Разработка урока маяковский баня

Конспект урока маяковский баня

Анализ пьес В.В.Маяковского «Клоп», «Баня»

Анализ пьес В.В.Маяковского «Клоп», «Баня»

Просмотр содержимого документа
«Анализ пьес В.В.Маяковского «Клоп», «Баня»»

Анализ пьес Маяковского «Клоп» и «Баня»

В.В. Маяковский до сих пор поражает своей гениальностью и новаторскими идеями в творчестве. И сегодня все его произведения имеют в себе актуальность и злободневную тематику. То, что поэт занимает место в истории русской литературы, говорит о его уникальности и умении подойти к вопросам современности не то чтобы с юмором, а скорее с иронией и где-то даже острой сатирой.

Маяковский затронул многие жанры литературы в своем творчестве, но конкретно произведения «Баня» и «Клоп» относятся к драматическим произведениям, в которых автор работал на основании агитационно-плакатного искусства.

Маяковский, в тот послереволюционный период, чувствовал формирование некого нового сознания у людей, укрепление социалистического строя. Он пришел к выводу, что театр и драматургия – это способ оказать назревшие проблемы общества во всем своем обличии без прикрас. Поэтому он пишет в стиле сатиры, обличая все недостатки, которые кажутся ему наиболее явными. Так в произведениях «Баня» и «Клоп» Маяковский затрагивает главным образом мещанство и бюрократизм.

Пьеса «Клоп» создает ощущение нападок в сторону мещанства, нетерпимость и боевое наступление. Автор категорически выражает свое негативное отношение к данному вопросу современности. При этом Маяковский делит мещанство на два типа проявления. Если Присыпкин, который представляется как Пьер Скрипкин, предстает перед читателем как микроб общества и использует свое пролетарское положение как прикрытие, то персонаж пьесы Олег Баян видится нам как лживый приспособленец.

Читайте также:  Договор подряда на постройку бани

Маяковский беспощадно старается разоблачить и тот и другой образ мещанина, критикуя проблему в целом.

Пьеса «Баня» разоблачает очередной недостаток общества – бюрократизм. Острота схватки между будущим и настоящим создается посредством воплощения в пьесе мечты о том, что когда-то люди смогут избежать такого порока как бюрократизм. Борьба будущего с настоящим состоит в том, что общество с бюрократическим складом сознания не сможет попасть в будущее, в коммунизм.

Отличительная черта Маяковского наблюдается в том, что с помощью разных образов и приемов он достигает острого и явного проявления проблемы, ее осуждение и высмеивание. Его симпатии всегда на стороне решительно настроенных героев, тех, кто стремится уйти от пороков реальности и создать новое будущее.

Конспект урока маяковский баня

Войти через uID

Пьеса В.В. Маяковского «Баня» посвящена разоблачению уродливого общественного явления — карьеризма. Главного героя пьесы товарища Победоносикова писатель именует главначпупсом. И это название уже подчеркивает сатириче­ское отношение автора к своему персонажу. Одновременно В.В. Маяковский отдает дань эпохе: моде на странные и по­рой неблагозвучные сокращения. Однако и полное название должности Победоносикова «главный начальник по управле­нию согласованием» лишь отражает ее бюрократическую не­нужность. Говорящая фамилия «Победоносиков» с корнем «победа» подчеркивает, что ее обладатель не любит пораже­ний, но он все-таки не «Победоносцев», а «Победоносиков». Этим подчеркивается, что победы его мелки и ничтожны, они нужны лишь ему самому.

Герой постоянно говорит о своих заслугах. В анкетах пи­шет, что даже до 1917 года состоял в партии. Об этом с иро­нией рассуждает Велосипедкин: «В какой — неизвестно, и не­известно, что у него «бе» или «ме» в скобках стояло, а может, и ни бе ни ме не было». Под буквами «б» и «м» обозначались разные партийные группы: большевики и меньшевики. Но для Победоносикова важна не суть политической платформы, не убеждения, а слава. Он хочет сформировать общественное мнение о себе как о человеке значительном. Еще более резко высказывается об этом герое Ночкин. Он называет его «порт­фелем набитым», «клипсой канцелярской».

Для понимания всей ничтожности фигуры Победоносикова важна его речевая характеристика. Его реплики состоят из штам­пов и высокопарных слов («работники вселенной», «величайший и незабвенный художник пера», «большая художественная звез­да»). Произнося высокопарные речи о Льве Толстом, Победоно­сиков даже не знает, кто такой Микель Анжело. Он невежест­венно называет Людвига Фейербаха товарищем Фейербаховым, утверждая, что он якобы читал его произведения.

Такими же пустыми и никчемными фразами сыпет Опти- мистенко: «Личность в истории не играет особой роли. Это вам не царское время. Это раньше требовался энтузиазм. А теперь у нас исторический материализм, и никакого энтузиаз­му с вас не спрашивается».

Победоносиков болезненно относится к критике. На само­критику же он в принципе не способен. Непрочность его пар­тийных убеждений подчеркивает любопытная художественная деталь: там и сям он предлагает разбросать советский герб по мебели.

Приспособиться к новым политическим условиям, найти себе теплое местечко пытаются и другие герои произведения. Так, например, репортер Моментальников до и после револю­ции работал в прессе. А во время революции, когда не знал, кто победит (белые или красные) торговал в лавочке. В.В. Маяковский подчеркивает, что лозунг «Лучше умереть под красным знаменем, чем под забором» для многих стал акту­альным в революционную эпоху.

Умеет делать карьеру и «гладкий и полированный» Опти- мистенко. «На его зеркальной чистоте только начальство от­ражается, и то вверх ногами», — так характеризует его Вело- сипедкин.

Во втором действии пьесы читатель погружается в рабо­чую обстановку крупного государственного учреждения и по­нимает, что конкретные просители, для которых все эти учре­ждения и создаются, уходят оттуда без всякой помощи.

Реплики режиссера становятся все нелепее и забавнее: «Станьте сюда, товарищ Капитал», «Капитал, подтанцовывай­те налево с видом Второго интернационала», «Капитал, краси­во падайте!», «Капитал, издыхайте эффектно!».

Это откровенное посмешище Победоносиков называет подлинным искусством. Подобная оценка характеризует его как человека недалекого, не имеющего художественного вкуса и эстетического воспитания.

Свой эгоизм Победоносиков пытается прикрыть вопроса­ми государственной важности. Даже отправляясь на отдых, он заявляет домработнице: «Каждый врач скажет, что для полно­го отдыха необходимо вырвать себя, именно себя, а не тебя, из привычной среды, ну и я еду восстановить важный государст­ву организм, укрепить его в разных гористых местностях».

Неприглядная сущность героя особенно ярко обнажается в его отношении к Поле. Это жена Победоносикова, которую он постоянно принижает, запрещает ей иметь детей, не разрешает покупать новое платье под предлогом борьбы с мещанством.

Изображение бытовых сцен и социальных конфликтов со­четается в пьесе с элементами фантастики, которые нужны опять-таки для того, чтобы дать оценку ключевым образом произведения. В «Бюро по отбору и переброске в коммуни­стический век» фосфорическая женщина решает, кому най­дется место в обществе светлого будущего, а кому — нет.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/konspekt-uroka-mayakovskiy-banya/

Урок — игра «Заседание художественного совета»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Урок проводится в форме игры по пьесам В. В. Маяковского: «Клоп» и «Баня».

Скачать:

Вложение Размер
prilozhenie_14.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра в 11 классе «Заседание художественного совета»

Тема: Сатира В.В. Маяковского в пьесах «Клоп», «Баня»

1) показать, как поэт решал в своём творчестве тему разоблачения мещанства и бюрократии на примере двух драматических произведений «Клоп» и «Баня», раскрыть направленность сатиры В.В. Маяковского;

  1. развивать чувство юмора, логическое мышление, способствовать повышению мыслительной активности учащихся, реализовать творческие возможности учащихся
  2. воспитывать в учащихся чувство неприятия таких явлений, как мещанство, бюрократия.

Оборудование: аудиозапись, рисунки учеников, иллюстрации к пьесам, портрет поэта.

  1. Организационный момент
  2. Изучение новой темы

Эпиграф к уроку

Как ты нужен стране сейчас,

Клубу, площади и газетам,

Революции трубный бас,

Голос истинного поэта!

Я. Смеляков «Маяковский»

  1. Вступительное слово председателя художественного совета

Нам предстоит непростая работа: две « молодёжные студии» выносят пьесы на наш суд пьесы Маяковского «Клоп» и «Баня», которые они предлагают для постановке в ТЮЗе. Прослушав режиссёрские трактовки и познакомившись с фрагментами будущих спектаклей, мы должны решить, можно ли их рекомендовать к постановке в ТЮЗе. Чтобы не ошибиться, мы обязаны помнить о том, кто будет смотреть эти спектакли, будут ли они созвучны сегодняшним требованиям.

Бюрократ — лицо, воплощающее свои обязанности формально, в ущерб делу, волокитчик.

Мещанин — человек с мелкими интересами, ограниченным кругозором.

Обыватели — люди, живущие мелкими, личными интересами.

Демагог — лицо, извращающие факты, льстивый человек.

  1. Выступление первой молодёжной группы

( Все садятся за стол и защищают свою работу)

а) Слово режиссёра о замысле, трактовке комедии «Клоп»

В.В.Маяковский поставил в этой пьесе проблемы, злободневные для своего времени. Замысел — учить зрителя подмечать всё новые и новые формы носителей это зла, научить распознавать зло выдающее себя за добродетель. Ведь бывший рабочий Присыпкин, став мещанином, не считает, что позорит рабочий класс. Более того, Пьер Скрипкин убеждён, что возвеличивает. Замысел возник у Маяковского давно. Он определил тему пьесы как тему борьбы с мещанством.

б) Слово художника — демонстрация эскизов, декораций и костюмов, обосновывая их.

в) Слово заведующего музыкальной частью

Чтобы подчеркнуть бездуховность, механичность общества будущего, мы использовали музыку Шостаковича.

г) Инсценирование пьесы «Клоп» (отдельные фрагменты)

  1. Выступление второй молодёжной студии

а) Сообщение режиссёра о замысле, трактовке комедии «Баня»

Главный замысел — борьба с бюрократизмом, обратим внимание на фамилию и титул главного героя «Бани». Товарищ Победоносиков — главный начальник по управлению согласованием, главначпупс — название главка нелепо. Нелепое учреждение возглавляет человек с говорящей фамилией. Итак, Победоносиков, надутый от спеси чиновник, который между телефонными звонками и перелистыванием казённых бумаг диктует «общую руководящую статью», такую же бессмысленную, как название учреждения, которым он руководит. Определяя политическую идею пьесы, Маяковский говорил, что это борьба с узостью, делячеством, с бюрократизмом. Маяковский бьёт наотмашь по бюрократии.

б) Сообщение художника

в) Слово заведующему музыкальной частью.

Чтобы подчеркнуть бюрократизм, равнодушие к судьбам людей этого аппарата, использовали песню Леонтьева «Зелёный свет»

г) Инсценирование отрывков из пьесы «Баня»

  1. Слово художественному совету

Члены совета задают вопросы молодёжным студиям, а те защищают свои работы.

  1. Обыватель: Мне кажется, что сатира Маяковского бьёт по мелкой цели. Недостатки Победоносикова не самые страшные. Есть гораздо более опасные вещи, чем бюрократия. А пережитки прошлого?
  2. Демагог: Товарищи, у нас демократия. Зачем нам «Баня»? Надо идти вперёд. Будущее светло и прекрасно.
  3. Так ли опасен Присыпкин? Стоит ли говорить о нём сегодня7 А почему вы делаете из Присыпкина такую омерзительную личность? По-моему, он обыкновенный человек, который хочет жить хорошо, иметь приличную жилплощадь, положение в обществе, солидный заработок. Разве большинство из вас не хочет того же?
  1. Заключительное слово председателя художественного совета

Пьесы, которые нам сегодня представляли молодёжные студии, очень актуальны, в чём нас убедили молодые «режиссёры» и «актёры». Они содержат в себе большой воспитательный потенциал не только для подрастающего поколения, но и для всех нас. Ведь если каждый честно посмотрит на себя и окружающих после просмотра спектаклей, то наверняка найдёт крупицы при сыпкинщины. В борьбе с бюрократией, мещанством Маяковский — наш союзник. Две пьесы близки по проблематике, обе они, говоря об опасности воинствующего хамства, невежества, предупреждает нас, есть сила, способная сокрушить культуру. Комедии Маяковского призывают быть беспощадными к социальному злу, побуждают к активным действиям, смех поэта уничтожающий. Поэтому юным читателям и зрителям стоит познакомиться с обоими произведениями, они помогут увидеть трагизм в утрате духовности. Именно здесь уместно высказывание Смелякова, которое взято эпиграфом к уроку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мировая художественная культура. Тема урока:Художественная культура ислама. Урочное время рассчитано на использование интернетресурсов, для заполнения информационных карт. К уроку прилагаются пр.

Данный урок способствует развитию художественного вкуса, фантазии, изобразительных навыков. Обогащению визуального опыта учащихся через их знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусст.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение.

Содержание и формы практического воплощения типов и жанров уроков мировой художественной культуры, как неотъемлемой части создания урока искусства средствами самого искусства.

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов.

Тема урока: «Волшебный декупаж» (выполнение декоративной посуды в технике «декупаж») Группа: №9 (8–9 лет) Цель: формирование представлений обучающихся о те.

Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси&raquo.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/11/08/urok-igra-zasedanie-khudozhestvennogo-soveta

План-конспект урока литературы в 11-м классе по теме: «Сатира Маяковского»

Разделы: Литература

Цель:

  • Познакомить учащихся с сатирическими произведениями поэта, в которых, вливая “свой труд в труд своей республики”, Маяковский беспощадно высмеивает явления, тормозящие развитие молодого государства.
  • Формировать самостоятельное мышление учащихся, работать над навыком научно-исследовательской, поисковой деятельности старшеклассников, а именно, над высоким уровнем самостоятельности в работе с литературой, публицистикой.
  • Развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения, на основе анализа различных точек зрения, составлять план.
  • Воспитывать способность к коллективному рассуждению, культуру общения, культуру речи.
  • Определить роль учителя на уроке: активизировать познавательную деятельность учащихся, следить за ходом рассуждения, если удастся — дискуссии; поощрять инициативу учащихся по всестороннему изучению вопроса, помогать в формулировке выводов и обобщений; постоянно связывать мировоззрение и творчество писателя со своим временем; заинтересовать учащихся, вызвать у них желание больше узнать о личности Маяковского, его жизни, прочитать его произведения. Всё это возможно при налаженной психологической совместимости с классом
  • Тип урока: комбинированный

    Метод урока: (основной) аналитический, поисковый

    Оборудование урока:

  • Видеофильм “Сатира Маяковского” (фрагменты)
  • Аудиозапись спектакля театра им. Ленинского комсомола “Революцией мобилизованный и призванный”
  • Пластинка “Игорь Ильинский читает Маяковского”
  • Образец афиши, несколько плакатов “Окон РОСТа”, репродукция с картины Дейнеки “Маяковский в окнах РОСТа”.
  • Сборники “Писатели-сатирики”, стихи поэта
  • Мы все зовём, чтоб в лоб,

    И это лучшее из доказательств

    На доске афиша, плакаты “Окон РОСТа”, иллюстрации, приготовлены телевизор и видеомагнитофон, проигрыватель, видеофрагменты будут сопровождать выступления учащихся.

    Деятельность учащихся на уроке:
    Ответить на вопрос в конце урока:

    В чём родство и в чём различие сатиры в русской классике и в творчестве Маяковского?

  • В тетрадях по литературе составить план урока.
  • Продумать ответы на вопросы:

    Как вы понимаете слова Маяковского “Поэт всегда должник Вселенной”?
    Что обеспечивает поэту возможность воздействовать на человеческие сердца?

    Опережающее домашнее задание:

    Подготовиться к уроку внеклассного чтения: “Современная сатира”. А.Платонов “Город Градов”, М.Булгаков “Собачье сердце”, К Паустовский “Золотая роза” (“Первый рассказ”, “Случай в магазине Альшванга”), басни С.Михалкова.

    Для словарной работы:

    Сатира — (от лат. Satira, от более раннего satura) — смесь, всякая всячина. Вид комического, наиболее беспощадно высмеивающего несовершенство мира, человеческие пороки.

    Аудиенция —официальный приём у высокопоставленного лица.

    ТЕО — театральный отдел главполитпросвета при Наркомпросе РСФСР.

    ГУКОН— главное управление коннозаводства при Накомземе.

    Бюрократ —человек, который привержен к бюрократизму.

    Бюрократизм — система управления чиновнической администрации, оторванной от народа. Канцелярщина, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей.

    Мещанин — 1. В царской России лицо городского сословия, состоящего из мелких торговцев, ремесленников, низших служащих; 2.Человек с мелкими интересами, узким кругозором.

    Мещанство —1. Сословие мещан; 2. Психология и идеология мещанина.

    К уроку были даны индивидуальные творческие, поисковые задания, по результатам которых должны быть подготовлены небольшие сообщения:

  • Традиции русской сатиры в творчестве Маяковского.
  • Об “Окнах РОСТа”
  • По современному газетному материалу (Творчество Дормидонта Народного из “КП” и др).
  • Выразительное чтение стихотворения “О дряни”
  • Ход урока

    I. Вступительное слово учителя

    В 1930 году, за три недели до смерти, Маяковский говорил: “Как-то так получилось, что всю жизнь я работал не над тем, чтобы делать красивые вещички и ласкать человеческое ухо; всё у меня устраивалось так, что я неприятности людям доставлял. И 20 лет моей литературной работы — это, главным образом, выражаясь просто, литературный мордобой, т.е каждую минуту мне приходилось отстаивать свои позиции”. И действительно, тогда, в 20-е годы, Маяковский был фигурой очень спорной. Вокруг его имени и творчества бушевала ожесточённая борьба. Он вёл неустанные споры, непримиримые бои с противниками нового в жизни и искусстве. А таких противников было немало. И они не сдавались без борьбы. Я приглашаю вас совершить заочное путешествие в Москву, в театр им. Ленинского комсомола, где идёт спектакль “Революцией мобилизованный и призванный”, спектакль-диспут, поставленный режиссёром Дубининым, где роль Маяковского исполнял заслуженный артист республики Евгений Урбанский. Роль Маяковского — одна из самых любимых им и признанных зрителями.

    (Прослушивается фрагмент спектакля).

    Вы, конечно, обратили внимание, что Маяковский одарён талантом красноречия, он обладал и редким даром- умением разговаривать с массой. Когда он оглашал записки или отвечал на них — разгорались страсти. Некоторые не сразу понимали его остроты. Про таких он говорил: “Его смешишь во вторник, а он смеётся в пятницу”. Не раз ему задавали вопрос: “Почему вы всё время острите?” Он отвечал: “Когда все будут чутко воспринимать юмор, это будет означать, что мы приблизились к идеалу жизни человеческой. Вообще, жить и работать надо весело.” А на выпад: “Маяковский, почему вы всё время хвалите себя?”, поэт отвечал: “Никогда не говори о себе дурного, это всегда за тебя сделают товарищи” — и широким жестом обводил зал. Его юмор, неординарность проявлялись и в афишах.

    Бешеная травля Маяковского отравляла ему жизнь, надорвала нервы поэта. Но эта травля не в силах умалить заслуги Маяковского.

    II. Переход к теме

    Сегодня тема нашего разговора — “Сатира Маяковского”.

    (Идёт запись в тетради, учитель проводит словарную работу, обращает внимание на проблемный вопрос).

    Смысл сатиры можно определить словами Маркса: “…чтобы человечество весело расставалось со своими недостатками”. А сам Маяковский так говорил: “Сатира — это взгляд на мир через увеличительное стекло”. Один из сборников своих стихов поэт назвал так: “Маяковский улыбается, Маяковский смеётся, Маяковский издевается”. В своей работе поэт активно опирался на сатирический опыт русской классической литературы.

    Слово предоставляется ученику, подготовившему сообщение по этой теме.

    Учитель может добавить, что некоторым сатирическим стихотворениям Маяковский давал названия, непосредственно связанные с творчеством великих сатириков. “Плюшкин” — так называется стихотворение, разоблачающего обывателя-скопидома. “Помпадур”, “Головотяпам” — щедринскими образами навеяны названия этих стихотворений. Следуя лучшим достижениям сатирической литературы 19 в., Маяковский создаёт сатирические портреты и типы мещан, бюрократов и других носителей чуждых обществу нравов и пережитков.

    Сатирические произведения Маяковский начал писать ещё до революции.

    (Идёт демонстрация 6 кадров диафильма “Сатира Маяковского “Новый Сатирикон”, “Облако в штанах”, “Гимны”, “Сказка о Красной шапочке”, “Мистерия- Буфф”, “Советская азбука”).

    Огромную силу воздействия имели в годы гражданской войны “Окна РОСТа”.

    Слово предоставляется ученику, подготовившему сообщение по этой теме.

    Учитель может добавить: “Окна РОСТа” — та же передовая батарея, обстреливавшая врага. За 28 месяцев Маяковский сделал 3 тысячи плакатов и 6 тысяч подписей. Поэт, обладавший не только литературным, но и политическим авторитетом, стал фактически руководителем коллектива энтузиастов. По “Окнам РОСТа” можно проследить смену событий, происходивших в один из труднейших периодов жизни страны. Незадолго до смерти, вспоминая о тех днях, Маяковский писал: “Через годы над этими “окнами” будут корпеть учёные, охраняя от времени скверненькую бумагу. Охранять эти “окна” надо и надо. Так как это красочная история трёх “боевейших” годов Союза, так как это предки всех советских сатирических журналов”.

    4. Если раньше сатира Маяковского была почти исключительно обращена на врагов внешних, то теперь он переносит “огонь на себя”, на собственные наши недостатки. Объяснял это так: “Белое окружение не позволяло нам чистить себя чересчур рьяно. Метла сатиры, щётка юмора были отложены. Сатира “внутренняя” требовала отчётливого знания объекта, чтобы обеспечить точность попадания”.

    Вопросы к классу:

    • Как вы думаете, почему НЭП вызвал прилив творческих сил Маяковского?

    (Предполагается, что ученики ответят примерно так: “Мещанство подняло голову и активизировалось при НЭПе”, “Мразь, сумевшая выжить, приспособилась, свила себе уютные кабинетики и спаленки”).

    В это время поэт пишет целую серию сатирических фельетонов.

    (Включается проигрыватель, на пластинке запись Игоря Ильинского, стихотворение “Прозаседавшиеся”).

    • Какую мишень выбрал Маяковский в этом стихотворении для нанесения сатирического удара?

    (Ударил по советской бюрократии, способной в ворохе бумаг, в сутолоке заседаний утопить любое, даже самое важное дело).

    • Как достигается комический эффект?

    (Нелепое заседание ТЕО и ГУКОНа о покупке склянки чернил Гупкооперативом; фантастическое предприятие “АБВЖЗЕКОМ”. Заседательская тина всё надёжнее скрывает чиновников от живых людей; половинки людей поражают посетителя, но не секретаря…)

    • Остаётся ли у читателей впечатление, что происходит что-то странное, не встречающееся в жизни?
    • Оцените название стихотворения.

    (Обращается внимание на удачное, смелое, эмоциональное, точное название стихотворения. Приставка ПРО и частица СЯ придают всему слову иронический оттенок, подчёркивают распространённость и одновременно полную бессмысленность бюрократической волокиты и суетни. (Проворовавшиеся. прозевавшие…)

    Маяковский видел опасность бюрократизма, который оборачивается бездушием. Но бюрократизм не кажется поэту столь грозным явлением, как мещанство.

    • А на ваш взгляд, что опаснее в жизни, бюрократизм или мещанство?

    (Предполагается небольшая дискуссия, где учитель может и сам высказать своё мнение. Я считаю, что опаснее бюрократизм. При строе, который создан для счастья бумажки, счастливы только бумажка и те, кто существует при ней, служат ей, трудятся ради неё, ради “бумажкиного” благополучия).

    Открывается же цикл сатирических фельетонов стихотворением “О дряни”.

    (Ученик выразительно читает стихотворение).

    В бюрократизме и мещанстве увидел Маяковский 2-х злейших врагов. Как живучи оказались эти пороки! Десятилетия отделяют нас от времени создания поэтических строчек Маяковского. Срок достаточно большой для проверки временем силы читательского внимания к поэту и силы его влияния на поэзию своего поколения. И, согласитесь, он близок сегодняшнему дню, как никогда.

    (Идёт сообщение учащегося о современной сатире (по газетным материалам)

    Учащиеся отвечают на проблемный вопрос:

    • В чём родство и в чём различие русской сатиры и сатиры Маяковского?

    (Предполагается, что прозвучат примерно такие ответы:

    Однажды Эльдар Рязанов, наш известный кинорежиссёр, в одном из интервью сказал, что сатира связана с патриотизмом. “За что душа болит, за то и говоришь”. С учётом этого заявления ответьте на вопрос:

    • Есть ли будущее у сатирической литературы?

    (Предполагается небольшая дискуссия).

    Казалось бы, сейчас мы живём в другой стране. Советский Союз остался только в документах, фотографиях, на старых картах, в воспоминаниях тех, кому довелось жить в советские времена. Но разве у нас нет объектов для сатиры и поводов для смеха? Разве исчезло то, что клеймил Маяковский в своих стихах-агитках, и мы являем миру порядочность и высокую нравственность? И за мещанским благополучием современных нуворишей не видно слёз обездоленных? Может быть, рано снимать с полок его томики, а самого поэта отправлять в архив?

    Заключительное слово учителя

    Да, юмор и сатира бессмертны. Чем труднее времена, тем труднее сатире. Времена ведь, как люди: они любят посмеяться над другими временами, но не терпят смеха над собой.

    Когда у великого философа Демокрита спросили, как он понимает истину, он ответил коротко: “Я смеюсь”.

    На этих словах и хотелось бы закончить сегодняшний урок.

    Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/212274

    Оцените статью
    Про баню