Почему русские такие хамы

Почему в России так много «быдлятины», откуда это пошло? Хамство во всех его проявлениях

Сегодня Россия занимает едва ли не первое место в мире по степени социального неравенства. Одни влачат существование на оклад, едва превышающий прожиточный минимум. Другие же купаются в роскоши и недоумевают, почему в России так много «быдлятины». Что же именно имеют в виду обеспеченные люди и интеллигенция, говоря это?

Что означает это слово?

Как утверждает отечественный филолог Сергей Воркачев, термин «быдло» имеет более 9000 определений. Он был заимствован в восточнославянские языки из польского, где имело относительно нейтральную коннотацию в значении «крупный рогатый скот».

На протяжении сотен лет оно не пользовалось особой популярностью. Всплыло оно лишь в начале XXI века в среде ряда интернет-субкультур, которые причисляют себя к «интеллигенции».

В толковых словарях русского языка предлагаются следующие значения этой лексемы:

  1. В сельской местности ряда регионов нашей страны она употребляется в прямом этимологическом значении для обозначения рабочего скота;
  2. В переносном значении помещики так называли крепостных крестьян. В глазах крепостника-самодура находящиеся в его подчинении души не имели особых отличий от скотины;
  3. Еще одно переносное значение уже не имеет никакой классовой привязки. Это именование тех, кто спокойно терпит чужую агрессию и насилие. Они не отличаются особым умом и позволяют использовать себя;
  4. Иногда «быдлом» называют просто людей с отрицательными чертами характера. В данном значении это синоним слов «подлец», «мерзавец» и т. д.

Какие качества присущи быдлу?

Согласно исследованию уже упомянутого Воркачева, люди, которых маркируют данным оскорблением, обладают такими качествами:

  1. Неспособность сопротивляться чужой воле. Одним из проявлений ее является любовь к авторитарному лидеру («доброму царю»). Еще одно следствие такого качества заключается в любви к старине и традициям;
  2. Преобладание коллективного над личным. Быдловатая личность всеми силами отрицает любые ценности, которые идут в разрез с «понятиями», принятыми в группе. Единственное, что греет душу такому человеку – принадлежность к некой общности. Индивидуальные достижения значения не имеют;
  3. Невысокое положение в обществе. В ряде случаев «быдлом» называют просто бедных людей;
  4. Неспособность к восприятию критики. Во всех своих бедах обвиняются другие (евреи, рептилоиды, кавказцы, феминистки, геи…);
  5. Решение социальных конфликтов с помощью грубой физической силы;
  6. Нередко таких недалеких личностей уличают в излишнем патриотизме и показной, лицемерной любви к родине.

Почему в России так много быдла?

Общим местом в современных интернет-беседах является «обыдливание» российского общества и в целом снижение его уровня организации.

Причин такого незавидного положения несколько:

  • Уничтожение системы моральных ценностей на национальном уровне. Людей сегодня не заботит ничего, что выходит за пределы обеспечения их примитивных потребностей. Американский средний класс находит упоение в заботе об экологии и живой природе. Русские же люди сетуют, что «дельфин будет жить – а я умру» и гадят у себя под носом;
  • Увеличение градуса агрессии в социуме. Слово «киллер» (наемный убийца) имеет ныне достаточно позитивную коннотацию. Высокими рейтингами пользуются сериалы и фильмы про бандитов;
  • Рост уровня неравенства. 1990-е годы не зря были прозваны лихими: они привели к катастрофическому обнищанию одних и сказочному обогащению других. Последние, дабы закрепить полученные достижения, стали клеймить всех оказавшихся за бортом материального благополучия весьма неблагозвучными оскорблениями;
  • Смерть интеллигенции как класса. Одно из самых ужасных преступлений СССР заключается в уничтожении думающего и критически настроенного к власти слоя общества. На создание нового уйдет немало десятков лет.

Как обстоит дело в других странах?

Конечно, презрение к низшим слоям общества и вообще недостойным людям характерно не только для нашей страны.

В Соединенных Штатах и поныне используется термин, чрезвычайно семантически близкий к «быдлятине» – «реднек» (rednecks – красношеие):

  • В XIX веке так называли исключительно нищих фермеров, которые проводили целый день на солнцепеке. В результате такого изнурительного труда кожа на шее у них получала солнечный ожог и краснела. Отсюда и происходит этимология оскорбления: «ред» – красный и «нек» – шея;
  • В начале XX века «красношеими» стали именовать шахтеров Западной Вирджинии, Кентукки и Пенсильвании. Высшие слои общества США так заклеймили забастовщиков, осмелившихся поднять бунт против капиталистической эксплуатации;
  • К 1970-м годам реднеком стали называть всякую личность, которой были не чужды традиционализм, агрессивность и квасной патриотизм.
Читайте также:  Лучший чай после бани

Хамство на «Почте России»

Однако перенесемся на просторы нашей необъятной родины. Отечественный реднек может быть относительно безопасен для окружающих (тогда он губит только себя). Но стоит ему подняться хотя бы на одну ступень социальной иерархии, он принимает весьма мерзкую модель поведения. Михаил Жванецкий описал ее как «целовать все, что сверху – и топтать все, что снизу».

Общеизвестно, что глубоко синдромом вахтера страдают служащие «Почты России», организации, давно ставшей героем анекдотов.

Перечислим наиболее частые случаи злоупотреблений:

  • Откровенно некультурное поведение операторов связи (могут швырнуть документы и грубо разговаривать с клиентом);
  • Нарочитое медленное выполнение своей работы (режим «вас много – я одна»);
  • Некачественное исполнение служебных обязанностей и халатность;
  • Закрытие отделений раньше положенного времени. В результате многие люди, возвращающиеся после работы, не успевают получить посылки;
  • Кража и несанкционированное вскрытие чужих отправлений.

В случае обнаружения злоупотреблений необходимо жаловаться в администрацию или местное отделение общества защиты прав потребителей.

Практически любой житель рунета мнит себя потомственным интеллигентом в пятом поколении. Интеллигент этот, которому едва минуло 16 лет, восседает в воображаемом кожаном кресле с сигарой и медленно потягивает «Sauvignon Blanc». Главный вопрос, который занимает его несовершеннолетнюю голову: «Почему в России так много быдлятины?». Но за ответом далеко ходить не надо: достаточно лишь подойти к ближайшему зеркалу.

Видео: как жить среди быдла и гопоты?

В данном ролике Артур Денисенко расскажет, что нужно, чтобы нормально воспринимать хамов и гопников, окружающих вас:

Источник статьи: http://znay.co/150-pochemu-v-rossii-tak-mnogo-bydlyatiny.html

Хамство в России стало национальной идеей

Наша «неухоженная повседневность» — бескрайнее пространство для проявления всех ее видов

Более тридцати лет назад известный русский писатель Сергей Довлатов сформулировал: «Хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом — умноженные на безнаказанность».

Фото: Алексей Меринов

Мы, похоже, несколько подзабыли вывод Сергея Довлатова. Мы поэтому время от времени со всем пылом души бросаемся на расшифровку того же самого, пытаясь подвергнуть предмет скрупулезному разбирательству. Мы очень хотим понять, что это такое. Мы хотим разобраться. Нам очень надо со всех сторон его рассмотреть. К какому варианту относится «Мы вас рожать не просили», а к какому «Мусор наш будет вашим»? И заходим в тупик, пытаясь квалифицировать «необъяснимое явление». Мы понимаем, что нам впаривают невиданное фуфло, но не можем точно сказать, зачем нам его впаривают. На лицо неприкрытое издевательство. Но бессильны мы в наших попытках его предотвратить. В этом, заметил замечательный писатель, состоит сила гнусного явления и удручающая слабость наша.

Между тем поразительно высок уровень этого явления при всей его пошлости проявления. Очевиден он и в нашей массовой пропаганде. Она у нас, скажем прямо, тупая и противоестественная. Она у нас по всем параметрам превосходит вывод Довлатова, добавляя к нему понятие «неприкрытая агрессивная подлость». Дополняют его и все другие виды того, о чем говорил талантливый писатель. Поле, иными словами, для интерпретации открывается необозримое. Обозреть никому не под силу. Да и как обозреешь, когда сама наша «неухоженная повседневность» — бескрайнее пространство для систематического проявления всех видов этого феномена в условиях, с одной стороны, его процветания, а с другой — тщательной маскировки.

Приведу в этой связи случай, случившийся со мной лично. На первый взгляд ничего особенного. Делаю это каждый день. Вот и решил выйти утром из своей квартиры на улицу. Вышел и увидел: улицу опять, как в прошлом году, перекопали, взломав предварительно весь асфальт вместе с бордюрными камнями. Теперь я должен ходить не по тротуару, а по каким-то доскам. Кто отвечает за хамство со взломом, с которым столкнулся я на своей родной улице? Пошел дальше и увидел навесной плакат на строительном заборе: «Здесь будет вырублено 28 деревьев, а посажено 8». Хамство, на мой взгляд, равняется уничтожаемым деревьям с целью лишить людей их законного права жить среди зеленых насаждений, а не в условиях плотной каменной застройки. Хотел крикнуть: «Вы слышите то, о чем я подумал?» И понял, что этого либо никто не услышит, либо (в лучшем случае) мне ответят: «Мы вас услышали!», если куда-нибудь напишу про плакат на заборе. Но никто никаких деревьев назад не вернет. А если и вернет, то сами знаете, что и в каком виде.

Читайте также:  Бондарные принадлежности для бани

Жив ли образ давнего и классического трамвайного хама? В литературе — да, а так почти нет. Как-то увял и растворился в толпе. В тумане утра голубого видел вчера одного, но и он куда-то пропал. Вскоре, наверное, он будет занесен в Красную книгу исчезающих явлений повседневности в их классическом варианте и возрождения постклассическом.

Там же, возможно, окажется и неприкрытое издевательство в учреждениях торговли. Речь идет о снижении уровня грубости продавцов, а не о хамском качестве продуктов питания, густо замешанных на пальмовом масле и выдаваемых за первосортные. Это такой вид издевательства над потребителем, который в Красную книгу никогда не занесут, а в тома уголовного дела могут. Там оно и получит свое особо мощное развитие. А то, что было в советские времена, так это было еще при Довлатове, до его отъезда из Советского Союза в США. Тогда продавец у нас был «все», а человек в очереди — «ничто». Длинный людской хвост, стоявший за отдельной колбасой, был готов на любое проявление грубости со стороны упитанной тети-продавщицы. Она кричала: «Эй, дядя! Ты чего рожу кривишь? Ты, дядя, рожу-то не криви, колбасы тебе не достанется! Я тут одна, а вас-то вон сколько!» И бессилие свирепствовало среди обездоленного тотальным дефицитом населения советского государства.

Отметим теперь, что мы в большинстве своем пока еще люди. Мы знаем, что живем теперь в другой России. Почти уж тридцать лет мы в ней живем. В стране, где, по словам социологически опрошенных, с хамством мириться не хочет никто. Люди так о себе и говорят: «Чай не советские времена. На кой черт я буду мириться с ним? Нет уж! Сразу в репу!» А хамство — именно повседневное — никуда не делось. Особенно чувствителен разгул его среди депутатов, полицейских чинов, руководителей среднего звена. Самодурство, наглость, идиотство, глупость в моде.

Мы вообще разнообразного нашего хамства очень много видели. Того, трамвайного, больше нет в его «чистом виде», а все остальные есть. И «бабки». Они, заметим, повод для какого-нибудь ухоженного господина проявить себя во всем блеске творчества. Именно потому, что очень наглый этот господин и похож, по выражению известного публициста, «на прыщ земли русской». А еще потому, что за «бабки» человек у нас (ради хамского обращения с ним) иной раз способен подвергнуться любому унижению. Что скажут, то и сделает. О чем ни наврут, в то и поверит. Процесс отрезвления, конечно, идет и приближается к некоторому даже сопротивлению, но пока еще слишком медленно и слишком локально. Теперь человеку мало, если ему просто сказать, что вот этот дядя самый изощренный в мире хам. Надо, чтобы он в это поверил и с заунывной радостью, как прежде, не проголосовал за установку прижизненного памятника этому дяде. Апологетика Сталина — тоже распространенный мотив. Он особенно яростно популярен среди не ведающих ни стыда, ни совести, а тупо повторяющих заведомую чепуху: «Был самый эффективный менеджер!» И отечественный Интернет. На какой сайт ни зайдешь, где обсуждают очень серьезные вещи о том, как нам всем дальше жить, так в комментариях обязательно прочитаешь: «Че за рожа такая? Чего тебе, сволочь, надо?»

Слышен таким образом охамевший до полной узнаваемости голос нашей повседневности. Отчетливо слышен. Самые благие надежды меркнут и сдаются. Самые нежные, лирические души грубеют под напором нашего родного повседневного «феномена», сформулированного русским писателем не так уж много лет назад. А внешность бывает очень милой и невинной, даже рекламной. Иной раз не успеешь оглянуться, а тебе уже нахамили. Стоишь потом и репу чешешь, озираясь по сторонам. И не видишь того, кто нахамил. Ну и идешь дальше с тихой мыслью, что что-то показалось тебе то ли от усталости, то ли от прогрессирующего бессилия…

Источник статьи: http://www.mk.ru/social/2019/06/09/khamstvo-v-rossii-stalo-nacionalnoy-ideey.html

Причина российского хамства

На днях на консультации VIP-клиентка пожаловалась мне на то, что ей нахамили в ЖКО. Я удивилась. Солидная женщина, бизнес-вумен, и растерялась в ответ на грубость. Я спросила у нее – можно, я расскажу об этом случае в блоге? Конечно, сказала она, это настолько частый случай, что никто никого не узнает…

Я задумалась. А почему, собственно, так? Почему это настолько частый случай? Хамство чиновников, людей сферы обслуживания, паспортисток, гаишников, просто прохожих? Почему одни люди считают, что имеют право хамить, а другие – что должны это терпеть? Соцопросы показывают неутешительный результат. В ответ на вопрос “что вы сделаете в ответ на хамство”, 17% нахамили бы в ответ, 13% улыбнулись(!), и 70% промолчали бы.

Читайте также:  Обогрев бассейна котлом бани

Почему хамство в нашей стране стало чем-то вроде нормы? Путешествуя за границей, вы наверняка замечали, что такого нет нигде. Русские – единственные в мире туристы, не желающие селиться в отелях, «где много русских». Мы хотим отдыхать от хамства хотя бы в отпуске. Но почему мы позволяем его дома?

Вчера я отдыхала на Клязьме. Шикарный берег, сосновая роща, несколько полянок на живописном берегу. Все полянки, как водится, засыпаны мусором. Никого это не удивляет, все привычно отдыхают среди пластика и старой бумаги. И вдруг, о чудо – чистая, ухоженная полянка, а на деревьях развешаны плакаты с призывами увозить мусор с собой. Мы, конечно, остановились на ней.

Я прислушалась к энергетике этого места. И сходила на соседние, где был привычный бардак и грязь. Прибралась немного, и заодно послушала вибрации земли. Мне стало интересно, чем отличаются люди, посещающие эти места. Те, кто бросили после себя мусор, и те, кто любовно вычистили траву и заботливо оставили мангал.

Так вот – энергетика людей отличалась существенно. И разница была в самоуважении. Те, кто оставил лес девственно чистым, просто относились в уважением к самим себе. Заметьте, не к лесу, не к закону. К себе. А те, кто превратил поляну в помойку, вибрировали на частотах низкой самооценки.

Вот в чем причина русского хамства, грязи и беспредела. Самоуважение. Вот то чувство, которого так не достает нашим согражданам. А ведь, действительно, если вы себя уважаете, вы не позволите гаишнику помыкать собой и вымогать взятку. У вас хватит духу противостоять злобной работнице паспортного стола или сантехнику. Вы просто не сможете промолчать.

Да, это трудно – ответить на хамство, пойти на открытый конфликт. Да, легче смолчать, намного легче. Но в том и отличие людей, которым свойственно самоуважение. Для них страх перед конфликтом не так ужасен, как перспектива перестать себя уважать.

Если вы боитесь хамов, если вы терпите свинское отношение к себе, неважно кого – близких, или незнакомых вам людей, – это привлекает в вашу жизнь еще больше тиранов и хамов. Потому что если вы себя не уважаете – мир вас не уважает тоже.

Совсем необязательно отвечать на хамство тем же. Можно вежливо, но твердо высказать свою точку зрения. И вы увидите, как отступит грубиян.

В моей жизни был показательный случай. Учительница начальных классов выступала на собрании. Я слушала вполуха, и вдруг до меня долетела фраза: «Родители – такие же тупые, как и дети! Столько раз говорила, что надо отступать две клеточки…» Я опешила. Родители сидели и смирно записывали за партами. Никто из 25-ти взрослых людей даже не заметил, что их, заодно с детьми, назвали тупицами. Я встала. И спросила у учительницы, которая была, кстати, моложе всех родителей в полтора раза, какое она имеет право в таком тоне говорить с нами. Учительница не сразу поняла, чем я недовольна. Хамство в школе – отдельная статья. Пришлось объяснять. Да, я была записана в стан «капризных дамочек», которым больше всех надо. Но это небольшая плата за то, чтобы больше не слышать грубости – ни мне, ни моему ребенку.

Не терпите. Не спускайте хамство на тормозах. Конечно, если вам хамит бомж, на это можно не обратить внимание. Невелика птица, чтобы тратить на него свою энергию. Но если хамство исходит от лица, занимающего должность (а значит, призванного служить вам, а не грубить), или тем более, от близкого человека – мужа, родителей, детей – вы обязаны преодолеть страх и ответить. Твердо, конкретно, глядя в глаза человеку сказать, что он не имеет права так себя вести с вами, и терпеть вы это не намерены.

И вы увидите, страшно только первые три раза. )) Зато вы будете уважать себя с каждым разом все больше и больше. А самоуважение – это качество очень ценное, на него, как пчела на нектар, летит Успех.

Так что чем больше будет в нашей стране тех, кто себя уважает, тем лучше мы будем жить, поверьте. Потому что уважать себя и не уважать других просто невозможно. Это две стороны одной медали.

Источник статьи: http://gloria-mur.ru/prichina-rossiyskogo-hamstva/

Оцените статью
Про баню