Почему у украинцев нет бань

Лазня — или баня по-украински

Первые упоминания об украинской бане

Геродот писал в своих источниках, что скифы, которые раньше жили на территории Украины, в древние времена уже использовали баню. Устройство было таковым, что ставились три жерди, которые находились под наклоном друг к другу и обтягивались войлоком. По центру помещения ставили чан, и бросали в него раскаленные камни. Когда залезали в баню, обтянутую войлоком, брали с собой конопляное семя и бросали на горячие камни. Именно от этого возникал жар и пар, скифы были очень довольны таким явлением, сам же Геродот писал: никакая эллинская баня не сравнится с ней», имелась в виду украинская баня. Женщины растирали кусочки кипариса, ладана и кедра об шершавые камни, подливая постепенно воду. По консистенции смесь напоминала жидкое тесто, но имело чарующий аромат, привлекающий мужское внимание. Этим полностью обмазывались, и после того как смывали, тело становилось чистым и блестящим.

Баня – достояние украинского народа

Про баню можно прочитать ещё и в восточнославянских мифах, с ней связывали происхождение человека, её любили и часто посещали. Если верить легендам божества тех времен также любили отведать баню.

В летописях 10-12 столетий можно встретить упоминания об украинской бане. Она могла называться разными словами, такими как: влазня, мыльня, совница, мовня, мовь, ну или просто баня. Побежденные племена на Руси даже отдавали дань банными березовыми вениками.

В древние времени многие племена обитали в дубовых рощах. Деревья передавали человеку свои силы и здоровье. Особенно значимым деревом считался дуб, самый могучий представитель леса и наиболее целебный. Гипертоникам и сейчас рекомендуется находиться в дубовой роще – давление сразу становится нормальным.

Читайте также:  Как построить крыльцо к бане своими руками из дерева

Очень любил и часто посещал украинскую баню и Петр Первый. Ещё в 1703 году, в год основания Петербурга, баню мог посмотреть кто угодно, и для этого не надо было платить никаких пошлин. Баня на Руси всегда использовались в лечебных целях. В 1733 году в Москве дали разрешение на строительство первой лечебной бани. В ней запрещалось употребление каких-либо спиртных напитков, в отличие от «нелечебных» бань.

Особенности украинской бани

Украинская баня обычно строилась из бревен, они укладывались один на другой, а оставшиеся зазоры набивали мхом. Топились они сначала «по-черному». Такой способ означал, что печка ставилась прямо в парном помещении, и весь дым оставался там же, в парной. Поэтому стены постепенно становились закопченными и чернели, отсюда и название «по-черному». Украинская баня по своему строению значительно отличалась от пимских терм. Первое отличие заключалось в том, что баня на Украине строилась исключительно из дерева, и в ней не было каких-либо роскошеств. Все было направлено только на оздоровление, а не на эстетическую красоту. Второе отличие в том, что в ней имелся ещё и предбанник – помещение, где можно было переодеться и отдохнуть в перерывах между заходами в парилку.

В римских термах были комнаты с разными температурами, а в украинской бане одно помещение, но с несколькими полками. Парная комната прогревалась постепенно, и чем выше находится полка, тем жарче на ней находится.

Современная украинская баня выглядит примерно так. Она изменилась, но главные преимущества остались

Трипольская баня

История возникновения украинской бани началась ещё в трипольской культуре. С чего же все начиналось? Наши предки жили в глинобитных землянках, и строили они их, конечно же, самостоятельно. Первые бани сооружались по такому же принципу.

Трипольская культура насчитывает несколько тысячелетий, это своего рода соединяющий мост между каменной эпохой и бронзовой. Как раз в бронзовом периоде трипольские племена активно пользовались медными орудиями и делали изделия из керамики. В то же время, помимо землянок, находившихся под землей, строились наземные жилища из глины. В них было по 4-5 небольших комнат, и в каждой стояла печь. Только в сенях и кладовках печи не ставились. Окна были не обычной прямоугольной формы, а с закругленными краями.

Строительство жилищ находилось на достаточно высоком уровне. Сначала место для будущего дома выравнивали, затем туда клали бревна, обмазанные глиной в несколько слоев, затем глина подвергалась обжиганию. Относительно бани нет точных данных, как наши предки её принимали. Но и до нашего времени, трипольская баня считается именно глинобитная. Наши предки считали, что настоящая баня должна изготавливаться из глины.

К сожалению, на сегодняшний день, трипольская баня одна из самых забытых. Её история началась не одну тысячу лет тому назад и продолжалась длительное время, однако сейчас в строительстве бань люди используют новые и более простые технологии. В их использовании, несомненно, есть свои плюсы, однако историю одной из древнейших бань, которая началась еще в бронзовом периоде, забывать не стоит. Нам есть чему поучиться у наших предков.

Трипольская баня сделана из глины

Польза украинской бани

В древние времена, наши предшественники парились примерно три часа, а после этих процедур обязательно пили квас. Это нужно для того, чтобы организм не перегрелся от пара, а наоборот, взял от него максимум энергии и пользы. Посещая настоящую украинскую баню, обычно пьют травяные чаи или напитки, с чистейшей водой и свежими ягодами, медом. Это помогает шлакам и токсинам выйти из организма, а коже омолодиться.

Наши предки называли баню целебной, в ней даже принимали роды у женщин, там ребенок проводил первые секунды своей жизни, и ему регулярно делали полезные процедуры, массажи, вправляли вывихи, лечили различные недуги, растирали мазями и многое другое. Для этого использовали чистую воду и лечебные травы.

Украинская баня нового поколения

Баня и веник

Какая же украинская баня без веника? Ветки срезаются строго в определенные дни, обычно это религиозные праздники. При этой процедуре читают специальную молитву. Чтобы веники высохли, их кладут в тень, так наверняка сохраняться и лечебные свойства, и аромат. Если веник высушить на солнце, лечебный эффект будет утерян.

Перед использованием веника, его кладут в горячую воду, всего на несколько минут, после этого он готов к применению. В бане будет стоять невероятный аромат от пара размоченного веника.

Веник можно сделать из различных пород деревьев: береза, дуб, эвкалипт, пихта, ель, кедр, можжевельник будут пригодны для такой цели. Можно добавлять крапиву и другие травянистые растения, однако с крапивой главное не переборщить, используйте ее аккуратно.

Без веника в бане никуда

Гигиенические процедуры в современной бане

В современной украинской бане существуют свои традиции. Теплый душ приятной температуры улучшит кровообращение и подготовит организм к принятию главной процедуры – пропариванию. Особенно это актуально, если вы собираетесь попариться в глинобитной парной. Там, сидя на удобной, теплой, эргономичной лавке, при температуре около 50ºС, при влажности минимум 75%, под спокойную, медитативную музыку, вдыхая пары трав и эфирных масел, вы получите долгожданное расслабление и отдохнете душой и телом.

При таких условиях микроклимата ороговевшие клетки верхних слоев кожи легко отделяются. Для полноты процедуры, нужно лечь на горячий массажный каменный стол и поддаться процедурам опытного массажиста, который медленными, но уверенными и достаточно сильными движениями сделает массаж-пилинг, используя смесь соли и меда или же витаминные минерально-ароматические скрабы.

Доверьтесь профессиональному массажисту

В их состав также входит соль, которая действует, как очищающее, раскрывающее поры вещество и выводит токсины из организма. Мед обладает омолаживающими свойствами, снабжает кожу витаминами и уникальными микроэлементами. Можно также принять ванну с молоком, травами, эфирными маслами, сделать «шоколадные» обвертывания. Результат – кожа гладкая, бархатная, нежная, одним словом очищенная и свежая.

Кроме вышеперечисленных процедур, массажист предложит вам свои уникальные программы расслабления и массажа, с которыми банные процедуры станут еще более приятными.

Заключение!

В украинской бане вы получите неповторимые ощущения, избавитесь от недугов, наберетесь силы и могущества, ну и, конечно же, просто поднимите себе настроение. Если вы никогда ранее не были в бане, сейчас самое время попробовать. Никто не жаловался на то, что баня не понравилась, тем более украинская – такая ароматная и парная.

Если прислушиваться к своему организму и стараться принимать ее правильно, вы оздоровитесь не только безопасным способом, но и таким прекрасным, как украинская баня.

Если вам понравилась статья, то вы можете поделиться ей с друзьями или занести в избранное. Кроме этого, вы принесёте существенную пользу для этого сайта. Спасибо!

Источник статьи: http://24banya.ru/banya-i-zdorove/ukrainskaya-banya.html

Бани в Украине. Исторический аспект?

Бани в Украине. Исторический аспект?

Собсна, с супругой сейчас общались на даннную тему.
Возник вопрос — по истории, в давние времена были на Руси бани. Мылись в них, рожали. Послов вражеских сжигали в оных во времена княгини Ольги в конце концов 😊
Описаны греческими историками бани (больше похожие на финские/лапландские сауны) у скифов, проживавших в древние времена на наших территориях.
В России, опять таки, банная тема сохранилась с незапамятных времен. Иметь во дворе баньку было нормой, да и сейчас есть, невзирая на наличие душа в доме.
А вот в Украине.
Супруга не любит ездить в село к бабушке по причине что мыться приходится в «ночвах» — корыте по русски, поставленном посеред кухни сельского дома.
Да и я помню, приезжая к РАЗНЫМ . родственникам в РАЗНЫЕ . села по Украине, грели воду на плите/печи и. Всегда смущало отсутствие отдельного помещения под помывку в доме или во дворе (речь идет о старых домах).

Вопрос — куда делась банная традиция в Украине после Киевской руси? Почему отказались от бань во дворе и когда? В украинской литературе 19-20 веков особых посыланий на какие-либо банные события практически нет, т.е. этот пласт народной жизни отсутствовал. Ведь если дед в баню ходил, отец ходил то и внук логично что ходить будет, ибо реально не только чистоте вопрос, но и поросто — банька это классно!?
Почему-же перешли на помывку в корыте посреди хаты?

Укры, вместо помывки в бане, САЛОМ мажутся — так по их мнению гигиеничнее.

maxkyiv
Послов вражеских сжигали в оных во времена княгини Ольги в конце концов

Блин. у меня дядя (с Черниговщины) в городе живет(Краснодарски край), ванна в 90-е появилась, а туалет так в огороде и остался.
PS: Дядя не бедствует — не давно сыну новую иномарку купил.
Для меня это загадка. Версия только с салом в голову приходит.

maxkyiv
Вопрос — куда делась банная традиция в Украине после Киевской руси?

не удивлюсь если запретили там бани

В Беларуссии та же ситуация. Только в Витебской поближе к России иногда появляются.

Укры, вместо помывки в бане, САЛОМ мажутся

Источник статьи: http://guns.allzip.org/topic/68/1305746.html

Крым. Крымский форум.

Свидомый
Свидомый

Свидомый
Свидомый

Наследие. Очерк о Кубанской казачьей бане

Баня для современного человека звучит несколько анахронично. Да и нужна ли современному человеку баня, когда в век научно технического прогресса в каждом доме, каждой квартире, да что там, даже в мобильных средствах, таких как автодома, есть душевые, ванны, джакузи, бассейны и многие другие приспособления, с помощью которых человек удовлетворяет не последнюю из своих потребностей в поддержании чистоты и гигиены тела. Напоминание о бане у современного человека часто вызывает следующие ассоциации: там все голые; жара; когда льют воду на раскаленные камни; когда люди хлещут друг друга вениками; свободное время препровождение; друзья, любовь, веселье… и т.д., и т.п.
На самом деле, что же такое баня, какие ее корни, какой в ней прок, есть ли у нее будущее? Вопрос о бане такой обширный, что для того, чтобы на него ответить, необходимо, заглянуть в прошлое. Исторически точно установлено, что водные процедуры, как средства поддержания чистоты тела, были практически у всех народов, но вот виды водных процедур, температурные режимы, и, соответственно, приспособления и сооружения для данных процедур были у каждого разные. Дошедшие до нас исторические источники указывают на то, что большое значение в культурной деятельности человека было умение поддерживать здоровый образ жизни. При отсутствии в те давние времена письменности, данный опыт мог передаваться через сказания и традиции. Это сейчас каждый знает, что огромное значение в поддержании здоровья имеет образ жизни. Питание, физические нагрузки – поддерживающие тонус, эмоциональные и психологические составляющие позволяют гармонично развиваться человеку. В прошлом, выявляя факторы, положительно действующие на человеческий организм, люди создали требования к коллективному поведению. Данные требования складывались в традиции, которые на ранней стадии развития общества, при отсутствии научного обоснования вполне были логичны и не подвергались ни какому обсуждению. Так на заре человечества возникали традиции соблюдения общего порядка и иерархии, поддержания чистоты и здоровья.

Традиции складывались в культуру. Культуру поведения, жизни, работы, отдыха. Несомненно, культура здорового образа жизни занимала и занимает одно из важнейших мест в становлении и развитии общества.
Культура банного дела длительное время строилась на принципах потребностей общества. Она имела явное разделение на общественные бани и семейные бани. Общественные бани создавались для поддержания чистоты среди людей, проживающих в плотно населенных городах и главное их предназначение — профилактика болезней через чистоту тела. Однако веками складывающиеся наблюдения о водных процедурах и теплового воздействия на выздоравливание больных привело к тому, что стали возникать лечебницы, применяющие бани.

Культура чистоты свойственна всем народам. Государство провозглашает здоровье нации своим достоянием, поэтому водные термальные процедуры применялись у древних греков и римлян, турок и народов населяющих современную Россию. Грязный и немытый человек был всегда порицаем в обществе.

История имеет такие яркие примеры, что когда в Европе, борясь за нравственную чистоту из религиозного фанатизма, стали запрещать показа голого тела и поэтому запретили и бани. Эпидемии чумы, тифа, оспы держали в постоянном страхе целые народы. И только возвращение культуры чистоты тела позволило вернуть спокойствие обществу избавившемуся от массовых болезней. Однако с потерей культуры банного дела была потеряна возможность индивидуального восстановления, очищения, оздоровления, реабилитации, коррекции.

У различных народностей, исходя из места проживания, культурных особенностей, природных факторов, возникали различные предпосылки или потребности в той или иной водной, тепловой, физической процедуре. Кочевые народы для очищения применяли нагретый воздух в юрте, и раскаленные в костре камни. Поливая на нагретые камни воду, получали пар, в котором прогревались, потели, очищались. Оседлые народы создавали постоянные места для очистки, очищения и омовения. Потребовалось строительство очагов, способных нагреть помещение и воду, а также строительство специальных помещений, в которых размещался очаг и принимались непосредственно процедуры. Для этого использовались различные доступные материалы. В лесной зоне самым доступным материалом было дерево, в степной – глина, в горной – камень, это и породило различные формы строительства не только жилых зданий, но и бытовых помещений.
Казаки, заселявшие Кубань в 17 – 18 веках, были в большей части из степных районов Малороссии, верховий Дона, частично из центра России. С собой они приносили традиции и культуру мест, откуда прибыли и устраивали свой быт согласно нажитым привычкам.
Но заселялась Кубань не на пустом месте: черкесы, адыги, греки, турки, и т.д. которые уже имели свои культурные и бытовые корни и привычки. Все это наложило отпечаток на культуру казаков, всегда умевших оценить как союзников, так и противников, умевших перенять самые интересные и прогрессивные идеи. Так, используя метод глинобитного строительства, все чаще казаки стали применять камень в строительстве. Строя вторую (или малую) хату для бытовых целей, в которой банылысь (мылись), пряли, скорняжничали, рукодельничали, в ней за печкой выгораживали «теплый вугол» (парную) без которой невозможно было хорошо пропариться и восстановить свое здоровье не только после трудовых будней, но и после боевых действий. «Велыка хата» (большая или главная) была только для отдыха, приема пищи, и детского содержания. Бедные казаки не всегда имели малую хату.
Казачьи постройки чаще всего строились методом пристраивания к Велыкой хате, малой хаты, далее шли кладовка, скотный сарай, конюшня.
Каждое строение имело как собственный выход во двор, так и имело проход из помещения в помещение, что выгодно было не только в зимнее и дождливое время переходить без выхода на улицу, но и диктовалось вопросами безопасности позволяя в случае нападения врагов выйти по наиболее безопасному выходу. Строения строили или в ряд по границе подворья, но тогда без окон со стороны улицы, или перпендикулярно к улице. Подворье, кроме явных дверей имело еще и тайные выходы, чаще из конюшни, позволяя безопасно выйти самому и вывести коня. Строения делали из различных материалов. В основном это были саманные, турлучные, глинобитные строения. Богатые казаки могли позволить построить деревянную Велыкую хату, или даже кирпичную. Богатство казаков было в их сыновьях, поскольку наделы земли давались с учетом количества душ мужского пола.

Выход из Велыкой хаты считался парадным, и его открывали только по особым случаям. В Велыкой хате было две – три комнаты (иногда больше) отапливаемые большой печью напоминающую по строению Русскую печь, она чаще и была фактически перегородкой между комнатами. Печь топили только в самые холода, в межсезонье пользовались теплом идущем из малой хаты открыв смежную дверь. В Велыкой хате только спали, и здесь находилась детвора. Это было чистое строение, где был и святой угол. В ней старались пол сделать из дерева. Из Велыкой хаты сразу попадали в Малую хату, которая была попроще. Состояла она из одной или двух комнат, также разделенной печью. Большая комната была бытовой, где проводили основное время: в этой комнате пряли, шили, шорничали, мастерили, стирали, готовили пищу, обедали, и даже мылись, хотя для полного мытья и парения существовала меньшая комната «теплый угол», отделенная перегородкой и примыкающая к печи. По окончанию работ казаки шли в Малую хату мылись, переодевались, принимали пищу и только после этого шли в Велыкую хату на покой.

Пол в Малой хате был глиняный и периодически перемазывался или как иногда называли — доливался (кстати и назывался он долывка). Кто говорит от того, что он доливался, кто — от того, что «дол» – означало «низ».
Печь в Малой хате – кабыца, устраивалась так, чтобы топилась с большой комнаты. Печь топилась постоянно, постоянно нужно было готовить пищу, греть воду, каменку. Только в жаркую пору в хате печь не топили: для этого на дворе строили дворовую кабыцу, и тогда вся хозяйская бытовая деятельность кипела вокруг нее, под теневыми навесами. Воду нужно было нагреть не только для мытья и парения, но и для стирки, для запаривания корма для скотины. Кабыца была подовой печью и имела большую топку, в которую помещались большие чугунки. Большая топка позволяла топить печь не только дровами, но и хворостом, тростником, кизяком. Печь была переделена на две части, в задней находилась каменная закладка, прикрываемая заслонкой со стороны теплого угла – парной.

Теплый угол – парная, были небольшими по объему, без окон, только в противоположном углу от печи под потолком был сделан продух – вентиляция. В этом помещении были две – три лавки. Одна лавка была высокой, в пояс взрослого человека. На этой лавке парились, мылись или мыли другого, проминали, пропаривали, обертывали. Для удобства эту лавку или приставляли к стене, или выставляли посередине, что облегчало проводить лечебные процедуры и парить. В парной часто устанавливалась кадушка (бочка) на 200 – 300 литров, с запасом холодной воды. В нее днем наносили воду, которую затем использовали для разнообразных хозяйских нужд, для последующего нагрева чугунками или в баке, монтируемом в печь (в более поздние времена). Из этой же кадушки брали воду и для мытья и для водных процедур (обливания, настои, компрессы и.т.д.), а также часто использовали как купель, окунаясь в нее после парения. Были еще и деревянные ведра, называемые «цебарками». В этих ведрах запаривали и настаивали веники, отвары трав. Еще применяли корыто – ваганы, раньше оно было сделано из дерева, позднее металлическое.

Пол был глиняный с уклоном к наружной стене и выводом через отверстие наружу воды. Сверху пол настилался камышовыми матами, соломой или сеном.

Свидомый
Свидомый

Источник статьи: http://www.politforums.net/crimea/1375898413_10.html

Оцените статью
Про баню