Проблематика пьес Владимира Маяковского Клоп и Баня (сочинение)
Проблема мещанства и бюрократизма, занимавшие В.В. Маяковского на протяжении всего его творчества, составляют и основу конфликтов его драматургии, по сути оба произведения – сатирические комедии, в которых автор высмеивает общественные пороки того времени, и в той, и в другой пьесе по замыслу автора настоящее проверяется будущим.
Как же Маяковский воплощает в произведениях свою идею?
В пьесе «Баня», в отличие от «Клопа», действия разворачиваются только в настоящем, то есть открыто в ней присутствует только один временной пласт. Изобретатель Чудаков создает машину времени, но не может добиться приема у Победоносикова. Отдельно стоит рассмотреть третье действие. Здесь автор применяет прием «пьеса в пьесе»: герои оценивают сами себя, обсуждая постановку, где они же являются главными лицами. Победоносиков, конечно же, не узнает себя в зеркале сатиры. Со следующего действия начинается своеобразная вторая часть пьесы. Если в «Клопе» герой попадает в будущее, то в этой комедии наоборот – посланница из будущего, фосфорическая женщина, прилетает в настоящее и соглашается взять с собой всех желающих. При этом она предупреждает, что время само срежет балласт. Кульминация пьесы (как и в «Клопе») – в конце: после напыщенных прощальных монологов все остаются на месте. Завершается произведение вопросом, обращенным ко всем сразу – в том числе и зрителю: «Что вы этим хотели сказать, – что я и вроде не нужны для коммунизма. «.
Сюжет пьесы «Клоп», как можно заметить, идейно очень схож с сюжетом «Бани». «Бывший рабочий, бывший партиец» Присыпкин (он же – Пьер Скрипкин) бросает свою девушку, оставляет друзей и хочет жениться на дочке нэпмана, богатой парикмахерше. Брошенная девушка пытается покончить с собой; свадьба заканчивается пожаром и гибелью всех гостей. Этот сюжет, по всей видимости, символизирует отсутствие будущего для мещанства.
Особенностью композиции данной пьесы является то, что у нее есть и второй сюжет. Он связан с первым благодаря героям, но во временном отношении – второе действие происходит в будущем. Эксперимент по разморозке Присыпкина, оказавшегося во время пожара в погребе и потому выжившего, принес немало проблем в будущем. Именно здесь, в последней части, посвященной будущему, находится кульминация сатиры – Присыпкина («обывателиус вульгарис») сравнивают с клопом («клопус нормалис»), выжившим после заморозки.
Очень яркими и колоритными получились у Маяковского и образы героев. Основным приемом создания образов у него была социальная типизация, то есть обозначение в каждом конкретного социального типа; уже в списках действующих лиц «Бани» автор как бы «развешивает ярлыки»: Чудаков – изобретатель, Моментальников – репортер, Ундертон – машинистка, Понт Кич – иностранец и т.д. Кроме того, сами фамилии героев, «говорящие», служат одним из важных средств создания образов: Победоносиков, Чудаков, Оптимистенков, Мезальянсова и другие. Кстати, и речь каждого героя индивидуализирована: кто-то говорит стихами, кто-то произносит высокие, но нелогичные по содержанию монологи, кто-то употребляет в большом количестве иностранные слова. Емкие, содержательные характеристики дает и сам автор. Как уже говорилось, в списке действующих лиц Маяковский разделяет персонажей по социальным типам, но, помимо этого, он наделяет некоторых короткими пояснениями: Победоносиков – «главный начальник по управлению согласованием, главначпупс», Велосипедкин – «легкий кавалерист» (помогающий выявлять недостатки в работе предприятий и учреждений). В пьесе «Клоп» наблюдается тот же набор средств для характеристики персонажей.
«Клоп» полон сатиры; Маяковский верит, что будущее возможно лишь при условии уничтожения мещанства. «Бывший рабочий», попав в будущее, становится там причиной эпидемии. «Обывателиус вульгарис» оказывается страшнее, чем «клопус нормалис», поскольку заражает обывательщиной всех окружающих. Он достоин быть лишь экспонатом в зоопарке, при этом изолированным от публики, он носитель таких пороков, как пьянство, пошлость, праздность, присущие «старому» миру и невозможные в будущем. Таким образом, по Маяковскому, движение вперед не может происходить, если будут присутствовать осмеянные им пороки.
«Баня» также является сатирической комедией, ее цель – поразить бюрократизм. Пьеса изобилует бюрократами, подхалимами, просто некомпетентными людьми – но всем им не место в светлом будущем, и время отбрасывает их, как ненужный балласт. Примечательно, что именно время – будущее – выполняет эту роль, а не его представительница – фосфорическая женщина. По всей видимости, Маяковский хотел подчеркнуть, что кто-то конкретный не может изменить современный ему мир. Потому и Чудакову, искренне желавшему направить мир по пути прогресса (ведь он изобрел машину времени!), не удается что-либо изменить. В пьесе выразителями основных идей являются Чудаков, Победоносиков и фосфорическая женщина, но над всеми ними, по замыслу Маяковского, стоит время, выносящее свой приговор.
Источник статьи: http://zinref.ru/000_uchebniki/02800_literatur/005_lekcii_literat_05/360.htm
Проблематика пьес В. В. Маяковского “Клоп” и “Баня”
Проблема мещанства и бюрократизма, занимавшие В. В. Маяковского на протяжении всего его творчества, составляют и основу конфликтов его драматургии, по сути оба произведения – сатирические комедии, в которых автор высмеивает общественные пороки того времени, и в той, и в другой пьесе по замыслу автора настоящее проверяется будущим.
Как же Маяковский воплощает в произведениях свою идею?
В пьесе “Баня”, в отличие от “Клопа”, действия разворачиваются только в настоящем, то есть открыто в ней присутствует только один временной
Related posts:
Своеобразие сатиры Владимира Маяковского (на примере пьес “Клоп” и “Баня”) Сегодня читатели, писатели и литературные критики все чаще обращаются к творческому наследию В. Маяковского. И это закономерно: в наше время особый отклик в душах людей находит и высокий гражданский пафос поэта, и его мечта о гармоничном человеке, и, конечно же, беспощадное бичевание всего отсталого, тормозящего развитие общества. Особенно ярко талант Маяковского-сатирика проявился в его драматургии, […].
Юмор и сатира в пьесах “Клоп” и “Баня” Не только творчество, но и сама личность В. В. Маяковского занимают значительное место в истории русской литературы. Основная заслуга поэта в том, что он создал оригинальные по форме и содержанию произведения, очень яркие, злободневные, порой юмористические, но чаще – исполненные горькой иронии и острой сатиры, что и определяет их актуальность по сей день. Силой своего […].
Драматургия (По пьесам “Клоп” и “Баня”) Жанровое многообразие творчества Владимира Владимировича Маяковского – несомненное свидетельство его таланта. Он яркий поэт, создал драматические произведения “Клоп” и “Баня”, “Мистерия-Буфф”, мечтал написать роман. В своих драматических произведениях Маяковский развивал ту линию агитационно-плакатного искусства, которая возникла в первые годы после революции и отражала стремление демократизировать театр. Маяковский считал, что “театр не отображающее зеркало, а увеличивающее […].
Краткое содержание Баня – Маяковский Владимир Владимирович Баня Краткое содержание драмы Действие пьесы происходит в СССР в 1930 г. Изобретатель Чудаков собирается включить сконструированную им машину времени. Он объясняет своему приятелю Велосипедкину всю важность этого изобретения: можно остановить секунду счастья и наслаждаться месяц, можно “взвихрить растянутые тягучие годы горя”. Велосипедкин предлагает с помощью машины времени сокращать скучные доклады и выращивать кур в […].
“Клоп” Маяковского и “Собачье сердце” Булгакова в контексте времени Произведения Маяковского и Булгакова выбраны мною не случайно. Во-первых, оба они актуальны, так как поднимают проблему бездуховности, особенно остро стоящую сегодня, показывают, к чему нас ведут воинствующее хамство и невежество. Во-вторых, комедия Маяковского и повесть Булгакова написаны примерно в одно и то же время (в 1928 и 1925 гг.), это позволяет увидеть, что разных художников […].
Проблематика пьес Островского “Гроза” и “Лес” Островский известен в литературе как “первооткрыватель” такого сословия, как купечество. Именно он первым обозначил этот тип в качестве серьезного литературного объекта, доказал, что данный герой также интересен и заслуживает не меньшего внимания, чем его предшественники, в первую очередь дворяне. В этом плане Островский принадлежит к писателям так называемой “натуральной школы”, в которую во второй половине […].
Мотив будущего в творчестве В. В. Маяковского Не высидел дома. Анненский, Тютчев, Фет. Опять, Тоскою к людям ведомый, Иду В кинематографы, трактиры, В кафе. В. Маяковский Мечта о будущем – лейтмотив всего творчества Маяковского. Он возникает уже в ранних произведениях молодого поэта и звучит во всех поэмах, написанных после революции, в пьесах “Клоп” и “Баня”, в последнем произведении – вступлении в поэму […].
Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского Поэт Маяковский в наше сознание, в нашу культуру вошел как “агитатор, горлан-главарь”. Он действительно шагнул к нам “через лирические томики, как живой с живыми говоря”. Его поэзия громка, неуемна, неистова. Ритм, рифма, шаг, марш – все эти понятия ассоциируются с творчеством поэта и выражают его особенности. Это действительно поэт-гигант. И истинная оценка его творчества еще […].
Тема будущего в лирике В. Маяковского Во многих своих стихотворениях В. Маяковский неоднократно обращался к теме будущего. Каковы же причины, побудившие поэта обращаться к нам – людям двадцать первого века? Во второй половине 20-х годов споры вокруг творчества Маяковского были необычайно острыми. В печати появились статьи, авторы которых пытались доказать, что произведения его – всего лишь “однодневные агитки”, которые не выдержат […].
Новаторство поэзии Маяковского (2) Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – Значит – это кому-нибудь нужно? В. Маяковский Поэзия Маяковского во многом подобна живописи начала XX века, хотя инструмент художника слова и мастера кисти различен. Известно, что Владимир Маяковский и сам был талантливым художником и живописцем. Малевич, Кандинский, Пикассо в своих поисках новой формы на холстах близки творческим поискам словесной […].
Поэтический мир В. В. Маяковского Вселенная спит, Положив на лапу С клещами звезд огромное ухо. В. Маяковский Юрий Тынянов утверждал: “Маяковский возобновил поэтический образ, где-то утерянный со времен Державина”. Сопоставив поэзию Державина с поэзией Маяковского, я убедился в правоте этого утверждения. Державин любил раздвигать горизонты чувств поэтическим словом, стремился к масштабности образов. Но я лично более склонен считать, что Маяковский […].
Поэт и поэзия в лирике Маяковского Многие поэты задумывались о цели творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Переломная эпоха в истории неизбежно должна была породить поэта, которому надо было бы пересмотреть старое отношение к поэзии. Этим поэтом и стал Владимир Маяковский, но не сразу и не скоро определил он место своей поэзии в жизни современного общества. Задумываясь о кажущейся […].
Краткое содержание Клоп – Маяковский Владимир Владимирович Клоп Краткое содержание комедии Действие пьесы происходит в Тамбове: первых трех картин – в 1929 г., остальных шести картин – в 1979 г. Бывший рабочий, бывший партиец Иван Присыпкин, переименовавший себя для благозвучия в Пьера Скрипкина, собирается жениться на Эльзевире Давидовне Ренессанс – парикмахерской дочери, кассирше парикмахерской и маникюрше. С будущей тещей Розалией Павловной, которой […].
Современна ли сатира Маяковского? Своей сатирой Маяковский продолжает традиции Салтыкова-Щедрина. Жизнь меняется каждый день, задавая все новые и новые вопросы и не давая на них ответов. Можно ли сейчас однозначно судить о творчестве Маяковского? Трудно разобраться в своем времени, а что говорить о прошлом… Получается так, что у каждого времени своя правда. Какое оно – время Маяковского? Удивительное. Время […].
Новаторство поэзии Маяковского В сложный, переломный для России период выходит на поэтическую арену Маяковский. Первая русская революция потоплена в крови, атмосфера накалена до предела, вихрь мировой войны заставляет усомниться людей во всех прежних ценностях. Они с великой надеждой смотрят в будущее и жаждут грядущих перемен. Эти сложные общественные процессы отражаются в искусстве, словно в зеркале. Откровенное отрицание традиционной […].
Традиции и новаторство в поэзии В. Маяковского Маяковский вошел в мировую литературу не только автором поэтической школы, но и зачинателем революционной поэтики. С именем Маяковского прочно связано представление о поэте-новаторе. Таких смелых, радикальных изменений в поэзии не совершил ни один поэт XX века. Однако сопоставление опыта Маяковского и его современников приводит к мысли, что приживаются и оказывают влияние на дальнейшее развитие искусства […].
Тема родины в произведениях А. А. Блока и В. В. Маяковского Александр Блок и Владимир Маяковский – два великих русских поэта. Сравнивать их творчество нелегко, так как в идейном и стилевом отношении они очень сильно отличаются друг от друга. Если Блок относился к символистам (представителям наиболее сильного литературного течения конца XIX-начала XX в.) и его творчество во многом основывалось на традициях золотого – пушкинского – века […].
Поэтическое новаторство В. В. Маяковского Маяковский выходит на поэтическую арену в сложный, переломный для России период. Атмосфера накалена до предела. Потопленная в крови первая русская революция, вихрь мировой войны заставляют людей усомниться во всех прежних ценностях. Они жаждут перемен и с надеждой смотрят в будущее. В искусстве, словно в зеркале, отражаются эти сложные общественные процессы. В этом один из секретов […].
Тема поэта и поэзии в лирике В. Маяковского Двадцатый век – это век колоссальных общественных противоречий и потрясений. Каждый век нуждается в собственном поэте, который сделал бы “боль времен своею собственной болью”. Таким поэтом своего времени был В. Маяковский. С его мощной, властно вошедшей в наше сознание и литературу поэзией связано очень многое. Он первый, используя свой необыкновенный ритм, соединил политику и лирику. […].
Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского Личность В. В. Маяковского до сих пор недостаточно понятна как для исследователей – критиков и литературоведов, так и для почитателей таланта этого поэта. Споры о значении его поэзии в русской литературе не утихают и по сей день: одни возвеличивают Маяковского, говоря о том, что он создал новый тип поэзии, разрушил рамки старого искусства и внес […].
Идейно-художественное своеобразие поэмы Маяковского “Хорошо!” В своей автобиографии “Я сам” В. Маяковский отмечал: “Хорошо” считаю программной вещью”. Поэма писалась в 1926-1927 годах и называлась первоначально “Октябрь”, потом “25 октября 1917 г.”. Заглавие “Хорошо!” было дано уже после того, как поэма была закончена. Именно такое название и предопределяло новые поэтические возможности и обобщало смысл поэмы. Жанр произведения необычен – поэтохроника. С […].
“Бесценных слов транжир и мот” (образ поэта в лирике В. Маяковского) Многие поэты задумывались о цели поэтического творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Именно они первыми откликались и давали свою оценку каким-либо общественным событиям, явлениям. Одним из таких поэтов своего времени является Владимир Маяковский. Его творчество представляет новый этап в развитии русской поэзии. Владимир Маяковский для нас прежде всего – поэт-политик. Он всегда спорил […].
Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие русские поэты – Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие. Владимир Маяковский не был исключением. Но эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне литературного развития 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы. Но многое в его понимании роли […].
Что мне нравится в творчестве Владимира Маяковского? Владимир Маяковский широко известен прежде всего как поэт революции. Это и не удивительно – долгое время его стихи были своеобразным манифестом советской России. Поэт жил в очень сложное время, время социальных потрясений и больших перемен в обществе. Его творчество определялось как значительными событиями начала XX века, так и литературным развитием этого периода. В творчестве Владимира […].
Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В. Маяковского “Во весь голос” Делами, Кровью, Строкою вот этою, Нигде Не бывшею в найме, Я славлю Взвитое красной ракетою Октябрьское, Руганное И пропетое, Пробитое пулями знамя! В. Маяковский Десятилетия, отделяющие нас от создания последних поэтических строк В. Маяковского, – достаточно большой срок для проверки временем силы читательского внимания к поэту и его влияния на поэзию своего времени и последующих […].
Сатира В. В. Маяковского … Сатира должна обладать зубами и когтями, ее плуг должен глубоко пахать почву, чтобы на ней вырос впоследствии хлеб нашей жизни, а не гладить бурьян по поверхности. Сатира должна остаться великим искусством ума и гневного сердца, любовью к истинному человеку и его защитой… А. Платонов “Сатирик – это писатель, изъясняющийся на языке смеха, бесконечно разнообразном, […].
Сатирическая линия поэмы Маяковского “Хорошо” Поэма Маяковского “Хорошо!” посвящена подготовке и проведению Октябрьской революции, а также ее последующим достижениям. Поэма “Хорошо!” является произведением героическим, но важное место в ней заняла сатира. Маяковский сам оговаривает задачу своей поэмы: С этою Книгою побыв, Из квартирного Мирка Шел опять На плечах Пулеметной пальбы, Как штыком, Строкой Просверкав. Слово “штык” не случайно возникает во […].
Сатирическая линия поэмы Маяковского “Хорошо” (1) Подготовке, проведению и последующим достижениям Октябрьской революции посвящена известная поэма Владимира Владимировича Маяковского “Хорошо!”. Она является героическим произведением, однако важное место заняла в ней сатира. Маяковский сам определяет основную задачу своей поэмы: С этою книгою побыв, Из квартирного Мирка Шел опять На плечах Пулеметной пальбы, Как штыком, Строкой Просверкав. Неслучайно возникает во вступлении к поэме […].
Поэтическое новаторство В. Маяковского Я не верю стихам, которые – льются. Рвутся – да! М. Цветаева В 1928 году Маяковский в автобиографии “Я сам” пишет о своих первых поэтических опытах: “Перечел все новейшее… Разобрала формальная новизна. Но было чуждо. Темы, образы не моей жизни. Попробовал сам писать так же хорошо, но про другое. Оказалось Так же про другое нельзя”. […].
Идея служения поэта обществу в поэзии В. В. Маяковского С именем Владимира Владимировича Маяковского связан совершенно новый этап в истории русской и мировой литературы. Поэт стал подлинным новатором в создании оригинальной, уникальной формы стиха, он использовал и прочно ввел в употребление новые средства поэтической речи. Но причиной тому было не просто желание эпатировать читающую публику – он по-новому смотрел на саму поэзию, на искусство, […].
Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского Большинство поэтов задумывалось о целях своего творчества, о своем предназначении и месте в жизни страны и народа. Еще в глубокой древности наряду с самой поэзией возникали вопросы – что и для кого должен писать поэт? Поэт или гражданин? Поэт и гражданин? Поэт – гражданин? Необходимо ли поэту – божьему избраннику – быть еще и гражданином? […].
“Бунтарский характер” ранней лирики В. Маяковского В. Маяковский – лидер поэтического авангарда ХХ века. В своем творчестве он перевернул прежние представления о поэзии, покусился на устоявшиеся вкусы и традиции, взглянул на мир по-новому, так, как до него не смотрел никто. Его поэзия опередила не только свое, но и наше время. “Оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам придется […].
Мои впечатления от поэмы Маяковского “Облако в штанах” (1) Разбирая эту поэму, можно представить Маяковского, вышагивающего по берегу бухты и чеканящего на песчаном пляже в Куоккале строки “Облака в штанах” под ритм своих могучих шагов. На сыром песке остаются следы немалых сапог, в сознании поэта рождаются бессмертные стихи. Скоро Маяковский прочитает свою “программную вещь” Горькому, и внешне суровый автор пьесы “На дне” будет лить […].
Трагедия одиночества в творчестве В. В. Маяковского В какой ночи бредовой, недужной, Какими Голгофами я зачат, такой большой И такой ненужный? В. Маяковский Маяковский всегда представлялся мне каким-то огромным памятникообразным человеком, которого можно только прочитать или рассмотреть на фотографии. Мне кажется, своей огромностью поэт заслонял свою довольно беззащитную и уязвимую душу. Его огромность, как сейчас модно говорить, – не что иное, как […].
Проблематика второй главы поэмы “Облако в штанах” “Облако в штанах” – революционная поэма, и не только по теме, но и по новому, революционному отношению художника к миру, человеку, истории. Элементы трагедии отступают в ней перед жизнеутверждающей патетикой. Конфликт поэта с действительностью теперь находит разрешение в призыве к активной борьбе. Особенно наглядно это прослеживается во второй главе поэмы. Именно в ней Маяковский дает […].
Сатирические произведения В. В. Маяковского Владимир Владимирович Маяковский создал очень много сатирических произведений. В ранние годы поэт сотрудничает в журналах “Сатирикон” и “Новый сатирикон” и в своей автобиографии “Я сам” под датой “1928” ( за два года до смерти) пишет: “Пишу поэму “Плохо” в противовес поэме 1927 года “Хорошо”. Но, “Плохо” он написать не успел, хотя сатире всегда отдавал дань […].
Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы (по пьесе А. Вампилова “Старший сын”) “Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека”, – эту мысль Вампилов развил в своих пьесах. А. Вампилова глубоко волновали проблемы нравственности. Его произведения написаны на жизненном материале. Пробуждение совести, воспитание чувства справедливости, добра и милосердия – вот основные мотивы его пьес. Фабула пьесы “Старший сын” несложна. Двух юношей – студента […].
Библейские образы в дооктябрьской поэзии В. В. Маяковского Как это ни покажется странным и парадоксальным, Маяковский едва ли не чаще других своих современников обращался к образам Библии. Многие писатели, поэты, художники обращались к библейской тематике. Христианские мотивы, образы из Священной книги привычно ассоциируются у нас с поэзией символистов, акмеистов, Есенина, Блока и уж совсем не с именем В. Маяковского. Тем не менее, итогом […].
Сатирические произведения В. В. Маяковского: основные темы, идеи и образы Борьба против бюрократизма, пошлости, подхалимства – одна из основных тем творчества Маяковского. Сатирические произведения Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. В ранней поэзии Маяковского сатира продиктована, прежде всего, пафосом антибуржуазности, причем он носит романтический характер. Возникает традиционный для романтической поэзии конфликт творческой личности, авторского “я” – бунт, одиночество (недаром часто стихи раннего В. Маяковского […].
“Стихотворение В. В. Маяковского все время на острие комического и трагического” (Ю. Тынянов) Красота борьбы, преодоления, или, как выразился Луначарский, “стремление к мужественности”, проявляется так или иначе в каждом произведении Маяковского. Но Маяковский не был розовым оптимистом, не упрощал жизненных противоречий. “Тот, кто постоянно ясен, – тот, по-моему, просто глуп”, – говорил Маяковский. “Постоянная ясность”, “тишь да гладь” никогда не были свойственны поэзии Маяковского. В его стихах много […].
Источник статьи: http://ukr-lit.com/problematika-pes-v-v-mayakovskogo-klop-i-banya/