Почему эзоп обманул ксанфа что в бане один человек

Прочитай текст и выполни задания.

Прочитай текст и выполни задания.

Известный древнегреческий баснописец Эзоп был рабом Ксанфа. Однажды Ксанф отправил Эзопа посмотреть, много ли народу в бане. Вернувшись, Эзоп сказал, что в бане только один человек. Ксанф пришёл в баню и увидел, что там очень много народа.

— Почему ты обманул меня? — закричал он на Эзопа.

— Взгляни на этот камень, — ответил Эзоп. — Он лежал у порога, все спотыкались, ругались, но никто не убрал его. Нашёлся лишь один, который, споткнувшись, откинул его подальше. Вот я и решил, что он — единственный человек в этой бане.

1) С опорой на текст учебника заполни пропуски в предложении.

2) Какие особенности личности Эзопа проявились в этой ситуации?

—>Просмотров : 2842 | —>Добавил : Ален_Делон (05.05.2017) (Изменено: 05.05.2017)

Обсуждение вопроса:

1) С опорой на текст учебника заполни пропуски в предложении.

Можно сказать, что Ксанф употреблял понятие «человек» в значении индивид, а Эзоп в значении — личность.

Хозяин его вкладывал буквальный смысл в слово люди (ну как если бы попросил сосчитать котов или картофель), тогда как сам Эзоп в это понятие вложил иносказательный смысл: человеком он посчитал только того одного, который умеет думать и решать проблему, а не всех двуногих в пресловутой бане.

2) Какие особенности личности Эзопа проявились в этой ситуации?

В этой ситуации проявились такие особенности личности Эзопа, как умение анализировать и обобщать, а также талант иносказательности, которым он и прославился. Это особенность мышления, присущая не всем) — видеть в общем — отдельное, а в отдельном — часть целого.

Источник статьи: http://ingvarr.net.ru/otvet/71-1-0-14552

bubligum9000

bubligum9000


Эзоп. Картина Диего Веласкеса (1639—1640)
Эзоп был сочинителем басен. Считалось, что все басенные рассказы, которые потом на разный лад пересказывались в течение многих веков, впервые были придуманы Эзопом: и про волка и ягненка, и про лису и виноград, и про лягушек, просящих царя. Его имя так срослось со словом «басня», что, когда какой-нибудь писатель брался за сочинение басен, он писал на своей книге: «Эзоповы басни такого-то писателя».


Эзоп 150 до н. э. (Villa Albani коллекция),Рим

Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. Это был его иносказательный, «эзоповский язык». А о том, как он был рабом, и у кого, и что из этого получалось, в народе рассказывали множество веселых историй.

Рабом он был, так сказать, от природы: во-первых, он был варвар, во-вторых, урод. Он был фригиец, из Малой Азии, а фригийцы, по твердому греческому убеждению, только и годились, чтобы быть рабами. А вид его был такой: голова как котел, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное. Зато боги его наградили даром слова, острым умом и искусством сочинять басни.

От речистого раба хозяин сразу поспешил отделаться, и повел работорговец Эзопа с партией других рабов на рабский рынок на остров Самос. Стали разбирать дорожную поклажу, Эзоп просит товарищей: «Я здесь новый, слабый, дайте мне вон ту хлебную корзину» — и показывает на самую большую и тяжелую. Посмеялись над ним, но дали. Однако на первом же привале, когда все поели хлеба, Эзопова корзина сразу стала легче, а у остальных рабов их мешки и ящики как были тяжелы, так и остались. Тут-то и стало ясно, что ум у уродца не промах.

На острове Самосе жил простак-философ Ксанф. Увидел он трех рабов на продаже: двое были красавцы, а третий — Эзоп. Спросил он: «Что умеете делать?» Первый сказал: «Все!» , второй сказал: «Все!», а Эзоп сказал: «Ничего!» — «Как так?» — «Да вот мои товарищи все уже умеют, мне ничего не оставили». — «Хочешь, я куплю тебя?» — «А тебе не все равно, чего я хочу? Купи меня в советники, тогда и спрашивай». — «Ты всегда такой разговорчивый?» — «За говорящих птиц дороже платят». — «Да ты-то ведь не птица, а урод». — «Бочки в погребе тоже уродливы, а вино в них на славу». Подивился Ксанф и купил Эзопа.

, by Francis Barlow
Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости — Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» — «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах — ничего нет лучше языка!» — «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» — «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну — ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог.

После обеда стали пить вино. Ксанф напился пьян, стал говорить: «Человек все может сделать!» — «А море выпьешь?» — «Выпью!» Побились об заклад. Утром Ксанф протрезвел, в ужас пришел от такого позора. Эзоп ему: «Хочешь, помогу?» — «Помоги!» — «Как выйдете вы с судьями и зрителями на берег моря, так ты и скажи: море выпить я обещал, а рек, что в него впадают, не обещал; пусть мой соперник запрудит все реки, впадающие в море, тогда я его и выпью!» Ксанф так и сделал, и все только и дивились его мудрости.

Послал Ксанф Эзопа за покупками, встретил Эзоп на улице самосского градоначальника. «Куда идешь, Эзоп?» — «Не знаю!» — «Как так не знаешь? Говори!» — «Не знаю!» Рассердился градоначальник: «В тюрьму упрямца!» Повели Эзопа, а он оборачивается и говорит: «Видишь, начальник, я тебе правду сказал: разве я знал, что в тюрьму иду?» Рассмеялся начальник и отпустил Эзопа.

Собрался Ксанф в баню, говорит Эзопу: «Ступай вперед, посмотри, много ли в бане народу?» Эзоп возвращается и говорит: «Только один человек». Ксанф обрадовался, идет и видит: в бане полным-полно. «Что же ты мне вздор говорил?» — «Не вздор я тебе говорил: лежал перед баней на дороге камень, все об него спотыкались, ругались и шли дальше, и только один нашелся, который как споткнулся, так тут же взял камень и отбросил с пути. Я и подумал, что народу тут много, а настоящий человек — один».

Созвал Ксанф в гости друзей и учеников, а Эзопа поставил у ворот и велел: «Смотри, чтобы никто из простых людей не прошел, а только одни ученые!» Подошел гость, Эзоп его спрашивает: «Чем собака поводит?» Гость не понял, подумал, что его собакой обзывают, обиделся, пошел прочь. За ним другой, третий, десятый; наконец нашелся один и ответил: «Хвостом и ушами!» Эзоп обрадовался: «Вот тебе, хозяин, ученый гость, а больше не было!» На другой день ученики жалуются Ксанфу на Эзопа, а тот объясняет: «Какие же они ученые, если на такой простой вопрос ответить не могли?»

Много раз просил Эзоп Ксанфа освободить его, а Ксанф не хотел. Но случилась на Самосе тревога: заседал перед народом государственный совет, а с неба налетел орел, схватил государственную печать, взмыл ввысь и оттуда уронил ее за пазуху рабу. Позвали Ксанфа истолковать знамение. Ксанф, по своему обычаю, гвоорит: «Это ниже моего философского достоинства, а вот есть у меня раб, он вам все растолкует». Вышел Эзоп: «Растолковать могу, да не к лицу рабу давать советы свободным: освободите меня!» Освободил народ Эзопа; Эзоп говорит: «Орел — птица царская; не иначе, царь Крез решил покорить Самос и обратить его в рабство». Огорчился народ и отправил Эзопа к царю Крезу просить снисхождения. Щедрому царю умный урод понравился, с самосцами он помирился, а Эзопа сделал своим советником.

Долго еще жил Эзоп, сочинял басни, побывал и у вавилонского царя, и у египетского, и на пиру семи мудрецов. А погиб он в Дельфах. Посмотрел он, как живут дельфийцы, которые не сеют, не жнут, а кормятся от жертв, приносимых Аполлону всеми эллинами, и очень ему это не понравилось. Дельфийцы испугались, что он разнесет о них по свету дурную молву, и пошли на обман: подбросили ему в мешок золотую чашу из храма, а потом схватили, обвинили в краже и приговорили к смерти. Эзоп припал к алтарю Муз — его оторвали и повели на казнь. Он сказал:

«Не к добру вы обидели Муз! Так же вот спасался однажды заяц от орла и попросил помощи у навозного жука.

Посмеялся орел над таким заступником и растерзал зайца. Жук стал мстить: высмотрел орлиное гнездо, вытолкнул оттуда орлиные яйца, а сам улетел. Где ни вил орел гнездо, всюду жук разбивал его яйца; наконец положил их орел за пазуху к самому Зевсу. А жук скатал навозный ком, взлетел к Зевсу и тоже бросил его богу за пазуху; возмутился Зевс, вскочил, чтобы отряхнуться, и орлиные яйца опять упали и разбились. И пришлось Зевсу, чтобы не перевелся орлиный род, устроить так, чтобы орлы несли яйца в ту пору, когда жуки не летают. Не обижайте слабых, дельфийцы!»

Но дельфийцы не послушались и сбросили Эзопа со скалы. За это их город постигла чума, и еще долго пришлось им расплачиваться за Эзопову смерть.


Жак Байи , иллюстрация вход в Лабиринт Версаля со статуями Эзопа и Любви.

Так рассказывали о народном мудреце Эзопе.
источник;
Михаил Гаспаров.» Занимательная Греция «

Источник статьи: http://bubligum9000.livejournal.com/34258.html

Эзоп Последняя легенда Глава 5 Свободная жизнь

У Эзопа, к тому времени, было уже много друзей, учеников и все они готовы
были с триумфом принять свободолюбивого Эзопа, приютить его на любое время,
но Эзоп, чувствуя свою вину, не мог бросить, может быть даже, своего
избранного ученика. Да и,наверняка, в силу многих других причин, Эзоп,уже как
свободный человек, в качестве гостя, продолжал жить у Ксанфа. Хотя,
психологически, это было сложно; ведь там все ему напоминало о прошлой —
несвободной жизни. Кроме того, жена Ксанфа — она любила Эзопа не только
платонически, но и физически, а Эзоп со своей честностью, дарованной ему
свыше, вынужден был ей отказывать и Эзоп понимал, что своим присутствием
он делает ей больно.

Через два дня, как обещал, Эзоп естественно выступил на городском совете.
Говорил он уже не так возвышенно, ибо авторитет за его словами был; говорил
просто, но убедительно: «Самое главное в трудную минуту, это избежать паники
и страха от неизбежного будущего удара судьбы. И если экипаж корабля хорошо
морально подготовится, то он с достоинством встретит любую бурю, какой бы
страшной она не была. Любая буря, рано ли, поздно ли, проходит и наступит
затишье. Ну а если данную ситуацию рассматривать, как знак богов, то
естественно, ничего благополучного этот знак не несет. Орел — знак власти,
унесенная печать, это благополучие города» В общем, Эзоп прямо сказал, что
город в ближайшее время ждет финансовые трудности.

И пророчество Эзопа сбылось, буквально на второй день,после выступления
Эзопа, прибыли гонцы от царя Креза. Царь сообщал о том, что город Дельфы
освобождается от привилегий и отныне будет платить налоги в полном
своем объеме, а это значит, размер налога увеличивается чуть ли не в
полтора раза.

Превратиться из зажиточного города в обычный, или может даже, в
нищий, город Дельфы не был готов. Можно предполагать, все это
грозило даже социальным взрывом.
Да и, самому Крезу нужны были новые опытные советники в
государственных делах, видимо старые его не совсем удовлетворяли.
Мир наш тесен и в те древние времена, мир тоже был тесен, кое-какие
Эзоповские басни долетали до царя Креза, и, он видимо, хотел иметь при своем
дворе еще одного опытного мудреца, философа.
Итак, царь Крез решил сменить гнев на милость, но не бесплатно, прислав
на остров Самос в город Дельфы, новых послов с просьбой — отдайте мне вашего
советника Эзопа, а я вам верну ваши привилегии.
Городскому совету ничего не оставалось, как подчиниться и послать Эзопа
к царю, хотя самому Эзопу это не нравилось, но ничего не поделаешь; к
этой — «жестокой свободе», к которой он так сильно рвался и шел, надо как то,
приспосабливаться.
Так он стал советником у царя Креза. Дальнейшая судьба Эзопа весьма
туманна, овладев дипломатическими навыками политика, он добился от царя
что тот отпустил его обратно с миром. В Дельфах, естественно, Эзопа
встречали с почетом, как истинного освободителя, пророка и философа. По
легенде, он еще долго жил в Дельфах — на острове Самос, но по легенде, а
на самом деле, думаю вряд ли.
Зная о исключительной честности Эзопа, городской совет уговаривал его
принять должность главного хранителя печати, но Эзоп наотрез отказался,
зажиточная жизнь успешного, государственного чиновника и почетного
гражданина, его не устраивала и в ближайшие олимпийские игры он отправился
в Афины, где предположительно, основал свою школу. Но и там, я полагаю,
ему не давали покоя сильные мира сего. Последним чиновничьим пристанищем
его, была служба у египетского царя Ликурга на должности казначея. Там
же — в Египте, Эзоп приютил маленького талантливого сироту, так как своих
детей у него не было. На него он возлагал большие надежды — как на
продолжателя своей школы философии. Но приемный сын не оправдал его
надежд — влюбился в придворную девицу и чтобы избавиться от нравоучений
Эзопа, оклеветал его, из за чего, Эзоп не мало пострадал.
Судьба Эзопа трагическая, он постоянно сталкивался с клеветой, завистью
против себя, но как ни странно, это не озлобляло его; Эзоп прекрасно видел
и знал, как этот зверь — представитель пороков человеческих, уничтожает
человека изнутри. Всю свою жизнь Эзоп проповедовал нравственные ценности
человека и добродетели — как основу жизни и это естественно, было не
выгодно многим, так как требовало больших усилий и огромной жертвы.

Итак, мы возвращаемся на остров Самос, могло ли это произойти и
как могло это произойти, но, так или иначе, большинство историков
говорят об этом — Эзопа, все-таки, обвинили в краже золотой чаши из храма
Аполлона. По одной версии, его как преступника, вывели за пределы храма
и забили насмерть камнями, по другой версии, был осужден на казнь и
сброшен со скалы.
Именно этот храм, всегда был переполнен всякими украшениями и
золотыми предметами, все это были подношения многих царей, которые
почитали храм Аполлона в Дельфах. При большом скоплении народа у
некоторых «нечистых», всегда был соблазн что-нибудь украсть. Я думаю,
что и в те времена, опытные воры вряд ли попадались, попадались самые
неопытные, наивные, которых ловили с поличным. Народу было очень
много, жертвоприношение в самом разгаре и именно в этот момент, Эзопу
незаметно подсунули золотую чашу в походную суму и ждали момента и этот
момент наступил.
Видимо, Эзоп оказался невольным свидетелем пойманного вора. Обычно,
долго не церемонились, тут же в присутствии свидетелей, обыскивали и
при подтверждении доказательств преступления, выводили за пределы ворот
— куда-нибудь на окраину и возле какой-нибудь тупиковой стены
забивали насмерть камнями.

В данном случае, я подозреваю, что заговор был не только против
Эзопа, но и против всего того, чему он учил. Философская школа Эзопа,
подрывала определенные религиозные устои того времени и не только
города Дельфы, но и в других городах. По всей великой Элладе, когда
он путешествовал, рождались сторонники его учения и его противники,
и даже враги. И на этот раз за ним видимо следовали не только его
ученики и сторонники, но и враги, и врагов было наверняка больше.
Оклеветанного Эзопа, схватить было не так то просто, так как
возле него постоянно крутились самые близкие друзья. Но, так или
иначе, задуманная провокация была совершена.
Видимо, недалеко от Эзопа, был пойман вор, укравший какую то вещь
у прихожан с поличным. Когда этого несчастного воришку, по указанию
жреца, собирались вывести из храма, чтобы забить до смерти камнями,
Эзоп попытался заступиться за него. Он рассказал басню, в которой
крупные главные воры отдавали в жертву мелких и слабых воров, чтобы
прикрыть свое главное воровство. Этим, он вызвал еще больший гнев и
по указанию жреца, был захвачен вместе с вором.
Толпа зомбированных, религиозных фанатиков под управлением
жрецов, выводила из храма Аполлона на смертную казнь (забивание
камнями) двух человек, двух «преступников» и один, из этих двух,
был Эзоп.
Такой самосуд и ужасающее варварство часто практиковалось в то
время и даже было закреплено законодательством, в основном,
ответственность за такой суд брали на себя жрецы, имея при себе
свидетелей и доказательства вины, вынося вердикт смерти, первым
бросив камень в преступника, или дав команду фанатикам. Обычно
ставили преступников к какой-нибудь тупиковой стене — где жертве
некуда было бежать и забивали камнями до смерти.

Точно так могло произойти и на этот раз, но неожиданно у стены
смерти появилось множество людей — ученики Эзопа, закрыв его
собой и казнь затормозилась. К ученикам подошли жрецы и
начали выяснять обстановку. Ученики объяснили, что допущена
ошибка, что Эзоп не виновен и что они — жрецы, могут жестоко
поплатиться за убийство невиновного человека. Тогда один из
жрецов подошел к Эзопу и начал его обыскивать и в присутствии
всего народа вытащил из походной сумы Эзопа ту самую золотую чашу.
Раздался крик и негодование толпы с камнями в руках, жрец под крик
толпы поднял чашу вверх, чтобы все видели, потом поднес эту чашу
изумленным ученикам и закричал, что это преступление не должно
быть безнаказанно. Такого оборота никто не мог ожидать, Эзоп
кричал, что он не брал эту чашу, но толпа скандировала: «Смерть,
смерть преступнику — вору, он осквернил храм Аполлона!» Несколько
учеников покинули место спора, остались только самые верные,
готовые принять смерть вместе со своим учителем.
— Уходите, — кричал Эзоп, — иначе вас забьют вместе со мной, если
вам не удалось спасти меня, спасите то, чему я вас учил — мою
школу. Их было трое, один из них крикнул жрецам: «Вы имеете право
наказать только свободного человека, Эзоп не является таковым, он
раб Ксанфа, а раба может наказать только его хозяин, за убийство
раба, вам придется отвечать по закону» На что жрецы ответили: «По
нашим сведениям известно, что ваш учитель, Эзоп, несколько лет
назад, получил от своего хозяина — Ксанфа свободу, что
документально подтверждено»
— Вы видели этот документ, — спросили ученики.
— Нет, не видели, — отвечали жрецы.
— А у нас есть десятки свидетельств, что он раб.

Такая ситуация жрецам была даже выгодна, быстро, на месте
посовещавшись, они рассуждали — не убьем Эзопа, так загоним его
в рабство и громко объявим, что их учитель многие годы
обманывал их, доказывая, что он свободный человек, а значит, он
обманщик и значит, его философская школа ложная и ему верить
нельзя.

Один из жрецов во всеуслышание закричал: «А вот мы сейчас
об этом и спросим Эзопа, скажи нам Эзоп, кто ты? Раб или
свободный человек?»
Эзоп молчал, не от того, что не знал, что ответить,
нужно было протянуть время, хотя на будущее, Эзоп уже
предвидел, выбор только один — правда, которая защищает
истину, которой он служил и которой он подчинялся всю свою
жизнь, но путь к этой правде на этот раз к сожалению,
только один — через смерть. А на пути к жизни лож, которую
он так ненавидел, но иного компромисса, судьба ему, к
к сожалению, не предоставила.

— Ну так что ты Эзоп молчишь, — кричал жрец, — или ты
боишься сказать правду? Ты же всегда учил своих учеников
говорить правду, или ты — борец за правду, испугался
самой правды? — И обратившись к ученикам Эзопа,
продолжил, — так что ж ваш учитель молчит, или он не
может ответить на такой простой вопрос, какой же он
философ, если он молчит.
Ученики тоже молчали и со страхом смотрели на своего
учителя, боясь, что он скажет правду, за которой последует
страшная мучительная смерть. Кто то из учеников крикнул:
«Молчи учитель, он специально тебя провоцирует»

И Эзоп вынужден был прервать молчание: «Я отвечу на
твой вопрос жрец, ты слишком торопишь события, всякой
правде свое место и свое время и ты получишь от меня ту
правду, которую ты жаждешь, но не сейчас, позже и она не
принесет пользу тебе и твоей лжи»

Жрецы поняли, что Эзоп им больше ничего не скажет и
посовещавшись, решили — слишком много свидетельств, что
Эзоп раб и один единственный документ, что Эзоп
свободный человек, отсутствует. При таком раскладе им
действительно грозят серьезные разбирательства, в
которых, они могут проиграть процесс.
Таким образом казнь была отложена, но не отменена, а
чтобы окончательно определиться, его повели к бывшему
рабовладельцу Эзопа к Ксанфу.

Источник статьи: http://proza.ru/2014/03/11/2089

Читайте также:  Газовый котел обогрев бани
Оцените статью
Про баню

Всего ответов: 1