чисто российское явление, характерное для средней и северной Руси. Например, на Украине, в Беларуси, в южных районах Брянской области, на Белгородчине чаще всего мылись в избе, в неглубоком долбленном корыте или кадке. Даже мытье в печи, как делали на Руси иногда вместо бани, здесь не использовалось. Кроме того, там почти полностью отсутствует банный фольклор – из-за того, что банная культура была воспринята довольно поздно.

Баня 40 хворей лечит

Как и любое экстремальное воздействие, баня противопоказана людям, страдающим от хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы (гипертоникам в баню путь заказан), кожи, ЖКТ и многих других. Как сейчас принято говорить, перед использованием проконсультируйтесь с врачом, и даже если он дает добро – не стоит испытывать себя на прочность с матерыми любителями бани.

Лекарь императрицы Елизаветы в заметках о бане называл их безвредным и действенным способом для сохранения здоровья и исцеления болезней и предлагал вместо аптек открывать в Европе для пользы общества русские бани.

Читайте также:  Как посещать баню при остеохондрозе

Пословицы пословицами, а смерть в бане в русской жизни также была вполне обыденным явлением. Не говоря уже об удобстве бани для свершения тайного убийства. Вспомним, что Нестор пишет о мести Ольги древлянам: она предложила их послам, которые приехали предложить княгине стать женой древлянского вождя, попариться с дороги, а потом заперла и сожгла.

Иностранцы боялись русской бани

Русская баня, наверное, единственная, где тело подвергают воздействию такой высокой температуры. На Украине и в Беларуси чаще всего мылись в избе, в неглубоком долбленном корыте или кадке.

Конечно, для привыкания к такой процедуре необходимо время, но сказать, что все иностранцы боялись русской бани нельзя. Например, лекарь императрицы Елизаветы в заметках о бане называл их безвредным и действенным способом для сохранения здоровья и исцеления болезней и предлагал вместо аптек открывать в Европе для пользы общества русские бани.

А вот, что писал арабский путешественник Ибн-Руста: «Водой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. В руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе… И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах – радость и улыбка».

Русские очень любили париться

Скорее для наших предков парилка была не местом наслаждения, а некоторым необходимым очищающим действом. Не зря дух бани – банник – это в поверьях существо очень злое и опасное. По мнению этнографов, такой образ «банника» связан со страхом угореть в дыму или сгореть в огне. Его даже называли крестьянским чертом, а баню – обиталищем чертей.

Этнограф Татьяна Бернштам при изучении поморских верований пришла к выводу, что «поморский банник везде считается очень злым, и в некоторых районах именно его, а не домового, называют хозяином, считая его более опасным, а потому более важным существом». Люди обычно старались задобрить банника, чтобы не уморил. «Маленький, мохнатенький, всех людей уморил и царя не забыл». «Банник человеку не товарищ».

Баня – место блуда

Этот миф появился из-за того, что в русских банях, пока это не запретила Екатерина Великая, мылись одновременно и мужчины, и женщины, а в общественных банях, которые строились в городах были особый обслуживающий персонал – натиральщицы, которые предлагали различные СПА-процедуры. На самом же деле баня рассматривалась как очищающее от блудного греха место. Например, существовал обычай для соблудивших для снятия греха обязательно сходить в баню, а потом прочесть молитву и поклониться образам.

Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/history/68136-pochemu-inostrancy-boyalis-russkuyu-ba.html

Почему иностранцы боялись русской бани

Представить Россию без бань трудно. Даже в наши дни, когда распространилась мода на сауны, почти в каждом деревенском дворе или дачном участке есть русская баня, где можно поддать крепкого парку и от души похлестать себя ароматным веничком.

История русской бани древна, о ней упоминал еще летописец Нестор. Естественно, что с русской баней сталкивались практически все иностранцы, посещавшие Россию. Как правило, русская баня производила на них неизгладимое впечатление, а многих и ужасала. И было чего пугаться – в клубах раскаленного пара раскрасневшиеся мужчины и женщины хлещут себя прутьями, а затем еще и в снег или прорубь бросаются. Наверное, со стороны это выглядело как изощренное самоистязание.

Любопытно почитать отзывы иностранцев о банных пристрастиях русских. «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется ёмкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе… И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах – радость и улыбка», – так отзывался о русских банях арабский путешественник Абу-Обейд-Абдаллахала Бекри.

В конце XVII века в свите шведского посла графа Христиана Горна Россию посетил Ганс Айрманн, оставивший записки о и Московии. Вот что его поразило в русском банном мытье: «Они не пользуются, как мы, скребком для очистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый веник, он из прутьев березы, которые высушивают. Летом, пока веники еще зелены, их на бесчисленных телегах привозят в города на продажу, каждый хозяин закупает их во множестве и развешивает для просушки. Ими московиты дают себя хорошенько отхлестать другим. Этот веник предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных людей бывает проварена с хорошими травами, а затем гладят и растирают ими себя по всему телу вверх и вниз, пока вся пакость не отстанет от кожи. Это они делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты. При этом московиты имеют в бане особо здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с головы до пят, и только после этого они готовы».

Для цивилизованной Европы, предпочитавшей очищать грязь с себя скребками, запах немытого тела маскировать духами, а для борьбы с насекомыми навешивать под одежду блохоловки, были удивительны банные процедуры русских. То, что у европейцев с телесной чистотой было плоховато, не преувеличение. «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе» – это свидетельство путешественника Марко Поло. А испанская королева Изабелла Кастильская заявляла, что за всю свою жизнь мылась дважды – при рождении и перед свадьбой.

Иностранцев поражало, что русские и их тянут в баню, считая её чуть ли не обязательным атрибутом общения. Курляндец Яков Рейтенфельс, посетивший Москву практически одновременно с Айрманном, писал, что «русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».

В это же время в Москве чешский путешественник Бернгард Таннер со спутниками решились по собственной инициативе посетить общественную баню. Получился конфуз. «По принятому у нас обыкновению мы пришли покрытыми, думая, что здесь моются так же как и в наших краях, но с первого же шага заметили разницу; дверь, увидели мы, отворена, окна не заперты, но в бане было все-таки очень жарко. Как увидели московитяне нас покрытыми, а они безо всякого стыда были голы совершенно – так и разразились хохотом.

Прислуги тут нет, банщика и цирюльника тоже, кому надо воды, тот должен был сам спускаться к реке. Мы побыли там немного и ушли сухими, как пришли, поглядев на их способ мыться; как они, вместо того, чтобы тереться, начинали хлестать себя прутьями, орать, окатываться холодной водой. Так же моются, видели мы, и женщины, и тоже голыми бегают взад и вперед не стесняясь»

Кстати, иностранцы дружно отмечали, что в русской бане моются или совместно мужчины и женщины, или же отделения для них разделены только небольшой перегородкой, а окунуться в снег или в речку без стеснения выбегают все вместе. Для них это было настоящей экзотикой. В России же только в 1743 году Сенат специальным указом запретил в торговых банях мыться мужчинам совместно с женщинами. Указ стали соблюдать, но только в крупных городах.

Немало удивляло иностранцев и то, что русские супружеские обязанности связывают с мытьем в бане. Перед свадьбой жених и невеста обязательно мылись в бане, что было продолжением своеобразного «мальчишника» и «девичника», а после первой брачной ночи они уже шли в баню вместе. Этому обычаю долго следовали и российские монархи. Более того, если в обычные дни царю «было угодно спать вместе с царицей», то утром они оба шли в баню, где мылись вместе или раздельно со своими приближенными. Любопытно, что по этому принципу бояре сразу же вычислили, что Лжедмитрий и его супруга явно «не свои для Руси», в баню-то вместе не ходят.

К чести иностранцев, многие понимали, что русские в вопросах гигиены обогнали их намного. Испанец Риберо Санчес, бывший врачом при дворе Елизаветы Петровны, искренне восхищался: «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и привозимых изо всех стран света, то желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий, превратилися в бани российские для пользы общества».

Ему вторит камерюнкер Берхольц, познакомившийся с русской баней в Петербурге. В записках о России он подробно описывает посещение парилки и все банные священнодействия, отмечая, что «по окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным».

Стоит отметить, что многие иностранцы в России приживались, становясь по своим привычкам практически русскими. Естественно, что они привыкали и к русской бане. К XIX веку в крупных городах появились дорогие, богато обставленные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами. Они быстро превратились в своеобразные клубы для людей состоятельных. В Москве такой баней-клубом стали знаменитые Сандуны, где бывал весь цвет российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.

Интересно, что иностранцы, долго жившие в России, стали по возвращении на родину строить у себя бани, чем немало изумляли соотечественников. Особенно быстро русская баня «завоевала» Германию. «Но мы, немцы, – писал немецкий врач Макс Плотен – пользуясь этим целебным средством, никогда даже не упоминаем ее названия, редко вспоминаем, что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу». Бани стали появляться и в других странах, а португалец Антонио Саншес даже издал книгу «Уважительные сочинения о русских банях».

В Европе любят рассуждать о загадочной русской душе и вспоминать великих писателей, философов, танцоров, поэтов, ученых, которых Россия дала миру. Но иногда забывают, что элементарному мытью просвещенную Европу тоже учила Россия.

Источник статьи: http://e-news.su/zdorovie/110860-pochemu-inostrancy-boyalis-russkoy-bani.html

Почему иностранцы боялись мыться в русских банях

Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе. Но так ли это?

Это утверждение не совсем верно. Например, бани, которые были у крестьян в деревнях, могли посещать и мужчины и женщины, но только родственники. Попасть туда с незнакомыми людьми было нельзя, так как бани в основном строились для себя, были в каждом дворе, поэтому и мыться в них могли целой семьей.

Разные бани

Совсем по – другому обстояла ситуация в городах, где мылись все вместе, что особенно странным явлением было для иностранцев, которые посещали Россию. Закон о том, чтобы строить отдельно женские и отдельно мужские бани издала Екатерина II.

В деревнях бани топились в основном по субботам, а также большим праздникам. Первыми шли мыться мужчины и дети, а затем женщины. Мыться на полный желудок считалось недопустимым, так как это могло привести к появлению лишнего веса. Глава семьи подготавливал березовый веник (замачивал в горячей воде), прыскал водой на камни, крутил им над ними, пока веник не начинал источать аромат и пар. Когда листья становились мягкими, и не липли к телу, начинали париться и мыться.

По-чёрному

В деревнях баня могла топиться «по-черному» и «по-белому». Когда при растапливании дым выходил наружу через трубу, значит баня топилась по-белому, если же дым шел в парную, ее проветривали, стены окатывали холодной водой, после чего парились по-черному.

Одним из оригинальнейших способов помыться, был вариант – в печи. Мылись таким образом — после приготовления пищи в печь стелили солому, для того чтобы человек не испачкался, а на стены прыскался квас или вода.

Что касается городов, то там строили общественные бани, первые из которых возводили по приказу царя Алексея Михайловича. Бани представляли собой одноэтажные постройки возле реки, которые состояли из таких помещений: мыльня, раздевальные, парные. Было принято в таких банях париться вместе (мужчины, женщины и дети).

По словам путешественников: «там ходят женщины разного возраста, не стыдясь, да ещё и шутят над своей нескромностью». Удивительным для зарубежных гостей было и то, как распаренные женщины и мужчины выбегали, в чем мать родила на улицу, и окунались в ледяную воду реки.

Просуществовали такие бани примерно одно столетие: уже в 1743 году мужчинам и женщинам стало запрещено париться вместе. Но существовал этот запрет только на бумаге, а окончательный раздел бань случился тогда, когда стали возводить парные с разными отделениями для женщин и мужчин.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/pochemu-inostrancy-boialis-mytsia-v-russkih-baniah-5b67eabd15e67900a87d9ec8

Что говорят о русской бане иностранцы?

В России есть множество традиций, зародившихся именно в этой стране. Одна из них – мытье в бане, которое и в наши дни остается излюбленным времяпрепровождением для многих ценителей парных. История русской бани насчитывает ни одно столетие. Первым, кто рассказал миру о русской бане, стал Нестор-летописец. После него об уникальной традиции повествовали и другие иностранцы. У кого-то этот ритуал вызывал неподдельный ужас, другие искренне восхищались чистоплотностью русских, для которых баня всегда оставалась чем-то особенным!

Что говорили иностранцы о русской бане?

Арабский путешественник Абу-Обейд-Абдаллахала Бекри , так писал о русской бане:

«И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется ёмкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе. И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах – радость и улыбка».

Ганс Айрманн, посетивший Россию в составе свиты шведского посла графа Христиана Горна составил свое описание русской бани:

«Они не пользуются, как мы, скребком для очистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый веник, он из прутьев березы, которые высушивают. Летом, пока веники еще зелены, их на бесчисленных телегах привозят в города на продажу, каждый хозяин закупает их во множестве и развешивает для просушки. Ими московиты дают себя хорошенько отхлестать другим. Этот веник предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных людей бывает проварена с хорошими травами, а затем гладят и растирают ими себя по всему телу вверх и вниз, пока вся пакость не отстанет от кожи. Это они делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты. При этом московиты имеют в бане особо здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с головы до пят, и только после этого они готовы».

Чешский путешественник Бернгард Таннер был поражен традициями мытья, посетив общественную баню. Вот, что он написал об этом:

«По принятому у нас обыкновению мы пришли покрытыми, думая, что здесь моются так же, как и в наших краях, но с первого же шага заметили разницу; дверь, увидели мы, отворена, окна не заперты, но в бане было все-таки очень жарко. Как увидели московитяне нас покрытыми, а они безо всякого стыда были голы совершенно – так и разразились хохотом. Прислуги тут нет, банщика и цирюльника тоже, кому надо воды, тот должен был сам спускаться к реке. Мы побыли там немного и ушли сухими, как пришли, поглядев на их способ мыться; как они, вместо того, чтобы тереться, начинали хлестать себя прутьями, орать, окатываться холодной водой. Так же моются, видели мы, и женщины, и тоже голыми бегают взад и вперед не стесняясь».

Почему банные традиции России так удивляли европейцев?

Все дело в том, что в Европе похожих традиций в те времена не существовало. Имеются исторически подтвержденные данные, что во многих странах, считавшихся цивилизованными, грязь с тела удалялась при помощи скребков, а неприятный запах немытого тела маскировался духами. Знаменитый путешественник Марко Поло так писал о богатых итальянках: «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе».

Однако не только сам процесс мытья с хлестаньем ароматными вениками повергал иностранцев в шок. Все они поражались тому, что в русских банях мужчины и женщины моются вместе, а после этого выбегают голышом на улицу и окунаются в холодную воду. Отмечали они и такую традицию, как обязательное купание жениха и невесты перед свадьбой. После заключения брака и первой брачной ночи молодожены снова отправлялись в баню, где мылись уже не отдельно друг от друга, а вместе.

Как прижились русские традиции в других странах?

Примечательно, что многие иностранцы, задержавшиеся в России, вскоре начинали посещать бани с не меньшим воодушевлением, чем русские. В связи с этим в крупных городах страны стали появляться «элитные» заведения, которые напоминали европейские клубы. Помимо мытья в традиционной русской бане, здесь можно было посетить буфет и пообщаться с самыми известными представителями дворянства. В Москве такой баней стали знаменитые на весь мир Сандуны, посещение которых стало традицией как для русской, так и для иностранной аристократии.

Со временем аналоги русской бани появились и в других странах. Самыми активными почитателями парных в Европе стали немцы. Что примечательно, западные соседи старались не упоминать о том, что традиция мыться в банях пришла к ним из России. Но при этом, они не отрицали того, что подобный опыт стал для них новой ступенью культурного развития.

На протяжении многих столетий русская баня эволюционировала, превратившись в комфортное и безопасное место для купания и отдыха. Наши традиции уже давно не вызывают ужаса у иностранцев, которые с удовольствием посещают парные.

У Вас есть собственные увлекательные истории, связанные с банями? Поделитесь ими с нами, а мы непременно поищем для Вас что-нибудь интересное!

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/propechi/chto-govoriat-o-russkoi-bane-inostrancy-5f8ec51b75135c1999f29610

Оцените статью
Про баню